История шляпы
Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.
Древний мир
Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.
Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы. Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.
Средневековые шляпы
Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.
Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.
Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.
Шаперон
Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.
Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.
Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.
В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.
Генин
ХIХ век
В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.
Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу…. Всего не перечислишь.
«Гнездо шута»
Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.
Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.
Шляпки в начале XX века
Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.
Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.
Влияние Первой мировой войны
Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.
Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.
Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности – она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик.
До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.
Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.
Возвращение женственности и вязанные шапочки
С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».
Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому – свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.
Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.
Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время
В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.
В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.
Модные шляпки конца XX века
В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.
Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.
В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.
Источник: apatitylibr.ru
www.thingshistory.com
Эннен. Головной убор позднего Средневековья.
На протяжении позднего средневековья сложились три основные формы женских головных уборов: сетка, поддерживаемая полосками ткани (ил. 1), высокий цилиндрический головной убор с различными формами верхушки (ил. 2) и эннен (ил. 3). Все остальные головные уборы были лишь различными вариантами этих трех основных видов.Ил. 1. Изабелла Баварская, скульптура во Дворце правосудия в Пуатье, 1390-е. | Ил. 2. Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы, ок. 1460 Национальная галерея искусства, Вашингтон | Ил. 3. Гуго ван дер Гус.Триптих Портинария „Поклонение вохвов”. Фрагмент ое.1440-1482 гг. Флоренция, Галерея Уффици |
Эннен
Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая» — сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы.
Это был любимый головной убор знати. Делали эннен из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф. Популярным было и полное драпирование эннена вуалью. Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок. Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50—60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов».
Эннен конической формы
Эннен усеченной формы
Эннен c вуалью «бабочка»
Раздвоенный эннен
Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу.
s30556663155.mirtesen.ru
Дело в шляпе: история женских головных уборов
Берет и котелок, канотье и панама — все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории, расскажет Diletant.ru.
Первая шляпа от бога
Дату появления первой шляпы установить невозможно. Но, как это часто бывает, поговаривают, что здесь не обошлось без божественного вмешательства. Древние греки считали, что первую шляпу людям преподнес бог Гермес, чтобы уберечь работников от палящего солнца. Это была простая шляпа из тульи и широких полей, от которой, по легенде, произошли все остальные головные уборы. В Мексике бытует легенда, что однажды с небес на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках. Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокетливых женщин, а третьи для непокорных и бунтовщиков, которых небеса грозились покарать. Как бы то ни было, шляпы издавна сопутствовали жизни людей и сперва имели весьма практичное предназначение: спасти голову работающего в поле человека от перегрева.
В Мексике есть легенда, что на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках
Средние века: экстремальная высота
Долгое время женские шляпы повторяли формы мужских, но в XIV ситуация изменилась. Считается, что в 1395 году королева Франции Изабелла Баварская придумала первую исключительно женскую шляпу — так называемый средневековый геннин. Каркас для этой конусообразной шляпы создавали обычно из бумаги и жестко накрахмаленной ткани, а затем обертывали каким-нибудь дорогим материалом и украшали вуалью. Чем выше был геннин, тем более знатной считалась дама. Шляпы некоторых принцесс достигали в высоту до 1 метра, из-за чего в домах даже пришлось увеличивать дверные проемы. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.
Шляпа геннин
Шляпа от солнца и кое-чего похуже
К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра
В XV веке в Германии и Франции вошли в моду соломенные шляпы. Такие шляпки иногда перемежались с вуалью и различными украшениями. К XVI у дам приобретают популярность широкополые шляпы из фетра, которые женщины переняли из мужского гардероба, но старались всячески украшать плюмажем, лентами, драгоценностями и мехом. Есть версия, что такие широкополые шляпы вошли в моду не случайно — в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу. А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.
Рождение чепца
Примерно в это же время женщины в Европе начинают носить персидские тюрбаны всевозможных расцветок и украшенные всеми видами перьев и камней, какие только можно было достать. Тогда же появляются и чепцы, на основе которых затем будет создано множество самых разнообразных видов шляп. Но в XVI веке их в основном использовали для защиты волос во время купания и сна. Следом за чепцом появляются береты, шляпа ток и высокая шляпа цилиндрической формы, которая и стала матерью цилиндра.
Шляпка-ток конца XIX века
Клумбы на голове
В XVII—XVIII вв.еках сохраняется мода на максимально украшенные шляпы. В Милане впервые появляется профессия «модистка», которая стала спутницей женщин на несколько веков. В начале XVIII века во Франции ненадолго вошел в моду фронтаж — изысканный чепец из кружева. Его «породил и убил» Людовик XIII, который сначала ввел фронтаж в моду, а несколько лет спустя отказался от него в пользу простых причесок с украшениями. А во второй половине XVIII некоторые дамские шляпки напоминали настоящие произведения искусства: на огромных шляпах были «высажены» целые клумбы цветов и драгоценностей. Сверху нередко насаживали бабочек, которые с помощью особого механизма могли двигаться. По счастью, от таких громоздких конструкций скоро отказались.
Шляпка-фронтаж
Английский капор
XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась
К XIX веку в Англии в моду входит капор. Делали такую шляпу из дешевого прессованного картона, которому придавали полукруглую форму, а затем его обтягивали тканью и украшали лентами. Мода становилась все более демократичной. Со временем капор становился все меньше, и из-под него начинали выглядывать уложенные локонами волосы. Постепенно они стали такими маленькими, что скорее напоминали просто небольшое украшение, которое удерживалось с помощью завязанных на подбородке лент. Вообще XIX век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась.
По поводу размеров полей капора много шутили и создавали карикатуры
Во второй половине XIX века «шляпная мода» стала по-настоящему безумной. Например, какое-то время были популярны шляпы, украшенные настоящими лягушками или птицами! В то же время женщины снова взялись за освоение мужского гардероба, откуда смело позаимствовали цилиндры, канотье и ковбойский шляпы, не забыв, конечно, обтянуть их шелком и украсить лентами.
XX век: вечные формы
Мода на шляпки в XX веке была неразрывно связана с двумя войнами. Во время и после Первой мировой войны женщины носили небольшие простые шляпки, например, в моду вошел силуэт клош, который отлично подходил под короткую стрижку эмансипированных девиц.
Шляпка клош
Вторая мировая война заставила женщин и вовсе отказаться от шляп в пользу платков, но ненадолго. Наступили годы модной реакции, и женщины снова хотели быть привлекательными. В ходу были шляпки-таблетки, за что спасибо Жаклин Кеннеди. Многие копировали стиль Одри Хепберн. Затем интерес к шляпкам снова возродился благодаря принцессе Диане.
Вторая мировая война заставила женщин отказаться от шляп в пользу платков
Жаклин Кеннеди ввела моду на шляпки-таблетки
Екатерина Астафьева
распечатать Обсудить статьюdiletant.media
Эннен — это… Что такое Эннен?
Эннен — конусообразный жен. головной убор; получил распространение в XV в. в период «бургундских мод». Любимый головной убор знати. Делали э. из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шелк или др. дорогую ткань и прикрепляли длинную… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Эннен — франц. очень (зачастую чрезмерно) высокий головной убор с длинной, иногда до пола, прозрачной вуалью; вуаль могла закрывать и лицо. Каркас делался из накрахмаленного полотна или твердой бумаги, обтягивался шелком или другими дорогими тканями.… … Энциклопедия моды и одежды
Атур — (фр. atour «накрученный», «навёрнутый») сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленого полотна или твёрдой бумаги. Другое название эннен (эннин), или геннин. Наиболее распространённые… … Википедия
Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия
Казахская музыка — До Великой Oкт. социалистич. революции муз. иск во казах. народа было представлено только нар. творчеством (песни и инстр. пьесы кюи). На муз. канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты)… … Музыкальная энциклопедия
ГОРОД — Марксистско ленинская ист. наука, исследуя и обобщая огромный фактич. материал, рассматривает Г. как ист. категорию, обусловленную в первую очередь социально экономич. структурой общества. Маркс и Энгельс впервые вскрыли осн. законы развития Г.… … Советская историческая энциклопедия
Изабелла Баварская — Isabeau de Bavière Королева Изабелла. Литография XIX века … Википедия
Бад-Бедеркеза — Коммуна Бад Бедеркеза Bad Bederkesa Герб … Википедия
Геннин — Геннин: Эннен (эннин, геннин) конусообразный женский головной убор Георг Вильгельм де Геннин российский военный и инженер, специалист в области горного дела и металлургического производства См. также Генин Геннинг … Википедия
Вуаль — (от франц. voile покрывало, завеса) 1. Тонкая сетка, деталь женской шляпы. Вуаль появилась на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой, без которой не разрешалось выходить из дома, а дома нельзя было снимать в присутствии чужих. В… … Энциклопедия моды и одежды
dic.academic.ru
Дело в шляпе: история женских головных уборов
Берет и котелок, канотье и панама — все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории, расскажет Diletant.media.
Божественная шляпа: начало
Мы не знаем, когда появилась самая первая шляпа, но есть предположение, что у шляпы поистине божественное начало. В Древней Греции считалось, что заботливый бог Гермес, дабы уберечь работников от солнечных лучей, подарил им шляпу. Она состояла из тульи и широких полей, а все последующие головные уборы, которые когда-либо появлялись, были с ней схожи.
В Древней Греции считалось, что шляпы людям подарил Гермес
Одна из мексиканских легенд гласит, что богиня Сикомеайя в один момент сошла на землю с множеством шляп в руках. Один из видов шляп предназначался для тех, ктоработает под солнцем, другой Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокеток, а третьи для, кто был бунтарем, непокорным, и только гневил небеса.
Так или иначе, но шляпы с давних времен присутствовали в жизни людей и приносили утилитарную пользу: спасали от солнечных ударов тех, кто трудился в поле.
Средние века: на большой высоте
Безусловно, женские шляпы долгое время напоминали мужские своими очертаниями, но с наступлением XIV века положение стало другим. Есть версия, что французская королева Изабелла Баваская в 1395 году придумала геннин — первую исключительно женскую шляпу Средневековья. Основа шляпы в форме конуса была из бумаги и очень тщательно накрахмаленной ткани, а уже потом ее оборачивали дорогим материалом и дополняли вуалью для украшения.
Первоначальный вид шляпы «геннин»
Все знали, что если на даме высокая шляпа-геннин, то ее происхождение благородно и она из знатного рода. Известно, что некоторые шляпы достигали высоты около метра. Такие головные уборы носили преимущественно принцессы. Из-за такой высоты приходилось искусственно увеличивать проемы в дверях, чтоб принцессу могли свободно передвигаться по замку.
Некоторые шляпы достигали в высоту около метра
Со временем геннин изменил свою форму и эта шляпа приобрела 2 конца, и стала напоминать рожки на голове. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.
Новая форма геннина
Шляпа как защита от солнца и не только
В XV веке в Германии и Франции стали модными соломенные шляпы. Изредка их сочетали и вуалью и дополняли разного рода украшениями. Век спустя стали популярны шляпы из фетра с широкими полями, которые женщины позаимствовали из мужского гардероба, и украсили их мехом, драгоценностями, лентами.
А касаемо широких полей существует интересная версия: в тот время города Европы страдали от антисанитарии, поскольку горожане выливали отходы из своих окон на улицу, и прохожие могла пострадать от этого. Широкие поля шляпы могли защитить ее обладателя от опасности быть облитым из помойного ведра — в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу.
Широкие поля шляпы могли спасти от обливания из помойного ведра
А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.
Появление чепца
Как раз в этот период европейские женщины вводят в свой гардероб тюрбаны разных расцветок, украшенные перьями и камнями. И тогда же появляются чепцы, которые впоследствии станут основой для самых разных шляп. Но сначала их использовали как защиту волос во время сна и купания. Потом появятся береты, токи и мать цилиндра — высокая цилиндрическая шляпа.
Клумбы на голове
В XVII—XVIII вв.еках обильно украшенные шляпы все еще были в моде. В Милане появляется профессия модистки, и затем еще несколько веков женщины этой профессии будут сопровождать других дам. Начало XVIII века: благодаря королю Людовику XIII в моду входит кружевной чепец, затем благодаря этому же правителю этот головной убор исчезает, а на смену ему приходят простые прически с украшениями.
Женский чепец
А во второй половине XVIII века шляпы стали особенно искусными и обильно украшенными: на их полях красовались целые «клумбы» цветов и драгоценных камней. Часто там присутствовали бабочек, которые не двигались при помощи специального механизма. Вскоре было решено отказаться от таких громоздких конструкций.
Английский капор
К XIX веку в Англии в моду входит капор. Эта шляпа выполнялась из недорогого картона, который делали полукруглым, а потом обтягивали тканью и добавляли ленты. Мода становилась свободнее. Капор становился меньше, и вскоре из-под него стали выглядывать дамские локоны. Размер капора стал предметом насмешек и художники рисовали карикатуры и его изображением.
Портрет девочки в капоре работы Леона-Франсуа Комерра
Во второй половине XIX века «шляпная мода» почти сошла с ума. Например, какое-то время были популярны шляпы, украшенные настоящими лягушками или птицами! И женщины снова принялись заимствовать предметы мужского гардероба, появились цилиндры, канотье и ковбойские шляпы для дам.
XX век: вечные формы
Мода на шляпки в XX веке была связана с двумя войнами. Например, во время Первой мировой и после нее в моду вошел силуэт «клош», который хорошо сочетался с короткой женской стрижкой, которую стали носить эмансипированные девушки.
Женская шляпа клош с пером, 1915 год
Вторая мировая война заставила женщин на короткое время заставила дам отказаться от шляп в пользу платков. Но затем с помощью жены президента Кеннеди, Жаклин, в моду вошли шляпы-таблетки.
Некоторые шляпы Леди Ди
После Жаклин интерес к шляпам пробудила принцесса Диана, которая сочетала с очень романтичными и нежными нарядами.
распечатать Обсудить статьюdiletant.media
краткая история женских головных уборов
Краткая история о том, как появились первые шляпки и какие виды женских головных уборов были популярны.
Первая шляпа
Точную дату появления шляп установить невозможно. Древние греки считали, что первую шляпу людям преподнес бог Гермес, чтобы уберечь работников от палящего солнца. В Мексике бытует легенда, что однажды с небес на землю сошла богиня Сикомеайя с ворохом шляп в руках. Так или иначе, шляпы имели лишь практическое значение — уберечь голову человека от солнечных лучей.
Средние Века
Первая поистине женская шляпка была придумана в 1395 году королевой Франции Изабеллой Баварской. Каркас для этого конусообразного головного убора создавали обычно из бумаги и жестко накрахмаленной ткани, а затем обертывали каким-нибудь дорогим материалом и украшали вуалью. Высота такой шляпы — генинна — определяла статус дамы. Постепенно форма геннина трансформировалась, и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.
Шляпа геннин
Чепец
В 16 веке женщины переняли моду на шляпы у мужчин: дамы начинают носить широкополые шляпы из фетра. В это же время в Европе стали пользоваться популярностью тюрбаны всевозможных расцветок, украшенные всеми видами перьев и драгоценных камней, какие только можно было достать.
Затем в моду вошли чепцы, ставшие основой для таких видов шляп, как берет, шляпа ток и высокая шляпа цилиндрической формы, которая и стала матерью цилиндра.
Шляпка-ток конца XIX века.
Больше цветов
В 17-18 веках главными признаками женской шляпки были обильные украшения. Некоторые дамские головные уборы напоминали настоящие произведения искусства: на огромных шляпах были «высажены» целые клумбы цветов и драгоценностей.
Английский капор
19 век пестрил разнообразием фасонов женских шляп, мода на которые постоянно менялась. В моду успел войти нелепый капор, цилиндры, канотье и ковбойские шляпы, которые женщины, конечно, не забывали обтянуть шелком и украсить лентами.
XX век
Во время Первой мировой войны женщины носили небольшие простые шляпки. Например, в моду вошел силуэт клош, который отлично подходил под короткую стрижку эмансипированных девиц. Вторая мировая война заставила женщин и вовсе отказаться от шляп в пользу платков.
Шляпка клош
www.anews.com
Шляпный интерес: история женской шляпки
Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества, ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.
В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.
Шляпы снова в моде!
Шляпки в Древнем мире
Изначально головные уборы возникли как способ облегчить жизнь человека, защитить от внешнего воздействия тех или иных погодных условий.
По легенде, первую шляпу создал бог Гермес для того, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Выглядела первая шляпа как тулья с большими полями. При ненадобности ее можно было легко прикрепить к ремню или отбросить на спину, предварительно прикрепив к ленте. Называлась такая шляпа петадос. Именно от него произошли позже сомбреро, панамы и классические шляпы.
В Древней Греции и Риме, судя по дошедшим до наших дней изображениям, головные уборы не были популярны. Их носили только во время полевых работ для защиты от солнца. Для моряков и ремесленников существовали специальные пилосы – войлочные колпаки. Часто голову украшали венком из того или иного растения, по которому могли определить род деятельности венценосного человека.
В Древнем Египте фараоны надевали немесы – головные уборы, служившие защитой от грязи и пыли, привилегию носить такой головной убор имели только представители царской семьи.
В древнем мире головной убор имел ритуальное значение: его обязательно надевали во время погребения, нанося на него орнамент, считалось, что такое послание должно повлиять на более теплый прием души человека на том свете.
Египетский головной убор — немес
Шляпки в средние века
В Средневековье шляпа являлась не только защитой от неблагоприятных погодных условий, но и предметом декоративным. Головные уборы носили все сословия: и мужчины и женщины. Впервые стали заботиться о их внешнем виде: декорировать с помощью меха, лент, перьев: чем больше на головном уборе драгоценностей, тем более богат его владелец. В средневековье ходить без головного убора женщине было верхом неприличия.
В 14 веке были придуманы эннены (генин) – высокие картонные колпаки, которые обшивались тканью. По одной из версий, ее создательницей является королева Франции Изабелла Баварская. Новшество довольно быстро распространилось по всей Европе. Считалось, что чем выше колпак, тем знатнее положение девушки. Например, высота колпаков принцесс иногда достигала одного метра в длину. С тыльной стороны генина пришивалась вуаль, которой женщины могли прикрыть лицо, все волосы было принято прятать под колпак. Такой головной убор пользовался такой большой популярностью среди придворных дам, из-за высоты генина даже приходилось увеличивать длину дверных проемов.
В 14 веке дамы носили головной убор — генин
Веком позже в Германии и Франции женскую любовь получили соломенные шляпки.
Кроме того, было принято, что головной убор являлся не только средством защиты от природных условий или для красоты женского наряда, но еще был и средством, показывающим социальное положение граждан: правильные люди должны были носить на шляпе перья фазана или петуха, нарушившие закон – ощипанные тушки лесных птиц, а банкротов можно было узнать по желтым и зеленым шляпам, врач должен был носить берет, а ученый — маленькую шапочку черного цвета.
В наполеоновские времена среди мужчин распространены были треуголки, позже они вошли в состав военного костюма.
На праздничные события мужчины носили низкую шляпу, которая создавалась из меха бобра, а по кромке пускалось длинное перо. Особенно любил такую шляпу король Людовик 13, впоследствии такой фасон шляпы был назван его именем.
В 18 веке вместо шляп стали носить парики, а сами шляпы носили под мышкой. Моду на парики ввела королева Мария Антуанетта. Для того, чтобы парик сидел идеально, иногда дамы полностью сбривали свои волосы.
В 18 веке шляпы были заменены на парики
19 – начало 20 веков: шляпка на пике популярности
19 век считается веком шляп. Этот предмет гардероба стал важнейшим составляющим для прекрасных дам, который девицы меняли, чуть ли не каждый день. Модели шляп были разнообразные: чебец с лентами, тюрбан с драгоценностями, соломенная шляпка с широкими полями и многие другие. Новые модели шляп появлялись практически каждый раз, как происходило значительное политическое, культурное или военное событие и свидетельствовала о предпочтениях ее хозяина. Например, шляпку «Ромео» могли носить любители Шекспира, шляпку «Франциск» — любители французской моды.
Тюрбан с драгоценностями
Так шляпка стала обязательной частью женского гардероба, показателем вкуса женщины и ее социального положения. Тогда же в этикете появилось правило о том, что женщине необязательно снимать шляпку в помещении.
20 век ознаменован особым отношением к цветам и цветочным орнаментам, которые где только не использовались: в дизайне интерьеров, на платьях, в прическах и, конечно же, на шляпах. Самыми удобными для размещения цветов были шляпы с широкими полями. Здесь дамы проявляли все свои фантазии, в итоге шляпа часто превращалась в подобие клумбы на голове, достигать она могла в диаметре одного метра, в шляпу даже могли вмонтировать специальный механизм, который заставлял шевелиться фигурки птиц. Такая «тяжеловесная мода» просуществовала недолго и вскоре от идеи клумб на голове отошли.
Шляпа с цветами
Шляпка во время и после Первой мировой войны
Влияние первой мировой войны заставило упростить максимально головные уборы, оставив на шляпах лишь ленты и перья.
Эмансипация давала женщине свободу – она получала независимой от мужчин, становилась более мобильной, деловой. Куда уж тут до массивных шляп – их место занимают облегающие шляпки с маленькими полями или шляпки «клош», похожие на колокольчик. Часто женщину можно было увидеть совсем без шляпки и уж совсем странно – без волос, женщины стали состригать свои кудри.
Шляпка Клош
С середины 30-х годов женственность снова становится в моде: локоны вновь заняли свое место на головах барышень и вместе с ними – вернулась и мода на шляпки.
20 век во всех отраслях ознаменован настоящими революциями во всех сферах жизни человека. Не обошлось без сенсаций и в шляпной сфере: 1933 году на подиуме была представлена манекенщица с вязаным носком но голове.
Также на шляпную моду влияли Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Эльза является создателем эпатажных шляпок «Стоптанная туфелька» и «Осьминог», посвященные работам Сальвадора Дали.
Эти события привели к тому, что шляпки стали создавать из всего, чего только можно, в ход идут и солома, и кожа, и пряжа. Особой любовью пользовались шляпки из конского волоса. Со временем они становятся узкими и прямыми. Возникают новые виды шляпок, в том числе и знаменитые шляпки-таблетки – совсем маленькие шляпки, закреплявшиеся на голове десяткой невидимок. Теперь в женские гардеробы вновь наполнены шляпками разных форм к каждому костюму имеется своя шляпа: деловые встречи, скачки, вечерние мероприятия, занятия спортом.
Шляпка — таблетка
Шляпы во время и после Второй мировой войны
Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.
После окончания войны женщины, уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.
В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.
Знаменитая шляпа Одри Хепберн
В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным.
Принцесса Диана практически никогда не появлялась в обществе без элегантной шляпы
Самые популярные шляпы современности
Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.
Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:
- Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона
Шляпа Федора — любимая шляпа Майкла Джексона
- Панама — похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери
Мадонна в панаме
- Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра
Френк Синатра в шляпе Трилби
- Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс
Мерлин Монро в широкополой шляпе
- Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»
Анджелина Джоли в шляпке Клош
- Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна
Мадонна в котелке
Самые дорогие шляпы в мире
Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика. К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.
«Шляпка любви» оценена в 2,7 миллиона долларов
Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.
Шляпа «Глубокое голубое море»
Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.
Дамы в шляпах на скачках Royal Ascot
Интересно о шляпах!
- В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
- В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
- Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
- Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
- В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
- Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских
Фильм о производстве шляп
www.supermamma.ru