Никишин алексей фотограф – Алексей Никишин — официальный сайт

Автор: | 18.09.2020

Содержание

Проект Алексея Никишина «В роли себя» – психологические портреты российских селебрити


Он поставил перед собой задачу создать серию уникальных психологических портретов знаменитостей.

Российский фотограф Алексей Никишин (Alexey Nikishin) известен как мастер современной чёрно-белой художественной фотографии. Для проекта «В роли себя» он сделал серию портретов современных звёзд рок-музыки, театра и кино. Примечательно, что герои съёмок на фотографиях не похожи на привычных глянцевых моделей. В них гораздо больше искренности и естественности. Автор стремился исключить из фотографий всякую пластмассовую пластику и синтетику.

«Яркий талант многих «звёзд» часто сочетается с их внутренней неуверенностью и нежеланием быть самим собой «у всех на виду». Я вижу, что им гораздо проще и привычнее позировать мне в определенной «роли», когда своё истинное «я» можно спрятать за чужим образом. Даже когда им приходится мысленно обнажиться душой, и тогда не так просто вычислить, каковы же они на самом деле», – говорит фотограф о своих именитых моделях.

Популярные личности результатом довольны:

«Прекрасный фотограф, ему удалось меня поймать даже не такой, какая я есть, а такой, какой бы мне хотелось быть, а это намного лучше! Эти фотографии я сохраню как образец перевоплощения!» – Чулпан Хаматова.


Сергей Безруков


Евгений Пронин


Чулпан Хаматова


Игорь Кваша


Александр Ревва


Кирилл Малов


Антон Макарский и Виктория Морозова


Тимофей Трибунцев


Марина Голуб


Евгений Маргулис


Марина Александрова


Артур Смольянинов


Валерий Яременко


Андрей Макаревич


Вячеслав Бутусов


Алла Юганова


Артур Смольянинов


Ирина Апексимова


Инга Оболдина


Маша Шалаева


Мадлен Джабраилова


Фархат Махмудов


Виктор Вержбицкий


Антон Комолов


Андрей Мерзликин


Ксения Кутепова


Анастасия Волочкова


Сергей Галанин


Иван Волков

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

О ФОТОГРАФЕ / ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ НИКИШИН




Известный российский фотограф Алексей Никишин — один из ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии; член Международного Союза Художников (IFA UNESCO), Творческого Союза Художников России и Союза Фотохудожников России, автор масштабного фотопроекта «В РОЛИ СЕБЯ» — уникального цикла выставок психологических портретов известных российских деятелей культуры и искусства.

Персонажей и фотографии Алексея Никишина знают все: он единственный фотограф, который, составил уникальную антологию психологических портретов наших современников — представителей российской творческой интеллигенции. Среди его работ черно-белые портреты Андрея Макаревича, Чулпан Хаматовой, Вячеслава Бутусова, Анны Большовой, Сергея Галанина, Виктора Вержбицкого, Евгения Маргулиса, Андрея Мерзликина, Михаила Трухина, Павла Деревянко, Марии Мироновой, Александра Збруева, Анастасии Волочковой, Игоря Кваши, Марины Голуб, Александра Ревва, Павла Любимцева, Антона Макарского, Марины Александровой и Ивана Стебунова, Ксении и Полины Кутеповых, Артура Смольянинова, Тани Геворкян, Владимира Этуша, групп «Агата Кристи», «УмаТурман», «Квартал», актеров театров «Ленком», «Современник», театра-мастерской Петра Фоменко, резидентов «Comedy Club» и многих-многих других.

Фотографии публиковались более чем в 50 печатных изданиях в России и за рубежом. Среди них: BILLBOARD, DIGITALPHOTO, DIGITAL PHOTOGRAPHER, ZOOM, ФОТОДЕЛО, ПСИХОЛОГИЯ, ФОТОМАСТЕРСКАЯ, FASHION COLLECTION, MAXIM , FHM, GQ, MEN’S HEALTH, FOTO&VIDEO, ТВ-ПАРК и другие. Фотографии Алексея Никишина опубликованы в 5 книгах.

География выставок Алексея Никишина весьма обширна — Нью-Йорк, Хьюстон, Вашингтон, Сидней, Копенгаген, Будапешт, Тель-Авив, Париж, Санкт-Петербург, Мурманск, Сургут, Смоленск, Талдом, Воркута, Краснодар, Кемерово, Новокузнецк, Ангарск, Иркутск, Владивосток и Тверь.

В 2007-2008 году в Москве работы фотографа выставлялись в «ЦДХ», «МАНЕЖЕ», «ГОСТИНОМ ДВОРЕ», Центре современного искусства «ВИНЗАВОД», «ФОТОЦЕНТРЕ» на Гоголевском, в галереях «ДОМ НАЩОКИНА», «FotoLoft», «Артмарин».

Алексей Никишин широко известен как разработчик креативных концепций, автор и продюсер многих известных Интернет-проектов. Среди наиболее знаменитых — интернет-магазин «Техносила», Интернет-магазин «Техмаркет», интернет-сайты для сети «OGGI», модельных агентств «Point» и «Modus Vivendis», «Московская Сотовая Связь» (сейчас «СКАЙЛИНК»), «ЭФСИ». Им созданы рекламные кампании для «БЕТАЛИНК», «СОТИНО» и «ЦИФРОГРАД», «РИОЛИС». Одной из его последних креативных концепций стал брэнд «Школа Современной Фотографии ModernPhoto.ru» — фотошкола и одноименная студия, широко популярная сейчас как у любителей, так и профессионалов. За разработки в области интернет Алексей Никишин удостоен несколькими международными наградами.

Биография

Алексей Никишин родился в 1976 году в Москве. Закончив с отличием университет, долгое время работает в области Рекламы и Интернет. В 2000 году оставляет работу в области дизайна, чтобы посвятить себя Фотографии. Начиная снимать портреты, обнаженную натуру, моду, жанр, изучает работы мировых мастеров фотографии. Постоянно совершенствуясь, Алексей концентрируется на одном направлении — Портрет. Именно Портрет увлекает его больше всего своей глубиной и неоднозначностью.

В 2007 году Алексей начинает снимать в России свой первый крупный фотопроект «В РОЛИ СЕБЯ», приглашая участвовать в нем звезд рок-музыки, а за тем и актеров. Съемка за съемкой на протяжении нескольких лет . Именно в то время формируется узнаваемый теперь авторский стиль и появляются первые фотографии серии, о которой потом будут писать все российские журналы и газеты. Совершенно нехарактерные для российского глянца черно-белые изображения Звезд с закрытыми глазами, искренними эмоциями, сильными характерами и совершенно без превычного широкой публике лоска. Все это выглядит как вызов российской журнальной фотографии. Так на свет появляются первые «психологические портреты» (true portrate) российских звезд.

В 2008 году в Москве в одном из лучших московских выставочных пространств «ВИНЗАВОД» проходят сразу две авторские выставки Алексея Никишина — две части проекта «В РОЛИ СЕБЯ». Светское мероприятие, на которое съехался весь московский бомонд — известные актеры, музыканты, арт-критики, глянцевые журналы и телевиденье. Открытие выставок освещают ведущие российские телеканалы, фотографии с выставки облетают все топовые журналы. Они пишут о выставке, о необычных «живых» фотографиях Звезд и о новом для России направлении в фотографии — «Психологическом портрете».

Алексей Никишин много сотрудничает с глянцевыми изданиями, развивая направление «психологического портрета», пишет статьи о фотографии в самые популярные российские журналы: Zoom, DigitalPhoto, Fotomasterskaya, Психология, Fashion Collection Billboard.

В 2009 году выходит первый фотоальбом Алексея Никишина, изданный совместно журналами «Digital Photo / Фотомастерская». В него вошли более 50 черно-белых портретов известных люди современной России в области культуры. Книга была показана в апреле 2009 года на персональной выставке работ, которая проходила в Москве на ежегодной фотоярмарке «Фотофорум-2009».

Весной 2009 году на базе материала отснятого в России Алексей Никишин открывает серию персональных выставок «Психологического портрета» сразу в нескольких странах мира: Латвия, Австралия, США. Цель этих выставок — познакомить широкую аудиторию с направлением «российского психологического портрета». При поддержке глянцевых журналов, локализованных в странах проведения выставок Алексей Никишин планирует провести фотосъемки представителей местного бомонда и известных людей в области культуры и искусства для нового, уже интернационального, проекта.

Международные награды

PHOTOGRAPH OF THE YEAR / MERID OF EXELENCE
«2nd Annual Photography Masters Cup / International Color Awards. 2007», Англия

OUSTANDING ACHIEVEMENT
«2nd Annual Photography Masters Cup / International Color Awards. 2007», Англия

GOLD MEDAL / GRAND AWARD WINNER
«15. TRIERENBERG SUPER CIRCUIT. 2006», Австрия

«WHO IS WHO». Международный сертификат как одному из успешных и значимых людей России в области искусства, 2007, Швейцария

Выставки и публикации

Информация о выставках http://www.alexeynikishin.ru/exhibitions.html

Информация о публикациях http://www.alexeynikishin.ru/bibliography.html

Авторитетные источники

Информация о фотографе в «ВИКИПЕДИИ» http://ru.wikipedia.org/wiki/Никишин_Алексей

Информация на сайте «PROPHOTOS» http://prophotos.ru/photographers/12962-aleksey-nikishin

Отзывы участников проектов

Ксения Собчак:
«У Алексея есть свой стиль, свое восприятие женской красоты. Он очень остроумный жизнерадостный человек. Мне запомнилась его фотографии Чулпан Хаматовой и Марины Голуб — невероятно пронзительные работы, и я решила принять участие в проекте. На съемках Алексей не заставлял меня не смеяться, не грустить. У меня, скорее, другая проблема! Я уже так профессионально всегда улыбаюсь и смеюсь, что у меня скорее проблема, чтобы я этого не делала! Нам с Алексеем легко, мне кажется, работалось, он сам по себе человек очень легкий.»

Чулпан Хаматова, актриса:
«Алексей прекрасный фотограф. Замечательно то, что ему удалось меня поймать даже не такой, какая я есть, а такой, какой бы мне хотелось быть, а это намного лучше! И эти фотографии я сохраню как образец перевоплощения. С одной стороны, лицо только готовящееся к принятию другого образа, собранные волосы, закрытые глаза, в предчувствии чего-то, как будто непорочная какая-то готовность к рождению чего-то, а с другой стороны, уже в образе, и перед нами уже другой персонаж».

Андрей Макаревич, музыкант:
«Очень хороший фотограф. Портрет грустный? А вы считаете, что мы должны быть все бодрые и веселые? Это не журнал «Здоровье». Очень хорошо, что я снят в несколько необычном для себя состоянии. Замечательные работы и то, что Никишин делает мне очень близко, потому что я, наверное, достаточно традиционный человек, я люблю хорошую классическую живую фотографию, на черно-белую пленку, когда суть есть не выпендрежь и демонстрация всяких технических новшеств, а суть человека, которая в результате выступает на этом портрете».

Сергей Галанин, музыкант:
«…Просто это все по-человечески и жизненно, без лишнего гламура. Ну что нам этот гламур, мы же нормальные люди. Тут самое что для меня странное — мы практически не были знакомы с фотографом, а такое ощущение, что мы раскрылись как дети. А это можно сделать только лишь в такой какой-то компании. Очень хорошие портреты, здесь я такой позитивный.

Вадим Самойлов, группа «Агата Кристи»:
«Наслаждаюсь замечательными, абсолютно новыми амплуа коллег моих. Я их в таком виде, в общем-то, и знаю, такими именно они мне знакомы и близки. Но думаю, что многим людям, которые в первый раз увидят такие фотографии, для них это будет вновь, что артисты могут быть такими».

Евгений Маргулис, музыкант:
«Леша Никишин — замечательный фотограф. К старости мы уже научились определять те места куда мы ходил и не ходим. Я увидел его работы и понял, что с ним можно работать и у него можно сниматься.»

Вячеслав Бутусов, музыкант:
Наверное, если бы на этом портрете был изображён кто-то другой, я смог бы быть более объективен. И тем не менее: Во-первых, я поклонник графики вообще, и чёрно-белой фотографии в частности. Во-вторых, мне очень нравится в этой работе, что руки слепили из светотени симметричный орнамент, ассоциирующийся с решёткой рыцарского забрала, а взгляд при этом остаётся незащищённым. В-третьих, важно отметить момент выныривания запечетлеваемого лица из тёмного пространства, этот приём придаёт нужную динамику и дополнительный обьём изображению. В-четвёртых, несомненной концептуальности данному полотну придаёт эффект четырёхмерности — если разделить картинку пополам, то в правой части отчётливо видно, как светлая, почти белая, рука держит в своей ладони голову, словно «державу». Эта фотография не вызывает у меня никакой болезненной реакции, и вообще является одной из немногих в моём архиве, имеющих полноценное право называться удачной.

Анастасия Волочкова, балерина:
Как представитель именно классического искусства, я очень чувствительно воспринимаю малейшие нюансы любого рода творчества. И я не могу не отметить, что мне особенно легко говорить о нашем сотрудничестве с Алексеем Никишиным, потому что этот безусловно талантливый фото-художник так тонко выразил свое видение таких ярких в своем различии личностей. Но прежде всего, он на своих фотографиях раскрыл тот очень личный внутренний свет, который людям свойственно скрывать ото всех. Я от всей души желаю Алексею вдохновения и ярких красок!

Дима Ревякин, группа «Калинов мост»:
Алексей молодец! Молодой, креативный, талантливый… Нравится портрет или нет — не так важно. Я там вышел, наверно, таким, каким в тот момент и был. Посмотреть на себя со стороны тоже полезно иногда. Вообще идея достаточно убедительная — показать талантливых людей не в глянцевом, медийном изображении, как неких «звёзд», какими привыкли их видеть и воспринимать многие. А просто как людей, которые живут, дышат тем же воздухом, плачут и смеются, радуются, где-то и сердятся. Мне же эта выставка подарила возможность увидеться со старыми приятелями, что не так-то часто происходит. И за это отдельное большое спасибо фотографу.

Владимир и Сергей Кристовские, группа «Uma2rmaH»:
Фотосессия была необычной — такой расслабленной и спокойной — пришли, попили чаю, посмотрели огромное количество черно-белых работ разных фотографов. Да и сам процесс был мало похож на стандартную фотосессию — мы просто сидели и общались, а Алексей еще и успевал что-то поймать в объектив.

Марина Александрова, актриса:
«Мне понравился проект именно тем, что актерам , наверное, в своей профессии, всегда тяжело оставаться самими собой. Поэтому когда пришло предложение попробовать на съемке быть самой собой, это показалось очень сложным, ведь нужно отказаться от придуманных штампов и амплуа. Алексей пытался улавливать во время съемки тот момент, когда ты такая, как ты есть на самом деле. Вот видимо даже он до конца не понял, какая я на самом деле, и повесил две мои фотографии на выставку.»

Артур Смольянинов, актер:
«Здесь все романтические, лирические, задумчивые или просто рожи корчат, а я тут самый серьезный. Очень хорошая выставка. Отлично! Настроенческая такая, человеческая, живая.»

Агния Кузнецова, актриса:
«Работать было очень легко. Это живая фотография, на ней я такая, какая есть — без антуража, красок, одежды «от кутюр». В процессе съемок мы общались, я что-то показывала, и он ловил моменты, не было никакого позирования.»

Мария Шалаева, актриса:
«Мне очень понравилось участвовать в проекте, мы подружились с Алексеем. Я не очень люблю фотографироваться для журналов, но тут мне было интересно. Это гораздо приятнее, чем глянцевые фотографии»

Марина Голуб, актриса:
Я помню, что это был достаточно сложный период в моей жизни, и, наверное, Алексей очень точно почувствовал эмоциональный момент. Если Вы заметили, на моей фотографии фактически плачущие глаза и, в общем-то, улыбающееся лицо. Это несочетание грустных глаз и улыбающегося лица — абсолютно то состояние, которое у меня было. Он очень точно это почувствовал. И я помню: я куда-то очень далеко ехала, была какая-то плохая погода, я стояла в пробке, я к нему опознавала, все было долго. А потом мы встретились, и стали очень-очень быстро работать. И стало очень-очень хорошо. И я сразу поняла, что он хочет. И мне стало интересно его предложение, потому что оно было не банальным: Я не знаю, что я из этого вынесла. Момент, наверно, сотворчества какой-то.
Я поняла, что просто очень важно, особенно, наверно, в работе с фотохудожником, до конца быть честной. Не наигрывать — что ты сейчас в этот момент, а быть такой, какая ты есть. И он тебе, допустим, говорит про какую-то эмоцию: ты пойди за этой эмоцией. Я как актриса, это моя профессия — идти за разными эмоциями, показывать их. А здесь все иначе. Все честно и поэтому и портрет очень хороший. Я даже выставила его во МХАТе в галерее.
У актеров восприятие мира другое, немножко другое, чем у всех остальных людей. Мы можем через себя пропустить чужую жизнь и дальше ее отдать людям. То есть показать другого человека, другую судьбу, любую эмоцию другого человека. Поэтому, наверное, здесь, я понимаю это точно, это перевоплощение в себя. Это самое трудное для актера. Мы же все немножко из себя что-то представляем. А тут абсолютно мы все такие, какие мы есть. Все: Смолянинов, Шанина, Вержбицкий. Вот смотрю на всех своих товарищей, с которыми я снимаюсь, работаю: Шалаева прекрасная. Все очень с одной стороны просты, а с другой — такие, какие они есть на самом деле. Это как бы возврат к себе. Алексей успел в какую-то минуту уловить нас такими — настоящими. Это самое великое. / Беседовала: Александра Мухамеджанова

Отзывы прессы

Один из «я».
Алексей, почему вы называете свои фотографии ненормативными?- Потому что это не глянец. Это фотография, которая отходит от современных фотографических норм. Это как бы — неформат. Уже давно никто не снимает черно-белые фотографии звезд. Сейчас в глянцевые журналы звезд модно снимать по определенной схеме построения света и цвета. А такая фотография никак не укладывается в глянцевый формат.

Фотограф Алексей Никишин хотел застать рок-музыкантов «в роли себя». С первого взгляда эти снимки подкупают. Во-первых, загружается соответствующая музыка (она звучит в голове, в зависимости от персонажа на фотографии). Во-вторых, притягательна эстетика черно-белого фото, обладающего способностью облагораживать. Может быть, оттого, что монохромные снимки умеют скрадывать детали нашего часто слишком цветного реального мира. В-третьих, крупный план и нейтральный фон (почти без всяких индивидуальных атрибутов) дополнительно сосредоточивают внимание зрителя на лицах.

В наш век гламура и высоких технологий почти невозможно увидеть известного человека без грима и ретуши, причем на снимке профессионального фотографа, а не фаната или уличного репортера. Андрей Макаревич на снимках не предстанет в образе затейливого шоумена и ведущего многочисленных телепрограмм. Здесь он, прежде всего музыкант, творческая личность, думающий и очень глубокий.

Лидер группы «Крематорий» Армен Григорян запечатлен без своей знаменитой шляпы, неожиданно молодой (а ведь «Крематорию» в этом году 25 лет!) и задумчивый. Вадим Степанцов из «Бахыт компота», как и на сцене, насмешлив и ироничен. Представлены на фотовыставке и снимки молодых коллективов. Так, «В роли себя» выступили и братья Кристовские из группы «Uma2rmaн».

На вопрос корреспондента о том, возможно ли продолжение проекта с участием рок-музыкантов с мировым именем, автор проекта «В РОЛИ СЕБЯ» московский фотограф Алексей Никишин ответил так: «Идея есть. Если будет такая возможность, то все это можно реализовать. Все будет зависеть от менеджмента и от того, как это всё будет происходить на этот раз. Сейчас я снимал в Москве в своей студии. Посмотрим, как получится на этот раз.

Как снять человека «в роли себя»? Люди редко показывают свое настоящее лицо даже наедине с собой. Это отчасти работа психолога?
А.Н.: Надо всегда стараться подходить к фотографии искренне, неформально. Это отчасти работа психолога. Надо сделать так, чтобы человек доверял мне и ни на минуту не сомневался, что мы друзья. Говорить с каждым на разные темы, которые помогут ему расслабиться и раскрыться. Я слушаю и снимаю, без всякого позирования. Вот так и получаются настоящие лица. Мне нравится общаться с людьми. Открытость — самое важное в общении. Наверное, поэтому мне было легко снимать моих героев. Большинство из них тоже очень открытые люди и было такое впечатление, что мы знаем друг друга тысячу лет. Конечно, некоторые сначала замыкались в себе, но это напряжение скоро проходило.

Их песни мы знаем наизусть!

Вы снимали людей, чью музыку вы слушали, чей голос звучал в любимых песнях. Какие впечатления?
— Было очень приятно. Со многими коллективами я познакомился впервые. Приятно, что музыканты отнеслись с уважением к моему труду. А их мнение для меня по важности первостепенно. Я очень переживал, что кому-то не понравится свой портрет. Но все говорили только хорошее.

«В РОЛИ СЕБЯ» — выставка «черно-белой авторской психологической фотографии», как ее называет сам автор. Такой фотографии, которая не укладывается в современный глянцевый «формат», нарушает каноны и правила, существует вне сложившихся стереотипов и догм современной трактовки фотоискусства. Камерные фотографии — живые психологические портреты вне времени и моды. На лицах героев нет косметики, вы не увидите плодов труда визажистов и стилистов, режиссеров и ассистентов.

Всмотритесь в эти работы, всмотритесь в лица, глаза. Вы разглядите в них озабоченность, тоску, усталость: Разглядите человека. Не ищите «цифровой резкости» в снимках, она вовсе не является критерием качества фотографии. Автор открыл «секрет»: эти снимки сделаны одной из самых «древних» профессиональных камер — «лейкой». Её избирательный «мягкий» фокус позволяет ему показать героя таким, каким его смогли бы увидеть и вы сами, будь вы рядом с ним в то самое Мгновение длиной всего в 1/30-тую секунды…

Аудио и видео


Интервью Алексея Никишина радиостанции «Радио МАКСИМУМ».
Ведущая эфира: Рита Митрофанова



Репортаж с персональной выставки Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ.» Интервью: Марина Александрова, Иван Стебунов, Алексей Никишин, Агния Кузнецова, Артур Смольянинов, Маша Шалаева.
Телеканал «Россия», передача «Доброе утро»


Репортаж с персональной выставки Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ». Интервью: Марина Александрова, Иван Стебунов и Артур Смольянинов на персональной выставке Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ» в Артцентре «Винзавод».
Акадо-ТВ


Репортаж с персональной выставки Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ.» Интервью: Агния Кузнецова, Марина Александрова, Артур Смольянинов на выставке фотографа Алексея Никишина «В РОЛИ» на «Винзаводе».


Репортаж с авторской выставки «В РОЛИ СЕБЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МУЗЫКА». Интервью с Андреем Макаревичем, Сергеем Галаниным, лидерами группы «Агата Кристи», «Манго-Манго».
Телеканал: KM-TV


Репортаж с персональной выставки Алексея Никишина «В РОЛИ СЕБЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ». Интервью: Алексей Никишин, Татьяна Куртанова, Марина Голуб, Кирилл Малов, Марина Александрова.
Автор: Саша Мухамеджанова


www.alexeynikishin.ru

ЗАПИСЬ НА СЪЕМКУ / ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ НИКИШИН




Вы всерьез задумались о том, что у Вас совершенно нет фотографий, отражающий Вас как Личность? Надоели безэмоциональные лица, смотрящие на Вас с миллиона пустых «глянцевых» фотографий? Решили сделать подарок своему любимому и хочется чего-то необычного?

Вам непременно надо приехать в нашу студию, чтобы сделать фотографии, которые будут радовать Вас не один год!

В нашей уже студии побывали: Мария Миронова, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин с семьей, Игорь Кваша, Марина Александрова и Ваня Стебунов, Владимир и Сергей Кристовские, Ксения и Полина Кутеповы, Ляйсан Утяшева, группа «Агата Кристи», Сергей Галанин, Евгений Маргулис, Паша Деревянко, Саша Ревва, Миша Трухин с семьей, Марина Голуб и многие другие.

Основные направления фотосъемки

— художественный портрет
— парный и семейный портрет
— ню и обнаженная натура
— актерское портфолио и портфолио для кастингов
— журнальная фотосъемка (обложки, иллюстрации)
— свадебная фотография

Уточнить подробности о проведении фотосессии, заказать портфолио, узнать свободные даты и время, записаться на фотосъемку Вы можете по телефону:


АЛЕКСЕЙ НИКИШИН, фотограф
Tel: +7 916 9623075
Email: [email protected]

или воспользоваться специальной формой, нажав на кнопку, расположенную чуть ниже.
Форма открывается в новом окне — будьте внимательны.


Вадим и Глеб Самойловы (группа «Агата Кристи»)
в студии Алексея Никишина, 2008


www.alexeynikishin.ru

Алексей Никишин, профессиональный фотограф, представляет свои фото работы

Алексей Никишин известен как один из ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии. Его нашумевший проект «В роли себя» — не просто серия современных «звездных» портретов. Герои на этих фотографиях не похожи на глянцевых моделей. Они не боятся показаться искренними, они — абсолютно естественны, никакой синтетики и пластмассовой пластики. На всех фотографиях — все настоящие.

А началось все с портрета Аллы Югановой, известной актрисы театра «Ленком». Именно работа с ней утвердила Алексея Никишина в намерениях создать серию психологических портретов знаменитостей, которой не должно было найтись аналогов, и где каждое фото отличалось бы уникальностью.


«Яркий талант многих «звезд» часто сочетается с их внутренней неуверенностью и нежеланием быть самим собой «у всех на виду». Я вижу, что им гораздо проще и привычнее позировать мне в определенной «роли», когда свое истинное «я» можно спрятать за чужим образом. Даже когда им приходится мысленно обнажиться душой, и тогда не так просто вычислить, каковы же они на самом деле», — говорит автор о своих именитых моделях.


Серию «В роли себя» отличает отсутствие характерных для фотографий высокой моды и театра избитых клише в композиции и приемов съемки. «Я хотел зафиксировать на пленке внутреннюю жизнь героя — освободить людей от их масок и привнести новое дыхание в мир традиционного «звездного» портрета», — рассказывает Алексей. — «На снимках нет декораций и замысловатых поз. Зато есть сильная внутренняя эмоциональность, легкий оттенок грусти, выразительность, искренность и внутренняя правдивость, так несвойственная современным фото знаменитостей».
Первая часть проекта «В роли себя. Музыка» — серия черно-белых психологических портретов ведущих российских рок-музыкантов была показана в марте 2008 года. И вот, спустя несколько месяцев, в галерее «FotoLoft» Центра современного искусства «Винзавод» Алексей Никишин представил вторую серию работ «В роли себя. Часть 2. Перевоплощение». Моделями проекта стали актеры московских театров «Ленком», «Современник», «Сатирикон», Театра им. Моссовета, Театра Эстрады и МХАТ им. А.П. Чехова, участники нашумевших мюзиклов: «Метро», «Нотр Дам де Пари», «Иисус Христос — суперзвезда», а также многие другие известные медийные персоны в необычном для них, немедийном формате.

___________________________

Читайте также:

Максим Митенков — фотограф из Белоруссии. Занимается фотографией с 2002 года. Мастерски владеет искусством цифровой фотографии. 

В 2008 году фабрика мебели совместно с Федором Маркушевичем осуществила проект «Путешествие дивана по России». Идея проекта заключалась в том, чтобы показать Россию такой какой она есть, ее настоящих жителей. 

rosphoto.com

ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ НИКИШИН |

Известный российский фотограф Алексей Никишин — один из ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии; член Международного Союза Художников (IFA UNESCO), Творческого Союза Художников России и Союза Фотохудожников России, автор масштабного фотопроекта «В РОЛИ СЕБЯ» — уникального цикла выставок психологических портретов известных российских деятелей культуры и искусства.
Персонажей и фотографии Алексея Никишина знают все: он единственный фотограф, который, составил уникальную антологию психологических портретов наших современников — представителей российской творческой интеллигенции. Среди его работ черно-белые портреты Андрея Макаревича, Чулпан Хаматовой, Вячеслава Бутусова, Анны Большовой, Сергея Галанина, Виктора Вержбицкого, Евгения Маргулиса, Андрея Мерзликина, Михаила Трухина, Павла Деревянко, Марии Мироновой, Александра Збруева, Анастасии Волочковой, Игоря Кваши, Марины Голуб, Александра Ревва, Павла Любимцева, Антона Макарского, Марины Александровой и Ивана Стебунова, Ксении и Полины Кутеповых, Артура Смольянинова, Тани Геворкян, Владимира Этуша, групп «Агата Кристи», «УмаТурман», «Квартал», актеров театров «Ленком», «Современник», театра-мастерской Петра Фоменко, резидентов «Comedy Club» и многих-многих других.
Фотографии публиковались более чем в 50 печатных изданиях в России и за рубежом. Среди них: BILLBOARD, DIGITALPHOTO, DIGITAL PHOTOGRAPHER, ZOOM, ФОТОДЕЛО, ПСИХОЛОГИЯ, ФОТОМАСТЕРСКАЯ, FASHION COLLECTION, MAXIM , FHM, GQ, MEN’S HEALTH, FOTO&VIDEO, ТВ-ПАРК и другие. Фотографии Алексея Никишина опубликованы в 5 книгах.
География выставок Алексея Никишина весьма обширна — Нью-Йорк, Хьюстон, Вашингтон, Сидней, Копенгаген, Будапешт, Тель-Авив, Париж, Санкт-Петербург, Мурманск, Сургут, Смоленск, Талдом, Воркута, Краснодар, Кемерово, Новокузнецк, Ангарск, Иркутск, Владивосток и Тверь.
В 2007-2008 году в Москве работы фотографа выставлялись в «ЦДХ», «МАНЕЖЕ», «ГОСТИНОМ ДВОРЕ», Центре современного искусства «ВИНЗАВОД», «ФОТОЦЕНТРЕ» на Гоголевском, в галереях «ДОМ НАЩОКИНА», «FotoLoft», «Артмарин».
Алексей Никишин широко известен как разработчик креативных концепций, автор и продюсер многих известных Интернет-проектов. Среди наиболее знаменитых — интернет-магазин «Техносила», Интернет-магазин «Техмаркет», интернет-сайты для сети «OGGI», модельных агентств «Point» и «Modus Vivendis», «Московская Сотовая Связь» (сейчас «СКАЙЛИНК»), «ЭФСИ». Им созданы рекламные кампании для «БЕТАЛИНК», «СОТИНО» и «ЦИФРОГРАД», «РИОЛИС». Одной из его последних креативных концепций стал брэнд «Школа Современной Фотографии ModernPhoto.ru» — фотошкола и одноименная студия, широко популярная сейчас как у любителей, так и профессионалов. За разработки в области интернет Алексей Никишин удостоен несколькими международными наградами.
Биография

Алексей Никишин родился в 1976 году в Москве. Закончив с отличием университет, долгое время работает в области Рекламы и Интернет. В 2000 году оставляет работу в области дизайна, чтобы посвятить себя Фотографии. Начиная снимать портреты, обнаженную натуру, моду, жанр, изучает работы мировых мастеров фотографии. Постоянно совершенствуясь, Алексей концентрируется на одном направлении — Портрет. Именно Портрет увлекает его больше всего своей глубиной и неоднозначностью.
В 2007 году Алексей начинает снимать в России свой первый крупный фотопроект «В РОЛИ СЕБЯ», приглашая участвовать в нем звезд рок-музыки, а за тем и актеров. Съемка за съемкой на протяжении нескольких лет . Именно в то время формируется узнаваемый теперь авторский стиль и появляются первые фотографии серии, о которой потом будут писать все российские журналы и газеты. Совершенно нехарактерные для российского глянца черно-белые изображения Звезд с закрытыми глазами, искренними эмоциями, сильными характерами и совершенно без превычного широкой публике лоска. Все это выглядит как вызов российской журнальной фотографии. Так на свет появляются первые «психологические портреты» (true portrate) российских звезд.
В 2008 году в Москве в одном из лучших московских выставочных пространств «ВИНЗАВОД» проходят сразу две авторские выставки Алексея Никишина — две части проекта «В РОЛИ СЕБЯ». Светское мероприятие, на которое съехался весь московский бомонд — известные актеры, музыканты, арт-критики, глянцевые журналы и телевиденье. Открытие выставок освещают ведущие российские телеканалы, фотографии с выставки облетают все топовые журналы. Они пишут о выставке, о необычных «живых» фотографиях Звезд и о новом для России направлении в фотографии — «Психологическом портрете».
Алексей Никишин много сотрудничает с глянцевыми изданиями, развивая направление «психологического портрета», пишет статьи о фотографии в самые популярные российские журналы: Zoom, DigitalPhoto, Fotomasterskaya, Психология, Fashion Collection Billboard.
В 2009 году выходит первый фотоальбом Алексея Никишина, изданный совместно журналами «Digital Photo / Фотомастерская». В него вошли более 50 черно-белых портретов известных люди современной России в области культуры. Книга была показана в апреле 2009 года на персональной выставке работ, которая проходила в Москве на ежегодной фотоярмарке «Фотофорум-2009».
Весной 2009 году на базе материала отснятого в России Алексей Никишин открывает серию персональных выставок «Психологического портрета» сразу в нескольких странах мира: Латвия, Австралия, США. Цель этих выставок — познакомить широкую аудиторию с направлением «российского психологического портрета». При поддержке глянцевых журналов, локализованных в странах проведения выставок Алексей Никишин планирует провести фотосъемки представителей местного бомонда и известных людей в области культуры и искусства для нового, уже интернационального, проекта.
Международные награды

PHOTOGRAPH OF THE YEAR / MERID OF EXELENCE
«2nd Annual Photography Masters Cup / International Color Awards. 2007», Англия
OUSTANDING ACHIEVEMENT
«2nd Annual Photography Masters Cup / International Color Awards. 2007», Англия
GOLD MEDAL / GRAND AWARD WINNER
«15. TRIERENBERG SUPER CIRCUIT. 2006», Австрия
«WHO IS WHO». Международный сертификат как одному из успешных и значимых людей России в области искусства, 2007, Швейцария
Отзывы участников проектов

Чулпан Хаматова, актриса:

«Алексей прекрасный фотограф. Замечательно то, что ему удалось меня поймать даже не такой, какая я есть, а такой, какой бы мне хотелось быть, а это намного лучше! И эти фотографии я сохраню как образец перевоплощения. С одной стороны, лицо только готовящееся к принятию другого образа, собранные волосы, закрытые глаза, в предчувствии чего-то, как будто непорочная какая-то готовность к рождению чего-то, а с другой стороны, уже в образе, и перед нами уже другой персонаж».

Андрей Макаревич, музыкант:

«Очень хороший фотограф. Портрет грустный? А вы считаете, что мы должны быть все бодрые и  веселые? Это не журнал «Здоровье». Очень хорошо, что я снят в несколько необычном для себя состоянии. Замечательные работы и то, что Никишин делает мне очень близко, потому что я, наверное, достаточно традиционный человек, я люблю хорошую классическую живую фотографию, на черно-белую пленку, когда суть есть не выпендрежь и демонстрация всяких технических новшеств, а суть человека, которая в результате выступает на этом портрете».

Сергей Галанин, музыкант:

«…Просто это все по-человечески и жизненно, без лишнего гламура. Ну что нам этот гламур, мы же нормальные люди. Тут самое что для меня странное — мы практически не были знакомы с фотографом, а такое ощущение, что мы раскрылись как дети. А это можно сделать только лишь в такой какой-то компании. Очень хорошие портреты, здесь я такой позитивный.

Вадим Самойлов, группа «Агата Кристи»:
«Наслаждаюсь замечательными, абсолютно новыми амплуа коллег моих. Я их в таком виде, в общем-то, и знаю, такими именно они мне знакомы и близки. Но думаю, что многим людям, которые в первый раз увидят такие фотографии, для них это будет вновь, что артисты могут быть такими».

Евгений Маргулис, музыкант:

«Леша Никишин — замечательный фотограф. К старости мы уже научились определять те места куда мы ходил и не ходим. Я увидел его работы и понял, что с ним можно работать и у него можно сниматься.»

Вячеслав Бутусов, музыкант:


Наверное, если бы на этом портрете был изображён кто-то другой, я  смог бы быть более объективен. И тем не менее: Во-первых, я поклонник графики вообще, и чёрно-белой фотографии в частности. Во-вторых, мне очень нравится в этой работе, что руки слепили из светотени симметричный орнамент, ассоциирующийся с решёткой рыцарского забрала, а взгляд при этом остаётся незащищённым. В-третьих, важно отметить момент выныривания запечетлеваемого лица из тёмного пространства, этот приём придаёт нужную динамику и дополнительный обьём изображению. В-четвёртых, несомненной концептуальности данному полотну придаёт эффект четырёхмерности — если разделить картинку пополам, то в правой части отчётливо видно, как светлая, почти белая, рука держит в своей ладони голову, словно «державу». Эта фотография не вызывает у меня никакой болезненной реакции, и вообще является одной из немногих в моём архиве, имеющих полноценное право называться удачной.
Анастасия Волочкова, балерина:

Как представитель именно классического искусства, я очень чувствительно воспринимаю малейшие нюансы любого рода творчества. И я не могу не отметить, что мне особенно легко говорить о нашем сотрудничестве с Алексеем Никишиным, потому что этот безусловно талантливый фото-художник так тонко выразил свое видение таких ярких в своем различии личностей. Но прежде всего, он на своих фотографиях раскрыл тот очень личный внутренний свет, который людям свойственно скрывать ото всех. Я от всей души желаю Алексею вдохновения и ярких красок!

Дима Ревякин, группа «Калинов мост»:
Алексей молодец! Молодой, креативный, талантливый… Нравится портрет или нет — не так важно. Я там вышел, наверно, таким, каким в тот момент и был. Посмотреть на себя со стороны тоже полезно иногда. Вообще идея достаточно убедительная — показать талантливых людей не в глянцевом, медийном изображении, как неких «звёзд», какими привыкли их видеть и воспринимать многие. А просто как людей, которые живут, дышат тем же воздухом, плачут и смеются, радуются, где-то и сердятся. Мне же эта выставка подарила возможность увидеться со старыми приятелями, что не так-то часто происходит. И за это отдельное большое спасибо фотографу.
Владимир и Сергей Кристовские, группа «Uma2rmaH»:
Фотосессия была необычной — такой расслабленной и спокойной — пришли, попили чаю, посмотрели огромное количество черно-белых работ разных фотографов. Да и сам процесс был мало похож на стандартную фотосессию — мы просто сидели и общались, а Алексей еще и успевал что-то поймать в объектив.
Марина Александрова, актриса:

«Мне понравился проект именно тем, что актерам , наверное, в своей профессии, всегда тяжело оставаться самими собой. Поэтому когда пришло предложение попробовать на съемке быть самой собой, это показалось очень сложным, ведь нужно отказаться от придуманных штампов и амплуа. Алексей пытался улавливать во время съемки тот момент, когда ты такая, как ты есть на самом деле. Вот видимо даже он до конца не понял, какая я на самом деле, и повесил две мои фотографии на выставку.»

Артур Смольянинов, актер:
«Здесь все романтические, лирические, задумчивые или просто рожи корчат, а я тут самый серьезный. Очень хорошая выставка. Отлично! Настроенческая такая, человеческая, живая.»

Марина Голуб, актриса:

Я помню, что это был достаточно сложный период в моей жизни, и, наверное, Алексей очень точно почувствовал эмоциональный момент. Если Вы заметили, на моей фотографии фактически плачущие глаза и, в общем-то, улыбающееся лицо. Это несочетание грустных глаз и улыбающегося лица — абсолютно то состояние, которое у меня было. Он очень точно это почувствовал. И я помню: я куда-то очень далеко ехала, была какая-то плохая погода, я стояла в пробке, я к нему опознавала, все было долго. А потом мы встретились, и стали очень-очень быстро работать. И стало очень-очень хорошо. И я сразу поняла, что он хочет. И мне стало интересно его предложение, потому что оно было не банальным: Я не знаю, что я из этого вынесла. Момент, наверно, сотворчества какой-то.
Я поняла, что просто очень важно, особенно, наверно, в работе с фотохудожником, до конца быть честной. Не наигрывать — что ты сейчас в этот момент, а быть такой, какая ты есть. И он тебе, допустим, говорит про какую-то эмоцию: ты пойди за этой эмоцией. Я как актриса, это моя профессия — идти за разными эмоциями, показывать их. А здесь все иначе. Все честно и поэтому и портрет очень хороший. Я даже выставила его во МХАТе в галерее.
У актеров восприятие мира другое, немножко другое, чем у всех остальных людей. Мы можем через себя пропустить чужую жизнь и дальше ее отдать людям. То есть показать другого человека, другую судьбу, любую эмоцию другого человека. Поэтому, наверное, здесь, я понимаю это точно, это перевоплощение в себя. Это самое трудное для актера. Мы же все немножко из себя что-то представляем. А тут абсолютно мы все такие, какие мы есть. Все: Смолянинов, Шанина, Вержбицкий. Вот смотрю на всех своих товарищей, с которыми я снимаюсь, работаю: Шалаева прекрасная. Все очень с одной стороны просты, а с другой — такие, какие они есть на самом деле. Это как бы возврат к себе. Алексей успел в какую-то минуту уловить нас такими — настоящими. Это самое великое. / Беседовала: Александра Мухамеджанова

Выставки и публикации

Информация о выставках http://www.alexeynikishin.ru/exhibitions.html
Информация о публикациях http://www.alexeynikishin.ru/bibliography.html
Авторитетные источники

Информация о фотографе в «ВИКИПЕДИИ» http://ru.wikipedia.org/wiki/Никишин_Алексей
Информация на сайте «PROPHOTOS» http://prophotos.ru/photographers/12962-aleksey-nikishin

О ФОТОГРАФЕ / ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ НИКИШИН — САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФА

alika2010.wordpress.com

«Мне нужен смысл». Интервью для белорусского фотопортала «Znyata.com»

Апрель 11, 2011
Оригинальная статья на сайте: http://www.znyata.com/o-foto/nikishin.html


Tweet

Алексей Никишин фотографирует, путешествует, сотрудничает с журналами, делает проекты с актерами театра, постоянно ищет и экспериментирует. Одним словом — движется. Куда, зачем и в чем смысл — мы спросили у самого Алексея.

— С чего все начиналось?

— Я сфотографировал нескольких молодых актрис. А вообще начинал как все — снимал все подряд и не знал, что я хочу. Это постепенно выстраивалось, и теперь я точно знаю, что могу снимать портрет, что хочу снимать жанр, и точно знаю, что и как я не хочу снимать.

— То есть ты вышел из фотолюбителей?

— Да. Пожалуй, я им и остался. Я не считаю себя профессионалом.

— Какое ты получил образование?

— Инженер, у меня высшее техническое образование с красным дипломом.

— А когда начал путь в фотографии, размещался на фотосайтах?

— Да, на том же photosight.ru очень многому научился. Я всегда выставлял портреты, снимал ню. С тех пор, у меня есть две работы, за одну я получил золотую медаль в Австрии, за другую в Великобритании. Но в какой-то момент меня перестало это интересовать. Я перестал публиковать работы на фотокомьюнити, мнение массового зрителя для меня стало совсем не интересно. Мне стал интересен смысл в фотографии, а смысл — субстанция не общедоступная и даже может непопулярная.

— Какова причина? Что послужило толчком к росту?

— Бывает, встречаешь людей, которые что-то меняют в тебе. А бывает, просто сам растешь и уже не можешь говорить тем языком, которым ты говорил 3-5 лет назад. Ты же меняешься, меняется время и мир вокруг тебя тоже меняется. Поэтому человеку искусства нужен постоянный поиск. Считается ведь только то новое, что ты открыл для себя и для людей. Искусство должно изменить в человеке — в людях, которые увидели твои работы. Они должны выйти в выставки другими. Только тогда оно (искусство) имеет смысл. А красивые фотографии женщин и природы — это скучно.

Красивых фотографий очень много. Особенно фотографий природы. Но это не те фотографии, которые мне хочется. Сара Мун, Майкл Кенна, Масао Ямамото — у них другая природа. Они говорят, что природа красива не зелеными листьями. Они ищут в природе символы жизни. Вот такая фотография мне нравится. Фотография, несущая и открывающая новый взгляд на привычные вещи. Это важно — видеть в обычном пакетике с сахаром что-то другое. Если ты можешь это рассказать зрителю, и он откроет для себя что-то новое, присвоит себе и будет пользоваться твоим опытом как своим — вот это хорошо. Ради этих открытий стоит жить и снимать.

— Какие сайты посещаешь в Интернете?

— Практически ничего не посещаю. Поэтому не могу ничего порекомендовать. Иногда я просто нахожу фамилию какого-либо фотографа, ввожу в поисковике, читаю о нем, смотрю фотографии. К примеру, сейчас хочу посмотреть японцев. На японской фотографии я бы хотел поучиться. Это другое измерение! Они с детства образованы, с духом иной культуры. У нас такого нет — что успел нахватать, то и используешь. А японцы — каждый может писать хокку, настолько они чувствуют мир. В их поэзии нет рифмы в европейском понимании. Рифмы нет — но есть поэзия. И та же поэзия в японской фотографии.

— Есть ли кто-либо, кто оказал существенное влияние на тебя? Может кто-то, кого можешь назвать учителем?

— Так сразу — никого. У меня есть очень хорошие друзья, которые занимаются другими областями искусства. Скорее они мои проводники. Они в фотографии ничего не понимают. Вот так и живем — говорим друг другу и зрителю на разных языках об одном и том же, пытаясь услышать и понять. Мы вместе смотрим хорошее кино, спектакли, смотрим книжки с картинками, обсуждаем. Вот совсем недавно обсуждали Гарри Виногранда и Куделку.

— Сколько работ на сегодняшний день из твоего архива делают тебя счастливым?

— Одна. «Большая фотография про девочку с крыльями, ее крест и ее круг на мостовой». Мне кажется, в ней есть все и это все сказано.

Есть работы, которые я показываю на мастер-классах — вот под ними я готов поставить свою подпись в книге или на выставке. Я снимаю 10 лет, но всего, получается, могу показать порядка 30-40 портретов, жанр — около 20 фотографий. Какие-то фотографии перестают быть значимыми для меня с течением времени…


Большая фотография про девочку с крыльями, ее крест и ее круг на мостовой

— А много снимаешь?

— Каждую неделю по 3-4 съемки. Часть — для себя, часть — коммерческие заказы. В поездках — около 50 пленок на каждую.

— Что ты сейчас снимаешь не за деньги?

— Мы сняли большой проект с «Дом-2». Этот проект получился очень неоднозначным. Надеюсь, он откроет зрителю новый взгляд не только не только на себя, меня, на современную фотографию, но и на наш мир в целом. Проект об этом. В планах выставка Москве в арт-центре «Винзавод», 15 выставок по регионам России, фотоальбом.

Еще один проект — афиша для нового спектакля театра Фоменко , который ставит Виктор Рыжаков. Проект уже снят, теперь надо все собрать. Идея афиши такова, что я должен своими словами (своими художественными средствами) заново передать суть спектакля. Не снять сцену из спектакля, а взять идею, заложенную в спектакль, перерассмотреть ее и сделать одну фотографию, которая бы говорила о смысле того, о чем говорят актеры на сцене в течение полутора часов. Чтобы смысл вышел наружу. Мы уже придумали, как это сделать, на каких точках построить картинку. И я уже все это собрал.


Афиша для спектакля «Пять вечеров» театра-мастерской П.Фоменко

— У тебя все заказы настолько интересные? Ты так увлеченно рассказываешь…

— Это очень сложная работа и, конечно, далеко не все съемки такие. Но это мои друзья и это большая ответственность перед всеми ними. Спектакль будет очень хорошим! И я чувствую себя частью этого спектакля.

— А какие коммерческие заказы приходят? Портреты?

— В основном это психологические портреты для журналов, заказные семейные и персональные портреты, фотографии для театральных афиш. Иногда бывает жанровые заказы.

— Это очень интересно! Не считаешь ли ты своей заслугой то, что люди хотят получить именно психологический портрет? Например, сложно представить, что люди сознательно шли на это.

— Ко мне приходят люди зрелые, серьезные люди. И они идут не за психологическим портретом. Они идут к хорошему фотографу, потому как чувствуют, что будут на фотографиях настоящими. Заказчик не видит психологических портретов, заказчик видит фотографии. И хочет себе такие. Он не хочет быть красивым, но непохожим на себя. Он хочет, чтобы фотограф снял суть. То, что есть сейчас, его настоящее.


Актриса Полина Агуреева

— Интересен сам момент, как они приходят к тому, что хотят именно такие фотографии?

— Они видят фотографии у своих друзей, знакомых. Я в свое время снимал руководство Coca-Cola. Теперь эти фотографии ставят везде. Люди видят снимки и спрашивают, кто это снимал.

Люди дарят съемку друг другу на День рождения. Плюс часто мужья дарят своим женам. Я снимаю практически то же самое, что и на сайте — эмоциональных, живых людей. Если человек смеется — он смеется по-настоящему. Это очень важно. Людям не нужно позерство. Люди идут за настоящим, свободными фотографиями.

— Они приходят еще раз?

— Как правило, нет. Приходят их друзья: Кто-то проявлялся через 2-3 года. Но чаще нет. Скорее всего они понимают, что после меня можно не сниматься лет 5 точно. Не то, чтобы это вечная фотография. Но 5 лет для нее точно не срок. 🙂

— С кем интереснее работать — с женщинами или мужчинами?

— Неважно. Я не разделяю людей на мужчин и женщин. Я делю по другим критериям. Девочки 16 лет ко мне за портфолио не едут, им еще не хватает подготовки, чтобы понять мои фотографии. Они считают, что фотография должна быть такой, как в еженедельном журнале с программой ТВ. Моих фотографий там не бывает.

Раз человек принял решение заплатить деньги за то, что снимаю я — значит он в определенной степени уже подготовлен. Это не значит, что он обязательно разбирается в искусстве. Но он чувствует, что ему нужно это. Поэтому мне с ними просто. Я никогда не снимал чиновников или директоров металлургических заводов. Кажется, это тоже не моя аудитория. Приезжают владельцы трансконтинентальных компаний, IT-компаний, известный актеры и режиссеры — те, кто воспитан на чем-то новом.

— У тебя есть цель снять кого-то конкретного?

— Вообще не хочу больше никого снимать! Творческий период со звездами, музыкантами, актерами — закончен. Есть 2-3 человека, кого я бы хотел снять. Но охотиться за ними я не буду. Просто подожду, пока они придут сами. Это вопрос только времени.


Режиссер Кирилл Серебренников

— Нет ли желания снять Путина, Медведева?

— Нет такого страстного желания. Но если представится возможность, я бы поработал с удовольствием. Многие мои западные коллеги — Платон, Терри Ричардсон, работы которых мне нравятся и близки, снимали президентов.

— Ты не раз упоминал, что портреты тебя увлекают все меньше, и ты стремишься к жанровому направлению. В сторону Брессона:

— Мне нравится французская гуманистическая фотография, которую снимали после войны. Нравятся Брессон, Буба, Брассай, Брессон, Дуано. Они снимали счастье в очень непростое время. Мне это близко. Но слишком понятно.

Идти я хочу к другому — очень хочется научиться не то, чтобы режиссировать, но управлять съемкой так, чтобы я мог выразить смысл через фотографию. Сейчас я этот смысл забираю или ищу в уже отснятых фотографиях. Это то, что у меня сейчас происходит в жанре — я снимаю так, как хочется, а потом смотрю, что получилось. А мне хотелось бы научиться выстраивать свою фотографию в рамках смысла, говорить своей фотографией о том, о котором я хочу. Хельмут Ньютон снимал не репортерские фотографии. Ля Шапель тоже. Они выстраивали на фотографии тот смысл, который он хотели показать зрителю. Я хочу, чтобы смысл моей фотографии не сам появлялся, а я знал, что я делаю. Хороший режиссер выстраивает кадр так, чтобы в конце концов зритель почувствовать то, что он, режиссер, всем этим хотел сказать. Мне этого хочется делать с фотографией, но я пока не знаю, как к этому подступиться.

В России этого практически нет. Все смыслы очень поверхностные. Хочется снимать глубокие фотографии. У Куделки есть портреты цыган, постановочные. Но это снято так, что смысл не то, чтобы не уходит, приходит новый! Я уверен, что все это заслуга фотографа. Фотограф — это драматург, режиссер, и оператор. Хочется совместить в себе этих людей. Хочется дойти до такого уровня, когда ты будешь смысл вкладывать в фотографию, и он будет исходить из фотографии.

— Это складывается из постановочных средств…

— Да. Но… Я бы не сказал, что фотографии Ньютона постановочные. Они очень живые! При этом, мир, который в них — создан Ньютоном. Брессон все забирает. А Ньютон — создает, а потом забирает. Кино Джармуша нельзя назвать постановочным. Хотя все фильмы, кроме документальных — постановочные. Но Джармуш так все выстраивает, что нам кажется все настоящим. Он выстраивает очень продуманный и чистый мир, зрителю кажется, что этот мир существует. Я не имею в виду прически и платья. Все это ничего не значит. Я имею в виду дух. А мы можем говорить смыслом в фотографии.

С актрисой Полиной Агуреевой мы второй год снимаем портреты, в которых она играет смысл картин разных художников. Она играет не женщин, которые изображены на холсте, а смысл этих женщин. Это на уровне ощущений художников. Такая должна быть фотография — не театрализованным представлением, а передающей смысл. — Нет ли в этом процессе риска, что когда ты дойдешь до такой фотографии, твоя аудитория может сузиться до минимума?

— До трех человек: Так и есть. Но когда занимаешься искусством — не стоит задачи нравиться всем. Если ты нравишься — над этим стоит задуматься. То же самое с любым великим художником, поэтом, писателем. Художник не должен нравиться. Нужно, чтобы его понимали. Понимали те, кто близок ему по духу. Этого достаточно. Массовый мир потребления существует по другим законам. Это обратная перспектива — каждый в отдельности потребляет не то, что ему нужно лично, а то, что ему говорят потреблять.

Современные фотографы смотрят современные журналы и думают, что надо снимать так. Просто потому, что они больше ничего не видели. Это страшно на самом деле. Художник — он другой человек. Он должен все пропускать через себя и давать только той аудитории, которая готова его воспринять. Чем сложнее мы думаем и снимаем — тем меньше нас понимают. Мне кажется, это честно. — Есть ли у тебя друзья-фотографы?

— Нет. Есть Валера Самарин, у которого я проявляю пленки, мы с ним много общаемся, он меня многому учит. Сам он сейчас снимает редко, но с большим удовольствием. Чежин говорил в интервью Леше Серебренникову, что новые хорошие карточки снимает тот, у кого нет старых хороших. Вот у Самарина уже все есть. Можно больше не торопиться.

Вообще, в Москве сложно чему-то научится. Здесь учат мэйкапу, глянцу, фотошопу и думают, что это и есть фотография. Поэтому то, что мне необходимо для роста, приходится черпать из кино, театра и книг.

Когда ты научился вырезать по дереву — ты режешь. Научился лепить — лепишь. Но от этого ты не станешь Роденом. Чтобы стать Роденом, надо научиться мыслить. Чтобы сказать, надо понимать, о чем ты хочешь говорить. Многие научились лепить, но при этом никто не может ничего сказать. Нечего.

— Расскажи о твоем сотрудничестве с журналом . Как оно сложилось?

— Достаточно давно меня познакомили с Алексеем Серебрянниковым, который пишет в этот журнал статьи. Мы придумали цикл статей . В этих статьях стараемся говорить, конечно, не только о портрете. Мы берем разные тезисы из разных тем и обсуждаем. Еще мы даем задания. Пытаемся раскрыть важные, но редко освещаемые аспекты фотографии. И чтобы читатели попытались найти это в жизни. Они присылают работы, мы их разбираем в номере, комментируем и выбираем «победителя номера».

Это очень интересный процесс. Присылают очень много фотографий, в т.ч. и хороших! Часто люди присылают фотографии, а мы уже им рассказываем, чем прекрасны эти их снимки. Не устаю повторять — у любителей встречаются просто гениальные фотографии! Хотя бы потому, что они сами того не подозревают.

— Одна из лекций, которую ты читаешь, посвящена бильд-редактированию. На чем строится материал? Это твой личный опыт?

— Только мои личные наработки и разбор, как другие делают книги. Посмотрите на наши журналы — кроме того, что фотографии постоянно волшебным образом кадрируют, очень редко вообще встретишь разворот, на котором грамотно расположены фотографии.

Моя лекция разбита на определенные тематические группы правил и решений. Привожу примеры из книг разных жанров, из комиксов, фотоальбомов. Их нередко делают очень крутые дизайнеры. Там каждый разворот — это произведение искусства. Фотографии вместе — они создают новое пространство. Там может быть секвенция, подобие по форме или фактуре. Таких примеров немного, у меня — буквально пять авторов.

Я не рассказываю, как верстать журналы. Я рассказываю, как фотографам размещать фотографии на развороте, в портфолио, на выставке. По каким правилам, принципам и ощущениям. Но не рассказываю, как увязать с текстом. Этого я не умею. Это уже работа бильд-редактора. Мне кажется, фотограф должен знать все о своих фотографиях, тем более, что с ними делать после того, как вы их сняли.

— От многих доводилось слышать о том, что хорошей бильд-редактуры нет. Но разве нельзя сказать, что бильд-редакторы делают то, к чему готова постсоветская аудитория? Простая ситуация. Фотограф увидел что-то особенное в окурках, снял их. Потом показываешь фотографии кому-либо и слышишь вопрос: «А ты где?».

— А я за Эйфелевой башней…

Когда ты не подготовлен — ты просто покупаешь книжку и листаешь ее. У меня так было. Я купил и только через год словно пришло озарение! Фотографии по парам! Там отдельная история в двух фотографиях на каждом листе. Свои фотографии так поставить сложно.

— А кто будет составлять твои книги, альбомы?

— Я сам. Верстать будут дизайнеры. Есть книга об Ирвине Пене. Ее верстал японский дизайнер. Там и фотография, и тексты. И видно, что это не дизайнерские ухищрения, а просто по-другому и быть не могло.

— Где бы ты хотел сделать выставку?

— Нет цели выставиться: Хочется снять такое, что можно выставлять и не будет стыдно. А уже где — не так важно.

— Цифра, пленка — есть разница для тебя?

— Особо не задумываюсь. Для себя снимаю на пленку. Мне нравится рисунок. У меня хорошие дорогие камеры и я хочу из них выжать максимум того, что они могут дать. Мне на них приятно снимать.

Цифра почему-то не дает то, что надо. И я не люблю, когда можно быстро посмотреть, что получилось. Часто моя работа месяцами вылеживается. Не потому, что я не хочу ею заниматься, а просто нет времени. Проявляю, и оно ждет своего часа. Но посмотреть сразу — любят заказчики. Поэтому для них я снимаю на цифру.

— А жанр в поездках снимаешь на что?

— Тоже пленка. У меня Leica M7 и Contax T2 — «мыльница» с хорошим стеклом.

— Ты ощущаешь себя известным фотографом?

— Не знаю. Не думаю об этом.

— Твоя фотография гуманна?

— Да. Я хочу говорить о счастье. Не обязательно положительные эмоции. Это не клоунада. Хочу говорить о простых человеческих вещах. Мне интересно не то, в какие катаклизмы, в которые попадают люди. Мне интереснее их реакция. Ведь люди попадают в одни и те же жизненные обстоятельства и события в течение всей жизни. А судьбы у них — разные. Мне об этом хочется снимать: как человек переживает то, что ему дано жизнью, что это изменило в его жизни, каким другим он выходит из тех или иных событий?

— У тебя есть какой-либо вопрос, на который хотелось бы ответить, но его никогда не задавали?

— Хочется, чтобы просто задавали умные вопросы. Не о том, как я снимал Андрея Макаревича, или как мне работалось с Анастасией Волочковой, а о чем-то другом, большем и важном.

— Осенью ты был в Минске первый раз. Успели сложиться впечатления?

— Да. Но посмотреть особо ничего не успел, только две главные улицы со сталинским ампиром. Еще улица Карла Маркса — вот тут хочется жить. Выходишь — Европа. Хочется, чтобы Минск был весь такой. Там надо жить и снимать.

— Что бы ты хотел пожелать нашим читателям?

— Желаю вам читать по-больше!

Беседовали: Елена Кушнир, Сергей Михаленко
Фото: Алексей Никишин, Сергей Михаленко
Источник: znyata.com

www.alexeynikishin.ru

ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ / ФОТОГРАФ АЛЕКСЕЙ НИКИШИН


2009

ФотоTravel. «Черно-белый Непал. Алексей Никишин.» (май 2009)

Книга «Алексей Никишин. Психологические портреты». Авторский фотоальбом. (апрель 2009)

ZOOM. «Портфолио. Психологический портрет Алексея Никишина.» Юлия Ходырева (март/апрель 2009)

DigitalPhoto. «Миссия выполнима. Портфолио-ревю: Психологический портрет с Алексеем Никишиным.» (апрель 2009)

ФотоМастерская. «Интерактив. ФотоLounge в картинках.» (апрель 2009)

DigitalPhoto. «Наблюдатель: ФотоLounge с Алексеем Никишиным» (март 2009)

ФотоМастерская. «Алексей Никишин.Выбор сделан.» Алексей Серебренников. (март 2009)

DigitalPhoto. «Школа профи. Алексей Никишин. В роли себя». Алексей Серебряников. (январь 2009)

Marten Magazine. «Черно-белые квадраты Алексея Никишина» (январь 2009)

2008

Фотодело. «Портфолио. Алексей Никишин. Нецветная психология.» (декабрь 2008)

Психология. «В роли себя. Часть вторая. Перевоплощение.» Ольга Маховская (декабрь 2008)

Радиус города. «Алексей Никишин. Спецпроект. В роли себя-2.» (декабрь 2008)

Страстной бульвар, 10. «Авторский проект Алексея Никишина «В роли себя-2» (декабрь 2008)

GolfDigest, «Портрет вне времени и моды» (ноябрь 2008)

Ваш досуг, «Увидеть Звезд без глянца» (ноябрь 2008)

FMA Magazine, «В РОЛИ СЕБЯ» (ноябрь 2008)

КультПоход, «В роли себя» (ноябрь 2008)

Дни.ру. «Исполнилась мечта Чулпан Хаматовой на выставке Алексея Никишина» (март 2008)

Доброе утро, Россия . «Самые главные роли знаменитостей» (ноябрь 2008)

Art4.ru. «Алексей Никишин в роли себя.» (ноябрь 2008)

Prophotos.ru. «Звезды театра и кино на фотографиях Алексея Никишина» (ноябрь 2008)

Gallarymagazine.ru. «В роли себя. Перевоплощение» (ноябрь 2008)

Photographer.ru. «Подготовленный экспромт. Выставка Алексея Никишина» (ноябрь 2008)

Утро.ру. «Звезды без грима» (ноябрь 2008)

Gif.ru. «В роли себя» (ноябрь 2008)

@mail.ru. «Звезды театра и кино «В роли себя» (ноябрь 2008)

Интерфакс. «Культура. Выставка Алексея Никишина» (ноябрь 2008)

Рок человека, издатель «Мастерская Зарубина» (октябрь 2008)

Billboard, «Фотопроект Алексея Никишина со звездами рок-музыки», Петр Кузьменых (апрель 2008)

Billboard, «В роли себя», Леонид Каплун (март 2008)

Культура, «Один из «Я» Мария Михайлова (март 2008)

Московская правда, «В роли себя Алексея Никишина» Марина Кузнецова (март 2008)

Fashion Collection. «Рок без масок.» Татьяна Гетман (май 2008)

Foto&Video. «Алексей Никишин. В роли себя.» (ноябрь 2008)

Радиус города. «Алексей Никишин. Спецпроект. В роли себя.» Ирена Сезина (март 2008)

Московская правда. «Рок-контраст теней и света.» Марина Кузнецова (март 2008)

@mail.ru. «Известные рок-музыканты на фотографиях Алексея Никишина» (март 2008)

Дни.ру. «Необычные портреты рок-музыкантов» (март 2008)

Как.ru. «В роли себя Алексея Никишина» (март 2008)

Независимая. «Рок задумался:» (март 2008)

2007

Взгляды на жизнь. Том 2, издатель «FotoLoft», (2007)

Взгляды на жизнь. Том 1, издатель «FotoLoft», (2007)

2006

Foto&Video. «Исчезающая реальность.» (Октябрь 2006)

MAXIM, «Woman portraits #7» (август 2006)

GQ, «Wild Wedding», (август 2006)

Men’s Health, «Portfolio» (июль 2006)

FHM, «Portfolio» (июнь 2006)


www.alexeynikishin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *