Стиляги это какие года – «Стиляги» – история субкультуры

Автор: | 21.02.2021

Содержание

Стиляги в СССР — Все будет хорошо!

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.

В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма «Стиляги» :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

по источникам : http://back-in-ussr.info/2012/02/stilyagi/

Как жилось стилягам-антисоветчикам

slavikap.livejournal.com

Стиляги — смотреть онлайн — КиноПоиск

год
страна
слоган«Главный фильм нового года»
режиссер Валерий Тодоровский
сценарий Юрий Коротков, Валерий Тодоровский, Евгений Маргулис
продюсер Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, …
оператор Роман Васьянов
композитор Константин Меладзе
художник Владимир Гудилин, Юрий Фоменко, Марат Ким, …
монтаж Алексей Бобров
жанр мюзикл, драма, мелодрама, комедия, … слова
бюджет

$15 000 000

сборы в России
зрители   2.9 млн,      93.3 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-ray 22 января 2009, «CP-Digital»
релиз на DVD 22 января 2009, «CP-Digital»
время136 мин. / 02:16

www.kinopoisk.ru

Стиляги

Стилягами называли представителей советской субкультуры, стиль одежды которых отличается экстравагантностью, необычностью, во многом он похож на западную моду в 40-60 годах, также имеет некоторые черты стиля рокабилли. В современной действительности к этому стилю относятся винтажная одежда, аксессуары и другие предметы, которые отражают то время, когда существовала субкультура стиляг. В СССР в конце 1940-начале 1960 годов стиляги были очень популярной группой среди молодежи, для них был характерен нонконфиризм, они всячески следовали моде запада, копировали его стиль, слушали такую же музыку. У стиляг был даже свой собственный сленг.

История возникновения субкультуры

Впервые стиляги появились еще в 1940 годах, они собой олицетворяли некий протест против устоявшихся принципов и стереотипов советского общества. Стиляги отличались от других субкультур подчеркнутым цинизмом, аполитичностью, отрицанием правил морали того времени. Из Западной Европы были привезены множество «трофейных» журналов, одежды, обуви, бижутерии и аксессуаров, которые уже были неактуальны на западе, но стали основами гардероба советских стиляг.

Когда впервые появилось название субкультуры

В первый раз термин «стиляга» был использован в 1949 году, в одноименном произведении Беляева. Он был потом размещен в качестве заметки в журнале «Крокодил». В этом очерке описывалась ситуация, в которой на школьном балу появился молодой человек, разодетый в стиле западной культуры, он был необычайно горделив, его пестрый облик привлекал внимание. Персонаж отличался невежеством поведения, имел глубокие познания в зарубежных танцевальных движениях, чем и вызвал насмешку и жалость у современных студентов. У «стиляги» была подруга Мумочка, которая по виду, казалось, только сошла с обложки модного журнала. Именно это произведение дало толчок началу кампании против западного влияния. Многие считают, что название «стиляги» означает «копировать чужой стиль», не зря среди исполнителей джаза была популярна фраза «дуть стилягу» — подражать кому-либо.

Как общество относилась к представителям субкультуры

Многие стиляги с 50 годов подвергались различным преследованиям. Их постоянно высмеивали в прессе, на комсомольских собраниях о них часто говорили, многие дружинники специально дежурили на улицах с целью «отлавливания» стиляг. Им даже отрезали волосы, трогали и портили предметы их гардероба. Насильственным методом их отводили в полицейский участок, где делали фотографии для статей. Немного лучше отношение к стилягам стало в период выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году, потом во время приезда Кристиана Диора с моделями в 1959 году, затем – на фестивале молодежи в 1957 году. Именно в такие моменты стиляг практически прекращали преследовать, однако потом начинали вновь.

Угасание популярности субкультуры

К середине 1960 годов субкультура стиляг стала постепенно угасать. Многие считают, что представителей стиля 1960 годов уже нельзя назвать стилягами, но, несмотря на это, так их называли еще десять лет.

Основные черты стиляг

У представителей субкультуры имеются их специфический внешний вид, поведение, свои предпочтения в мире музыки. Во многом влияние на стиль оказали фильмы «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты», «Серенада Солнечной Долины».

Одежда стиляг

Стиляги носят мешковатые пиджаки самых разнообразных расцветок и оттенков, широкополые шляпы, носки ярких цветов, шелковые рубашки, ботинки с острым носом, галстуки с изображениями обезьян, драконов, свитера с рисунками оленей. Немного позже стиляги стали носить более элегантные наряды, например, брюки-дудочки 22 см, которые являлись противоположностью 32 советским см, джинсы, зонты-трость. К началу 60 годов стиляги стали себя называть «штатники». В это время популярными были пальто в английском стиле, шерстяные костюмы, солдатские ботинки в американском стиле. У девушек стиляг не было своего личного стиля, во многом они копировали его из модных журналов, носили пышные юбки, иногда использовали узкие, цветочные блузы яркого оттенка, туфли с длинным носком. Стиляги богатые часто приобретали вещи у иностранцев, носили уникальные вещи, заказывали индивидуальный пошив. Бедные стиляги носили брезентовые плащи и пальто, на ботинки наклеивали каучуковую подошву. Стильными предметами считались иностранные авторучки, зажигалки и портсигары, карты с изображениями пин-ап girl.

Прическа и макияж

Стиляги носили тонкие усы, начесанные «коки» на лбу. Девушки красились интенсивнее и ярче обычных советских женщин, особенно любили использовать яркие помады, подведенные глаза. Из причесок были модны завитые волосы, уложенные вокруг головы, а в 60 годах стала модна начесанная «бабетта».

Манеры

Поведение стиляг многие расценивали как развязные, они отличались свободной походкой, высоко поднимали голову. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам города. Тогда они и демонстрировали свои костюмы и образ стиляг.

Особенности стиляг

Одним из атрибутов стиляг был саксофон, он олицетворял музыку свободных людей. Стиляги предпочитали слушать джаз. У них был свой сленг, который они переиначивали на русский лад:

Джакеток, от jacket – пиджак.

Таек – tie – галстук.

Хэток – hat – шляпа.

Совпаршив – одежда советского производства

Шузы – shoes – обувь на высокой подошве.

Современный стиль

Стиляги в наше время носят заметные аксессуары, мужчины надевают яркие носки с брюками-дудочками, цветной галстук, яркую рубашку. Женщины любят узкие или короткие платья с приталенным верхом и пышным подолом. Цвет может быть однотонным или разноцветным. Туфли могут быть на плоской подошве или на каблуке. Они должны сочетаться с цветом ремня или сумки, изготавливаются чаще всего из лаковой кожи. Из украшений девушки-стиляги любят носить пластиковую яркую бижутерию, обручи, заколки. Прическа может быть выполнена из локонов и крупных кудрей. Также любят использовать «ракушку». Макияж делают ярким – помада и стрелки на глазах.

Стиляги – это интересно, необычно и экстравагантно.

Видео:

pokupkivinternete.ru

Как это было: советские стиляги

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен — стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники

Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы

Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.

Стиляги-антисоветчики на агитках советского времени

Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами — на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков

Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов — предмета вожделения всех стиляг

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

Карикатуры из советских журналов: асоциальный элемент

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Карикатуры из советских журналов: стиляги — западные агенты

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

Разоблачительная статья в советской газете

Во времена оттепели, когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

Стиляги — яркий след в культурной истории страны

Рекомендуем также прочитать Мода советской молодёжи.

e-w-e.ru

как одевалась молодёжь в Советском Союзе — 2018

Чтобы проникнуться атмосферой социального бунта, реализованного в моде 60-х годов, нужно окунуться в мир советских денди. Как одевались стиляги, что слушали, о чём думали — советская молодёжь во всей красе.

4,33 5 3

  • Кто такие стиляги

Стиляг следует считать, в определенном смысле, представителями субкультуры. Молодёжь в СССР проявляла естественный интерес к таким непохожим американцам. Стиль стиляг формировался под влиянием американской культуры и моды. Естественно, основным визуальным образцом были доступные фильмы. Также музыка, которую с трудом доставали, накладывала своеобразный отпечаток.

Гардероб стиляг начал формироваться из импортной одежды, привезённой контрабандой. Позже и в Советском пространстве начали подпольно шить яркие наряды. Всё это было копирование американской моды 50-х годов, но с налётом самобытности. Яркие краски обусловлены желанием показать свободу от условностей и правил, пренебрежение к нормам общепринятой морали. Можно сказать, что стиль стиляг имеет некую схожесть со стилем рокабили, который царил в США в середине 1950-х годов. Рокабилли, в свою очередь, сформировался под влиянием музыкальной культуры.

  • Почему появились стиляги

Образ жизни в Советском Союзе предполагался крайне аскетичным. «Товарищи» не могли выделяться из толпы, ведь в СССР все равны и, главное, одинаковы. Бельё и одежда были скромные и однотонные, к тому же, неоднократно заштопанные. Основная цель одежды в СССР — обеспечивать удобство в работе и скрывать прелести женской фигуры.

Естественно, смелую молодёжь не устраивало тотальное ограничение мысли, способов самовыражения и сексуальности, ведь секса, как известно, в Советском союзе не было. Но только не у стиляг! Они ломали барьеры на всех уровнях. Записывали «запрещённую» музыку, танцевали «дикие» танцы, говорили на «иностранном» языке. Для обозначения предметов одежды стиляги использовали адаптированные англоязычные термины, а совпошив окрестили совпаршивом. 

Кумирами стиляг были популярные музыканты, как The Beatles, Элвис Пресли, Бенни Гудмен и герои фильмов. Любое «дуновение» с запада было спасительным глотком свободы. Контраст стиля в одежде и в жизни советских людей и иностранцев был просто невероятный.

МОСКВА 1959 ГОД. МОДЕЛИ CHRISTIAN DIOR

Конечно, советское общество не могло смириться с таким расхождением взглядов и протестом. Хотя стиль жизни стиляг не имел политической подоплёки, они стали маргиналами по всем фронтам. На стиляг оказывалось социальное давление, «бригады добровольного содействия милиции» устраивали облавы на стиляжные вечеринки, а СМИ формировали антагонистический образ стиляги.

 
  • Модные юбки стиляг

   ИЗ К/Ф «СТИЛЯГИ»

Девушки-стиляги выбирали пышные юбки с подъюбниками, в основном, длины миди. Несмотря на прикрытые ноги, такие юбки выглядели вполне вызывающе за счет ярких расцветок и принтов. Подчеркнуть сексуальность удавалось так же колготками и чулками интересных фасонов. У стиляжных юбок был А-образный силуэт, что давало некую манёвренность в танце. Кроме того, стильной считалась юбка-карандаш, обтягивающая бёдра.

  • Модные платья стиляг

ИЗ К/Ф «СТИЛЯГИ»

Стиль стиляг подразумевал откровенность и привлекал внимание. Потому глубокое декольте не удивительно для модного наряда стиляги. Пышная юбка платья в сочетании с открытым верхом производила яркое впечатление, особенно потому, что в стиляжных платьях явно подчёркивали фигуру и тонкую талию. Популярными принтами для платья в стиле стиляг был горох и полосы. Также это могли быть яркие абстракции и цветочные мотивы.

  • Модные брюки стиляг

Девушки стиляги редко надевали брюки, юбки были в большем почёте. Но если и выбирали, то это было что-то сродни брюкам капри: укороченные и с завышенной талией. Они сохраняли соблазнительность силуэта.

  • Аксессуары и обувь стиляг

Как правило, обувь стиляги выбирали на высокой платформе и каблуках. А украшения в стиле стиляг представляют из себя массивные и яркие бусы и браслеты, крупные серьги, сочетание разных заметных аксессуаров. Также девушки стиляги имели слабость к перчаткам и повязкам на голову. 

  • Стиль стиляг в современности

Наряды в стиле стиляг сейчас могут пригодиться разве что на тематических вечеринках и фотосессиях. Но если всю эту палитру вызывающих элементов разобрать, можно их сочетать с базовым гардеробом. Более того, заменяем яркий принт на умеренную расцветку, и получаем интересный силуэт и стильный образ. Ведь подчеркнуть фигуру можно и не прибегая к кричащим акцентам. Подражая образу стиляг, можно использовать стильные аксессуары, например крупные очки или яркие носки. Также можно пойти менее очевидным путем, и дополнить повседневный образ криперами (обувью на высокой платформе). Интересным решением станут костюмы на мужской лад, галстук-бабочка. Укороченные брюки и джинсы с высокой посадкой и подворотами уже не первый сезон покоряют street style, а миди-юги на высокой талии ещё не собираются выходить из моды. завышенная талия стильно будет смотреть с монохромными кроп-топами. Главное, не стоит нагромождать образ, акцент должен быть один. 

hochu.ua

Как в СССР боролись со стилягами / Назад в СССР / Back in USSR

Эдакие «хипстеры» СССР или «стиляги», как их дразнили все, кому не лень, были ненавистны всему советскому обществу. За что? За то, что выглядели не так, как все.
Итак, слово «стиляга» впервые было употреблено в фельетоне Д. Г. Беляева, опубликованном в журнале «Крокодил» в 1949 году и с тех пор прочно вошло в обиход советских граждан, доселе не знающих, как охарактеризовать ту неподобающе одетую молодежь, которую они видели на улицах.
Конечно, вы только сравните внешность истинного идейного пролетария и истинного стиляги. К слову сказать, у последнего обычно внешний вид был следующий: неимоверно узкие брюки, длинный двубортный пиджак очень яркой расцветки и столь же яркая рубашка, галстук с экзотическим рисунком, цветные носки, ботинки «на манке» и черные очки. С точки зрения советского общество все это выглядело возмутительно.

Но как же бороться со всем этим? Дело в том, что закон-то стиляги не нарушали… В СССР можно было посадить за тунеядство, но практически все стиляги были трудоустроены или учились. Под “безыдейность” и “преклонение перед Западом” это все тоже не попадало.

Оставались общественные методы воздействия. Для борьбы со стилягами создавались “бригады добровольного содействия милиции”, в состав которых входила молодежь, по возрасту равная стилягам.

Они-то и устраивали всевозможные облавы, врываясь на танцплощадки, в рестораны и прочие места, откуда поступал сигнал о присутствии стиляг.

Такие комсомольские патрули могли принудительно состричь кок или порезать узкие брюки и пышные юбки стиляг.

К слову сказать, такие патрули нередко состояли из ребят довольно криминального вида и бывали случаи, когда при очередной облаве комсомольцы забирали себе ту или иную вещь стиляги.

Общественное мнение видело в стилягах только тунеядцев, прохиндеев, подражателей Западу и «моральных уродов», что ярко и наглядно демонстрируют иллюстрации из «Крокодила».





Но не смотря на отчаянную борьбу с ними, стиляг по России становилось все больше.

Надев свои, зачастую, сшитые самостоятельно вещи, стиляги прогуливались по, так называемым «Бродвеям» (обычно это были центральные улицы городов), бросая вызов всему серому, с их точки зрения, советскому обществу.

Основные группы стиляг были сосредоточены в трех городах России: Москва, Ленинград и Баку.


Конечно умопомрачительные танцы — это совсем не стиль советского гражданина.







В общем так все и продолжалось, пока в начале 60-х годов течение «стиляг» не кануло в лету, а советское общество ждал новый этап обезличенной брежневской моды.

back-in-ussr.com

Кто такие стиляги — ответы и советы на твои вопросы

Доброго времени суток, Игорь!

История стиляг

Стиляги — советская молодёжная субкультура конца 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно американский) образ жизни. Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, определённым цинизмом в суждениях, отрицательным, а скорее даже безразличным отношением к некоторым советским моральным нормам. Они выделялись из толпы благодаря их яркой и местами нелепой одежде, а также определенному сленгу. Также они проявляли повышенный интерес к западной культуре, особенно это касалось музыки и танцев. Стиляги в качестве субкультуры проявили себя как своеобразный стихийный протест против навязываемых норм и стереотипов поведения, а также против единообразия как такового.

Сам термин «стиляга» впервые появился в ходе движения по борьбе с космополитизмом в конце 1940-х, когда любое проникновение зарубежной культуры воспринималось враждебно, а всякое проявление интереса к Западу считалось очень оскорбительным действием. Первые, кто был назван «стилягами» (или их еще называют «золотой молодежью»), были дети элиты, и положение родителей защищало их от настоящих преследований. Но простые люди, которые обвинялись в преклонении перед Западом, часто становились жертвами гонений.

Отношение советской власти к стилягам

Пожалуй, чаще всего нападки на стиляг были связаны с так называемыми рейдами добровольной дружины. Естественно, целью дружинников были не только лишь стиляги; эти добровольческие отряды (патрули из комсомола, народные дружины, «бригадмилы» — бригады, содействующие милиции) тщательно высматривали нарушителей общественного порядка всех видов.

На практике само понятие «порядок», равно как и понятие «нарушитель», не было четким, наоборот, оно постоянно подвергалось изменению: добровольные дружинники сами решали, что есть порядок, кто его нарушает, кто есть хулиган или стиляга. Тех, кого они, однако, клеймили данным статусом, ожидали различные наказания. Хулиганство и тунеядство вовсе были запрещены законом и наказывались очень сурово, вплоть до лишения свободы. Принадлежность же к стилягам не указывалась в уголовном кодексе и рассматривалась чаще всего, как «антиобщественное проявление в быту». Но тех, кого все-таки клеймили «стилягами», чаще всего задерживали и отводили в отделение милиции или комсомол, насильно стригли, рвали одежду, фотографировали для «антистиляжных» постеров.

Преследования стиляг не прекращались в течение 40-х — 50-х гг. Они «бросали вызов» серой массе общества, и потому их поступки и действия приравнивались к преступлениям, а они сами – к преступникам. Следует отметить, что преследования были совершенно незаконными, а некоторые пункты очень явно противоречили установленному законодательству. Например, тех стиляг, чьи имена упоминались в журнале «Крокодил», в различных фельетонах, если они были студентами, исключали из университетов. Также на улицах на них устраивалась настоящая охота. Со слов одного из бывших преследователей Егора Яковлева, можно точно представить себе эту ситуацию – они просто патрулировали улицу, приезжали на машинах, причем и не старались скрываться, чтобы их не узнали. На руках преследователей были повязки, чтобы все видели, кто они такие. И любого стилягу, которого замечали, они задерживали и уводили в отделение.

Почему советская власть преследовала стиляг?

Борьба со стилягами была довольно затяжной и не особо успешной. Но неужели стиляги настолько мешали властям, что было задействовано столько сил и времени? Стиляги и правда противились советской власти, ЦК КПСС. И оппозиционерами они были, во-первых, потому, что отношение к власти у них было абсолютно безразличное – их интересовало совершенно другое: где бы найти себе новый яркий наряд или где достать новую заводную пластинку. Советская же идеология не терпела такого отношения. Отсюда и такие террористические методы борьбы.

Также стоит отметить элитарный аспект. Стиляги, отстраняя себя от серой общественной массы, представляли себя как некого рода элитарную группу. Вопрос о формировании элиты в советском обществе также не мог осуществляться без контроля коммунистической партии. И, естественно, никто бы не позволил оставлять такие вопросы на собственное усмотрение граждан.

Но, так или иначе, результат этой борьбы был невыигрышным для советского государства. Почему? Тут прежде всего стоит отметить, что борьба со стилягами была одной из сталинских кампаний. Как известно из истории, все его кампании готовились основательно и исполнялись приблизительно за три года. И эта кампания не стала исключением: избиение стиляг, исключение их из университетов и комсомола – все продолжалось в нарастающем темпе на протяжении периода до 1953 года, конца эпохи Сталина.

На этом и закончим небольшой экскурс в историю стиляг.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

Полезный совет?

www.domotvetov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *