Павел пичугин художник – Санкт-Петербургский Союз художников: Члены Союза Художников

Автор: | 04.10.2019

Мастер-класс Павла Пичугина


В программе VI Всероссийского конгресса экслибриса – мастер-классы признанных мастеров графики, работающих в разных техниках. Павел Пичугин – преподаватель Российского государственного педагогического университета им. Герцена, член Союза художников России и активный участник выставок и международных конкурсов экслибриса и гравюры. Выпускник факультета изобразительного искусства РГПУ им. Герцена и факультета графики Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, он профессионально владеет всеми видами классического эстампа (офорт, литография, гравюра, шелкография, инкарель и др.), в РГПУ заведует эстампной мастерской кафедры рисунка.


Павел Пичугин работает в жанрах иллюстрации, портрета и пейзажа, создает экслибрисы. В Доме Корбакова в рамках конгресса накануне открылась его выставка, на которой представлены экслибрисы и гравюры двух тематических серий: виды Санкт-Петербурга и библейская серия. На мастер-классе по линогравюре художник продемонстрировал процесс печати одной из тех работ, которые можно увидеть на выставке, – это новогодняя открытка, посвященная Году Петуха.


Линогравюра относится к техникам высокой печати, когда краска наносится на выступающие части формы, не тронутые резцом (в отличие от глубокой печати – в этом случае оттиск получается благодаря тому, что краска заполняет углубления формы). Цветная линогравюра предполагает создание нескольких форм – по одной для каждого цвета, и все они разные: отдельные «слои» изображения получаются при оттиске с разных форм. Как пояснил мастер, классический вариант – два-три цвета, но бывает, что художнику для воплощения замысла требуется больше, до семи цветов. Это увеличивает трудоемкость и гравировки, и печати тиража.


В том, насколько это нелегкий труд – печать линогравюры – зрители мастер-класса смогли убедиться воочию: работа с прессом, на котором делаются оттиски, требует не только мастерства и внимания, но и приложения физической силы. Павел Пичугин продемонстрировал все инструменты и материалы, которые нужны ему в работе: типографские краски разных цветов смешиваются шпателем и раскатываются на зеркале, а затем наносятся на нужную форму обойным валиком. Для того чтобы разные слои изображения совпали, мастер использует самодельный трафарет с держателями для формы и для листа бумаги. Сначала наносится так называемый рисующий цвет, который задает основные контуры и детали рисунка, затем другие цвета, высвечивающие каждый свои детали. Часто художник использует прием раската, когда на валик наносятся одновременно две краски – так достигается плавный переход от одного цвета к другому.


Как признается сам Павел Пичугин, техника линогравюры привлекает его большими творческими возможностями, интересен художнику и сам процесс гравирования: «Когда резец движется по линолеуму, оставляя четкий след и тонкую стружку, я испытываю настоящее удовольствие. Цветная линогравюра при использовании всего нескольких цветов дает неожиданное цветовое богатство».


Обычно при печати тиража цветной линогравюры требуется ждать сутки перед нанесением каждого следующего цвета, но в экстремальных условиях мастер-класса художнику пришлось делать оттиски разных цветов практически сразу. В процессе печати множество тонкостей, и зрители с волнением наблюдали, как мастер на ходу вносит коррективы в процесс: использует «маску» (кусок бумаги нужной формы), чтобы убрать лишнее на изображении, покрывает лист с первым слоем краски меловым порошком, чтобы второй цвет ложился лучше. В итоге на глазах зрителей и коллег художника белые листы бумаги превратились в произведение искусства – яркую многоцветную гравюру с четкими и плавными линиями, гармоничным сочетанием реалистичности и декоративности.


Мастер-класс Павла Пичугина проходил в одном из помещений нового здания Вологодской областной картинной галереи на ул. Мира, 34. Здание требует глобальной реконструкции, но в итоге станет одним из крупнейших художественных музеев Северо-Запада, отвечающим всем современным требованиям.

Светлана Гришина

cultinfo.ru

Выставка Павла Валентиновича Пичугина «Ангелы и люди»

26 января в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) открывается персональная выставка «Ангелы и люди», которая представляет творчество петербургского художника-графика Павла Валентиновича Пичугина.

П. В. Пичугин родился в 1967 году в городе Павлодаре (Казахстан). В 1989 году приехал в Ленинград, где обучался изостудии им. В. И. Суворова. Здесь он в 2001 году окончил факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. Герцена, а в 2007 году – факультет графики СПб АГ Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств). В 2007 году стал членом Союза Художников России. В настоящее время он является членом Общенационального общества любителей экслибриса (НОЛЭ) и членом Российской Ассоциации экслибриса (Москва), членом-корреспондентом Академии Народного искусства (Москва). П. В. Пичугин живет и работает в Санкт-Петербурге, творчество успешно совмещает с педагогической деятельностью, он – доцент факультета изобразительного искусства, руководит эстампной мастерской кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена.

П. В. Пичугин много и плодотворно работает в разных видах печатной графики (офорт, линогравюра, литография, гравюра и других). Он постоянный участник городских, всероссийских и международных выставок и конкурсов (экслибриса и гравюры). Работы художника находятся в Государственном Эрмитаже и разных музеях России (Орёл, Омск, Тамбов, Калуга), и в зарубежных музеях (Латвия, Рига), а также в частных коллекциях.

На выставке представлены произведения, созданные художником за последние пятнадцать лет. Это, прежде всего, виды Санкт-Петербурга и окрестностей – одна из главных тем в его творчестве. Она получила своё воплощение, как в цветном эстампе (цветная линогравюра), так и в акварели. Последние годы много внимания П. В. Пичугин уделяет библейским сюжетам. В экспозицию вошли отдельные произведения из этого цикла, а также линогравюры из новой серии «Архангелы».

Другое направление в творчестве художника – книжная графика. На выставке можно увидеть иллюстрации, исполненные им к произведениям русских писателей Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, к сборнику стихотворений русского и советского поэта А. М. Городецкого (1884 – 1967). На выставке представлена и графика малых форм – экслибрис (книжный знак, удостоверяющий принадлежность книги владельцу). П. В. Пичугина можно назвать признанным мастером экслибриса: в 2008 году он стал победителем Международного конкурса экслибриса в Польше «Гданьские Львы».

Все произведения П. В. Пичугина отличаются высоким профессионализмом, мастерством исполнения. Художник в своем творчестве продолжает и развивает традиции русской школы, которая всегда отличалась совершенством художественной формы и духовностью образного содержания.

Открытие выставки завершиться концертом «Шедевры старинной музыки». В программе вокальные и инструментальные произведения И. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ц. Франка, Г. Штёльцеля в сопровождении московского музыкально-театрального коллектива «Время вперед».

Выставка будет работать с 26 января по 10 марта 2019 г. в помещении Информационно-образовательный и выставочного центра КМИИ (ул. Ленина, 103).

Музей работает с 10.00 до 18.00, в субботу с 11.00 до 19.00. Выходной – понедельник. Контактный телефон – 8(4842) 56-38-20.

gallerix.ru

Мастер-класс Павла Пичугина


В программе VI Всероссийского конгресса экслибриса – мастер-классы признанных мастеров графики, работающих в разных техниках. Павел Пичугин – преподаватель Российского государственного педагогического университета им. Герцена, член Союза художников России и активный участник выставок и международных конкурсов экслибриса и гравюры. Выпускник факультета изобразительного искусства РГПУ им. Герцена и факультета графики Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, он профессионально владеет всеми видами классического эстампа (офорт, литография, гравюра, шелкография, инкарель и др.), в РГПУ заведует эстампной мастерской кафедры рисунка.


Павел Пичугин работает в жанрах иллюстрации, портрета и пейзажа, создает экслибрисы. В Доме Корбакова в рамках конгресса накануне открылась его выставка, на которой представлены экслибрисы и гравюры двух тематических серий: виды Санкт-Петербурга и библейская серия. На мастер-классе по линогравюре художник продемонстрировал процесс печати одной из тех работ, которые можно увидеть на выставке, – это новогодняя открытка, посвященная Году Петуха.


Линогравюра относится к техникам высокой печати, когда краска наносится на выступающие части формы, не тронутые резцом (в отличие от глубокой печати – в этом случае оттиск получается благодаря тому, что краска заполняет углубления формы). Цветная линогравюра предполагает создание нескольких форм – по одной для каждого цвета, и все они разные: отдельные «слои» изображения получаются при оттиске с разных форм. Как пояснил мастер, классический вариант – два-три цвета, но бывает, что художнику для воплощения замысла требуется больше, до семи цветов. Это увеличивает трудоемкость и гравировки, и печати тиража.


В том, насколько это нелегкий труд – печать линогравюры – зрители мастер-класса смогли убедиться воочию: работа с прессом, на котором делаются оттиски, требует не только мастерства и внимания, но и приложения физической силы. Павел Пичугин продемонстрировал все инструменты и материалы, которые нужны ему в работе: типографские краски разных цветов смешиваются шпателем и раскатываются на зеркале, а затем наносятся на нужную форму обойным валиком. Для того чтобы разные слои изображения совпали, мастер использует самодельный трафарет с держателями для формы и для листа бумаги. Сначала наносится так называемый рисующий цвет, который задает основные контуры и детали рисунка, затем другие цвета, высвечивающие каждый свои детали. Часто художник использует прием раската, когда на валик наносятся одновременно две краски – так достигается плавный переход от одного цвета к другому.


Как признается сам Павел Пичугин, техника линогравюры привлекает его большими творческими возможностями, интересен художнику и сам процесс гравирования: «Когда резец движется по линолеуму, оставляя четкий след и тонкую стружку, я испытываю настоящее удовольствие. Цветная линогравюра при использовании всего нескольких цветов дает неожиданное цветовое богатство».


Обычно при печати тиража цветной линогравюры требуется ждать сутки перед нанесением каждого следующего цвета, но в экстремальных условиях мастер-класса художнику пришлось делать оттиски разных цветов практически сразу. В процессе печати множество тонкостей, и зрители с волнением наблюдали, как мастер на ходу вносит коррективы в процесс: использует «маску» (кусок бумаги нужной формы), чтобы убрать лишнее на изображении, покрывает лист с первым слоем краски меловым порошком, чтобы второй цвет ложился лучше. В итоге на глазах зрителей и коллег художника белые листы бумаги превратились в произведение искусства – яркую многоцветную гравюру с четкими и плавными линиями, гармоничным сочетанием реалистичности и декоративности.


Мастер-класс Павла Пичугина проходил в одном из помещений нового здания Вологодской областной картинной галереи на ул. Мира, 34. Здание требует глобальной реконструкции, но в итоге станет одним из крупнейших художественных музеев Северо-Запада, отвечающим всем современным требованиям.

Светлана Гришина

cultinfo.ru

Выставка графики Павла Пичугина «Библейские образы»

На выставке известного петербургского графика Павла Пичугина, мастера экслибриса, автора серии «Ангелы над городом», представлены линогравюры из новой серии «Архангелы».

Архангелы (греч. «архангелос» – «ангелоначальник») – предпоследний из девяти ангельских чинов, который находится над ангелами. Согласно «Небесной иерархии» св. Дионисия Ареопагита, ангельские чины – это ближайшие к Богу Серафимы, Херувимы и Престолы, находящиеся между небом и землёй Власти, Господства и Силы, и ближайшие к людям Начала, Архангелы и Ангелы.

Слово «ангел» на греческом языке означает «вестник», проводник Божественной воли. В Священном Писании часто говорится о явлении ангелов людям, но по именам называются лишь некоторые из них – архангелы. Они несут особую миссию в деле спасения. Во главе небесного воинства – архангел Михаил (евр. «кто как Бог»), называемый также архистратигом. Им «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Архангел Гавриил (евр. «муж Божий») возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя, благовествует Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа.

Ещё в Ветхом завете встречается имя архангела Иеремиила (евр. «высота Божия»). В новозаветной традиции известно семь имён архангелов, каждый из которых покровительствует одному дню недели. Кроме Михаила (понедельник) и Гавриила (вторник), это Рафаил (среда), Уриил (четверг), Селафиил (пятница), Иегудиил (суббота) и Варахиил (воскресенье). Их имена содержатся в неканонических книгах Священного Писания и церковном Предании.

П. Пичугин достигает художественной выразительности и целостности образов, отказываясь от лишних смысловых деталей, при этом большое внимание уделяет символике, ёмко и лаконично используя язык знаков для передачи атрибутов архангелов. Так, архангел Михаил изображается с копьём, Гавриил – со светящимся фонарём и зеркалом, в котором отражено будущее и заключена главная цель его послания Пресвятой Деве Марии. Силуэтное изображение главных действующих фигур контрастирует с отвлечённо-декоративным пейзажным фоном, усиливая эффект надмирности персонажей.

Павел Пичугин родился в 1967 г. в Павлодаре. Окончил графический факультет Института имени И. Е. Репина (Академии художеств), а также факультет Изобразительного искусства РГПУ имени А. И. Герцена, где возглавляет эстампную мастерскую кафедры рисунка. Член Союза художников России.

Валентина Баранова, искусствовед Выставочного зала Московского района.

spb.arttube.ru

Выставка Павла Пичугина «Городская симфония»

Павел Валентинович Пичугин родился в городе Павлодаре в 1967 году. Начальное художественное образование получил в художественной студии в Павлодаре. В 1989 году приехал в Ленинград, учился в изостудии им. В. И. Суворова. Закончил факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (2001) и факультет графики СПб АГ Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (2007). Член Союза художников Санкт-Петербурга (с 2007). В настоящее время руководит эстампной мастерской кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена, доцент факультета изобразительного искусства. Член-корреспондент Академии Народного искусства. Постоянный участник городских, всероссийских и международных выставок.

Работы Павла Пичугина хранятся Великоустюжском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Киришском историко-краеведческом музее, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее–заповеднике, Национальной библиотеке Латвии (Рига), Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Орловском музее изобразительного искусства, Чувашском государственном художественном музее, Ярославском художественном музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Художник много и плодотворно работает в разных видах печатной графики (офорт, линогравюра, литография, гравюра, шелкогафия и др.). Одно из основных направлений его творчества — городской пейзаж, а главный источник вдохновения для мастера — Санкт-Петербург. На выставке представлены литографии и линогравюры, запечатлевшие виды северной столицы.

В произведениях художника гармонично сочетаются безошибочность прихотливых гравюрных изысков, филигранность резьбы и тонкость цветовых решений с монументальностью композиционных построений и чеканностью общих пластических форм, что придает художественному образу его произведений поистине полифоническое звучание. Звенящие струнами линии и штрихи уверенного штихеля в работах Пичугина тактично апеллируют к стилистике прославленных мастеров прошлого: Альбрехта Дюрера и А. П. Остроумовой-Лебедевой.

Работам Пичугина свойственно особое проникновенное ощущение красоты Петербурга, которое проявляется и в торжественных панорамных видах города, открывающихся с головокружительной красоты, и в пейзажах, запечатлевших тихие, далекие от современной суеты уголки Петербурга.

peterburg.ru

Вологда | Петербургский график Павел Пичугин провел мастер-класс по линогравюре в новом здании Вологодской картинной галереи

В программе VI Всероссийского конгресса экслибриса – мастер-классы признанных мастеров графики, работающих в разных техниках. Павел Пичугин – преподаватель Российского государственного педагогического университета им. Герцена, член Союза художников России и активный участник выставок и международных конкурсов экслибриса и гравюры. Выпускник факультета изобразительного искусства РГПУ им. Герцена и факультета графики Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, он профессионально владеет всеми видами классического эстампа (офорт, литография, гравюра, шелкография, инкарель и др.), в РГПУ заведует эстампной мастерской кафедры рисунка.

Павел Пичугин работает в жанрах иллюстрации, портрета и пейзажа, создает экслибрисы. В Доме Корбакова в рамках конгресса накануне открылась его выставка , на которой представлены экслибрисы и гравюры двух тематических серий: виды Санкт-Петербурга и библейская серия. На мастер-классе по линогравюре художник продемонстрировал процесс печати одной из тех работ, которые можно увидеть на выставке, – это новогодняя открытка, посвященная Году Петуха.

Линогравюра относится к техникам высокой печати, когда краска наносится на выступающие части формы, не тронутые резцом (в отличие от глубокой печати – в этом случае оттиск получается благодаря тому, что краска заполняет углубления формы). Цветная линогравюра предполагает создание нескольких форм – по одной для каждого цвета, и все они разные: отдельные «слои» изображения получаются при оттиске с разных форм. Как пояснил мастер, классический вариант – два-три цвета, но бывает, что художнику для воплощения замысла требуется больше, до семи цветов. Это увеличивает трудоемкость и гравировки, и печати тиража.

В том, насколько это нелегкий труд – печать линогравюры – зрители мастер-класса смогли убедиться воочию: работа с прессом, на котором делаются оттиски, требует не только мастерства и внимания, но и приложения физической силы. Павел Пичугин продемонстрировал все инструменты и материалы, которые нужны ему в работе: типографские краски разных цветов смешиваются шпателем и раскатываются на зеркале, а затем наносятся на нужную форму обойным валиком. Для того чтобы разные слои изображения совпали, мастер использует самодельный трафарет с держателями для формы и для листа бумаги. Сначала наносится так называемый рисующий цвет, который задает основные контуры и детали рисунка, затем другие цвета, высвечивающие каждый свои детали. Часто художник использует прием раската, когда на валик наносятся одновременно две краски – так достигается плавный переход от одного цвета к другому.

Как признается сам Павел Пичугин, техника линогравюры привлекает его большими творческими возможностями , интересен художнику и сам процесс гравирования: « Когда резец движется по линолеуму, оставляя четкий след и тонкую стружку, я испытываю настоящее удовольствие. Цветная линогравюра при использовании всего нескольких цветов дает неожиданное цветовое богатство ».

Обычно при печати тиража цветной линогравюры требуется ждать сутки перед нанесением каждого следующего цвета, но в экстремальных условиях мастер-класса художнику пришлось делать оттиски разных цветов практически сразу. В процессе печати множество тонкостей, и зрители с волнением наблюдали, как мастер на ходу вносит коррективы в процесс: использует «маску» (кусок бумаги нужной формы), чтобы убрать лишнее на изображении, покрывает лист с первым слоем краски меловым порошком, чтобы второй цвет ложился лучше. В итоге на глазах зрителей и коллег художника белые листы бумаги превратились в произведение искусства – яркую многоцветную гравюру с четкими и плавными линиями, гармоничным сочетанием реалистичности и декоративности.

Мастер-класс Павла Пичугина проходил в одном из помещений нового здания Вологодской областной картинной галереи на ул. Мира, 34. Здание требует глобальной реконструкции, но в итоге станет одним из крупнейших художественных музеев Северо-Запада, отвечающим всем современным требованиям.



Светлана Гришина




vologda.bezformata.com

Выставка «Ангелы и люди» Павла Пичугина, 12+

Искусство художника-графика, Павла Валентиновича Пичугина — заметное явление творческой жизни избалованного многоликими культурными событиями Санкт-Петербурга. Выпускник двух славных факультетов — изобразительного искусства — Педагогического университета им. А.И. Герцена (2001) и графического — Института им. И.Е. Репина (2007), он получил прекрасное образование, обрел столь необходимые подлинному художнику высокие профессиональные навыки.

В его графике удивительным образом соседствуют безошибочность прихотливых гравюрных изысков, филигранность резьбы, тонкость цветовых решений, с монументальностью композиционных построений и чеканностью общих пластических форм. Искомая драматургия стиля мастера придает художественному образу его произведений поистине полифоническое звучание и особую выразительность.

Звенящие струнами линии и штрихи уверенного штихеля в работах мастера тактично апеллируют к стилистике гравюр художников прошлого: из европейских — Альбрехта Дюрера, из отечественных — А.П. Остроумовой-Лебедевой. Как и дерзновенно и, вместе с тем, почтительно исповедует он взыскательную сюжетику священных текстов и неиссякаемого источника вдохновения — мотивы любимого им Санкт-Петербурга. И пусть они создаются, как правило, не на деревянных досках, а на современном линолеуме, они все же неплохо выдерживают это смелое сопоставление. В этом я вижу особенную значимость его творчества, ведь в наше не самое благостное время, когда в мире «свободных художеств» притупляется, а то и исчезает понимание истинной художественно-эстетической ценности, обращение к традиции становится целительным средством духовно-нравственного возрождения искусства.

Помимо создания циклов станковых произведений, художник успешно работает в жанре городского пейзажа, в книжной иллюстрации, в графике малых форм — экслибрисе. Весьма показательна его победа на Международный конкурсе экслибриса в Польше «Гданьские Львы» (2008).

Павел Валентинович Пичугин — яркая, разносторонняя личность, член Союза художников Санкт-Петербурга), член Общенационального общества любителей экслибриса (НОЛЭ), член-корреспондент Академии Народного Искусства (Москва), член Российской Ассоциации экслибриса (Москва), доцент кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена, непременный участник многих выставок. А о талантливой личности мудрено писать кратко. Не перечислить здесь и все награды, коими отмечалось его творчество на конкурсах самого высокого уровня. Не говоря уже о частных собраниях, одних музеев, хранящих его работы, пятнадцать по России, включая сам Эрмитаж…

pressa40.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о