Фото панночка вий – КиноПоиск.ru

Автор: | 02.02.2020

Вий — картинки (41 ФОТО) ⭐ Забавник

Вий – это не только известный фильм, но и персонаж славянской мифологии. Считается, что его взгляд убивает. Однако этого взгляда можно избежать, если успеть скрыться  до того, как Вию поднимут веки.

 

Панночка

 

Хома и Панночка

 

Панночка встаёт из гроба

 

Чёрт разговаривает с человеком

 

Панночка в церкви

 

Вий идёт на Хому

 

Хома оглядывается на Вия

 

Хома смотрит вверх

 

Панночка идёт на Хому

 

Демон

 

Вий в окружении друзей

 

Панночка смотрит на Хому

 

Девушка встаёт из гроба

 

Тень нападает на человека

 

Панночка ходит вокруг Хомы

 

Панночка встаёт из гроба

 

Голова Вия

 

Хома и Библия

 

Хома и Панночка в церкви

 

 

Вий в окружении нечисти

 

Панночка пугает

 

zabavnik.club

Как снимался фильм Вий

На съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.

— Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица… Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только «симпатичными» лицами, но и размерами. Для контраста с «рослой нечистью» Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный… «Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов». Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.

Костюм Вия на «Мосфильме» делали из мешковины. Один слой материи пропитывали смолами, красили, накладывали другой слой… Вместо рук из гипса лепили «жилистые, крепкие» корни деревьев. В результате одеяние чудовища получилось неимоверно тяжелым. Трое рабочих мастерской с трудом переносили костюм. Артисту, исполняющему роль Вия, предстояло в нем ходить… Стали искать на роль здорового, мускулистого артиста. Нашли подходящую кандидатуру только среди спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой. По сценарию Вий должен был «тяжело ступать, поминутно оступаясь». Спортсмену ничего играть не пришлось — под тяжестью костюма он еле волочил ноги и каждый раз вылезал из задубевшего одеяния мокрый как мышь.

«Смертоносный» взгляд Вия делали особенно тщательно. Никакой электроники тогда не было. Веки, не видевшие «божьего света», откидывались на шарнирах, их попросту тянули за веревочки. Глаза начальнику гномов монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.

fishki.net

«Мне нравилось, что на съемках нас постоянно окружала мистика»

С актрисой Ольгой Зайцевой, о которой многие узнали после выхода в свет новой экранизации гоголевской повести «Вий 3 D», «Комсомолка» поговорила в тот день, когда в Иркутске останавливался поезд ВГИКа. И уж конечно, было решено встретиться с Панночкой.

Актриса пришла на встречу в роскошном вечернем платье синего цвета, которое подчеркивало точеную фигуру, плечи прикрывала меховая накидка.

— Готовилась к холодам, — объяснила она. – Вот я была прошлой зимой в Якутске, там было -53. Собираясь в этот раз в Сибирь, взяла с собой полный чемодан теплых вещей, а у вас тут, оказывается, еще довольно тепло.

Посмотреть Иркутск Ольга не успела, график был таким плотным, что времени просто не хватило. Актриса была ведущей на концертах и творческих вечерах, которые проводили мэтры в нашем городе.

— Но я успела заметить, что люди у вас душевные, — с улыбкой сказала она. – Я приехала немного простудившейся, пришлось идти в аптеку за лекарствами. Выскочила из гостиницы и поняла, что сама дорогу не найду. Молодые люди, которых я попросила помочь, с удовольствием указали путь, да еще пожелали побыстрее выздоравливать. В Москве на улице люди бы просто не остановились.

Актриса и сама удивительно легка в общении, хотя в сериалах и театральных постановках играет в основном стервозных дам.

Как она попала на съемки «Вия»?

— Случайно, — говорит актриса. – Подруга отправила мой снимок на кастинг, даже не предупредив. Только накануне отбора она призналась и сказала, что эта роль прямо создана для меня. Пробы были нелегкими, сниматься хотели сотни актрис, но видимо, и правда роль – моя, раз все так удачно сложилось.

Однако иногда и нам удалось поймать магию в ее взгляде, возможно, именно, из-за нее Ольгу взяли на роль ведьмы в «Вий».

Чтобы создать образ ведьмы в фильме «Вий 3 D», актрису Ольгу Зайцеву гримировали по 5 часов. ФОТО: скрин с официального сайта фильма

Москвичка рассказала, что на съемках их везде сопровождала мистика. В Чехии, где для будущего фильма был выстроен целый украинский хутор, артистов поселили в настоящем замке, которому 700 лет.

— Все номера, кажется, сохранили убранство тех времен, — рассказывает Ольга. – В моей спальне вообще была детская колыбель, которая, как мне чудилось, качалась сама по себе.

Но в замке артисты только ночевали, почти весь день они проводили на съемочной площадке. Чтобы создать образ ведьмы, актрису гримировали по 5 часов. Художники накладывали маску и прорисовывали каждую вену и морщинку.

— Я просто ахнула, когда увидела свое отражение в зеркале, — смеется она. – В гриме проводила по 12 часов в сутки, даже не поесть толком. Меня кормили с ложечки и только супами.

Актриса призналась, что ничуть не жалеет о том, что согласилась сниматься в мистическом фильме. Кроме того, что она стала известной, она теперь получила возможность увидеть страну. На премьеру фильма она ездила в Якутск, теперь вот увидела Иркутск и Дальний Восток. Дама этому только рада.

Поделиться видео </>

Трейлер фильма «Вий 3D».Новый Вий 3D 2014 года относят к самым ожидаемым фильмам, так как его съемки длились больше восьми лет. Режиссер обещает, что фильм оставит свой отпечаток на душе не одного зрителя. В ролях Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Валерий Золотухин и другие

www.irk.kp.ru

Дурная слава фильма «Вий»: Откуда появились слухи о проклятых ролях и злом роке (13 фото) | Екабу.ру

В истории кинематографа есть несколько фильмов с мистическими сюжетами, которые пользуются дурной славой в актерской среде: говорят, некоторые роли приносят несчастья и становятся роковыми. Один из таких фильмов – экранизация повести Николая Гоголя «Вий». Те, кто был причастен к созданию первой киноверсии 1967 г., часто признавались в том, что сожалели о своем участии. Как поплатилась Наталья Варлей за роль Панночки и действительно ли этот фильм стал роковым в судьбе режиссера и актеров, – далее в обзоре.

Кадр из фильма *Вий*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Первые попытки экранизации повести Гоголя были предприняты еще в начале ХХ в. в немом кино. Однако обе эти картины не дошли до наших дней, поэтому традиционно первой известной версией считают фильм 1967 г., который называют первым советским фильмом ужасов. Идея экранизации принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который поручил работу над фильмом двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константину Ершову и Георгию Кропачеву. «Вий» стал для них дипломной работой. Впоследствии к съемкам привлекли также известного создателя советских киносказок Александра Птушко, так как отснятый молодыми режиссерами материал показался руководству «Мосфильма» «слишком реалистическим».

Кадр из фильма *Вий*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Изначально на роль Панночки утвердили актрису Александру Завьялову, но ее сняли с роли в разгар съемочного процесса. Когда было снято больше половины сцен, неожиданно по распоряжению руководства «Мосфильма» актрису отстранили от съемок, и Пырьев потребовал найти ей замену. В архивах киностудии было записано, что Завьялова была занята на съемках другого фильма на «Ленфильме», поэтому потребовалось ее заменить. Режиссер этой картины был мужем Завьяловой, и он запретил ей сниматься, пока не закончит работу. Он позвонил на «Мосфильм» и попросил снять ее с роли. По другой версии, актриса сама отказалась от съемок из-за внезапной болезни, которая отступила сразу после того, как она ушла из проекта. Как бы то ни было, роль Панночки в итоге досталась Наталье Варлей.

Наталья Варлей в роли Панночки | Фото: uznayvse.ru

Говорят, многие актрисы отказывались от этой роли – они попросту боялись играть смерть и заигрывать с нечистью, а вот звезду фильма «Кавказская пленница» Наталью Варлей съемки в гробу не пугали, и в приметы она не верила. Она была цирковой артисткой и подходила для выполнения многочисленных трюков в фильме. Но хотя Наталья Варлей работала воздушной гимнасткой в цирке, так и не смогла преодолеть свою боязнь высоты. И однажды она потеряла равновесие и выпала из летающего гроба с 3-метровой высоты, хотя страховка была достаточно надежной. Все могло бы закончиться трагически, но актрису спас Леонид Куравлев: она упала прямо к нему в руки, и он успел ее подхватить. Но несмотря на то, что все обошлось, по стране пошли слухи о гибели актрисы на съемках.

Сцена в церкви в фильме *Вий*, 1967 | Фото: vokrug.tv

Наталья Варлей в роли Панночки | Фото: kino-teatr.ru

Натурные съемки проходили в украинской деревне в Ивано-Франковской области. Позже, в 2006 г. дотла сгорела старинная деревянная церковь, в которой проходили съемки. Многие местные жители были уверены в том, что это было следствием того, что когда-то здесь снимали сцену с ведьмой в гробу.

Леонид Куравлев в роли Хомы Брута | Фото: kino-teatr.ru

Сложности возникли и с поиском актрисы на роль старой ведьмы. Все приглашенные на пробы актрисы отказались сниматься в этом фильме. В результате этот образ воплотил на экранах мужчина, театральный актер Николай Кутузов. Во время съемок он начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого таких проблем у него не было. Сам актер объяснял это своим страхом перед нечистой силой и этой «дьявольской ролью».

Кадр из фильма *Вий*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Позже Наталья Варлей не раз говорила о том, что пожалела о съемках в этом фильме, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Сначала она слегла с тяжелой болезнью, потом начались проблемы и в личной, и в профессиональной жизни: распался брак с актером Николаем Бурляевым, в 1969 г. она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира Тихонова, но и этот брак продержался недолго, а в 1990 г. 40-летний актер скончался. В кино ей больше не доставалось таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие». Актриса также рассказывала, что в одном из морских круизов, куда она была приглашена, несколько раз отменяли запланированный показ фильма «Вий» из-за того, что перед началом сеанса в море начинался шторм.

Наталья Варлей в роли Панночки | Фото: kino-teatr.ru

За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: «Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь».

Леонид Куравлев в роли Хомы Брута | Фото: kino-teatr.ru

Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».

Кадр из фильма *Вий*, 2014 | Фото: domkino.tv

В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.

Валерий Золотухин в фильме *Вий*, 2014 | Фото: kino-teatr.ru

Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: «Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо».

В новом *Вие* роль Панночки исполнила Ольга Зайцева | Фото: domkino.tv

Источник: kulturologia.ru

ekabu.ru

Паночка из фильма «Вий»

Каждая экранизация гоголевской повести чревата неприятными сюрпризами

Премьера советского «Вия» состоялась в 1967-м году. В первый год проката первый отечественный «ужастик» занял 13-е, так называемое «дьявольское» место по количеству проданных билетов. Что довольно символично. Ведь этот фильм всегда был овеян мистикой и дурными слухами. А особенно «нехорошей» считается роль ведьмы, которую тогда сыграла Наталья Варлей, а в современной версии — Ольга Зайцева.

Справка: Вий — персонаж из Преисподней (по восточнославянской мифологии). В русских и белорусских сказках веки Вия поднимали вилами его помощники, черти.

Падение из гроба

В советский «Вий» на роль ведьмы пробовались и Светлана Коркошко, и Елена Санько. Но обошла их актриса Александра Завьялова, ее утвердили. Однако после первой же съемочной смены Завьялова тяжело заболела. Решено было ждать артистку, а пока снимать одного Куравлева.

Александра пошла на поправку и тут же приехала на съемки. Ее загримировали под ведьму, выставили свет, приготовили хлопушку. Но неожиданно Завьяловой стало нехорошо. Прозвучала команда «стоп».

Через некоторое будущий муж Александры, а тогда еще возлюбленный — режиссер Резо Эсадзе — позвонил на «Мосфильм» и попросил снять Завьялову с роли Панночки.

Пришлось срочно искать новую актрису. О «Вие» к тому моменту распространилась дурная молва, и многие артистки отказывались даже на пробы приходить. Осмелившеюся Жанну Болотову только собрались утверждать, но она, как и Завьялова, резко заболела. Так в «дьявольскую картину» попала Наталья Варлей.

На следующий же день со звезды «Кавказской пленницы» сняли мерки для гроба, в котором по сюжету ей предстояло летать.

Гробов для съемок советского «ужастика» изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала с открытой крышкой, а третий смастерили с закрытой. Последний, кстати, сделали в два раза меньше остальных, чтобы его было легче перемещать.

Помните момент, где Панночка несется в гробу по кругу? Был случай, когда во время съемок этой самой сцены Варлей чудом не погибла:

— Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5-3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь! — рассказал в одном из своих интервью Леонид Куравлев.

Но на этом череда несчастий Натальи Варлей только началась.

Молодая Наталья Варлей не побоялась лечь в гроб. Правда потом об этом долго жалела. ru.wikipedia.org

Череда смертей

После окончания съемок артистка надолго слегла с серьезной болезнью. А после выздоровления не смогла больше получить роль, которая была бы ярче, чем Панночка или Нина из «Кавказской пленницы».

В 69-м Наталья вышла замуж за Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Через два года Владимир в возрасте 40 лет скончался от сердечной недостаточности. Варлей осталась вдовой.

Личная жизнь актрисы так и не сложилась.

А в 85-м на свет вне брака появился второй сынишка Варлей — Александр. Однако роды прошли тяжело, жизнь Саши висела на волоске. Если бы не врач-реаниматолог Алексей Грачев, Наталья потеряла бы сына. К слову, Грачев впоследствии стал священником, и Варлей нередко приходила к нему, как к отцу-настоятелю за советом. Позже Грачев разбился в автокатастрофе.

Еще был мистический случай: как-то Наталья отправилась в морской круиз. Его организаторы в первый же день объявили вечерний показ «Вия». Варлей произнесла для собравшихся зрителей пару короткую речь перед началом сеанса, и вдруг… разбушевалось море. Наталья расценила это как нехороший знак и попросила перенести показ на другой день.

Через сутки история повторилась. И этот сеанс тоже отменили.

На следующий день организаторы все-таки устроили показ «Вия». Но не прошло и десяти минут, как на судне началась сильная качка, теплоход стал крениться на бок. Актриса бросилась к организаторам с мольбами остановить фильм. Море успокоилось только тогда, когда показ прервали.

После всего произошедшего в ее жизни после «Вия» Варлей уже в зрелом возрасте пришла к Богу.

Факт: 24 февраля 2006-го в селе Горохолин Лес, что в Карпатах, произошел страшный пожар. Дотла сгорела старинная церковь, где снимали ключевые сцены советского «Вия».

Совпадение или злой рок, но трагедии после выхода картины на экран случались не только с Варлей. Один за другим начали уходить в мир иной создатели «Вия», совсем еще не старые люди.

Через четыре года после премьеры ленты на 49-м году жизни Алексей Глазырин, сыгравший сотника, умер от инфаркта.

Главный режиссер фильма — Александр Птушко — скончался в 1973-м, не дожив до своего 73-летия. Тогда же погиб Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя два года умер оператор Федор Проворов, которому оставалось два месяца до 70-летия.

Вий

Утопленница

Вольная экранизация «Вия» режиссера Олега Степченко — «Вий 3D» — вышла на экраны в 2014-м. Актерский состав фильма пестрит звездными именами. А вот на роль Панночки решили выбрать малоизвестную актрису Ольгу Зайцеву, чтобы зритель поверил — она настоящая дочка сотника, а не переодетая знаменитость.

Пробовалась на эту роль и Анна Чурина. Но играть Панночку актриса в итоге отказалась.

— Мне это показалось неправильным, и потом, мне даже мама не дала благословения на эту роль, — делилась с журналистами Чурина.

У Зайцевой же сомнений не было. Однако во время репетиции одной сцены Ольга едва не утонула! По сценарию она должна была пройти по мосткам на реке. На середине пути под актрисой резко проломились доски, и Оля упала в воду. «Панночку» еле успели спасти — артистка никак не могла вынырнуть.

Но ближе к финалу съемок картины Зайцева отогнала от себя плохие мысли, «забила» на суеверия и могла даже спокойно спать в гробу, пока режиссер репетировал сцену.

Кстати: От роли старой Ведьмы в фильме «Вий» 1967-го отказались все актрисы еще на стадии проб. Поэтому вместо женщины утвердили мужчину — актера Николая Кутузова. На съемках он начал частенько прикладываться к бутылке и однажды даже сорвал съемку. До этого не выпивавший артист объяснял свою неожиданную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской ролью».

www.eg.ru

«Вий»… 10 занятных фактов о съёмках фильма

1. Панночка в гробу пускает кровавую слезу… а между тем это единственная капля крови, пролитая в этом комедийном ужастике. Фильм занял символическое 13 место по итогам кинопроката 1967-года…


2. Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов. А на роль Панночки была уже утверждена Александра Завьялова, но из-за различных причин актёрский состав был изменён.

.

3. Кстати, Александра Завьялова даже успела сняться в нескольких сценах, одна из которых вошла в фильм. На двух сравнительных кадрах (сверху) отличается не только интерьер… в гробу лежат две разные актрисы.

.

4. Актёр Николай Кутузов отлично справился с ролью ведьмы-старухи.
.

5. Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове (семинария), Богородчанском районе Ивано-Франковской области, посёлке Седнев, Черниговской области. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес, Богородчанского района. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.

.

6. Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Подхватил актрису её партнёр по фильму — Леонид Куравлев. Несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке (из-за этого её-то и взяли на эту роль), Наталья Варлей  сильно боялась высоты.

.

7. Во время сцен, где героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной виброплатформе.

.

8. В «Вие» было задействовано около 50 ворон и 9 чёрных кошек и собака по кличке «Мишка». Эти же кошки засветились и у Гайдая в комедиях «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию». На кошек ещё и надевали  шапочки  с рожками для изображения теней от «чёртиков». А кукарекающий по утрам Петух ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане». За все сцены с животными отвечал дрессировщик и постановщик трюковых сцен  — Тариэл Варламович Габидзшвили.

.

9. Сложно заметить в фильме отличного актёра Борислава Брондукова в эпизодической роли бурсака.

.

10. Костюм Вия был очень тяжелый и таскать его пришлось специально приглашенному штангисту.

.
Актёры фильма, сыгравшие две заглавные роли… 40 лет спустя:

Леонид Куравлёв
.

Наталья Варлей
.
.
Кому интересно — смотрите так же мои посты:

«Вий»… Фотографии со съёмочной площадки…


«Вий»… киноляпы
.

kinocomedy.livejournal.com

Первый советский фильм ужасов «Вий»: picturehistory

«Ужастик» «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки… В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.
Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.
Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески отрицают это.
В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, esp?ritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.
Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области и посёлке Седнев,Черниговской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.
— Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.

Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“. Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.
Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь.

В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель… Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв…
На съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
— Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица… Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только «симпатичными» лицами, но и размерами. Для контраста с «рослой нечистью» Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный… «Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов». Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем… Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая «Кавказская пленница». Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел «свою» панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась… из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.
Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем… А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Но однажды во время съемок Наташа… выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула… Слух о роковом падении «спортсменки-комсомолки» перерос в домысел, что актриса погибла… Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты… Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви…
Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в «Вие» ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное…

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина «Живет такой парень», где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой «под горшок» Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — «красиво окрашенное естественное зло», поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.
Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…» После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме «Вий», даром не проходят…

Как тут не вспомнить блокбастер Уильяма Фридкина «Экзорцист» («Изгоняющий дьявола»). После съемок исполнительница главной роли Линда Блэр, сыгравшая ведьму, попала в больницу с серьезным психическим расстройством. Видно, нельзя всерьез заигрывать с дьяволом.
Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
— Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, — рассказывает художник фильма. — Из толстых досок была сколочена «стена». Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене. Но выходцы с того света не могли видеть живого человека и нуждались в специальном шамане. И чудовище с «дурным глазом» не преминуло появиться в повести Гоголя.

См.также:

200 фильмов для обязательного просмотра

Первые роли в кино: 50 актрис СССР

Несостоявшиеся роли советских кинозвезд

Как снимали «Карнавальную ночь»

Киноляпы фильма Операция «Ы» и другие приключения Шурика

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *