Потрясающие фото Михаила Савина / Назад в СССР / Back in USSR
Настоящий мастер фотографии — Михаил Савин. Он снимал пленочной камерой с ручной перемоткой плёнки, даже не зеркальной.Сначала — выбор ракурса:
на фото: 1941 Навстречу вражеским танкам
Видите — бойцы с трудом ползут вверх по заснеженному склону с тяжелым противотанковым ружьем. Там, за гребнем холма — фашистские танки. Вы их не видите — они подразумеваются, и это вызывает напряжение в кадре.
Идем дальше — учимся работать с перспективой:
на фото: 1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова.
Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова за короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки в сочетании с перспективой от близкого к среднему — вызывает ощущение присутствия на месте события, хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
на фото: 1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище.
Это город Жиздра, от жилых домов осталось одно пепелище. Выжила одна кошка — да и у той ухо прострелено пулей.
Простреленное ухо нужно было не только заметить, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону — и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было репортерских фотоаппаратов с сериальной съемкой, после каждого кадра пленку вручную перематывали колёсиком секунд по восемь, и тем более не было «цифры», посмотреть — получилось или нет — можно было только в лаборатории после проявки плёнки. Кстати, и пленка была огромным дефицитом, отчитывались не то что за каждую катушку — за кадры.
Наконец, учимся грамотно использовать спецэффекты:
на фото: 1943, июль. Танковый бой. Курская дуга.
Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка». Но реальный вид из люка Т-34 другой. На самом деле фотограф лежал на земле позади танка, а на фото при печати наложена чёрная маска (досвет краёв с закрытием середины фигурной маской), имитирующая как бы этот самый вид из танка.
Но так ли важна абсолютная достоверность? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а, приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Учимся вносить эмоциональный конфликт в сюжет:
на фото: 1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова
Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: весёлая миниатюрная девушка, почти ребенок — с огромной винтовкой в руках и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
на фото: 1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят
Фото сделано после штурма Кенигсберга. Солдаты в кадре выглядят как убитые — но они просто спят. «Спят как убитые» — метафора воплощена в кадре буквально. Контраст спящих солдат с разрушенным немецким городом — который теперь будет русским.
Наконец, самое сложное — тектоника кадра, показ напряжения и движения:
на фото: 1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию.
Движение людей и тяжесть пушки показаны, внезапно, не через саму пушку, а через позу бегущего командира. Ну и атмосфера — силуэты на фоне мрачного неба, где солнце едва видно за тучами — но оно всё-таки пробивается.
Этот кадр по динамике и напряжению сопоставим со знаменитым кадром «Поднятие флага над Иводзимой» Джо Розенталя:
«Поднятие флага над Иводзимой» разбирают в любом приличном учебнике по документальной и репортерской фотографии. «Расчет советской сорокопятки» не разбирают нигде — хотя он куда нагляднее и не менее талантлив.
И вот еще момент: все в курсе, что «Поднятие флага над Иводзимой» это постановочная фотография. Но не всегда можно сделать постановку.
Вот пример:
на фото: 1945 Встреча победителей в Бобруйске
Видите — вот здесь можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось красиво снять строй идущих воинов и — главное — Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз. Это надо уметь ловить момент глазами, схватывать композицию и именно в это мгновение нажимать на спуск фотоаппарата.
на фото: 1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье
Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость дипломатов вокруг Хрущёва, решившего удивить французов ружьем.
Или вот:
на фото :1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди
Если кто не знает, рост Хрущева — 160 см, рост Кеннеди — 185 см. Однако Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США, да еще и в позе Кеннеди читается какая-то услужливость.
back-in-ussr.com
Военные фотографии Михаила Савина » Военное обозрение
Говоря о больших войнах последних десятилетий, мы часто выделяем полководцев, людей, которые руководили операциями, но при этом нередко забываем, что победу ковали и другие люди. Это как непосредственно фронтовые бойцы, так и труженики тыла. При этом не нужно забывать и о тех людях, благодаря работе которых мы сегодня можем увидеть военные кадры ушедших эпох. К таким людям относятся военные корреспонденты, которые, используя всё своё мастерство, успевали запечатлеть военную хронику или военные фотографии. Фотокорреспонденты времён Великой Отечественной создали сотни запоминающихся снимков, которые за послевоенные годы успели распространиться по различным изданиям, знакомы новые и новые поколения с тем, что происходило на кровавой войне. Сегодня многие современные издания, используя новые стили обработки фотографий, публикуют старые кадры в новом визуальном прочтении.Военные фотокорреспонденты со своими «мыльницами» часто оказывались там, где шанс выжить стремился к нулю. Именно благодаря работе этих людей, мы имеем возможность прикоснуться к истории и своими глазами увидеть то, как видели эту войну наши деды и прадеды.
Работа фотокорреспондента Михаила Савина сегодня является образцом того, как должен настоящий профессионал относиться к своему делу. Благодаря такому отношению, мир получил возможность увидеть фотографии войны такой, какой она была.
topwar.ru
Военные фотографии Михаила Савина
Автор:13 ноября 2015 17:27
Фотокорреспонденты времён Великой Отечественной создали сотни запоминающихся снимков, которые за послевоенные годы успели распространиться по различным изданиям, знакомы новые и новые поколения с тем, что происходило на кровавой войне. Сегодня многие современные издания, используя новые стили обработки фотографий, публикуют старые кадры в новом визуальном прочтении.
Военные фотокорреспонденты со своими «мыльницами» часто оказывались там, где шанс выжить стремился к нулю. Именно благодаря работе этих людей, мы имеем возможность прикоснуться к истории и своими глазами увидеть то, как видели эту войну наши деды и прадеды.
Одним из тех фотокорреспондентов, работы которого дошли до наших дней, является Михаил Савин. Михаил Иванович прошёл всю войну с фотоаппаратом в руках. При этом его кадры стали настоящей классикой искусства военного фотографа. Савин родился в далёком 1915 году. С 1939 года он трудился в Фотохронике ТАСС. Снимать на фотоплёнку военные будни начал в июне 1941 года. Его фотоаппарат запечатлел и горечь отступления советских войск, и славные военные страницы: оборону Москвы, Курскую битву, наступление советских войск в Европе. За свой беспримерный труд Михаил Савин награждён медалями «За победу над Германией» и «за Отвагу». Михаил Иванович рассказывал о том талисмане, который он старался носить с собой в ходе войны. Этим талисманом стало для него колечко из фарфора, которое раньше использовалось для навешивания штор. Михаил Иванович верил, что именно это кольцо не раз спасало его из самых сложных ситуаций, когда вероятность выжить была минимальна.
fishki.net
Искусство фотографии Михаила Савина — Хмурый полдень XXI век
Эти фотографии меня заворожили, и думаю, ещё не скоро отпустят. Особенно кошка.
Настоящий мастер фотографии — Михаил Савин. Посмотрите сами.
Оригинал взят у amphre в Михаил Савин в Галерее имени братьев Люмьер
В Галерее имени братьев Люмьер проходит выставка фотографий Михаила Савина. Он широко известен как военный фотограф, его снимки Великой Отечественной стали классикой. После войны Савин 50 лет проработал собкором журнала «Огонек». И некоторые кадры, сделанные в это время, стали не менее знамениты, чем «Кошка с простреленным ухом» или «Танковый бой».
Экспозиция «Зима будет холодной» посвящена репортажным снимкам из Франции и Вены, где Савин снимал встречи Никиты Хрущева с Шарлем де Голлем и Джоном Кеннеди накануне охлаждения отношений между СССР и США. Теперь эта тема приобретает новую актуальность. Чтобы ее оценить, стоит посетить выставку. А сейчас хочу поговорить о том, что в снимках Михаила Савина особенно интересно, — его удивительном умении не только снять сюжет, но и погрузить зрителя в атмосферу происходящего, создать эффект присутствия. В этом ему помогают и выбор точки съемки, и работа с перспективой и даже «фотошоп» образца 1943 года.
Но в первую очередь — самоотверженность и преданность делу. Ведь чтобы читателю фронтовой газеты показать танковый бой глазами бойца, нужно самому побывать в этом бою:
Что больше всего в память врезалось? Не то, как под пулеметными очередями ползал, чтобы снимок сделать для газеты, как в атаку с солдатами шел, опять же ради снимка, — все это слилось во что-то единое, страшное, кровавое, о чем и вспоминать не хочется.
1941 Навстречу вражеским танкам. Зритель чувствует себя вжавшимся в снег бойцом, ощущает звенящий мороз в преддверии скорого боя.
1942, 28 июня. Командир 1 гвардейского кавалерийского корпуса гвардии генерал-лейтенант Павел Алексеевич Белов. И снова не фотограф, а зритель столкнулся нос к носу с лошадью.
1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова. За короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки — и хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище. Город Жиздра. «Ухо кошки прострелено, не ретушировать!» — М. Савин. Простреленное ухо нужно было не только увидеть, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было «цифры», посмотреть получилось или нет можно было только в лаборатории.
1943, июль. Танковый бой. Курская дуга. «Взгляд из танка». Тот самый «фотошоп» — на фото наложена маска. Реальный вид из люка Т-34 другой. Но так ли это важно? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Времена года советского бронебойщика. «Лето»
1943, 25 сентября. Немецкое кладбище в окрестностях Смоленска. Крест из очень русской березы на типично немецком кладбище после освобождения города от фашистов глубоко символичен.
1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова, истребившая несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: обаяние молодости спорит с огромной винтовкой и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию. Тяжесть пушки заключается не в самой пушке, а в позе командира.
1945 Встреча победителей в Бобруйске. Можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось снять проход и Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз.
1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят. После штурма Кенигсберга
Свой лиричный взгляд и способность подчеркнуть обстоятельства места и атмосферу Михаил Савин сохранил и во время работы в «Огоньке».
1960 Полиция Марселя сдерживает толпу приветствующих советскую делегацию. Полиция явно больше встревожена, чем простые французы.
1960 Париж
1960 Париж
1960 Париж. Газетный киоск
1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье. Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость вокруг веселого Хрущева.
1961 Никита Хрущев и Жаклин Кеннеди. Вена. Мне кажется, или Хрущев смущен?
1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди. Рост Хрущева — 160 см. Рост Кеннеди — 185 см. Фотография считалась политически очень удачной — Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США.
Выставка идет до 24 января.
mikhaelkatz.livejournal.com