Юрий афанасьев фотограф – ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ — MASTERPHOTO

Автор: | 01.12.2019

Интервью с рекламным фотографом Юрием Афанасьевым

Юрий Афанасьев – один из самых известных рекламных фотографов. И мы посчитали интересным взять у него интервью, что, собственно, и сделал Сергей Самсонов. Отметив, что студия насыщена огромным количеством интересного фотооборудования, что сразу спровоцировало логичный вопрос.

 

Сергей Самсонов: Как долог может быть путь фотографа, чтобы достичь такого уровня?
Юрий Афанасьев: Мой путь составил всего 40 лет. Начал я в далеком семьдесят пятом и вот, не меняя профессии, дожил до почти пенсионного возраста :). 

С. С.: Можно сказать, что Вы стояли у истоков рекламной фотографии в нашей стране и наверняка помните свой первый коммерческий заказ. Каким он был? И какими были ваши ощущения от него?
Ю. А.: Свой коммерческий заказ я помню. Это был 1994 год. Заказчиком стал магазин «Интероптика», который привозил из-за рубежа уникальные изделия из стекла. Нужно было сфотографировать вазу от Baccarat. Когда я получил её, это стало для меня неким шоком, поскольку ваза была настолько прозрачна, что её в принципе и видно-то не было, и нужно было что-то придумывать, чтобы сделать фотографию.


 
С. С.: Это же был век нецифровой фотографии…
Ю. А.: Да, до цифровой фотографии было еще больше десяти лет. У меня была камера Linhof Master Technika, слайд форматом 4х5 см. Всё, или почти всё, зависело от фотографа, ведь приходилось почти вслепую делать снимок, доверяясь только приборам, меряя силу вспышек и высчитывать, подгоняя под нужный результат… Когда композиция выстроена, делался финальный замер параметров, затем – финальная съемка, обычно 2 дубля. Потом – проявка, причем, доступны были только два места: ТАСС и АПН, ожидание с нетерпением результатов, молясь, чтобы всё правильно получилось и с химикатами, и с процессом… То есть, было такое творческое ожидание результатов с надеждой, что никакие творческие проблемы не перечеркнут результат съемки.

С. С.: Но, судя по Вашему дальнейшему опыту, этот первый кадр удался?
Ю. А.: Да, кадр удался. И хотя, мне пришлось два раза переснимать его, приняли в итоге первый вариант.

С. С.: Рассказывая про первую съемку, вы упомянули про множественные математические расчеты. Это уводило от творчества?  
Ю. А.: Нет, творчество и расчеты – совершенно разные вещи. Тут нельзя уйти от творчества. Можете не заниматься вычислениями, но нужно помнить, что каждый кадр плёнки, как и его проявка, стоил денег, причем, приличных.

С. С.: Цитирую Ваши слова: «Фотография – это техногенный вид творчества, в неё приходят не за деньгами, а за ощущениями». Сколько все-таки здесь творчества и сколько здесь ощущений? Как коммерция борется с творчеством?
Ю. А.: Если вы пришли в фотографию только за деньгами, то, мне кажется, сейчас есть более продуктивные способы зарабатывания, а фотография не является способом, дающим зарабатывать большие деньги. Если вы пришли за творчеством, то мне, например, нравится, что я не знаю, что будет завтра. Мне могут позвонить и спросить – свободен на неделю? – и я улетаю на съемку в места, где, если бы не этот заказ, никогда и не побывал бы.

С. С.: Это дайв?
Ю. А.: Да, это драйв. Причем, здесь есть такой эффект – чем больше удовольствия вы получаете от самой фотографии, тем больше шансов получить такую работу, которую вы, идя другим путем, не получите. Потому что иногда вам приходится снимать в условиях опасных для жизни, Например, мне пришлось как-то снимать наши MИГ-и из открытого люка другого летящего самолета и шансы вылететь из этого люка вместе со всей аппаратурой было велики :).  Иногда, чтобы снять что-то с необычной точки, нужно забираться на край обрыва, высокую крышу… Это обычное дело.


С. С.: По поводу точек съемки. Есть же сейчас руферы, которые лазают по крышам, чтобы сделать кадр с другой точки и отличный от известных ракурсов, сделанных с гораздо более доступных точек. То есть суть здесь не в том, что снято, а как снято. Как Вы к этому относитесь?   
Ю. А.: Если честно, я воспитан на рекламной фотографии и моё мнение – если есть возможность сделать что-то эффектно, не подвергая себя какому-то риску, то зачем искушать судьбу, ведь человеку дается одна жизнь. Но если этот риск оправдан уникальностью кадра, то можно и рискнуть.  

 

С. С.: Возвращаясь к теме пленочной и цифровой фотографии. Что для Вас эти две сферы? Это разные проявления одного и того же? Или две совсем разные ипостаси, разные миры?  
Ю. А.: Если быть совсем откровенным, я стоял у самых истоков цифровой фотографии и одним из первых перешел на цифру. Это произошло в 2003 году.
С.С.: Это когда пошли цифровые задники?
Ю.А.:

Да, когда пришли цифровые задники. А также когда Canon выпустил 10D, которую я брал с собой в поездки как дополнительную к огромному комплекту из Pentax 67 с оптикой. Специальных сумок-кофров тогда не было и всё это паковалось в огромных туристический рюкзак. На камеру и объективы шились специальные чехлы. Весил такой рюкзак с аппаратурой порядка 33 кг. Поэтому, сами понимаете, мой интерес к цифре был очень высок :).
С. С.: Интерес был явно прагматичный :).
Ю. А.: Да, очень прагматичный :).
Модельная съемка в студии на тот момент делалась на Mamiya 67 со всем необходимым набором объективов. Был специальный задник, на который можно было заказчику, когда делалась съемка, сделать контрольных кадр  с помощью Polaroid и показать, как поставлен свет.
Что произошло? Скачок, эволюция от аналоговой фотографии, которая существовала с XIX века.
В свое время, на стыке этих эпох, я делал проект с типографией «Линия графика», которая тогда, пожалуй, лучше всех печатала цвет. Мы делали календарь с панорамами. Когда напечатали, меня поразило, что панорама, сделанная в сложных условиях на слайды 6х7 по зерну уступала похожей панораме, сделанной цифрой. Я увидел это своими глазами. После чего долго исследовал файлы и понял, что я в аналоговой фотографии, чтобы убрать зерно, придется убить все детали. А в цифровой фотографии можно управлять этими процессами. И это учитывая зачаточное развитие цифровых технологий на тот момент. А появление Canon-ких матриц вывело эти технологии на качественно новый уровень.
А когда на рынке появилась Sony, она сделала новую революцию – отказалась от зеркала и призмы. Это, кстати, опять технология XIX века. В результате камера и объективы стали намного легче. И когда я понял, что 16 кг, которые я возил вместе со своим Canon, можно сократить до 8-9 кг, это тоже стало серьезным аргументом. К тому же, я осознал, что за этой технологией будущее.

С. С.: Что можно сказать не о цифровой фотографии, а о возможности постобработки?
Ю. А.:

Сразу с приходом реальной цифровой фотографии в фотомир пришёл и RAW-формат. Это изначально «сырой» формат, набор каких-то цифр, полученных из матрицы. В чём его преимущество? В том, что если вы в одном и том же месте сняли RAW и JPG, в процессе обработки вы из первого файла вытащите намного больше информации, чем из второго. Каким бы высококачественным изначально не был JPG, финально он будет уступать RAW: будет меньше фотографической широты, меньше цветовых деталей, меньше динамический диапазон, потеряются детали в тенях и т. д. То есть картинку из RAW можно будет довести отличной, а другая, из JPG, будет практически конечной и неизменяемой, как будто вы сняли на плёнку.
Если сравнивать, то цифра сейчас превосходит плёнку по всем показателям. По моему мнению, одной из самых главных головных болей фотографа, помимо съемки – это постобработка, причем не в Photoshop, а в конверторах RAW-файлов, которые уже стали по возможностям не уступать редакторам. К Photoshop-у приходится прибегать лишь в крайних случаях, когда нужно что-то изменить радикально. Компьютер теперь – это как фотолаборатория раньше, поэтому компьютерная грамотность – обязательный навык профессионального фотографа, поскольку отдавать клиенту необработанный, сырой файл – неприлично.    

С. С.: Понятно, что фотограф должен уметь снимать и уметь обрабатывать изображения. Но это вообще должен уметь делать фотограф. А какими навыками должен обладать рекламный фотограф для успешной работы?
Ю. А.: Фотограф должен обладать креативным подходом. Рекламная фотография конкретно в России нескольких типов. Часть работ попадает от рекламных агентств и тогда в рекламном брифе все досконально прописано – фотографу нужно просто всё чётко выполнить. Часть работы приходит напрямую от заказчика, который часто лишь примерно знает, что он хочет. Тогда от вашей креативности напрямую зависит, что в итоге получит заказчик.

С. С.: Насколько сегодня наша рекламная фотография отличается от зарубежной?
Ю. А.: Отличия очень большие. Как правило, западные фотографы работают в очень больших командах. Они связаны с агентствами и работают по брифам, предельно точным заданиям. Ну, а главное отличие – в бюджетах на съемку. Там и здесь. Когда съемка поддерживается бюджетом, решения технических задач находить значительно проще. То есть гибкости больше. У нас же, как правило, фантастически ограниченный бюджет и вы должны сделать съемку, которая в принципе устроит заказчика и в тоже время не будет баснословно дорогой.

С. С.: Какие самые важные этапы становления Вас как известного фотографа у нас в России?
Ю. А.: Это опыт. Стремление к постоянному совершенствованию. Выбрасывание из головы мыслей, что я уже чего-то достиг. Нужно все время пытаться познать что-то новое. Фотография должна приносить удовольствие.
Если всё это сочетается, человек будет успешным в фотографии.
Когда нужно в сугубо специфических условиях сделать то, что никто до этого не делал и придумать интересное решение всё становится  по-другому. Потому что, если человек в совершенстве не знает возможностей техники, которой обладает, если он не знает возможностей постобработки, он не сможет выдать нужный результат. И, конечно, если есть возможность снять без ретуши, лучше так и сделать и не тратить время, на постобработку, поскольку ретушь высококачественного изображения – может быть очень продолжительной.

Но бывает так, что при заказе съёмки какого-то объекта, снять его целиком невозможно, поскольку он, например, попросту еще не готов. Но заказчик просит и готов заплатить. Что делать? Вам придётся снять месторасположение недостающей части и воспользоваться Photoshop-ом, в котором «достроить» объект. Это будет все же проще, чем достроить его в реалии.

С. С.: Юрий, какой Ваш самый любимый инструмент?
Ю. А.: Фотокамера :).

С. С.: Но фотокамера есть и телефоне.
Ю. А.: Снять можно и на телефон. Кстати, был такой случай – я попал в Венецию на карнавал с крутой профессиональной камерой и, начав фотографировать, понял, что забыл зарядку и поскольку камера навороченная, прикупить её там было нереально. Закончилось тем, что я всё отснял на телефон. Но самое главное, всё снятое я смог продать. Хотя пришлось долго обрабатывать снимки. Главное, что ракурсы и экспозиция были выбраны правильно. Поэтому, если в смартфоне невозможно поставить ручной режим, я его никогда не куплю.

С. С.: Тогда повторю свой вопрос – какой Ваш самый любимый инструмент?
Ю. А.: Голова.

С. С.: Думаю, что те вещи, о которых Вы рассказали, будут полезны и начинающим рекламным фотографам, и начинающим фотографам вообще. Спасибо, Юрий, что приглашение и беседу.
Ю. А.: Если то, что я рассказал, сможет как-то повлиять на их судьбу, мне будет очень приятно. Потому что всегда, когда есть чем поделиться, хочется это сделать.

Сайт Юрия Афанасьева

photowebexpo.ru

«Солнце, воздух и вода – с беззеркалкой хоть куда» — Российское фото

Почему беззеркалка? В последние несколько лет в сознании людей укрепилось прочное представление: зеркалка — это качество! Многие даже не знают о том, что в доцифровую эпоху большинство журналов не брали слайд на обложку, если он был снят узкоформатной камерой.

Что же изменилось? Немного истории.

Зеркалка была изобретена во второй половине XIX века, а произведена в конце первой половины XX века. Установленное под углом 45о к оси объектива зеркало отклоняло изображение, созданное находящимся в камере объективом, и проецировало его на матовое стекло. На этом его функция заканчивалась. Остальная тяжелая, неблагодарная и невидимая работа делалась пентапризмой. Она считывала с матового стекла зеркальное перевернутое изображение и, используя систему сложных переотражений, доставляла его в видоискатель прямым и незеркальным. За все эти аналогово-оптические преобразования зеркалка платила достаточно длинным рабочим отрезком, позволяющим зеркалу подняться в момент экспозиции и не зацепиться при этом за заднюю линзу объектива. Следствием этого был необходимый, но большой вес «коробки» и оптики. Все самые качественные и крутые камеры аналоговой эпохи были незеркальными.

Что изменила цифра? В аналоговую эпоху изображение становилось цифровым только после знакомства со сканером. Сегодня же аналоговое изображение проецируется объективом на матрицу и становится цифровым. Как только современная технология позволила изготовить компактный дисплей со сверхвысоким разрешением, на свет появились электронные видоискатели. Наличие в камере качественного электронного видоискателя позволило создать цифровую беззеркалку с малым рабочим отрезком на базе технологий XXI века. Как следствие, фотоаппаратам и оптике удалось значительно потерять в размерах и весе, сохранив при этом высокое качество изображения.

Справа камера, которая долгое время считалась эталоном цифровой фотографии 21 Мп: Canon 1Ds Mark III с объективом 70–200 мм/2,8. Слева камера, совершившая революцию на рынке цифровых беззеркалок 24 Мп: SONY Nex-7 с объективом 18–200 мм/3,5—6,3.

Беззеркальная камера с объективом, зум которого почти вчетверо длиннее по фокусу, дотягивается лишь до половины корпуса объектива своего старшего брата. Несмотря на то, что в объектив 18–200 мм встроен оптический стабилизатор, вес всего этого комплекта на 575 г меньше, чем вес одного объектива 70–200 мм/2,8. А на возражение: «Некорректно сравнивать полноформатную и полуформатную камеры!» я отвечу: «Корректно, если их файлы выдерживают равное увеличение!»

Подбирая фотоаппаратуру для съемок во время уик-энда, я руководствовался двумя принципами: она должна иметь минимальные габариты и минимальный же вес. Я понимал, что придется много ходить, и носить все добро мне придется самому. Камера Nex-6 с объективами 18–200 мм/3,5—6,3, 32 мм/1,8, 12 мм/2,8 и вспышкой с софт-боксом 40×40 должна была помочь мне реализовать все мои творческие замыслы.

У каждой из этих фотографий есть своя история создания и свое техническое решение. Отправляясь на уик-энд снимать подростков, не имеющих большого опыта профессиональных моделей, я понимал, что любые связанные с этим идеи будут нуждаться в дополнительной корректировке. Поэтому после завершения съемки я решил поделиться своими ощущениями от нее с читателями портала «Российское фото».

«Портрет после заката». От сложного к простому. Фото Юрия Афанасьева

До места съемки мы добрались уже после того, как солнце скрылось за горизонтом. Естественного света было мало, и пришлось использовать облаченную в софт-бокс вспышку. Остаточного свечения в небе хватило, чтобы гармонично заполнить бэкграунд. Объектив 18–200 мм/3,5—6,3; ISO 100; F/32 мм; f/7,1; S 1/160 сек.

«Парус». Небо — хороший бэкграунд, съемка широкоугольником. Фото Юрия Афанасьева

Утром все было классно! Дул теплый ветер, ярко светило солнце, по небу летели облака. Единственное но: нас окружал скучнейший пейзаж. Дав модели в руки тонкий шифон и заставив ее, как парусом, поймать им ветер, я стал снимать снизу вверх. Светящаяся на солнце ткань окутывала девочку, подсвечивая ее как отражателем. Объектив 18–200 мм/3,5—6,3; ISO 100; F/21 мм; f/8,0; S 1/320 сек.

«Перед погружением». Съемка портрета телевиком. Фото Юрия Афанасьева

Модель надела костюм для дайвинга. То же место, та же девочка, те же очки, та же камера, тот же объектив, только фокус другой, плюс дополнительная подсветка отражателем. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/159 мм; f/5,6; S 1/250 сек.

«Манекены». Почти все женское население любит магазины, импровизируйте! Фото Юрия Афанасьева

Проходя по улочкам местного городка, я увидел витрину, в которой явно не хватало манекенов. Договорившись с хозяйкой салона, я расположил девочек среди безвольно висящих платьев и попросил их время от времени менять позы. Короткая «рекламная акция» возымела действие. К концу съемки магазин постепенно заполнился покупателями. Чтобы подчеркнуть стекло витрины, я не стал надевать на объектив поляризационный фильтр. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/31 мм; f/6,3; S 1/30 сек.

«MMS. Ты меня видишь?» Съемка портрета на фоне естественных декораций. Фото Юрия Афанасьева

Нашли прибрежное кафе, откуда открывался вид на приморский городок с живописной бухтой. Я разместил девочку в правой части кадра, подсветил ее отражателем слева. Солнечный зонтик и ствол пальмы использовал как рамку для обрамления кадра. Отражатель вытащил модель из тени и позволил не пересветить задний план. Объектив 18–200 мм; ISO 200; F/22 мм; f/9,0; S 1/400 сек.

«Отражение». Портрет широкоугольником — новые находки и акцент на лице. Фото Юрия Афанасьева

Поменял объектив на 12 мм/2,8. Полностью открыл диафрагму и навел резкость по очкам модели, в которых отражался прибрежный пейзаж с солнечными зонтиками. С такого расстояния при открытой диафрагме зона резкости широкоугольного объектива уменьшилась до формата А-4 по короткой стороне. Фотография получилась будто снятая телевиком. Объектив 12 мм/2,8; ISO 100; f/2,8; S 1/1 600 сек.

«Блаженство». Портрет светосильным объективом. Фото Юрия Афанасьева

Объектив для кропа 32 мм равен 48 мм для полного формата. Для камеры Nex-6 он, по сути, является штатником. Его я и использовал при съемке этого портрета. Практически полностью открыв диафрагму, я попросил модель расположиться на перилах небольшого балкончика и ввести в кадр руки. В итоге получилась резкость по всему полю с размытым задником. Объектив 32 мм/1,8; ISO 100; f/2,8; S 1/4 000 сек.

«Скамейка». Самостоятельно управляйте светом! Фото Юрия Афанасьева

Небо закрылось облаками, и все съемочные сюжеты превратились в скучные малоконтрастные картинки. Вспышка, расположенная слева, помогла оторвать модель от фона. Ее мощность была подобрана так, чтобы экспозиция на фоне составила −1,5 EV. Объектив 32 мм/1,8; ISO 100; f/8,0; S 1/160 сек.

«Лужа». Обыграйте широкоугольный объектив! Фото Юрия Афанасьева

К вечеру ветер усилился, и небо почти расчистилось. Солнце благополучно закатилось за горизонт. Светящийся в месте заката воздух превратился в гиганский софт-бокс. Поставив модель на краю пирса и вплотную приблизив камеру к поверхности небольшой лужи, я смог получить значительное водное пространство на переднем плане. Хотя на самом деле лужа была настолько маленькой, что многие бы легко ее перешагнули, даже не заметив этого. Объектив 12/2,8; ISO 400; F/12 мм; f/3,5; S 1/160 сек.

«Алиса в Зазеркалье». Используйте фантазию и подручные материалы! Фото Юрия Афанасьева

Спрятавшееся за край земли светило и поднявшийся ветер заставили моделей утеплиться. Небо после заката продолжало светиться, в прибрежных кафе и магазинчиках зажгли свет. Вероятно, ветреная погода — не редкость в этих местах, и огромное количество заграждений из прозрачной пленки, отделяющих посетителей кафе или магазинчиков от буйства стихии, доказывает это. Чтобы снять этот кадр, я тоже решил воспользоваться одним из таких прозрачных заграждений. Объектив 12/2,8; ISO 800; F/12 мм; f/5,0; S 1/25 сек.

«Смотри! Они идут!» Игра, импровизация. Фото Юрия Афанасьева

Ветер не утих и на следующий день, благодаря чему я снял динамичные кадры, не прибегая к искусственному поддуву волос. Отражатель в кадр не попал, но помог осветлить тени на лицах моделей. Девочкам пришлось проявить силу воли: забравшись без разрешения в чужую лодку, они изображали при этом беззаботность. Хотя я не уверен, что хозяин той утлой лодчонки был бы сильно против таких гостей. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/59 мм; f/8,0; S 1/400 сек.

«Перед побегом». Придумайте историю! Фото Юрия Афанасьева

Перемещаясь по маленькому греческому городку в поисках места для съемки, мы случайно наткнулись на необычный розовый дом, своими формами напоминавший крепость. Он одиноко возвышался на площади, покрытой желтой выгоревшей травой. Тут же родилась идея снять кадр, как две сестрички обдумывают побег на вечеринку. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/18 мм; f/7,1; S 1/200 сек.

«Мотороллер». Используйте солнечный свет и естественные отражатели! Фото Юрия Афанасьева

Понятно, что увидев на улице бесхозно припаркованный мотороллер, мы просто не смогли пройти мимо. Солнце активно освещало его сзади слева, под углом около 45о, светлая стена справа так же активно подсвечивала тени. После утренней лодки оккупация чужого мотороллера прошла легко и беззаботно. Мне только оставалось успевать нажимать на спусковую кнопку камеры, чтобы не упустить удачный момент. Объектив 18—200/3,5—6,3; ISO 100; F/85 мм; f/5,6; S 1/250 сек.

«Пляжные игры». Серийная съемка. Фото Юрия Афанасьева

Закончив сессию в городе, мы перебрались к воде. Безоблачное с утра небо стало заполняться облаками, а для съемки этого кадра наличие солнца в контровике было обязательным условием. Меня радовало, что небо с каждой минутой становилось все темнее, и огорчало, что тучи, обеспечивающие мне темный задник, с фантастической скоростью надвигались на светило. Времени на поиск идеальной проекции не было, без солнца можно было не снимать. Серийная съемка со скоростью 10 кадр/сек свела количество дублей к минимуму. Установленное вручную значение цветовой температуры 4 500 К сохранило окружающую моделей синеву. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/40 мм; f/5,6; S 1/2 000 сек.

«Старая крепость» Фото Юрия Афанасьева

Дождь продолжался недолго, небо быстро расчистилось. Мое внимание привлекли останки строения из натурального камня, стоявшего недалеко от пляжа. Вспышка с вертикально повернутым излучателем (зум установлен на значение 105 мм) и отражателем, находящимся справа между излучателем и моделью, помогли создать схему освещения. Отражатель в данном случае сыграл роль оттенителя. Дополнительно кадр был обработан в RAW-конверторе. Объектив 18–200 мм; ISO 100; F/18 мм; f/11,0; S 1/125 сек.

"Левитация. Заморозьте движение, используйте подсветку для объема! Фото Юрия Афанасьева

Вспышка в софт-боксе 40×40, расположенная вне кадра, отвечает за подсветку справа. Модель со спокойным лицом, зависшая в воздухе посередине кадра, создает настроение. Таким способом мне хотелось зафиксировать легкость бытия, а удалось это или нет — решать зрителям. Фотограф лишь предлагает свое видение мира. Объектив 18—200/3,5—6,3; ISO 100; F/19 мм; f/11,0; S 1/160 сек.

Все свое ношу с собой!

В самом конце статьи я решил разместить снимок, на котором собрано все оборудование, принимавшее участие в вышеописанной фотосессии. Все, кроме переделанного монопода, свободно разместилось на уложенном в чехол отражателе, диаметр которого равен 35 см. Общий вес съемочного оборудования составил 2 кг 970 г. При взвешивании аккумуляторы, для обеспечения рекордных показателей, из оборудования не вынимались. Защитные крышки и бленды также оставались на объективах.

Сайт Юрия Афанасьева: http://www.photoru.ru/

rosphoto.com

«Фотография – это призма, через которую я познаю мир»

Этого человека можно назвать корифеем отечественной рекламной фотографии, ведь он занимается фотоделом профессионально, страшно сказать, вот уже более 35 лет! В беседе с корреспондентом нашего журнала Юрий Афанасьев очень живым, красочным языком рассказал об изменениях, которые претерпевает фотографический мир с начала XXI века и отдельно коснулся темы вспомогательного фотооборудования, а точнее, штативов и стоек Manfrotto.

— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?

— Качаясь в скрипучей детской колыбельке, я засыпал при свете красного фонаря домашней фотолаборатории, а просыпался в комнатке, оплетенной плотной паутиной веревок, утыканных бельевыми прищепками, на которых сохли напечатанные за ночь фотографии. Первой камерой, попавшей мне в руки, была «Москва-2». Понятно, что для малыша двух с половиной лет первым подопытным объектом его зарождающегося интереса к фотографии должны были стать родители. Первый сделанный мною кадр не обладал абсолютной резкостью, но отличался диагональной композицией и очень низкой точкой съемки. Происходило все это во второй половине 50-х годов прошлого века.

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— В то время, когда фотография меня заинтересовала, изучать ее можно было только самостоятельно. Во второй половине 80-х я устроился работать в немецкую компанию, торгующую фотооборудованием. Это дало мне возможность поучиться в фотостудиях Германии, Италии и Швейцарии. Полученные там знания стали базой для начала работы в области рекламной фотографии.

— Какой из жанров вам наиболее интересен?

— У меня нет какой-либо жесткой привязки к одному фотографическому жанру. Мне нравятся практически все направления, кроме репортажа.

— Чем вам нравится именно пейзажная съемка?

— Пейзажная фотография в моей голове плотно связана с отдыхом и путешествиями, а кто не любит отдыхать и путешествовать?

— Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?

— Основным своим предназначением я считаю фотосъемку, а определение стиля — это уже сфера критиков.

— Наверняка вы много путешествуете. Какая страна, какое место произвели на вас наибольшее впечатление?

— Самые мощные эмоции я испытал от посещения двух мест. Это остров Сокотра, он расположен в Индийском океане и принадлежит Йемену, и Мьянма, бывшая Бирма.

— Оборудование — камеры, объективы, штативы — каких производителей вы используете?

— С начала XXI века съемочный фотографический мир претерпел значительные эволюционные изменения, и они все еще происходят. Аналоговая фотография, которая просуществовала на рынке более 180 лет, сдала позиции, отступая под мощным натиском цифрового собрата. В то время компания Canon занимала лидирующие позиции на рынке профессионального фотооборудования. Конечно, Canon стала моей первой цифровой камерой. Правда, сейчас для пейзажной фотографии и создания некоторых рекламных проектов я с успехом использую фотоаппараты и объективы компании Sony.

Из вспомогательного и в то же время необходимого фотооборудования продукция компании Manfrotto спокойно преодолела революционный переход фотографии от аналога к цифре. Штативы Manfrotto я с большим успехом использовал как раньше, так и сейчас. По большому счету основная философия создания фотографического изображения осталась прежней, изменился только способ записи.

— Чем вам нравится оборудование Manfrotto?

— Компания Manfrotto выпускает не только фотографические штативы, но и лучшие стойки для студийного света. Мне всегда казалось, что вся ее продукция сделана с заботой о потребителе. Защелки на ножках штативов или на центральной колонне световых стоек позволяют быстро, с минимальными моральными и физическими затратами собрать или разобрать оборудование. Карбоновый штатив Manfrotto 055CXPRO4, который я в настоящее время использую в своих фототурах или архитектурной фотографии, вообще кажется мне революционным продуктом в своей области. Он обладает уникальной конструкцией центральной колонны, позволяющей за кратчайшее время перевести штатив из наиболее высокого в наиболее низкое положение. Мне кажется, что у этого штатива рекордные показатели максимально высокой и максимально низкой точек съемки, с учетом фактора веса. Для перехода к этим точкам не нужно применять никакого дополнительного инструмента или отделять от штатива какие-либо детали. Я даже разместил информационно познавательную статью о нем на своем сайте. В настоящее время ассортимент продукции компании Manfrotto значительно расширился. К общепризнанным штативам и световым стойкам добавились фотосумки, рюкзаки, одежда для фотографов, светодиодное освещение и так далее, и тому подобное.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?

— Для меня фотография — это и есть цель жизни, я ее достиг. Другое дело, что сама фотография безгранична. Если не загонять себя в узкие рамки и всевозможные ограничения, познание ее самой и всего, что с ней связано, — это бесконечный процесс, по сравнению с которым человеческая жизнь слишком коротка. Главное — не останавливаться на достигнутом, а продолжать стремиться к новым вершинам.

— Можете рассказать о своей самой необычной съемке?

— Это случилось на заре российской рекламной фотографии. PR-агентство, с которым я в тот момент сотрудничал, подписалось на издание рекламного буклета для военных самолетов МИГ. Основное поставленным условием было снять все самолеты во время полета. Фотографировать пришлось из открытой двери летящей машины, мимо которой проносились военные истребители с ревущими турбинами. Для получения качественных результатов пришлось изрядно попотеть во время съемки. Условия работы по уровню комфорта оказались ниже средних: было довольно холодно, пронзительно ветрено и безумно шумно. Выполненная работа ушла на ура, а слух восстанавливался еще в течение двух недель. Конечно же, о технике безопасности в те дни никто и не думал.

— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?

— В познании и созерцании окружающего мира. Это бездонный колодец, из которого и черпается вдохновение.

— Что значит для вас фотография?

— Это призма, через которую я познаю мир. Приведу наглядный пример.

Допустим, что вы не увлечены фотографией и отправились куда-либо на отдых. После 11-часового перелета прибываете на место. Теперь приблизительный круг ваших интересов таков. С утра занять лежак на пляже в удачном месте. Днем найти как можно больше классных ресторанов в округе. Постараться узнать все о местах вечерних тусовок. Нужно также купить билет на экскурсию по местным достопримечательностям. Позже автобус провезет вас по туристическим местам, а гид расскажет безумно интересные исторические байки о местной территории. После всех перечисленных мероприятий отпускную программу можно считать успешно выполненной.

Теперь такая же ситуация, однако вы увлечены фотографией. Проведя те же 11 часов в воздухе, вы прилетели на место, где раньше никогда не бывали, но проведя перед этим туром десятки часов в Интернете, вы знаете о нем практически все. Вам даже с 80%-й точностью известно, какая будет погода во время вашей поездки. Распланирована практически каждая минута отдыха. Вы более-менее понимаете, в какое время нужно оказаться в конкретной точке, чтобы удача поспособствовала созданию отличного кадра. Любые сюрпризы и приятные неожиданности, которые природа может вам преподнести, лишь помогают созданию незабываемых фотографий. Так как вы получаете истинное удовольствие от созерцания красивых мест, для вас является великой радостью, когда фантастически нежный восход или безумный по краскам закат до неузнаваемости изменяют окружающий пейзаж. Как наркоман, получивший дозу, вы испытываете эйфорию от увиденного, и вам хочется этого еще и еще.

Зато потом, взглянув на результаты, вы вновь заряжаетесь той энергией, которую сумели почувствовать во время съемки. На мой взгляд, фотография записывает не только световую, но и энергетическую информацию. Если демонстрируемый снимок вызывает положительную реакцию у большинства созерцающих ее зрителей, значит, они также смогли почувствовать заложенную в ней энергию и подпитаться ею.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?

— Безумное терпение и непреодолимое желание познавать новое.

— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?

— Только вспомнить старую истину: старайтесь оказываться в нужное время в нужном месте. При этом желательно иметь при себе необходимое оборудование и понимание, что с ним делать.

— Как вы думаете, что самое главное в пейзажной съемке?

— Наслаждение природой.

— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Практически все в моей жизни связано с фотографией... Хотя вот, нашел: мужчина, старше среднего возраста, не пью, не курю, люблю спорт.

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Юрий Афанасьев, 56 лет.

Выставки, награды, достижения: Член FEP (Federation of European Professional Photographers — Федерация европейских профессиональных фотографов). В 2007 году получил сертификат QEP (Qualified European Photographer — квалифицированный европейский фотограф рекламы). Участвовал и побеждал в российских и международных конкурсах фотографии с 1997 года.

rosphoto.com

Юрий Афанасьев - Мастер рекламной фотографии.

Профессиональный рекламный фотограф живет и работает в Москве. Более тридцати лет в фотографии. С 2007 года является членом Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP. Имеет сертификат QEP «Квалифицированный Европейский Фотограф Рекламы». Учился и стажировался в фотостудиях Германии, Швейцарии и Италии. На протяжении всего творчества фотографировал в различных жанрах. В последние 15 лет специализируется на рекламной фотографии. Имеет награды за участие в фотовыставках и ­фестивалях.

Самое современное съемочное и осветительное оборудование позволят выполнять любые фотографические задачи. Большой опыт компьютерной обработки помогает реализовать сложные рекламные проекты. Тяготеет к съемкам сложных постановочных композиций — как в студии, так и на выезде. Один из первых профессиональных фотографов, начавших осваивать цифровые фототехнологии в России. Принимал неоднократное участие в акциях по тестированию и презентациям фотооборудования для таких фирм как Sony, Epson, Rover и др., проводившихся как на международных фотовыставках, так и в рамках бизнес-форумов для прессы. Сотрудничал с компаниями: Intepotika, «Эфко», Rover Computers, «Акадо», Sony, «Мега», Epson, аэропорт «Домодедово», «Паркет Холл», Ives Delorme и т.д...

Любит путешествия, во время которых активно снимает пейзажи. Любит работать с моделями, как в студии, так и на природе. Большой поклонник макросъемки. Основным достоинством фотографии считает то, что она заставляет видеть необычное в обычных предметах. Несмотря на имеющийся многолетний фотографический опыт никогда не перестает учиться и осваивать новые направления в ­фотографии.

Контакты:

www.photoru.ru

[email protected]

+7 (916) 093 51 73

_______________________

Читайте также:

Елена Мартынюк фотопроект: любить своё дело.

Фотомастер Владимир Глынин. Фотопроект Обложка «Vogue» в кармане любого российского фотографа.

rosphoto.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о