Шмелева елена телеведущая – Дмитрий Захаров – биография, фото, личная жизнь, новости 2019

Автор: | 18.01.2018

Дмитрий Захаров – биография, фото, личная жизнь, новости 2019

Биография

Основных ведущих передачи «Взгляд», изменившей представление россиян о телевидении во времена перестройки, было трое: Владислава Листьева убили, Александр Любимов стал президентом телекомпании «ВИD», а третий, Дмитрий Захаров, ушел в тень. На сегодняшний день он – главный редактор нескольких познавательных проектов на «НТВ».

Детство и юность

Дмитрий Захаров родился в Москве 30 января 1958 года в семье дипломата. Детство мальчика проходило в благоприятной обстановке. Родители не ссорились и не кричали друг на друга. Захаров считает, что семейная атмосфера помогла в формировании крепкой и здоровой психики. В доме была большая библиотека, к 14 годам юноша прочел около 4000 книг.

Дмитрий ЗахаровДмитрий Захаров

В 1980 году Дмитрий окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, в 1985 – истфак МГУ. Сразу после получения первого диплома о высшем образовании Захарова принимают на Гостелерадио в отдел иностранного вещания: семь лет его голос слышат англоязычные страны и Америка.

Журналистика

В 1987 году Дмитрий устраивается корреспондентом и ведущим в программу «Взгляд». В этот момент профессиональная биография перемещает Захарова из радиоэфира в телевизор. До «Взгляда» на советском телевидении не было передач, где зрителям показывали бы рок-группы, зарубежные клипы, где поднимались бы острые политические и социальные темы.

Конечно, для авторов и ведущих существовали запретные темы. После каждого выпуска передачи коллектив приглашали в идеологический отдел ЦК на беседы о поведении и темах. Но Захаров говорит, что они были молодыми «идиотами» и во многих вопросах продолжали поступать по-своему, шуточно утешая друг друга, что, если передачу закроют, пойдут в дворники.

Троица Захаров, Листьев и Любимов была сплоченной: молодые люди познакомились еще в редакции иновещания, иногда выпивали вместе. Продумывали очередные выпуски «Взгляда» дома у Захарова. Любимов старался показать как можно больше политики, Захаров – истории, а Листьев привносил в каждый выпуск немного «шоу»: чего стоит выпуск про лошадь, живущую на балконе.

Дмитрий Захаров, Влад Листьев и Александр ЛюбимовДмитрий Захаров, Влад Листьев и Александр Любимов

Благодаря этой молодой тройке народ смелее начал говорить о том, что секс в СССР все же есть, что последствия Чернобыля гораздо страшнее официально преподносимых, что рок-н-ролл жив. Через 4 года телеведущий Захаров понимает, что программа «сдулась»: правдолюбцы десятками полезли на экран. Но передача «Взгляд» навсегда останется первопроходцем, смелой и немного бредовой.

В 1991 году покидает программу и устраивается на телеканал «Россия», где поочередно ведет «Реку времени», «Науку и технику», «На пороге века». В 2000 Дмитрий становится главным редактором познавательного журнала «Вокруг света», чуть позже – руководителем одноименной телепередачи.

Дмитрий Захаров в программе «Их нравы»Дмитрий Захаров в программе «Их нравы»

Удивительная программа о путешествиях и народах пользовалась популярностью у зрителей и приносила невероятное удовольствие Дмитрию. До тех пор, пока руководство канала не стало вмешиваться и цензурировать выпуски. В 2003 году директор «НТВ» Николай Сенкевич приглашает Захарова и его команду к себе: так появляется передача «Их нравы».

Историческое образование и туристический опыт позволили Дмитрию 11 лет снимать увлекательные выпуски о путешествиях. Помимо фактов про визы, популярные достопримечательности и средства передвижения, «Их нравы» уделяли время рассказам об особенностях местных жителей, а также о национальной кухне и традициях.

Дмитрий ЗахаровДмитрий Захаров

В 2005 году Захарова вновь пригласили на радио – на этот раз на волнах «Эха Москвы» он вел рейтинговую передачу о ВОВ «Цена победы». Параллельно с 2006 по 2011 участвовал в исторических дискуссиях на канале «365 дней» в передаче «Час истины». Кроме этого, серьезно увлекался документалистикой: стал продюсером и автором фильма про истребителей люфтваффе, который был в 2011 показан на «НТВ».

Творческая биография журналиста обширна. Помимо вышеперечисленных проектов, Дмитрий продюсировал программы «Ничего кроме», «От винта», «На ночь глядя», утро на РТР «Утренний экспресс», спектакль-ситком «Бар «У носорога», вёл на канале 365 «Час истины», сделал около сотни документальных фильмов и тд.

За время работы Дмитрия не раз отмечали наградами: в 2007 году ему вручили «ТЭФИ» в честь двадцатилетия выхода «Взгляда», в 2008 – премию «Известность», в 2009 – «Власть №4» за цикл радиопередач о Великой Отечественной войне. Захаров признается, что чувствует себя неловко, когда его награждают.

Личная жизнь

Захаров – интеллигентный человек, который считает, что его личная жизнь не должна обсуждаться. Поэтому о семье рассказывает мало, фото в окружении домашних в Интернете не найти. Известно, что Дмитрий был дважды женат. Вторая супруга – телеведущая Елена Шмелева. В браке они воспитывают дочь Веру, от первого брака у Захарова растет еще одна дочь Анна.

Жена Дмитрия ЗахароваЕлена Шмелева — жена Дмитрия Захарова

Со второй женой ведущий познакомился на работе в 1993 году. Елена Шмелева работала ведущей новостей на телеканале «2х2», затем вела программу Влада Листьева «Звездный час». Позже журналист появилась в передаче «Автомиг» на РТР, была редактором, корреспондентом, сценаристом, автором документальных фильмов. Девушка удивила Дмитрия эрудированностью и широким кругозором.

В 2006 году в семье Захаровых случилось пополнение – на тот момент Дмитрию было 50. Он растит дочь Веру с накопленной за жизнь мудростью и осознанностью. Захаров счастлив в браке – говорит, что за все время совместной жизни супруги ни разу не поссорились.

 Журналист Дмитрий ЗахаровЖурналист Дмитрий Захаров

С Анной он также поддерживает отношения. О старшей дочери Дмитрий гордо заявляет, что Аня – девушка умная. Окончила журфак, живет с бабушкой – мамой Захарова, о которой заботится. Папа спокоен за будущее Анны, считает ее человеком самостоятельным и адекватным.

Дмитрий Захаров сейчас

В настоящее время Дмитрий предпочитает редакторские позиции: много пишет, читает и исследует. Семья Захаровых живет в стандартной «трешке» сталинского дома на Ленинградском проспекте. Конечно, в доме Дмитрия много книг: специальная, историческая, художественная и детская литература. Чтение – главное увлечение семьи.

Еще Захаровы любят вместе готовить: стараются, чтобы блюда были одинаково вкусными и красиво оформлены. К стандартным мужским страстям Захаров спокоен. Он не смотрит футбол, не ходит с друзьями в баню. Дмитрий признается, что «стадным» занятиям предпочитает те, где каждый сам за себя: фехтование, гонки, теннис. В молодости, к примеру, освоил карате.

Дмитрий Захаров в 2017 годуДмитрий Захаров в 2017 году

Единственная слабость Дмитрия – машины. Иногда мужчина выезжает на пустые трассы и давит «тапкой в пол», просто чтобы ощутить скорость и мощность. Захаров говорит, что если бы ему было лет 30, то с удовольствием бы освоил спортивное вождение.

На прошедшие президентские выборы Дмитрий Захаров не пошел: уверен, у политиков – одна задача, а у народа — другая. Хотя во времена программы «Взгляд» ведущий думал, что освещает события на благо страны.

Проекты

  • 1987-1991 – программа «Взгляд»
  • 1991-1993 – программа «Веди»
  • 2000-2003 – программа «Вокруг света»
  • 2003-2004 – программа «Военное дело»
  • 2003-2004 – программа «Тайны разведки»
  • 2003-2014 – программа «Их нравы»
  • 2005-2011 – радиопередача «Цена Победы»
  • 2006-2011 – программа «Час истины»
  • 2011 – документальный фильм «Истребители люфтваффе. Восточный фронт»

24smi.org

Человек-кошка — МК

Дмитрий ЗАХАРОВ: “Терпеть не могу стадность”

Ведущий программы “Их нравы” Дмитрий Захаров, запомнившийся телезрителям еще с 80-х годов как “самый интеллигентный” во “Взгляде”, заново осваивает роль молодого отца. Десять месяцев назад у него родилась дочка Вера, и Дмитрий со всей накопившейся за 50 лет сознательностью ее растит. А старшую дочь, двадцатилетнюю Анну, тоже держит под присмотром — отправил на курсы вождения автомобиля. Через “не хочу” ребенок учится ездить по московским дорогам на купленной папой “корейке”. Отца это явно радует. О том, что его еще радует и заодно о нравах собственных, ведущий рассказал нашему корреспонденту.

 

Суррогатная няня

— Ваша старшая дочь учится на третьем курсе журфака. К какой-то специальности она уже тяготеет: скажем, телевидение или глянец?

— Она не тяготеет к глянцу, она нормальная девочка… В интеллигентской прослойке четко сформировано: не быть помешанным на вещах, на деньгах и даже, в конце концов, не быть помешанным на том, чем вы занимаетесь.

— Замуж еще не собирается?

— Я думаю, это не скоро произойдет. Она слишком умная.

— И самостоятельная?

— Да, ей около двадцати лет, и она абсолютно независимый человек. А живет с бабушкой — моей мамой, которую очень любит и о которой очень заботится.

— У вас недавно родилась еще одна дочка, Вера.

— Маленькой скоро 10 месяцев. Этим летом она первый раз плавала в море: ныряла под водой. Сначала очень боялась, потом втянулась. Мы ее с трех месяцев с врачом-специалистом по плаванию стали учить плавать. Так ребенок быстрее развивается, поэтому она очень быстро встала, и она очень сильная.

— Кто занимается воспитанием?

— Жена. Мы наняли няню на какое-то время, но потом жена поняла, что это все-таки — суррогат. Она через две недели после родов вышла на работу, но потом решила, что лучше побыть с ребенком.

— Вы дочку так рано учите плавать. А еще каких-нибудь методик воспитания придерживаетесь?

— Я не очень верю во все эти методики. Понимаете, когда в тридцать лет появляется ребенок — это воспринимается как само собой разумеющееся. А здесь, когда тебе пятьдесят, ты уже знаешь, что хочешь вложить в этого человека, замечаешь мельчайшие реакции. Я никогда не подойду к ней без улыбки, равно как и жена.

В таких же условиях рос я сам. Мои родители никогда не ссорились, за почти тридцать лет совместной жизни я не слышал, чтобы кто-то дома кричал или топал ногами. Это очень важно, потому что формируется хорошая психика.

 

“Здравствуйте, я — Лена Шмелева!”

— Ваш нынешний брак похож на брак ваших родителей?

— Думаю, да. Лена — моя вторая жена. Мы с ней вместе с 1993 года. А в следующем году будет десять лет, как расписались. И за это время ни разу не поссорились.

— Как вы познакомились?

— Она вела программу, которую я продюсировал, — “Автомиг”, и она говорила: “Здравствуйте, я — Лена Шмелева!” Это была маленькая такая передачка…

— Отлично помню этот “слоган”!

— Нас, наверное, сблизило то, что, равно как и я, она совершенно не хотела работать в кадре. Ну и потом — она очень эрудированный, разносторонне образованный человек. В плане искусствоведения она, допустим, даст мне 20 очков вперед.

Она хотела поступить на высшие режиссерские курсы, потом — на искусствоведческие… Но работа в ежедневной программе — написание текстов ведущим, когда нужно писать 40 страниц в день, — это отнимает очень много сил. Поэтому я надеюсь, что она угомонится написанием сценариев к фильмам. И никакой ежедневной работы!

 

Черные-черные тарелки

— Раз супруга сидит с ребенком, значит, домашней едой вы всегда обеспечены?

— Мы читаем всякую гастрономическую литературу и стараемся делать что-то такое, чтоб было не просто вкусно, но и красиво.

У меня дома черные тарелки, потому что еда на них выглядят более элегантно, нежели на белой или на какой-то другой. А стены кухни у меня — оранжевые, потому что это стимулирует аппетит.

— Это, видимо, в какой-нибудь традиции?

— Нет, это просто очень уютно — за окном очень холодно, а на кухне говорит маленький свет, и она вся такая… цвета марокканского апельсина. Очень симпатично. Но все остальные комнаты абсолютно обычные.

— А где вы живете?

(Показывает за плечо на Ленинградский проспект — мы сидим в кофейне недалеко от Белорусского вокзала.)

— Обычный сталинский дом. Трехкомнатная квартира. Никакой безумной мебели, статуй, ваз, все спокойно. Очень много книг.

— Что читаете?

— По большей части специальную литературу и историческую, но и всю так называемую “гламурную прессу” тоже. Поскольку об этом говорят — я должен быть в курсе.

Сейчас надо бы прочитать Поттера, чтобы отчетность не нарушать. Я прочитал шесть томов. Там абсолютно английский школьный юмор, и, поскольку я провел детство в Англии, я понимаю очень много того, что для наших читателей оказывается недоступным. И стиль Джоан Роулинг очень хороший, но перевод — ужасающий.

 

“Подделывал” подлинники

— Кроме семьи, истории, работы, книг вас еще что-то увлекает?

— Когда я был моложе, я хорошо рисовал, сейчас обленился. И картины свои по большей части раздал. Достаточно широкий диапазон работы был: от пейзажей до портретов. Копировал подлинники. Даже замахнулся на “Троицу” Рублева. Живопись — такая штука, что только через это ты можешь понять, чего создатель хотел, чего он думал и многое другое.

— А собственные художественные амбиции у вас отсутствуют?

— У меня достаточно заурядные к этому способности — какие вы можете наблюдать в изобилии в любом художественном салоне и на Крымском Валу. А не можешь привнести что-то такого яркого — ну и за ради чего?

— Насколько вы подвержены мужским увлечениям — баня, футбол?

— Вообще все, что стадно, мне не нравится. Я кошка, которая гуляет сама по себе. Мне нравятся те виды спорта, в которых ты сам за себя, — теннис, фехтование, гонки, то, за что ты отвечаешь сам, где все продумываешь до мельчайших деталей. В гонках ты должен чувствовать дорогу, как собственную кожу, и машину, соответственно, как перчатку.

— Вы так красиво сказали про гоночные машины, у вас есть какой-то опыт?

— Я очень люблю машины. У меня сейчас Subaru Impreza с очень сильно переделанным двигателем. Потому что иногда душа требует ткнуть тапкой в пол, но это на пустых дорогах, когда ты не представляешь ни для кого угрозы. Просто ради ощущения скорости и безумной мощности машины.

В молодости я освоил то, что мне хотелось — карате и теннис. Если бы мне было лет тридцать, я бы с удовольствием освоил спортивное вождение.

(В это время за стеклом кафе страшный грохот, Захаров с улыбкой комментирует.)

— Это вот смешно, когда к “Жигулям” приделывается прямоточная труба, они производят много шума, но при этом едут все равно как “Жигули”. Моя машина производит тоже много шума, но она ускоряется, как спортивный мотоцикл, то есть из серьезных конкурентов на дороге только “Порше Турбо” или “Ламборджини”.

Знаете, с машинами так же, как с живописью: чтобы понять создателя, нужно попробовать это сделать самому. Когда ты понимаешь внутреннюю механику и как это работает, ты испытываешь какое-то удовлетворение от содеянного.

www.mk.ru

Дмитрий Захаров (Ведущий, Актер): фото, биография, фильмография, новости

Известный российский телеведущий и тележурналист. Входил в «звёздную команду» легендарной программы «Взгляд».

Родился в семье дипломата. В 1980 году окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, в 1985 году — истфак МГУ.

Работал в отделе иновещания Гостелерадио (1980-1987 гг., программы для США и Великобритании).

С 1987 по 1991 год — корреспондент и ведущий программы «Взгляд».

В 1991 г. ушел из«Взгляда» – по его словам, из-за того, что программа себя исчерпала.

С 1990 по 1994 год выпускал программу «Веди» (

1-й канал, затем РТР). Затем — программы «Река времени» (1995-96 гг., РТР) и «На пороге века» (1997-98 гг., РТР).

С 1999 по 2003 гг. – главный редактор программы «Вокруг Света» (РТР) и одноименного журнала.

Автор документальных фильмов «Гибель династии», «Истребители Люфтваффе на восточном фронте», «Великая Отечественная – вопросов больше чем ответов» и десятков других.

С 2003 г. – продюсер научно-популярного вещания НТВ, ведущий программ «Их нравы» и «Военное дело».

Ведет программу «Час истины» на научно-популярном историческом канале «З65». Является одним из «лиц канала» – обладателя HOT BIRD TV Awards 2008 (европейской премии спутникового телевидения)

Женат, супруга — бывшая телеведущая Лена Шмелева

. Двое дочерей – Анна от первого брака и Вера от второго.

 

Профессиональные награды
2007 год — спецпремия ТЭФИ за вклад в развитие российского ТВ (вместе с коллективом программы «Взгляд»).
2008 год — премия «Известность» (общественная премия газеты «Известия»).
2009 год — общественно-политическая премия «Власть № 4» в номинации «Лучшая радиопрограмма по общественно-политической тематике» (за цикл радиопередач о Великой Отечественной войне).

 


 

www.vokrug.tv

«Взгляд» сыграл роль таранного бревна

Известный телеведущий программы «Их нравы» отмечает в этом году 30 лет с момента выхода в эфир программы «Взгляд»


Дмитрий ЗАХАРОВ (Фото Руслана Вороного) 

Известный телеведущий отмечает в этом году 30 лет с момента выхода в эфир

В этом году известный телеведущий, продюсер, директор дирекции научно-популярных программ НТВ Дмитрий ЗАХАРОВ отмечает 30 лет с момента первого выхода в эфир. Он работал на центральных телеканалах страны в таких популярных программах, как «Веди», «Река времени», «Вокруг света», и уже много лет подряд остается бессменным ведущим программы  «Их нравы», которая выходит в свет на канале НТВ каждую субботу и воскресенье в 8.45. Но для массового зрителя он в первую очередь ассоциируется с революционной программой «Взгляд», которую Дмитрий Вениаминович вел в конце 80-х вместе с Владиславом ЛИСТЬЕВЫМ и Александром ЛЮБИМОВЫМ. О временах «Взгляда», современном телевидении и планах телемэтр побеседовал с нашим корреспондентом.

Молодые идиоты

— До «Взгляда», который стартовал в 1987 году, у нас не было программ, где говорили бы правду о ситуации в стране, показывали зарубежные клипы и наши рок-группы, — вспоминает Дмитрий Захаров. — Несомненно, были запретные для нас темы, но мы выходили два раза в сутки: на Дальний Восток, а вечером — на Москву. За этим следовал разбор полетов, нас приглашали в идеологический отдел ЦК. Его сотрудники проводили беседы с руководством Гостелерадио о нашем поведении. Но мы были молодыми, 28-летними, идиотами и продолжали поступать по-своему, утешая себя: «Закроют — пойдем дворниками работать». В этом, конечно, огромная заслуга нашего непосредственного руководителя Анатолия Лысенко. Битый-перебитый, он ввязался в такую авантюру и дал нам хорошую школу того, как должен вести себя руководитель. Однажды, выходя от начальства, он в бешенстве дал по батарее на лестничной клетке: та лопнула, он получил трещину в кости. Но на подчиненных не срывался никогда. С улыбкой получал очередной микроинсульт. А оправившись, продолжал грызть гранит коммунистического информационного занавеса. Ему памятник надо поставить с фразой на постаменте: «Этот человек дал вам свободу слова».

Наша троица — Листьев, Любимов, Захаров — была очень сплоченной. До «Взгляда» мы много лет дружили. Работали вместе в редакции иновещания, в перерывах ходили пить. Продумывать очередной выпуск «Взгляда» мы собирались у меня дома. У Владика хоть и была трехкомнатная квартира, но один из его двоих детей часто болел плюс тесть — инвалид. Сашка жил в коммуналке, демонстрируя родителям апофеоз независимости.

Ведущие Александр ЛЮБИМОВ, Владислав ЛИСТЬЕВ и Дмитрий ЗАХАРОВ во времена перестройки были популярнее самых раскрученных поп-звёзд

Контактеры с пришельцами

— Если честно, к камере мы с Сашкой привыкали тяжело. Я, когда загорался красный глазок, чувствовал себя как кролик перед удавом. А вот Владик держался так, будто отработал на телевидении сто лет. Камера его любила, он обладал харизмой, которая дана не каждому. После первых же эфиров мы узнали, что такое популярность. Поначалу нравилось. Но когда на шею бросаются не очаровательные девушки, а сумасшедшие старушки, контактеры с пришельцами, друзья Джона Леннона — это утомляет. Мы выходили через служебные подъезды: с центрального сделать это было невозможно. Люди ночевали у входа в «Останкино», чтобы подкараулить нас.

Мы часто спорили по поводу сюжетов: Саше хотелось политических новостей, Владику — показать народу лошадь на балконе, то есть шоу, меня тянуло в историю.

Иногда появлялось что-то совсем бредовое. С легкой руки одного из корреспондентов во «Взгляде» появились Чумак и Кашпировский. И люди массово стали пить заряженную водичку, вместо того чтобы вовремя принять валидол или нитроглицерин. Народ привык, что все, показанное по телевизору, правда.

Через четыре года я понял, что программа «сдувается». Она сделала свое дело, дала ростки новым программам. Появились различные «музыкальные ринги», то есть нишу освоили уже целевые производители. Всяких правдолюбцев на экране развелось немерено. «Взгляд» сыграл роль таранного бревна, которое после взятия крепости сжигают или пускают на Буратино.

Перманентные революции

 — Занявшись исторической документалистикой, я снял фильмы о расстреле царской семьи, «Патриарх Тихон» и «Люфтваффе» для Первого канала. А потом за Толей Лысенко ушел на РТР. Моя новая программа «Веди» являлась, по сути, циклом независимых фильмов — в начале 90-х еще можно было найти меценатов под документальное кино. Нынешние спонсоры заточены на коммерчески рентабельные проекты. Десять лет отпахав на «России», устав от бесконечной цензуры, я ушел на НТВ — на этом канале больше возможности принятия самостоятельных решений. Сейчас делаю новый фильм «Люфтваффе» — работать нынче легче, потому как 1989 году большая часть документов была засекречена. Веду программу «Цена Победы» на радио «Эхо Москвы». День расписан так, что спать ложусь часа в четыре утра.

Моей старшей дочери Анне (от первого брака) — 22 года. Она оканчивает журфак, но лучше бы нашла себе другой факультет. Из всех моих знакомых корреспондентов на разных каналах есть только один профессиональный журналист. Поверьте, на журфаке писать не научат — это я вижу по учебе дочери и моей жены (супруга Захарова — бывшая телеведущая Елена Шмелева. — М. С. Ш.) А любимица всей семьи у нас Вера, но, кем она будет, пока говорить рано — ей всего три с половиной года. Глядя на младшую дочку, я очень сожалею, что мало у нас детских телепрограмм. К сожалению, сегодня на нашем телевидении бардак. Делают проект и через пару лет прихлопывают — эфирное время перекупили другие. Почему самым популярным шоу в США был проект Ларри Кинга? Не потому, что он — гений. За 30 лет народ привык, что по утрам все традиционно читают одну и ту же газету, а по телевизору идет Ларри. У нас же — перманентные революции. Только что-то построим — и сразу порушим до основания. Ссылка на низкие рейтинги — вранье, они не так важны. Это конкурентная борьба за большие деньги. Ситуация стабилизируется, когда закончится первичное накопление капитала. По товарищу Марксу, длится оно 100 лет — первые 20 мы уже пережили.

Забавно, но многие темы, о которых мы до хрипоты спорили во «Взгляде», до сих пор актуальны. В частности, вопрос переименования улиц и городов. Например, фабрика «Большевик»: вы можете представить где-нибудь в Берлине кондитерскую «Нацист» или «Штурмовик»? Ленинградский проспект ведет у нас к Санкт-Петербургу, находящемуся в Ленинградской области, Екатеринбург расположен в Свердловской области. Подобных примеров масса. Мы до сих пор не определились со своей историей, с тем, что в ней было хорошо, а что — плохо.

www.eg.ru

Биография Елены Шмелевой, сопредседателя предвыборного штаба Владимира Путина — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2018 года стало известно, что сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина стала Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда «Талант и успех». Она будет одним из руководителей организации предвыборной кампании вместе с главой Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Александром Румянцевым и гендиректором «КамАЗа» Сергеем Когогиным.

Институт сопредседателей штаба введен впервые. В 2000 году избирательной кампанией Владимира Путина руководил Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал должность заместителя руководителя Администрации президента РФ. В 2004-м главой штаба был замруководителя Администрации президента Дмитрий Козак, в 2012-м — сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы, кинорежиссер Станислав Говорухин.

Елена Владимировна Шмелева родилась 3 октября 1971 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). В 1995-м окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

Кандидат социологических наук (тема диссертации «Пожилые люди в крупном городе: условия жизни и механизмы адаптации»; 2005, СПбГУ).

В 1993-1999 годах Шмелева работала в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований СПбГУ.

С 1999-го по 2006 год была директором исследовательского агентства «Агентство «Марко» (Санкт-Петербург) и российского филиала международного исследовательского института «Медиа Тенор» (головная компания — издательский дом «Инновацио», Швейцария). По данным «СПАРК-Интерфакс», являлась также совладельцем данных организаций до середины 2010-х годов.

В 2006-2007 годах — эксперт фонда «Центр стратегических разработок», руководитель аналитического управления центрального исполнительного комитета политической партии «Единая Россия».

С 2007-й по 2011-й Шмелева была заведующей кафедрой СПбГУ, факультет журналистики;

С 2011-го по 2014-й занимала пост вице-президента благотворительного фонда «Система» (создан АФК «Система»). Возглавляла некоммерческое партнерство «Лифт в будущее», которое занимается реализацией программы фонда по поддержке творческой молодежи (партнеры — Агентство стратегических инициатив, МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Одновременно в 2012-2014 годах была директором Научно-образовательного центра «Институт развития интеллектуального потенциала молодежи» МГУ им. М. В. Ломоносова, исполняла обязанности декана Высшей школы управления и инноваций (факультет) МГУ.

В 2015-м Шмелева возглавила образовательный фонд «Талант и успех». Он был создан 24 декабря 2014 года под патронатом президента России Владимира Путина для организации на базе олимпийских объектов в городе Сочи центра для одаренных детей «Сириус» (открыт 1 июня 2015 года). Учредителями фонда стали российские деятели науки, искусства и спорта; его правление возглавил виолончелист, дирижер, народный артист России Сергей Ролдугин.

В сентябре 2015-м Шмелева вошла в состав Совета при президенте РФ по науке и образованию.

26 декабря 2017-го была избрана председателем инициативной группы по выдвижению Владимира Путина кандидатом на выборах президента РФ в 2018 году.

tass.ru

Елена Шмелева: «Сириус» – это и есть Россия, только Россия молодая, Россия будущего | Программы | ОТР

Голос за кадром: Город Сочи, черноморское побережье Кавказа, еще несколько лет назад мы и представить себе не могли, что в южной олимпийской столице появится проект, не имеющий аналогов о всем мире — это образовательный центр Сириус, открытый          по инициативе президента России Владимира Путина. Сириус, словно ярчайшая звезда взошел на небосклон российской системы образования и сегодня с ним связаны огромные надежды на успешное будущее страны, ведь здесь, на наших глазах воспитывается молодая интеллектуальная элита России. Сюда попадают только самые талантливые юноши и девушки — те, кто проявил выдающиеся способности в области науки, искусств, спорта, а также добившиеся успеха в техническом творчестве. Выпускникам Сириуса открываются двери самых престижных ВУЗов, научных лабораторий, специально для них разрабатываются специальные программы, многие из них в ближайшие годы откроют новые компании и корпорации. Возглавить образовательный центр Сириус президент поручил руководителю фонда «Талант и успех» Елене Шмелевой, неутомимому модератору этого уникального проекта, ведь то, что удалось сделать с командой Шмелевой за три года просто потрясает!

Дмитрий Кириллов: Всего за три года работы с Сириусом вы нашли уже 23000 талантливых детей, это так?

Елена Шмелёва: Я думаю, что талантливых детей намного больше, мы нашли тех ребят, которые учатся в старшей школе, тех, кто уже добился выдающихся результатов, пригласили их в Сириус и мы видим, что дети быстро растут и мы вместе с ними.

Дмитрий Кириллов: Идея создать Сириус пришла в голову президенту, это он автор проекта?

Елена Шмелёва: Абсолютно!

Дмитрий Кириллов: Существуют ли подобные центры в мире?

Елена Шмелёва: Сириус такой один, он уникальный в России и во всём мире.

Дмитрий Кириллов: Работа Сириуса – это работа по защите от утечки мозгов?

Елена Шмелёва: Да, защита путем интереса и раннего включения в работу, профессию, науку. Это интерес и живая среда, а удерживает это.

Дмитрий Кириллов: В Сириус можно попасть за деньги?

Елена Шмелёва: Нет.

Дмитрий Кириллов: Вложение в талант в интеллект, можно сказать, что это вложение в национальную безопасность страны?

Елена Шмелёва: Конечно я считаю, что образование – основа экономики, экономика полностью должна быть направлена на достижение целей и заложена в стратегии научно-технологического развития РФ.  Мы знаем, то эта стратегия приравнена к стратегии национальной безопасности.

Дмитрий Кириллов: Вы получили травму и четыре месяца провели в инвалидной коляске, это время было время отдыха?

Елена Шмелёва: Это было время, которое позволило по-другому посмотреть на то, что мы называем «доступная среда», на самом деле важный опыт и важные условия, созданные именно здесь в Сочи. Это конечно в том числе уникальные объекты для тех, кто приезжает сюда с ограниченными возможностями, в том числе по движению.

Дмитрий Кириллов: Президент строгий куратор проекта?

Елена Шмелёва: Внимательный и заинтересованный.

Дмитрий Кириллов: Можно ли Сириус назвать детским Сколково?

Елена Шмелёва: Название, которое выбрал Владимир Владимирович, очень органично связано с его моделью, конечно это наше будущее спортивное, научное, культурное и, наверное, это Сириус, Россия молодая, Россия будущего.

Дмитрий Кириллов: Во многих странах мира после проведения Олимпиады, олимпийские объекты называют «белые слоны», то, что стоит бесхозное в общем-то, кому-то пришло в голову сделать такой проект, чтобы олимпийское наследие было передано детям.

Елена Шмелёва: Это идея Владимира Владимировича, она была заложена еще в концепцию строительства олимпийских объектов, после того как прошла Олимпиада, в этом тоже очень много символичного, многие объекты были переданы под образовательные цели. Появился Сириус, Владимиру Владимировичу принадлежит идея направлений, чтобы был обязательно спорт, наука и искусство, принадлежит даже само название центра. Когда Владимир Владимирович рассказывал о том, как он себе видит Сириус, он описывал на 80% ту модель, которая сейчас состоялась и в этом, наверное, большой залог успеха, заложенный на этапе проектирования объектов. Он состоялся как абсолютно инфраструктурный объект, то есть открытый, он открыт по отношению к регионам, в этом плане сама эта концепция, образовательная смена длится 24 дня, кажется, что это не так много, но это 120 академических часов, фактически это объем годового преподавания предмета, например, математики в школе.

Дмитрий Кириллов: То есть настолько интенсивно?

Елена Шмелёва: Да и вот эта интенсивная модель, когда ребята трех направлений находятся вместе в одном центре, но каждый учится по своей программе и каждый, приехав сюда, уже с большим профессиональным достижением, победители мировых олимпиад, всероссийских, это победители очень значимых конкурсов – творческих, спортивных, ребят, которые приезжают сюда и могут учиться у лучших педагогов страны. Когда на лестнице в библиотеке школьной у нобелевского лауреата… задать вопрос и получить ответ актуальный только для тебя. Наверное в Сириусе, мы это знаем, очень часто происходят такие решении, которые определяют во многом профессиональную и личную жизнь наших ребят.

Дмитрий Кириллов: Какое большое количество флагов, это что за флаги?

Елена Шмелёва: Это флаги тех регионов, откуда приехали к нам ребята на июньскую образовательную программу. В среднем это 60, бывает до 65 регионов на каждой смене. Сириус является одной из лучших практик в мире по включению талантливой молодежи в науку, образование и технологии.

Дмитрий Кириллов: Вас пригласили возглавить образовательный центр Сириус, вообще страшно было начинать?

Елена Шмелёва: Всегда большое доверие связано с тем, что страшно это доверие не оправдать и с чем-то не справиться. Владимир Владимирович относится к этому проекту как наставник, уникальная поддержка сохраняется, не проходит месяца — двух, чтобы детально не удалось как-то рассказать о том, что здесь происходит. Мне кажется, это пример отношения к успехам этих ребят. К Сириусу благодаря такому отношению Владимира Владимировича, относятся очень серьёзно, серьезно к тем ребятам, которые сегодня показывают вроде бы ещё учебные победы и какие-то школьные достижения, но понятно, что всего лишь несколько лет их отделяет от тех реальных результатов, которые они покажут уже став профессионалами.

Голос за кадром: Отношение к Сириусу у президента России неформальное: он постоянно интересуется его работой, всегда находит время в своем плотном графике на личное общение с воспитанниками центра. Здесь в Сочи у ребят есть уникальная возможность поговорить с президентом о своем будущем, поделиться мыслями, президент всегда с готовностью отвечает на самые сложные, иногда совсем недетские вопросы ребят.

Дмитрий Кириллов: Ребенок может приехать в Сириус не больше трех раз, это вообще достаточно чтобы сделать задел на будущее?

Елена Шмелёва: Нам кажется, что и одна смена Сириуса может очень многое изменить в жизни ребенка, но действительно у нас почти 20% ребят приезжают два, а иногда три раза. Это ребята, которые уже после выпуска добились результатов следующего уровня. В этом плане среди призеров очень значимых всероссийских олимпиад и международных, мы от 90 до 100% видим наших выпускников, при этом мы понимаем, что это выпускники не только Сириуса, это выпускники своих педагогов, сильных школ, регионов. У нас уже есть опыт и практика, когда выпускники Сириуса приезжают сюда преподавать в качестве ассистентов научных руководителей СМИ.

Дмитрий Кириллов: В основном ученики Сириуса – это восьмой, девятый класс, школьники, у вас нет задачи для студентов сделать, для более старшего возраста подобные программы?

Елена Шмелёва: Мы попробовали с партнерами сделали ряд практических студенческих школ, они пользуются большой популярностью среди наших выпускников и среди наших партнеров. На них мы приглашаем наших ребят, которые поступили в ведущие ВУЗы, многие из них получаются гранты президента РФ — это те школьники, которые поступили на приоритетные направления подготовки и демонстрируют там такие же выдающиеся результаты. На сегодняшний день мы обсуждаем с ректорами ведущих ВУЗов, где учатся наши ученики и получают гранты президента, специализированные программы, которые мы все вместе можем вынести на эту площадку Сириуса.

Дмитрий Кириллов: Понятно, что цель – оставить ребят в России, чтобы они работали здесь, у ребят возможность в будущем с работодателем пообщаться, чтобы понимать? Как попробовать обезопасить чтобы они не уезжали?

Елена Шмелёва: У нас экспертный совет по этому направлению возглавляет значимая организация профессионального толка, у нас входят в совет экспертов не только лучшие учителя, но и лучшие ученые, руководители институтов развития руководители крупных компаний, научных центров и конечно они приезжают работать с ребятами в рамках каждой программы, каждый смены. Внутри каждой программы у нас включены партнёры и все программы информатике мы делаем и с ВУЗами, и с отраслевыми партнерами, которые начали открывать вот здесь вокруг Сириуса свои резиденции. Первый контракт у нас уже подписан с компанией Яндекс, компания которая разрабатывает для РЖД решения в сфере IT открыли здесь филиал, биотехкластер мы сейчас создаём, это компании Биокад, Генотек. Огромное количество компании, с которыми мы подписывали соглашение в рамках Петербургского экономического форума проявляют интерес отрыть здесь вокруг Сириуса свои разработческие подразделения. Конечно очень важно показывать нашим ребятам технологию получения патента, технологию создания компании. Каждый из этих ребят является уникальным руководителем, мы понимаем, что они очень быстро займут лидирующие позиции в тех областях, которые они выберут.

Голос за кадром: Наставники Сириуса – самые успешные люди страны, выдающиеся деятели науки, культуры известные бизнесмены и политические деятели – им есть что рассказать ребятам, поделиться своей историей успеха, детям есть у кого учиться быть инженером, ведь председатель попечительского совета центра — президент страны.

Елена Шмелёва: Мы видим, что президент приезжает и разговаривает с этими ребятами, в этом плане детский разговор с Владимиром Путиным длится три часа, конечно, мне кажется, это как раз та модель, даже ребятам со средней школы уже фактически мыслить и применять задачи взрослые. Только так можно повысить ответственность так мы можем получить специалистов, которые могут думать широко и смогут вообще ставить задачи не только себе, но тем коллективам, которые будут образовываться совсем скоро.

Дмитрий Кириллов: Мы имеем дело здесь с детьми талантливыми, успевают ли учителя за учениками, не плетутся ли в хвосте?

Елена Шмелёва: Это поколение 99, 2000 действительно другое поколение у них быстрая реакция и быстрое принятие решения в основном на доверии, у нас такие примеры, когда ребята в восьмом, девятом классе уже добились очень значимых результатов они чётко понимают, что они хотят. В этом плане конечно встреча теми преподавателями, которые есть в Сириусе возможность судить с верить свои планы на будущее. Знания можно получать разными каналами и у разных педагогов. Мы надеемся, что у каждого из наших школьников есть те педагоги, с которыми они могут обсудить очень важные вопросы и есть те педагоги, которые благодаря Сириусу открывают следующие шаги.

Дмитрий Кириллов: Сейчас мы спускаемся в библиотеку.

Елена Шмелёва: Да библиотека Сириуса – это фактически пространство, которое уже было, когда это было гостиницей, но мы его сильно изменили здесь есть и электронная библиотека с уникальными ресурсами и по искусству, и по музыке, что очень важно. Это все представляют наши партнеры все доступы, с другой стороны здесь общеобразовательная линейка, художественная литература. Ребята действительно читают и вообще библиотека очень уютное место, особенно вот этот муравейник, пирамида, как угодно можно называть. Можно общаться, вести много полезных занятий.

Голос за кадром: А чтобы дети хорошо учились, они должны регулярно подкреплять свои силы. В Сириусе даже кухня уникальная, свежая, экологически чистая, разнообразная, с учётом вкуса детей, шестиразовое питание по системе шведский стол, завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин, ну что еще нужно для счастья?!

Дмитрий Кириллов: Здесь находятся дети, родители по ту сторону за забором, насколько они активно участвуют в жизни своих детей? Порой бывает родители более мотивированы чем дети, они помогают вам, мешают?

Елена Шмелёва: Есть такая поговорка, что в жизни может повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Нам кажется, что нашим детям точно повезло с педагогами, которые им встретились и которые работают здесь, мы сейчас добились того, что можем отбирать ребят по очному и заочному формату. Мы конечно надеемся и уверены в том, что родители поддерживают этих ребят, потому что ребенок, который выходит за рамки, это ребёнок, который нуждается в поддержке. Родители может не всегда могут подсказать что-то актуальное, но они, наверное, всегда поддерживают своих детей в этом стремлении. То, что они оказались в Сириусе, конечно во многом заслуга родителей.

Дмитрий Кириллов: Кто были ваши учителя, кто вас сформировал?

Елена Шмелёва: Я считаю, что мне очень повезло, я с большой благодарностью воспоминаю и имею возможность иногда сказать это лично Галине Васильевне Сердюк, это мой бывший классный руководитель, Галина Васильевна преподавала у нас русский язык, литературу, если говорить про предметы в школе, это конечно литература, конечно математика. Моим любимым предметом было ещё и черчение и  мне всегда казалось что я поступлю в Политехнический университет, я из Петербурга и школа, где я училась, была подшефной школой Политехнического университета, но в том году в санкт-петербургском университет была открыта кафедра, потом факультет прикладной социологии, на него был открыт набор как раз это было время толстых литературных журналов, когда вспоминали философов, Питирима Сорокина, когда говорили о ценностях гуманитарного знания в управлении, для планирования и в этом году мне пришла такая шальная идея попробовать подать документы в ЛГУ.

Дмитрий Кириллов: Поступили сразу?

Елена Шмелёва: Да, был очень большой конкурс, это была какая-то огромная удача, конечно знание математики мне помогло, потому что это был профильный предмет, но тогда было еще сочинение и серебряная медаль и успехи в литературе мне конечно помогли. Мне кажется, что те педагоги, с которыми я встретилась на экономическом факультете, как раз те люди, которые заложили вкус и сформировали сложный навык применения точных наук для планирования социальных процессов, это и есть основа моей дальнейшей жизни.

Дмитрий Кириллов: Какое у вас было детство? Какие моменты из детства вы вспоминаете чаще всего?

Елена Шмелёва: Я в детстве очень много времени проводила со своей бабушкой, стандартное советское детство, родители много работали и была бабушка, которая провожала в школу. Человек, который прошел войну, блокаду, эвакуацию, человек, который потерял одного ребёнка и бабушка, которая находилась со мной, являла пример очень заинтересованного взрослого, который всегда находился рядом со мной. Та деревня Ленинградской области, где она ждала эвакуации, что меня всегда потрясало, комплектность библиотек, по номенклатуре там было огромное количество всех книг, которые даже в Ленинграде не всегда были. Мое стандартное пионерское лето часто проходило в деревне внутри полупустой библиотеки с огромным количеством книг, которые во многом тоже сформировали видение какое-то будущего. В детстве было много ярких воспоминаний и у нас в школе была производственная практика, мы все выбирали профессии, по которым приходили на завод, если вспомнить ту форму профориентации, то она была выстроена очень серьёзно и позволяла в данном случае мне, несмотря на что что я девочка, освоить профессию токаря.

Дмитрий Кириллов: Это УПК было?

Елена Шмелёва: Да, на заводе ЛАМО, запах ветоши и масла, который был в этом цеху, а также основы курса сопротивления материалов, они конечно очень сильно запомнились и явились удивительным опытом, особенно для тех, кто планировал дальше карьеру инженера. Для меня это был очень необычный опыт, который мне очень понравился и, вспоминая эту историю, могу посмотреть, во что сейчас превратилось то, что мы называем профориентацией. Тот опыт был хороший и то, что мы видим сегодня для ребят Сириуса, это другая форма профориентации и сегодня не обязательно ходить на завод, чтобы попробовать себя даже в рабочей профессии. Мы действительно развиваем вокруг Сириуса очень много проектов. Сейчас мы достраиваем общеобразовательную школу, потому что ребята приезжают не только на профильную программу, но и ходят в школу. Мы открыли лаборатории, вокруг этих лабораторий стала открываться научно-популярная, просветительская зона, следующий объект, который мы надеемся ввести – концертный зал мирового уровня. Это было одним из значимых факторов, который позволил нам развивать бывший медиа центр Олимпиады, Валерий Александрович Гергиев его курирует, уникальный зал на 1200 человек, уникальная акустика, малый зал для драматических спектаклей, можно будет приглашать ведущие коллективы, и мы надеемся, что и наши ребята смогут выступать на это профессиональной площадке в составе ведущих российских коллективов. Вокруг концертного зала спроектирована художественная галерея, мастерские и мы счастливы, что все объекты Олимпиады были построены с таким запасом, что мы можем открывать все больше лабораторий и все больше научных центров. Я думаю, в ближайшее время мы сможем открыть здесь международный математический центр, центр генетики и наук о жизни, центр искусственного интеллекта, это все те направления, которые будут представлены лучшими российскими выпускниками школ и центра Сириус.

Голос за кадром: И все-таки дети остаются детьми, помимо учебы у них хватает сил на общение, танцы, купание в море, здесь они находят друзей и открывают для себя новые горизонты.

Елена Шмелёва: Мне кажется, нахождение в таком уникальном месте как Сочи, дает возможности чтобы они ездили на экскурсии, они поднимаются в горы, видят заповедник уникальный, который здесь есть, удивительная образовательная программа, причем это отдых, но, когда ребята поднимаются на Розу Хутор, когда видят те уникальные объекты, которые были созданы, сохраненную природу вокруг, мне кажется, это тоже уникальный опыт, который они здесь получают. У нас есть художники, которые запечатлевают это все и есть программы, на которых можно попробовать то, что ты никогда не делал. В Сириусе математики могут встать на олимпийский лед и им помогут профессиональные юные спортсмены, можно прийти на МК по живописи, или послушать профессиональное выступление музыкантов, артистов балета, послушать популярные лекции, которые дают математики для всех желающих,

Дмитрий Кириллов: Смена деятельности для вас и есть отдых!

Елена Шмелёва: Конечно! Мне кажется, Сириус представляет большое сообщество из выпускников и каждый из них не сидит на месте и не теряет время даром.

Дмитрий Кириллов: Какой вы видите Россию в будущем?

Елена Шмелёва: Россия будущего – это Россия, которую мы видим в Сириусе, будущих инженеров, спортсменов, главных дирижеров и руководителей крупнейших российских предприятий. Я верю, что сейчас у нас есть все возможности чтобы эта динамика, которую мы вместе показываем, а динамика колоссальная, 15 – 17 лет назад у нас не было таких условий, чтобы мечтать о таких проектах как сегодня, конечно это возможности для того прорыва, о котором говорит Владимир Владимирович. Возможность создавать принципиально новые образовательные программы и конечно это возможности чтобы мы заняли лидирующее место, потому что сегодня мы стоим на пороге новых технологий и новых возможностей по использованию этих технологий. Конечно наши ребята будут авторами этих решений!

Дмитрий Кириллов: Дай Бог, только вперед!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

otr-online.ru

Вовлекать детей в творческую среду надо как можно раньше — Российская газета

Елена Владимировна, два года назад в Сочи открылся Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у «Сириуса» уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в «Сириус»? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?

Елена Шмелева: К нам приезжают ребята, которые уже очень ярко проявили себя в одном из наших направлений (математика, физика, химия, биология, информатика, хоккей, фигурное катание, шахматы, академическая музыка, балет, живопись, литературное творчество). Подать заявку на обучение по этим программам может любой российский школьник. Решение о зачислении принимает экспертный совет центра. В его состав входят всемирно известные ученые, артисты, спортсмены, писатели, учителя — прима-балерина Большого театра и миланского театра «Ла Скала» Светлана Захарова, математик, филдсовский лауреат Станислав Смирнов, художник Сергей Андрияка, ректор Московской консерватории Александр Соколов, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор одной из лучших школ России Максим Пратусевич, олимпийский чемпион Алексей Урманов, шахматист Владимир Крамник и другие очень известные и успешные люди. Идея президента, создавшего центр «Сириус» — укреплять позиции России в области науки, искусства и спорта, приглашая в Сочи, на бывшие олимпийские объекты лучших педагогов для работы с юными талантами со всей России. Это уникальный не только для России, но и во всем мире центр.

У нас нет региональных квот для школьников, но на каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.

Мы принимаем победителей олимпиад, международных и всероссийских конкурсов, авторов успешных технологических проектов и тех, у кого есть научные статьи. Наша задача — дать возможность учиться у нас самым целеустремленным школьникам, независимо от региона проживания и достатка семьи — обучение, питание, дорога, все полностью бесплатно для детей.

18 тысяч талантливых школьников со всей России уже побывали в образовательном центре «Сириус»

А можно приехать в «Сириус» несколько раз?

Елена Шмелева: Да, ребят, которые были в «Сириусе» два или даже три раза почти 20 процентов. Это те, кто добился очередных значимых побед уже после выпуска из «Сириуса».

Очень скоро у «Сириуса» появятся настоящие научные лаборатории, в перспективе — технопарк. Зачем он нужен школьникам?

Елена Шмелева: «Сириус» — не только образовательный проект, но и проект инфраструктурный: он дает детям возможность увидеть новые горизонты. Познакомиться со сверстниками. И не просто, а в профессиональном смысле, на почве профессиональных интересов, в будущем, я уверена, на почве совместных проектов. Познакомиться с другими учителями и школами, чтобы потом найти правильный вуз, определиться со следующими шагами в своем развитии.

С нашими учениками часто разговаривают очень значимые взрослые — руководители крупных компаний и институтов развития, инженеры, ученые, писатели, режиссеры, тренеры. Они приезжают в «Сириус» поговорить с ребятами о том, что интересует их самих.

В «Сириус» часто приезжает Владимир Владимирович и всегда разговаривает с детьми. Это всегда серьезные интонации, вопросы и серьезное отношение к их еще школьным успехам. «Недетский» разговор президента с нашими учениками, который состоялся этим летом, длился три часа!

И это очень расширяет их восприятие о мире, формирует комплексное представление о том, какой станет Россия в будущем и какую роль каждый из них выбирает для себя, какую задачу перед собой поставит.

Поэтому наши научные лаборатории станут «местом встречи» ученых и профессионалов для решения сложных максимально актуальных сегодня мультидисциплинарных задач. Конечно, с участием наших выпускников — студентов и молодых ученых.

Сюда будут приезжать временные научные коллективы, чтобы выполнить свою часть большой исследовательской задачи под руководством всемирно известных ученых. Появятся патенты и заявки на изобретение.

В технопарке будут развиваться высокотехнологичные стартапы по трем приоритетным для «Сириуса» направлениям — генетике и наукам о жизни, информационным технологиям, когнитивным исследованиям в образовании.

Научный парк «Сириуса» станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.

На каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов

Недавно на встрече министра образования и науки Ольги Васильевой с победителями международной естественно-научной олимпиады речь зашла о том, что начинать работу с одаренными надо как можно раньше. Ваше мнение?

Елена Шмелева: Все эти шестеро победителей олимпиады, к слову, выпускники августовской программы «Сириуса», когда они готовились к этой олимпиаде. Один из участников команды стал абсолютным чемпионом! Еще раз поздравляю ребят и их педагогов!

Конечно, вовлекать в творческую, исследовательскую работу детей надо как можно раньше. У нас сейчас в олимпиадах школьники участвуют с 7-го класса, но доходят только до муниципального этапа. Региональные победители и победители заключительного этапа определяются с 8-го класса. Получается, средняя школа выпадает из этой состязательности. Но и в целом мало конкурсов научно-технической направленности, мало творческих конкурсов, а это возможность показать себя, понять, над чем именно нужно работать, найти интересных партнеров и задачи. Уже с 5-го класса нужно обеспечить возможность для всех детей пробовать себя в разных направлениях, активно вовлекать их в научно-технологическую и межпредметную деятельность, развивать программы для тех, кто выходит за рамки только школьной программы, поддерживать их интерес, делать это модным, создавать все условия для проявления себя. И кроме «Сириуса» появляются новые школы и новые образовательные среды, где можно работать и индивидуально, и в группах, по смешанным очно-заочным программам и в итоге развиваться намного быстрее. А значит, правильно выбирать себе профессию в будущем и добиваться большего, став взрослым. Нужно эти успешные опыты тиражировать, обязательно повышать квалификацию педагогов.

Но важно ведь не только выявить талант, надо его поддержать. А как?

Елена Шмелева: Центр «Сириус» был создан для решения только этой задачи. Сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов — главный государственный приоритет. Только так можно выполнить задачи, заложенные в Стратегии научно-технологического развития страны, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.

Развитие математических способностей — это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития.

В России давно сложилась система сильных специализированных школ, интернатов при вузах, но мы предлагаем другую форму работы. Особенность «Сириуса» в интенсивных программах, что связано и с размерами России, и с задачей дотянуться до каждого сильного школьника и поддержать его в том, что удается ему лучше других.

Благодаря идее именно так использовать олимпийское наследие в России быстро увеличивается сообщество талантливых подростков — выпускников «Сириуса». И все время расширяется число партнеров по их сопровождению — это ведущие вузы, научные институты, крупные компании, которые открывают профильные программы по работе с одаренной молодежью.

Благодаря интенсивным программам «Сириуса» и его партнерам у таких ребят появляются разные способы продолжать движение вперед — у нас есть экстернаты, ранние поступления в университет, контракты и стажировки в крупных компаниях, наши выпускники становятся преподавателями в «Сириусе», открывают математические и естественно-научные кружки в своих школах. Многие из наших выпускников становятся получателями грантов президента России — для этого им нужно, кроме побед в олимпиадах в школе, хорошо учиться, вести научно-исследовательскую работу в вузах, ориентироваться на применение своего таланта в России.

То есть задача «Сириуса» продолжать развивать постоянно действующую систему выявления, развития и применения во благо России их талантов.

Может быть, и в обычных школах надо пересмотреть расписание и подходы к преподаванию?

Елена Шмелева: Подготовить программы, которые лежат на стыке дисциплин, очень сложно. И совсем не так много педагогов, особенно в нестоличных регионах, которые готовят своих учеников к олимпиадам высокого уровня, дают свой предмет углубленно и интересно.

Но региональным Центрам для выявления и развития одаренных детей, которые создаются по модели программ «Сириуса», это будет под силу. В этом году такие программы уже открылись в Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Мурманской, Орловской областях, Дагестане, Коми, Мордовии, Татарстане, Хакассии, в Томске, Ульяновске. В следующем году присоединятся Магаданская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Северная Осетия -Алания. Будут открываться центры и в других регионах. За два года работы нам удалось объединить вокруг «Сириуса» всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.

Там что, есть здания, кадры?

Елена Шмелева: Все очень по-разному. Главное не начинать с решения исключительно инфраструктурных вопросов, можно сначала использовать то, что есть. Например, возможности региональных университетов. Только надо, чтобы они открыли двери для школьников. Всю необходимую методическую помощьколлегам мы оказываем, наши педагоги и руководители смен выезжают в эти регионы. Самое главное — опираться на самые сильные педагогические коллективы, повышать квалификацию школьных педагогов, тиражировать опыт лучших из них. «Сириус» с марта 2018 года запускает программу профессиональной переподготовки для 500 педагогов, которые будут работать в региональных центрах по нашим программам. С января начинается набор педагогов на эту программу.

Тоже по конкурсу?

Елена Шмелева: Обязательно. Будем учитывать их опыт работы с одаренными детьми — победы учеников на олимпиадах, обязательно — проектные, творческие, исследовательские работы их учеников. Значение для зачисления будут иметь авторские разработки, статьи претендентов.

Сама программа состоит из четырех модулей. Первый посвящен изучению феномена одаренности, проблемам выявления и развития талантов. А также запросам общества и рынка труда согласно приоритетам научно-технологического развития России. Второй знакомит с опытом работы ведущих специализированных профильных школ по подготовке учащихся к участию в высокорейтинговых состязаниях и олимпиадах, по организации проектной и исследовательской работы.

Третий представит технологии работы с одаренными школьниками в дистанционных средах, научит создавать современные образовательные программы с использованием новых технологий, новых образовательных сред. И четвертый, самый важный, сосредоточен на том, как воспитать ответственность за свой талант, дело, которое выбирает юный талант. Как помочь ему повысить свою эффективность, научить работать в команде.

В финале каждый педагог защитит свою программу по работе с одаренными детьми, создав ее именно для своего региона. Ведь у каждого региона есть свои промышленные предприятия, приоритетные проекты, они и будут обязательно отражаться в работе Центров развития одаренных детей.

С марта 2018 года мы запускаем программу переподготовки для 500 педагогов

Правда, что студенты теперь тоже могут приехать в «Сириус»?

Елена Шмелева: В этом году мы открыли научно-технологические школы-конференции для студентов — выпускников «Сириуса» и получателей грантов президента РФ. Такие школы нужны для того, чтобы сориентировать их на области технологического прорыва. Чтобы самые сильные российские студенты смогли подготовиться к будущим конкурсным отборам наших партнеров — на стажировки в ходе обучения и трудоустройство после его завершения. Уверена, что эти же ребята будут в числе первых резидентов в научных лабораториях и технопарке.

У нас есть еще одна группа студентов, правда только магистрантов, с которыми мы работаем очень интенсивно. Это молодые педагоги, которые приезжают к нам в качестве кураторов смен. По сути, на нашей площадке они повышают свою квалификацию. Мы видим, как много надо сейчас поменять в системе педагогического образования, которая мало учитывает потребности современной экономики. Перед обществом стоят новые и очень серьезные задачи, но они мало учитываются при подготовке учителей, разработке учебников. Есть идея привлечь наших руководителей смен к работе со студентами в педвузах на базе региональных центров. «Сириус» готов стать постоянным партнером педагогических университетов.

Может, в педвузах нужно открывать больше смежных факультетов и специальностей, делать упор на проектную работу?

Елена Шмелева: Может быть. Мы проводим в «Сириусе» научно-технологические, мультидисциплинарные проектные смены с участием наших партнеров — вузов, компаний, научных институтов, и видим, как это полезно и важно для детей. Направления — серьезные и перспективные, соответствуют Большим вызовам, стоящим перед Россией и миром, на которые пока нет ответов, но именно там ожидаются прорывы. Технологии больших данных, безопасность, современная энергетика, беспилотный транспорт и логистические системы, космические технологии, новые материалы, освоение Арктики. На работу над проектом отводится до 150 часов, в качестве результатов есть уже и контракты на разработки с компаниями-партнерами, стажировки и целевое обучение, научные статьи, патенты.

Министр образования и науки пообещала, что изменится экспертиза школьных учебников и, видимо, они сами. Нужны ли особые учебники для одаренных детей?

Елена Шмелева: Учебник должен быть интересным. Мы начали создавать дополнительные материалы к учебникам 7-9-х классов, выходящие за рамки школьной программы. Сначала — по математике и физике, информатике, в планах — по химии и биологии. Они покажут учителям, как увлечь, заинтересовать, дать больше не только по «своему» предмету — на уроке, в кружке, в центре дополнительного обучения, показать, где сегодня в России ведутся самые передовые исследования, создаются технологии.

Но дело не только в учебниках. Сильные школы, вузы должны стремиться создавать вокруг себя атмосферу, как бы это назвать… просветительских клубов, развивающих сред для школьников (очно и в социальных сетях) по обсуждению задач, заложенных в стратегию научно-технологического развития России.

Свои разработки мы используем в «СириусОнлайн» — дистанционной среде, где дети проходят отбор на смены по науке, готовятся к программе и после очного обучения могут остаться у своего преподавателя до шести месяцев учиться заочно.

Интересно, вы своих лучших учителей помните?

Елена Шмелева: Я училась в Ленинграде, в 71-й школе при политехническом университете. И думала, что обязательно стану инженером, но дала мне больше всего Галина Васильевна Сердюк — учительница русского языка и литературы.

Чтобы достичь результата, нужно учиться минимум 5-6 лет у одного педагога. Мне повезло, Галина Васильевна вела нас со средней школы, была нашим классным руководителем. В итоге у меня были победы на олимпиадах по литературе. Но дело не в победах. Любые занятия, разговоры с ней накладывались на мое личное отношение к жизни, к тому, что ты делаешь и зачем. Такие вопросы нельзя задать чужому человеку. Она всегда была для нас конкретным примером того, что такое добро, наука, искусство, как нужно относиться к делу, которое ты делаешь и друг к другу.

Хорошо помню Зою Федоровну Марочкину, преподавателя физкультуры, учившую не сходить с дистанции, несмотря ни на что, и Веру Евгеньевну Малышеву, благодаря которой я очень любила математику, статистику и вычислительную социологию в университете, в итоге это и стало моей специализацией.

В Образовательном центре три направления — наука, спорт и искусство. Что их объединяет?

Елена Шмелева: Каждое направление открывает программы для других ребят. У нас математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор — Литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это меня не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация. И мы приглашаем журналистов «Российской газеты» вести мастер-классы для наших учеников, а также принимать на стажировки наших выпускников.

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *