Натурные съемки – Натурные съёмки Википедия

Автор: | 30.12.2017

Содержание

Натурные съёмки Википедия

Съёмка эпизода художественного фильма на натуре У этого термина существуют и другие значения, см. Съёмка.

Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.

Технология съёмки

Съёмка кинематографического изображения производится при помощи киносъёмочного аппарата или цифровой кинокамеры. В зависимости от сложности фильма и его жанра, съёмка может проводиться одним человеком — кинооператором или целой группой из нескольких человек. Наиболее сложной разновидностью киносъёмки является съёмка художественного фильма. Киносъёмки, происходящие в художественном и документальном кинематографе могут различаться по многим признакам

[1]:

  • по месту проведения — павильонные (в декорациях, построенных в съёмочном павильоне киностудии)[2], и натурные, которые происходят вне студийного павильона[3]. Ещё одна разновидность съёмки, в последнее время почти полностью заменившая павильонные — съёмка в естественных интерьерах[1];
  • по характеру звукозаписи — синхронные, с последующим озвучением, под фонограмму и немая;
  • по способу крепления камеры — с рук, со штатива, с крана или другого специального устройства;
  • по виду съёмки — обычная, специальная или комбинированная;
  • по характеру — игровая, хроникально-документальная, репортажная или мультипликационная;
  • по виду освещения — с искусственным, естественным или смешанным освещением;
  • по условиям — наземная, воздушная или подводная;
  • по движению камеры — неподвижная, с панорамированием или движущейся камерой;
  • по способу управления камерой — местное, дистанционное или по предварительно созданной программе;
  • по организации съёмки — одной камерой, многокамерная или несколькими камерами, не связанными друг с другом.

Технология съёмки в художественном кино

За съёмку изображения игровых художественных фильмов отвечает операторская группа во главе с оператором-постановщиком. К группе прикрепляется бригада осветителей (англ. Key Grip), являющихся сотрудниками осветительного цеха киностудии. По мере готовности к съёмке операторской группы и других служб съёмочной группы, приступают к съёмке эпизодов кинокартины. Режиссёр отдаёт команды членам съёмочной группы, управляя всем процессом. Команда «Тишина!» означает начало записи синхронной фонограммы, когда разговоры и посторонние шумы, не имеющие отношения к содержанию кадра, должны быть прекращены.

В съёмочном павильоне в этот момент включаются световые табло «Тихо! Съёмка!», иногда дублируемые звуковым сигналом[4]. Последующая команда «Внимание! Приготовились!» служит предупреждением для актёров и технического персонала. Далее даётся команда «Мотор!», которая служит сигналом к запуску приводов киносъёмочного и звукозаписывающего оборудования[4]. После этой команды даётся интервал времени, необходимый для разгона механизмов и начала их синхронной работы, отмечаемого звуковыми сигналами. После этого помощник режиссёра вносит перед объективом камеры нумератор-хлопушку, на которой обозначены название фильма, компания-производитель (киностудия), имя режиссёра и оператора, вид съёмки (синхронная или немая), номер кадра и номер дубля. В случае записи синхронной фонограммы эти же данные произносятся помощником режиссёра вслух для последующей идентификации каждого дубля и кадра на изображении и фонограмме. После срабатывания хлопушки, она выносится из кадра и звучит команда «Начали!» которая обозначает начало работы актёров, массовки и собственно начало монтажного кадра

[4]. По окончании съёмки или в случае, когда режиссёр решил прекратить её раньше окончания сцены, звучит команда «Стоп!», после которой останавливаются механизмы аппаратуры и актёры прекращают игру. Съёмка каждого кадра повторяется до тех пор, пока режиссёр не примет решения, что качество изображения и действие в кадре соответствуют замыслу[4]. Иногда дополнительные дубли снимаются по техническим соображениям оператора или звукорежиссёра. В процессе монтажа выбираются наиболее удачные дубли каждой сцены. В некоторых случаях сцену повторяют специально для качественной записи многоканальной фонограммы микрофонами, которые могли бы помешать в кадре. По окончании съёмки одного кадра переходят к съёмке следующего или переезжают на следующую съёмочную площадку. По окончании съёмочной смены кассеты с отснятой плёнкой сдаются в цех обработки плёнки или отправляются на киностудию, если съёмка проходит в условиях экспедиции.

В современном кинопроизводстве получило широкое распространение использование видеоконтроля.

Большинство профессиональных киносъёмочных аппаратов оснащены телевизирами, позволяющими получать телевизионный видеосигнал, полностью соответствующий снимаемому кадру и пригодный для записи и наблюдения всеми членами съёмочной группы. В результате снимаемый кадр видит не только оператор, но и режиссёр и все, участвующие в создании видеоряда. Изображение с телевизира записывается на видеомагнитофон и сразу же после съёмки дубля может быть просмотрено актёрами, участвующими в сцене, чтобы внести необходимые коррективы при съёмке следующего дубля. Кроме того, записанное изображение может быть использовано для чернового монтажа, в качестве основы для монтажа негатива. В некоторых случаях черновой монтаж на видео используется при создании новых монтажных версий фильма. Так, при создании режиссёрской версии фильма «Апокалипсис сегодня» Фрэнка Копполы использовались кассеты «U-matic», записанные с телевизира во время съёмок

[5].

Съёмка сцен фильма не обязательно происходит в том порядке, в котором действие будет происходить на экране. При правильной организации съёмочного процесса съёмка кадров, действие которых происходит в одном месте в одинаковых условиях, производится подряд, чтобы сократить трудозатраты на перемещение оборудования. Например, в сценах с несложными диалогами, реплики одного из двух актёров, участвующих в диалоге, могут быть сняты подряд, а реплики другого — после перестановки камеры и освещения также подряд. Реплики разных актёров могут сниматься даже в разное время с интервалом в несколько дней, если их одновременное присутствие на съёмках невозможно из-за занятости на других работах. При монтаже реплики разрезаются и монтируются в нужном порядке. Однако, при съёмке сложных мизансцен с актёрскими диалогами, применяется многокамерная съёмка, когда работают одновременно несколько киносъёмочных аппаратов, снимающих одну сцену с разных точек и с разной крупностью плана.

При монтаже изображение с разных камер чередуется, в соответствии со снятым моментом. Также, время съёмки разных сцен распределяется в зависимости от перемещения съёмочной группы. Сцены, снимаемые на одной натуре, но находящиеся в разных частях фильма, чаще всего снимаются подряд с последующим распределением при монтаже. Часто встречается практика, когда монтируемые подряд сцены, снимаемые на натуре и в интерьере, объединённые по сюжету временем и местом, снимаются в разное время в совершенно разных местах. Это позволяет повысить выразительность фильма, поскольку иногда трудно подобрать натуру, одинаково приемлемую и в интерьере и снаружи.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Натурные съёмки

Если съёмка предстоит на натуре, необходимо предусмотреть защиту камеры от возможного дождя, пыли или снегопада (чехлы). При съёмке под горячими лучами солнца имейте при себе белую ткань, чтобы накрыть камеру, предохраняя ее от перегрева.

Теперь поговорим о натуре. Натура – это всё, что не есть специальная декорация для съёмок. Как её снимать? Начнём с самого сложного, с леса. Лес в кадре обычно выглядит невыразительной пёстрой массой разных оттенков зелёного цвета. Загадочные чащи и кущи на экране превращаются буквально в непонятную бурую кашу, а идиллическая опушка, с которой хоть картину пиши, выглядит как однообразный частокол древесных стволов с веточками. Видеоизображение не передает объём, а мы, обладая стереоскопическим зрением, привыкли видеть мир объёмно. Строя натурный кадр, необходимо подчеркнуть этот объём, проработать все доступные планы глубины кадра. Объекты первого, самого ближнего, плана должны быть немного нерезкими, но узнаваемыми (ствол ближнего к вам дерева, ветка, куст, стебли высокой травы). Фон не должен быть плотным и однородным (стена деревьев), постарайтесь найти такую точку, откуда эта стена деревьев будет не сплошной, а с промежутками, сквозь которые видны дальние деревья. Фон, так же, должен быть не в резкости, используйте для этого специальный режим «PORTRAIT» или вручную поставьте большое значение «IRIS» и малое «SHUTTER». Естественное освещение сцены (солнце) – лучше всего, если сбоку – так оно будет освещать сцену съёмки рельефно. Если солнце будет у вас за спиной, то в кадре как раз и окажется пёстрая каша веселых оттенков. Очень хорош на натурных съёмках туман, он потрясающе подчеркивает глубину композиции, объёмность кадра. Не снимайте объект на фоне ярких плоскостей (светлое небо, яркое окно, белая освещённая стена и т.п.). Паразитный свет, попав в поле зрения объектива, окажется причиной бракованного изображения («заплывут» контуры объекта). Кроме того, при работе в автоматическом режиме интенсивный поток света заставит диафрагму прикрыться, и изображение главного объекта приобретет искаженный светотональный характер (вплоть до силуэта).

Значащие, «работающие» объекты натурного кадра располагайте на «втором слое» глубины кадра, тогда они зримо окажутся «внутри», между немного нерезкими объектами первого плана и фоном, тоже немного размытым.

Такие же правила действуют и в отношении других объектов, менее сложных в подаче материала. Планы по крупности необходимо менять для лучшего восприятия вашей творческой мысли. Старайтесь снимать монтажно (мысленно монтируя сюжет), чтобы во время обработки материала на монтажной линейке в компьютере ваши планы ложились гармонично и обосновано.

Городская натура предложит вам бесконечное разнообразие сцен съёмки и бесконечное количество разного рода помех. Вы, наверное, слышали о людях, которым удалось разбогатеть или сделать «с нуля» блестящую карьеру, оказавшись с видеокамерой «в нужном месте, в нужное время». Действительно, уникальная хроника дорогого стоит, поэтому, если вы предчувствуете «горящее» событие — держите камеру наготове! А если ожидаемое приключение начало разворачиваться у вас на глазах — жмите “REC” и снимайте, пока не «сдохнет» аккумулятор или не кончится кассета! Поэтому:

* если предметы или люди впереди вас заслоняют происходящее, оглянитесь и найдите естественное возвышение, с которого всё будет видно;

* в течение этого события всегда найдется несколько секунд, минута, а то и полчаса, чтобы перевести дух, проверить техническое состояние камеры и её готовность к дальнейшей работе;

* в какой-то момент съёмок скажите себе: «Стоп! Это я уже снял, пора менять точку». Осмотритесь, и попытайтесь предугадать ближайшее развитие события в плане того, где вам выгоднее расположиться так, чтобы всё было «как на ладони»;

* соотнесите ценность кадров, которые вам (может быть) удастся снять, со степенью риска, каковой обычно сопровождает участие в «горящем» событии или хотя бы наблюдение за ним.

Снимите место действия, детали, имеющие отношение к теме сюжета, жанровые сценки. Такой материал обогатит изобразительный ряд сюжета. Ваш острый взгляд оператора заметит нечто, могущее спровоцировать возникновение или развитие того самого горящего, снять которое вы, как оператор, мечтаете. «Подтолкнуть» такое событие или подождать, пока «само начнется», а может, предотвратить его – это, разумеется, исключительно ваше личное дело, но … Всё же, помимо, интересных видеокадров в этой жизни, есть еще и совесть. Могу привести пример из своей работы главным редактором на кабельном телевидении «Петергоф». Творческая группа возвращалась со съёмок и по дороге увидела, как из одного дачного домика начал валить дым. Как истые журналюги, они не могли упустить такой прекрасный шанс осветить, в прямом смысле, горящее событие. Разобрав камеру и установив её, они начали снимать сюжет для программы «Дежурный выезд». Заодно стали брать интервью у проходящих мимо людей, которые стали звонить в пожарную службу. В общем, к приезду пожарных домик благополучно разгорелся и также благополучно догорел во время тушения. Таким образом, в эфир вышел сюжет по горячим следам, хозяева остались без дачи, а наши журналисты – с чувством выполненного долга написали замечательный закадровый текст. Если бы они сразу вызвали пожарную команду, то не только бы сняли актуальный сюжет, но и получили благодарность за спасённую собственность от хозяев дома. Кроме того, выполнили бы свой гражданский долг. Об остальном, догадайтесь сами.

  1. РАКУРС

Мои ученики часто задавали вопрос, как выбрать удачный ракурс. Что ж, рассмотрим и этот вопрос. Поставьте камеру на землю, приподнимите объектив, чтобы не ложиться рядом с камерой, а просто нагнуться, и заглянуть в видоискатель, это будет кадр, снятый «с нижнего ракурса». Сильный ход – съёмка с верхнего или нижнего ракурса. Достаточно совсем немного изменить «точку зрения» камеры и содержание, смысл кадра меняются совершенно, с точностью до «наоборот»! Например, в одном американском специальном репортаже о военно-морской базе, мешающей местным жителям, оператор снимал интервью с аборигенами с несколько нижнего ракурса, а ответ офицера – с верхнего. На экране это выглядело, как довлеет над жителями положение заложников военной базы. Таким образом, оператор и режиссёр смогли показать положение противоборствующих сторон. Только в своей работе обратите внимание вот на какой аспект, женщины очень не любят, когда на экране видят себя с двойным подбородком. Часто это происходит из-за невнимательности оператора, не обращающего внимание на такие «мелочи», а для дам – это целая трагедия. При съёмке женщин старайтесь камеру держать так, чтобы объектив был примерно на уровне лба, хотя для правильной съёмки людей, камеру, обычно, настраивают на уровень между подбородком и бровями.

Сколько на свете операторов, столько и способов снять один и тот же кадр. Ведь съёмка, как род деятельности, есть способ самовыражения – можно нарушать любые правила и каноны, лишь бы снятые вами кадры передали ваши ощущения оттого, что вы снимаете! Однако, обратите внимание, именно «нарушать», а не «пренебрегать» или, того хуже, «не знать». Сначала нужно все-таки овладеть этими самыми канонами, а уж потом… Оригинальное композиционное решение возможно лишь тогда, когда автору доступно его грамотное стандартное решение. Никогда не пересекайте линию взаимодействия объектов съёмки (линию общения героев). Кадры, снятые с такими ошибками, не будут монтироваться, так как нарушатся пространственные ориентиры. Вместо встречного движения (встречных взглядов) объекты будут двигаться (смотреть) в одну и ту же сторону.

Кадр и его композиция – это основа всех ваших будущих видеосъёмок. Если этот «кирпич» будет с трещиной или пропущен, то и всё «здание» неминуемо развалится – зрители лишь пожмут плечами. Чтобы такого провала не произошло, нужно очень немного: приучить себя смотреть на каждый снимаемый вами кадр «со стороны». Хорошо ли такое решение кадра? Есть ли решение лучше? Существует и такой принцип зрительского восприятия: современный человек неосознанно ассоциирует рассматриваемый им кадр со страницей книги и, как бы, «читает» его в том порядке, в каком читает что-либо написанное или напечатанное. Это выглядит примерно как от 1 к 4: в первую очередь человек обращает внимание на левую верхнюю часть картинки, а в последнюю очередь его «мысленный взор» достигает её правого нижнего угла. Например, правильно снимать взлетающий самолет из левого нижнего угла экрана к верхнему правому, а проезжающую машину – из верхнего левого к нижнему правому.

Часто используемые виды съёмок людей во время беседы:

1) два кадра из-за плеча одного из собеседников и с более дальней дистанции. То время, в течение которого гость не говорит, а слушает и не видно губ собеседника, можно использовать при монтаже вопросов;

2) обратная точка съёмки. Обычно такой кадр снимается уже после того, как гость покинул место интервью. Для этого камера снимает на среднем крупном плане. Собеседник во время этой съёмки «задаёт» те же вопросы, что и во время беседы;

3) кивание головой (или прочие знаки внимания между собеседниками) может быть снято так же. Собеседник внимательно слушает ответ своего визави. Эти кадры могут быть использованы при монтаже для «перекрытия» склеек, когда монтируются два разных ответа;

4) перебивки и панорамы могут быть использованы для иллюстрации ответов, которые указывают на какие-то детали, а также перекрытия не монтажных склеек. Это довольно эффективный прием, но не переусердствуйте – зрители должны регулярно видеть главного героя, особенно, сразу после того, как его представили зрителям.

5) попросите героя попозировать, посмотрите на разные по крупности планы и убедитесь, что композиция вас устраивает.

6) Обдумайте, какой план вам нужен в начале интервью и не хотите ли вы перейти на более крупный план во время одного из вопросов. Лучше всего менять крупность планов во время одного из вопросов, достаточно длинных, чтобы хватило времени на переход.

Снимайте набор разномасштабных кадров: от самого общего до деталей. Избегайте съёмки человека очень крупным планом. При такой композиции герой изолирован от окружающей среды, становятся заметны дефекты кожи лица, и существует опасность, что, двигаясь, объект выйдет из зоны резкости или за рамки кадра. Никогда не выключайте камеру, если действие, которое вы снимаете, не закончено. Например, если герой вошел в кадр, он должен или выйти, или остановиться. Если человек открыл дверь и входит в здание, дверь за ним должна закрыться. Если микрофон находится в кадре, следите, чтобы он не занимал главенствующее место в композиции (не был ярко освещен, не перегораживал часть лица человека, не занимал большую часть картинной плоскости).

В соответствии с «Декларацией о правах человека», каждый человек имеет право на собственное изображение. Никого нельзя рисовать, фотографировать и снимать без личного разрешения изображаемого, даже если речь не идет о последующей публикации данного изображения. Некоторые люди на деле реализуют своё право на изображение. Известные политики, звезды эстрады и кино, крупные бизнесмены и просто агрессивно настроенные граждане применяют весь арсенал средств против съёмки: от судебного разбирательства и преследования до вырывания кассеты из камеры, а иногда и вплоть до разбивания самой камеры, а также лица оператора. Поэтому, будьте внимательны во время съёмок и не забывайте о взаимоуважении. Это важно для автора и оператора.

В заключение. Оператор должен быть уверен, что он не забыл снять достаточное количество перебивок, а также общие планы того места, где велась съёмка. Например, после съёмки основного материала нужно показать, как выглядит здание (привязка к местности), где происходило событие, и саму улицу. Если действие происходило в помещении, то рекомендуется снять вывеску с его названием. Если снимался эпизод с возложением венка к памятнику, то нужно снять надпись на ленте и т.д.

studfiles.net

натурная съемка — это… Что такое натурная съемка?


натурная съемка
кино shooting on location

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • натурная модель
  • натурная съемочная площадка

Смотреть что такое «натурная съемка» в других словарях:

  • съёмка — и, род. мн. мок, дат. мкам, ж. 1. спец. Действие по глаг. снять снимать (в 1, 4, 5 и 13 знач.) и сняться сниматься (в 3 знач.). Съемка строительных лесов. Съемка шкур. □ У меня арбуз есть замечательный… первой съемки… Прислал вчера директор… …   Малый академический словарь

  • нату́рный — ая, ое. 1. иск. Связанный с рисованием с натуры (в 5 знач.). Натурный класс (в училищах живописи). 2. Кино. Производимый, снимаемый вне павильона. Натурная съемка. □ Натурные сцены вышли удачнее павильонных, так как живая природа и хорошая… …   Малый академический словарь

  • ОБХОД БАССЕЙНОВ — определение натурной съемкой границ водоразделов между отдельными бассейнами водотоков, пересекаемых ж. д. Очертания и площадь бассейна д. б. известны для расчета отверстия искусственного сооружения. Натурная съемка производится для бассейнов,… …   Технический железнодорожный словарь

  • Сад наслаждений (фильм) — Сад наслаждений The Pleasure Garden Жанр триллер Режиссёр Альфред Хичкок В главных ролях Майлз Мэндер, Джон Стюарт, Георг Шнелл Длительность 75 мин …   Википедия

  • Обнажённая натура — Пьер Огюст Ренуар, Ню. Ню (фр. nu обнажённый) художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий обнажённое человеческое тело. На протяжении многих веков он является одним из основных жанров в искусстве.… …   Википедия

  • Пакула, Алан Дж. — (Pakula, Alan J.)    Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 7 апреля 1928 г, в Нью Йорке, умер 19 ноября 1998 г. Окончил Йельскую школу драмы. Еще будучи студентом увлекся театром, играл в спектаклях университетского клуба. В 1949 г, поступил в… …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Спецэффект — Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX, SFX или FX)  технологический приём в кинематографе, на телевидении и в компьютерных играх, применяемый для визуализации сцен, которые не могут быть сняты обычным способом …   Википедия

dic.academic.ru

Натурные съёмки Википедия

Съёмка эпизода художественного фильма на натуре У этого термина существуют и другие значения, см. Съёмка.

Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.

Технология съёмки[ | ]

Съёмка кинематографического изображения производится при помощи киносъёмочного аппарата или цифровой кинокамеры. В зависимости от сложности фильма и его жанра, съёмка может проводиться одним человеком — кинооператором или целой группой из нескольких человек. Наиболее сложной разновидностью киносъёмки является съёмка художественного фильма. Киносъёмки, происходящие в художественном и документальном кинематографе могут различаться по многим признакам[1]:

  • по месту проведения — павильонные (в декорациях, построенных в съёмочном павильоне киностудии)[2], и натурные, которые происходят вне студийного павильона[3]. Ещё одна разновидность съёмки, в последнее время почти полностью заменившая павильонные — съёмка в естественных интерьерах[1];
  • по характеру звукозаписи — синхронные, с последующим озвучением, под фонограмму и немая;
  • по способу крепления камеры — с рук, со штатива, с крана или другого специального устройства;
  • по виду съёмки — обычная, специальная или комбинированная;
  • по характеру — игровая, хроникально-документальная, репортажная или мультипликационная;
  • по виду освещения — с искусственным, естественным или смешанным освещением;
  • по условиям — наземная, воздушная или подводная;
  • по движению камеры — неподвижная, с панорамированием или движущейся камерой;
  • по способу управления камерой — местное, дистанционное или по предварительно созданной программе;
  • по организации съёмки — одной камерой, многокамерная или несколькими камерами, не связанными друг с другом.

Технология съёмки в художественном кино[ | ]

За съёмку изображения игровых художественных фильмов отвечает операторская группа во главе с оператором-постановщиком. К группе прикрепляется бригада осветителей (англ. Key Grip), являющихся сотрудниками осветительного цеха киностудии. По мере готовности к съёмке операторской группы и других служб съёмочной группы, приступают к съёмке эпизодов кинокартины. Режиссёр отдаёт команды членам съёмочной группы, управляя всем процессом. Команда «Тишина!» означает начало записи синхронной фонограммы, когда разговоры и посторонние шумы, не имеющие отношения к содержанию кадра, должны быть прекращены.

В съёмочном павильоне в этот момент включаются световые табло «Тихо! Съёмка!», иногда дублируемые звуковым сигналом[4]

ru-wiki.ru

Тема 12. Специфика репортажной съёмки на натуре. Роль фона в условиях натурных съёмок

1. Съёмка интервью на натуре. Расположение интервьюируемого относительно камеры.

2. Значение фона при интервью на натуре.

1. Съёмка интервью на натуре. Съёмка интервью с участниками или свидетелями событий, как правило, – наилучший способ отображения эмоционального аспекта события. Синхрон привносит человеческий фактор в сюжет. Место для съёмок интервью нужно выбирать очень тщательно. Человек, у которого мы берём интервью, должен находиться в своей естественной среде. Оператор с журналистом заранее оговаривают жанр, продолжительность, направленность сюжета, его сверхзадачу. Также определяются основные акценты, детали, крупности планов, возможные ракурсы. Чёткая и быстрая ориентация съёмочной группы на месте съёмки – залог удачного и качественного репортажа.

2. Значение фона при интервью на натуре. Оператор не должен забывать, что фон имеет немаловажное, а порой определяющее значение при съёмке репортажных сюжетов. От выбора фона часто зависит характер героя сюжета, его жизненная позиция, политическая и эстетическая направленность видеосюжета. Яркость и цвет фона также оказывают существенное влияние на зрителя при восприятии репортажа. Расположение ведущего относительно фона, масштаб и использование определённой оптики также имеют свою специфику и выразительные особенности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается съёмка репортажа на натуре от съёмки репортажа в интерьере?

2. Каково значение фона во время съёмки репортажа на натуре?

Cписок рекомендуемой литературы:

  1. Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр / С. Е. Медынский. — М., 2004.

  2. Муратов С. А. Пристрастная камера / С. А. Муратов. — М., 2004.

  3. Саруханов В. А. Азбука телевидения / В. А. Саруханов. — М., 2003.

СЕДЬМОЙ СЕМЕСТР

Тема 13. Мизансцена. Работа оператора с актёром. Специфика синхронных съёмок в художественных программах

1. Развод мизансцен.

2. Работа и взаимодействие оператора со звукорежиссёром на площадке.

1. Развод мизансцен. Оператор должен хорошо себе представлять, что между театральной мизансценой и мизансценой кинематографической (телевизионной) существует принципиальная разница. Театральный режиссёр старается развести актёров на сцене широко, заполнив всё сценическое пространство, а кино- или телережиссёр – напротив, стремится сделать мизансцену компактней, уместив действующих лиц в кадровом пространстве. Здесь важную роль играет также специфика расстановки света. Актёр вынужден работать технически очень точно – до сантиметра, иначе он рискует не попасть в мизансценические точки света, выверенные оператором и режиссёром. Или же просто оказаться за пределами кадра. Поэтому развод мизансцен в кино и на телевидении для оператора и режиссёра является сложным, скрупулезным и ответственным занятием.

2. Работа и взаимодействие оператора со звукорежиссёром на съёмочной площадке. Съёмка синхронных сцен в художественных программах и документальных фильмах требует от оператора знаний звуковой техники и её возможностей. Подготовительная работа даёт возможность определить со звукорежиссёром места установки в декорации микрофонов, расположение звуковых пушек и петличек. Без знания технических характеристик звуковой аппаратуры оператору будет сложно общаться со звукорежиссёром на съёмочной площадке. Снимая синхронные сцены, оператору приходится вносить соответствующие корректировки в мизансцены, схему расстановки света и декораций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мизансцена?

2. Понятие внутрикадровый монтаж.

3. Каковы действия оператора при синхронной съёмке?

Cписок рекомендуемой литературы:

  1. Головня А. Д. Мастерство кинооператора / А. Д. Головня. — М.: Искусство, 1995.

  2. Железняков В. Человек с фабрики грёз / В. Железняков. — М.: ВГИК, 2000.

  3. Миллерсон Д. Телевизионное производство / Д. Миллерсон. — М.: ГИТР, 2004.

  4. Звукорежиссёр: журнал. – М., 2004-2007. — № 1-10.

studfiles.net

Портрет основы. Освещение. Часть 2: натурная съёмка

Безусловно, съемка портрета на улице — это оптимальный способ получить нужный результат. Почему на улице портрет снимать легче, чем в помещении? Причин несколько. Во-первых, вы не стеснены пространством. Во-вторых, модель чувствует себя комфортнее на свежем воздухе (если «за бортом», конечно, не -30), и в результате ваши снимки получаются естественнее. В-третьих, всегда большой выбор мест для съемок — от урбанистических видов большого города до живописных парков. Но, к сожалению, при всем этом есть один минус. Уличное освещение очень капризно. Вам нужно знать и понимать, как оно работает для того, чтобы вы получили красивые снимки в любой ситуации.

Начнем с самого главного источника освещения на улице.

Солнце

Да, солнце — это тот самый источник света, который сопровождает нас всегда и везде в течение всего дня. Как мы уже с вами говорили в прошлом уроке, солнце является жестким точечным источником света. Многие начинающие фотолюбители считают, что съемка в солнечную погоду является самой лучшей и делают снимки, которые зачастую далеки от идеальных. Продвинутые фотографы не очень приветствуют съемки на открытом солнце и вот почему.

Поскольку солнце — это очень сильный и жесткий свет, то освещение получается весьма контрастным, тени резкие и зачастую наглухо проваливаются в кадре. При этом сила солнечного света колоссальна, она легко выбивает необходимые нам участки в пересвет. Снимать тяжело в разных положениях. Если солнце светит на объект съемки, то он элементарно не может смотреть в кадр от того, что постоянно щурится от света. Если солнце сзади, то возникают жесткие тени «панды» под глазами.

Как же можно выйти из ситуации? Самый простой способ — закрыть глаза и наслаждаться теплым солнцем.

Но мы не можем во всех случаях получать фотографии с закрытыми глазами. Хорошо, если бы была возможность управлять солнечным светом. Мощности мы ему, конечно, не убавим, а вот сменить направление вполне можем. Очень полезно при такой съемке использование специальных отражателей, о которых я уже упомянул в прошлом уроке. При съемке на солнце мы можем перенаправить солнечный свет на модель и сделать мягкий светотеневой рисунок. Осуществить это просто — если солнце находится прямо за моделью или сзади под углом, то стоя на небольшом расстоянии от объекта съемки необходимо отразить солнце, поймав солнечного «зайчика». Вы увидите, что ненужные резкие тени исчезнут. Отражатель можно использовать не только на открытом солнце, но и в других местах, где можно его поймать и получить эффектный портрет.

Как нужно держать отражатель?

Очень часто фотографы подсвечивают тени отражателем снизу. Это не вполне верно, ведь я уже рассказывал, что бывает при освещении лица снизу. Ага, до инфаркта недалеко. Оптимальное положение отражателя при съемке — на уровне плеч или выше. Мы уже знаем, что наиболее выигрышно источник рисует именно сверху. Если вы используете «лайтдиск» (раскладной отражатель на пружинке), то можете за счет его изгиба менять угол рассеивания света, что позволит управлять теневым рисунком.

В следующем примере ассистент держал отражатель именно таким образом, стоя справа от модели. Как видите тени на лице невесты есть, но они не такие резкие, как при направленном солнечном свете.

К сожалению, главный минус отражателя в том, что самому ловить «зайчиков» и вести съемку довольно проблематично, поэтому в случаях его использования, понадобится помощь ассистента.

Какой отражатель нам нужен?

Если вы придете в магазин, то поразитесь выбору этих аксессуаров — разные типы поверхностей, размеры, формы. Разобраться несложно — чем больше отражатель, тем больше света он способен отразить и высветлить больше теней. Оптимален для ростовых портретов и групп людей. Я обычно использую круглый метровый отражатель, его размеров мне вполне хватает для съемки крупноплановых, погрудных и поясных портретов.

Как правило, в продаже часто встречаются серебристые, золотистые, белые. Наиболее популярны сочетания золотистого и серебристого материала. Серебристый при отражении дает нейтральный свет, золотистый — более теплые тона. Белая сторона рассеивает свет очень сильно и дает мягкое отражение — но такой отражатель (или эту его сторону) надо бывает подносить к лицу достаточно близко и он может просто начать влезать в кадр.

В качестве отражателей также могут выступать, к примеру, стены. Обратите внимание — если вы видите светлую стену, от которой отражается солнечный свет, воспользуйтесь созданной специально для вас световой схемой.

Даже в яркую солнечную погоду мы можем получить смягченный рассеянный свет. Для этого в продаже есть специальные рассеиватели. Рассеиватель имеет несколько возможных слоев в комплекте, и в зависимости от внешнего света, его положения и интенсивности, можно выбирать слои с различной прозрачностью, а соответственно и рассеиванием.

Есть еще пара способов избавиться от ненужных теней при ярком солнце. Первый способ максимально прост — использовать коррекцию экспозиции в 2-3 ступени, что позволит больше высветлить лицо. Не беда, если у вас в кадре «выбьет» светом некоторые детали. Главное, чтобы без пересветов оставалось лицо объекта съемки.

Второй способ — использование уже знакомой нам накамерной вспышки. Для того, чтобы избавиться от резких теней, многие направляют вспышку непосредственно на лица. Этот способ, в принципе, имеет право на существование, но лично мне кажется, что от такого использования вспышки картинка теряет объем. Я обычно использую вспышку удаленно в качестве рисующего источника сверху и чуть сбоку под 45 градусов на модель. В этих случаях я получаю яркие, контрастные картинки.

Прячемся от солнца

Несмотря на то, что есть способы снимать при солнце, я бы все-таки рекомендовал при съемке в яркий день искать более тенистые места, где вероятность получить оптимальный по освещению портрет гораздо выше.

Если вы бывали на курортах, то также знаете, что в утреннее и вечернее время солнечные лучи не так активны, что будет полезно знать и при съемке портретов. К примеру, следующая фотография была сделана на пляже ближе к вечеру. Я делал снимок в приоритете диафрагмы, и экспонометрия камеры сработала без сбоев, получился солнечный, но в то же время спокойный по освещению снимок без пересветов.

Кстати, в данном случае я также использовал поляризационный фильтр, который, как известно, «скрадывает» пару-тройку ступеней экспозиции. При этом «полярик» позволяет избавиться от поверхностных бликов (к примеру, на воде или стекле), а также сделать цвета фотографии более насыщенными.

Следующая фотография сделана в солнечный день, однако с теневой стороны дома, на крыльце, куда жесткие солнечные лучи не доставали. Как результат — равномерное освещение снимка.

«Загоняя» модель под деревья, можно эффектно снимать сквозь листву на открытых диафрагмах, создавая тем самым эффектное заполнение в кадре. Кроме того, можно снимать через перила, ограды заборов и т.д. Такие фотографии всегда выглядят необычно при условии, что они правильно скомпонованы.

Немного о заднем плане

Обязательно следите за задним планом при съемке в солнечную погоду — он не должен быть ярче объекта съемки. Ищите ровный по свету «задник», на фоне которого ваш портрет будет смотреться наиболее выразительно. Используйте открытые диафрагмы для размытия фона, чтобы сделать фотографию объемнее.

Следите за объектами, которые находятся за вашей моделью — не позволяйте деревьям, домам расти из головы вашей модели. Поверьте, смотрится это совсем не красиво.

Съемка при облачной погоде и в темное время суток

Пасмурное, хмурое небо является идеальным уличным освещением. Тучи, закрывающие солнце, работают как студийный софтбокс и великолепно рассеивают свет. Никакой жесткости вы не получите и в помине. Однако вместе с таким рассеянным светом мы получаем серое, блеклое, небо, приглушенные краски.

Если вы хотите больше цветов в кадре, советую искать цветные здания, листву, любые предметы, то есть фон, который при размытии оживит фотографию. Заметьте, я имею в виду красочность фона, при этом не забывайте, что цвет не должен отвлекать внимание от лица главного героя.

Если вы снимаете вечером, то старайтесь поймать время, пока солнце еще не успело скрыться за горизонтом. После этого момента вы и глазом не успеете моргнуть, как стемнеет. К примеру, на следующей фотографии на улице было где-то полвосьмого вечера, осень. Я едва успел сделать несколько снимков, как оказался в кромешной темноте. Для съемки я использовал максимально открытую диафрагму 2.0, однако и ее усилий оказалось мало, пришлось «подтягивать» экспозицию в конвертере.

Следующий снимок также был сделан вечером, однако до захода солнца. Крыша домика позволила избежать резких солнечных лучей, в результате чего получился красивый портрет с мягким освещением. Объем фотографии добавила диафрагма 2.8.

Снимать в темноте — очень и очень сложная задача. Фокусировка работает с трудом (или вообще не работает), в кадре ужасные шумы из-за высоких чисел ISO, необходимость в постоянном использовании светосильных объективов. Как правило, в таких случаях я использую дополнительные источники света, однако если их нет под рукой, то приходится искать альтернативу. Если «заморочиться», то ее можно найти без проблем. К примеру, на снимке, который вы видите ниже, я нашел замечательный источник — светящийся рекламный щит на остановке (да-да, это вовсе не свет от фонаря). Он создал прекрасный рисунок на модели и в результате получился интересный ночной портрет.

Следите за тем, чтобы задний план был интересным, можно использовать размытие ночных фонарей, витрин. Главное, чтобы не получился портрет на скучном черном фоне, это выглядит совсем не интересно.

Какой режим использовать для съемки портрета на улице?

Очень многие снимки на улице я делаю в режиме приоритета диафрагмы. При этом надо быть очень осторожным. Задачу облегчает «умение» цифровой камеры демонстрировать готовые снимки, поэтому даже экспонометрия камеры не выдает необходимых результатов, ее всегда можно скорректировать. Кроме того, немаловажным фактором в работе фотографа-портретиста является скорость работы, а полуавтоматический режим легко помогает в этом. При этом я не забываю и про ручные настройки экспозиции.

Дополнительная литература по теме урока

Марк Клейгорн – Портретная фотография

 

Загрузка…

photostocks.info

Натурная съёмка Википедия

Съёмка эпизода художественного фильма на натуре У этого термина существуют и другие значения, см. Съёмка.

Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.

Технология съёмки

Съёмка кинематографического изображения производится при помощи киносъёмочного аппарата или цифровой кинокамеры. В зависимости от сложности фильма и его жанра, съёмка может проводиться одним человеком — кинооператором или целой группой из нескольких человек. Наиболее сложной разновидностью киносъёмки является съёмка художественного фильма. Киносъёмки, происходящие в художественном и документальном кинематографе могут различаться по многим признакам[1]:

  • по месту проведения — павильонные (в декорациях, построенных в съёмочном павильоне киностудии)[2], и натурные, которые происходят вне студийного павильона[3]. Ещё одна разновидность съёмки, в последнее время почти полностью заменившая павильонные — съёмка в естественных интерьерах[1];
  • по характеру звукозаписи — синхронные, с последующим озвучением, под фонограмму и немая;
  • по способу крепления камеры — с рук, со штатива, с крана или другого специального устройства;
  • по виду съёмки — обычная, специальная или комбинированная;
  • по характеру — игровая, хроникально-документальная, репортажная или мультипликационная;
  • по виду освещения — с искусственным, естественным или смешанным освещением;
  • по условиям — наземная, воздушная или подводная;
  • по движению камеры — неподвижная, с панорамированием или движущейся камерой;
  • по способу управления камерой — местное, дистанционное или по предварительно созданной программе;
  • по организации съёмки — одной камерой, многокамерная или несколькими камерами, не связанными друг с другом.

Технология съёмки в художественном кино

За съёмку изображения игровых художественных фильмов отвечает операторская группа во главе с оператором-постановщиком. К группе прикрепляется бригада осветителей (англ. Key Grip), являющихся сотрудниками осветительного цеха киностудии. По мере готовности к съёмке операторской группы и других служб съёмочной группы, приступают к съёмке эпизодов кинокартины. Режиссёр отдаёт команды членам съёмочной группы, управляя всем процессом. Команда «Тишина!» означает начало записи синхронной фонограммы, когда разговоры и посторонние шумы, не имеющие отношения к содержанию кадра, должны быть прекращены.

В съёмочном павильоне в этот момент включаются световые табло «Тихо! Съёмка!», иногда дублируемые звуковым сигналом[4]. Последующая команда «Внимание! Приготовились!» служит предупреждением для актёров и технического персонала. Далее даётся команда «Мотор!», которая служит сигналом к запуску приводов киносъёмочного и звукозаписывающего оборудования[4]. После этой команды даётся интервал времени, необходимый для разгона механизмов и начала их синхронной работы, отмечаемого звуковыми сигналами. После этого помощник режиссёра вносит перед объективом камеры нумератор-хлопушку, на которой обозначены название фильма, компания-производитель (киностудия), имя режиссёра и оператора, вид съёмки (синхронная или немая), номер кадра и номер дубля. В случае записи синхронной фонограммы эти же данные произносятся помощником режиссёра вслух для последующей идентификации каждого дубля и кадра на изображении и фонограмме. После срабатывания хлопушки, она выносится из кадра и звучит команда «Начали!» которая обозначает начало работы актёров, массовки и собственно начало монтажного кадра[4]. По окончании съёмки или в случае, когда режиссёр решил прекратить её раньше окончания сцены, звучит команда «Стоп!», после которой останавливаются механизмы аппаратуры и актёры прекращают игру. Съёмка каждого кадра повторяется до тех пор, пока режиссёр не примет решения, что качество изображения и действие в кадре соответствуют замыслу[4]. Иногда дополнительные дубли снимаются по техническим соображениям оператора или звукорежиссёра. В процессе монтажа выбираются наиболее удачные дубли каждой сцены. В некоторых случаях сцену повторяют специально для качественной записи многоканальной фонограммы микрофонами, которые могли бы помешать в кадре. По окончании съёмки одного кадра переходят к съёмке следующего или переезжают на следующую съёмочную площадку. По окончании съёмочной смены кассеты с отснятой плёнкой сдаются в цех обработки плёнки или отправляются на киностудию, если съёмка проходит в условиях экспедиции.

В современном кинопроизводстве получило широкое распространение использование видеоконтроля.

Большинство профессиональных киносъёмочных аппаратов оснащены телевизирами, позволяющими получать телевизионный видеосигнал, полностью соответствующий снимаемому кадру и пригодный для записи и наблюдения всеми членами съёмочной группы. В результате снимаемый кадр видит не только оператор, но и режиссёр и все, участвующие в создании видеоряда. Изображение с телевизира записывается на видеомагнитофон и сразу же после съёмки дубля может быть просмотрено актёрами, участвующими в сцене, чтобы внести необходимые коррективы при съёмке следующего дубля. Кроме того, записанное изображение может быть использовано для чернового монтажа, в качестве основы для монтажа негатива. В некоторых случаях черновой монтаж на видео используется при создании новых монтажных версий фильма. Так, при создании режиссёрской версии фильма «Апокалипсис сегодня» Фрэнка Копполы использовались кассеты «U-matic», записанные с телевизира во время съёмок[5].

Съёмка сцен фильма не обязательно происходит в том порядке, в котором действие будет происходить на экране. При правильной организации съёмочного процесса съёмка кадров, действие которых происходит в одном месте в одинаковых условиях, производится подряд, чтобы сократить трудозатраты на перемещение оборудования. Например, в сценах с несложными диалогами, реплики одного из двух актёров, участвующих в диалоге, могут быть сняты подряд, а реплики другого — после перестановки камеры и освещения также подряд. Реплики разных актёров могут сниматься даже в разное время с интервалом в несколько дней, если их одновременное присутствие на съёмках невозможно из-за занятости на других работах. При монтаже реплики разрезаются и монтируются в нужном порядке. Однако, при съёмке сложных мизансцен с актёрскими диалогами, применяется многокамерная съёмка, когда работают одновременно несколько киносъёмочных аппаратов, снимающих одну сцену с разных точек и с разной крупностью плана.

При монтаже изображение с разных камер чередуется, в соответствии со снятым моментом. Также, время съёмки разных сцен распределяется в зависимости от перемещения съёмочной группы. Сцены, снимаемые на одной натуре, но находящиеся в разных частях фильма, чаще всего снимаются подряд с последующим распределением при монтаже. Часто встречается практика, когда монтируемые подряд сцены, снимаемые на натуре и в интерьере, объединённые по сюжету временем и местом, снимаются в разное время в совершенно разных местах. Это позволяет повысить выразительность фильма, поскольку иногда трудно подобрать натуру, одинаково приемлемую и в интерьере и снаружи.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *