Трубадур — история персонажа, значение слова, образ и характер
История персонажа
Веселый, неунывающий Трубадур из мультфильма «Бременские музыканты» покорил зрителей жаждой свободы и силой любви к прекрасной Принцессе. Герои проходят через череду испытаний, чтобы быть вместе вопреки преградам и желанию Короля. Молодой человек в полной мере впитал черты своего прототипа – средневекового трубадура-рыцаря, дамой сердца которого выступала девушка намного выше по сословию.
История появления
Сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм, но Трубадура в произведении не было. В забавных приключениях участвовали кот, собака, осел и петух, задумавшие добраться до Бремена, чтобы стать уличными музыкантами. В 1960-ых годах экранизировать сказку собралась режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская, однако от готового сценария пришла в ужас. Постановщику не хватило изюминки и «здравого смысла». Так сценарий оброс дополнительными героями.

Трубадура предложил ввести как главного персонажа писатель и актер Василий Ливанов. В итоге молодой человек возглавил чудаковатый животный ансамбль. Хоть герой и носит имя Трубадур как собственное, однако за основу взята профессия трубадур, которая процветала в Средневековье.
Эпоха трубадуров
В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.

Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.
Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.
Каждый трубадур выступал и автором, и исполнителем произведений. Только малая часть представителей этой «профессии» составляла текст и музыку, но не решалась выступать перед публикой. За них это делал жонглер или оруженосец.

Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.
Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.
Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.

Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения. Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например. Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.
Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.
Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.

Поэты гастролировали по югу страны, авторов и исполнителей песен с удовольствием принимали в феодальных дворах, где платили за труд серьезные деньги. Поэтому трубадуры жили на гонорары.
Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.
Экранизации
Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.

Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.
Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.
Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта Юрия Энтина голосом Олега Анофриева. Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор Геннадий Гладков.
Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.
Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил Муслим Магомаев.

Авторы вновь прозрачно намекали на реальных людей. Так, Принцесса, пребывавшая в «истерическом состоянии», напоминала наследницу генсека Леонида БрежневаГалину, Трубадур уж очень смахивал на Элвиса Пресли, а звери – на «битлов».
Вернуться к мотивам нашумевшей истории суждено было режиссеру Александру Горленко. В 2000 году дети и взрослые получили рисованный мультик «Новые бременские музыканты», в котором Трубадур с Принцессой растят сына, Король на мели, а атаманша превратилась в руководителя банка. Песни за молодого человека исполнил Филипп Киркоров.
Интересные факты
В творчестве средневековые трубадуры использовали более десятка жанров. Почтением пользовалась баллада, напоминающая народную хоровую песню. Часто поэты работали в жанре канцоны – любовных напевов, начинающихся с описания весны, пробуждения всего живого. Позднее это направление дополнилось политическими и религиозными вопросами.


В 1853 году Джузеппе Верди поставил чудесную оперу «Трубадур», добавившую автору славы. В середине 20 века по мотивам музыкальной работы итальянец Кармине Галлоне снял фильм с одноименным названием, в котором роль трубадура Манрико сыграл Джино Синимберджи.
С 1970-ых годов в театре имени Ленсовета идет спектакль «Трубадур и его друзья», созданный по мотивам мультфильма. В образ Трубадура первым вживался Михаил Боярский, а Принцессу тогда блестяще воплотила Лариса Луппиан. Эта работа стала началом романа звездной пары.
Трубадур – герой новогоднего мюзикла «Золушка», снятого Семеном Горовым для главной ночи года в 2002 году. Роль поэта и музыканта в этой картине исполняет Олег Скрипка.
24smi.org
Трубадур — это… Что такое Трубадур?
трубадур — См … Словарь синонимов
трубадур — трубадура, м. [фр. troubadour с провансальск.] (истор. лит.). Средневековый южно французский (провансальский) певец, бродячий поэт. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. трубадур а, м., одуш. (фр. troubadour … Словарь иностранных слов русского языка
ТРУБАДУР — ТРУБАДУР, а, муж. Средневековый провансальский (в южной Франции) певец поэт. Трубадуры чего н. (перен.: о тех, кто пропагандирует, прославляет что н.; книжн.). | прил. трубадурский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
Трубадур — (troubadour), поэт лирик во Франции 11 в., изначально в Провансе. Хотя Т. были преимущ. дворянами, но членами трупп Т. становились и представители низов. Поэзия Т. воспевала утонченную любовь, рыцарство, не избегала религ. и полит, тем, но гл.… … Всемирная история
трубадур — а, м. 1) В Средние века в Провансе (на юге Франции): странствующий поэт певец. Трубадуры воспевали красоту; за ними и все поэты… прославляли своих красавиц (Батюшков). 2) перен., чего, книжн. Тот, кто воспевает, прославляет что л., посвящая… … Популярный словарь русского языка
Трубадур — (франц. troubadour, от провансальского trobador, от trobar находить, изобретать, слагать стихи; восходит через позднелат. tropo создаю тропы, воспеваю к греч. tropos троп, образ) поэт певец Юж. Франции в кон. 11 нач. 14 вв. Иск во Т.… … Музыкальная энциклопедия
трубадур — трубадур, трубадуры, трубадура, трубадуров, трубадуру, трубадурам, трубадура, трубадуров, трубадуром, трубадурами, трубадуре, трубадурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Трубадур — … Википедия
трубадур — трубад ур, а … Русский орфографический словарь
Искусство трубадуров: музыка и поэзия
Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.
Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.
Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX
по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).
Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.
Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.
Кто мог стать трубадуром?
Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы. Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров. От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:
- владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
- экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
- быть в курсе последних новостей при дворе.
Другие известные трубадуры
Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:
- Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
- Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
- Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.
Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.
Куртуазная тематика в искусстве трубадуров
В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.
В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.
Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.
Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру
Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности. Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики. Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)
Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:
- пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
- альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
- канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями.
Автор – Артур Витер
music-education.ru
Трубадур — это… Что такое Трубадур?
трубадур — См … Словарь синонимов
трубадур — трубадура, м. [фр. troubadour с провансальск.] (истор. лит.). Средневековый южно французский (провансальский) певец, бродячий поэт. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. трубадур а, м., одуш. (фр. troubadour … Словарь иностранных слов русского языка
ТРУБАДУР — ТРУБАДУР, трубадура, муж. (франц. troubadour с провансальск.) (ист. лит.). Средневековый южнофранцузский (провансальский) певец, бродячий поэт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТРУБАДУР — ТРУБАДУР, а, муж. Средневековый провансальский (в южной Франции) певец поэт. Трубадуры чего н. (перен.: о тех, кто пропагандирует, прославляет что н.; книжн.). | прил. трубадурский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
Трубадур — (troubadour), поэт лирик во Франции 11 в., изначально в Провансе. Хотя Т. были преимущ. дворянами, но членами трупп Т. становились и представители низов. Поэзия Т. воспевала утонченную любовь, рыцарство, не избегала религ. и полит, тем, но гл.… … Всемирная история
трубадур — а, м. 1) В Средние века в Провансе (на юге Франции): странствующий поэт певец. Трубадуры воспевали красоту; за ними и все поэты… прославляли своих красавиц (Батюшков). 2) перен., чего, книжн. Тот, кто воспевает, прославляет что л., посвящая… … Популярный словарь русского языка
Трубадур — м. 1. Средневековый провансальский странствующий поэт певец. отт. Автор баллад, серенад, сонетов и т.п. 2. перен. Тот, кто воспевает, прославляет что либо, посвящая свое творчество какой либо определённой теме. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
трубадур — трубадур, трубадуры, трубадура, трубадуров, трубадуру, трубадурам, трубадура, трубадуров, трубадуром, трубадурами, трубадуре, трубадурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Трубадур — … Википедия
трубадур — трубад ур, а … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Средневековая Европа. Кто такие трубадуры? | Культура
Самый расцвет трубадуров случился при Алиеноре Аквитанской. Но появились они еще во время правления деда Алиеноры герцога Гильома IX Аквитанского, прозванного Гильомом Трубадуром. Языком (скорее — диалектом) поэтов-песенников по умолчанию являлся прованский, и далее, после распространения этого явления по всей Европе, трубадуры тоже чаще всего исполняли баллады на прованском (окситанском) языке.
Прекрасная Алиенора, еще и не будучи королевой, окружила себя изысканным двором. И трубадуры — несчастные воздыхатели без какой-либо определенности на взаимность — присутствовали обязательно рядом с этой темпераментной южанкой, богатой наследницей всей Аквитании, не скованной никаким надзором (Алиенора рано осиротела).
Прекрасные воздыхатели? Не обязательно это было именно так, но должно было так казаться. Все вместе: несчастные влюбленные и, якобы, равнодушные дамы составляли тот колорит с оттенком куртуазности раннего Средневековья.
Но трубадур — это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь — да так, чтоб все дамы обрыдались. Петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте — высшее мастерство. Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях.
Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру. Например, неизменным жогларом трубадура Арнаута де Марейля был Пистолета. Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы.
Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) — это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.
А мастерство трубадура в классическом, провансальском понимании этого слова — это не способ заработка. Как служением прекрасной даме можно было зарабатывать? Были еще миннезингеры — немецкие средневековые рыцари, сочиняющие лирические произведения. Течение миннезингеров сформировалось под влиянием все тех же провансальских трубадуров. На Пиренейском полуострове трубадуров называли сегрелами.
Недостатков в публике у трубадуров не было. Вздыхать и переживать за несуществующих героев было в те времена довольно распространенное занятие, ведь знатные дамы просто маялись от безделья и все мечтали о любви и о мужчинах. В те времена нельзя было просто взять и завести роман в открытую — правила не позволяли. Такую женщину никто не возьмет замуж, а без мужа остаться — нет худшего позора. Однако, романтики хочется…
Некоторым это служило прикрытием: мол, все знают, что между трубадуром и его дамой только платонические отношения, чего тут копать? А на самом деле, в некоторых случаях, отношения были не так уж невинны. Поэтому, сообщество трубадуров поддерживали, в его ряды периодически вливались свежие силы. Но не все так просто: трубадуром мало называться, надо еще кое-что уметь.
Образование трубадура зависело от его социального статуса: среди них часто встречались высокородные сеньоры, ведь им была доступна учеба, к которой, впрочем, тяготели далеко не все представители знати. Кроме того, необходимость петь, играть, сочинять отнимала много времени, которым простолюдины не располагали — они, в большинстве своем, работали.
Но все же, бывало, что «профессия трубадур» оказывалась для человека настоящим призванием. Можно провести параллель с сегодняшними известными бардами, композиторами и поэтами. Не мог человек бросить это занятие, очень хорошо получалось у него слагать поэмы. А главное, он испытывал непреодолимую тягу к подобной деятельности. Трубадур Арнаут де Марейль был рода не знатного, однако, благодаря своим талантам, выбился из низов. Сохранилось двадцать девять его любовных кансонов.
А знаменитый воин-трубадур Бертран де Борн, прованский рыцарь, воспевал больше войну, победы, подвиги, чем любовь и служение даме. Да, были и такие, воинственно настроенные трубадуры. До наших дней дошло около 50-ти его песен. Этот человек всю жизнь участвовал в различных военных конфликтах, но успевал сочинять свои тенсоны и кансоны. Но Бертрану не надо было думать о крыше над головой и т. п. мелочах. Он воевал и сочинял. Сочинял и воевал. Успел несколько раз жениться и растил четырех детей. А последние двадцать лет провел в монастыре. Получается, что для некоторых людей трубадур — настоящее призвание. Именно в смысле творить.
Поэтому среди трубадуров все-таки преобладали феодалы. Трубадур должен был на что-то жить, прилично одеваться, иметь музыкальные инструменты, бумагу, содержать прислугу и мало ли что еще. Беднякам все это было недоступно. Но часто простолюдины сочиняли баллады, а сеньоры выдавали их творения за свои, в лучшем случае взамен давая мелкую монету.
Трубадурами были даже церковники. Некоторым епископам и монахам не чужда была романтика. Все сферы жизни того времени буквально окурены идеями крестовых походов, всеобщим благочестием и восторгами от святых чудес. И исполняющие чужие произведения (то есть жоглары, как говорилось выше) на тему жития святых были очень уважаемы церковью. А уж если сами все сочиняли, то такие монахи-поэты были на особом счету и от обычных жогларов по положению отличались.
Поначалу, с XII века, трубадур обязан был около двух лет учиться риторике, умению слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Остальное — дело воображения. В эпоху Возрождения трубадуры уже должны были изучать так называемые семь искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.
Со временем предрассудки и социальное неравенство в рядах трубадуров немного стерлись, и им мог стать и торговец, и ремесленник, и бедный бродячий монах. Но самыми известными трубадурами все-таки оставались люди богатые и знатные.
shkolazhizni.ru
Трубадур — это… Серенада Трубадура
Трубадур – это менестрель, или поэт-музыкант, живший и творивший в определенное время в определенном месте. Конкретнее – в Провансе, в XI-XII веках. Сам термин произошел от глагола trobar, что в переводе с провансальского (или окситанского) языка означает «сочинять».
Родина трубадуров

Рождение нового направления в литературе
В сжатой формулировке трубадур – это куртуазный поэт, в творчестве которого главенствовал культ дамы. Авторы и исполнители произведений признавали себя слугами и вассалами женщины, славили ее благородство, красоту, изысканность и прочие достоинства, а также деяния, совершаемые во имя королевы сердца рыцарями.

Представители куртуазной литературы

Отличительные черты творчества трубадуров
Менестрелем мог стать человек, обладающий умением слагать экспромты и владеющий музыкальным инструментом. Он должен был быть в курсе всех новостей, особенно придворных, и в совершенстве владеть искусством тонкой лести. В основном трубадуры воспевали любовь, весну, радость жизни. И хотя Альбигойский крестовый поход (серия кампаний 1209-1229 годов, предпринятых с целью искоренения ереси) полностью прекратил их существование, эти певцы, поэты, авторы песен оставили большое культурное наследие и прекрасную память о себе. К их творчеству, возрожденному романтиками, интерес не угасает и в наше время. Само название певца и поэта «трубадур» звучит красиво, хотя в те времена наименований было много: трувер, менестрель, миннезингер и бард. К жанрам, особенно чтимым трубадурами, относятся в первую очередь канцона и сирвента, плач и альба, пасторела, тенсона и баллада. Все это разные по форме и тематике песни, но их объединяет изысканность формы и обязательная точность рифмы. В рукописях, дошедших до наших дней, насчитывается до 500 имен трубадуров, 40 из которых известны любителям и знатокам поэзии. Начиная с XIV века понятие «трубадур» было забыто, но поэты-романтики в своем творчестве обратились к наследию менестрелей Средневековья, и интерес к ним вспыхнул с новой силой. Вот и великий итальянский композитор назвал один из своих шедевров этим словом.
Величайшая опера
«Трубадур», опера великого Джузеппе Верди, написанная на либретто его друга Сальваторе Каммарано и увидевшая свет в 1853 году, после смерти либреттиста стала одним из крупнейших произведений Дж. Верди. И хотя события, описанные в ней, относятся к XV веку, придворный поэт-музыкант Манрико, главный герой произведения назван трубадуром. Эта работа гениального композитора стала в один ряд с такими его операми, как «Риголетто» и «Травиата». Композитора настолько захватила идея пьесы А. Г. Гутьереса, испанского драматурга, что всю музыку к бессмертной опере он написал за 29 дней. «Трубадур» — опера, премьера которой состоялась в Риме 19 января 1853 года, сразу стала невероятно популярной и покорила почти всю Европу. Замечательная музыка, прекрасные сольные партии затмевали лихо закрученную интригу сюжета, в которой присутствовали цыгане, ворующие графских детей, любовь двух братьев к одной женщине, дуэль между ними, смерть почти всех героев. Таких сюжетов было много во все времена. Бессмертной оперу делает только музыка несравненного Джузеппе Верди.
Возрождение интереса к этому слову в советские времена


Те же герои: Принцесса и Трубадур, Кот и Пёс, Осёл и Петух — продолжают свои приключения. Несомненным достоинством обеих частей является музыка.
Замечательный советский Трубадур
Несколько поколений выросло на этих песнях, они невероятно популярны и узнаваемы. Серенада Трубадура «Луч солнца золотого…» из продолжения мультфильма, исполненная Муслимом Магомаевым, стала музыкальным шедевром. Кроме того, певец в этой части озвучивал еще Гениального сыщика и Атаманшу. Их песни тоже узнаваемы и любимы зрителями.

fb.ru