Екатерина Максимова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти
Биография
Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.
Детство и юность
Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.
Балерина Екатерина МаксимоваМаленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.
Екатерина Максимова в детствеВ хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.
Екатерина Максимова в молодостиУчилась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала Галина Уланова.
Балет
В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.
Екатерина Максимова в молодостиВ следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.
Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.
Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок»В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.
Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.
Екатерина Максимова и Владимир ВасильевВ 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.
Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд Майи Плисецкой и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.
Екатерина Максимова в роли КитриВ 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.
Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции «Ивана Грозного» балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.
Екатерина Максимова исполняет партию ЖизельВскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.
В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».
Екатерина Максимова в роли АнютыЧтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.
Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой Раиса Горбачева передала звезде букет роз из своего сада.
Екатерина Максимова в последние годыНо в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.
За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.
Личная жизнь
Тандем Максимовой и Владимира Васильева в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.
Екатерина Максимова и Владимир ВасильевДетей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.
Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.
Смерть
Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.
Могила Екатерины МаксимовойПохоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.
Партии
- 1958 – «Жизель»
- 1958 – «Лебединое озеро»
- 1959 – «Каменный цветок»
- 1960 – «Медный всадник»
- 1960 – «Конек-горбунок»
- 1961 – «Пламя Парижа»
- 1962 – «Щелкунчик»
- 1963 – «Спящая красавица»
- 1964 – «Золушка»
- 1965 – «Дон Кихот»
- 1971 – «Икар»
- 1979 – «Ромео и Юлия»
- 1980 – «Гусарская баллада»
- 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
- 1989 – «Онегин»
- 1991 – «Золушка»
- 1994 – «Сотворение мира»
24smi.org
биография, личная жизнь советской балерины
—Екатерина Максимова была одной из самых ярких и известных советских балерин. Она жила в эпоху, когда к артистам балета относились как к космонавтам и авиаконструкторам, а имена танцовщиков и хореографов знала вся страна. Максимова по-прежнему остается объектом восхищения поклонников искусства и эталоном мастерства для юных артистов.
Екатерина Максимова в партии Маши / Мари в балете «Щелкунчик». Щелкунчик-принц — Владимир Васильев. Фотография: bolshoi.ru
Екатерина Максимова в партии Китри в балете «Дон Кихот». Фотография: bolshoi.ru
Екатерина Максимова в партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Принц Дезире — Владимир Васильев. Фотография: bolshoi.ru
Внучка философа
Екатерина Максимова родилась в 1939 году в семье интеллектуалов: ее дедушкой был русский философ Густав Шпет. Серьезный интерес девочки к балету сначала насторожил ее маму, так как до этого момента в семье Максимовых не было профессиональных артистов. Тогда она попросила совета у танцовщика и педагога Большого театра Василия Тихомирова, и тот порекомендовал ей отдать дочь в Московское хореографическое училище.
Педагоги сразу заметили феноменальный талант юной балерины и приглашали ее участвовать в спектаклях Большого театра, когда она была еще ученицей. С того времени чудом сохранилась раритетная запись юной Максимовой, танцующей па-де-труа из балета «Щелкунчик» в редакции Василия Вайнонена вместе с молодыми Владимиром Васильевым и Аллой Манкевич. Катя уже в 14 лет выглядела как настоящая балерина: ее детская угловатость сочеталась с женственной мягкостью и изяществом, но главным, что приковывало к ней взгляд, была лучезарность. Максимова испытывала счастье от танца и отдавала его своему зрителю.
Екатерина Максимова (слева), Владимир Васильев и Алла Манкевич (справа) в па-де-труа из балета «Щелкунчик»
Педагогом Максимовой, как и многих московских балерин предыдущего поколения — Майи Плисецкой, Суламифи Мессерер, Раисы Стручковой — была Елизавета Гердт, ведущий преподаватель женского классического танца XX века. Строгая наставница была верна классическому балетному образованию, полученному ей самой в Императорском балетном училище, и не признавала тенденций к упрощению современного балета.
Елизавета Гердт редко хвалила своих учениц, однако талант Екатерины Максимовой признавала всегда. Именно ей, тогда еще ученице 8-го класса, Гердт доверила исполнить сложную главную женскую роль в балете «Щелкунчик».
Самые «умные ноги» в мире
В 1966 году балетмейстер Юрий Григорович вместе с художником Симоном Вирсаладзе поставил в Большом театре революционного во всех смыслах «Щелкунчика», где героям предстояло пройти целую серию испытаний и перевоплощений. На каждом этапе пути они танцевали дуэты и па-де-де (танец для двух участников), усложняющиеся к финалу, и особенно трудные пассажи достались именно Максимовой, исполнительнице роли Маши. Григорович продумывал их в расчете на «бриллиантовую» технику ног балерины. Причем сравнение с бриллиантами было не случайным, хоть и не имело отношения к драгоценному камню.
В финальном свадебном па-де-де играла челеста — редкий инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков. Это па-де-де было сложнейшим для исполнения фрагментом, и Максимова танцевала эту вариацию танца Феи Драже с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики.
До сих пор, когда молодой исполнительнице доверяют роль Маши и она выполняет все движения этого фрагмента правильно и точно, она как бы получает боевое крещение от Максимовой и переходит на новый уровень мастерства.
Екатерина Максимова в балете «Щелкунчик». Запись 1978 года
Китри-москвичка
Другой знаменитой ролью Максимовой в Большом театре была Китри в «Дон Кихоте». В нем она танцевала со скоростью вихря, буквально летала над сценой, не касаясь ее поверхности. Максимова достигала эффекта полета необычным образом: она стремительно делала сотню мелких шагов (па), высоких упругих прыжков (жете) и энергичных вращений, чем значительно увеличивала количество движений, предусмотренных балетмейстером Мариусом Петипа. Балерина добивалась того, чтобы зритель в зале этих движений не замечал, — а сегодня можно рассмотреть ее уникальную технику подробнее, только просмотрев видеозапись выступления в замедленном режиме.
У Максимовой не было страстного средиземноморского темперамента, как, например, у Майи Плисецкой или Суламифи Мессерер, которые феноменально стилизовались под испанок. Ее Китри была стопроцентной москвичкой — бесстрашной, бесшабашной и раскрепощенной, поэтому столичные поклонники старались не пропустить ни одного выступления Екатерины в «Дон Кихоте».
Фрагменты вариаций Китри из балета «Дон Кихот»
Балеты Григоровича
Отдельной нишей в творчестве Максимовой были роли в авторских балетах Юрия Григоровича. Когда Екатерина только пришла после училища в Большой театр в 1959 году, Григорович ставил «Каменный цветок» Прокофьева, и ей, неопытной девчонке, досталась роль Катерины в премьерных спектаклях. А спустя девять лет она стала первой исполнительницей партии Фригии в «Спартаке».
Максимова исполняла роли в этих спектаклях несколько иначе, чем другие артистки, не вводила в танец элементы гимнастики, которых требовал от балерин 1960-х Григорович. Максимова оставалась на сцене самой собой, и даже необычные поддержки в адажио и дуэтах исполняла на свой лад. Она использовала опыт исполнения миниатюр балетмейстера Касьяна Голейзовского, которые требовали полного раскрепощения тела, превращения его в бескостную материю — и ее движения всегда были текучими, бесплотными и потому лишенными резких спортивных элементов.
Максимова — Фригия в «Спартаке». Спартак — Владимир Васильев
Максимова и кино
Записей выступлений Максимовой сохранилось, увы, очень мало, но каждую из них можно считать достойным пособием по истории балета 70-х и 80-х годов прошлого века.
Позднее творчество Максимовой осталось в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго». Максимова хотела сниматься всегда, но не умела совмещать работу в разных жанрах, считала, что если будет уделять время кино, то предаст профессиональный балет. Она пришла в кинематограф сравнительно поздно, лишь после того, как станцевала в Большом театре все возможные роли. Участие в музыкальных кинофильмах и фильмах-балетах, созданных специально для нее, значительно продлило творческую жизнь балерины, расширило ее амплуа в жанрах комедии и эксцентрики.
Фрагмент из фильма-балета «Анюта» (тарантелла). 1982 год
Советские артисты в итальянской «Травиате»
Когда известному итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли в 1982 году понадобились танцовщики-виртуозы в его новый фильм-балет «Травиата» для сцены корриды, он пригласил сниматься не настоящих испанцев, а тех, кто танцевал лучше них — Екатерину Максимову и Владимира Васильева. Очевидцы рассказывали, что сцену с танцовщиками сняли с первого — и идеального — дубля, хотя по балетным меркам артисты уже достигли пенсионного возраста.
Фрагмент из фильма-оперы Франко Дзеффирелли «Травиата». 1983
Максимова навсегда
Екатерина Максимова и ее супруг Владимир Васильев, блистательный танцовщик Большого театра, были настоящими звездами СССР в широком смысле слова. Благодаря им и их выступлениям сформировалось такое важное понятие, как «Bolshoi Ballet» — визитная карточка Советского Союза в мире искусства.
Максимова была балериной академического направления, наследницей принципов императорского балета с его сложной техникой и каноном точной и грациозной позы. В танце она ничего и никогда не упрощала. За ее виртуозностью, недостижимостью и тайной невозможно было не тянуться. И люди тянулись — и даже сегодня говорят о балерине только в настоящем времени: «Максимова эту вариацию танцует так-то», «скорость Максимовой», «улыбка Максимовой».
www.culture.ru
Екатерина Максимова | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
Катенька………..
<iframe src=»http://flashframe.li.ru/showflash.html?tag_value=http%3A%2F%2Fmusic.privet.ru%2Fswf%2Fmp3player.swf%3Fautostart%3Dfalse%26amp%3Bbufferlength%3D3%26amp%3Bshoweq%3Dtrue%26amp%3Bfile%3Dhttp%253A%252F%252Fstat19.privet.ru%252Fmp3%252F0d0d753ea6d463573f14657aca7f3553%26amp%3Btype%3Dmp3%26amp%3Bid%3D445012958%26amp%3Bcallback%3Dhttp%3A%2F%2Fmusic.privet.ru%2Fcallback.php%26amp%3Bbackcolor%3D0xFFFFFF%26amp%3Bfrontcolor%3D0x000000%26amp%3Blightcolor%3D0x0D0D0D&flash_width=470&flash_height=15&style=» frameborder=»0″></iframe>
Конца пути не избежать,
Не перепрыгнуть пропасть.
Разбиться вдребезги,
но встать
И вновь взлететь,
и обуздать
И смерти страх,
и жизни робость,
И петь в полете,
и плясать,
И пить любовь…
А на излете
Вдруг, враз исчезнуть
И… пропасть.
Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину: чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона.
Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной! Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище.
В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, поучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра – сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. У нее были великие педагоги. Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа.
«Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, — это счастье», — признавалась Екатерина Максимова. Потом — непревзойденная Галина Уланова — учитель и друг. Именно она выпускала на сцену молодую Катю.
Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Она была обидчива и строптива и доставляла учителям массу неприятностей своим непослушанием и дерзостью. Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым — она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и дразнила его.
«С годами пройдет», – сказала Елизавета Павловна Гердт.
И действительно, «с годами прошло». Катя Максимова стала женой Володи Васильева. Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР.
Солнце сбросило одежды
С убегающей ночи
Растревожили лучи
В нас угасшие надежды.
Снова, как когда-то прежде
Захотелось крикнуть: «Где же?!
Где волнительная свежесть
Нашей юности мятежной,
Бурной, шумной, глупой, нежной?
Где же замыслов безбрежность?
Где же спрятаны ключи
Счастья? Где?»
-Нигде,
Молчи…
Гастроли в Амстердаме
«Жизель»
«Жизель»
«Было ли у меня желание бросить балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: «Господи, зачем мне это надо?! Я вставала, и нужно было идти в класс», — признавалась балерина в одном из своих последних интервью. Но она так и не нашла в себе силы бросить танцевать… Она считала, что «неважно, где танцевать, — важно танцевать». Не ждала самых выгодных предложений, не требовала наилучших условий, отказывалась или пыталась отказаться от многих ролей, которые все вокруг считали прорывом, за что заработала себе прозвище «Мадам Нет».
Фея Весны
Река на солнце блестками играет.
Журчат ручьи тихоньким шепотком.
И зелень кружевом природу одевает.
И воздух соткан птичьим говорком.
Весна, как первое прикосновенье
Любимой девушки и сладостной мечты.
И взгляд, который на меня бросаешь ты,
Наполнен трепетным волненьем.
И нет мне удовлетворенья
От этой нежной красоты.
Передо мной
забытые страницы
Того, что было
много лет назад.
Я их читаю
и безумно рад,
Что оживают
милые мне лица —
Судьбы подарок,
мой бесценный клад.
«Икар»
«Мазурка»
Луне предпочитаю
Солнце,
День- Ночи,
шум — молчанию,
И сладость — горечи,
И радости — отчаянью.
А впрочем…
Минет час, и вот —
Пишу и думаю совсем
Наоборот.
Она всегда оставалась очень скромным, почти неуверенным в себе человеком. А была прославленной балериной!.. «Великая балерина»…, «чудо природы»…, «олицетворение музыки»…, «радость в искусстве»…, «самая интеллигентная и самая деликатная балерина наших дней»…, «лучезарное дарование»… Все это говорили об Екатерине Максимовой. Она обладала изысканным изяществом и точным чувством стиля.
«Анюта» Екатерина Максимова и Геннадий Горбанёв
«Анюта»
Маша — «Щелкунчик»
Маша — Екатерина Максимова, балет «Щелкунчик»
«Спящая красавица»
«Каждый спектакль — полет», — признавалась великая балерина, — «Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: «Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!» И вот музыка играет — ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене»
«Спартак»
Чистота, тишина и покой.
Только изредка в этом молчанье
Раздается над сонной рекой
Одинокой гитары бренчанье.
Непонятно, зачем и о чем
Так печалятся нежные руки.
Может, письма любовные кто-то прочел,
И они выливаются в звуки?
В них тоскует, и плачет, и стонет душа,
О потерянном счастье мечтая,
И аккорды любви подбирают…
Чистота, тишина и покой,
Но тревожно над сонной рекой.
Может, этой весной
Хоть на время тревога растает.
«Спартак»
«Танец — это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое… Словами можно сказать: «Я тебя люблю». И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк». Великое искусство танца — передать то, что невозможно выразить словами.
«Каменный цветок»
«Дон Кихот» Китри — Екатерина Максимова, Базиль — Владимир Васильев
Китри. «Дон Кихот»
Екатерина Максимова русская балерина и хореограф, Народная артистка СССР
О красоте самой жизни в движении… Валентин Гафт «Фуэте» Екатерине Максимовой
Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в Фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой – Фуэте!
Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь – это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение – опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
Стихи Владимира Васильева взяты из книги «Картинки памяти»
Музыка: Berdien Stenberg (флейта) The Moldau (B. Smetana)
maxpark.com
Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой | Персона | Культура
Для того, чтобы стать известным, часто одного таланта недостаточно, нужна уверенность в себе и настойчивость. Екатерина Максимова обладала этими качествами в жизни, но когда дело касалось танца, становилась абсолютно другим человеком. Любое предложение она первым делом встречала отказом: «Нет, я не смогу», — говорила артистка. Из-за этой черты характера фотограф Анри Лартиг даже прозвал ее в шутку «Мадам Нет». Балерине повезло, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить танцовщицу в том, что она справится с поставленной задачей, и «Мадам Нет» всегда справлялась, часто выдавая даже больше, чем от нее ожидали. Кто помог Екатерине Максимовой стать звездой с мировым именем, рассказывает АиФ.ru.
Дисциплина? Нет, не слышала
Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: и пожарным, и дворником, и кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова тоже захотела блистать на сцене.
Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у дочери, мама Кати решила показать ее соседке — некогда известной балерине Екатерине Гельцер. Однако Екатерина Васильевна не сильно жаловала активного и очень шумного ребенка, который вечно мешал ей отдыхать, и отказалась. Узнав об этом, бабушка Максимовой отвела внучку к другому артисту балета Василию Тихомирову. Мужчина осмотрел Катю и на радость родным подтвердил, что у нее действительно есть данные.
Когда будущая танцовщица пришла поступать в Московское хореографическое училище, конкурс на отборочных турах составлял 80 человек на место. Тем не менее, Екатерина смогла обойти конкуренток и была зачислена. Хотя экзаменаторов очень беспокоила разная длина ее первого и второго пальцев на ногах. Мария Кожухова была уверена, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но девочка встала. Правда, потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась — поэтому балерина часто танцевала, превозмогая не просто дискомфорт, а самую настоящую боль.
Дисциплина и послушание никогда не были коньком Екатерины. Своим взбалмошным поведением она умудрялась вывести из себя даже такого спокойного педагога, как Елизавета Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу то стул, то лейку, хотя на самом деле очень любила Катю, ласково называла ее Масик и всячески пыталась ненавязчиво воспитывать свою подопечную. Когда балерина начала курить, Герд тайком подкладывала вырезки из газет о вреде табака ей в сумочку или карманы одежды.
Последний год обучения стал для Максимовой самым тяжелым: предстояли экзамены не только по танцу, но и по общеобразовательным предметам. Балерина не смогла сдать историю. Когда шпаргалки у ее «сообщника» Владимира Васильева отобрали, девушка честно призналась, что ничего не знает и ушла. Из-за этого маленького недоразумения она чуть не лишила себя карьеры в Москве! Буквально на следующий день после инцидента ей поступило предложение работать в Новосибирске. На эмоциях Екатерина согласилась, ведь мысленно она уже попрощалась с Большим театром из-за несданного зачета. Благо от подписания контракта девушку отговорили сокурсники. Они же впоследствии договорились и о пересдаче. Когда все экзамены были позади, Максимову зачислили в труппу ГАБТ.
Близкие люди
Екатерине повезло, ее педагогом-репетитором стала сама Галина Уланова. После окончания карьеры она могла выбрать для работы любую именитую балерину, но почему-то остановила свой выбор именно на Кате. Галина Сергеевна не только помогла своей подопечной освоить множество ролей, педагог и ученица стали настоящими друзьями. Хотя позднее, когда в жизни Улановой появилась журналистка Татьяна Агафонова, их пути разошлись.
Практически после каждого выступления Максимовой Галина Сергеевна заходила к ней в гримерную и сначала чуть-чуть хвалила, а потом начинала долго перечислять те вещи, которые, как ей казалось, Катя могла исполнить намного лучше. С таким строгим и внимательным наставником «звездная болезнь» балерине явно не грозила.
Еще одним важным человеком в жизни девушки стал ее муж Владимир Васильев. Они познакомились еще при поступлении в хореографическое училище, в старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом, разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы, влюблялся. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства.
Галина Уланова, Екатерина Максимова и Владимир Васильев в зале Метрополитен-опера репетируют сцену из балета «Дон Кихот», 1963 г. Фото: РИА Новости/ С. Иванов3 июня 1966 года пара расписалась, хотя в какой-то момент регистрация оказалась под угрозой срыва — невеста очень сильно опоздала в ЗАГС. Сначала балерина забыла паспорт, потом попала в жуткую пробку, которая образовалась из-за прощания с каким-то партийным лидером. После того, как Максимова и Васильев все же связали себя узами брака, оба помчались на репетицию, а уже через день полетели в Париж на премьеру фильма, в котором исполнили главные роли — «СССР с открытым сердцем». Французская пресса тогда пестрила заголовками: «известные артисты проводят в столице любви свой медовый месяц». И хотя для пары это была очередная добровольно-принудительная командировка, 5 дней в Париже все же стали их маленьким романтическим путешествием.
У этого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже — были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. Было у них и еще одно негласное правило: все споры о работе остаются в зале. Во время репетиций супруги могли разругаться в пух и прах, однако остыв и переодевшись, они как ни в чем не бывало шли вместе домой.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Александр МакаровТанцовщики долгое время мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Конечно, каждая такая потеря переносилась очень тяжело. Однако по признаниям самой балерины, когда она узнала от доктора о разных резусах крови с мужем и минимальных шансах родить здорового малыша, она внутренне успокоилась и отказалась от мысли родить.
Значительно позже Максимова все же стала «мамой» для одной из своих учениц — Юкари Сайто, с которой занималась во время визитов японской балерины в Москву. Когда Юкари решила принять православие, девушка попросила Екатерину Сергеевну стать ее крестной.
Испытание на прочность
В 1975 году в жизни артистки случилась настоящая трагедия. На репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, на ее пути появился доктор, который сумел понять суть проблемы и помог. Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.
Екатерина Максимова исполняет партию Жизель, 1960 г. Фото: РИА Новости/ Михаил ОзерскийВозвращение в Большой театр состоялось 10 марта 1976 года. Все, кто пришел тогда на тот концерт, понимали, что станут свидетелями либо настоящего чуда, либо трагичного финала карьеры Максимовой. К счастью, все прошло хорошо. Когда закончилось первое отделение, люди в антракте плакали и поздравляли друг друга. А после спектакля все артисты кордебалета выстроились живым коридором и аплодисментами проводили Екатерину до самой гримерки.
Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым, можно сказать, баловал их главными партиями в своих легендарных постановках. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Готовиться приходилось в жестких условиях: в запасе был всего месяц, время каждой репетиции ограничили 45 минутами, для кордебалета выделили тех артистов, которых отказались брать в другие спектакли. К счастью, все это не повлияло на успех постановки. Раиса Горбачева после увиденного на сцене прислала балерине охапку роз из собственного сада. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году.
Расставание с Большим театром произошло с легкой руки Юрия Григоровича, который отправил на пенсию целую плеяду известных артистов, среди которых были не только Максимова и Васильев, но и Плисецкая, Тимофеева и другие. А формулировка была такая: «не прошедшие по творческому конкурсу». Хотя многие из них даже не присутствовали на этом самом конкурсе.
Екатерина Сергеевна как-то призналась, что в самом начале карьеры планировала оттанцевать 20 лет и уйти со сцены. Но всякий раз, когда она пыталась осуществить задуманное, появлялось очередное заманчивое предложение, и выход на покой откладывался на неопределенный срок. Одним из таких предложений стала работа в Театре балета Кремлевского Дворца съездов. В 1990 году танцовщик и балетмейстер Андрей Петров организовал эту труппу. Для постановки «Золушки» Сергея Прокофьева он пригласил Васильева, а в качестве репетитора — Максимову. Однако сделать эскизы и отшить костюмы для спектакля молодому театру было тогда практически не под силу, тем более страна переживала не самые легкие времена. Васильев попробовал решить проблему с эскизами и обратился за помощью к своему знакомому Жерару Пипару, который работал художником в Доме Нины Риччи. Тот загорелся идеей создать костюмы для «Золушки», однако поставил условие: в постановке должны принять участие Максимова и Васильев. Выполнение этого пункта гарантировало не только появление эскизов, но и полный пошив всех костюмов силами Дома Нины Риччи. Естественно, танцовщики и руководитель театра дали свое согласие. На премьере Васильев вышел на сцену в роли Мачехи, а Максимова исполнила партию Золушки. И все же основной работой Екатерины Сергеевны в «Кремлевском балете» стало репетиторство.
Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г. Фото: РИА Новости/ Борис ВиленкинСпустя несколько лет в жизни артистки произошло еще одно важное событие. Она вернулась в Большой. Это случилось после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина. На тот момент ей было всего 18 лет. Конечно, давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно. Она в любой момент могла, что называется, сойти с дистанции и подвести балетмейстеров-репетиторов. Чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной. Максимова согласилась, но первое время даже не числилась в театре, лишь позже ее возвращение в ГАБТ оформили официально.
В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене. После окончания карьеры ее часто спрашивали, не скучает ли она по тем временам, когда сама блистала на сцене. Екатерину Сергеевну подобные вопросы всегда удивляли. Как можно предаваться ностальгии, когда каждый день расписан по минутам? Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля.
www.aif.ru
Волшебница танца Екатерина Сергеевна Максимова
На Исторической сцене Большого театра России состоится гала, посвященный выдающейся русской балерины Екатерины Сергеевны Максимовой.
Режиссером вечера стал партнер Екатерины Максимовой на сцене и в жизни Владимир Васильев.
Образы Максимовой соединили в себе детское наитие, чистоту и поступки взрослой личности. Всё это достигалось необыкновенной легкостью и изяществом хореографии, рисунку которой присущи свет и радость. Каждый выход на сцену — ода лирике и молодости.
Вечер станет премьерным для многих хореографов. Программу составили номера разных стилей и направлений, которые или специально поставлены для этого вечера, или будут представлены в Москве впервые.
В гала примут участие артисты балета, хора и оркестра Большого театра, а также приглашенные российские и зарубежные исполнители.
За пульт оркестра Большого театра встанет дирижер Павел Сорокин.
Екатерина Максимова — уникальная балерина и актриса из эпохи XX столетия, которую назвали «золотым веком балета Большого театра».
«Жизель», ГАБТ, 1960.
Екатерина Максимова была первой ученицей великой Галины Улановой. Под её руководством она подготовила и исполнила одну из лучших своих ролей — Жизель.
На репетиции. Галина Уланова, Владимир Васильев, Екатерина Максимова
Екатерина Максимова и Владимир Васильев в «Каменном цветке». ГАБТ, 1959.
Через три года после прихода Максимовой в Большой был снят совместный советско-французский фильм «СССР с открытым сердцем» (1961), в котором влюбленные друг в друга артисты балета Большого театра Екатерина Максимова и Владимир Васильев должны были представлять страну с открытым сердцем.
За два дня до поездки на премьеру этого фильма в Париж они поженились, и так получилось, что образцовые советские молодые люди совершили по тем временам неслыханное — отправились в свадебное путешествие в столицу мира. Пропагандистский фильм оказался символичным: назначенные быть лучшими они таковыми стали и оставались всю жизнь; отправившись в путешествие по миру в юности, они успешно продолжили его, сначала в составе Большого балета, затем и в свободном плаванье.
Первый зарубежный успех пришел к юной Максимовой в 1959 на первых гастролях Большого театра в США. По аналогии с тремя знаменитыми артистками Русского балета пост-дягилевской эпохи американские критики прозвали ее беби-балериной. За миниатюрность, лучезарность и неоспоримый большой талант.
Беби-балерина быстро выросла в очень большую балерину, диапазон возможностей которой простирался от гротеска до трагедии.
Она была изумительной Китри и делала фуэте, «не раскручивая» себя с помощью рук, что по тем временам было в диковинку.
Танцуя классику, Максимова и Васильев стали признанными интерпретаторами и балетов Юрия Григоровича. Долгая счастливая жизнь его «Щелкунчика», недавно пережившего пятисотое представление, начиналась с них — Кати и Володи, их Маши и Принца (1966 г.).
Потом они открывали для себя западную хореографию, а западные хореографы (Бежар, Лакотт, Пети…) открывали их.
Хрупкая и изящная Максимова и сильный, атлетичный, уверенный в себе Васильев представляли необычайно гармоничную пару. В 1968 Григорович поставил балет «Спартак», в котором партию Фригии он создал специально для Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в ее трагическом характере, но и в ее хореографическом рисунке. Григорович ввел множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Но этот новый для Максимовой образ был столь же органичен, сколь и все созданные ею характеры. Она, соединив античную пластику с остросовременной техникой, показала живую Фригию.
Обаяние Максимовой брало в плен зрителей, далеких от балета. Незабываемы танго ее Петера или тарантелла ее Анюты и те уроки правильной танцевальной речи, которые она брала у доктора Хиггинса — Мариса Лиепы в «Галатее».
Комический эпизод «корриды» в экранизации Франко Дзеффирелли оперы «Травиата» (1983 г.) запечатлел блестящее мастерство, изящество и красоту Максимовой, за которой, кажется, завороженно наблюдают не только гости на балу, ее партнер и постановщик номера Васильев, но и снимающая их камера.
Она была любимым педагогом в двух театрах: Большом и Кремлевском балете.
Екатерина Максимова навсегда осталась в людской памяти душевно молодой, излучающей свет и доброту.
У нее была самая восхитительная улыбка и самый красивый подъем стопы.
bolshoi.ru›about/press/articles/2014/2843/
Великая балерина, великая актриса; в «Галатее» с Марисом Лиепой она восходит к Чаплину, а, может быть, к чему-то такому, что неведомо было и Чаплину.
Валентин Гафт
Узор, написанный рукой природы,
Где непонятна тайна мастерства,
Где все цветы земли в лазури небосвода –
Живое чудо в форме божества.
Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Ты – хрупкая, но крепче нет оси.
Ты – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси.
Валентин Гафт «Екатерине Максимовой»
Марина Кондратьева – балерина, балетмейстер и педагог Большого , вспоминая коллегу Екатерину Максимову, рассказала «Театралу»:
«Балетная судьба Екатерины очень счастливая, ведь она станцевала лучшие роли мирового репертуара. Но ее жизнь не была безоблачной. Просто она умела преодолевать трудности. Вся наша творческая жизнь прошла рядом. Так сложилось, что мы с ней родились в один день с разницей в пять лет. Поэтому свои дни рождения и юбилеи мы отмечали всегда одновременно 1 февраля. Я помню то время, когда я уже работала в Большом театре, и все ждали, когда Катю после училища зачислят в труппу. Потом я не пропускала ни одного спектакля с ее участием, а она следила за моими работами. Не секрет, что мы учились друг у друга. Я с восхищением замечала необыкновенную выразительность ее рук, старалась что-то перенять, но не скопировать впрямую. Она восхищалась моей работой в балете «Паганини». Позже, когда мы обе стали педагогами, всегда обменивались опытом… С уходом Кати театр словно опустел. Хотелось бы сказать и о еёчеловеческих качествах. В отличие от многих прима-балерин, она не была зациклена на себе, а напротив, была готова поучаствовать в чьей-то судьбе, помочь.
Часто мы праздновали юбилеи вместе, а теперь… Сначала пройдет вечер памяти Кати, а потом уже отметят мою круглую дату».
v-shabunina.livejournal.com
ФотоГалерея | Балет | Максимова Екатерина Сергеевна
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Фотограф А. Кан.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Юрий Жданов. Фотография дебюта Екатерины
Максимовой в партии Жизели.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Фотограф А. Кан.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Николай Фадеечев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Владимир Васильев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Фотограф Г. Соловьёв.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Фотограф Б. Борисов
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Владимир Васильев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Владимир Васильев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Владимир Васильев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Владимир Васильев.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Михаил Лавровский.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Михаил Лавровский.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Марис Лиепа.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова,
Альберт – Марис Лиепа.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Фотограф А. Воротынский.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
Жизель – Екатерина Максимова.
Балет «Жизель» А. Адана.
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа
в редакции Л. М. Лавровского.
gallery-mt.narod.ru