Правила работы в парах – Работа в парах как одна из форм фомирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Автор: | 07.03.2020

«Работа в парах и группах»

Организация групповой и парной работы на уроке в условиях ФГОС.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться

и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци.

Эти слова Песталоцци актуальны в современной школе.

Формы работы по закреплению знаний на уроках могут быть: фронтальная (совместно с учителем) или индивидуальная (самостоятельные работы), одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, самостоятельность, инициативность, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся:

В процессе групповой работы  обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.  Работа в пареэто первая ступенька в групповой работе.  Сначала во время работы я помогаю парам и фиксирую удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение, говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее, при этом соблюдая правила работы в паре.

Правила сотрудничества

  1. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.

  2. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.

  3. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.

  4. Мы помогаем друг другу в работе.

  5. Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На уроках литературного чтения мы с детьми выработали критерии оценивания, которые показаны в таблице:

громко,

соблюдая паузы, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия

        В первое время по этим критериям оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям, я предложила им выполнять эту работу в парах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в парах. Одного – двух учащихся, получивших наивысший балл, прошу прочитать текст для всего класса. Это стимулирует остальных учеников читать лучше, чтобы и их спросили, а также проверяется работа ученика, выступавшего в роли учителя.

На уроках русского языка применяю парную работу при проверке словарных слов. Один ученик выступает в роли учителя и диктует словарные слова, второй ученик записывает их. Затем они меняются ролями, проверяют и оценивают работы.

Работу в парах можно провести на уроке окружающего мира после самостоятельного изучения новой темы.

Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы с формирования групп. Группы формирую первое время сама, а затем и сами учащиеся. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).

Как объединять детей в группы? Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 — 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Виды групп:

  • Группа по желанию;

  •  «Случайная» группа;

  • Группа по теме работы;

  • Группа по уровню сложности задания.

Нельзя:

  • формировать группу из слабых учеников;

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;

  • заниматься работой в группе более половины урока;

  • Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).

  • Если кто – то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.

  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Правила групповой работы

 могут быть следующими:

  • Говори  спокойно, ясно и только по делу.

  • Говори   по очереди.

  • Слушай своих собеседников.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

  • Обращайся  к товарищу по имени.

  • Уважай мнение каждого участника группы

Предложить детям изучить памятку. (Приложение)

На уроках математики использую групповую работу при проведении «Математической эстафеты». Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делю на 2 команды (можно каждый ряд). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске или заготавливаю на каждую команду отдельно. В этом случае задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции учителя сводятся к следующему:

• объяснение цели предстоящей работы;

• комплектование групп;

• комментарий к заданиям для групп;

• контроль за ходом групповой работы;

• попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

• после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

Что ты узнал на уроке? — Чему научился? — За что себя можешь похвалить? — Над чем еще надо поработать? — Какие задания тебе понравились? — Какие задания оказались трудными? — Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

Как ты оцениваешь свою работу?

Работа в группах- большая работа, так как:

  • Групповой работе надо сначала научить

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Благодаря использованию групповой работы:

  • соблюдается дифференцированный подход; 

  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,  порождает взаимную ответственность, внимательность,

  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

  • улучшается творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

  • улучшаются межличностные отношения;

  • устанавливается психологический комфорт в коллективе

  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; 

  • нет возможности спрятаться, задействованы все;

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.

Г.А. Цукерман

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как работать в паре

1.     Внимательно прочитайте задание.

2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.

 

infourok.ru

Консультация на тему: Правила работы в паре

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету по теме «Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения»

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител…

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе…

Инструктивная карточка для работы в парах и парах сменного состава при работе с текстом.

Н.Носов «Затейники», «На горке» Инструкция для работы в парах и парах сменного состава при изучении одного или нескольких текстов  на уроках литературного чтения 1-4класс…

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема «Склонение имен существительных».На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема «Склонение имен существительных» 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб…

Правила работы в парах 1 класс

Карточки-памятки на парты, как работать в парах….

Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)

В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность….

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам…

nsportal.ru

Как организовать работу в парах в 1 классе?

Как организовать

работу в парах в 1 классе

Учителя 2 кв.категории

МОУ «РРСОШ №6 с л/кл»

Луговской-Цысар Г.Г.

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач — недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.

При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.

На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
     в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
     для оценки своего ответа ученик сам назначает «учителя»;
     вводятся приемы несловесного общения: значки «+» — согласен, «-» — не согласен, «?» — не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;
     организуются игры, развивающие умение слушать другого (например, «Снежный ком»: первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).

Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при общении в составе малой группы. Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности групповой работы. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения групповой работы.

В этот период полезно вспомнить пословицы, в которых речь идет о совместном труде: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две — лучше», «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось» и др. Анализ удачных праздников, конкурсов, викторин, проведенных в классе, также свидетельствует о том, что их успех зависел от общих усилий детей, от их совместного творчества и дружной работы.

После того как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельности, можно переходить к систематической непосредственной организации групповой работы на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой — усложнение деятельности учащихся в группах.

Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:

  • усложнение видов групповой работы;

  • повышение степени самостоятельности учащихся;

  • усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах.

Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую.

Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное — первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Пара у доски выполняла задание. Остальные учащиеся наблюдали и оценивали: насколько верно и слаженно работала пара (соблюдение правил, использование знаков). В данном случае учитель еще непосредственно руководил парной работой: напоминал, помогал, исправлял ошибки.

Затем учитель предложил поработать в парах всем детям в классе и постепенно перешел к опосредованному руководству деятельностью пар при помощи памяток (так обеспечивалось повышение степени самостоятельности учащихся).

Сначала для самостоятельного выполнения в парах предлагалась лишь часть решения задачи. Например, на доске была записана инструкция:
1) прочитайте задачу;
2) расскажите ее друг другу: один — условие, ругой — вопрос;
3) покажите при помощи рук, что задание выполнено (если согласны друг с другом — поднимают обе сцепленные руки, если нет — одну руку).

Работу в парах начинаем вводить с первого класса. Учебно-методический комплекс предлагает на каждом уроке данный вид работы.

В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель — ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Русский язык.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.

Крикун, крик, кричать.

Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие — на вопросы что делать?или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета или подают любой другой условный знак.

— Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

— Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Следующий этап:

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, звуковой анализ слова,выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

  1. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

— Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

-Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

— Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту(к иллюстрации) и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические карточки(рабочие тетради). Дети работают по знакомому им алгоритму.

Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

infourok.ru

Памятка «Правила работы в парах. Взаимопроверка»

Правила работы в парах.

Взаимопроверка.

1. Слушай ответ партнера внимательно.

2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

3. Уважай чужие ошибки; вежливо поправляй ошибки.

4. Если вы оба затрудняетесь в выборе правильного ответа, обратитесь за помощью к учителю.

5. Внеси своевременно отметку о выполнении задания в лист ответов.

6. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

7. Результатом работы пары является оценивание ответов друг друга, но также – ваше эффективное взаимодействие.

8. Поблагодари партнера за работу.

Снявши голову, по волосам не плачут

Не зная броду, не суйся в воду.

Пирога ждать, не евши спать.

Спотыкаясь, не всегда брани дорогу

Не замочив рук, не умоешься

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

multiurok.ru

Алгоритм и правила работы в группе и паре.

Алгоритм и правила работы в группе и паре.

Каждая группа получает свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу.

Алгоритм работы в группе.

  1. Выбрать командира группы.

  2. Выбрать помощника командира.

  3. Выбрать хранителя времени.

  4. Все участвуют в обсуждении.

  5. Время работы в группе – 12 минут.

  6. Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).

  7. Составить план ответа, схему, таблицу (если есть необходимость).

  8. Ответить на практическое задание.

  9. Оценить работу каждого в группе.

  10. При знакомстве с новым материалом необходимые сведения записывать себе в тетрадь.

Критерии оценивания.

5” – ответ полный, последовательный, логически выстроенный; речь лексически богатая, правильная; умение применить знания на практике.

4” – полное владение содержанием вопроса, но есть небольшие недочёты, неточности; рассказ полный, но отсутствует логика (и т.д.).

3” – ответ по образцу.

Правила работы в группе.

  1. Выбрать руководителя группы.

  2. Познакомиться с вопросами, которые будут предложены для обсуждения.

  3. Подобрать источники, с которыми группа будет работать на уроке (словари, энциклопедии и т.д.)

  4. Составить краткий план ответа на вопрос, обязательно включив объяснение основных понятий, новых слов, даты, найти географические объекты на карте и т.д.

  5. Обсудить текст выступления, определить выступающих от группы.

  6. Уметь слушать товарища, дополнять, уточнять, вести обсуждение корректно.

  7. Руководитель группы вместе со всеми ребятами подводит итоги работы в группе и выставляет отметки, учитывая работу каждого ученика.

Правила работы на уроке в паре.

1.     Внимательно прочитайте задание.

2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5.     Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

infourok.ru

Организация работы в парах на уроках в начальной школе.

Организация работы в парах на уроках в начальной школе.

Федяева Любовь Михайловна

МБОУ ООШ№9 г.Канск Красноярский край

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Поэтому целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребёнка в школе. Ученик, выполняющий работу, должен знать, что делать, зачем, как видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Знания умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Именно активность самих учащихся признается основой для достижения целей. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной исследовательской деятельности. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. В своем выступлении я хочу остановиться на коммуникативных действиях. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Одним из аспектов формирования дидактических умений является формирование общих умений коммуникации, которые в современной педагогической практике все чаще называют главными составляющими содержания образования. Главным полем деятельности по использованию современных методик является урок, на котором просматривается та или иная педагогическая технология, методика. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Существуют различные методики, следуя которым, дети в парах могут обучать друг друга, изучать новый материал, тренироваться, проверять друг друга. Надо различать виды учебной работы в парах по нескольким параметрам: — позиции обучающихся, — цели работы,- предмет и содержание деятельности, — техники работы. Виды работ в отдельно взятой паре это обсуждение, совместное изучение, тренировка и проверка. Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные, как в тексте авторов, так и в текстах, высказанных друг друга. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где мнения могут совпадать, а затем добавлять свои рассуждения. Обсуждение включает несколько приемов.

1. Первый прием: восстановить то, что сказал учитель или ученик, восстановить то, что прочитал надо запомнить, удержать в памяти. Например:

Работа с текстом

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель. Учащимся предлагается план работы по памятке.

Памятка

1.Прочитайте текст.

2.Перескажите по очереди прочитанный текст.

3. Задайте друг другу по 2 вопроса.

Задание направлено на развитие умений: читать с пониманием, читать осознанно, выделять непонятные слова, умение формулировать вопросы, направленные на содержание текста, пересказывать текст, слушать своего собеседника.

Задание: 1.Отметь «+» верные утверждения, « — « неверные утверждения:

а) медвежонок бродил по лесу;

б) он встретил лягушку;

в) лягушка сделала скачок:

г) медвежонок сунул лапу в воду и потряс ею;

д) после игры мишка искал глазами лягушку;

Задание направлено на умение извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде.

2. Второй прием обсуждения – интерпретировать текст (мысли) автора т.е. высказать свое мнение, дать свою оценку (памятка фрагмента урока в 4 классе по теме «Екатерина Великая»)

Карточка №1

1.Прочитайте текст.

2.Перескажите по очереди прочитанный текст.

3.Дополните друг друга.

4. В чем вы с автором согласны, а в чем нет?

5. Какие черты характера отличали Екатерину и помогли ей править долгое время?

6.Выскажите свое отношение к прочитанному. Как поняли друг друга?

3.Третий прием обсуждения – задавать вопросы. Это сложная работа, запускающая мышление. Мышление начинается с вопроса. Задавать вопросы, когда есть напарник.

На практике используются разные техники обсуждения. Это зависит от целей организации учебного процесса, уровня подготовки обучающихся.

Парная работа обеспечивается за счет определенного алгоритма. Алгоритм дается для того, чтобы правильно организовать коммуникацию в парах, взаимообучение, проверку, обсуждение, понимание. В паре можно совместно изучать, то, что никто еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающихся. Предмет совместного изучения –это тексты. Предлагаю памятки, составленные по работе с текстом. Памятки у учащихся на отдельных карточках.

Памятка по изучению текста в паре в 3-4 классе
  1. Прочитайте название текста.

  2. Запишите название в тетрадь.

  3. Прочитайте самостоятельно первый абзац, подчеркните незнакомые слова.

  4. Попытайтесь объяснить значение этих слов. По необходимости используйте словарь.

  5. Перечитайте самостоятельно еще раз абзац и выделите главную мысль.

  6. Задайте друг другу вопросы по абзацу.

  7. Прочитайте название текста.

  8. Запишите название в тетрадь.

  9. Обсуди с напарником суть абзаца и оформите её в виде заголовка. Запиши в тетрадь.

  10. Проработайте все абзацы по пунктам 3-7.

  11. Ответьте на вопросы к тесту.

  12. Воспроизведите текст по составленному плану.

Задание памятки направлено на формирование микроумений: читать с пониманием бегло про себя и осознанно, выделять непонятные слова, ключевые слова, формулировать вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы напарника, направленные на обсуждения текста, выделять главную мысль, выполнять краткий пересказ прочитанного.

Памятка по работе с текстом в паре

1. Прочитайте текст.

2. Озаглавьте каждую часть.

3. Подготовьте пересказ текста по составленному плану.

4. Распределите роли рассказчика и слушателя: рассказчик выполняет пересказ текста, слушатель даёт оценку пересказа (излагает текст подробно, последовательность событий не нарушает, не допускает фактических ошибок).

5. Поочерёдно перескажите текст друг другу, оцените друг друга.

Памятка по совместному изучению абзаца в парах

1. Прочитайте абзац текста с пониманием 5 раз.

2. Найдите ключевые слова.

3. Найдите зависимость ключевых слов друг от друга.

4. Объясните значение этих слов.

5. Определите главную мысль абзаца.

6. Разберите смысл каждого предложения.

7. Озаглавьте абзац.

8. Придумайте к тексту вопросы.

Каждый абзац подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет качественно изучить материал. В ходе работы содержание каждого пункта неоднократно восстанавливается и пересказывается. Это развивает навыки и умения изложения своих мыслей. Памятки могут быть разными по содержанию в зависимости от темы урока.

Следующий вид работы в паре. Это тренировка или взаимотренаж.

В своей работе я часто использую взаимотренаж, как на уроках русского языка, так и математики. Цель взаимотренажа: инициировать учебные действия напарника, указывая на ответ, верного ответ или нет. Для взаимотренажа необходим дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Техника очень проста, и дети легко ее осваивают. Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй отвечает. Первый ученик сверяет по своей карточке ответ. Если ответ правильный, то задает второй вопрос. Если неправильный, то предлагает напарнику еще раз подумать. Если напарник ошибается несколько раз, то первый сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются. Затем меняются ролями. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Работа ведётся на двух карточках, карточка тренера содержит правильный ответ на задания. Сначала большое внимание уделяла отработке алгоритма работы в паре. С этой целью использовала карточки с подробной инструкцией выполнения действий по заданию, проговаривания этапов работы. Сейчас необходимость в подробной инструкции отпала, но необходимо следить, чтобы по ходу работы дети не пропускали этапы работы.

Памятка работы в паре по взаимотренажу.

1.Продиктуй первое задание своей карточки своему напарнику, не говоря ответа. Проверь ответ своего напарника по своей карточке.

2.Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, скажи ему правильный ответ.

3.Поменяйтесь с напарником ролями. Ответьте поочередно на задания из карточки напарника.

Закрепляя полученные действия, важно получить сформированные, осознанные умения, проверяя вид работы в паре. Проверка может быть взаимной или односторонней. При проверке есть проверяющий и проверяемый. Работа в паре оценивается с целью обнаружения и исправления ошибок. В ходе проверки ученик может часто сам обнаруживать свои ошибки. А главное проверка осуществляется «сейчас» и ошибки исправляются на уроке.

Предлагаю фрагменты дидактического материала для работы по методике взаимотренажа. «Словарный диктант для соседа»

.Задание:продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке.

к..рова (о)

р..бята (е)

в..р..бей (о)

с..п..ги (а,о)

.Задание:продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке

м..лина (а)

вдру..(г)

ябл..ко (о)

п..м..дор (о,и)

Слова могут быть распределены на карточках следующим образом, когда каждое слово встречается в двух разных карточках. Это делается специально, при этом первый ученик прослеживает и исправляет ошибки. Затем напарники меняются. Например: взаимотренаж можно использовать для закрепления пройденного материала: упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, повторять словарные слова, находить орфограммы, повторять правила. . Задание: продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке.

К..л..метр (и,о)

К..л..гра… (и,о,мм)

Д..ревня (е)

. Задание: продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке

М..тро (е)

Р..бота (а)

К..л..метр (и,о)

. Задание: от данных имен прилагательных образовать глаголы.

Тёмный (темнеть)

Жёлтый (желтеть)

Взрослый (взрослеть)

2в Задание: от данных имен прилагательных образовать глаголы.

Пестрый (пестреть)

Мрачный (мрачнеть)

Худой (худеть)

. Задание: вставить «ъ» или «ь». Проверь ответ по своей карточке.

Крыл..я (ь)

Об..явление (ъ)

От..ехал (ъ)

2в. Задание: вставить «ъ» или «ь». Проверь ответ по своей карточке.

В..юга (ь)

Счаст..е (ь)

Под..ехал (ъ)

На уроках математики при организации устного счета я использую такие виды заданий, как взаимопроверка правила (устный опрос). На уроках математики при организации устного счета использую карточки по взаимопроверке. Буквами обозначается раздел для упражнений разных типов, а цифрами — порядковый номер.

А1

26+43= (69)

24+38= (72)

61-39= (22)

А2.

64+12= (76)

54+39=(93)

63-35=(28)

В1.

60:12 =(5)

18:9 =(2)

48:12= (4)

В2.

90:15= (6)

81:9= (9)

84:12=(7)

С1.

3Х5=(15)

12:4= (3)

9Х5=(40)

С2.

9х8=(72)

35:7= (5)

6х8= (48)

Взаимотренаж часто использую как «пятиминутки» в начале урока..

Обязательным условием после каждого вида работы в паре должна быть проверка.

Проверка позволяет сформировать осознанные умения Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Часто проверку используют только с целью оценивания, но она необходима для обнаружения и исправления ошибок.

Но невозможно ожидать от всех детей хорошей работы сразу. Организация работы обеспечивается за счет постепенного усвоения устных норм и правил работы в парах, в сводной группе и в классе. Качество занятий мы напрямую связываем с индивидуальными способами и техниками понимания, коммуникации, мышления детей. Их не заложишь в алгоритмы. Ими учитель должен заниматься постоянно, из урока в урок, занимая позицию исследователя, методиста. Основным критерием хорошей работы учителя здесь является успешность ребёнка как в парной работе, так и в освоении учебного материала. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же повышается творческий потенциал.

Список литературы:

1.В.К.Дьяченко Коллективный способ обучения//Москва «Народное образование» -2004год.

2.О.В.Запятая Формирование и мониторинг общих умений коммуникации

учащихся//Красноярск. -2007год.

3.И.Г.Савельева Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. 207 с

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ — М., Просвещение, 2012 год. 31 с.

infourok.ru

Памятка «Правила работы в парах. Взаимопроверка»

Правила работы в парах.

Взаимопроверка.

1. Слушай ответ партнера внимательно.

2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

3. Уважай чужие ошибки; вежливо поправляй ошибки.

4. Если вы оба затрудняетесь в выборе правильного ответа, обратитесь за помощью к учителю.

5. Внеси своевременно отметку о выполнении задания в лист ответов.

6. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

7. Результатом работы пары является оценивание ответов друг друга, но также – ваше эффективное взаимодействие.

8. Поблагодари партнера за работу.

Снявши голову, по волосам не плачут

Не зная броду, не суйся в воду.

Пирога ждать, не евши спать.

Спотыкаясь, не всегда брани дорогу

Не замочив рук, не умоешься

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 1. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

  1. Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

Задание 2. Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *