Актриса Анна Барышникова: что мы знаем о дочери артиста балета Михаила Барышникова
Анна и Михаил Барышниковы
В начале октября Михаил Барышников посетил мировую премьеру фильма «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), в котором снялась его 24-летняя дочь Анна. После премьеры западные СМИ отметили, как выросла и расцвела дочь знаменитого танцовщика и балетмейстера. SPLETNIK.RU решил подробнее рассказать о новой голливудской актрисе со знаменитыми родителями.
Анна и Михаил Барышниковы
Семья
Анна Барышникова (на западе женское окончание фамилии Анны убрали, в англоязычных СМИ актрису называют Анной Барышников) родилась в 1992 году в США в семье известного артиста балета Михаила Барышникова и балерины Лизы Рейнхарт — внучки знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта. Всего в браке у пары родилось трое детей: помимо Анны Михаил и Лиза воспитали сына Петра (1989 года рождения) и дочь Софию (1994 г.).
У Михаила Барышникова также есть 35-летняя дочь Александра от брака с актрисой Джессикой Лэнг.
Анна Барышникова с матерью Лизой Рейнхарт
Михаил и Анна Барышниковы
Карьера
Несмотря на то что родители Анны известные и успешные танцоры балета, девушка танцевальному искусству предпочла актерскую игру.
Когда твои родственники известные люди, то сравнения неизбежны, при этом неважно, чем ты занимаешься. Мне потребовалось время, чтобы смириться с этим и понять, что это часть моего личного опыта,
— рассказала Анна в интервью журналу Interview.
Анна Барышникова
Анна Барышникова с шести лет грезила о карьере на сцене, с тех пор как сыграла фею в детской постановке пьесы Шекспира.
Родители скептически отнеслись к моему выбору профессии. После школы я пошла на курсы актерского мастерства, потом на другие курсы, потом поступила в колледж для актеров. Медленно, но верно, они стали серьезно относиться к моему выбору,
— вспоминает дочь танцоров балета.
Анна Барышникова
У Анны хорошие отношения с отцом, к советам которого она всегда прислушивается.
Он невероятно дисциплинированный человек. Отцу понадобилось время, чтобы обдумать мой выбор профессии. Однажды, он осознал, что происходит, сел рядом со мной и сказал (изображает русский акцент): «Так, ты должна сосредоточиться и работать очень и очень усердно каждый день». Он наставлял меня, когда я была еще совсем маленькой: «Значит, ты хочешь стать актрисой? Учи французский. Хочешь стать актрисой? Учись играть на фортепиано». Тогда я не понимала зачем, но сейчас я выросла и осознала, что было бы неплохо говорить по-французски и играть на фортепиано,
— вспоминает Анна.
Два года назад Анна закончила университет. В фильмографии девушки пока немного проектов: она появилась в эпизодических ролях в нескольких сериалах HBO, сыграла небольшую роль в комедии «Такса» и довольно заметную роль в инди-драме «Манчестер у моря».
Последний проект на данный момент является одним из самых громких и многообещающих в карьере Анны. Режиссером фильма выступил Кеннет Лонерган, автор сценариев к фильмам «Банды Нью-Йорка» и «Анализируй это». В фильме также снялись Кейси Аффлек, Кайл Чандлер, Мишель Уильямс и Мэттью Бродерик.
Кадр из фильма «Манчестер у моря», Кейси Аффлек и Лукас Хеджес
«Манчестер у моря» (в прокате с 18 ноября) — история о бостонском водопроводчике Ли Чандлере, который возвращается домой, в рыбацкую деревню на берегу океана, чтобы присматривать за своим племянником-подростком, оставшимся без отца. Смерть брата и возвращение в родные места заставляют Ли встретиться со своим прошлым: много лет назад в семье Чандлеров произошло нечто загадочное.
В фильме Анна играет девушку 16-летнего племянника главного героя. Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс», где критики посчитали драму одним из главных претендентов на будущий «Оскар».
Михаил Барышников искренне радуется первым успехам дочери.
Кто-то говорит, что она может получить награду за актерскую работу. Какая награда? Она (Анна, — прим. ред.) для меня и есть награда,
— пошутил Барышников на премьере драмы «Манчестер у моря».
Анна сейчас сосредоточена на карьере, красные дорожки и яркие выходы ее пока не сильно волнуют.
Я не работаю со стилистами, предпочитаю простые вещи. Многие актеры похожи друг на друга, но я не хочу придерживаться какого-то образа, мне интересно быть разной. Люблю черные, серые и белые цвета и мне очень нравится марка Rag & Bone,
— говорит Барышникова.
Анна Барышникова
Перспективы
Анна Барышников подписалась на участие в проекте Fabulous Nobodies, основанном на одноименном рассказе Ли Туллока. Проект находится в разработке, и съемки пока не начались. Независимое кино расскажет о девушке, которая ходит по ночным клубам Нью-Йорка. Анна в фильме сыграет странную подругу главной героини.
Актриса не собирается останавливаться на достигнутом — в ее планах пойти на курсы сценаристов.
У своих родителей я научилась быть дальновидной. Каждый раз, когда они завершают работу над одним проектом, то уже думают о том, чем заняться дальше,
— рассказала Анна в интервью. Актриса также призналась, что на работу в кино ее вдохновили кумиры — Патришия Кларксон, Джулианна Мур, Эллисон Дженни и Аннетт Бенинг.
Анна Барышникова
Желаем Анне удачи в ее начинаниях и ждем новых проектов с ее участием!
Анна Барышников
www.spletnik.ru
Жена Михаила Барышникова — история любви с Джессикой Ленг, брак с Лиз Рейнхардт
О нем говорили, что он не стремился танцевать лучше других, он стремился танцевать лучше чем он сам. Именно так характеризовали Михаила Барышникова, которого по праву считают лучшим артистом балета в прошлого столетия.
Михаил Барышников переехал в Америку в начале 70-х годов. Но, несмотря на это, он оказал большое влияние на русский балет. Он был буквально влюблен в этот вид искусства, и ради него он покинул родину и любимую женщину.
Российская любовь
Решение остаться в Америке далась Барышникову не легко. Он понимал всю серьезность своего поступка, но разрывался между любимой женщиной и любимым балетом. Михаил стремился развиваться и достигать новых вершин в балете.
Однако на то время советское правительство всячески препятствовало появлению чего-то нового в искусстве. Талантливому танцору было тесно в этих рамках.
На его решение, не вернуться на родину с гастролей по Америке, не смогла повлиять даже Татьяна Кольцова. Она была балериной и выступала на сцене Мариинского театра. С ней Михаил не оформил официальные отношения и несколько лет прожил в гражданском браке.
Этих двух людей связывала любовь к искусству. Они были просто влюблены в танец. Но если Татьяне было достаточно того, то она имела, то Михаил хотел большего. Татьяну советская власть отправляла в Америку, чтобы образумить Барышникова и вернуть его на родину. Однако, танцор предпочел балет.
Отношения в Америке
Первое время Барышникову в Америке было очень нелегко. Первое, что ограничивало его, было незнание английского языка. Но скоро это перестало быть проблемой. У Михаила стали появляться друзья и, конечно, любовницы.
О его любовных похождениях ходили целые легенды. Поговаривали, что его можно было встретить за чашкой кофе в одном и том же кафе, но при этом каждый раз с новой девушкой. Насколько правдивые такие утверждения, никто не может сказать, а сам Михаил предпочитает не говорить на эту тему.
Скорее всего отношениями пары руководила страсть. Это был бурный роман, результатом которого стало рождение дочери Александры. Но все близкие друзья пары не верили в длительные отношения.
Джессика была на вершине популярности. Рядом с ней постоянно были другие мужчины. Не одинокими были случаи измен актрисы Михаилу. Именно это и стало причиной расставания актрисы и танцора.
Интересные заметки: Симпсоны-оракулы: технологические прорывы Симпсоны-оракулы: болезни и катастрофы Стивен Хокинг и другие камео в «Теории большого… Камео Илона Маска в кино и на ТВХотя в некоторых интервью Лэнг говорила, что жизнь с Михаилом была просто невыносима
. Он заставлял ее готовить национальные блюда. Часто мог привести своих друзей в гости, которые засиживались допоздна.Их чувства охладели так же как и вспыхнули. Джессика встретила другого мужчину, которым оказался драматург Сэм Шепард. С ним актриса счастлива и по сей день, несмотря на то, что отношения они так и не зарегистрировали. У них родилось двое прекрасных детей.
Барышников не раз признавался, что сожалеет об их разрыве. Лэнг была одной из немногих женщин, которую он по-настоящему любил. Но они были слишком молоды и заняты работой, чтобы сберечь любовь.
Единственная жена
После Джессики Лэнг у Михаила было несколько громких романов. Самым ярким из них был роман с Лайзой Минелли. Это были сумасшедшие отношения. Он жил в Вашингтоне, она работала в Нью-Йорке, но при этом каждый вечер прилетала к нему.
Михаил был просто сражен энергетикой Лайзы и покорен ее танцевальным и сценическим стилем. Он считал ее чуть ли ни гением.
Последние двадцать лет Михаил Барышников счастлив в браке со своей первой законной женой Лиз Рейнхардт. Можно сказать, что их познакомил балет, ведь Лиз также известная балерина. Она родилась в Австрии. Ее дедом был знаменитый театральный режиссер Макс Рейнхардт.
Секрет их счастливого брака трудно разгадать. Возможно, это то что Лиз ради семьи оставила сцену и посвятила себя браку. Однажды Михаил в шутку сказал, что у него не складываются отношения с американками, он не может их понять. Так как его жена австрийка, то и это стало составляющей длительных отношений.
В браке у пары родилось трое детей. Старшего сына, который появился на свет в 1989 году, назвали Питер Эндрю. Далее у пары родились две девочки — Анна Катерина и София Луиза. Анна уже достаточно известна в мире кино и моды. Она стала лицом нескольких известных марок, а также сыграла в фильме «Манчестер у моря» вместе с голливудскими актерами первой величины.
Спустя многие года Михаила Барышникова можно назвать счастливым человеком. Он реализовал себя как танцор и хореограф. Его приглашают сниматься в кино. А еще у него есть любящая семья, которая поддержит его всегда.
rustars.tv
биография, семья, личная жизнь, творчество, фото :: SYL.ru
Биография Михаила Барышникова должна быть хорошо знакома всем знатокам отечественного балета. Он считается величайшим артистом этого направления искусства в XX веке, повлиявшим на судьбу и развитие всего мирового балета. Его карьера началась в Советском Союзе, но в 1974 году во время гастролей в Канаде он превратился в «невозвращенца», решив остаться за океаном. Годом ранее ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР, а 1978 году он стал номинантом на премию «Золотой глобус» и «Оскар» за главную роль в мелодраме Герберта Росса «Поворотный пункт».
Детство и юность
Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.
Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.
После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.
Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.
Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.
Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.
Карьера танцора
В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.
При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.
Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это «Сотворение мира» и «Вестрис». Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.
Эмиграция
В 1973 году на творческом вечере артисту позволили в качестве исключения самому выбрать репертуар, который он будет представлять. Пригласив современных хореографов, он приступил к изнурительным репетициям. На том вечере Барышников исполнил «Дивертисмент», «Блудного сына», «Дафнию и Хлою». До сих пор считается, что это было вершиной его творчества.
Однако он понимал, что не сможет развиваться в СССР. Решающий момент в биографии Михаила Барышникова, фото которого представлено в этой статье, наступил в 1974 году. Он не вернулся с гастролей из Канады, став для Советского Союза осуждаемым «невозвращенцем».
За океаном он попросил политического убежища. Сам он признается, что решение навсегда уехать из страны далось ему сложно.
В Америке его пригласили присоединиться к местной труппе в театре балета. Он сразу стал примой коллектива, а вскоре и его руководителем. Уже в июле того же года он впервые выступил в Нью-Йорке, исполнив партию в балете «Жизель» на сцене «Метрополитен-оперы». Зрители были в восторге.
Выступления за океаном
Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию «Щелкунчика», работал во всевозможных хореографических направлениях.
В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как «Золушка» и «Лебединое озеро». Работу он начал в «Американском театре балета». В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле «Превращение», поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.
«Белый дуб»
В результате из «Американского театра балета» он был вынужден уйти, так как не захотел постоянно согласовывать свои творческие планы с руководством и дирекцией.
В 1990 году он создает совместно с хореографом Марком Моррисом проект «Белый дуб» во Флориде. Он начинает специализироваться на постановках и изысканиях в области современного танца, окончательно распрощавшись с классическим балетом.
Он начинает проповедовать в своем творчестве модерн, который вскоре находит отклик у публики, в Америке его начинают ценить не меньше классического балета. В этой сфере Барышников превосходит себя, наполняя мужской танец невероятной красотой и эстетикой.
Он ставит на сцене сольные балеты, которые превращаются в настоящие монологи-исповеди, языком танца он говорит о неизбежности смерти, скоротечности жизни, размышляет о творчестве.
Фильмография
Его карьера в кино началась еще в Советском Союзе. Это были фильм-концерт «Город и песня», телеспектакль «Фиеста» по роману Хемингуэя. В Америке Барышников раскрывается с новой и необычной для себя стороны. Он становится еще и драматическим актером.
Михаил играет в нескольких полнометражных художественных фильмах. Например, «Динозавры», «Танцоры», «Кабинет доктора Рамиреса». В драме Тэйлора Хэкфорда «Белые ночи» он появляется на экране в образе советского танцовщика Николая Родченко, который бежит на Запад в поисках свободы. Особенно зрителям запомнился его танец под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».
«Поворотный пункт»
Его самой успешной работой в кино стала драма «Поворотный пункт». Это история про двух подруг, которые вместе когда-то начинали заниматься балетом. Сегодня одна из них стала звездой, а вторая — учительница и домохозяйка. Но теперь ее дочь собирается начать балетную карьеру, достигнув высот, которые не покорились ее матери.
Барышников исполнил роль хореографа Юрия Копейкина. За эту работу он был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, но уступил Джейсону Робардсу.
«Секс в большом городе»
В 2000-е Барышников стал востребован еще и в телепроектах. В 2004 году он сыграл в сериале «Секс в большом городе» в роли Александра Петровского.
Также снимался в картинах «Мой папа Барышников» и «Джек Райан: Теория хаоса».
Личная жизнь
В биографии Михаила Барышникова личная жизнь всегда была важной частью. Об этом он сам неоднократно заявлял. Но поначалу он был настолько увлечен учебой и балетом, что времени на то, чтобы завести семью просто не оставалось.
Известно, что незадолго до того, как остаться в Канаде, в жизни Михаила Барышникова появилась балерина Татьяна Кольцова. Их отношения не были зарегистрированы, некоторое время они состояли в гражданском браке. В Канаде Кольцова остаться не решилась, поэтому несколько первых месяцев в эмиграции сложились для Михаила очень непросто. К тому же, он практически не знал английского языка, что значительно осложняло его пребывание за океаном. Однако скоро все наладилось.
В 1976 году в биографии, личной жизни Михаила Барышникова происходит важное событие. Он знакомится с актрисой Джессикой Лэнг. Она была американской знаменитостью, которая в том году как раз дебютировала в приключенческом фантастическом фильме Джона Гиллермина «Кинг-Конг». В начале 80-х она стала одной из самых популярных актрис Америки, выиграв сразу две премии «Оскар». Статуэтки она получила за лучшую женскую роль второго плана в комедии Сидни Поллака «Тутси». В 1995 году она еще раз выиграла «Оскара» за лучшую женскую роль в мелодраме Тони Ричардсона «Голубое небо». Еще четыре раза она была номинантом это престижной кинопремии.
Лэнг и Барышников официально отношения не оформляли, но жили, как семья. В биографии Михаила Барышникова важное событие произошло в 1981 году, когда Джессика родила ему дочь Александру. Стоит отметить, что страсти бушевали в этом союзе с самого начала, поэтому он был обречен рано или поздно распасться. Журналисты постоянно писали об изменах и интрижках Джессики на съемках очередного фильма, а американка жаловалась, что Михаил постоянно требует от нее готовить классические русские блюда и принимать по ночам гостей. В результате их брак распался.
Официальная свадьба
В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.
После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.
Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием «Самовар», который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.
Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников — страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Отношения с Россией
Сегодня он по-прежнему остается жить в США. В 2016 году в средствах массовой информации даже появилась скандальная новость о том, что хореограф с ненавистью относится к России. Позже выяснилось, что журналисты неверно интерпретировали его слова.
В последние годы он все больше времени уделяет занятиям фотографией. А недавно он и сам стал главным персонажем выставки фотографа Роберта Уитмена, которая называлась «Метафизика тела», ее открытие состоялась в Центре фотографии братьев Люмьер.
В 2017 году Барышникова включили в сотню самых влиятельных русских в XX столетии. Также он получил латвийское гражданство.
www.syl.ru
Михаил Барышников – биография, фото, личная жизнь, новости 2019
Биография
Он не стремится танцевать лучше других, но он хочет танцевать лучше самого себя — в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета.
Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, в филармонию. Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию — мальчик заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен.
Дальше была учеба в хореографическом училище Риги. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост. Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра. Сегодня рост танцора составляет 168 см.
В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын какое-то время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.
Михаил Барышников в молодостиЧерез несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, а вскоре – солистом прославленной Мариинки.
Балет
В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Он работал там на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. Хореографы и артисты отмечали его уникальный талант, безупречное исполнение, идеальную координацию. Правда, внутри театра царил застой. Советские чиновники, курировавшие культуру, тормозили развитие. В Мариинский театр была заказана дорога новаторам хореографии. Барышников стремился танцевать в балетных постановках, которые были интересны ему, но таких спектаклей было только всего два — «Вестрис» и «Сотворение мира».
Михаил Барышников на репетицииВ 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере он исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» – это была вершина его творчества в России.
Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал «невозвращенцем».
Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Также Барышников получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем. 27 июля того же года артист впервые выступил перед американскими зрителями в Нью-Йорке, это была партия в балете «Жизель» на сцене Метрополитен – оперы. Зрители кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным танцовщиком Америки.
Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. В 1978 году Барышников перешел в балетную труппу NYCB, а через десять лет вернулся в АБТ, с которого начинал путь в США, как солист и художественный руководитель. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». Через год Михаил Барышников ушел из АБТ, потому что не хотел согласовывать творческие планы с дирекцией, а в 1990 году он совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал WODP — проект «Белый дуб».
С уходом из АБТ Михаил Барышников ушел и из классического балета. Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Многие его сольные балеты – это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.
Фильмы
В 1974-2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры». Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню Высоцкого «Кони привередливые».
Специально для танцора пять лет подряд создавались телевизионные программы, в которых он принимал участие.
В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу, в последних сериях шестого сезона. Затем были роли в кинолентах «Джек Райан. Теория хаоса» и «Мой папа Барышников».
В 2002 году «Белый дуб» закрылся, и артист сосредоточился на создании собственной площадки. В 2005 году артист открыл «Арт-центр Михаила Барышникова» в Нью-Йорке. Центр выступает в роли креативной лаборатории, образовательного учреждения и площадки для экспериментальных постановок. Также арт-центр поддерживает в работе информационный официальный сайт и аккаунт в «Инстаграме», где выкладываются как промо-, так и атмосферные фото.
Личная жизнь
Первые месяцы в эмиграции давались Михаилу Барышникову сложно. В Советском Союзе осталась балерина Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке. Барышников не знал английского языка, что также осложняло его пребывание за рубежом. Но вскоре жизнь наладилась.
Михаил Барышников и Джессика ЛэнгВесной 1976 года Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг, вскоре у них родилась дочь Александра. В их союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Журналисты поговаривали о частых изменах Джессики, а Джессика говорила, что Барышников сводил ее с ума, заставляя готовить русские блюда и принимать гостей среди ночи.
Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились трое детей — сын Петр и дочери Анна и София.
Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским. Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар» в центре Нью-Йорка. У артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.
Михаил Барышников и Лиза РайнхартБалет – не единственное творческое занятие Барышникова. Артист также увлекается фотографией, работы танцора размещались в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Михаил Барышников сейчас
В октябре 2016 года появился скандальный слух, что артист ненавидит Россию. Позже выяснилось, что такими громкими заголовками журналисты обозначили давний статус Барышникова как «невозвращенца». Также осенью этого года танцор стал героем выставки фотографа Роберта Уилтмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» в Центре фотографии братьев Люмьер.
Михаил БарышниковВ августе 2017 года танцор попал в Топ-100 влиятельных русских этого столетия, названных «Forbes».
В 2017 году Барышников получил латвийское гражданство. Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.
Партии
- 1969 — «Вестрис» Л. В. Якобсона
- 1969 — «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
- 1970 — «Гамлет» К. М. Сергеева, музыка Н. П. Червинского
- 1971 — «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
- 1974 — «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
- 1976 — «Гамлет: сопутствующие» Дж. Ноймайера, музыка А. Копленда
- 1976 — «Па Дюка» А. Эйли, музыка Дюка Эллингтона
- 1976 — «От пробы к делу» Туайлы Тарп, музыка Йозефа Гайдна
- 1976 — «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Ф. Шопена
- 1979 — «Опус 19», Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка Сергея Сергеевича Прокофьева
- 1978 — «Пиковая дама» Р. Пети, музыка Петра Ильича Чайковского
- 1983 — «Маленький балет» Туайлы Тарп, музыка Александра Константиновича Глазунова
- 1984 — «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка Ф. Синатры
- 1985 — «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
- 2015 — «Письмо человеку» Роберта Уилсона
Фильмография
- 1968 — «Город и песня»
- 1969 — «Сказ о холопе Никишке»
- 1970 — «Молодой балет мира»
- 1971 — «Фиеста»
- 1977 — «Поворотный пункт»
- 1977 — «Щелкунчик»
- 1980 — «Кармен»
- 1984 — «Дон Кихот»
- 1985 — «Белые ночи»
- 1987 — «Танцоры»
- 1991 — «Кабинет доктора Рамиреса»
- 1991 — «Дело фирмы»
- 2004 — «Секс в большом городе (Сезон 6)»
- 2011 — «Мой папа Барышников»
- 2014 — «Джек Райан. Теория хаоса»
24smi.org
Михаил Барышников: молчаливый любовник Misha
Газеты сообщали, что Барышников периодически избивает Джессику Лэнг, заставляет ее готовить невиданные русские блюда и на коленях мыть полы.
«Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга», — вот все, что отвечал Барышников репортерам на вопросы о его романах с женщинами-звездами
Он эмигрировал в Штаты в 1974 году. В духе голливудских боевиков. Оттанцевав гастрольный концерт в составе кировского балета в Торонто, сквозь толпу поклонников он помчался вдрут к поджидавшей его машине, машина рванула с места и… Барышников стал невозвращенцем. Пресса писала, что причина его внезапного побега — тайная любовь. На поверку оказалось — даже любовный треугольник: у Барышникова в Ленинграде осталась девушка, а за океаном ждала Свобода.
Он выбрал последнюю. Михаила Барышникова сейчас часто упрекают: как виртуозно он сумел перевоплотиться в американца! Стал солистом Американского театра балета, затем его директором.
Все как у западных звезд, кроме одного: шлейф его славы, как ни странно, не украшали известия о победах и поражениях на любовном фронте, что всегда считается неотъемлемым признаком звезды. Он не только считает Америку своей страной, но и к жизни относится совершенно по-чужестрански: научился зарабатывать не искусством, а бизнесом — танцует исключительно для удовольствия, а для заработка владеет какими-то ресторанами, домами и гостиницами, массу времени посвящает деловым переговорам.
Mikhail Baryshnikov during his student days at the Vaganova Ballet Academy, circa 1962
О его личной жизни и любовных похождениях почти ничего не известно. Звезды обычно никогда не отказывают себе в удовольствии раззвонить на весь свет о своих явных и мнимых романах, справедливо полагая, что их актерский имидж от этого только выигрывает. Барышников же в амплуа героя-любовника является исключительно в классических балетах.
За артистом закрепилась репутация «человека в футляре», русского чудака. Очень многим казалось чрезвычайно соблазнительным взять эту крепость приступом, тем более, что на светских вечеринках небольшого роста улыбчивый живчик со странным именем Мisha вовсе не казался монстром. Не тут-то было. «Загадочная русская душа» — решили про себя американцы. И отступились.
Mikhail Baryshnikov by Ted Thai for LIFE, 1994
Но не все. И все упорнее расползались слухи о его жестоких романах… У изредка наезжавших русских друзей непроизвольно открывались рты от называемых в кулуарах имен: Лайза Миннелли, Джессика Лэнг, Шэрон Стоун, Изабелла Росселлини…
Но на все прямые и косвенные вопросы о той или иной «жертве» Барышников отвечал дипломатично и неизменно: «Она прекрасная женщина. Мы очень уважаем друг друга». И больше ни полслова. Американцы такую невиданную сдержанность приписывали его советскому прошлому. В совдеповской тюрьме, шептались в театре, Барышников приучился молчать и ничем не выдавать своих чувств.
Был ли у Михаила роман с Шэрон Стоун? Газеты говорят: да! Misha и Шэрон молчат…
В 1977 году на экраны выходит фильм режиссера Герберта Росса «Поворотный пункт», где Барышников решил попробовать себя в качестве киноактера и сыграл некоего господина Копейкина — вертлявое существо, главной страстью которого были женщины. Роль удалась необыкновенно. Барышников в амплуа сердцееда выглядел столь убедительно, что невольно срабатывал эффект узнавания: таков он и в жизни! Никто не хотел верить его повадкам скромника.
Наконец, всему свету открылся его роман с одной из самых ярких голливудских звезд Джессикой Лэнг. Сплетники торжествовали: то-то же — оказался как все! А то уж возвышенная у всех на виду дружба с Иосифом Бродским и впрямь стала наводить на мысль, что эти русские устроены как-то по-особенному.
Mikhail Baryshnikov and Jessica Lange, 1982 by Ron Galella
Пресса накинулась на роман Барышникова с Лэнг, как голодная собака на кость. Писали, что Барышников ведет себя как жесткий сумасброд: Джессику периодически избивает, заставляст готовить невиданные русские блюда и на коленях мыть полы.
Что Лэнг подала всуд на артиста за то, что он принуждал ее к любви. «В любое время, даже ночью, — сообщала одна нью-йоркская газета, — в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке».
Jessica Lange and Mikhail Baryshnikov
И это при том, что на время их романа пришелся актерский пик Джессики: она подряд снялась в таких фильмах, как «КингКонг», «Весь этот джаз», «Почтальон всегда звонит дважды».
Барышников непроницаемо молчал в ответ на провокационные вопросы журналистов. Однако нельзя было не заметить, что его далекий от совершенства английский неожиданно приобрел фривольную разговорность и артисту стали легче даваться ругательства.
Неожиданно стало известно, что за год жизни с Барышниковым Джессика Лэнг побила все рекорды посещаемости психоаналитика. В среднем рядовой американец наносит ему примерно 14 визитов в год. Лэнг посетила врача не менее пятидесяти раз! Если учесть, что час общения со специалистом стоил около $ 250, можно себе представить, во что обошелся актрисе ее экзотический роман.
Однажды Джессика поведала целителю душ, что ее возлюбленный одиннадцатилетним мальчиком остался без матери, которая покончила с собой. «У Барышникова — материнский комплекс!», «Страх перед женщинами!» — пресса с восторгом муссировала вынесенный психоаналитиком диагноз и ставила свои: Барышников маленького роста, всю юность смертельно боялся, что ему не стать солистом, если не дотянет несчастных двух сантиметров, — у него наполеоновский комплекс! И если уж весь мир — у ног Барышникова-танцовщика, то он просто обязан бессознательно хотеть, чтобы у его ног были и все женщины.
Mikhail Baryshnikov by Eve Arnold, 1987
Джессика и вправду стала замечать, что Барышников чересчур много времени проводит на репетициях. В 1979 году ему сделали весьма необычное предложение — принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее»… «Из чувства благодарности стране, которая меня приняла, я просто не мог отказаться от своего вклада в ее национальный жанр», — говорил Барышников. Но мюзикл — это в первую очередь пение, игра, да и танец здесь совершенно особенный. Надо было учиться, и роль наставника по собственному почину взяла на себя Лайза Миннелли.
Михаил Барышников и Лайза Минелли на Бродвее 1980
Она и не думала скрывать, что загадочно сдержанный русский танцовщик всегда ей нравился. Она по восемь часов в день обучала его пению, новым ритмам, произношению и даже позволяла себе критиковать его танцевальные па. Друзья просто не узнавали Барышникова во время этих занятий: его хмурость как рукой сняло. Всем без исключения было ясно — он по уши влюблен. Что касается Миннелли, то она недавно рассталась со своим вторым мужем, телепродюссром Джеком Хэйли-младшим, и жаждала новой страсти.
Mikhail Baryshnikov and Liza Minnelli, 1980
В сияющих глазах Лайзы, в её бесконтрольной искренности и готовности к авантюрам, Барышникову, похоже, чудилось что-то родное. В отличие от добропорядочной Джессики с ее сексом по расписанию (как у всех работающих американцев — по уик-эндам) Лайза была к его услугам всегда и всегда полна энтузиазма.
Лэнг безумно ревновала — Барышников парил в облаках. Он часами читал своей новой подруге Бродского — она широко раскрывала глаза и восхищалась, он ставил ей записи своих друзей Окуджавы и Высоцкого — она еще шире раскрывала глаза и снова восхищалась.
Liza Minnelli and Mikhail Baryshnikov at Studio 54, 1977
В отличие от Лэнг Лайза обожала принимать участие в ночных кухонных посиделках русских. Досадно Лайзе было только одно: Мisha, с которым появиться на людях было так «очаровательно и престижно», никуда ее не водил, не рассказывал репортерам об их связи, в конце концов, не хвастался ею. Как-то не выдержав, Миннелли спросила свою приятельницу Марину Влади, жену Владимира Высоцкого: «Твой что, тоже с тобой только разговаривает да стихи читает?»
Liza Minnelli, Mikhail Baryshnikov and Halston at Studio 54, 1977
Барышников стал замечать, что горящий в глазах Лайзы энтузиазм стал иссякать. Однажды они гуляли по дождливому НьюЙорку и Лайза вдруг задумчиво заявила, что подумывает, не выйти ли ей замуж за известного театрального менеджера и скульптора Марка Геро.
Барышников оторопел от такой прямоты. «Я давно поняла — ты мечтатель, — с неожиданным раздражением произнесла Миннелли. — Мне хочется настоящей жизни, а с тобой можно только грезить да разговаривать. Все приключения ты давно пережил в своих балетных сказках».
Жестокая, но правда. Романтика переживалась на сцене — в «Жизели»,«Щелкунчике». «Лебедином озере». А в жизни он проглядел, что его подружка уже наслаждается благосклонностью мэтра бродвейской сцены Марка Геро.
Михаил Барышников и Лайза Минелли
В апреле 1980 года состоялась триумфальная премьера мюзикла «Барышников на Бродвее», в котором русский танцовщик и Миннелли выступили вместе. Но к этому времени любовники уже расстались.
Михаил Барышников и Лайза Минелли
Мудрее всех оказалась Джессика Лэнг. В 1981 году она родила Михаилу дочь Александру, тем самым вернув его себе еще на пару лет. Но как ни старались оба ради дочери, из их союза, продержавшегося около шести лет, так ничего и не вышло.
Разойдясь с Лэнг, Барышников изменил своей обычной сдержанности и сделал историческое признание: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, — но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня». Это был его единственный комментарий развалившихся отношений.
Михаил Барышников с обладательницей двух Оскаров Джессикой Лэнг и их дочерью Александрой 1981 год
Михаил Барышников с дочерью Анной, октябрь 2016
Прошло несколько лет. Барышников стал директором и художественным руководителем собственной труппы современного танца «White Oak Project». Давая интервью какому-то модному журналу, пишущему о частной жизни, король танца даже словом не обмолвился о своем втором гражданском браке с балериной Лизой Райнхарт. Зато рассказывал многочисленные байки о своих собаках. Насмерть разобиженная Лиза потребовала объяснений, и тогда Барышников поведал ей очень старую историю.
Mikhail Baryshnikov and Mark Morris by Annie Leibovitz, New York City, 1988
Еще в детстве латышка Эрика Витиньш, заменившая ему мать, внушила мальчику боязнь сглаза, особенно в личных отношениях. Эрика утверждала, что, если много народу знает, например, про твою любовь или успех в деньгах — неизбежная зависть и недоброжечательство породят «плохие вибрации», то есть сглаз.
Тогда — конец и любви, и деньгам. Эрика приводила тому впечатляющие примеры, и Барышников навсегда это запомнил. Лиза знает, что, действительно, он — человек суеверный: ни одного дела не начнет в момент убывающей луны — плохая примета. Так же и с женщинами.
Михаил Барышников с балериной Лизой Райнхарт (у них трое детей)
Впрочем, Лиза совершенно равнодушна к его тайным романам, если даже они и случаются. Немка по происхождению, она играет но его правилам, и в результате они вместе и у них трое детей.
Она никогда не спрашивает его о работе и не включает телевизор, если идет передача или постановка с участием мужа, не бывает с ним в свете, не шьет себе нарядов у модных портных.
Если верить психоаналитику Джессики Лэнг, в лице Лизы артист обрел то, что искал, — замену матери. Американцев эта пара, безусловно, по-прежнему удивляет не меньше, чем когда-то удивлял холостой Барышников. Загадочная русская душа — пожимают они плечами.
Mikhail Baryshnikov in Leningrad photo by V. Plotnikov
Isabella Rossellini and Mikhail Baryshnikov by Eve Arnold, 1985
Isabella Rossellini Mikhail Baryshnikov
Одри Хепберн и Мирей Матье сознавались, что они его нежно и преданно любят. Он застенчиво улыбался.
А что у него было с Мариной Влади?
Михаил Барышников и Ума Турман
Источник
love-psy.ru
В Америке Михаил Барышников – единственный русский со стопроцентной узнаваемостью: olgachernenko
Это кадры из автобиографичного фильма «Белые ночи» про побег из СССР, в основе которого — танцевальный гений Барышникова. Визитка фильма — песня «Кони привередливые» — обрела в танце Барышникова такую фантастическую пластику, такую энергетику, какую, возможно, не вкладывал в нее и сам автор. О работе Барышникова в «Белых ночах» говорят уже более 20 лет. Высоцкий родился 25 января, Барышников — 27-го, они не просто дружили, они были как братья-близнецы по свободе духа и презрению к ограничениям, по творческому многообразию и отсутствию творческих ли, бытовых ли, тормозов, в лучшем смысле этих слов….
Забавно, но в массовом сознании сегодняшних россиян Барышников возник как актер из сериала «Секс в большом городе», где играет плейбоя – русского художника. Потом в прокат вышел российский фильм «Мой папа Барышников» про подростков-танцоров и их детство в лихие 90-е. Сам артист там присутствует фигурально (все те же «Кони привередливые» на видеокассете, засмотренные главным героем до дыр), но многие вспомнили: ах да, был такой танцор…. По голливудской мерке Барышников – актер первой категории, номинировался на «Оскара». Это мы уважаем. А как он танцует, не помним, ведь сорок лет он был вычеркнут из нашей жизни, потому что из СССР убежал. Хотя танцор он, оказывается, величайший на сегодня в мире.
Кто же он?
Сергей Довлатов: « …Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи…
И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность.
Я думаю, слава – это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет… Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно – в хозяйственной лавке…»
Ольга Хрусталева: «Однажды на приеме в Белом доме он оказался за одним столом рядом с принцессой Дианой. Диана обратила к нему затуманенный взор и самым трогательным из своих голосов спросила:
– Вы меня, конечно, не помните?
– Простите, Ваше Высочество?
– До замужества я не пропустила ни одного вашего выступления в «Ковент-Гардене». А однажды вместе с другими вашими поклонницами дождалась вас после спектакля, и вы мне даже дали автограф.
– И что же я вам тогда написал?
– Только фамилию. Мне кажется, вы тогда очень торопились…»
Отчего убежал
Да оттого, что пытался жить шире, чем было разрешено. Пытался не потому, что обладал чрезмерным честолюбием, его и здесь считали звездой и носили на руках, а потому, что он был больше театра, в котором танцевал, больше классического балета, проще говоря, потому, что он не вмещался никуда. Он убежал от тесноты.
Это крошечный номер «Вариация с кубками» из «Дон Кихота», один из невероятных номеров, которыми он сразил западную публику. Под громовую овацию заканчивает сольный танец огромный красавец, любимец публики, и тут появляется маленький Барышников. Он хватает из рук обалдевшего красавца кубок с вином, который тот собрался было осушить, берет у кого-то из толпы еще один кубок, выпивает оба, становится пьян и вдруг взвивается в воздух неимоверным прыжком, его несет по сцене пьяная сила, он дразнит только что станцевавшего красавца, но делает все так, как тому и не снилось. И наконец прямо из воздуха падает на самый край сцены, поднимает кубки, разжимает пальцы, кубки падают… И происходит то, что, наверное, снилось каждому танцору, но в жизни не сбылось: зал встает и начинает очумело орать… Такого они даже представить себе не могли.
>Несложно догадаться, что мимо уникального сочетания – актер с неподражаемой пластикой – не мог пройти Голливуд, Барышникова стали снимать. И успешно, хотя самый сильный фильм с ним, фильм, который мы тоже практически не видели, «Белые ночи», как бы автобиографический, но это не просто фильм про побег из России, это фильм, где танцы Барышникова затмевают все, наверное, никто больше не смог бы станцевать в балете под Высоцкого. Причем песня «Кони привередливые» обрела такую фантастическую пластику, такую энергетику, какую, боюсь, не вложил в нее и сам автор. О его работе в фильме «Белые ночи» говорят уже более 20 лет. Найдите этот фильм. Вы не пожалеете и не забудете его никогда.
На съёмках фильма «Белые ночи»
В Кировском же театре у Барышникова возникли сложности именно из-за этой его «актерской» особенности, столь востребованной на Западе. Любимец публики, за участие которого в гастрольных выступлениях государство получало немалые деньги, все пытался станцевать что-нибудь иное, нежели предлагал ему классический репертуар и классическая техника танца, то есть именно то, из-за чего «в области балета» мы и были «впереди планеты всей».
Побег
Тот душный вечер в Канаде, спектакль, который Миша дал себе слово станцевать, как всегда, безукоризненно, та нелепая погоня, устроенная поклонницами, ставшими свидетелями исторического бегства советского артиста на Запад, – все это уже обросло легендами.
Барышников рассказывает об этом так: «После спектакля я раздавал автографы, а мои канадские друзья ждали в машине несколькими кварталами дальше. Желающих получить автограф было довольно много, и я сказал: «Извините, я должен на минуту уйти, но я вернусь». И побежал. Но они побежали за мной. Я начал смеяться, остановился, еще несколько раз подписался. Если серьезно, меня очень волновала судьба моей труппы, судьба моей партнерши Ирины Колпаковой, она, кстати, тоже сейчас живет в Штатах, но я не посмел сказать ей. Интуитивно понимал, что на допросе ей будет легче, если она останется в неведении.
А потом мы поехали на одну ферму, и я нажрался вдребезги. Мешал разные напитки, не шел спать до пяти-шести часов утра… А на следующее утро уже начал действовать рассудок».
Детективную эту историю с заговором посвященных, с передачей тайных записок-инструкций на званом ужине, с подписанием необходимых юридических документов буквально за полчаса до заключительного концерта в Торонто рассказывали подробно друзья Барышникова. Самому ему было не до того.
Пережидая оформление всяких необходимых бумаг, он выпил очумелое количество спиртного, чтобы заглушить волнение и тоску – в Ленинграде остались его друзья. Осталось и самое близкое родное существо – пудель Фома, с которым он прежде не расставался, а тут оставил у друзей, которым тоже ничего не сказал. И Фома ждал его еще много вечеров у входной двери. Ему-то вообще никто ничего объяснить не мог.
А хозяин через месяц уже дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» со своей давней партнершей, Натальей Макаровой.
В Америке Барышников, недосягаемая звезда для своих питерских поклонников, в одночасье стал вдруг просто Мишей. Своим и досягаемым. И полюбили его там отчаянно все – от записных балетоманов до таксистов и домохозяек. Потому и называли не Майклом. Misha. А в России его перестали упоминать. Был человек и – нет. Провал в памяти страны.
Личное
Мария Рива, дочь Марлен Дитрих: «Это было в Париже. В 1986 году. В восемьдесят пять лет маме была присуждена премия Американской ассоциации высокой моды. Получить вместо нее премию пригласили ее внука Дэвида, но Дитрих отвергла его кандидатуру, предпочтя найти какую-нибудь знаменитость, лучше всего – человека, прославившегося благодаря своим ногам. Она разыскала нью-йоркский номер домашнего телефона Михаила Барышникова (хотя лично с ним никогда не встречалась) и попросила его получить эту премию, после чего безумно в него влюбилась. Через несколько недель она позвонила мне с просьбой составить несколько любовных фраз по-русски, чтобы завершить долгий телефонный марафон через Атлантику подходящими к случаю страстными признаниями на его родном языке.
– Ах, дорогая, если бы ты его слышала! Он великолепен! Такой мягкий, такой лиричный, такой романтический! Представляешь, когда я первый раз ему позвонила, я подумала, что неправильно набрала номер. Мне ответил странный голос с этим кошмарным американским гнусавым выговором! Но это был он! Уму непостижимо! Ведь он же русский!
Я сказала ему: «Я была влюблена в Нуриева, но теперь я люблю вас! Вы гораздо лучший танцор, чем он, и вы настоящий мужчина!»
Он хочет приехать со мною повидаться. Разумеется, это невозможно, но было бы так приятно… После всех этих пустых лет я бы разгорячилась и, наверное, там, «внизу» опять что-то напряглось. Ему бы это понравилось. И даже спать с ним было бы приятно…»
Он был окружен поклонницами всегда, задолго до того, как в него стали влюбляться по телефону. И вопреки стандартным легендам о мужчинах-танцорах не был геем. Когда он служил в Кировском театре, жил он – «звезда сцены» – в крошечной ленинградской комнатушке, где мебель заменяли картонные ящики, а друзья входили в гости прямо через окно. Но весело там было, и азартно, и дружно. Когда у него появилась наконец приличная однокомнатная квартира в двух шагах от театра, к нему переехала Таня Кольцова – его первая жена, гражданская, очень переживающая свое не совсем законное положение, но верная подруга и достойная партнерша в балетных спектаклях.
В 72-м они расстались.
Когда на гастроли в Ленинград приехал легендарный Джордж Баланчин со своей труппой, Миша не пропускал ни одного их спектакля. Тогда же он впервые встретил свою будущую партнершу (сама она называла их встречу «судьбой») – Гелси Киркланд.
Позже, уже в Америке у них сложился потрясающий творческий дуэт. А в жизни их связала любовь. Если бы не пристрастие Гелси к наркотикам, Киркланд считалась бы в истории мирового балета одной из лучших балерин XX века и, возможно, навсегда осталась бы с Мишей.
Он влюбился в «девушку Кинг-Конга» Джессику Лэнг. Их дочь, Александра, сейчас уже вышла замуж и родила дочь. В «любовном списке» Барышникова – несколько нашумевших романов. Среди них – с шальной Лайзой Миннелли – партнершей по мюзиклу «Барышников на Бродвее». С Сарой Джессикой Паркер – возлюбленной по «Сексу в большом городе», где Барышников выступил в роли странного русского художника.
Со всеми своими женщинами он остался «в друзьях». Им нечего предъявить ему в качестве претензий. У них у всех была только одна соперница – его работа.
Его нынешняя жена – бывшая балерина Лиза Рейнхарт – тихая подруга и верная спутница своего яркого мужа, родила ему троих детей. На крестинах старшего – Питера и присутствовали в конце 80-х Бродский вместе с Юрским и Теняковой. Сейчас Питер уже сам ставит спектакли. Семья постоянно живет под Нью-Йорком, иногда в Париже, есть еще вилла в Доминиканской Республике, в райском уголке, рядом с поместьями друзей Оскара де ла Ренты и Хулио Иглесиаса.
Чем он живет
«Единственный белый, который танцует, как черный». Так говорят о нем самые знаменитые чернокожие балерины.
Бродский когда-то сказал: «Для того чтобы жить в Америке, нужно что-то полюбить в этой стране». Барышников полюбил прежде всего свободу. Свободу творчества и свободу предпринимательства.
Барышников умело делает свой бизнес. Даже та часть бизнеса, которая эксплуатирует его имя, достаточна, чтобы воспринимать его деловые качества всерьез. «Слава Богу, мне не приходится зарабатывать деньги на себя и содержание семьи танцем. Мой бизнес обеспечивает меня, чтобы я мог заниматься искусством. Между прочим, содержание балетной труппы «White Oak Dance Project» – дорогое удовольствие. Это частный театр, от правительства мы не получаем ни копейки. Я и мое имя обеспечиваем кассу этому театру. Когда денег нет, я их плачу всему театру, а в нем 25 человек – из собственного кармана».
О его великодушии ходят легенды, но это правда. Он давал деньги на издательские проекты в России, оплачивал лечение друзей, делал благотворительные взносы. Он помогал умирающему Баланчину – даже приносил ему любимую еду – шашлыки. Помогал Юзу Алешковскому. Патрик Суэйзи мечтал когда-то танцевать с ним в шоу, но помешала травма колена. Добрые отношения сохранились у них до самой смерти Патрика. Барышников оплатил его похороны.
У балетных время на вес золота. Так он и танцевал бы в Кировском «Жизель» лет до тридцати пяти, а потом – на пенсию, в педагоги, в никуда. А так перед ним открылся весь мир. Новая пластика, новые образы, все новое… Он сэкономил время.
Он увлекается многим – собирает живопись, играет на музыкальных инструментах, а в последние годы еще и увлекся фотографией. 3 октября в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые в России будет представлено художественное собрание легендарного танцовщика и хореографа Михаила Барышникова. В основном это графические произведения на театральные темы, среди которых — эскизы Александра Бенуа к балету «Щелкунчик», «Портрет Сергея Дягилева», выполненный Жаном Кокто, графика Иосифа Бродского, работы Александра Яковлева, Николая Лапшина, Анатолия Зверева, Дэвида Салле и многих других.
Барышников и Нуриев занимались в Ленинграде у одного педагога — Александра Пушкина
Он пока не собирается прекращать танцевать на сцене. Его тело все еще в прекрасной форме. Это доказывает работа известного фотографа Энни Лейбовиц по мотивам мультфильмов Уолта Диснея. Барышников там в образе Питера Пэна. И облик его все еще мальчишеский.
>«… Продолжать танцевать «Жизель»… Ну, что ж, я бы мог. Я в такой форме, что мог бы совершенно спокойно завтра станцевать «Жизель», ну, не завтра – через неделю. Но для меня это будет совершенно бессмысленный шаг, хотя спектакль может быть довольно интересным. Старый ловелас выходит в трико… Забавно».
В спектакле «Mr. XYZ» Барышников сыграл дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости. Вдруг преображаясь и становясь тем красавцем, каким когда-то был. Это тоже почти автобиографический спектакль с прямыми отсылами к своим прежним ролям. С возлюбленными, кружащимися вокруг него, как бабочки, с инвалидным креслом, в котором завершает свой земной путь грациозный и ловкий некогда человек.
Но тема расставания с миром, который так одарил его, все чаще появляется в его работах. Вопреки, вопреки…но все же… И как-то по окончании балетного номера «Биение сердца» (а в нем он танцует под стук собственного сердца, к которому прикреплены датчики), когда в финале он уходит во тьму, а сердце все еще стучит, звук внезапно выключили. И зал оцепенел. Все решили, что сердце Барышникова остановилось. Но тут на сцену вышел светящийся улыбкой Мisha, и зал выдохнул и устроил ему овацию.
Отсюда
olgachernenko.livejournal.com
Календарь «Сплетника»: звезда балета Михаил Барышников
[…]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
земля везде тверда; рекомендую США.
Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже «невозращенец») Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с Сарой Джессикой Паркер.
Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам — 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.
Учился Миша в общеобразовательной школе №22 — впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:
Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.
И сам следовал своему совету — с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.
Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище — на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской «Мариинки»). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил «проскочил» стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.
Михаил Барышников и Алла Сизова
Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в «Жизели».
Усилия окупились с лихвой — в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», «Дивертисмент» — таков был выбор «премьера», уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.
Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад — нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались «затянуть ошейник» потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально «для Миши».
Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз — щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту «советскую звезду» и «нового гения балета», о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец…
Во время выезда «Кировцев» с постановками в Канаду (1974 год), Барышников «дезертировал» в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.
Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц
Однако жизнь не стояла на месте — после триумфа «Жизели» с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: «Миша! Миша!» — занавес поднимали 24 раза), Михаил стал «премьером» Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа — Барышников представил на суд зрителей свою версию балета «Щелкунчик» Чайковского.
Михаил Барышников и Наталья Макарова
Михаил Барышников и Мерле Парк
Но не только в танце Михаил искал себя — так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм «Поворотный пункт», где танцовщик сыграл написанную специально «под него» роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии — но, увы, не выиграла ни одной.
Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:
Я — не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.
В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого «помешательства» на сексуальной почве.
Я — секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.
В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши «в команде» Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое — зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки «Аполлон» и «Блудный сын». В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим «под него» свой «Опус 19. Мечтатель».
Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:
Быть танцором и участвовать в постановке — все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.
1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила — рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей «американской жизни» — тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на «языке любви» (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.
Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис
В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета — теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии «Золушки» на музыку Прокофьева и «Лебединого озера» на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался — уже через год танцовщик был номинирован на «Тони» за свою роль в бродвейских «Метаморфозах». В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) — мальчика назвали Питер Эндрю.
Лиза Райнхарт и Михаил Барышников
К 1990 году Миша оставил театр — среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете — перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены «непобежденным».
Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства — кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем «Эмми» за участие в документальных передачах о себе самом — и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.
Вручение почетной награды Kennedy Center
С младшей дочерью Софией Луизой
В профессиональном плане Миша «переключился» на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира «битком» — несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).
Но не танцем единым — Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение «Русский самовар» (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.
«Секс в большом городе»
Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его «крылатых» высказываний:
Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.
Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.
Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.
Просто подставь вместо «танцевать» свое главное увлечение — и жизненное кредо готово!
www.spletnik.ru