Шляпы 18 века
В моде первой половины 18 века господствовал стиль барокко, а значит, роскошь по-прежнему была главной в одежде аристократии. Это проявлялось во всех частях гардероба, начиная с головных уборов и заканчивая туфлями: мужчины и женщины из высшего сословия блистали в прямом смысле этого слова! Дорогие ткани, многочисленные украшения, сложный крой одежды, невероятные прически и парики, — казалось, фантазии законодателей моды не знает границ.
Особенно яркий след барокко оставил в головных уборах. Основным головным убором прекрасной половины человечества в данный период был фонтанж – чепец из кружева. Под этот чепец волосы укладывались в несложные прически: они гладко зачесывались и завязывались в узел на затылке. Однако, простота прически с лихвой компенсировалась великолепием фонтанжа.
Фонтанж — кружевная шляпа XVIII века
Многочисленные ряды рюшей, кружева, ленты, драгоценности, перья, — модисткам и парикмахерам удавалась сшить не просто головной убор, они создавали маленькие шедевры! Но в 1713 году мода на фонтанж закончилась. Однажды на церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери показалась перед Людовиком без чепца. Ее волосы были уложены в простую прическу, украшенную шнурком и цветами. Французскому королю вид герцогини очень понравился, а учитывая, что именно Людовик определял основные тенденции моды, то это событие стало решающим: поставило жирную точку в истории фонтанжа и отдало первенство новым головным уборам.
На головах аристократках появились аккуратные прически, которые украшались простыми чепцами, токами – маленькими круглыми шляпками и небольшими кружевными заколками. Мода упростилась, в одежде исчезла пышность и помпезность, — Европа двинулась к изяществу и легкости рококо.
соломенные шляпы XVIII века
Расширился список головных уборов, которые надевали дамы: соломенные шляпы летом (на протяжении всего 18-го века они были на пике полулярности), фетровые – осенью и весной; сетка из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны для торжественных приемов; треуголки и теплые шляпки для путешествий и прогулок, и, конечно, чепцы, но уже как вид домашнего или ночного элемента одежды. Некоторые модели шляп пришли из Англии, другие – из Италии. Но все их объединял стиль – они были достаточно просты.
В 70-х годах 18 века мода резко меняется. Женские прически начинают расти вверх, превращаясь в невероятно сложные сооружения. Чтобы создать такую прическу, требовались не только собственные волосы, но и накладные, конский волос, специальные валики, которые формировали невероятный объем… И, как апофеоз всему, увеличились шляпки, которые венчали все это, с позволения сказать, великолепие.
Шляпы 18 века на высоких прическах
Некоторые шляпы того времени достигали метра в диаметре. Они богато украшались лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В них даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На шляпах размещались модели парусников, замков, блюд с фруктами, плавающих в пруду лебедей, мельниц, мостов и много другого, на что только хватало фантазии мастеров и заказчиц. Более того, некоторые дамы носили на шляпах и живые цветы, которые не вяли долгое время, так как стояли
Что касается мужчин, то большинство из них отдавало предпочтение треуголкам. Однако, в период барокко, когда представители сильной половины человечества должны были носить парики, треуголки выполняли декоративную функцию: их носили подмышкой, используя только во время приветствия. Треуголки шились из дорогих тканей, богато украшались различными пряжками из драгоценных камней и металла, перьями.
18 век — шляпки с перьями
конец 18 века — соломенная шляпа с пером
Стиль рококо упростил и мужскую моду. Наряду с треуголками, стали популярными и фетровые шляпы, маленькие шапочки «жокей», появились двууголки для военных и цилиндры для гражданского населения.
18 век и шляпа двууголка
В 1789 году во Франции началась революция. Буржуазия и низшие классы поднялись на борьбу против аристократии. Мода высших слоев уходит в прошлое. На головах – фригийский колпак или лента с цветами национального флага, — Франции предстоит 10 тяжелых лет, после которых французские дамы и кавалеры засияют вновь и будут задавать тон всей Европе.
tav- < Шляпы 19 века
shljapa.eu
XVIII-XX веков. Кафтаны, кюлоты, сюртуки, фраки, пиджаки.
Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.
Пышные наряды и щеголи-петиметры
Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru
Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru
Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII — XVIII вв. Фотография: reenactor.ru
Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.
Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.
Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.
Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.
Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.
Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.
«Великий мужской отказ» и денди
Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info
Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru
Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com
К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки — одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками — удобная защита от непогоды.
Позже в моду вошел фрак — разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.
Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.
В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны — их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» — отказом от пестрого костюма.
Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм — культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма — цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука — была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный — вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.
В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки — нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.
Сдержанная классика и «изящные мужчины»
Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com
Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com
Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com
К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка — шляпы с округлой, очень жесткой тульей — они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.
Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.
Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален — костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.
Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб — без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.
И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.
Автор: Марьяна Скуратовская
www.culture.ru
головные уборы 18-21 веков. Шляпки и сегодня один из главных трендов сезона.
На Руси ходить с непокрытой головой испокон веков было не принято. Кокошник, кика, повойник, наконец, платок — вот традиционные головные уборы русских красавиц.
Мода изменилась в XVIII веке, в эпоху правления Петра I, прорубившего окно в Европу, приказавшего брить бороды и высочайшим указом повелевшего на ассамблеях появляться в европейском платье. Дамы и кавалеры стали щеголять в заграничных нарядах и париках. Со временем парики сменили пышные и высокие прически с украшениями в виде вазонов с цветами, корзин с фруктами и даже морских фрегатов в волосах… После Французской революции 1789 года на смену «старорежимным вавилонам» на голове пришли более элегантные укладки в стиле а-ля грек.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Впрочем, всевозможные головные уборы и аксессуары для причесок, будь то цветы, ленты, муслин или диадемы, сохраняли свою актуальность в течение всей первой половины XIX столетия. Некоторые из этих украшений успешно перекочевали в век ХХ, а затем и в век XXI. Про шляпки и говорить не приходится: став как бы необязательным предметом женского гардероба, они были и остаются главной страстью настоящих модниц.
А современным модельерам, кажется, и не надо долго думать, чтобы вдохновиться, — достаточно заглянуть в бабушкин сундук или повнимательнее рассмотреть полотна известных живописцев.
Великая княжна Александра Павловна причесана по моде 80-х годов XVIII века — куафюра средней высоты и лента с цветами. Цветок или несколько и сегодня станут прекрасным украшением для женской головки.
В. Боровиковский. Портрет княжны Александры Павловны. 1796. Третьяковская галерея
Фотография: Денис Раев / фотобанк «Лори»
Начало XIX века — время моды на все античное. Дамы избавились от корсетов и громоздких причесок, обрядились в легкие платья-туники, а для тепла накинули кашемировые восточные шали. Другая дань Востоку — тюрбаны. Считается, что в России они стали популярны благодаря писательнице мадам де Сталь, которая явилась на бал в большом и красном экзотическом головном уборе. На портрете Владимира Боровиковского она тоже изображена в тюрбане, но небольшом, намотанном по типу чалмы и украшенном жемчужной фероньеркой (цепочка с кулоном, спускающаяся на лоб). Шляпка-чалма и сегодня один из главных трендов сезона.
В. Боровиковский. Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812. Третьяковская галерея
Шляпка-чалма
В эпоху ампир прическу любили украшать колосьями пшеницы, цветами, лентами, фероньерками и диадемами. Вечерний выход и в XXI веке не обходится без высокой прически с локонами и цветочной диадемы, как на портрете княгини Аделаиды Голицыной.
П. Соколов. Портрет княгини Аделаиды Голицыной. 1821
Фотография: Людмила Дутко / фотобанк «Лори»
Княгине Авроре Демидовой очень к лицу тюрбан с бахромой, который и в конце 1830-х еще оставался в моде. А современным барышням достаточно обмотать вокруг головы яркий шарф — и вот он, вожделенный тюрбан!
К. Брюллов. Портрет княгини Авроры Демидовой. 1837. Нижнетагильский музей
Фотография: Альбина Типляшина / фотобанк «Лори»
Со временем тюрбан трансформировался в пышный берет, который украшали перьями или бантами. В малиновом берете пришла на бал и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В аналогичном головном уборе изображена и графиня Анна Орлова-Чесменская. Сегодня дамы носят беретки всех цветов и самых разных фасонов — от пышных вязаных с помпоном до строгих и классических из фетра. Особо смелые по-прежнему предпочитают красный.
И. Баженов. Портрет графини Анны Орловой-Чесменской. 1838. Рыбинский художественный музей
Фотография: Phovoir Images / фотобанк «Лори»
Начало ХХ века — это начало «прекрасной эпохи». Дамы Belle Époque одевались строго: завышенная талия, тонкий рукав, длинные узкие юбки, чуть расходящиеся книзу… Избежать излишней чопорности помогали пышные шляпы. Правда, дочь живописца, Надежда Репина, изображена не в пышном головном уборе, а в элегантной летней шляпке. Такую и сегодня надеть не грех. Разве что сместить ее слегка с затылка на лоб.
И. Репин. На солнце (Портрет дочери художника). 1900. Третьяковская галерея
Фотография: Виноградов Сергей / ТАСС
Княгиня Ольга Орлова — пример модницы «прекрасной эпохи». Такие пышные широкополые шляпы украшали перьями или цветами, а зачастую и чучелами птиц (вспоминали, по-видимому, ушедшую эпоху рококо). Конечно, крепились такие объемные конструкции при помощи длинных шпилек и булавок, которые были небезопасны для окружающих. Именно поэтому в 1912 году городское управление в Санкт-Петербурге и Москве запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте — «во избежание травм населения». Пышные шляпы и сегодня очень актуальны, особенно на светских раутах вроде лошадиных скачек. И что хорошо, их не надо крепить опасными для жизни булавками.
В. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. Русский музей
Фотография: Сергей Виноградов / ТАСС
1930-е годы — время, когда тон жизни задает джаз, кинематограф и спорт. В Голливуде блистают Грета Гарбо и Марлен Дитрих, у нас — Любовь Орлова. СССР еще не за железным занавесом, а потому художник Александр Дейнека путешествует в 1934–1935 годах по США, Франции и Италии. Его парижанка наверняка занимается спортом, а вечером надевает свободное платье, шляпку-таблетку и оправляется танцевать. Эти шляпки, один раз войдя в моду, остались в ней навсегда.
А. Дейнека. Парижанка. 1935. Русский музей
Фотография: Nick Dale / фотобанк «Лори»
www.culture.ru
История возникновения женской шляпки – Ярмарка Мастеров
В этой статье я постараюсь рассказать Вам о шляпах, о истории и истоках возникновения шляп.
Шляпа от немецкого schlappe — это головной убор, сохраняющий устойчивую форму. Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении.
История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.
Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» (как греческий петасос с тульей и полями) и «шапок» (как греческий пилос, похож на чепчик без полей, обтягивающий голову).
В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительных материалов
.
В древние времена головной убор был, прежде всего, ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого священного действа — умершего и жрецов — были украшены орнаментом, считавшимся языком духов Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем (пучками перьев), мехами, лентами и драгоценными камнями.
В это время были также капюшоны и генины- высокие конусообразные уборы, придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца.
Один из классических головных уборов — берет — появился примерно в 400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. Формы женских головных уборов в основном повторяли мужские.
Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня полагалось быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX века. Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры — широкие вуали, шарфы, палантины. Если к уже перечисленным прибавить тюрбан и корону, то это будут те головные уборы, которые были созданы в греко-римскую эпоху
Тюрбаны, как широко распространенный до 17-18 века среди мужчин и женщин головной убор, пришли с Востока и представляли собой материю, которой повязывали голову. Похожая на тюрбан была чалма — полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т. д, который имели право носить все мужчины с 5 лет, кроме поденщиков и нищих.
К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать. Это был период, когда одежда людей, находившихся у власти, уверенных в своем превосходстве и считавших себя выше критики, стала откровенно сексуальной.
Распространенный в средние века в Европе был и чепец, который сначала использовался как атрибут для купания и мужчинами и женщинами, но после его носили только женщины до конца 19 века.
чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. В 14 и 15 веке моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки, изготовленными ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей. Бояре отличались от остальных многослойными шапками.
Дома они носили расшитые шапочки-тафьи (скуфьи), а вне дома на их головах возвышались колпаки и горлатные шапки (их шили из мехов, что были на горле зверя). Замужние женщины на Руси носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.
Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами и лентами национальных цветов. Интересно, что фригийский колпак был символом свободы еще в античные времена, когда их носили освобожденные рабы (рабам не разрешали носить головные уборы). Существовали так же береты, шляпы из фетра, кибитки, треуголки, цилиндры, шапокляк, касторовые шляпы, котелки и канотье.
шляпа-кибитка шляпка канотье шляпка-котелок.
Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу 19 века. 19век называют эпохой возрождения шляпок.
Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История .эта началась на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к. парики выполняли их роль. В течение несколько лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.
Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей.
В начале 19 века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были объединены одной общей особенностью – мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения.
Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже под крохотной шляпкой «биби» носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо.
Подражание, с одной стороны, античным богиням, с другой – идеализированному образу крестьянки было не только обязательным следованием стилю, не только частью этикета, но и соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение. В духе эпохи бвли также небольших размеров шляпки из тонких материалов пастельных тонов.
Чепец или кокошник?
Не успели пожелтеть в сундуках платья из светлых вуалей в стиле ампир, а шляпная мода, весьма скорая на перемены (до 30 новых моделей в сезон), уже провозгласила нового кумира. Им стал головной убор, называемый «чепец». В конце 18 века он уже успел покрасоваться на вершинах дамских париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме, обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние.
Форма чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычно уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка. Чепец носили только днем, до выезда на бал или во французскую драму (русский театр публика не слишком жаловала), но в конце 1830-х годов вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати.
Домашняя и простая.
Образ женщины утратил черты кокетливой прелестницы, в ней появилось что-то уютное, домашнее, простое. Изменения в стиле бытовой культуры не относились к капризам моды, их породила живопись группы немецких и австрийских художников, ставшая очень популярной в буржуазной среде. Позднее это влияние рассеялось на все слои населения европейских городов.
Атмосфера уютных семейных вечеров в окружении добротных вещей возвестила о новом художественном стиле, название которому – бидермайер – дали лишь после того, как он ушел в прошлое. Этот немецко-австрийский ветерок прошелестел и в шляпной моде, породив замечательные модели.
Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что он имел сходство с чалмой.
Так же со сцены в шляпную моду попала в первой половине 19 века шляпа-гнездо «шутэ». Это был головной убор, схожий с чепцом, но из соломы и с мантоньерками. Шляпки из светлой и темной соломы станут особенно модными в конце 19 и на протяжении 20 века.
Неизменный берет.
Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. В начале 19 века в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов – бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом – драгоценной застежкой. Слово «берет» произошло из итальянского, его носили мужчины и женщины в Европе с 15 века.
Без модисток век не мил.
Декоративная избыточность второй половины 19 века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших эпох, объясняется не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля.
Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживающего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать нельзя. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.
Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде снабдили бытописателей второй половины 19 века игривыми сюжетами.
По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале «Парижские моды» за 1887 год:
«Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку «бульоне». Посредине бант из узких бледно-розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент».
Общность стилистических деталей охватила не только костюм, но и всю бытовую среду. В эпоху стиля «историзм», когда в убранстве дома, в одежде, в бесчисленных мелочах смешивались или повторялись великие стили прошлых эпох, не была забыта и драгоценность 17 и 18 веков – кружево. Пожилые дамы, а таковыми считались женщины за сорок, ходили дома и выезжали на балы в кауфюрах – сооружения из схожего с ручным кружева (тюлевого или гипюрового) французского или немецкого производства.
Кружево спускалось на затылок фалдами и крепилось на голове с помощью репсовых или бархатных лент и искусственных цветов, преимущественно роз, близких по тону к натуральному. Шляпа, как туфли и сумка, когда-то возведенные нашими предками в ранг священнодействия и ритуала, постепенно утратили понимание ее глубинной сути, но шифр священнодействия продолжает в них жить, независимо от того, понимаем мы его или нет.
Шляпа — непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку… Что вы, что вы, — никогда! «Простоволосая», — с горечью говорили на Руси, глядя вслед полоумной женщине, жалея ее.
20 век, сделав переворот в женской моде, все же не смог избавиться от шляпки. То угасая, то вспыхивая ярким огоньком, — каждый раз под новым углом зрения модельеров и времени, она мелькает, словно мотылек, прокладывая свой путь в XXI век.
www.livemaster.ru
Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь – Ярмарка Мастеров
«А»
Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.
«Б»
Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.
Как пример — пиратская бандана.
Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.
Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.
Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂
Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.
Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.
Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.
Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.
Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.
В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.
Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.
«В»
Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.
Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.
Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.
«Г»
Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.
Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.
Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.
«Д»
Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.
«Е»
Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.
«Ж»
Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.
«З»
Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.
«И»
Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.
«К»
Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.
Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.
Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.
Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)
Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).
Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.
Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.
Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).
Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.
Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.
Как пример — колпак Санта Клауса.
Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.
Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.
Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.
Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.
Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.
«Л»
Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.
«М»
Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.
Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.
Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.
«Н»
Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.
«О»
Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.
Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.
Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.
«П»
Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.
Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.
Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.
Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.
«Девушка в платке» А.Г. Венецианова
Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог)…
«Р»
Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.
«С»
Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.
Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.
Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.
«Т»
Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.
Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.
Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.
Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.
Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.
Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.
Тюрбан — см. ниже «Чалма».
«У»
Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.
«Ф»
Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.
Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.
Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.
Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.
Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.
Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.
Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
«Х»
Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.
«Ц»
Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.
«Ч»
Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.
Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.
«Ш»
Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.
Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.
Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.
Шлем — предмет защитного оснащения военнослужащих, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее огнестрельным.
Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».
«Э»
Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.
Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.
«Ю»
Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».
«Я»
Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.
www.livemaster.ru
Мужские шляпы – история и современность
Шляпы тесно связаны с историей. Мы идентифицируем различные периоды истории по разным вещам – технологиям, архитектуре, науке, но чаще всего по одежде. Шляпы всегда были одной из характерных примет времени. Однако в конце XX века – примерно в семидесятые годы – мужские шляпы вышли из моды. Они выглядели старомодными и скучными, и никто их не носил. Но в начале XXI века шляпы вернулись в моду.
Шляпы: вчера и сегодня
С античных времен мужчины носили шляпы – чтобы спрятаться от солнца, согреться, выглядеть модно и даже прибавить несколько сантиметров роста. В начале нашего века мужские шляпы вернулись в моду, в частности, благодаря таким телесериалам, как «Подпольная империя», «Враги общества», «Вверх и вниз по лестнице», «Аббатство Даунтон» и тому подобным. Но какова история этих шляп, которые мы видим в исторических фильмах и на фотографиях? Откуда они взялись? Когда их придумали?
Треуголка
Когда появилась: XVIII век
Кто носил: Американские патриоты, капитаны кораблей, почти все персонажи фильмов о колониальной эпохе.
Треуголка – знаменитая шляпа с тремя углами и круглой тульей, вы не раз видели такие в кино и на рисунках. Их делали из фетра, а прародителем треуголки была круглая широкополая шляпа, популярная в конце XVII века.
В начале XVIII века стало модно подворачивать поля такой шляпы и пришивать к тулье. Таким образом широкие поля не закрывали обзор, а кроме того, со свернутых полей вода в случае дождя стекала мимо владельца.
Треуголку изобрели в Испании, мода быстро распространилась на Францию, а оттуда на другие страны Европы и Американские колонии. Треуголка оставалась популярной до конца XVIII века. Затем ее заменила шляпа с двумя углами, знакомая нам по портретам Наполеона Бонапарта.
Цилиндр
Когда появился: Начало XIX века
Кто носил: Авраам Линкольн, британцы времен Диккенса, Скрудж Макдак
Цилиндр редко увидишь в наше время, разве что на самых официальных мероприятиях при королевском дворе, но было время, когда их носили почти все мужчины.
Цилиндры появились в самом конце XVIII века. Это жесткая шляпа из фетра с тульей в форме высокого цилиндра. В викторианскую эпоху цилиндры носили мужчины из всех слоев общества.
Цилиндры носили как по формальным поводам – поход в театр, свадьба, публичные мероприятия – так и просто с повседневной одеждой. На свадьбах надевали светло-серые цилиндры, а для повседневного ношения – черные. В середине XIX века цилиндры стали делать из шелка. В начале XIX века изобрели складной цилиндр – шапокляк. Так цилиндр было проще сдавать в гардероб.
До 1860-х годов лондонские полицейские носили специальные укрепленные цилиндры для защиты головы в качестве детали униформы.
Котелок
Когда появился: В середине XIX века
Кто носил: Финансисты, банкиры, Чарли Чаплин
Котелок – это шляпа с округлой тульей, которую изобрели в 1849 году шляпные мастера Томас и Уильям Боулер (отсюда английское название – Bowler hat). Магазин шляп «Lock & Co» попросил их создать прочную, плотно сидящую низкую шляпу, котору не сдувало бы ветром. Выяснилось, что заказчиком был Эдвард Кок, брат второго графа Лейчестера.
Когда прототип был готов, мистер Кок пришел ее проверить. Так как он просил сделать прочную шляпу, он бросил ее на пол и попрыгал на ней. Убедившись, что котелок сохранил свою форму, Эдвард Кок остался доволен и заплатил 12 шиллингов.
Котелки оставались в моде в XIX и первой половине XX века, их носили политики, актеры и просто многие мужчины на улице.
Федора и трилби
Когда появились: В конце XIX века
Кто носил: Хамфри Богарт, Фрэнк Синатра, гангстеры двадцатых-тридцатых годов, Индиана Джонс
Федора и трилби – две самых знаменитых мужских шляпы. Обе они появились в самом конце XIX века и оставались популярными до шестидестых годов XX века. После этого они вышли из моды, но вернулись в нее в двухтысячных.
Федору изобрели в 1891 году, а трилби – в 1894. У федоры широкие поля, лента и особым образом смятая тулья. Трилби похожа на федору, но у нее обычно более узкие поля. Эти шляпы традиционно делают из фетра, они бывают как мягкими, так и жесткими.
Федора и трилби стали популярны благодаря своей компактности (сравните с цилиндром). В такой шляпе можно ездить в автомобиле или общественном транспорте. В двадцатых – сороковых годах федоры стали очень популярны благодаря голливудским фильмам.
Любопытный факт. Федору изобрели как женскую шляпу – таковой она и оставалась до конца десятых годов, а мужчины носили цилиндры, котелки или кепки. Затем, в двадцатые годы мода изменилась, и федора прочно вошла в мужской гардероб.
Канотье
Когда появилась: В конце XIX века
Кто носил: Лодочники, моряки, актеры в водевилях
Канотье (от французского canotier – гребец) – шляпа с плоской тульей и полями, круглая или овальная, классический летний головной убор. Такие шляпы традиционно носили венецианские гондольеры. Из Италии эта мода распространилась на весь мир. Канотье стали популярны в конце XIX века и были в моде вплоть до Второй мировой войны.
Канотье были призваны защищать лодочников от солнца. Классические канотье делают из соломы – такая шляпа пропускает воздух, что важно в жару. Соломенные шляпы и сейчас популярны в жарких странах.
Похожие статьи
www.interlinks.ru
Мужской костюм 18 века
Мужской костюм также претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее.
Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается (рис. 139). В полы кафтана вставляется проволока или сильно проклеенная ткань (рис. 140), что дает право кавалеру дю Кап Веру (главное действующее лицо одноименной пьесы Вольтера) на примерке, обращаясь к портному, воскликнуть: «…сделайте мне полы так, чтобы, когда я вхожу в карету, они стояли, как панье у дам… » Широко распахнутые полы открывали камзол весту, который по форме был копией кафтана, но из легкой ткани на спине и летом без рукавов. Он мог быть и из однородной с кафтаном ткани, но чаще из узорной парчи, бархата, репса и атласа.
Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из-под манжет высовывалась богатая кружевная оборка (рис. 141). В расстегнутом на груди камзоле виднелось жабо, также отделанное дорогим кружевом. Штаны-кюлот (рис. 142) носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке (см. рис. 141).
Форма мужской одежды принимает общепринятую для всех классов конфигурацию. Сложность кроя, драгоценные отделки, богатство тканей делают эту общепринятость относительной.
Мужские парики и головные уборы 18 века
В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Парик принял маленькие размеры, делая мужскую голову похожей на женскую, что при изяществе и тонкости талии давало возможность сравнить мужчину с «порхающей бабочкой». У парика могли быть букли с боков и над лбом. Из бережного отношения к парику и из чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой. Треуголки появились уже в конце царствования Людовика XIV, который в этот период изрек, что он не любит больших шляп, модных при его отце. Поэтому поля шляп еще в начале XVIII века уменьшили и скромно загнули вверх.
Треуголки были различной величины — большие, средние и совсем маленькие, они очень хорошо выглядели на белых пудреных волосах с косичкой. Солдаты армии Суворова были все в париках, что особенно рьяно выдерживалось при императоре Павле. Сам Суворов не носил парика. «Пудра не порох, коса не тесак, а я не немец, а природный русак»,— говорил он. Но мода оставалась модой, и редкий дворянин в России на торжественных выходах мог появиться без парика.
Дома мужчины ходили в халате и в домашних маленьких шапочках (под париком голову стригли). К халату-неглиже надевался в тон камзол. Это и составляло домашний костюм, в котором можно было принять посетителя.
С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Строгость сказалась и на рисунках тканей: прихотливо изогнутые линии рисунков постепенно вышли из моды, их заменил мелкий растительный орнамент, расположенный вертикальной полосой (рис. 143).
С 1782 по 1794 год наметилось резкое различие между придворным французским костюмом и городским. При дворе уважение к традициям и стремление поднять престиж его не позволяли целиком следовать английской моде. Начиная с 1783 года несколько укороченный жилет (всегда белый) и украшения (аппликация или вышивка цветочного характера) подчеркивали изысканность костюма.
Английский костюм 18 века
В Англии, где верховая езда являлась обязательным времяпрепровождением аристократии, еще с XVII века полы кафтана для удобства начали пристегивать назад. В продолжение всего XVIII века этот прием настолько укоренился, что к концу века сформировалась новая одежда — фрак (см. рис. 133). Фраку предшествовали военные камзолы, у которых полы заворачивали цветной подкладкой вверх. Характерно, что, родившись из охотничьего кафтана с двумя рядами пуговиц, фрак в первозданном своем виде был двубортным, сильно прилегающим к телу, открытым спереди и с отворотами.
Так как фрак носили застегнутым, то естественно, что камзол-веста, превратившийся к этому времени в жилет, стал невидим. Следствием этого было экспериментирование портных, вырезавших перед фрака таким образом, что выглядывавший из него жилет при общей строгости всего костюма один мог бы обнаруживать вкус и изобретательность владельца. Отвороты фрака служили предметом соревнования фантазии портных, их контуры и размеры менялись с неподдающейся учету быстротой. Даже жилет получил отвороты, количество и цвет которых зависели от средств щеголя и фантазии портного.
Деловые англичане подарили миру прообраз современного пальто-редингот (рис. 144). Это сильно приталенный кафтан, с длинными полами и одним-двумя высокими воротниками, которые можно было поднимать в ненастную погоду, скрывая свое лицо по самый нос. Для полного комфорта редингот опоясывали ремнем на пряжке. Характерно, что в конце века верхние вещи стали подшивать волосом на месте шва по талии и носили их с высоким воротником и такими узкими рукавами, что приходилось делать разрез у запястья.
Высокие сапоги с цветными отворотами и кисточкой, длинные штаны для верховой езды были приняты как городская одежда. Шляпы круглые и с углами — тремя или двумя — надевали на маленькую и низкую прическу — парик или прическу с длинными волосами до ушей (рис. 145).
Ткани и краски
Ткани выбирались с мелким рисунком растительного и геометрического характера. Фантазия особенно изощрялась в рисунках для жилетов, остававшихся единственным украшением в скромном и простом мужском костюме. Жилеты шили из бархата с мелким рельефным рисунком с металлической ниткой, из бархата полосатого с атласом и самых разнообразных оттенков.
В мужской одежде большее значение стали придавать покрою, цвету, технической форме исполнения и аксессуарам, которые в это время еще звучали как остатки блестящего костюма XVIII века. В костюмах этого времени играют «Школу злословия» Шеридана.
Цветные и полосатые чулки плотно облегали икры ног, выступающих из не менее плотно сидящих штанов — кюлот. Туфли с пряжками, а для балов — с розетками из лент или даже кружев завершали костюм. К концу века появились вязаные шелковые и шерстяные вещи: жилеты, шарфы.
Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»
www.thingshistory.com