Поль пуаре википедия – Пуаре, Поль | Энциклопедия моды

Автор: | 01.11.2020

Содержание

Пуаре, Поль | Энциклопедия моды

Поль Пуаре (Paul Poiret, 1879, Париж – 1944, Прованс) – французский модельер, значительно повлиявший на моду первого и второго десятилетий ХХ века. Главным направлением для него был этнический стиль, особенно восточные и греческие мотивы. Творчеству Поля Пуаре были характерны яркие краски, роскошные ткани, персидская вышивка, пестрый батик. Он ввел в моду тунику, пеплос, японское кимоно, восточные тюрбаны с мехом и парчой.

«Моде необходим тиран»

Поль Пуаре

Биография и карьера

Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в Париже. Его родители были торговцами тканями в обширном квартале крытых рынков, который по сей день остается центром французской текстильной промышленности. Поль рано обнаружил свое призвание. Его мать и три сестры поддерживали его, но отец настоял, чтобы мальчик закончил школу, а после устроил его рассыльным к знаменитому мастеру по изготовлению зонтиков.

«Возможно, в то время я забывал помыть шею, но белые воротнички я менял ежедневно!»

Поль Пуаре

Поль всегда был убежден, что нет ничего важнее, чем внешний вид. Через некоторое время он ушел от своего начальника, взяв с собой лишь отрезы шелка. По вечерам он создавал из них экстравагантные наряды для 40-сантиметровой куклы, подаренной сестрами. Девочки восхищались им и его талантами. Именно этих чувств он требовал от женщин на протяжении всей жизни.

Сестры Пуаре сделали карьеру в той же сфере: Николь Пуаре-Грульт также была модельером, а Мод Пансон – шляпницей.

  • Эпоха начала творчества Поля Пуаре

Начало ХХ века не принесло значительных изменений в силуэте женского костюма. Главным событием того времени стало начало эры кутюрье. На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения. Первым кутюрье стал англичанин Чарльз Фредерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем. При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. Так появился турнюр, который вскоре, как и кринолин, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему были вынуждены придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет. Они носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки. Шляпы того периода имели такой вес, что женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик, перчатки. Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами. Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи. Но уже близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.

  • Начало карьеры кутюрье

Единственной заботой Поля Пуаре была его слава, а мерилом всех вещей был его собственный вкус. Вкус и талант художника помогли ему занять место ассистента у кутюрье Жака Дусе. Поль Пуаре перенял у него не только портновское мастерство и изящные манеры, но и важное для саморекламы обхождение со звездами театра, с которым впоследствии он был связан на протяжении всего периода своей славы, создавая роскошные костюмы.

После прохождения военной службы, в 1901 году Пуаре устроился в ведущий Дом моды того времени – к Чарльзу Фредерику Ворту. Но сыновья первого кутюрье, которые к тому времени унаследовали дело, не ценили в полной мере таланты модельера и не давали работать активно. Для дома Ворта Пуаре создал костюмы-тайеры, дневные платья и манто, которыми и прославился.

В 1903 году Поль Пуаре открыл собственный Модный салон. В этом ему помогла его мать, которая дала сыну 50 тысяч франков для этой цели. Популярная актриса Режан, оставляет Дусе, бывшего босса Пуаре, и становится его первой клиенткой. Она притянула и других звездных клиентов.

В 1903 году Пуаре представил свой первый наряд прямого покроя – «пальто Конфуция».

  • Расцвет славы

Три года спустя, к 1905-му, Поль Пуаре сам стал звездой: его узнавали на улицах, на его праздники съезжалась парижская элита. Кутюрье собрал вокруг себя самых талантливых иллюстраторов, художников и дизайнеров того времени: Поля Ириба, Жоржа Лепапа, Эрте, Мариано Фортени, Вламинка, Андре Дерена, Рауля Дюфи. Пуаре ощущал себя таким же, как они — в своих мемуарах «Я одевал свою эпоху» в 1930 году он писал: «Разве я глуп, когда утверждаю, что я художник?».

Поль Пуаре заявлял, что он объявил войну корсетам. Это утверждение верно, но мотивы его, в отличие от мотивов Габриэль Шанель, были чисто эстетическими. Он находил смешным деление женской фигуры на две части. Вдохновляясь стилем модерн и идеями XVIII столетия, Пуаре в 1906 году создал простое узкое платье, юбка которого начиналась от груди и ниспадала до пола. Он создал силуэт La Vague, повторяющий изгибы женского тела мягко, подобно волне.

Женщина Пуаре по сравнению с затянутыми в корсет красавицами Прекрасной эпохи выглядела юной и подвижной. Под ее легкими платьями очевидно скрывалась хорошая фигура – вместо хорошего корсета. Постоянной моделью и музой кутюрье была его жена Дениза Пуаре – обладательница пропорциональной стройной фигуры.

«Как здорово – найти мужчину, который еще и является вашим супругом, и который одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны».

Дениза Пуаре

Поль Пуаре женился на Денизе Буле, которую знал с самого детства, в 1905 году. Она стала матерью пятерых его детей, оставаясь при этом одной из самых элегантных женщин Парижа. В своих мемуарах кутюрье писал: «Она была простушкой, но… я видел скрытую в ней красоту». Дениза отлично подчеркивала все достоинства его свободных платьев. В 1913 году в журнале Vogue он описывал ее как «стройную, юную брюнетку, не стянутую корсетом, без косметики и пудры». Пуаре был хорошим семьянином и очень любил своих детей. Он так и не смог оправиться после смерти дочери Розины и сына Гаспара.

Поль Пуаре, чье имя к тому времени уже стало торговой маркой, давал обещание, что каждая дама, «которая интуитивно чувствует себя рабыней своего вышедшего из моды платья… сегодня ликующе воскликнет… укрыв и одновременно обнажив свою красоту в оригинальных и прелестных одеяниях, которые преподносит ей Пуаре».

Кутюрье заменил корсет гибким бюстгальтером и легким поясом для чулок, а пастельные тона и гирлянды из цветов – сочными красками и четкими узорами. Пуаре отвергал также черные чулки и дарил женщинам иллюзию обнаженных ног, одевая их в шелк телесного цвета. Кроме того, он сделал обязательные в те годы зонтики более легкими, придал им более воздушные очертания.

Пуаре первым использовал каталог, чтобы познакомить публику со своими моделями. В 1908 году он выпустил сборник «Платья от Поля Пуаре» с иллюстрациями Поля Ириба, а в 1911-ом – «Вещи от Поля Пуаре» с рисунками Жоржа Лепапа.

Мода от Пуаре, которая начиналась так просто и гениально, позднее стала переходить границы. Пуаре сдвигал линию талии, а с ней и линию груди, все выше и выше, делал декольте все глубже, а юбки – все уже. В 1910 году он представил «хромую юбку», которая была настолько заужена книзу, что женщина могла передвигаться только крошечными шажками, как гейша. Кутюрье находил это забавным: «Я освобождаю их тело, однако сковываю их ноги». Но на этот раз он ошибся: женщины не последовали за ним и «хромые юбки» не имели успеха. Это не слишком заботило дизайнера: к тому времени Поль Пуаре считал себя султаном, облачающим свой гарем в роскошные восточные одеяния. Он создавал кафтаны и кимоно, шаровары и туники, вуали и тюрбаны. Эти наряды женщины принимали с восторгом. Они радовались богатой роскоши: великолепной яркой вышивке, кружеву с вкраплениями золотых и серебряных нитей, блестящей парче, кайме, отделанной бахромой, жемчугу и дорогим перьям. Причиной такой популярности нарядов Пуаре стало и то, что Востоком все были увлечены еще с тех пор, как в Париже с сенсационным успехом прошли первые гастроли «Русского балета». Барочные постановки Дягилева «Шахерезада» и «Синий Бог» оказали влияние на искусство, моду и даже на сам стиль жизни.

Пуаре с гордостью утверждал, что открыл для себя магию Востока еще задолго до гастролей Дягилева — в 1897 году на традиционной выставке ковров Торгового дома Бон Марше. Но его восточное великолепие было доведено до совершенства лишь после того, как «Русский балет» подготовил для этого почву.

В 1911 году Поль Пуаре устроил у себя один из самых грандиозных костюмированных праздников – «1002-ю ночь». Сам кутюрье играл на нем роль восточного султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Граница между платьем и маскарадным костюмом стала расплывчатой.

Пуаре пытался представить жизнь как один сплошной праздник. Вместе с группой манекенщиц он путешествовал по всему миру: Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Москва, Нью-Йорк. Отовсюду он возвращался с новыми идеями. В Москве он познакомился с модельером Надеждой Петровной Ламановой. Кутюрье остался в восторге от традиционной русской одежды и привез в Париж множество кокошников, косовороток, шалей, платков и сарафанов. Цветы и орнаменты этих изделий вдохновили его на создание первой в мире коллекции на русскую тему – «Казань». По образцу Венских мастерских он основал школу прикладного искусства, где создавались мебель, ткани и предметы декоративного искусства. Пуаре также организовал собственное производство духов.

Созданная Полем Пуаре в 1911 году юбка-брюки вызвала целый скандал. Папа Пий Х за это изобретение передал кутюрье анафеме. В том же году Пуаре основал мастерские, где эскизы художника Рауля Дюфи переносились на тончайший шелк. Во время путешествий дизайнер видел множество копий собственных моделей. Он решил основать Синдикат Высокой моды, чтобы защитить свои оригинальные творения.

В 1913 году Пуаре создал ансамбль из джерси прямого покроя с укороченной юбкой, чем предвосхитил моду 20-х и 30-х годов.

Поль Пуаре стал первым модельером XX века, придающим эстетический оттенок всему, что его окружало. Лишь восемь десятилетий спустя дизайнеры вернулись к этой концепции. В 90-е годы Ральф Лорен, Донна Каран, Кельвин Кляйн и другие представили коллекции предметов для дома, включающие все, вплоть до ароматических свечей. Но эта идея еще в начале века была использована Пуаре на его восточных балах.

  • Угасание популярности Поля Пуаре

Во время Первой мировой войны Поля Пуаре призвали на военную службу. Вернувшись через четыре года с фронта, он увидел, что жизнь вокруг сильно изменилась. О женщинах того времени он говорил, что «они — как ульи без пчел». От своей новой конкурентки Коко Шанель кутюрье отмахивался, называя ее «изобретательницей роскошной бедности».

Поль Пуаре отказывался принять собственное поражение. Он, который освобождал женщин, никак не мог понять, что война сделала для их самостоятельности больше, чем когда-то мода. Он все еще полагал, что женщины только и ждут, чтобы он удивил их своими творениями: «Сначала они поворчат, потом прислушаются, и, наконец, зааплодируют».

Пуаре надеялся вернуть свою прежнюю клиентуру с помощью нескольких великолепных праздников, которые он так мастерски умел устраивать. Чем яснее он видел крушение своих надежд, тем пышнее становились его приемы: шампанское, устрицы, жемчужные колье, выступления великих артистов – Айседоры Дункан, Пьера Брассёра, Иветты Жильбер. Все расходы оплачивал сам Пуаре. Спустя шесть месяцев он оказался в долгах на полмиллиона франков.

Кутюрье нашел инвесторов, которые получали выгоду от Пуаре, но в то же время хотели подчинить его законам рынка. Дизайнер ждал первой возможности снова стать королем модельеров. Ему удалось блеснуть еще однажды — в 1925 году на выставке декоративного искусства. Он отправил курсировать по Сене три корабля: в одном из них размещался роскошный ресторан, другой служил салоном моделей, а в третьем располагался бутик с парфюмерией, аксессуарами и мебелью. Оформление было грандиозным, но и расходы тоже. Его инвесторы отказались возместить их. Пуаре стал банкротом, но при этом продолжал жить на широкую ногу.

От кутюрье ушла его жена. В 1927 году Пуаре закрыл свой Дом мод в Париже и переехал в Канны, где продолжил создавать более скромные коллекции. В 1933 году он выпустил весенне-летнюю коллекцию для Парижского универмага Printemps. Окончательно он закрыл Модные дома в Париже и в Каннах в 1934 году. Совершенно разоренный, Поль Пуаре принялся за живопись: он писал пейзажи маслом. Продажу своих работ он чередовал с торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного берега.

В 1930-е годы Поль Пуаре написал три знаменитые книги – «Одевая эпоху», «Мода и Финансы» и «Возвращайтесь!». Его приглашали читать лекции в Сорбонну, театры изредка заказывали у него сценические костюмы.

С началом Второй Мировой войны Поль Пуаре перебрался в Париж, где записался на биржу труда. В анкете, в графе о предыдущем месте работы он записал «Поль Пуаре», юный клерк отказался принимать эту неполную информацию, и согласно легенде кутюрье сказал: «Мне жалко народ, который не помнит своих героев!».

Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 апреля 1944 года в полном забвении.

  • Возрождение интереса к творчеству Пуаре

Уже с конца 1950-х годов началось возрождение интереса публики к творчеству Поля Пуаре. Этот интерес был спровоцирован Денизой Пуаре, устроившей первую ретроспективную выставку его творений. Музеи моды по всему миру стали каталогизировать свои модели с грифом Paul Poiret. В эпоху хиппи, в конце 1960-х годов, в Нью-Йорке возникла мода на винтажные вещи от Пуаре. Выставки творчества кутюрье стали собирать толпы почитателей его таланта. Цены на его модели начали стремительно расти вверх, коллекционеры раскупали флаконы духов «Розин», подушки и коврики от «Мартин». Приверженцем стиля Поля Пуаре в 1990-е годы стал дизайнер Джон Гальяно. Его модели из коллекции Christian Dior 1998 года явно воспроизводили стиль великого кутюрье начала века.

wiki.wildberries.ru

Пуаре, Поль — Википедия. Что такое Пуаре, Поль

Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер, влиятельнейшая фигура в мире моды первой четверти XX века. Его заслуги перед модой XX века приравнивается к вкладу Пикассо в искусство XX века[1][2].

Биография

Поль Пуаре родился в Париже, Франция в 1879 в семье торговца тканями. Работать начал подмастерьем в ателье, где изготавливались зонты. Из остатков тканей для зонтов шил платья для кукол[3].

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта. В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo». Салон Поля Пуаре был оформлен в восточном стиле с элементами древнегреческого искусства, поскольку модельер в те годы очень интересовался Японией, Китаем и Древней Элладой, что нашло отражение в его моделях новых женских костюмов.

В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде: предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос, а также ввёл моду на кимоно в Европе.

Модели Поля Пуаре, 1908

Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета[4].

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки»[en][5] — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой[6].

Поль Пуаре — первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine)[7]. Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу[3].

Два платья Пуаре, Париж 1920 (Пелопоннеский музей фольклора, Нафплион).

Ксения Куприна, дочь писателя А. И. Куприна, которая работала манекенщицей Доме моды Пуаре в своих воспоминаниях «Мой отец — Куприн» писала[8]:

Сам хозяин вел себя, как царёк в своём государстве. Волосы и борода у него были нарочито обстрижены на полсантиметра. Этого полного эксцентричного человека знали всюду, журналисты постоянно помещали на него карикатуры. Пуаре часто устраивал для рекламы блестящие приемы. Хозяин заставлял манекенщиц выстроиться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую девушку, потом вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют.

Широкую известность и многочисленные подражания получил устроенный им костюмированный бал «1002 ночи, или Торжество по персидски», данный в его парижском особняке 24 июня 1911 года используя свою коллекцию по восточным мотивам. Празднество это, являвшееся своеобразным оммажем русскому балету, было навеяно балетом «Шахерезада» поставленого в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Все собравшиеся на этом маскараде были наряжены в восточном стиле (персидскими послами, оттоманскими евнухами, индийскими баядерками, аравийскими одалисками и т. д.). Сам Пуаре предстал в образе восточного султана, его супруга Дениз Буле — его гаремной жены[9]. Большую часть костюмов для бала Поль Пуаре подготовил сам и он обошёлся ему в крупную сумму.

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрывает свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано. В 1933 году выпускает весеннюю коллекцию для крупного парижского универмага «Printemps» и окончательно закрывает свои Дома в Париже и Каннах в 1934 году. В 1930-е годы, с целью поправить материальное положение выпустил книги: «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!».

Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 (?!) апреля 1944 года практически в полной неизвестности.

«Вилла Поль Пуаре», (1921—1923, завершена в 1932 году) в Мези-сюр-Сен. Архитектор Р. Малле-Стивенс

См. также

Примечания

  1. ↑ Bowles, Hamish. «Fashioning the Century.» Vogue (May 2007): 236–250
  2. Josh Patner. The Way We Move (англ.) // Slate. — 2007-05-18. — ISSN 1091-2339.
  3. 1 2 Марк Тангейт, 2014, с. 25.
  4. Иванова И. Стиль на Миллион от Шанель до Путина. Секреты от Правильного Гардероба. — Litres, 2018-03-13. — 97 с. — ISBN 9785457749474.
  5. Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. Стиль в костюме XX века. — МГТУ им. Косыгина, 2003. — 160 с.
  6. Ермилова Д. История домов моды 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. — Litres, 2018-04-13. — 444 с. — ISBN 9785041101527.
  7. ↑ Поль Пуаре: первая жертва моды — Газета Я (рус.), Газета Я (28 сентября 2011). Проверено 24 апреля 2018.
  8. Куприн К. А. Куприн — мой отец. www.rulit.me. Проверено 24 апреля 2018.
  9. Скляренко В. М, Вологжина Н. И, Исаенко О, Колозинская И. А. 100 знаменитых мира моды. — Directmedia, 2013-12-30. — 509 с. — ISBN 9789660333109.

Литература

  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 310 с. — ISBN 978-5-9614-4618-0.
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986. — С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. — Taunton Press, 2001. — С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября. [1]

wiki.sc

Пуаре Поль

Поль Пуаре (Paul Poiret 1879 – 1944 г.г.) был одним из ведущих французских модельеров в течение первых двух десятилетий 20-го века. Пуаре считают реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов.

Поль Пуаре родился в Париже, его родители торговали тканями в бедном парижском квартале Ле-Аль (Les Halles), получившем, благодаря писателю Эмилю Золя (Émile Zola), название «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris). По настоянию родителей юный Поль начал работать в мастерской по изготовлению зонтиков. Из цветных лоскутков, в избытке остающихся от производства зонтов, будущий кутюрье мастерил свои первые наряды, примеряя их на куклу, принадлежащую одной из его сестёр. Пуаре начал делать эскизы одежды, будучи совсем молодым человеком. Однажды он решил показать свои работы Луизе Шеруи (Louise Chéruit – часто её называют Мадлен Шеруи (Madeleine Chéruit), но многие исследователи моды считают это ошибкой), основательнице парижского модного дома Chéruit, очень популярного в конце XIX начале XX в.в. Мадам Шеруи оценила идеи будущего мастера моды и купила для своего дома двенадцать эскизов. Пуаре продолжил продавать свои разработки именитым французским дизайнерам, пока в 1896 году не был принят на работу в знаменитый модный дом Жака Дусе (Jacques Doucet), а затем в модный дом Ворта (Charles Worth), где в основном он занимался разработкой верхней одежды. Консервативные клиентки Чарльза Ворта не всегда понимали новаторские для того времени идеи молодого модельера.

В 1903 году Поль Пуаре открывает собственный салон на рю Обер (Rue Auber). Его успех, благодаря хорошо выбранным сотрудникам и связям со старыми клиентками из домов Дусе и Ворта, был очень стремительным.

В 1905 году Пуаре женился на Денизе Буле (Denise Boulet), ставшей на долгие годы его помощницей и музой. Творческий тандем супругов Пуаре постоянно привлекал внимание публики. Каждый выход Денизы в парижские модные места освещался прессой и широко обсуждался. В этих выходах всегда была доля эпатажа, ставшего отличным дополнением к рекламе модного Дома. Новые идеи от Пуаре постоянно будоражили сознание модниц той эпохи. В начале XX века Пуаре стал самым знаменитым и успешным кутюрье мира. Его воспринимали не как поставщика модных нарядов, а как творца, как художника.

Поль Пуаре наряду с другими выдающимися модельерами того времени, такими как Люсиль (Lucile — Lady Duff Gordon) , Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) Коко Шанель (Coco Chanel) и пр. стал настоящим реформатором одежды, освободившим женщин от корсета утягивающего талию. Линия талии в одежде была перенесена под грудь, тело становилось свободным, ноги удлинялись, силуэт казался более стройным. Заставив женщин распрощаться с корсетом, который часто сравнивали с панцирем, Пуаре поставил перед ними серьезную задачу – следить за своей фигурой, худеть и не набирать вес.

В основу многих нарядов он положил античные модели со свободно струящимися тканями. Кутюрье предложил вспомнить, что такое туника и пеплос, ввёл в Европе моду на кимоно. В 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья. Пуаре является изобретателем так называемой «хромой юбки» (hobble skirt) — сильно зауженной ниже колен, позволяющей передвигаться исключительно семенящей походкой. Правда, это нововведение не обрело широкую популярность.

Модели Пуаре привлекали парижанок простотой форм и четкостью силуэтов. Модельер постоянно экспериментировал, меняя каноны моделирования, создавал новые пропорции и линии. Одежда становилась более удобной и практичной. Как художник, он уловил образ нового времени и сумел выразить свои идеи и чувства в одежде. Он стал диктатором моды, создающим не только фасоны платьев, но и стиль жизни.

Пуаре создавал особую индустрию роскоши, производящую в едином стиле одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. В 1911 году Поль Пуаре представил свою собственную линию духов. За духами последовали туалетная вода, одеколон, мыло, пудра, сценический грим.

Работа над созданием фирменного стиля привела Пуаре к мысле о выпуске собственных «эксклюзивных» тканей. Пуаре восхищался художниками-фовистами, их колористикой, поэтому предложил молодому фовисту Раулю Дюфи (Raoul Dufy) сотрудничество в создании новых текстильных рисунков.

Поль и Дениза Пуаре вошли в историю моды и как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно, каждый из которых имел свою тему. Одним из самым экзотичных и роскошных стало представление в июне 1911 года под названием «1002-ая ночь». Газеты писали: «одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». В костюмах для подобных праздников, сказывалось влияние «Русских сезонов» Сергея Дягилева, театрального и художественного деятеля, выдающегося балетного импресарио 20 века, прославившего русское искусство за рубежом. Поль Пуаре не пропускал ни одной премьеры Дягилевских балетов. Из-за влияния «Русских сезонов» в творчестве Пуаре были очень популярны восточные мотивы, а следовательно они стали популярны и в мировой моде того времени.

Осенью 1911 года Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Москву и Петербург. В Москве он общался с выдающийся создательницей русской моды – Надеждой Петровной Ламановой. Ламанова показывала французскому кутюрье столицу — Кремль, блошиный рынок на Сухаревке, «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III — Музей П. И. Щукина», где Пуаре смог увидеть уникальную коллекцию русской старины коллекционера и мецената Пётра Ивановича Щукина. Пуаре был в восторге от русских костюмов, изрядное количество которых привез в Париж. Вдохновленный Россией он начал создавать собственную коллекцию платьев на русскую тему. Европейская мода на русский стиль в одежде появилась благодаря Полю Пуаре.

В 1913 году Пуаре принимает к себе в модный дом первого русского – Романа Тыртова, петербуржца, потомка старинного дворянского рода, широко прославившегося в Европе и Америке в 1920-е годы под псевдонимом Эрте (Erté), ставшего одним из ведущих художников стиля ар-деко . Эрте нарисовал для Пуаре знаменитую юбку-абажур. К сожалению, впоследствии, когда Эрте ушел из дома Пуаре, решив работать самостоятельно, у двух незаурядных художников возникли разногласия, за которыми даже последовало судебное разбирательство, связанное с обвинением в нарушении авторских прав.

Пуаре был очень любим в предреволюционной России. В журнале «Столица и Усадьба» так описывали модницу первого десятилетия XX века: «Покачиваясь на восьмисантиметровых каблуках сторублевых ботинок, в самом простеньком туалете фасона chemise, чуть-чуть вышитом старым серебром (модель Пуаре), гладко причесанная, она похожа на подростка, такая невинная, трогательно простая, когда говорит поклонникам: «Видите, я тоже борюсь с роскошью, это, право, совсем не трудно».

О невероятной популярности стиля Поля Пуаре в мире свидетельствует также и роман известного французского писателя Ромена Гари (Romain Gary, настоящее имя Роман Кацев) «Обещание на рассвете» («La promesse de l’aube»). В нем французский автор описывает свои детские годы в городе Вильно, находившегося тогда на территории Российской империи. В Вильно мать автора, бывшая актриса была вынуждена открыть псевдо-магазин Поля Пуаре. Там, без всякого разрешения, она продавал копии его моделей. Бизнес процветал, пока некоторые клиентки не начали сомневаться в подлинности платьев от Пуаре. Они потребовали подтверждения. Тогда находчивая предпринимательница решила устроить им встречу с метром моды и уговорила соседа, французского кондитера, предстать перед своими клиентками в виде Поля Пуаре, что на время спасло репутацию её заведения.

Поль Пуаре принимал к себе на работу в качестве манекенщиц беженок из России, спасающихся от революции. Ксения (Киса) Куприна, дочь знаменитого писателя Александра Куприна в своих воспоминаниях писала о работе в доме Пуаре: «Он заставлял манекенщиц выстраиваться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую. Потом, остановившись возле одной из них, вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют». И еще: «Новые модели создавались каждые шесть месяцев. Приходилось часами стоять на помосте, и модельеры драпировали на нас ткани, кружева, ленты, кроили, закалывали как на деревянных манекенах. Часто от усталости девушки падали в обморок».

Пуаре создал детскую школу искусств «Мартина», назвав её именем одной из своих дочерей. В неё он отбирал в муниципальных школах парижских предместий художественно одаренных девочек 12–13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре (Saint-Honoré) стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре брал девочек на пансион и даже платил им небольшую сумму денег. Для того чтобы стимулировать фантазию детей он водил учениц в парки, музеи, и, прежде всего, в Лувр и Версаль. Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создал на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию. Как и школа, студия называлась «Мартина». Пуаре рассылал рисунки подопечных на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства, а также в город Севр, где по ним выполнялись росписи по фарфору. В 1912 году он добился участия учениц в выставке парижского Осеннего Салона. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладного искусства Франции.

Во время Первой Мировой войны Пуаре, движимый чувством долга, ушел в армию. Там он изучил армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внёс предложения по усовершенствованию ее кроя, значительно сокращающему расход ткани и время пошива. Благодаря проявленной энергии ему удалось довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны положение Поля Пуаре пошатнулось, его модели стали слишком вычурными для этого времени. Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к упрощению и демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда шли в ногу с деловым расчетом. Многие идеи мастера были очень невыгодными в финансовом отношении. В результате у Пуаре накопился огромный долг.

В 1920-е годы изменения в дамской одежде в связи с женской эмансипацией и новым стилем жизни окончательно привели в упадок модный мир Пуаре. На авансцену в мире моды стали выходить новые имена.

Главным антагонистом Пуаре становится легенда XX века — Коко Шанель. Свидетельством обоюдной неприязни Шанель и Пуаре является известная встреча двух величин в фойе Гранд Опера. Поль Пуаре, увидав Шанель, обратился к ней с вопросом: «Мадемуазель Шанель, Вы вечно в черных платьях. Это что, траур?» На что Шанель ответила: «Да, по Вам!».

Финансовый упадок Пуаре обострился с 1924 года. В 1925 году, во время международной выставки Ар Деко он отказался выставлять свои модели рядом с другими парижскими кутюрье в общем павильоне, посвященном моде. Для того чтобы подчеркнуть свою значимость, Пуаре на собственные деньги поставил на реке Сене три баржи, в которых устроил экспозиции своих домов – парфюмерного «Розин», мебельного «Мартин» и модного Поль Пуаре. Но продажа билетов на баржи не окупил огромных затрат.

Вскоре Пуаре пришлось начать продавать акции дома мод, что в последствии и привело его к полному банкротству. Кутюрье расстался со своим особняком в Париже, распродал коллекцию уникальных произведений искусства. Затем последовал довольно болезненный развод с женой Денизой. В 1927 году (по другим сведениям в 1929 г.) Пуаре, закрыв свой знаменитый парижский дом моды, уехал в Канны, где попытался продолжить работу, создавая более скромные коллекции. В 1933 году Пуаре выпустил весенне-летнюю коллекцию для крупного Парижского универмага Printemps. Но, тем не менее, в 1934 году вынужден был окончательно свернуть свой бизнес.

Разоренный Пуаре попробовал зарабатывать на жизнь живописью, затем занялся торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного берега. Но вернуть финансовое благополучие не получалось. Несмотря на сложнейший жизненный период в 1930-е годы Пуаре написал три знаменитые книги – «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!», которые на время позволили кутюрье немного поправить бедственное положение. Изредка Поля Пуаре приглашали читать лекции в Сорбонну и делать сценические костюмы для театров.

Одно время в синдикате высокой моды (Chambre syndicale de la haute couture parisienne) обсуждался вопрос о предоставлении ежемесячного пособия Полю Пуаре. Особенно бедствующему кутюрье старалась помочь модельер Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Идея помощи была отвергнута Жаном Филиппом Вортом (Jean-Philippe Worth), сыном легендарного Чарльза Ворта (Charles Worth), возглавляющего в то время синдикат.

Поль Пуаре ушел из жизни в 1944 году, разоренный и, практически, всеми забытый. Похоронен легендарный реформатор моды на деньги Эльзы Скиапарелли.

www.casual-info.ru

Модельер Поль Пуаре: биография и фото

Гениальный, удивительный человек Поль Пуаре по праву заслужил звание императора парижской моды. Он по своему не совсем скромному признанию (что простительно великим талантам) «одевал эпоху», самых красивых и знатных женщин тех времен. Среди его клиентов — вся европейская, в том числе и русская аристократия, а также творческие личности. А его современниками были Коко Шанель, Жак Дусе, Чарльз Уорт, Н. П. Ламанова и т. д.

Поль Пуаре, биография: ранние годы

Будущий великий кутюрье родился в Париже в семье торговца текстильными товарами. О том, каким было его детство, сказать трудно, ведь достоверных данных нет. В своей биографической книге П. Пуаре в большей степени уделяет внимание платьям, эскизам и шляпкам, которые уже в то время занимали его ум и фантазию. С юных лет он кроил и шил самостоятельно для своих сестер. Уже тогда талант мальчика пробивался наружу и требовал признания.

Поль Пуаре вырос вместе с тремя сестрами, причем одна (Николь Грульт) впоследствии занималась созданием платьев и даже имела свой Дом моды в Париже. Вторая тоже обрела славу, правда, уже выдающейся шляпницы. Несмотря на явное увлечение сына модой и всем, что с ней связано, отец не желал принимать это всерьез, поэтому настоял, чтобы мальчик отучился в школе. После ее окончания он устроил его на работу рассыльным у знаменитого мастера по изготовлению зонтиков. Но вскоре Поль Пуаре (фото см. ниже) ушел из мастерской. Взяв отрезы шелковой ткани, он стал шить свои первые наряды для куклы, подаренной некогда сестрам.

Начало творческого пути

Свою карьеру будущий великий мастер начал с работы у известного французского модельера, коллекционера и мецената Жака Дусе, затем было ателье Чарльза Уорта, где он в основном занимался дизайном и пошивом верхней одежды (манто, накидки). А уже в 1903 году Поль Пуаре основал свой собственный Дом моды. Успех был поистине молниеносным и ошеломительным, в первую очередь благодаря уже приобретенным связям и популярности у знатных клиенток, аристократии.

Он активно пропагандировал возвращение к моде античных времен и ввел в обиход платья в виде туник и пеплос, а также предложил парижанкам новый, как сейчас сказали бы, тренд – кимоно.

Семейная жизнь

Поль Пуаре — модельер с эмоциональным характером, яркая и увлекающаяся натура. Без музы он существовать просто не мог. Ею стала Дениза Буле, на которой он женился в 1909 году. По признаниям самого мастера, именно она являлась воплощением всех идеалов. Очаровательная женщина из провинции удивила горожан, а в ярких, уникальных и изысканных нарядах, создаваемых специально для нее, раскрылась ее красота. Каждый их выход в свет превращался в событие, сенсацию. Пару обсуждали пресса и общество. Безусловно, присутствовало в их жизни стремление к эпатажу публики, доходящего порой до грани скандальности. Именно в этот временной промежуток Поль Пуаре (платья см. на фото) обретает славу самого именитого кутюрье мира, его сопоставляют с художником, творцом, а новинки льются, словно из рога изобилия.

Семейная пара прославилась и в качестве устроителей грандиознейших костюмированных вечеров, которые проводились ежегодно. Каждый праздник имел свою тему, но особенно прославился вечер «1002-я ночь», состоявшийся в 1911 году.

К сожалению, не все красивые истории имеют соответствующее продолжение и завершение. Супруги развелись в 1928 году, когда финансовое благосостояние Пуаре пошло на спад. В чем крылась истинная причина расставания спустя столько лет, сказать уже никто не может. Однако в одном из газетных интервью Дениза обвинила его в жестокости, а Пуаре, в свою очередь, назвал ее поведение оскорбительным.

Этнические мотивы в творчестве

В 1910 году после посещения балета «Шахерезада» в Париже Поль Пуаре был настолько впечатлен, что не смог пройти мимо очарования и загадочности Востока. Впервые в его коллекциях появились модели с этническими мотивами, а еще через год он даже организовал костюмированную тематическую вечеринку «Тысяча вторая ночь». Сам кутюрье предстал в образе влиятельного падишаха. После столь грандиозного события восточные мотивы в одежде надолго завладели светскими львицами. Шаровары и юбка-брюки, тюрбаны – все это превратилось из экзотики в наряд для вечернего выхода.

Русский стиль в работах кутюрье

Впервые с русскими талантами Пуаре столкнулся при посещении балета, которому рукоплескала вся Европа. Привлеченный самобытностью и колоритом, он решил поехать в турне по Восточной Европе, в том числе в Москву и Петербург. Именитый кутюрье пришел в полный восторг от русского народного костюма (пышных сарафанов, кичек, косовороток, кокошников, платков и шалей). Он даже привез некоторое количество одежды с собой в столицу моды. Сочные, живописные цветы и орнамент – все это Поль Пуаре (платья представлены на фото) использовал для создания первой в мире коллекции одежды с русскими мотивами. Называлась она «Казань».

Армяк от Поля Пуаре

В своем исконном варианте под данным элементом традиционно русского костюма понимается крестьянский кафтан с прямыми рукавами и спинкой, неотрезной в линии талии. Армяк Поля Пуаре – это стилизованный, впервые сшитый для жены Денизы костюм. Для него использовалась темная роскошная ткань, подчеркивающая самобытность и колорит русского стиля.

Бессмертное творение кутюрье

Гардероб современной женщины просто немыслим без элегантной и сексуальной юбки-карандаш. А между тем история ее создания уходит корнями в начало двадцатого века. Именно тогда был создан прототип – «хромая юбкаюбка» годе. Поль Пуаре назвал ее именно так в связи с тем, что узкий подол затруднял движение, и женщины вынуждены были семенить, перемещаясь маленькими шажочками. «Хромая юбка» легла в основу не только силуэта «карандаш», но и годе, знаменитого и популярного силуэта «русалка» для вечерних и свадебных нарядов.

Книги П. Пуаре

Наперекор судьбе и нелегким жизненным обстоятельствам в 1930-х годах кутюрье выпускает в свет три свои книги: «Мода и Финансы», «Одевая эпоху» и «Возвращайтесь!». Все они, по сути, представляют собой мемуары. Колоссальные труды, читать которые — одно удовольствие, целая череда знаменитых имен, ярких событий на фоне драматической истории двадцатого века.. Поль Пуаре был личностью незаурядной и многогранной, его приглашали в качестве лектора в Сорбонну, а театры иногда давали заказы на создание сценических костюмов.

Забвение великого модельера

С 20-х годов прошлого столетия тенденции капризной моды начали претерпевать изменения, сказались на этом и мировые политические потрясения, война. В истории все закономерно, и одни имена сменяются другими. Так случилось и с Полем Пуаре. Особенно часто среди его конкурентов упоминается не менее великая Коко Шанель. Модельер просто не мог адаптироваться к так быстро изменившемуся миру, в результате чего был вытеснен с модного олимпа. После 1925 года он оказался на пороге бедности и вынужден был продать свою мастерскую, коллекции картин и других предметов искусства. Умер он в полном забвении и бедности в 1944 году. И только спустя полтора десятка лет публика вновь вспомнила это имя — Поль Пуаре. Эскизы и сохранившиеся экземпляры авторской одежды были выставлены его бывшей женой. Время сделало еще один виток, и, пройдя страшную войну, люди захотели той забытой, яркой, необузданной красоты.

В 2005 году из личной коллекции жены и детей Пуаре было продано более шести сотен различных предметов гардероба. Некоторая часть лотов сопровождалась фотографиями из личного семейного архива. Чудом сохранившиеся вещи (не всегда в хорошем состоянии) разошлись по знаменитым мировым музеям моды.

Поль Пуаре — король моды двадцатого столетия, подаривший женщинам свободу в прямом и переносном смыслах. Он совершил революцию в дамском гардеробе, первым предложив отказаться от корсетов, длинных кос, и примерить на себя брюки. Яркая звезда талантливого мастера, к сожалению, блистала недолго, но имя его навсегда вписано в историю.

fb.ru

Пуаре, Поль Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пуаре.

Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер, влиятельнейшая фигура в мире моды первой четверти XX века. Его заслуги перед модой XX века приравниваются к вкладу Пикассо в искусство XX века[1][2].

Биография

Поль Пуаре родился в Париже, Франция в 1879 в семье торговца тканями. Работать начал подмастерьем в ателье, где изготавливались зонты. Из остатков тканей для зонтов шил платья для кукол[3].

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта. В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo». Салон Поля Пуаре был оформлен в восточном стиле с элементами древнегреческого искусства, поскольку модельер в те годы очень интересовался Японией, Китаем и Древней Элладой, что нашло отражение в его моделях новых женских костюмов.

В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде: предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос, а также ввёл моду на кимоно в Европе.

Модели Поля Пуаре, 1908

Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета[4].

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки»[en][5] — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой[6].

Поль Пуаре — первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine)[7]. Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу[3].

Два платья Пуаре, Париж 1920 (Пелопоннеский музей фольклора, Нафплион).

Ксения Куприна, дочь писателя А. И. Куприна, которая работала манекенщицей Дома моды Пуаре, в своих воспоминаниях «Мой отец — Куприн» писала[8]:

Сам хозяин вел себя, как царёк в своём государстве. Волосы и борода у него были нарочито обстрижены на полсантиметра. Этого полного эксцентричного человека знали всюду, журналисты постоянно помещали на него карикатуры. Пуаре часто устраивал для рекламы блестящие приемы. Хозяин заставлял манекенщиц выстроиться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую девушку, потом вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют.

Широкую известность и многочисленные подражания получил устроенный им костюмированный бал «1002 ночи, или Торжество по-персидски», данный в его парижском особняке 24 июня 1911 года. Оформление было сделано на основе коллекции Пуаре по восточным мотивам. Празднество это, являвшееся своеобразным оммажем русскому балету, было навеяно балетом «Шахерезада», поставленным в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Все собравшиеся на этом маскараде были наряжены в восточном стиле (персидскими послами, оттоманскими евнухами, индийскими баядерками, аравийскими одалисками и т. д.). Сам Пуаре предстал в образе восточного султана, его супруга Дениз Буле — его гаремной жены[9]. Большую часть костюмов для бала Поль Пуаре подготовил сам. Бал обошёлся ему в крупную сумму.

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрыл свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано. В 1933 году выпускает весеннюю коллекцию для крупного парижского универмага «Printemps». Окончательно закрывает свои Дома в Париже и Каннах в 1934 году. В 1930-е годы, с целью поправить материальное положение, выпустил книги: «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!».

Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 (?!) апреля 1944 года практически в полной неизвестности.

Эстетика и наследие

Основным вкладом Пуаре в моду (помимо избавления женщин от корсетов) была разработанная модельером техники пошива одежды, известная как драпировка. Пуаре, увлеченный стилистикой античных и ориентальных костюмов, предпочитал модели, скроенные по прямым линиям и выстроенные из прямоугольных деталей. Структурная простота его одежды представляла собой «ключевой момент в появлении модернизма» в целом и «эффективно установила парадигму современной моды, безвозвратно изменяя направление истории костюма»[10].

Дизайнерские работы Пуаре представлены в коллекциях музеев моды по всему миру и часто участвуют в выставках. Одной из таких выставок стала «Поль Пуаре и Николь Грульт, мастера моды в стиле ар-деко» (Paul Poiret et Nicole Groult, Maîtres de mode Art Déco ) в Палас Гальер в Париже в 1986 году.

В мае 2005 года модельер Аззедин Алайя представил гардероб супруги художника, Дениз Пуаре, в показе под названием «Свободное творчество» (La Création en Liberté), прежде чем коллекция была выставлена на аукцион.[11]

Нью-йоркский Метрополитен-музей приобрел множество лотов этих аукционных торгов, которые стали ядром первой американской выставки-ретроспективы 2007 года «Поль Пуаре: король моды»[12].

В 2011 году эта выставка экспонировалась в России, отмечая сотую годовщину визита Поля Пуаре в Москву и Санкт-Петербург.[13]

Духи Parfums de Rosine, созданные Пуаре, хранятся в нескольких музеях, включая Осмотеку в Версале.[14]

В 2013 году Международный музей парфюмерии в Грассе представил новаторские парфюмерные разработки Пуаре на выставке под названием «Поль Пуаре: Парфюмер кутюрье»[15].

Возрождение бренда

Коммерчески несуществующий с 1933 года, бренд «Poiret» вызывал интерес у многих. Несколько компаний оспаривали права на бренд до тех пор, пока люксембургская частная инвестиционная компания Luvanis, специализирующаяся на возрождении бездействующих брендов, не приобрела полные права на торговую марку «Paul Poiret» в начале 2010-х годов. Став полноправным владельцем бренда, Luvanis обратилась к лондонскому инвестиционному банку Savigny Partners для поиска подходящего покупателя.[16]

После долгого и тщательного отбора, для возрождения бренда «Poiret» был выбран южнокорейский модный гигант Shinsegae International, также являющийся дистрибьютером брендов Givenchy , Céline , Brunello Cucinelli и Moncler. Убежденная амбициями концерна Shinsegae, творческим видением и уважением к наследию Пуаре, компания Luvanis продала корейскому гиганту права на бренд в 2015 году[17].

В январе 2018 Shinsegae официально подтвердил международный перезапуск бренда «Poiret». В качестве главы дома была представлена Anne Chapelle, должность арт-директора заняла парижская кутюрье Yiqing Yin [18].

«Вилла Поль Пуаре», (1921—1923, завершена в 1932 году) в Мези-сюр-Сен. Архитектор Р. Малле-Стивенс

См. также

Примечания

  1. ↑ Bowles, Hamish. «Fashioning the Century.» Vogue (May 2007): 236–250
  2. Josh Patner. The Way We Move (англ.) // Slate. — 2007-05-18. — ISSN 1091-2339.
  3. 1 2 Марк Тангейт, 2014, с. 25.
  4. Иванова И. Стиль на Миллион от Шанель до Путина. Секреты от Правильного Гардероба. — Litres, 2018-03-13. — 97 с. — ISBN 9785457749474.
  5. Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. Стиль в костюме XX века. — МГТУ им. Косыгина, 2003. — 160 с.
  6. Ермилова Д. История домов моды 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. — Litres, 2018-04-13. — 444 с. — ISBN 9785041101527.
  7. ↑ Поль Пуаре: первая жертва моды — Газета Я (рус.), Газета Я (28 сентября 2011). Дата обращения 24 апреля 2018.
  8. Куприн К. А. Куприн — мой отец (неопр.). www.rulit.me. Дата обращения 24 апреля 2018.
  9. Скляренко В. М, Вологжина Н. И, Исаенко О, Колозинская И. А. 100 знаменитых мира моды. — Directmedia, 2013-12-30. — 509 с. — ISBN 9789660333109.
  10. ↑ Метрополитен-музей — Специальные выставки: Пуаре: Король моды (неопр.).
  11. Менкес, Сьюзи. Прекрасная свобода: модернистское видение Пуаре. (неопр.). Нью-Йорк Таймс (26 апреля 2005 г).
  12. ↑ Poiret: King of Fashion (неопр.).
  13. Чекурда, Екатерина. «Пуаре, забытый модельер» (неопр.) (11 октября 2011 г.).
  14. ↑ [www.osmotheque.fr/en/ Osmothèque – Conservatoire international des parfums.] (неопр.).
  15. ↑ Paul Poiret, premier couturier parfumeur, célébré à Grasse (неопр.).
  16. Socha, Miles. «Paul Poiret Poised for Brand Revival» (неопр.) (27 October 2014).
  17. Astrid Wendlandt. «The Rebirth of Paul Poiret» (неопр.) (July 5, 2017).
  18. Ahmed, Osman. Anne Chapelle’s Next Move: Rebooting Poiret (неопр.) (30 January 2018).

Литература

  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 310 с. — ISBN 978-5-9614-4618-0.
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986. — С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. — Taunton Press, 2001. — С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября. [1]

wikiredia.ru

Дизайнеры мира XX века. Поль Пуаре

Какой вы видите моду сейчас? Ответ прост: свободной, прогрессирующей, скандальной — общим словом без границ. Известные дизайнеры предлагают миру невообразимые модели одежды. Мир в свою очередь с лёгкостью бабочки подхватывает новые веяния и охотно демонстрирует перед публикой. Дизайнеры мира в отличии от кутюрье начала XX века не навязывают тему моды, они лишь выражают свои идеи через одежду.

Современный потребитель вправе выбирать, какому стилю отдать предпочтение и что надеть, при этом создавая неповторимые образы. Революция в моде произошла 100 лет назад, когда модельер одежды Поль Пуаре избавил женщин от моды на коварные корсеты. Как это происходило вы узнаете далее.

к оглавлению ↑

Биография кутюрье

к оглавлению ↑

Детство и юность

Поль Пуаре — выдающийся и первый кутюрье XX века, революционер в мире моды. Именно он заложил фундамент в основание современной моды. Пуаре полагал, что моде необходим тиран-освободитель, который будет направлять её по нужному пути и при этом любить женщин. Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в семье торговцев тканями в Париже. Его родители были обеспеченными людьми и имели свой магазин в обширном квартале знаменитых крытых рынков в Париже. Пуаре рос пухленьким, весёлым и творческим мальчиком. Он много рисовал, перенося свои фантазии на бумагу, мечтая когда-нибудь стать художником.

Мать и три сестры поддерживали брата, лишь отец заставлял сына закончить школу, чтобы потом устроить его рассыльным. Таким образом отец хотел наглядно показать сыну всю суть реального мира. После работы у знаменитого мастера зонтиков, Пуаре уходя прихватил шёлковые лоскуты от зонтиков. По вечерам он создавал из них экстравагантные модели одежды. Манекеном служила 40-сантиметроавя кукла, подаренная сёстрами любимому брату. Сёстры восхищались моделями брата и всеми способами поощряли его хобби. Именно таких чувств он требовал от женщин на протяжении всей жизни. к оглавлению ↑

Большие надежды

Отличный вкус и любовь к рисованию, помогли ему устроиться ассистентом к преуспевающему кутюрье Жаку Дюсе, который был ценителем искусства и коллекционером. Пуаре позаимствовал у него хорошие манеры, навыки портновского мастерства и конечно главную особенность – грамотное обхождение со звёздами.

В 1901 годы Пуаре призывают в армию, после прохождения обязательной службы он устраивается на работу к великому дизайнеру модельеру – Ворту. Но сыновья Ворта ревностно относились к талантливому Пуаре, и не оценили по достоинству его стремлений. В условиях, сковывающих его способности и не возможность работать более активно, Пуаре вынужден покинуть салон. к оглавлению ↑

На пути к славе

к оглавлению ↑

Открытие собственного дела

В этой ситуации приходит на помощь любящая мать, которая верит в успех сына. Она расстаётся с накопленными 50 тысячами франков, чтобы Пуаре смог открыть свой салон моды.  В 1903 году первой клиенткой салона стала знаменитая актриса Режен, которая одевалась до этого у Дюсе. Так ученик превзошёл своего учителя! Её популярность действовала на публику, как магнит, стоит ей появится в новеньком платье, все тут же начинали подражать любимому кумиру. Благодаря этому спустя три года Пуаре становится звездой мира моды. Он посещает дорогие рестораны, находится в обществе знаменитых художников, иллюстраторов и дизайнеров.

Но конкуренты не дремлют, на склоне показалась восходящая звезда моды Коко Шанель, которая объявила войну роскоши, сделав моду доступной. Пуаре насмехался над моделями Шанель называя её одежду – нищенской, тогда как его одежда была доступна только высшему сословию. к оглавлению ↑

Революция в моде

«Я объявил войну корсетам» — гордо заявлял Пуаре, и имел полное право считать себя королём моды. Он не воспринимал членение женской фигуры на две части: приподнимающуюся высоко грудь и сильно выступающие ягодицы. Под влиянием модерна и моды XVIII века, а также защитниц прав женщин, в 1906 году он создаёт простое узкое платье, юбка которого начинается под грудью и продолжается до пола. Такой фасон подчёркивал изгибы женского тела и приобрёл название «La Vague».

Новая мода позволила женщинам отказаться от ненавистных корсетов, что заставило выглядеть женщину скромно, невинно и подвижно. При виде дамы в таком платье, не оставалось сомнений в её прекрасной и естественной фигуре.

Главным вдохновителем стала грациозная и стройная жена месье Пуаре – Дениза Буле.

Они были знакомы с детства, после замужества в 1905 году Дениза родила пятеро детей и была признана самой элегантной дамой Парижа. Несмотря на свою простоту и не особую привлекательность, она никогда не использовала корсет, косметику и пудру. Её естественная красота, привлекала и вдохновляла мужа на создание новых шедевров.

После этого все модницы Парижа, захотели выглядеть как Дениза, простой и обаятельной провинциалкой. Так имя жены Поля Пуаре становится торговой маркой для тех, кто стремится стать свободной от угнетающей одежды, в тоже время укрыв и обнажив свою красоту в оригинальных нарядах от Пуаре. Но это ещё не всё! Пуаре заменяет корсет гибким бюстгальтером и облегчённым поясом для чулок, благодаря чему женщина может двигаться раскованно.

К тому же в одежде преобладает больше цвета и контраста, чем раньше – пастельные тона. Он заменяет чёрные чулки на чулки телесного цвета и дарит женщинам (и мужчинам) эффект обнажённых ног. к оглавлению ↑

Диктатор моды

Но гениальность великого дизайнера, далее переходит все границы. Он поднимает талию и линию груди всё выше, делая декольте глубже, а юбки намного уже. В 1910 году его новое творение — юбка сильно зауженная к низу настолько, что женщины с трудом могли ходить. Тем самым она приобрела вполне уместное название — «хромая юбка». Женщины двигались, как гейши, перебирая маленькими шашками ноги. Пуаре забавляло такое зрелище в отличии от его клиенток. Но женщины на этот раз не потерпели новшеств и издевательств над своим телом, они отказались от этой модели навсегда.

к оглавлению ↑

Браво, маэстро!

к оглавлению ↑

Вдохновение востоком

Но тирана моды совсем не задевало мнение женщин, теперь он взял направление на восток и одевает своих женщин в тюрбаны, шаровары, туники, вуали и кафтаны. И публика с восторгом воспринимает новое направление Пуаре, а сам модельер называет себя султаном. В новой моде присутствует бахрома, кружева, кайма жемчуг, перья, золотая/серебряная вышивка (ещё больше про историю вышивки вы найдёте здесь) – всё волшебство и тайна востока. Вдохновителем являлись первые гастроли «Русского балета», в постановке Дягелева: «Шахерезада» и «Синий бог». Но не только на Пуаре повлияли постановки, под влияние попало всё искусство и мода, в том числе стиль жизни.

Хотя сам Поль Пуаре заявлял, что ещё до выступления русских сезонов, планировал создать одежду в восточном стиле, а «Русский балет» лишь подтолкнул на это. В 1911 году он устраивает в своём доме грандиозное событие под названием «1002 ночь», костюмированный бал данного столетия. Границы между костюмом и обычным платьем стираются, Пуаре пытается показать жизнь, как единый праздник. Далее последовали его собственные гастроли с труппой по Европе, в том числе Москва и Санкт-Петербург. Везде он находит вдохновение и освоение декоративно прикладного искусства. к оглавлению ↑

Защита своего бренда

За 10 лет до Шанель, он создаёт свой аромат духов, кроме этого в 1911 году Пуаре создаёт первые юбка-брюки, которые вызывают скандал в обществе.

В том же году он основывает мастерские по росписи на шёлке по эскизам художника Рауля Дюфи. Это настоящая сенсация в мире моды, так как до этого времени ткани выпускались с примитивными узорами. Во время своих гастролей Пуаре замечает, что его модели повсюду копируют и он решает создать «Синдикат по защите прав великого портновского искусства Франции», чтобы защитить свой бренд.

Поль Пуаре первый модельер, который придал всему окружающему свой оригинальный отпечаток.

Только через 80 лет дизайнеры мира обратятся к этой идее, такие как Ральф Лорен, Донна Каран, Кельвин Кляйн, Гуччи и многие другие представители моды 90-х. Их коллекции будут включать от предметов домашней утвари до ароматических свеч, которые уже давным-давно использовал в восточных коллекциях Пуаре. к оглавлению ↑

Конец великой эпохи

к оглавлению ↑

Перелом в мире моды

Поля Пуаре снова призывают на военную службу, а когда он вернулся с фронта, то заметил, что мир изменился, прежде всего женщины. «Они как ульи без пчёл» — заявляет кутюрье, в то время, как Коко Шанель создаёт доступную моду для всех. Пуаре называет её «изобретательница роскошной бедности».

Он отказывается воспринимать новый мир и признавать свою неспособность творить. Пуаре не может понять, что война сделала женщин свободными и самостоятельными, чего не смогла сделать мода. Он всё ещё ждёт, что когда-нибудь дамы вновь обратятся к нему за роскошью, чтобы мастер снова их удивил. Пуаре начинает активно восстанавливать свой бизнес, устраивая пышные праздники и приёмы, тем самым привлекая внимания бывших клиентов. Для развлечения гостей были приглашены Айседора Дункан, Иветта Жильбер, Пьер Брассёр. Пуаре привык «жить на широкую ногу» и спустя 6 месяцев его долг составил полмиллиона.

Выходом, являлось поиск финансистов, которые использовали его талант, но Пуаре не устраивали условия, так как нужно было подчиниться рынку. Используя первую попавшуюся возможность, он тут же вновь станет королём кутюрье. Ему это удаётся в 1925 году на выставке декоративного искусства. Он представил свой продукт на трёх кораблях, плывущих по Сене, на первом ресторан, на втором салон моделей, на третьем бутик с парфюмерией, аксессуарами и мебелью.

Всё выглядело впечатляюще и расходы тоже. Финансисты Пуаре не стали оплачивать эти расходы, и великий мастер был признан банкротом. Всё же он продолжал жить ни в чём себе не отказывая с осознанием того, что благодаря ему одному другие кутюрье добились успеха. От Пуаре уходит жена, он вынужден вернуться в Прованс, где в 1944 году умирает в бедности и в одиночестве. Так уходят великие кумиры столетий, сохраняя за собой посмертную славу и признание. Лишь мода остаётся жить вечно и ждать очередного правителя. Хотите узнать больше про моду XX века, тогда взгляните сюда: Век расцвета кутюрье

Чтобы лучше представить жизнь и работу мастера, посмотрите видео:

Бессмертные шедевры великого кутюрье Поля Пуаре:


P.S. Понравилась статья?!

Тогда оставляйте свои пожелания и предложения!

Подписывайтесь на блог!

И расскажите друзьям…

С глубоким уважением, Мария Новикова

marianovikova.ru

Пуаре, Поль — это… Что такое Пуаре, Поль?

Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер высшего класса, один из самых влиятельных создателей моды. В истории моды имя Пуаре связано с созданием молодежного стиля.

Начал карьеру с работы у Жака Дусе, затем переходит в ателье Жана Филиппа Ворта.

В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo».

В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде: предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос, а также ввёл моду на кимоно в Европе.

Модели Поля Пуаре, 1908

Пуаре совершил первый шаг к полной ликвидации корсета: в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета.

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки» («hobble skirt») — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой.

Он господствовал в моде до первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 г. закрывает свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано.

Литература

  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986. — С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. — Taunton Press, 2001. — С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября. [1]

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *