Наталья Варлей на съемках «Вия».
Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.
В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки.
- Гроб № 1 считался основным — в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой
- Гроб № 2 — именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную — при помощи веревок.
- Гроб № 3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем… Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая «Кавказская пленница». Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел «свою» панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.
Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась… из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.
Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем… А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.
Но однажды во время съемок Наташа… выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула… Слух о роковом падении «спортсменки-комсомолки» перерос в домысел, что актриса погибла… Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты… Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви…
Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в «Вие» ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное…
источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
kinoistoria.ru
Кто такой Вий? (3 фото)
Один из самых странных и загадочно-противоречивых персонажей славянского эпоса мог бы остаться на задворках русской фольклористики, если бы не внимание к нему великого писателя Н.В. Гоголя и его повесть «Вий», впервые опубликованная в сборнике «Миргород» в 1835 г.
В своих комментариях к повести В.А. Воропаев и И.А. Виноградов отмечают: «Согласно исследованию Д. Молдавского, имя подземного духа Вия возникло у Гоголя в результате контаминации имени мифологического властителя преисподней “железного” Ния и украинских слов: “Вирлоокий, пучеглазый” (гоголевский «Лексикон малороссийский»), “вiя” — ресница и “повiко” — веко (см.: Молдавский Д. “Вий” и мифология XVIII в.//Альманах библиофила. Вып. 27. М., 1990. С. 152—154).
Кадр из фильма «Вий»
С именем Вия связано, очевидно, и еще одно слово гоголевского “Лексикона малороссийского”: “Вiко, крышка на диже или на скрыне”. Вспомним “дижу” в “Вечере накануне Ивана Купала” — гуляющую “вприсядку” по хате огромную кадку с тестом — и “скрыню” в “Ночи перед Рождеством” — окованный железом и расписанный яркими цветами сундук, изготавливаемый Вакулой на заказ красавице Оксане…
И в выписке Гоголя из письма матери от 4 июня 1829 г. “О свадьбах малороссиян”, где речь идет о приготовлении свадебного каравая, сказано: “Коровай делают надиже, а по-ихнему на вики (…) содят его без крышки в печь, а вико надевают на дижу”».
Существенное значение для понимания повести имеет также архитектура изображаемого здесь храма — деревянного, «с тремя конусообразными куполами» — «банями». Это традиционный южнорусский тип трехчастной старинной церкви, широко распространенный на Украине и в свое время являвшийся для нее господствующим. В литературе, однако, встречаются упоминания, что трехчастные деревянные храмы на Украине были по преимуществу церквями униатскими.
С этим прямо перекликается одно, давно уже сделанное исследователями наблюдение — что завязнувшие в окнах и дверях церкви гномы «Вия» определенно соотносятся с химерами (см. далее) готических храмов, в частности, горгулий собора Парижской Богоматери. Кстати, носящий «римское» имя главный герой повести — Хома Брут — воспитанник Братского монастыря, бывшего одно время униатским.
Еще одна «католическая» примета в «Вие» проступает в противопоставлении здесь ветхого иконостаса (с потемневшими, «мрачно» глядящими ликами святых) «страшной, сверкающей красоте» ведьмы, гроб которой был поставлен «против самого алтаря».
Можно предположить, что и сам образ мертвой красавицы был навеян Гоголю «католическим» источником — а именно картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» с прекрасной мертвой женщиной на переднем плане, к образу которой Гоголь, обожающий Италию, неоднократно возвращается в своей посвященной картине Брюллова статье с одноименным названием.
Для понимания гоголевского замысла нужно заметить, что слово «гном» Гоголь употребляет в «Книге всякой всячины» в значении «знак»: «Следующими гномами изображают вес аптекарский…»
Помните, как у Гоголя? «Вдруг… среди тишины… он слышит опять отвратительное царапанье, свист, шум и звон в окнах. С робостию зажмурил он глаза и прекратил на время чтение. Не отворяя глаз, он слышал, как вдруг грянуло об пол целое множество, сопровождаемое разными стуками глухими, звонкими, мягкими, визгливыми. Немного приподнял он глаз свой и с поспешностию закрыл опять:ужас!., это были все вчерашние гномы;разница в том, что он увидел между ими множество новых.
Почти насупротив его стояло высокое, которого черный скелет выдвинулся на поверхность и сквозь темные ребра его мелькало желтое тело. В стороне стояло тонкое и длинное, как палка, состоявшее из одних только глаз с ресницами. Далее занимало почти всю стену огромное чудовище и стояло в перепутанных волосах, как будто в лесу. Сквозь сеть волос этих глядели два ужасные глаза.
Со страхом глянул он вверх: над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал. Черная земля висела на них клоками. С ужасом потупил он глаза свои в книгу. Гномы подняли шум чешуями отвратительных хвостов своих, когтистыми ногами и визжавшими крыльями, и он слышал только, как они искали его во всех углах. Это выгнало последний остаток хмеля, еще чродивший в голове философа. Он ревностно начал читать свои молитвы.
Он слышал их бешенство при виде невозможности найти его. “Что, если, — подумал он вздрогнув, — вся эта ватага обрушится на меня ?.. ”
“За Вием! пойдем за Вием!”— закричало множество странных голосов, и ему казалось, как будто часть гномов удалилась. Однако же он стоял с зажмуренными глазами и не решался взглянуть ни на что. “Вий! Вий!” — зашумели все; волчий вой послышался вдали и едва, едва отделял лаянье собак. Двери с визгом растворились, и Хома слышал только, как всыпались целые толпы. И вдруг настала тишина, как в могиле. Он хотел открыть глаза; но какой-то угрожающий тайный голос говорил ему: “Эй, не гляди!” Он показал усилие… По непостижимому, может быть происшедшему из самого страха, любопытству глаз его нечаянно отворился.
Перед ним стоял какой-то образ человеческий исполинского роста. Веки его были опущены до самой земли. Философ с ужасом заметил, что лицо его было железное, и устремил загоревшиеся глаза свои снова в книгу.
“Подымите мне веки!»— сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки. “Не гляди!”— шепнуло какое-то внутреннее чувство философу. Он не утерпел и глянул: две черные пули глядели прямо на него. Железная рука поднялась и уставила на него свой палец: “Вот он!” — произнес Вий — и всё что ни было, все отвратительные чудища разом бросились на него… бездыханный, он грянулся на землю… Петух пропел уже во второй раз. Первую песню его прослышали гномы. Все скопище поднялось улететь, но не тут-то было: они все остановились и завязнули в окнах, в дверях, в куполе, в углах и остались неподвижно…»
Так кто же такой Вий? Это бог поземного царства. В русской, белоруской и украинской мифологии он считался существом, чей один взгляд мог принести смерть. Его глаза всегда были скрыты под веками, бровями или ресницами. Он был сыном Чернобога и Марены, богини смерти. Служил воеводой в войске Чернобога, а в мирное время был тюремщиком в подземном царстве. У него в руках всегда был огненный бич, которым он наказывал грешников.
В украинских легендах упоминается, что Вий жил в пещере, где не было света, его часто изображали покрытым шерстью (явный намек на снежного человека?). Он выглядел как украинский Касьян, византийский Василиск, волынский чародей «шелудивый Буняка», осетинский великан-воюга и другие.
Известность этому в обшем-то малоизвестному существу, как мы уже сказали, принесла повесть Н.В. Гоголя. Дело в том, что в былинах белорусского Полесья смерть представлялась в образе женщины с большими веками. В летописной легенде XVI в., где описывались последние дни Иуды, уточнялось, что разросшиеся веки совершенно лишили его зрения.
Мацей Стрыйковский в «Хронике польской, литовской и всей Руси» в 1582 г. пишет: «Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».
На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови».
«Длинные брови до носа» в Сербии, Хорватии и Чехии и Польше были признаком Моры или Зморы, существа, считавшегося воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому (темному) отцу Святогору погостить Илья Муромец на предложение пожать руку подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу: «Крепка твоя рука, хороший ты богатырек».
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.
В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.
Вот далеко не все упоминания о древнейшем божестве под названием «Вий».
nlo-mir.ru
Панночка. По мотивам х/ф «Вий» 1967г. Авторская кукла Вороновой Виктории
Здравствуйте, мои дорогие любители кукол!Сегодня поделюсь очередной большой радостью, и познакомлю вас со своей новой красавицей, которую создала для меня моя кукольная фея —
Я просто обожаю наш советский фильм Вий (1967г.)! Поэтому идея создания прототипа молодой Панночки пришла в мою головушку :))) сразу же после того, как меня посетила идея заказа авторской куколки бжд.Над выбором создателя моей будущей куколки даже не задумывалась! Работы Викули меня давно покорили, и теперь у меня уже две ее рукотворные красавицы! Чему я несказанно рада! Спасибо, моя феечка, за тепло твоих золотых ручек!!!
Напомню некоторые моменты фильма 🙂.
А вот и моя долгожданная красавица!
И прелестные фото автора не могу не показать!!! 🙂
Тело куколки сплошной восторг! Настолько все реалистично: формы, изгибы, пропорции, тона!
Образ потрясающий! Викуля попала прямо в точку! Личико, мейк ап- незабываемы!!! Детали проработаны идеально! Я как всегда потрясена техничностью исполнения работы и талантом автора!!! Браво мастеру!!! 🙂
Моя любовь Викуле! :-*
А вот наш потрясный гробик :)))
babiki.ru
Как Наталья Варлей Панночкой в фильме «Вий» стала. Фотопробы: dubikvit — LiveJournal
Не все знают, что на роль Панночки в фильме «Вий» изначально была утверждена не Наталья Варлей, а другая актриса. Более того, с ней уже было снята значительная часть фильма, когда пришлось срочно менять актрису и переснимать всё заново
Когда режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв взялись за работу над фильмом «Вий», то пригласили на пробы много замечательных молодых актрис. Вот несколько имён, из тех кто пробовался на роль: Ада Роговцева, Елена Санько, Жанна Болотова, Светлана Коркошко. Но никто из них не устроил режиссёров. Вот то немногое из фотопроб, что мне удалось найти
Но когда Георгий Кропачёв увидел Александру Завьялову, он понял, что больше проб проводить не надо — актриса найдена
Именно с Завьяловой в главной роли началась работа над фильмом. Но когда с ней уже было отснята почти половина материала, актрису вдруг срочно меняют, и всю работу приходится начинать сначала
Почему? На это есть несколько версий.
Первая: Александра Завьялова была вынуждена отказаться от роли из за болезни.
Вторая: Она была занята на съёмках в другом фильме — «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. И, вроде как, режиссёр, у которого в тот период времени был роман с Завьяловой, запретил ей сниматься в другой картине, пока он не закончит фильм. Исадзе лично звонил Кропачёву и попросил снять актрису с роли
Третья: Завьялова считалась неблагонадёжной из за романа с американским бизнесменом и её снял с роли лично Пырьев
В любом случае, директор Мосфильма Пырьев, который плотно курировал процесс съёмок, решил пригласить на роль Паночки Наталью Варлей, которая очень удачно дебютировала у Гайдая (эпизод у Хилькевича не в счёт).
В её пользу была цирковая подготовка, ведь Панночке необходимо было летать в гробу по церкви, а компьютерной графики тогда ещё не было
Вся отснятая с Завьяловой плёнка была смыта. Но увидеть её в фильме всё же можно. Остался один эпизод, который не заменили и в котором в роли Панночки видна первоначальная актриса
Вот этот кадр из фильма.
[Источники…]
Использованы кадры из фильма «Вий», реж. К. Ершов и Г. Кропачёв
и фотопробы из архива Мосфильма
Смотрите также:
dubikvit.livejournal.com
От советского «Вия» до франшизы «Гоголь»: сравниваем актеров тогда и сейчас
В восточнославянской мифологии Вием назывался дух, несущий смерть. И, в принципе, можно сказать, что популяризировал такого инфернального персонажа Николай Васильевич Гоголь – именно в одноименном произведении писателя появляется демоническое существо, способное убивать взглядом. Несмотря на то, что повесть была написана в далеком 1835 году, помнят о страшном существе до сих пор, хотя прошло почти два столетия. Иллюстрации к рассказу писателя начали появляться практически сразу после публикации произведения, а вот до создания более сложных образов, в том числе киношных, пришлось подождать несколько десятков лет.
Впрочем, Вий интересовал людей даже в эпоху, когда кинематограф только начал зарождаться. Что и говорить, в дореволюционной России уже были предприняты две попытки экранизировать историю про Вия. Насколько удачными вышли картины узнать уже не получится – обе немые ленты канули в лету. А вот фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей не только напугал несколько поколений зрителей, но и очень прочно вошел в культурную жизнь страны. Чего только стоили революционные спецэффекты того времени и искусно созданная атмосфера, подогреваемая слухами о том, что именно съемки в «Вие» стали началом череды проблем для не побоявшейся лечь в гроб Варлей.
Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий»
После выхода первого «советского фильма ужасов» кинематографисты на несколько десятков лет отказались от идеи вновь экранизировать «Вия» – не то понимали, что не хватит технической базы, не то действительно боялись. Так или иначе, в 2006 году на экраны вышел фильм «Ведьма» – сильно осовремененная версия оригинальной истории.
Спустя еще восемь лет на экраны вышел приключенческий фильм Олега Степченко «Вий 3D». В этой картине персонажи Гоголя выполняли скорее фоновые функции и просто присутствовали в истории о путешествии британского подданного Джонатана Грина, отправившийся в экспедицию по Евразии. Но, похоже, на этот раз карты легли как надо – картина не только стала самым кассовым проектом 2014 года, но и получила сиквел. Да еще какой сиквел: в продолжении «Вия» герои (отправившиеся, правда, подальше от украинских сел – в Китай) встретятся с новыми персонажами в исполнении настоящих легенд мирового кинематографа – Арнольда Шварценеггера, Рутгера Хауэра и Джеки Чана.
Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан на съемках фильма «Вий 2: Тайна печати дракона»
В 2017 году на большие экраны вышел мистический детектив «Гоголь. Начало», главным героем которого стал небезызвестный писарь третьего отделения императорской канцелярии Николай Васильевич. По сюжету великим писателем он не стал и даже уверенности в себе не приобрел, зато обнаружил, что обладает некими сверхъестественными возможностями. И когда Гоголю представляется возможность отправиться расследовать мистические убийства девушек в полтавской деревеньке Диканька, он сразу же соглашается.
Александр Петров в роли Николая Васильевича Гоголя в фильме «Гоголь. Вий»
В первой части франшизы «Гоголь» уже появлялись придуманные писателем персонажи. Но именно в сиквеле героя ждет встреча с Вием. Единственным помощником для Гоголя в этой непростой миссии станет богослов и экзорцист в одном лице – Хома Брут, который уже встречался с Вием. Чем закончится это роковое противостояния можно узнать в кино, а мы предлагаем сравнить, как выглядели персонажи рассказа «Гоголя» во всех экранизациях.
Хома Брут
Бурсак Хома Брут – главный герой мистической повести Гоголя. Именно его запирают в церкви, чтобы он отпел почившую панночку, которая пытается его погубить всеми возможными способами.
Леонид Куравлев в роли Хомы Брута в фильме «Вий» 1967 года
Валерий Николаев, создавший собирательный образ Хомы Брута в фильме «Ведьма» 2006 года
Алексей Петрухин в роли Хомы Брута в фильме «Вий 3D» 2014 года
Алексей Вертков в роли Хомы Брута в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года
Панночка
Обратившаяся в ведьму красавица, которая призывает на помощь всю нечистую силу, чтобы сжить со свету бурсака Брута также является главным персонажем повести Гоголя. Этот образ стал фактически нарицательным и появлялся во множестве произведений разных жанров и форм.
Наталья Варлей в роли Панночки в фильме «Вий» 1967 года
Евгения Крюкова в роли Панночки в фильме «Ведьма» 2006 года
Ольга Зайцева в роли Панночки в фильме «Вий 3D» 2014 года
Ксения Разина в роли Панночки в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года
Вий
Собственного, самого Вия – убивающего взглядом демона – кинематографисты всегда изображали по-разному. Советские киноделы отталкивались от заданных Гоголем установок, они изобразили Вия наиболее близко к «Гному с железным лицом и веками до земли». Современные авторы пошли чуть дальше и использовали при создании персонажа больше фантазии – благо, уровень технических возможностей позволяет использовать любые спецэффекты. Понятно, что в этом случае обошлось без актеров, но сравнить образы все равно интересно.
Вий образца 1967 года
Вий образца 2014 года
Вий образца 2018 года
Сцена в церкви
Сцена в церкви также стала одним из самых узнаваемых эпизодов – как минимум в отечественном кинематографе. Начерченный на деревянном полу меловой круг, испуганный Хома, читающий Библию, летающая в гробу Панночка и полчища нежити вокруг – одна из кульминационных сцен, ради которой зрители зачастую готовы пересмотреть весь фильм целиком.
Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года
Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года
Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года
Сцена в церкви в фильме «Ведьма» 2006 года
Сцена в церкви в фильме «Ведьма» 2006 года
Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года
Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года
Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года
Сцена в церкви в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года
Трейлер фильма «Гоголь. Вий»
Смотрите фильм «Гоголь. Вий» в кинотеатрах с 5 апреля.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Гоголь. Вий»: старинные легенды, летающие галушки и сеансы экзорцизма
Евгений Стычкин: «Глобальной разницы между нашими артистами и теми, кого предлагает Голливуд, нет»
В Москве состоялась премьера мистического детектива «Гоголь. Вий»
www.vokrug.tv
Интересные факты о фильме «Вий» | Екабу.ру
Интересные факты о первом советском «ужастике»… Кровь стынет… )Фильм «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями.Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки..
В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира.
В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.
Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм.
Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.
Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок.
Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.
Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель…
Тут же должна падать огромная люстра – паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв…
А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.
Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек.
Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.
Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков… Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах.
Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.
В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.
Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.
Кстати, у панночки – Натальи Варлей – на съемках действительно был смертельно опасный эпизод.
Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ – Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви.Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты.
Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?
По задумке Георгия Кропачёва, первоначального режиссера картины, сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.
Оборотни в фильме удивительным образом лазили по вертикальной стене.Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.
Сниматься в роли панночки Наталья Варлей согласилась… из любопытства. Полеты в гробу под куполом церкви ее не пугали, суеверного страха перед тем, что с нее снимают мерку для гроба, актриса тоже не испытывала.
Наталья не только снималась в кино – в «Вий» ее взяли за проявленную во время «Кавказской пленницы» спортивную подготовку. «Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем…
А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.
Мистическое «влияние» фильма.
Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. 4 года актриса не снималась в кино.
Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.
Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года.
ekabu.ru
Первый и единственный советский фильм ужасов «Вий» (15 фото) . Чёрт побери
Идея экранизации мистической повести Николая Гоголя принадлежит режиссеру и директору киностудии «Мосфильм» Ивану Пырьеву. Снимать он поручил двум студентам Высших режиссерских курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачеву.
Однако в самом начале работы отснятый ими материал разочаровал руководство киностудии, и на помощь срочно вызвали знаменитого киносказочника, режиссера Александра Птушко. Он энергично принялся за работу, придумав декорации, переделав облик главного героя и собрав команду мастеров пластического грима. Работа над первым советским «ужастиком» была очень масштабная, кропотливая и во многом новаторская.
Режиссер Александр Птушко.
Сначала в роли Панночки снималась актриса Александра Завьялова. Когда отсняли уже примерно половину фильма — директор киностудии решил заменить актрису. Пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко, но утвердили Наталью Варлей.
Ее пригласили на съемки после громкой премьеры «Кавказской пленницы», тем более что актриса была спортивной и не суеверной — полеты стоя в гробу ее не пугали. В перерывах ей ставили подсветку, и она в этом же гробу читала конспекты и учебники.
Для съемок изготовили три гроба. В одном Панночка просто лежала, второй — совсем небольшой и закрытый для общих планов, а вот для летающего пришлось сделать целую систему. Гроб подвесили на подвижных металлических струнах, в основание был вмонтирован штырь, к которому Наталью Варлей пристегивали монтажным поясом.
Под балахоном у актрисы была скрыта дополнительная опора, а крутили гроб на стреле крана. Перед тем как отправить Варлей «в полет», систему перепробовала почти вся съемочная группа. Но во время работы страховка подвела, и актриса на полном ходу вылетела из гроба. Если бы не поймавший девушку Леонид Куравлев, то могла бы случиться беда.
Вия — ночной кошмар не только Хомы Брута, но и многих советских детей — играл силовой акробат Николай Степанов. Нужен был физически сильный и рослый актер, чтобы таскать на себе костюм чудовища. Сам костюм делали из пропитанных смолой слоев мешковины, руки были слеплены из гипса, веки откидывались на шарнирах, а глаза монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью. Костюм был невероятно тяжелый, что способствовало медленной и неуклюжей походке Вия. Кстати, у первых режиссеров фильма Вий выглядел иначе — это был гигантский немощный старик, которого со всех сторон поддерживала свита.
Для свиты Вия были нарисованы сотни эскизов. Птушко отобрал самые фантастические. Для рослой «нечисти» были приглашены артисты цирка и спортсмены, а остальных демонов играли карлики. Упырям делали разный грим: одних красили в синюшный оттенок, других в серый, рисовали скелеты, приделывали дополнительные носы, клеили висящие уши, «убирали» лица. Сопровождать их должны были гигантские насекомые — богомолы, жуки и пауки, но, перебрав несколько вариантов, режиссер с оператором остановились на более привычных черных котах и воронах.
Сцену с упырями, сползающими по вертикальной стене, снимали на макете. Из досок сколотили «стену» и поставили ее под углом к полу. Актеры медленно сползали по наклонной поверхности, а оператор нависал над ними сверху на кране. Получался эффект вертикальной стены, по которой, цепляясь когтями, лезет всякая нечисть.
На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину — все актрисы отказывались еще на стадии проб. Поэтому Ведьму сыграл мужчина — актер Николай Кутузов. Неожиданно для всех на съемках он запил и даже один раз сорвал рабочий процесс. Не выпивавший до этого Кутузов объяснял внезапную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской ролью».
Первый и единственный фильм ужасов в советском кино был одним из лидеров проката 1968 года. Его закупило к показу несколько зарубежных стран — в США он шел под названием Viy or Spirit of Evil, в Аргентине — Viy, esp?ritu del mal, в Финляндии — Velho… В России «Вий» экранизировали еще два раза — в 2006 и 2014 годах.
chert-poberi.ru