Как правильно подобрать предметы для занятий художественной гимнастикой?
При подготовке программы в художественной гимнастике нужно тщательно продумывать как цвет самого купальника для выполнения каждой композиции, так и выбор цвета и отделки гимнастического предмета, с которыми спортсменка выступает. Только в этом случае образ будет законченным и гармоничным, и девушка на соревнованиях сможет продемонстрировать свое мастерство, достигнутое годами напряженных тренировок.
Выигрышно смотрится сочетание, в котором цвет предмета и костюма отличаются на несколько тонов. Для расстановки цветовых акцентов используют цветной скотч, при помощи которого создаются оригинальные орнаменты, яркие блестки для оформления мяча и других предметов экипировки.
Скакалка для художественной гимнастики
Пеньковая или синтетическая, не должна иметь никаких ручек, только один или два узла на каждом конце.
Стандартный размер скакалки 2,5 -3 метра.
Как правило, покупаемая скакалка оказывается велика, поэтому ее необходимо обрезать под рост гимнастки. Считается, что обрезать скакалку нужно с обеих сторон, чтобы не изменялась центровка, и завязывать одинаковые узлы с обоих концов. Сколько сантиметров обрезать лучше подскажет тренер. Общепринято, что скакалка с уже завязанными узлами должна быть выше подмышек и почти доходить до плеч, (маленьким деткам можно оставить «на вырост» — чтобы узелки доставали до мочек ушей) когда гимнастка стоит на ней обеими ногами по центру (ноги вместе).
Узлы пеньковой скакалки можно закрепить, прошив нитками, у нейлоновой скакалки узлы можно обжечь.
Как себя ведет: «Об нее спотыкаются». Хотя считается самой покладистой — именно с нее начинается обучение в художественной гимнастике.
Лента для художественной гимнастики
Лента для выступления – самый легкий (по весу) предмет в художественной гимнастике, она изготавливается из вискозного волокна или сатина.
Состоит из палочки (пластмасса или оргстекло), собственно ленты и скрепляющего карабинчика, который иногда заменяется нейлоновым ремешком.
Длина палочки — 50 — 60 см (вместе с карабинчиком). Лента — цельная полоска ткани шириной от 4 до 6 см, весит 35 г и больше. Длина покупаемой ленты зависит от возраста и разряда, по которому выступает гимнастка на соревнованиях: 14 лет и старше, МС – 6 м; 9-14 лет, КМС, 1-2 взр.разряд – 5 м; До 9 лет, 3 взр.разряд и ниже – 4 м. Для лент 5 и 6 метров подойдут все палочки, кроме юниорских MJ-82 и MJ-79 Sasaki, т.к. будут слишком легкими. Эти палочки идеально соответствуют лентам длиной 4м.
Как себя ведет: «Завязывается». Реагирует на малейшие колебания воздуха, даже от кондиционеров. А впитывая влагу, изменяет свои свойства — поэтому гимнастки обязательно возят с собой утюг и часто гладят ленту.
Лента для художественной гимнастики может быть однотонной или раскрашиваться с помощью специальных анилиновых красок. После этого вся лента обрабатывается заранее заваренным крахмалом, подсушивается и проглаживается горячим утюгом. Непосредственно перед тренировкой или соревнованиями ленту нужно по всей длине обработать антистатиком в аэрозольной упаковке. Цвет палочки выбирается произвольно – он должен совпадать с цветом самой ленты или цветом гимнастического купальника. Длина палочки напрямую зависит от длины предмета – для ленты 4-4,5 метра палочка должна быть 50 см, для 5-метровой ленты – 57 см, для взрослой спортсменки оптимальная длина палочки – 60 см.
Для транспортировки и хранения также потребуются барабан для плотного скручивания ленты, запасной карабин для крепления и общий чехол.
Как себя ведет: «Завязывается». Реагирует на малейшие колебания воздуха, даже от кондиционеров. А впитывая влагу, изменяет свои свойства — поэтому гимнастки обязательно возят с собой утюг и часто гладят ленту.
Мяч для художественной гимнастики
Выбирая мяч для художественной гимнастики, нужно помнить несколько основных правил: Мяч резиновый. Или из синтетических материалов, столь же эластичных, как резина.
Диаметр — 18 — 20 см, вес не менее 400 г, любого цвета.
Для детей возрастом до 7 лет и ростом до 130 см лучше покупать юниорский мяч диаметром 16 см. Несмотря на то, что ребенок будет расти, с таким мячом можно будет тренироваться еще 2-3-года. Стандартные мячи в таком возрасте неудобны в работе, слишком велики для ребенка.
Для спортсменок постарше (9-10 лет) оптимальны гимнастические мячи диаметром 18,5 см, предназначенные для взрослых. Кроме самого мяча, каждой девушке понадобятся насос для подкачивания предмета и чехол для хранения и транспортировки. Как себя ведет: «Укатывается». Он же круглый, часто его сложно поймать. Однако многие гимнастки любят его больше остальных предметов — его приятно держать в руках.
Булавы для художественной гимнастики
Для выступления каждая спортсменка должна иметь две булавы, изготавливаемые из пластика, натурального или синтетического каучука. Выбирая булаву нужно помнить следующее:
Каучуковые или синтетические. Длина — 40 — 50 см, вес — минимум 150 г (каждая). Диаметр головки не более 3 см.
Юниорские (детям до 10 лет) булавы Sasaki имеют
длину всего 36 см. Также детям до 10 лет можно сразу начинать работать с булавами Amaya длиной 41 см. Широкая часть называется телом, узкая — шейкой.
Шейка и тело покрываются обычно клейкой лентой — однотонной или разноцветной.
При выборе материала для изготовления снаряда нужно помнить, что булавы из пластика проще в обращении – при падении на пол они не дают сильного отскока, но при случайном падении на спортсменку могут нанести достаточно болезненную травму.
Для предупреждения скольжения рекомендуется использовать снаряды с бархатными ручками. Как себя ведут: считаются самыми травмоопасными: несмотря на небольшой вес, бывает наносят ушибы и даже рассечения. Особенно в групповых упражнениях, где их подбрасывают очень высоко.
Обруч для художественной гимнастики
При подборе обруча нужно помнить следующие правила:
Из синтетических материалов (например, пластмассы), которые не деформируются при движении. Круглый.
Вес — 300 г. (Вес юниорских обручей 260 г.). Гладкий или же шероховатый, цветной, полностью или частично покрытый клейкой лентой (но только не флюоресцентной). Диаметр покупаемого обруча напрямую связан с ростом (а не возрастом) спортсменки: До 135 см рост – 70 см диаметр; 135-150 – 75; 150-160 – 80; 160-170 – 85; 170 и выше – 90.
Размеры обручей представлены для любого возраста (в диапазоне от 60 см. до 90 см. с промежутком 5 см.). Примерное соответствие размера и возраста:
Как себя ведет: «Укатывается». В общем, характер у него капризный и коварный.
www.spetssport.ru
Требования художественной гимнастики. Внешний вид гимнасток: тенденции и требования.
Внешний вид гимнасток: тенденции и требования
Художественная гимнастика привлекает не только зрелищными выступлениями, но и эффектным внешним видом спортсменок. Костюм, прическа, макияж, предмет – все это создает образ гимнастки и, как ни парадоксально, также влияет на оценку судей. Именно поэтому каждая деталь образа прорабатывается художницей совместно с тренером и хореографом – мелочей в этом виде спорта нет.
Купальники для художественной гимнастики
Купальник – это первое, что бросается в глаза, стоит лишь спортсменке выйти на ковер. Долгое время купальники оставались простыми и одноцветными. Главным в них было удобство. Купальник считался второстепенным элементом и не должен был отвлекать внимание зрителей и судей от соревновательной программы.
Посмотрев на современный купальник, несложно понять, что изменилось многое. Купальники для художественной гимнастики стали яркими, многоцветными. Для их украшения используются всевозможные принты и вставки, рисунки, блестки, паетки. Встречаются модели с разнообразными вырезами, с разной длиной рукавов, с небольшими юбочками. Таким образом, с помощью купальника удается подчеркнуть внешние достоинства спортсменки и особенности программы.
Выбор купальника для гимнастки – это не только дело вкуса. Приходится учитывать достоинства и недостатки фигуры, модные тенденции, специфику программы выступления, цвет ковра и зала, где будет проходить соревнование. Купальник должен плотно прилегать к телу, размеры вырезов не должны превышать установленные нормы, недопустимо наличие тонких бретелек. Обязательной является и подкладка в зоне груди. При этом не последнюю роль играет все то же удобство: купальник не должен сковывать движения и мешать гимнастке выполнять сложнейшие элементы.
Макияж для художественной гимнастики
Взгляд и мимика в выступлениях художниц имеют не последнее значение, а потому важную роль играет и макияж. Умело пользоваться гримом спортсменок учат с малых лет. Макияж не только преображает юную спортсменку, вместе с этим он придает ей уверенности в себе и своих силах.
Как правило, гимнастки используют тональный крем, чтобы добиться красивого и ровного тона кожи. Для выделения глаз используется водостойкая тушь, а также черная, темно-синяя и темно-коричневая подводка. С помощью теней и румян можно скорректировать черты лица. Допускается использование блесток, которые можно нанести на веки или виски вмести с кремом. Не обойтись и без стойкой помады.
Макияж гимнастики продумывается заранее. Как правило, спортсменки находят для себя универсальный грим, но при этом каждый раз его, так или иначе, приходится адаптировать под особенности конкретного костюма и программы.
Прическа для художественной гимнастики
Прическа хоть и является важным элементом образа, в этом плане простор для экспериментов у гимнасток совсем невелик. Как правило, волосы забираются в гульку под сеточку. Прическа надежно закрепляется при помощи геля и лака. Допустимо использование небольших украшений для волос. Это могут быть заколки, резинки, цветочки, бусинки.
Предметы для художественной гимнастики
Стоит отметить, что в групповых упражнениях все гимнастки должны иметь одинаковые предметы, купальник, макияж и прическу.
graciasport.ru
Как добиться успеха в художественной гимнастике
Многие родители отдают детей в секции художественной гимнастики просто для укрепления здоровья, формирования хорошей осанки и привлекательной фигуры, воспитания дисциплинированности и ответственности. Другие родители мечтают вырастить олимпийских чемпионов, посвящающих жизнь этому виду спорта.
Амбициозным родителям необходимо знать, какие слагаемые формируют успех в художественной гимнастике, и что необходимо для карьеры в этом виде спорта.
Слагаемое первое: физические данные
Легче всего добиться успеха в гимнастике девочкам худощавого астенического телосложения, не склонным к полноте, обладающим природной гибкостью. Имеет значение развитое чувство ритма и хороший музыкальный слух. Важны и внешние данные – привлекательные черты, красивая улыбка.
Конечно, можно отдать в секцию ребенка, не соответствующего стандартам, но ему придется гораздо больше трудиться для достижения результатов, которые его более одаренные природой сверстники достигают играючи.
Слагаемое второе: здоровье
Серьезные хронические заболевания часто становятся противопоказанием к занятиям спортом, включая гимнастику. Это, в первую очередь, нарушения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания опорно-двигательного аппарата.
Здоровье может испортиться уже после начала занятий, часто — в подростковом возрасте. Болезни позвоночника, суставов, сосудов могут стать причиной отказа от изначальных амбициозных планов.
Слагаемое третье: своевременное начало
Лучший возраст старта занятий – 4-5 лет. Маленькие дети недостаточно дисциплинированны и хуже переносят нагрузки, хотя отдельные школы работают с трехлетками. При начале занятий в младшем школьном возрасте, то требуется много усилий, чтобы наверстать упущенное.
Гимнастика считается детским видом спорта. Спортивная карьера гимнасток заканчивается рано, многие спортсменки переходят на тренерскую работу, в том числе и в смежных областях – хореографии, фитнесе.
Слагаемое четвертое: работоспособность
Прекрасные природные данные не могут считаться залогом успеха. Необходимо хорошо потрудиться. Поэтому сила воли, дисциплинированность и работоспособность совершенно необходимы будущим чемпионкам. Хорошая новость: эти качества обычно можно у ребенка воспитать.
Если девочка с готовностью тренируется 4-5 часов в сутки и готова тренироваться больше, не обращая внимания на боли в мышцах, синяки, ссадины и неудачи – у нее есть шансы на успех в спорте.
Слагаемое пятое: образ жизни
Для будущих чемпионок гимнастика – это не обычное хобби или увлечение, а нечто большее. Спорт подчиняет себе остальные сферы жизни, тренировки приоритетны по сравнению с другими занятиями. У ребенка не останется время на занятия в других секциях, изучение языков, обычные детские игры, прогулки, развлечения. На приготовление уроков отводится минимум времени.
График тренировок влияет на режим дня. Влияет гимнастика и на режим питания: гимнасткам нельзя толстеть даже в период активного роста, поэтому необходимо здоровое питание, а в сложных случаях — строгие диеты. Тут необходим контроль родителей, потому что юные гимнастки иногда не могут устоять перед искушением, особенно в раннем возрасте.
Занятия без честолюбивых планов
После первого года занятий определяются шансы гимнастки стать звездой «большого спорта». Будущие чемпионки тренируются по усложненной программе, остальные могут продолжать занятия ради здоровья и красоты.
Чемпионами становятся единицы. Многие изначально не стремятся к медалям, считая успехом уже все изменения, которые происходят в жизни благодаря гимнастике. Этот вид спорта воспитает характер, улучшит осанку, повысит гибкость, сделает движения грациозными, научит владеть собственным телом и чувствовать уверенность в самых разных ситуациях.
К несомненным достоинствам художественной гимнастики относится то, что этот вид спорта считается малотравматичным, в отличие от гимнастики спортивной. И если профессиональным гимнасткам травмы еще могут угрожать, то занятия «ради здоровья» практически безопасны и полезны.
crgc.ru
Требования к гибкости в художественной гимнастике: вчера и сегодня
Требования к гибкости в художественной гимнастике: вчера и сегодня
Идеальная растяжка и гибкость на пределе человеческих возможностей – естественные требования к тем, кто хочется добиться успехов в художественной гимнастике. Сегодня уже сложно представить, что когда-то все было иначе.
Становление художественной гимнастики
Если обратиться к страницам истории, мы увидим, что художественная гимнастика выросла из балета. Вполне естественно, что первое время данный вид спорта походил скорее на танец с предметом. Хорошая растяжка и гибкость гимнастки, конечно, производили впечатление на судей и зрителей, но были лишь как дополнение к общему образу спортсменки и ее выступлению. В то время гимнастика была менее техничной и более художественной.
Мода на фантастическую растяжку и супер гибкость позвоночника пришла многим позже – к концу 90-х годов прошлого столетия. Одной из первых новые тенденции в художественную гимнастику привнесла Амина Зарипова. Спортсменка обладала уникальной природной гибкостью, которая становилась не просто изюминкой, а смыслом ее выступлений. Это открыло новое прочтение уже знакомого спорта.
Позже удивительной гибкостью запомнилась Яна Батыршина и, конечно, Алина Кабаева, выступления которой не один год задавали общий тренд всей художественной гимнастике.
Новое время – новые правила
Как и любой молодой вид спорта, художественная гимнастика из года в год развивалась и усложнялась. Так, с опорой на новые тенденции была установлена система классификации всех элементов. Было выделено четыре группы: равновесия, прыжки, вращения и, конечно же, гибкость.
Значительные изменения в правилах произошли в 2000 году. Тогда с подачи Ирины Винер уже действовавшая на тот момент система классификации была значительно расширена и преображена. Теперь в нее входило множество сложнейших элементов, исполнять которые еще несколько лет назад никто бы и не решился.
Произошедшие изменения сделали художественную гимнастику доступной далеко не для каждой девочки. Теперь огромную роль стали играть природные данные спортсменки и в первую очередь природная гибкость. В то же время новшества поспособствовали росту популярности данного вида спорта. Выступления гимнасток стали более зрелищными и необычными.
Правила в художественной гимнастике меняются, в среднем, раз в четыре года. Так, после Олимпийских игр в Лондоне такая группа элементов как гибкость была упразднена. Тем не менее, все эти элементы остались и ценятся они все также высоко.
graciasport.ru
Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике
В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.
Ключевые слова: физическое развитие, уровень здоровья, юные гимнастки
Двигательные способности детей зависят от морфологических, физиологических и психомоторных характеристик [1, с. 31]. К морфологическим факторам в гимнастике относят внешние данные, массу и длину тела ребенка, а также силу и эластичность связок и сухожилий. Тренеру необходимо регистрировать изменения, происходящие в течение года у детей в возрастном диапазоне от 6 до 14 лет по таким показателям как средняя динамика длины тела ребенка относительно его возраста, гармоническое развитие всего тела; форма рук, ног и их пропорциональное соотношение [1, с. 33]. Знание этих характеристик способствует эффективности процесса подготовки, так как позволяет подбирать упражнения в соответствии с преимуществами и недостатками структуры тела для коррекции морфологических ограничений и уменьшения их воздействия.
Кроме того, к основным критериям одаренности в гимнастике относят кардио-респираторные возможности, уровень мышечной силы и выносливости относительно общей массы тела. Известно, что физиологические характеристики предопределены генетически, но в значительной мере подвержены изменениям под воздействием ранней тренировки [1, с. 17]. Поэтому одна из важных задач тренера — способствовать развитию физиологических характеристик юных гимнасток в наиболее раннем возрасте, чтобы дать им возможность достичь наивысшей степени совершенствования функциональных способностей, сохранив при этом уровень здоровья.
Цель исследования— определить динамику физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.
Методы исследований. Медико-биологическое тестирование морфологических (длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кистей рук) и функциональных (ЧСС, артериальное давление (АД) систолическое и диастолическое) показателей физического развития; методы математической статистики.
Уровень и гармоничность физического развития, функционального состояния системы кровообращения и дыхания оценивали по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко [3, с. 118]. Вычисляли жизненный (ЖИ), силовой по силе правой и левой кисти рук (СИ) и кардиологический (КИ) индексы. Всего в исследовании приняло участие 310 перспективных юных гимнасток 7–13 лет шести регионов Казахстана.
Результаты исследований иих обсуждение. Анализ данных исследований оказал, что физическое развитие гимнасток 7–13 лет носит поступательный характер (таблица 1).
Таблица 1
Средние данные морфологических показателей гимнасток 7–13 лет
Возраст, лет | n | Масса тела, кг | Длина тела, см | ЖЕЛ, мл | Сила кисти, кг | ||||||
правая | левая | ||||||||||
1 | S1 | 2 | S2 | 3 | S3 | 4 | S4 | 5 | S5 | ||
7 | 33 | 20,4 | 2,2 | 119,5 | 4,2 | 1231,0 | 339,2 | 7,1 | 2,1 | 7,1 | 1,9 |
8 | 59 | 22,1 | 1,8 | 124,7 | 7,0 | 1283,3 | 230,8 | 10,0 | 3,7 | 8,7 | 3,6 |
9 | 52 | 24,4 | 2,5 | 129,6 | 5,2 | 1394,6 | 276,0 | 11,0 | 3,8 | 11,0 | 3,9 |
10 | 46 | 26,6 | 5,6 | 134,4 | 6,8 | 1516,7 | 363,1 | 11,8 | 3,6 | 10,9 | 2,9 |
11 | 39 | 31,6 | 4,4 | 143,5 | 6,9 | 1884,6 | 506,6 | 14 | 4,0 | 13,7 | 5,2 |
12 | 43 | 32,4 | 3,6 | 146,1 | 5,4 | 1905 | 451,1 | 14,9 | 4,1 | 13,8 | 4,2 |
13 | 37 | 38,9 | 4,7 | 154,6 | 6,1 | 2162,5 | 415,1 | 20,2 | 4,9 | 18,4 | 4,4 |
В предпубертатный период у 8-летних детей, по сравнению с 9-летними, наблюдается больший темп прироста всех показателей, кроме ЖЕЛ. Так, длина тела у 8-летних гимнасток выросла на 4,8 %, тогда как у 9-летних — на 3,2 %. Сила кисти соответственно на 40,8 % и 10,0 %.
Наблюдается улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: ЧСС уменьшилась на 6,9 % против 3,3 %; АД увеличилось на 3,4 %, тогда как у 9-летних уменьшилось на 0,6 % (таблица 2).
В 10 лет динамика несколько повышается и в 11 лет наблюдается наибольший прирост всех функциональных показателей: если у 10-летних гимнасток рост увеличился на 5,0 %, у 11-летних — на 6,2 %; ЖЕЛ увеличилась соответственно на 9,1 % и 17,9 %, АД — на 3,4 %, тогда как у 9-летних уменьшилось на 0,6 %.
Таблица 2
Средние данные функциональных показателей гимнасток 7–13 лет
Возраст, лет | n | ЧСС, уд/мин | АД систолическое, мм.рт.ст. | АД диастолическое, мм.рт.ст. | |||
1 | S1 | 2 | S2 | 3 | S3 | ||
7 | 33 | 81,4 | 8,62 | 92,9 | 14,8 | 58,6 | 6,4 |
8 | 59 | 75,8 | 8,8 | 96,1 | 11,0 | 60,1 | 4,5 |
9 | 52 | 78,3 | 6,27 | 95,5 | 7,05 | 60,3 | 3,1 |
10 | 46 | 78,5 | 9,6 | 95,1 | 10,8 | 58,5 | 6,7 |
11 | 39 | 76,7 | 5,3 | 99,3 | 9,0 | 62,7 | 6,9 |
12 | 43 | 73,9 | 6,3 | 102,5 | 6,7 | 61,7 | 3,7 |
13 | 37 | 70,8 | 7,5 | 101,7 | 7,8 | 62,0 | 3,9 |
Сила кистей правой и левой рук у 11-летних гимнасток увеличилась на 18,6 и 25,7 %, у 10-летних — на 7,3; показатели левой руки уменьшились на 0,9 %. После уменьшения динамики в 12 лет, прирост показателей в 13 лет вновь возрастает, наибольший скачек наблюдается в показателях силы кистей правой и левой рук соответственно на 35,6 и 33,3 %. Вместе с тем, если в 12 лет показатели АД увеличились на 3,2 %, то в 13 лет они снизились на 0,8 %.
Во всех возрастных группах динамика массы тела гимнасток значительно выше их ростовых показателей, но в пубертатный период эта разница значительная: при увеличении длины тела на 6,2 % и 5,1 % в 11 и 13 лет масса тела возросла соответственно на 15,0 % и 16,1 % (таблица 3).
Таблица 3
Возрастная динамика морфофункциональных показателей гимнасток 7–13 лет,%
Возраст, лет | Масса | Рост | ЖЕЛ | ЧСС | АД | Сила кисти | ||
сист. | диаст. | правой | левой | |||||
8 | 8,3 | 4,8 | 4,6 | -6,9 | 3,4 | 2,5 | 40,8 | 22,5 |
9 | 10,4 | 3,2 | 9,0 | 3,3 | -0,6 | 0,3 | 10,0 | 26,4 |
10 | 9,0 | 5,0 | 9,1 | 0,2 | -0,4 | -3,0 | 7,3 | -0,9 |
11 | 15,0 | 6,2 | 17,9 | -2,3 | 4,4 | 7,2 | 18,6 | 25,7 |
12 | 10,4 | 2,4 | 5,9 | -3,6 | 3,2 | -1,6 | 6,4 | 0,7 |
13 | 16,1 | 5,1 | 7,1 | -4,2 | -0,8 | 0,5 | 35,6 | 33,3 |
Для определения более точного определения функционального здоровья гимнасток мы перевели абсолютные показатели физического развития в индексы, в результате установлено: у 8-летних гимнасток наблюдается снижение процента лиц со средними показателями за счет их соответствия высокой зоне. Так, если в 7 лет в высокой зоне находилось 12,1 %, то в 8 лет — 21 %. Высок процент лиц, попавших в низкий и ниже среднего уровень по показателям ЖИ среди 9 и 13-летних гимнасток: 33,3 и 42,3 % соответственно (таблица 4).
Фактором благополучия оказался кардиологический индекс (КИ), характеризующий аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья.
По показателям КИ больше всех гимнасток соответствовало высокой зоне в 8 лет: 63,6 %, у 12-летних по сравнению с 11-летними гимнастками этот показатель резко снижается соответственно с 54 до 23 %.
У гимнасток всех возрастных групп довольно низкий уровень силы кисти. В средней зоне процент лиц варьирует с 7,1 до 15,8 %.
Только у 13-летних спортсменок отмечается больший процент лиц, попавших в выше средней и высокую зону — 53 %, несколько ниже эта цифра у 12-летних гимнасток — 42,8 %, что указывает на недостатки содержания программы подготовки гимнасток и необходимость целенаправленного развития силы кистей рук.
Таблица 4
Распределение гимнасток по основным показателям уровня здоровья (поГ.А.Апанасенко, 1992),%
Индексы | Возраст, лет | n | Функциональные уровни здоровья | ||||
низкий | ниже среднего | средняя | выше среднего | высокий | |||
ЖИ, % лиц | 7 | 33 | 12,1 | 9,1 | 36,4 | 30,3 | 12,1 |
8 | 57 | 19,3 | 7,0 | 28,1 | 24,6 | 21 | |
9 | 48 | 20,8 | 12,5 | 18,7 | 22,9 | 25 | |
10 | 43 | 11,6 | 16,3 | 23,3 | 37,2 | 11,6 | |
11 | 33 | 12,1 | 15,1 | 27,3 | 30,3 | 15,1 | |
12 | 31 | 9,7 | 12,9 | 42 | 12,9 | 22,6 | |
13 | 26 | 30,8 | 11,5 | 30,8 | 15,4 | 11,5 | |
КИ, % лиц | 7 | 19 | — | 10,5 | 42,1 | 10,5 | 36,8 |
8 | 44 | 4,5 | 6,8 | 27,3 | 31,8 | 31,8 | |
9 | 33 | 3,0 | 12,1 | 33,3 | 18,1 | 33,3 | |
10 | 23 | — | 4,3 | 39,1 | 8,7 | 47,8 | |
11 | 25 | 0 | 29 | 17 | 25 | 29 | |
12 | 13 | — | 23 | 53,8 | — | 23 | |
13 | 28 | — | 3,6 | 10,7 | 10,7 | 46 | |
СИ правая кисть, % лиц | 7 | 26 | 76,9 | 7,7 | 7,8 | 3,8 | 3,8 |
8 | 54 | 44,4 | 14,8 | 15,8 | 7,4 | 18,5 | |
9 | 44 | 34,0 | 20,4 | 13,8 | 13,6 | 18,2 | |
10 | 29 | 55,2 | 3,4 | 10,3 | 13,8 | 17,2 | |
11 | 29 | 34,5 | 20,7 | 10,3 | 6,9 | 27,6 | |
12 | 14 | 35,7 | 14,3 | 7,1 | 7,1 | 35,7 | |
13 | 19 | 26 | — | 21 | 21 | 32 | |
СИ, левая кисть, % лиц | 7 | 26 | 80,8 | 7,7 | 11,5 | — | — |
8 | 54 | 64,8 | 9,3 | 14,8 | 7,4 | 3,7 | |
9 | 44 | 36,4 | 15,8 | 11,4 | 11,4 | 25 | |
10 | 29 | 48,3 | 17,2 | 10,3 | 10,3 | 13,8 | |
11 | 29 | 4,4 | 13,8 | 10,3 | 6,9 | 27,6 | |
12 | 14 | 42,8 | 14,3 | 14,3 | — | 28,6 | |
13 | 19 | 36,8 | — | 31,7 | 15,8 | 15,8 | |
Выводы:
- Физическое развитие юных гимнасток происходит волнообразно, что соответствует данным литературы. Наиболее интенсивное развитие наблюдается в 8; 11 и 13 лет с некоторым снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в 13 лет.
- Сравнение динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья показало тесную взаимосвязь между ними, что следует учитывать при составлении программы тренировки.
Литература:
- Дж. Тот Основные критерии спортивной одаренности в гимнастике // Экспресс-информация (СПЗС). — М.: ВНИИФК, 1984. — Вып.11. — 33 с.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, высокая зона, гимнастка, показатель, таблица, сила кисти, масса тела, левая рука, сердечно-сосудистая система, основной показатель уровня здоровья.
moluch.ru
Какие качества развивают дети в художественной гимнастике
Дети в художественной гимнастике получают гармоничное физическое, эстетические и эмоциональное развитие, учатся красоте, координации, гармонии. Спорт учит добиваться победы и бороться за результат.
Художественная гимнастика –спортивная дисциплина, родиной которой является Россия. Природная грациозность, красота наших девушек обеспечивают высочайшие спортивные и олимпийские достижения на протяжении длительного времени.
Одаренные девочки могут достигать олимпийских вершин. Для прочих девочек занятия художественной гимнастикой помогают лучше понять свое тело и научиться им управлять.
Что развивает художественная гимнастика
Качества, которые развивает художественная гимнастика у всех девочек без исключения, очень привлекательны. Это гибкость, грация, координация и точность движений, гордая посадка головы и обаятельная улыбка. Выступления под музыку способствуют развитию эстетической составляющей, хорошего вкуса и артистизма. Фигура «художниц» гармонична, с красивой линией плеч и хорошим мускульным скелетом. Несмотря на внешнюю хрупкость, девочки сильны, подвижны и выносливы.
Навыки самодисциплины, умение четко планировать и ценить свое время сохраняются на всю жизнь, как и красивая осанка.
Природные данные для занятий
Художественная гимнастика предполагает тонкость, легкость, прыгучесть, определенное соотношение пропорций тела. Набор девочек в спортивные группы начинается весной и заканчивается осенью. Предпочтение отдается гибким и стройным девочкам.
Проверка пропорций тела для маленьких детей 4-5 лет простая. Ноги должны быть длиннее остального тела. Колени и локти должны разгибаться полностью. Изгиб в обратную сторону допустим, но не приветствуется, поскольку увеличивает возможность травм при прыжках. Проверяется умение тянуть носочек, подвижность суставов и стоп, музыкальность, умение держать ритм.
Небольшая полнота в начале занятий не является препятствием для занятий в оздоровительной группе. При хороших природных данных, возможен переход в спортивную группу.
Здоровью спортсменок уделяется большое внимание. Обследования обязательны 2 раза в год. Нередко отмечаются случаи выправления сколиоза в результате занятий.
Сохранение легкости и питание
Диета для спортсменок должна включать в себя крупы, такие как греча, овсянка, рис, обязательны источники белка, мясо, молоко и овощи. Тренировки способствуют сохранению хорошей формы и стройности, отказ от сладостей и мучного для спортсменок вполне естественен. Гимнастика не требует такого истощения, как в балете, по причине отсутствия балетных поддержек и в силу того что спортивная карьера приходится на период роста и развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что именно художественная гимнастика предполагает гармоничное развитие.
Одежда и экипировка
Одежда для тренировок – это слитный купальник с высокими вырезами для ног с рукавами или без. Купальник может быть из современных эластичных материалов или из хлопка (для начинающих), как простой хореографический. Требования к цвету тренировочного купальника устанавливаются в разных тренировочных школах разные. В любительских группах купальники могут быть разных цветов, для спортивных занятий, как правило, все купальники одного цвета. Черные, белые, синие. Под купальник, если температура в зале не высокая, надевают лосины или велосипедки. В ряде секций носят гетры для лучшего разогрева суставов. Обувь для занятий – получешки с нескользящей подошвой (желательно кожаные) и тренировочные носки.
Девочки в художественной гимнастике выступают в красивых ярких нарядах расшитых блестками, пайетками, бисером. Раньше это был только купальник, а сейчас это может быть и купальник с небольшой юбочкой, которая еще больше подчеркивает красоту и женственность гимнастки. Используются современные материалы, тянущиеся и способствующие правильному теплообмену.
Предметы для тренировок
Скакалка, мяч, булавы, лента, обруч. Качественные предметы для художественной гимнастики стоят дорого и приобретаются по мере обучения.
Как проходят тренировки
Младшая группа занимается 3-4 раза в неделю в спортивных секциях или 2-3 раза в неделю в оздоровительных группах. Тренировки продолжаются по 1.5 часа в спортивных группах и по часу в оздоровительных. Таким образом, сразу понятно, что будущие спортсменки занимаются 6 часов в неделю против 2 часов в неделю для оздоровительных групп. Интенсивность и продолжительность занятий спортсменок в 3 раза выше. При выборе режима тренировок необходимо учитывать этот фактор. Лучше начинать с оздоровительных групп, если только ребенка не отобрали в спортивную группу по природным параметрам.
Старшие группы занимаются 5-6 раз в день и добавляются занятия по хореографии. Продолжительность тренировок может быть до 5-6 часов в день.
Начало тренировки – разминка, укрепляющие упражнения, затем растяжка, прыжковая работа и отработка сложных элементов, упражнения на выносливость.
Тренировки проходят под музыку, т.к. все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Гимнастки чередуют работу над отдельными элементами из упражнения и прохождение всего упражнения под музыку.
Координация движений — одно из ключевых понятий в художественной гимнастике и предмет работы на тренировках.
Для обязательных занятий хореографией музыка является важным элементом.
Тренировка, как правило, заканчивается ОФП.
Возрастные группы
- Младшая возрастная группа включает детей 4-7 лет.
- Средняя тренировочная группа объединяет девочек до 10 лет.
- Старшая спортивная группа – до 16 лет.
- Дальнейшее спортивное образование возможно в специализированных учебных заведениях.
Спортивная карьера и ее завершение
В командах и в сборных возраст выступлений формально не ограничен. Девушки могут выступать и перешагнув 20-летний рубеж. Срок завершения карьеры указывает тренер либо гимнастки сами принимают такое решение. В среднем, девушки выступают до 18-22 лет в гимнастике, затем могут продолжить карьеру в акробатике, танцах, начать тренерскую и преподавательскую работу при наличии диплома.
Получение разрядов
Для получения разрядов необходимо выполнить определенный для каждого разряда набор упражнений. Младшая группа получает юношеские разряды, средняя группа уже может претендовать на получение взрослых разрядов. В старшей возрастной группе девочки борются за звания кандидатов и мастеров спорта.
Минусы
Удивительно, но даже у такого прекрасного вида спорта, как художественная гимнастика, имеются минусы. Спорт это соревнования, серьезные эмоциональные нагрузки, возможность травм у спортсменов, выполняющих сложные элементы выше, не все дети имеют равные природные данные для художественной гимнастики.
Даже при занятиях с обычными данными в оздоровительной группе, без значимых побед, девочки приобретают изящество, превосходную осанку и неповторимую грацию.
Травматичность
Выполнение сложных упражнений без должной подготовки и растяжки, глубокие прогибы нередко приводят к растяжениям связок, вывихам, ушибам и даже переломам. Это спорт и небольшие травмы неизбежны, как преодоление и боли при растяжках. Задача родителей – наблюдать, чтобы преодоление не было чрезмерным и травматичным для психики ребенка. Для детей, которые начали занятия позднее, чем 8-9 лет характерны травмы позвоночника при неправильном режиме тренировок. Также могут быть проблемы с коленными суставами.
Завышенные требования
Не все дети одарены одинаково. Если тренер рассчитывает исключительно на высокие спортивные результаты, к детям могут предъявляться завышенные требования, как к одаренным детям – еще выше, еще гибче, еще изящнее, так и к девочкам, которые вряд ли взойдут на мировые пьедесталы. Чтобы избежать завышенных требований, выбирайте тренера тщательно в зависимости от природных возможностей ребенка.
Как и в балете, необходимый выверт стопы можно дотянуть, негнущиеся колени вытянуть. Необходимо понимать, что девочка с данными, дотянутыми до хороших, будет на вторых ролях. По ассоциации с балетом – можно стать балериной Большого театра, 4 лебедь слева, во 2 ряду.
Заключение
Художественная гимнастика – прекрасный вид спорта, выглядящий как грациозный танец, но требующий огромной подготовки, силы воли, выносливости и высокой работоспособности. Художественная гимнастика признана олимпийским видом спорта. Соревнования по художественной гимнастике смотрят миллионы людей. Эмоциональный накал на соревнованиях не слабее, чем на футбольных кубках, что требует от спортсменок выдающихся физических данных и эмоциональной устойчивости. Эти качества формируются в процессе занятий и тренировок.
Основная задача родителей научить ребенка работать и даже при недостаточных природных данных можно добиться высоких результатов.
myintelligentkids.com