Выставка мода народу от конструктивизма к дизайну: Выставка «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну»

Автор: | 12.07.1977

Выставка «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну»

     

13 июля – 2 сентября 2018
Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. Фонтанки, 34)

В Санкт-Петербурге впервые экспонируется выставочный проект «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну», созданный большим коллективом авторов и лучшими музеями страны. Ключевые экспонаты выставки — более 40 реконструкций костюмов, созданных дизайнерами-волонтерами под руководством историка моды Наталии Козловой и художника Сергея Васильева. В основе работы лежал огромный исследовательский труд: дизайнеры по эскизам и фотографиям А. Родченко, Н. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, С. Эйзенштейна, А. Экстер, А. Веснина и других художников реконструировали целую эпоху. На выставке также представлены театральные костюмы, ткани, платки, спортивная одежда, фотографии, афиши и обложки журналов, эскизы шедевров архитектуры 1920-х годов из крупнейших музеев России.

Выставка создана при поддержке МИНПРОМТОРГа РФ и культурно-просветительского фонда «Магия моды». Партнеры и участники: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Союз дизайнеров России, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей В. В. Маяковского, Музей-заповедник «Царицыно», МВЦ «Музей моды», Музей современной истории России, Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Обширные архивы предоставил А. Лаврентьев (внук А. Родченко и В. Степановой).

Кураторы выставки — Наталия Козлова и Елизавета Васильковская

Арт-директоры экспозиции — Антонио Вильчес-Ногерол и Юрий Сучков

Арт-директор выставки по костюмам — Сергей Васильев

Авторы выставки «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну» раскрывают роль конструктивистов в создании индустриального искусства 1920-х годов, которое лишь спустя 50 лет стало называться дизайном. На выставке отражены все грани авангардного стиля, проявлявшиеся в российском изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре, фотографии, полиграфии и литературе, спорте, театре и костюме.

Конструктивисты первыми в мире выдвинули лозунг: «Искусство принадлежит народу!» и создали в тяжелых условиях разрушенной страны новое демократичное искусство и новую моду, получившую развитие только через полвека. Многоплановые проекты А. Родченко и В. Степановой, режиссеров В. Мейерхольда и С. Эйзенштейна, художников А. Экстер и Л. Поповой, скульптора В. Мухиной, архитекторов Я. Чернихова и братьев Весниных не потеряли актуальности и через 100 лет. Конструктивизм оказал огромное влияние на отечественное и мировое искусство.

Алексей Ган, Александр Родченко и Варвара Степанова впервые назвали себя конструктивистами, образовав 13 декабря 1920 года «Первую рабочую группу конструктивистов» в Московском институте художественной культуры (ИНХУКе) и разработав творческую концепцию: «Конструктивизм — не случайное эстетическое течение в искусстве, а серьезное явление в области художественного труда, вставшее на настоящий производственный путь». А. Ган «Зрелища» №16, 1922.  Творчеству А. Родченко и В. Степановой на выставке уделено самое пристальное внимание благодаря объемному архиву, предоставленному их внуком А. Лаврентьевым.

Одним из главных создателей конструктивистской моды следует назвать выдающегося мастера Надежду Ламанову. С 1903 года она была поставщиком двора Ее Императорского Величества. После революции осталась создавать моду для народа: «Искусство должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Художники должны в области одежды взять инициативу в свои руки, работая над созданием из простых материалов простейших, но красивых форм одежды, подходящих к новому укладу трудовой жизни». Н. Ламанова, август 1919.

Надежда Ламанова вместе с подругами-соратницами поразила своей оригинальной коллекцией Париж и получила Гран При на выставке «Ар-Деко» в 1925 году. Она создала актуальную до сих пор теорию промышленного моделирования (1928). На выставке впервые воссозданы ее костюмы.

Выставка «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну» успешно прошла в Москве в 2017 году (Выставочный центр «Рабочий и колхозница», Торговый дом ГУМ, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина) и весной 2018 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Награждена призом «Российская Виктория».

 

 Информационный партнер

       Журнал «Собака.ru»

 

 

Мы используем сookie

Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробнее.

Выставка Мода — народу! От конструктивизма к дизайну, Москва – Афиша-Музеи

Выставка Мода — народу! От конструктивизма к дизайну, Москва – Афиша-Музеи

Выставка в Москве

О выставке

ЖанрыДизайн, Декоративно-прикладная, Объект,

Место проведения

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Адреспросп. Мира, 123б

Подборки «Афиши»

 

Земля, песок и соль в работах художников на II Кавказской биеннале

Новый сезон разговоров об искусстве: лектории в московских музеях

Выставки сентября в Москве: черепахи Плавинского, городская мода и Blazar

«Все это уже когда-то было»: Елена Ковылина рассказала о своем экспериментальном проекте «Артефакты и гаджеты»

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Конструктивистское искусство и дизайн.

Воображаемая экскурсия в… | Крейг Берри

Автор Крейг Берри
Дизайнер и писатель

Stedelijk Museum Amsterdam – 100 лет русской революции/Создание нового человека Европейское искусство и дизайн, с большим количеством галерей и музеев, в которых выставлены недавно обнаруженные коллекции гравюр, плакатов, эскизов и других однодневок. Мы начинаем видеть все больше и больше этих работ в крупных учреждениях, демонстрирующих это культовое движение начала 20-го века. Эта статья направлена ​​на то, чтобы развить тему конструктивистского искусства и дизайна через его историю и некоторые выставки, которые я посетил, посвященные этому движению.

Конструктивистское течение — художественная и архитектурная философия, зародившаяся в России в 1910-е годы, в период консолидации революции 1917 года и новой советской власти, строящей новое коммунистическое общество. Конструктивизм взял идеи из существующих движений, таких как супрематизм, кубизм, футуризм и дадаизм, но вместо того, чтобы использовать традиционную художественную композицию для создания работ и объектов, они заменили это строительством, отсюда и название конструктивизм. Однако это не ограничивалось дизайном, но также искусством, скульптурой, архитектурой, модой и театральным дизайном. В это время в мире достижения в математике и естественных науках, подобные Эйнштейну, потрясли мир искусства, показав, как работают пространство и время; с этим знанием художники создавали менее традиционные и реальные сценарии в искусстве и, в свою очередь, становились более авангардными, абстрактными и футуристическими в своем подходе и эстетике.

Две выставки, которые я посетил в этом году: «Создание нового человека» в Stedelijk (Амстердам) в феврале и «Представь Москву» в новом Музее дизайна (Лондон) в апреле. Обе посвящены русскому искусству, дизайну и конструктивизму, но в различные пути.

Во-первых, The Stedelijk, где выставка «Создание нового человека» была посвящена столетию русской революции посредством обширной презентации плакатов, печатных материалов, фильмов и произведений искусства из коллекции Stedelijk; большое пространство было посвящено выставке, посвященной искусству и дизайну этих плакатов и фильмов как пропаганде. Во-первых, плакат, как средство массовой информации, плакаты были (до сих пор являются) простым и эффективным средством для передачи художниками своих идей, а также для построения и укрепления социалистического общества; художники выбирали различные методы производства, такие как сатирические мультфильмы, методы редактирования фотографий и коллажи, для создания своих работ. Стиль коллажа был эффективным, позволяя использовать фотомонтаж и ранний графический дизайн с точки зрения композиции и использования шрифта.

Конструирование произведений искусства «Новый человек»

Помимо этих больших плакатов, было несколько таблиц с репродукциями меньшего размера, размером с флаер, с использованием этих методов коллажа и фотомонтажа. Несмотря на то, что все они совершенно разные по своему методу и созданы разными художниками и дизайнерами, почти все они имеют единый стиль, а именно: насыщенный красный и черный цвет, черно-белая фотография/фотомонтаж и коллажи фото на фото, фото на тип и тип на типе. Все это имеет ранний модернистский оттенок с использованием шрифта без засечек (и кириллицы), прямых, вертикальных / горизонтальных линий и диагональных углов.

Конструктивистские плакаты и флаеры

Это те, которые выделялись для меня своей общей композицией, и они казались мне наиболее «конструктивистскими», они кажутся по своей сути смелыми, и ясно, что они передают сильное сообщение, очевидно, я не могу его понять, но Я не думаю, что вам нужно уметь читать его, чтобы увидеть, что он делает заявление. Использование стрелок здесь — сильная форма, особенно в этой пропаганде, она усиливает идею движения вперед как нации и/или движения.

Некоторые из оригинальных плакатов были специально увеличены для выставки, чтобы обеспечить максимальный визуальный эффект. Я подумал, что увеличение этого плаката ниже было отличным решением, так как это только подчеркнуло и без того громкое и смелое изображение. Повторение одного и того же слова в концентрических кругах усиливает воздействие, а также использование цвета здесь, который намного более выразительный, чем другие принты и плакаты; он называется «Энтузиазм: Симфония Донбасса», что в сочетании с яркостью цветов создает общее позитивное и поднимающее настроение настроение.

Дзига Вертов: Энтузиазм: Симфония Донбасса – 1931 Дзига Вертов: Энтузиазм: Симфония Донбасса – 1931 (Увеличенный)

Использование блочных кириллических букв очень напоминает мне одного из самых известных русских конструктивистов изображения Александра Родченко, на этом изображена женщина, кричащая «КНИГИ/КНИГИ». Они оба оптимистичны, и у них есть идея прокричать сообщение аудитории, что также проявляется в дальнейших конструктивистских образах.

Александр Родченко: Ленгиз. Книг по всем отраслям знаний – 1924

Подобные конструктивистские плакаты стали своего рода образом или стереотипом русского искусства и дизайна в целом и неоднократно использовались для рекламы, а также служили визуальными ориентирами для других художников. В приведенном ниже примере водки Stolichnaya используется конструктивистский стиль, чтобы сообщить зрителю, что водка является типично русской.

Stolichnaya Vodka Adverts

Этот стиль также популярен в дизайне как способ выглядеть смелым и важным, выкрикивая сообщение зрителю в пропагандистском стиле, но часто это может выглядеть излишне натянуто, особенно когда это для чего-то, например, для чая, пива. или концерт классической музыки.

Вдохновленный конструктивистами дизайн

Еще один альбом Франца Фердинанда «You Can Have It So Much Better», который в основном совпадает с изображением Родченко выше, но заменяет слово «BOOKS» в названии группы. Конечно, это отсылка к великому дизайнерскому движению, но тому, что было в свое время и по его причинам, здесь это просто очевидная плохая копия, я не думаю, что музыка по своей сути конструктивистская, но решать вам. .

Франц Фердинанд: у вас может быть намного лучше – 2005

Уличный художник Шепард Фейри также регулярно использует конструктивистский стиль для создания своих работ, но вместо того, чтобы пытаться выглядеть русским или выглядеть как оригинальный конструктивистский образ, он использует форму и трактовку, чтобы создать пропагандистское ощущение в своих работах, когда использует заявления, которые он использует, кажется, работают, и это кажется сплоченным. Использование красного и черного также создает агрессивный и мощный тон, опять же подходящий для заявлений и сообщений внутри.

Шепард Фейри: разные картины

Хотя, несмотря на несколько более оригинальную работу, это изображение Фейри ниже было сделано примерно во время предвыборной кампании Обамы, и вы не можете отрицать, что оно невероятно похоже на оригинальную работу Родченко.

Shepard Fairey — Музей дизайна Say Yes, Imagine Moscow

После выставки я активно искала подобные вещи и когда поехала в Лондон на длинные выходные увидела, что в Музее дизайна проходит выставка о русской архитектуре, дизайне и пропаганде. Это также был повод посетить недавно построенный Музей дизайна.

Выставка «Вообрази Москву» находилась в подвале музея, что было довольно неудобным пространством, а также там не разрешалось фотографировать, поэтому я должен попытаться запомнить ее как можно лучше без изображений, чтобы помочь, хотя Я сделал заметки и сделал несколько подлых фотографий, а также нашел кучу в Интернете.

Пространство было разделено на 7 различных секций, 6 из которых основаны на архитектурных проектах и ​​предложениях, которые так и не были реализованы, а 7-я базировалась на реализованном Мавзолее Ленина, построенном на Красной площади в Москве. Название выставки удачное, поскольку намекает на содержание, оно позволяет представить, какой могла бы быть Москва с этими огромными зданиями внизу.

Мавзолей Ленина, Москва, Красная площадь

Ощущение от выставки было какое-то антиутопическое место с этими грандиозными и авантюрными архитектурными эскизами, моделями и фотографиями этих нереализованных зданий. Каждое из предложенных зданий имело социальные цели, такие как образование, жилье, здравоохранение и т. д.

Иван Институт Ленина им. Леонидова – образовательное пространство и библиотека с 15 миллионами книг, которые должны были стать «центром коллективных знаний СССР». . Ленин задался целью бороться с неграмотностью в СССР, воспитывая новых советских мужчин и женщин. Огромная сфера на этом эскизе ниже должна была быть аудиторией для образовательных лекций, а башня — библиотекой, разделенной на пять читальных залов. Кроме того, было предложено, чтобы в здании также были залы для научных лекций, планетарий и радиостанция для трансляции событий на весь мир.

Иван Леонидов: Институт Ленина – 1927

Облачное железо Эль Лисицкого — горизонтальный небоскреб для уменьшения скученности. Его концепцией была сеть горизонтальных блоков в Москве, размещенных поверх вертикальных колонн. Горизонтальные секции должны были быть офисами и квартирами, которые должны были быть связаны с транспортными станциями через вертикальные вертикальные колонны. Помимо практического оправдания, Лисицкий хотел дать Москве новый горизонт, чтобы заменить ее старомодное прошлое.

Эль Лисицкий: Облачное железо — 1923–2925

Дворец Советов Бориса Иофана — огромный памятник, который был бы самым высоким зданием в мире; здесь предложенная 100-метровая статуя Ленина составила бы общую высоту здания около 516 метров. Невероятное и драматическое выражение советской власти. Строительные работы были начаты, но остановлены во время Второй мировой войны, несмотря на то, что уже была снесена самая большая церковь города. Вместо этого его фонды были преобразованы в бассейн под открытым небом. Это было бы невероятное здание и дань уважения Ленину, и если бы оно было реализовано, для придания некоторого масштаба статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро была бы крошечной по сравнению с 38 метрами в высоту по сравнению со 100 метрами Ленина.

Борис Иофан: Дворец Советов – 1931–1941

Выставочное пространство, как я уже упоминал ранее, было неудобно спланировано и вызывало некоторую клаустрофобию в подвале, но, если подумать, планировка должна была запутать и заманить в ловушку за колоннами и стены, нет четкого маршрута. Куратор выставки утверждает, что макет направлен на создание «удивительного» опыта для посетителя, который не ограничен исторической временной шкалой:

«Спиралевидная форма требует активного движения и создает удивительные виды между различными экспонатами. Курирование выставки вращается вокруг «фантомов» без какой-либо иерархии или хронологии, которые работают и как серия, и как автономные части».

Наряду с архитектурными эскизами, фотографиями и моделями, которые были квинтэссенцией конструктивистских работ Эль Лисицкого, его почти видели как художника-конструктивиста с его уникальным стилем простых геометрических форм и абстрактных форм с основным цветом. Он смог бросить вызов условностям в искусстве, сочетая архитектуру и плоские формы. Его работа охватывала искусство, графический дизайн, типографику, фотографию и архитектуру с несколько модернистскими идеалами, которые оказали глубокое влияние на более позднее современное искусство, такое как ранние художники Де Стейла и Баухаус.

Его серия «Proun», по его словам, существует «на станции, где человек переходит от живописи к архитектуре». Эти картины сочетали в себе основные формы и смещающиеся оси, достигая высшей точки в нескольких перспективах и интригующих линиях. Эти работы можно считать основополагающими для развития современных абстрактных образов и оказавшими большое влияние на остро индустриальную современную архитектуру.

El Lissitzky: Proun 19D – 1920

Влияние Лисицкого на графический дизайн невозможно переоценить. Он был одним из первых художников, которые использовали ограниченную и урезанную палитру основных цветов, черного и белого, текста и основных форм, чтобы рассказывать истории и информировать, а также делать очень мощные политические заявления. Возможно, его самая известная работа «Бей белых красным клином» регулярно появляется на лекциях по истории графического дизайна. Здесь Лисицкий использовал свое несколько фирменное и легко узнаваемое сочетание красного, белого и черного, что усиливает посыл, указанный в названии произведения. Цвета и формы приобретают непосредственно символическое значение и семиотику. Острый красный клин ясно символизирует красноармейцев-революционеров, которые прорывают кольцевую оборону антикоммунистической Белой армии.

Эль Лисицкий: Красным клином побеждай белых – 1919

Я думаю, что этот образ искренне резюмирует движение конструктивизма в искусстве и дизайне, потому что он соответствует этому определению:

«Семенем конструктивизма было желание выразить опыт современной жизни — ее динамизм, ее новые и дезориентирующие свойства пространства и времени. Но также решающим было желание разработать новую форму искусства, более соответствующую демократическим и модернизирующим целям русской революции. Конструктивисты должны были стать строителями нового общества — деятелями культуры наравне с учеными в поиске решений современных проблем».

После просмотра подобных выставок конструктивизм теперь определенно в моем списке «измов» и течений, которыми я интересуюсь – старое, а не стилизованное новое. Он прекрасно сочетается с брутализмом, модернизмом, супрематизмом, баухаузом, де стилем, дадаизмом, поп-артом, оп-артом, современным искусством, современным искусством и рядом других с точки зрения искусства, дизайна, архитектуры, моды и кино.

Читайте другие сообщения в блоге на craig-berry.co.uk или на моей странице в Medium.

Конструктивизм, часть II – Умная история

Густав Клуцис, Экран-платформа-киоск к пятилетию Великого Октября , 1922, цветная литография на бумаге, 259 х 157 мм (Художественный институт Чикаго)

Густав Киоск Клуциса представляет собой утилитарный конструктивистский дизайн начала 1920-х годов. Конструкция экономична и основана на систематическом рациональном дизайне, урезанном до основных несущих элементов. Это простая многоцелевая конструкция, содержащая книжную полку, экран для проецирования кинохроники, платформу для выступающего и доску для плакатов. В этом единственном объекте мы видим основную цель конструктивистов: создание утилитарных произведений, структурная организация и материалы которых соответствовали идеологии коммунизма и способствовали созданию нового общества.

Киоск предназначался для общественного места распространения «агитации и пропаганды», часто сокращаемой до агитпропа. Секция агитации и пропаганды была важнейшим органом ЦК Коммунистической партии. Его работа включала передачу информации о коммунизме, политике и целях советского правительства, а также более непосредственно практическую информацию, предназначенную для поддержки развития людей.

Агитпроп сыграл важную роль в создании нового советского общества, помогая превратить бедную аграрную страну преимущественно необразованных крестьян в современную нацию грамотных промышленных рабочих. Пропаганда побуждала людей становиться преданными членами коммунистической партии и вносить вклад в новое социалистическое общество. Как художники и дизайнеры, конструктивисты были тесно связаны с советским агитпропом в XIX веке.20 с.

Новая среда

После 1921 года конструктивисты отказались от создания простых предметов искусства и вступили в «продуктивистскую» фазу, во время которой они пытались создавать утилитарные предметы для фабричного производства. Однако, учитывая зарождающееся состояние советской промышленности в то время, эта попытка не увенчалась успехом, и очень немногие конструктивистские проекты прошли чертёжную доску.

Рабочий клуб Александра Родченко — редкий документально подтвержденный образец мебели в стиле конструктивизма, которая была реализована на практике. Она была выставлена ​​в советском павильоне (известном образце архитектуры раннего русского модерна Константина Мельникова) в XIX веке.25-я Международная выставка декоративно-прикладного искусства в Париже.

Как и киоск Клуциса, мебель Рабочего клуба состоит из простых геометрических форм без декора, демонстрирующих свое конструктивное назначение и цельность. Материал — дерево — экономичен, а часть мебели (книжная полка, подиум, витрина, проекционный экран и скамья) была разборной, чтобы ее можно было хранить, когда она не используется. Цветовая схема была красной, серой, белой и черной, что создавало характерное графическое качество, а также выделяло красный цвет, фирменный цвет коммунистической революции.

Так же, как и киоск Клуциса, целью Рабочего клуба было создание нового коммунистического общества. Это был и образовательный центр, и место, где новые рабочие встречались в обществе. Таким образом, это лучший пример конструктивистского идеала создания среды для развития новой коммунистической жизни. Однако он не производился серийно и не служил прототипом для заводского производства. В конце концов, он был ближе к ремесленному концептуальному арт-проекту, чем к современному промышленному продукту.

Вавара Степанова, Дизайн спортивной одежды из LEF №. 2, 1923

Проектирование для жизни

Среди утилитарных предметов повседневного обихода, разработанных конструктивистами, была и одежда. Вавара Степанова опубликовала свои идеи об одежде, предназначенной для чистой функциональности, сопроводив ее иллюстрациями своих моделей спортивной одежды. Они использовали минимум ткани, разрезанной на квадратные формы, которые были бы просты в изготовлении и удобны в носке. Графический текстильный дизайн был предназначен для того, чтобы зрители могли различать отдельных спортсменов или команды на расстоянии.

Дизайн Степановой отвергает ловушки буржуазной «моды», в которой дизайн быстро меняется, чтобы продвигать потребительство и сигнализировать о гендерных и классовых различиях. Включив все стилистические решения в единый конструктивистский визуальный язык основных геометрических форм, сильных диагоналей и ограниченной палитры красного, черного и белого цветов, сам дизайн одежды мог бы отражать коммунистические идеалы строгого функционализма и классового выравнивания.

Любовь Попова, Образец ткани (ГТГ)

Любовь Попова, Текстильный дизайн на обложке LEF no. 2, 1924

Работа в промышленности

Степанова и Любовь Попова были единственными выдающимися конструктивистами, работавшими дизайнерами в промышленном производстве в 1920-е годы. Они были наняты Первой государственной текстильной типографией для разработки текстильных узоров. Их дизайн был агрессивно абстрактным и экономичным, с использованием повторяющихся узоров основных геометрических форм в черно-белом, а иногда и в одном или двух цветах. Они описали свои проекты как форму конструктивистской пропаганды, но их успех в конструктивистских терминах был ограниченным.

Хотя их текстильные выкройки производились массово и использовались для изготовления одежды, их занятость в текстильной промышленности была исключительно работой обычных ремесленников/дизайнеров. Это не отражало их конструктивистскую цель стать художником-продюсером нового типа, полностью вовлеченным во все области производства и маркетинговых процессов, от разработки химических веществ для красителей до дизайна витрин и рекламы.

Александр Родченко, Дизайн рекламного плаката Rubber Trust, 1923

Реклама и плакаты

В конечном счете, наиболее широко распространенными продуктами конструктивистов были их рекламные плакаты и графический дизайн упаковки продуктов, книг и журналов. Родченко видел свою работу в рекламе как непосредственное участие в построении советской экономики в период нэпа (новой экономической политики) 1920-х годов.

Его плакат для резиновых ботинок сочетает в себе изображение и абстрактные геометрические формы, чтобы донести свое послание. Белые диагональные линии, изображающие проливной дождь, защищены от попадания на земной шар огромными резиновыми ботинками. Цветовая схема проста: красный, желтый, синий, черный и белый. Простой шрифт без засечек использует разные цвета для создания акцента и поддержки визуального сообщения. Синий фон предполагает воду, а красный цвет СССР доминирует над земным шаром. Покупка резиновых ботинок не только сохранит ваши ноги сухими, но и поможет сохранить советское господство в мире.

Георгий и Владимир Стенберг, Плакат к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» , 1929, литография, 106,2 x 70,5 см

Плакат братьев Стенберг к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» точки, чтобы изобразить головокружительное множество небоскребов, поднимающихся по диагонали в пространство и предполагающих вид современного, продуктивного и процветающего коммунистического города, показанного в фильме. Текст сформирован в виде спирали, которая также, кажется, поднимается к центру, а руки, ноги и голова женщины расположены таким образом, чтобы напоминать танцора, вращающегося в пространстве. Абстрактные формы современного дизайна стали формами городской среды и человеческого тела. Акцент на динамичных композициях и жестком геометрическом дизайне сделал конструктивистский стиль идеальным средством для возбуждения интереса к новому коммунистическому/индустриальному обществу.

Густав Клуцис, Мы вернем нашей стране угольный долг , 1930 г. , литография, 104,5 x 74 см (МоМА)

Переход к фотомонтажу

К концу 1920-х фотография и фотомонтаж стали преобладать в конструктивистском плакатном дизайне. Это было частью повсеместного отказа от модернистской абстракции в советской культуре и принятия реалистических стилей, которые были бы более понятны массам. «» Клуциса «Мы вернем долг за уголь» — один из многих плакатов, которые он разработал в качестве пропаганды первой пятилетки — стремления Сталина к индустриализации страны.

Хотя основное содержание плаката составляют фотографии рабочих, общий дизайн и цветовая гамма остаются конструктивистскими. Фигуры тщательно обрезаны, чтобы казаться большими, и нависают над зрителем по диагонали. Динамизм диагонали дополнительно подчеркивают дрель и молоток, которые держат двое рабочих, а также ремни, пристегнутые к груди третьего рабочего. Плоский красный фон и текст без засечек, расположенные по диагонали и частично перекрывающие изображение рабочего в центре, превращают фотографию трех человек в вневременное изображение решимости советских рабочих поддерживать экономические цели своего общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *