Сделать Николаев известным с помощью лего: как Александр Ермолаев показывает красоту города, используя конструктор, — ИНТЕРВЬЮ, ФОТО
Воплотить детскую мечту и оставить наследие для дочери мечтает николаевец Александр Ермолаев. Делает он это с помощью обычного конструктора лего. Дизайнер строит из него известные николаевские здания и памятники.
Публикации Александра Ермолаева уже популярны в соцсетях. К каждому фото такой необычной модели прилагается небольшой экскурс в историю.
Сайт 0512.com.ua неоднократно публиковал новые работы Александра. Но интересовал не только конечный результат, а и сама так называемая “кухня”. Наш корреспондент побывала у дизайнера дома, увидела его рабочее место и практически 50 килограммов лего, из которого Александр Ермолаев создает свои модели.
“Пришло время выполнять обещание перед собой-мальчишкой”.
Кор.: В детстве увлекались конструктором, миниатюрой, моделированием?
Ермолаев А. : Увлекался, но наша семья жила очень тяжело в 90-е, поэтому, конструктор я видел только у друзей и играл ним крайне редко. Как и все дети, я обещал себе, что когда вырасту, то обязательно куплю себе целую кучу конструктора. И, наверное, пришло время выполнять обещание перед собой-мальчишкой.
Кор.: То есть исполнили свою детскую мечту?
Ермолаев А.: Отчасти — да. Вообще, изначально конструктор мы покупали дочке… Оказалось, что ей это было не особо интересно, поэтому мы его сложили и он у нас долго лежал. Потом я начал понемногу что-то собирать и, по итогу, как видите, поставил это «на конвейер».
Кор.: Почему именно николаевские здания?
Ермолаев А.: Я с детства увлекался историей города. Мне нравились городские легенды, всякого рода необычные факты о городе. Но, по настоящему влюбил меня в наш город Евгений Юрьевич Парамонов. Я учился у него в детективной школе. Он систематически рассказывал нам истории на занятиях, водил по городу, показывал интересные места. Мне нравилось. Я даже собирался поступать на историю и право, и как-то продолжать развиваться в этом направлении. Но, взрослая жизнь расставила всё по другому и я на время подзабыл про это всё. Да и особо не получалось по библиотекам бегать, а интернета у меня не было тогда.Зато уже в наше время, когда стало чуть больше времени и очень просто найти интересующую информацию в интернете, начал больше читать, изучать, интересоваться нашим городом. И, параллельно с этим, начал замечать, что приезжие блогеры, путешественники, представители власти, да и сами жители, часто мягко говоря, недооценивают наш город. «Будкоград», – говорят, — «не интересный», «нечего посмотреть», «все примитивно», «люди злые» и так далее. Ну и, соответственно, он ничем не примечателен и непривлекателен.Мне стало обидно, и я решил таким способом, с помощью лего, это всё расшевелить и реабилитировать хоть чуть-чуть.
Идея строить николаевские здания из лего уже несколько лет сидела в голове. Но когда конструктора много и это всё хранится в каких-то коробочках-лоточках, то любая постройка превращается в хаос — вся комната завалена всякими коробками. И когда в них что-то ищешь, грохот стоит на весь дом. Ну и, если это на постоянной основе, то жить в таких условиях, конечно, становится невыносимо. По итогу, мы прикупили специальные ящички под всё это добро. Я всё аккуратненько пораскладывал, и только после этого уже решил, что — да, вот теперь пора!
“
Нет смысла гнаться за потоковостью”Кор.: Сколько времени этим занимаетесь?
Ермолаев А.: Я начал прошлой зимой. Сначала просто экспериментировал: и с масштабами, и с разной периодичностью публикаций, смотрел на реакцию подписчиков и пробовал по-разному выражать себя в этом. Говорят, что нужна какая-то периодичность публикаций, чтоб аудитория привыкала, но, по итогу, я пришел к выводу, что нет смысла гнаться за потоковстью. Когда получается показать много всего —это замечательно, но когда не получается — это тоже нормально. Никто ведь в спину не гонит, нет смысла загонять себя в рамки.
Кор.: Нельзя сказать, что каждый месяц Вы планируете себе сделать какую-то модель?
Ермолаев А.: Нет. Дело в том, что у меня обычно модели выходят чаще, чем публикации. Потому что для публикации, помимо модели, нужно еще нагуглить какую-то информацию, пообщаться с людьми, которые соображают в этом, и написать какой-то мало-мальски уникальный текст.
Обычно происходит так: я строю, фотографирую модель, начинаю строить уже что-то другое и параллельно думаю над текстом для предыдущей. У меня до сих пор есть работы, которых лежат еще с лета, и никак не соберусь их опубликовать.
Бывает, что не публикую сразу, если объект связан с каким-то событием. То есть, если построил что-нибудь и понимаю, что будет в обозримых пределах какая-то дата, которая с этим связана, то стараюсь не публиковать работы и ждать. Например, танк на проспекте я публиковал ко Дню освобождения Николаева.
Кор.: Как я поняла у Вас не только исторические здания, но и современные. Был железнодорожный вокзал. Вы не ограничиваетесь только историческим прошлым Николаева.
Ермолаев А.: Не только вокзал. Много всякого есть. Например, были человечки, которые напротив горсовета, разноцветные. Я как только увидел в соцсетях, что они появились, сразу их сделал и запостил. Я был не уверен, что они там простоят долго, поэтому решил, что пока это обсуждается, надо их показать.
Кроме того, была еще одна работа, которая касается моей серии только косвенно, но очень близка нашему городу. Это миниатюра о выборах в Николаеве. Это была шахматная доска, и кандидаты на ней были представлены не в виде людей, а в виде фигурок, мемов, ассоциаций, которые возникают с конкретным «персонажем». Было чуть-чуть стёбно, но забавно.
Кор.: Сколько времени уходит на создание модели? Вы рассчитываете масштаб? Делаете какие-то чертежи или сразу начинаете собирать?
Ермолаев А. : Я строю по фотографиям. Сложнее всего с теми зданиями, которых уже нет — всего одна-две фотографии. Еще попадаются гравюры и какие-то зарисовки самих краеведов. И что интересно, они отличаются от фотографий. Бывает, что построишь модель, уже публикацию готовишь, а потом находишь в процессе другую фотографию и оказывается, что там вообще все не так было. Приходится это все ломать. И хорошо, если там просто окна другой формы, а бывает, что и геометрия самого здания отличается. Например, Городская управа последняя (речь о публикации, само здание первое – прим. ред).
Кстати, даже те здания, которые есть и сейчас, часто их фотографий в сети практически нет. Та же “Сортировка” — всё здание не видно на фотках. Я нашел вид сверху и по нему, по крыше смотрел, какой формы здание. На каких-то видео стоп-кадры делал. Вроде бы здание, которое всегда на виду, а показывают только одни часы.
Кор.: Чертежей и расчетов Вы не делаете?
Ермолаев А. : Я пробовал, но это только время тратить зря. Тут скорее не чертежи, а черновики. Есть у здания какие-то значимые, узнаваемые элементы. По тому, каких размеров будет этот узнаваемый элемент, получится масштаб всего остального.
Как на вокзале часы. Есть смысл строить от них. Вначале построил часы и потом вокруг них само здание.
Кор.: Не с фундамента, а с отдельного элемента?
Ермолаев А.: Да. Я строю в основном сначала стены, а потом ставлю это все на основание. И бывает, что в момент, когда на основании это все собираешь, пытаешься прижать, и оно все разлетается во все стороны на осколки. Хорошо, если не полностью поразваливалось и можно все собрать. А бывает, что всё прям вдребезги. И приходится всё делать заново, но уже с известными размерами и уже на основании.
Кор.: Построить модель с первого раза не получается?
Ермолаев А.: Они обычно и строятся сразу. Просто бывает, что как-то неудачно защелкнул и она ломается. А в остальном, планирование, безусловно, есть. Я не строю модель, если вижу, что у меня заведомо не хватает каких-то элементов: окошек, колонн или еще чего-нибудь. Если модель прям совсем-совсем какая-то либо слишком грандиозная, либо если я понимаю, что не потяну ради одной модели покупать детали, то я просто строю в виртуальном редакторе. Тоже из лего, но на компьютере. Та же “Сортировка” так была построена, “Шар” и еще несколько домов. Я стараюсь так делать только в тех случаях, если знаю, что не буду их вживую строить, что вряд ли раскошелюсь на такую сумму.
Еще проблема в цветах. У лего больше 30-ти цветов и больше трех тысяч разновидностей деталей. Их все заиметь не получается, естественно. Приходится строить большинство зданий серыми — потому что серых кубиков у меня больше всего. Но по мере возможности стараюсь докупать их.
Кор.: Самая большая реальная модель и помните сколько деталей на нее пошло?
Ермолаев А. : Если я не ошибаюсь, самая большая была — Старый ж/д вокзал. Он был около метра в ширину. Из трех частей. Они соединяются вместе. На него пошло…Ой, я не знаю. На него пошло… Килограмма три-четыре он весил, в общем.
Кор.: Даже не в поштучно, а в килограммах?
Ермолаев А.: А по деталям я их не считаю никогда. Как повезет. Они все разного размера и, бывает, что модель маленькая, а там куча малюсеньких деталей. А бывает наоборот.
Тот же вокзал я построил быстрее, чем, например, ворота Темвода. Он большой, но он однотипный. Все окошки одинаковые. Центр над входом выстроил, а все остальное просто копируешь одно и то же по бокам.
Еще, кстати, сталкивался с тем, что начинал строить и по готовности процентов 60-70 понимал, что никак — не хватает деталей, а упрощать не хочется. Пришлось разобрать. Так было с домом, в котором сейчас музей партизанской славы, — домом Дукартов. Он будет когда-нибудь достроен обязательно. И очень многие постройки я в голове знаю, как их построить, но из-за недостатка деталей это пока что невозможно.
Кор.: Чем-то заменить лего не пробовали?
Ермолаев А.: Я поначалу использовал всякие подручные средства. Не столько для того, чтобы заменить недостающее, сколько для того, чтобы побесить фанатов лего. Я пришел к выводу, что игрушки мои и я играюсь, как хочу. Начал нарочно вставлять. Допустим, в памятнике николаевскому футболу вместо мяча была елочная игрушка, в Шуховской башне я из ниток сплел само основание башни. Но это как бы неправильно стоило бы его переделать. Но на тот момент это было творческим экспериментом.
По итогу, я отказался от использования сторонних предметов, потому что так модели становятся не воспроизводимы. А если чисто из лего, то по фотографии можно понять, как эту модель можно собрать и не искать, где я нашел какую-то конкретную ерунду, из чего я ее сделал.
Кор.: На какую модель больше всего времени ушло?
Ермолаев А: Я и не знаю. Я думаю, что в среднем до недели максимум на одну работу. Если «долгострои», то я их проектирую на компьютере.Танк, он был самой первой моделью, я собрал минут за 10. Просто как-то так спонтанно. Памятник “Скорбящий ангел Чернобыля” — тоже за пару часов буквально, но для него я долго ждал детали.
У меня есть не из этой серии работа правда, я ее еще не доделал. Это проект санатория в Трускавце. Модель виртуальная, размером 3,5 на 3,5 метра. Огромная многоэтажка — 10 или 12 этажей. Вот над ним я работал больше месяца.
Кор.: Вы рассказывали, что модели не храните, после фотографирования разбираете. Есть ли такая модель, которую хотелось бы оставить?
Ермолаев А.: Многое хотелось бы оставить. Потому что есть куча идей, которые пришли уже после того, как модель разобрана. И, когда смотришь в Инстаграме или в Фейсбуке на свои публикации, думаешь: «Вот надо было тут как-то по другому сделать — было бы круче». Если бы они стояли собранные, то я бы их переделал.
Бывает, спрашивают журналисты, что я могу показать, а показать-то и нечего. Приходится что-то выдумывать, строить под репортаж. А не всегда на это хватает времени. Я планирую все-таки начать хотя бы маленькие модели откладывать, коллекционировать. В основном памятники. Например, «Маугли с Багирой» и «Ангел Чернобыля». Они немного места занимают и транспортабельные. И их не нужно разбирать, чтобы «одолжить» детали.
“
Я решил строить Николаевскую область”.Кор.: Сколько на сегодня уже моделей сделано?
Ермолаев А.: Опубликовано 42. Но построено было больше 60-ти.
Кор.: Это и памятники, и здания?
Ермолаев А.: Да, причём не только николаевские. Я сразу решил строить Николаевскую область, а не город. У нас же здесь есть куча классных мест. Я уже рассказывал об усадьбе Скаржинского в Трикратах, о бригадире Гориче в Очакове, об Ольвии.
Кор.: Была ли критика сбоку историков, краеведов?
Ермолаев А.: Да, постоянно. Потому что у меня есть привычка брать информацию с Википедии, а она там не всегда правдивая. Бывает, что я чего-то не нахожу, или что-то искажено в тех источниках, где я это нашел. Поэтому, поправляют или дополняют в комментах.
Кор.: А к внешнему виду зданий?
Ермолаев А.: Конструктор не предполагает точности. Суть лего-моделирования в том, чтобы передать узнаваемые черты здания. У лего есть свой форм-фактор — размер самой детали, и при всем желании, нельзя что-то подточить-подпилить. Поэтому тут всё ориентировочно. Допустим, если на доме какая-то лепка, то на модели это может быть один кубик. Квадратный, треугольный или круглый. И всё — других деталек нет. Так, что угадывайте, что там должно быть.
Кор.: Если ли у Вас ученики? Кто-то просит научить, показать?
Ермолаев А.: Я давал небольшую лекцию в краеведческом музее. Летом они организовывали программу для детей («Юный краевед» – прим. ред.) и пригласили меня рассказать о своем хобби. Помимо прочего, я рассказал, что если у вас нет возможности играть «живым» конструктором. то можно это делать на компьютере — это не менее увлекательно. Слышал, что пару мальчишек заинтересовались тогда, но не знаю к чему это привело. Но я думаю, что зерно в них посеяно.
Кор.: Лего не только развлечение или хобби?
Ермолаев А.:В процессе решения головоломок, таких как лего, приходит решение и рабочих задач. Просто возникает идея удачная. Точно так же кто-то кроссворды решает или кубик Рубика собирает. Тут та же самая штука — постоянно нужно что-то выдумывать, искать решения. Очень много именно мозговой деятельности. Нужно изначально в голове представить всю конструкцию целиком: из чего она будет состоять, хватит ли запчастей. Плюс потом построить, отфоткать, плюс сопуствующие моменты придумать. Всё это в комплексе одновременно прокачивает скилл (навык – прим. ред) в разных направлениях, и при этом, разгружает мозги от основной работы.
“
Изначально цель проекта была показать, что у нас город не такой уж бестолковый и у нас тоже есть культурное наследие”Кор.: В каждой публикации Вы стараетесь написать хотя бы небольшой экскурс в историю здания, памятника. Это Ваша идея или кто-то подсказал?
Ермолаев А.: Это моя идея. Изначально, цель проекта — показать, что у нас город не такой уж и бестолковый, и что у нас есть культурное наследие, которым мы можем гордиться и хвастаться. Но, также, и проблематику показывать — как с тем же вокзалом. Он у нас разбитый и грязный, неплохо бы что-то с ним сделать. Ведь это лицо города.
До того, как я начал строить архитектуру Николаева, я построил небольшой лего-городок. Классический такой — с человечками, со всей атрибутикой. Убил на него миллион времени, в течении нескольких месяцев работал. По итогу, он просто стоял и пылился. И всё. Статичный город без идеи, без истории, без ничего – просто город. Посмотрел и всё и месяца не простоял.
Я пришел к выводу, что если просто строить какие-то модели и ничего про них не рассказывать, то они безликие. Так и в жизни — просто обычный город. Поэтому и надо рассказывать. Это и меня заставляет искать и вникать, что это такое за строение, что там за история. И людям так интереснее.
Еще я учитываю и то, что у меня подрастает дочка. Это такой долгоиграющий квест получается. Я думаю, что когда-нибудь она к этому придет. Посмотрит, почитает, а потом, во время прогулок по городу наткнется и такая: “Вот же оно! То самое! А где остальные?”. И получается, что обычные прогулки уже превращаются в игру. Я думаю, что она будет в каждом таком здании видеть мое отражение. Это вдохновляет. Это мое наследие для дочери…
Обнинский бизнесмен Ермолаев перекрывает дорогу
Вопреки публичному сервитуту, установленному на дорогу к гаражам, люди не могут добраться до своей собственности
В понедельник 22 мая, около 14 часов дня, предприниматель Александр Ермолаев перекрыл проезд к гаражному обществу «Тюльпан» — владельцы 82-х боксов лишились возможности оставлять свои машины в гаражах. Единственный способ попасть на территорию «Тюльпана» — пробраться туда пешком лесной тропинкой, а проехать — никак.
Люди вызвали полицию. Та вела себя более чем спокойно. Никого же не зарезали, не убили. Записав показания заинтересованных сторон, полицейские удалились. А ворота, запертые на замок, остались. И возмущенные люди — тоже. Представьте, перекрыли бы не маленький проезд, а, скажем, улицу Ленина. С принципиальной точки зрения идентичная ситуация.
Что же это за Ермолаев?
Это не первый проект бизнесмена Александра Ермолаева, возмутивший горожан.
Зачем Ермолаев перекрыл дорогу?
Не так давно бизнесмен задумал новый проект — реконструкцию двухэтажного здания Красных Зорь, 28, того самого, где, судя по вывеске, располагается его автошкола «Алиса». Обратился пару лет назад за разрешением на строительство в управление архитектуры, но ему там отказали — строительство не согласовано с соседями, то есть с «Тюльпаном». Но Ермолаев отступать не привык. Он написал иск в арбитражный суд к городской администрации и выиграл дело. Суд обязал городскую власть выдать разрешение, что та и сделала еще в конце декабря прошлого года.
В апреле Ермолаев письменно сообщил гаражному обществу о своих планах закрыть дорогу в связи со строительными работами. Там, понятное дело, всполошились: как тогда добираться до своего имущества? «Мы пытались договориться с
Как Ермолаев позабыл про сервитут?
Фирма «Тэсла», возглавляемая Александром Ермолаевым, получила земельный участок на Красных Зорь, 28 в бессрочное пользование еще в 1996 году, постановление подписано тогдашним мэром Михаилом Шубиным. За какие такие «заслуги» перед городом, как и в случае с Гурьяновским лесом, непонятно.
Как реагируют на действия Ермолаева власти?
«Формально в действиях Ермолаева усматриваются признаки самоуправства», — дает оценку прокурор города Дмитрий Чумак. Прокуратура во вторник получила жалобы на перекрытие дороги и началась проверка. Никаких комментариев прокурор больше не дал, потому что еще рано: «Закон дает нам на проверку 30 суток».
Государственная машина разворачивается медленно, а люди от действий Ермолаева страдают сейчас. «По какому праву он лишает нас права пользоваться нашей собственностью?! — возмущаются члены ГСК «Тюльпан». — Почему по его прихоти мы не можем заехать на территорию общества?» Люди крайне раздражены. Части «тюльпановцев» удалось эвакуировать свои автомобили через соседнее общество «Сигнал-2». Но «сигнальцы» разрешили только вывезти машины через свою территорию, а пользоваться ею, даже временно, не позволяют.
В «Тюльпане» есть автовладельцы, несущие прямой имущественный ущерб от этой ситуации: кто-то не может заниматься своим бизнесом, другие теперь вынуждены ставить машины на платные стоянки и т.д. Они не скрывают своих намерений обратиться с исками о возмещении ущерба.