Образ фавна в античной мифологии и «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса
В цикле К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» представлено множество персонажей, заимствованных из различных мифологий. К ним относятся гномы, кентавры, наяды и дриады, нимфы, драконы, наконец, сатиры и фавны.
Их появление в произведении не случайно. Несмотря на то, что «миф как литературная форма ушел в прошлое, как форма мысли миф продолжает жить и влиять на художественный процесс XX века» [6, c. 11] (а «Хроники Нарнии» создавались и публиковались в 1950–1956 годах). Как отмечает Т. А. Шарыпина, именно в XX веке «вновь вырабатывается вид сознательного, индивидуально-рефлектирующего отношения к мифологии» [6, c. 22]. Исследовательница выделяет также несколько типов организации сюжета на основе мифологии, и один из них — «смешение мифов различных времен и народов в сочетании с опытом собственной мифологизации и фантастикой» [6, c. 22] — характеризует произведения К. С. Льюиса. С одной стороны, автор действительно творит собственный миф, историю о несуществующей стране от ее возникновения до исчезновения, с другой стороны, вводит известные мифологические образы. К сказанному следует добавить, что их включение в повествование является одним из способов создания сказочного пространства; данные персонажи указывают на то, что действие происходит в вымышленном мире.
Если же вести речь о конкретном образе — фавне, — то его появление в «Хрониках Нарнии» также подготовлено предшествующей традицией: ранее данный персонаж возникал в детской литературе XX века. Пан является лесным божеством в сказке «Ветер в ивах» (1908) шотландского писателя К. Грэма.
В «Хрониках Нарнии» фавну отводится куда более скромная роль по сравнению с Паном К. Грэма; данный персонаж второстепенный: он появляется как непосредственный участник событий в пяти частях цикла, а в «Племяннике чародея» и «Покорителе зари» лишь один раз упоминается в ряду других существ. Однако данный образ, безусловно, важен с точки зрения композиции и, прежде всего, замысла произведения.
Стимулом для написания «Хроник Нарнии», по словам К. С. Льюиса, было именно видение фавна с зонтиком в заснеженном лесу: «Все семь книг о Нарнии и три фантастические повести начались с мысленных образов. Сперва историй не было, были просто картинки. «Лев» начался с такой: Фавн под зонтиком идет по заснеженному лесу с пакетами в руках» [2, c. 411]. Как представляется, рассматриваемый образ претерпевает значительные трансформации по сравнению со своим мифологическим прототипом.Прежде всего, необходимо остановиться на происхождении данного героя. Фавны — существа римской мифологии. И латинизированные имена фавнов в «Хрониках Нарнии»: Тумнус, Ментиус, Обентиус, Думнус — отражают их принадлежность к итальянской культуре, той мифологии, откуда они были заимствованы [8, с. 46].
Сами древние римляне, в свою очередь, переняли данный образ у древних греков; фавн отождествлялся с сатиром и Паном. Однако в произведении К. С. Льюиса сатиры сосуществуют с фавнами, при перечислении их названия следуют либо через запятую, либо через союз «или» («фавны или сатиры», в оригинале: «fauns and satyrs»). На первый взгляд, если следовать мифологическим представлениям, логично было бы оставить в тексте или фавнов, или сатиров, однако разделение существ было предпринято К. С. Льюисом намеренно. Известный писатель Дж.Р. Р. Толкин, друг К. С. Льюиса, укорял его в том, что он чересчур сильно искажает традиционные мифологические образы [9, c. 170], а потому наряду с измененными фавнами К. С. Льюис ввел в произведение достаточно традиционных сатиров.
Сатиры в цикле лишены имен (за исключением одного — Регла) и реплик, они незначительно влияют на события, являются эпизодическими персонажами и нужны для того, чтобы подчеркнуть особую роль героев второстепенных — родственных фавнов (в первую очередь мистера Тумнуса). Фавны взаимодействуют с главными героями, помогают им, участвуют в диалогах и, как было отмечено выше, наделены именами.
Внешность фавнов в «Хрониках Нарнии» соответствует их изображениям в ранний период античности. В то время данные создания представлялись полулюдьми-полукозлами. Именно так описывается мистер Тумнус: «Верхняя часть его тела была человеческой, а ноги, покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу» [1, c. 13]. Сатиры, которых автор ни разу не описывает подробно, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость фавнов, также являются наполовину животными, что можно установить по одной из деталей: «Двор переливался теперь всеми цветами радуги: глянцевито-каштановые бока кентавров, синие рога единорогов, красновато-коричневая шерсть собак и сатиров, желтые чулки и алые колпачки гномов…» [1, с. 107] При этом внешность сатиров сравнивается с обликом животных: «Пришли пять сатиров, рыжие, как лисы» [1, с. 265], — чего никогда не допускается при описании фавнов. Следовательно, можно говорить о том, что фавны более человечны, что отличает их как от сатиров, так и от своего мифологического прообраза.
Кроме того, в описание мистера Тумнуса включены и две современные бытовые детали, свидетельствующие об антропоморфности существа, — зонтик и шарф. Традиционно зонтик считается волшебным предметом; так, данный предмет является атрибутом Оле-Лукойе, героя одноименной сказки Г. Х. Андерсена, а также чудесным средством передвижения Мэри Поппинс. Но само по себе совмещение несовместимого: мифологического полуживотного и обыденных вещей — коррелирует с образом кролика в жилетке и при часах из произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» [8, с. 47]. Следовательно, можно говорить о том, что «Хроники Нарнии» являются образцом игровой прозы, для которой характерно сочетание в одном времени, или пространстве, или образе различных уровней культуры [7] — в данном случае мифологического и современного, бытового.
Точно так же представлено жилище фавна. По мифологическим представлениям, эти персонажи жили в пещерах или гротах; также их можно было встретить в лесу. И действительно: в «Хрониках Нарнии» сатиры, приближенные к животным, обычно появляются, когда герои находятся в чаще. Фавны же, как можно понять из описания жилища Мистера Тумнуса, обитают в пещерах, однако здесь тоже возникают знакомые всем вещи, далекие от мифологии: ковер, кресла, стол, буфет, т. е. пещера больше похожа на хижину. Таким образом, дом и обитатель соответствуют друг другу: в традиционное мифологическое пространство вводятся бытовые предметы.
Следует остановиться на книгах мистера Тумнуса и их названиях: «Жизнь и письма Силена», «Нимфы и их обычаи», «Исследование распространенных легенд», «Является ли Человек мифом». С одной стороны, за счет них выстраивается связь с мифологией: так, Силен тоже был лесным божеством, с которым отождествлялись фавны; нимфы были возлюбленными фавнов; людей, по мифологическим представлениям, фавны избегали; легенды — те истории, из которых можно узнать о существовании фавнов. С другой стороны, заметна ирония по отношению к описываемому: во-первых, в связи с тем, что названия книг напоминают современные, а во-вторых, из-за того, что фавн, и без того существо мифологическое, обращается к сочинениям на соответствующие темы.
По поверьям, «фавн считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары. вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин» [5, с.
556]. Фавны изображались «ленивыми, похотливыми, часто полупьяными» [4, c. 183]. «Они вели праздную беззаботную жизнь, бродили по лесам, водили веселые хороводы с нимфами и менадами» [3, c. 281]. Атрибутами фавнов и сатиров являются флейты, на которых они играют, тирсы, сосуды с вином. По сравнению с перечисленным в «Хрониках Нарнии», как произведении, предназначенном, прежде всего, для детей, отсутствуют какие-либо детали, связанные с похотливостью фавнов. Конкретного указания на пьянство также нет, однако во время пиров персонажи пьют вино, а веселье, царящее во время праздника Вакха и Силена, оказывается диким, необузданным и даже устрашающим. Как говорит Сьюзен, «я бы не чувствовала себя в безопасности с Вакхом и его дикими девушками, если бы встретила их без Аслана» [1, с. 308].Самих фавнов остерегаться не следует. В отличие от мифологического прототипа мистер Тумнус не ворует детей: подобная черта привнесена извне, он должен был украсть Люси по приказу Белой Колдуньи, однако отпускает девочку, проявляя, таким образом, великодушие.
В мифах фавны изображались веселыми божествами, однако в «Хрониках Нарнии» явлен не просто тип, а образ: мистер Тумнус наделен индивидуальными чертами, характер героя рисуется глубже по сравнению с мифологическими представлениями, а потому в одной из сцен фавн изображен печальным: «Карие глаза фавна наполнились слезами, затем слезы покатились у него по щекам, закапали с кончика носа, и наконец он закрыл лицо руками и заплакал в голос» [1, c. 17]. Также фавны не избегают людей, не пугают их, они цивилизованны и ведут степенный образ жизни, например, являются придворными, помощниками королей.
Античные фавны были способны давать предсказания. В «Хрониках Нарнии» фавны не являются провидцами, но роль, которую выполняет мистер Тумнус в повести «Конь и его мальчик», может быть соотнесена с этой функцией. Сьюзен не желает становиться женой королевича Рабадаша, а это означает, что нарнийцы станут пленниками тархистанцев. Мистер Тумнус предлагает устроить на корабле пир для правителя и под видом подготовки праздника уплыть в Нарнию. Его поведение, когда он размышляет над советом, походит на озарение или прозрение: «Король Эдмунд вдруг увидел, что фавн, сжав руками голову, раскачивается, как от боли» [1, с. 153].
Переходя к разговору о сатирах, следует сказать, что они в «Хрониках Нарнии» более агрессивны, чем соответствуют сатирам мифологическим; одного из них мы встречаем среди тех нарнийцев, которые ополчились на короля Тириана в «Последней битве». Однако в тексте имеется упоминание о том, что маленькие сатиры учатся в школах, а значит, К. С. Льюис вновь связывает мифологию с современностью.
В остальном же фавны и сатиры соответствуют мифологическим прообразам. Они также играют на флейтах: «Обычно в Нарнии ночью шумно: то еж желает кому-то доброй ночи, то сова кричит над головой, то далекий звук флейты сообщает о плясках фавнов» [2, с. 252]. Любовь к танцам заложена в их природе: «Фавны считали, что лучше всего начать [совет] с торжественного танца» [1, с. 266]. Они вместе с нимфами входят в свиту Вакха и Силена.
В качестве итога можно привести слова Дж. Харрисон о том, что К. С. Льюис «приручает», «одомашнивает» мифологию [10, с. 1], и она становится понятной для детского сознания. Фавны в «Хрониках Нарнии» спокойны, культурны, цивилизованны в отличие от мифологических божеств; игровое начало произведения проявляется в том, что мифологическое существо или помещается в бытовую обстановку, или в его облике присутствуют бытовые детали. Для того чтобы подчеркнуть необычность фавнов и сохранить более прочную связь с мифом, К. С. Льюис вводит традиционных сатиров — более диких и агрессивных.
Литература:
- Льюис, К. С. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. Лев, колдунья и платяной шкаф. Конь и его мальчик. Принц Каспиан. «Покоритель Зари», или плавание на край света / Пер. с англ.: Г. Островская, Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Библия для всех, 1999. — 480 с.
- Льюис, К. С. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 6. Серебряное кресло. Племянник чародея. Последняя битва. Письма детям. Статьи о Нарнии / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Библия для всех, 2000. — 432 с.
- Абгунов, М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь / М. Абгунов. — М.: МИКИС, 1994. — 368 с.
- Мифологический словарь / Гл. ред. М. Н. Ботвинник. — Минск: Университетское, 1989. — 255 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. К — Я. — 719 с.
- Шарыпина, Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв.: Материалы спецкурс. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. — 114 с.
- Штейнман, М. А. Поэтика английской иносказательной прозы XX века: Дж.Р. Р. Толкиен и К. С. Льюис: Автореф. дис. …. канд. наук: 10.01.05 / Штейнман Мария Александровна. — М., 2000. — 24 с.
- Brown, D. Inside Narnia: A Guide to Exploring The Lion, the Witch and the Wardrobe. — London: Baker Books, 2005. — 256 p.
- Hardy, E. B. Milton, Spenser and the Chronicles of Narnia: Literary Sources for the C. S. Lewis Novels. — Jefferson, London: McFarland & Co, 2007. — 188 p.
- Harrisson, J. The Domestication of Classical Mythology in the Chronicles of Narnia // New Voices in Classical Reception Studies, 2010. — N 5. — P. 1–13.
Основные термины (генерируются автоматически): фавн, Льюис, сатир, Хроник, образ, заснеженный лес, лесное божество, мистер, мифологический прототип, мифология.
Мистер Тумнус — фавн из серии книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса — Сайт о фантастике, фэнтези, ужасах
Мистер Тумнус — персонаж серии «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Фигурирует в трёх из семи книг серии: Лев, колдунья и платяной шкаф, Конь и его мальчик и Последняя битва. Он является близким другом Люси Певенси и первым, кто повстречался ей в Нарнии, а также первым жителем волшебной страны в «Хрониках Нарнии». Клайв Стейплз Льюис сказал, что идея книги «Лев, колдунья и платяной шкаф» пришла к нему, когда в его воображении возник образ фавна с зонтиком и посылками в руках, идущего через заснеженный лес. Таким образом, Мистер Тумнус послужил вдохновением для написания всей серии «Хроник Нарнии».
Описание
Мистер Тумнус имеет красноватую кожу, вьющиеся волосы, карие глаза, короткую бородку, рожки на лбу, раздвоенные копыта, козьи ноги покрытые блестящей черной шерстью, «странное, но приятное личико», длинный хвост, и рост, лишь немногим выше, чем Люси Певенси.
Он впервые появляется в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф», когда Люси через платяной шкаф попадает в Нарнию и выходит к фонарному столбу. Тумнус знакомится с ней и приглашает её к себе в пещеру на ужин. Во время обеда, он рассказывает ей о Нарнии и играет на флейте. Люси засыпает. Когда девочка просыпается, она видит, что фавн плачет. Тумнус признается ей, что находится на службе у Белой колдуньи (Джадис), правящей Нарнией. Это она установила в волшебной стране вечную зиму, но без Рождества. Белая колдунья приказала Тумнусу и другим своим подданным приводить к ней всех сынов Адама и дочерей Евы, то есть людей, которых они обнаружат в Нарнии. Мистер Тамнус не смог предать Люси. Он привёл её к фонарю, и помог благополучно вернуться в собственный мир.
Когда Люси возвращается в Нарнию через несколько дней, Мистер Тумнус по-прежнему на свободе, и оба не могут понять, как Белая колдунья не узнала о его поступке. Однако, когда Люси, Питер, Сьюзен и Эдмунд приходят в Нарнию через некоторое время, они находят пещеру Тумнуса разорённой и понимают, что фавн был схвачен Могримом, начальником тайной полиции Белой колдуньи. Предчувствуя скорый арест, Тумнус успел попросить своего друга, Мистера Бобра, помочь четырём детям, если он увидит их в Нарнии. Дети встретили Мистера Бобратолько после выхода из пещеры фавна.
Позднее, когда зиме приходит конец, и Аслан готовит армию для битвы с Белой колдуньей, Люси и Сьюзен находят Тумнуса в замке ведьмы, которая превратила его в каменную статую. Аслан возвращает фавна к жизни, и он следует за другим жителями Нарнии на битву, во время которой Джадис была повержена и убита.
В книге «Конь и его мальчик» Мистер Тумнус является королевским советником Питера, Сьюзенн, Эдмунда и Люси. Его смекалка помогает организовать побег Сьюзен из Калормена, тем самым избавив её от неугодного брака с принцем Рабадашем и сохранив жизни жителей Нарнии, которые вместе с Эдмундом пытались защитить её.
В 1988 году в минисериале BBC «Хроники Нарнии» роль Мистера Тумнуса сыграл Джеффри Перри. В фильме «Лев, колдунья и волшебный шкаф» 2005 Мистер Тумнус имеет светлую кожу, голубые глаза, коричневую шерсть на ногах и маленький хвост. В этом фильме он коронует Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси Певенси в Кэр Паравела. Его сыграл Джеймс Макэвой.
По материалам Википедии
Фавн | Хроники Нарнии Вики
- » Все, что вы слышали о Старой Нарнии, правда. Это не земля Людей. Это страна Аслана, страна Пробуждающихся Деревьев и Видимых Наяд, Фавнов и Сатиров, о гномах и великанах, о богах и кентаврах, о говорящих зверях »
- ― Корнелиус (Глава четвертая: Гном рассказывает о принце Каспиане) [src]
Фавны были существами, наполовину людьми и наполовину козами, которые существовали в мире Нарнии. Они были одними из самых доверенных слуг Аслана, верными, благородными и добрыми существами.
Содержимое
- 1 Описание
- 2 История
- 2.1 Лев, колдунья и платяной шкаф
- 2.2 Принц Каспиан
- 2.3 Последняя битва
- 3 приспособления
- 4 известных фавна
- 5 Галерея
- 6 звеньев
Описание
Общий вид фавна.
Они описываются как очень невысокие, с верхней частью тела, напоминающей человеческую, от талии и выше, но с двумя рогами на каждой стороне лба и красноватым оттенком кожи. Однако их нижняя часть тела напоминает двуногого козла с полными пушистыми ногами, хвостом и раздвоенными копытами. Фавны были похожи внешне на сатиров, хотя у фавнов были человеческие лица, а не козлиные морды сатиров. Им нравится весело танцевать с ними вокруг костров вместе с дриадами и наядами по ночам и играть на их музыкальных инструментах, обычно на дудках, когда они танцуют. Фавны также имеют долгую продолжительность жизни, но точно неизвестно, сколько они живут. Однако известная продолжительность жизни кентавров составляет около двухсот лет; так что фавны могут быть похожи.
История
Лев, колдунья и платяной шкаф
Тумнус в виде каменной статуи.
Незадолго до начала Зимней революции первым существом, которое Люси Певенси встретила в Нарнии, был фавн по имени мистер Тамнус. Они встретились во время Долгой Зимы, которую Белая Ведьма создавала почти сто лет. Он пытался похитить ее, но Люси напомнила ему, что они друзья, поэтому он вернул ее туда, где они встретились, чтобы вернуть ее домой. Однако позже он был пойман Могримом и тайной полицией, а Белая Ведьма обратила его в камень за неповиновение. Когда Эдмунд вошел в Замок Белой Ведьмы, он прошел через двор, полный существ, в том числе фавнов, которых ведьма обратила в камень.
Группа тяжелобронированных фавнов во время Первой битвы при Беруне.
Позже фавны были замечены в Лагере Аслана, где они собрались вместе с кентаврами, сатирами и другими нарнийскими существами, когда Питер, Сьюзан, Люси, Бобер и Бобер прибыли на встречу с Асланом, создателем Нарнии. После долгой зимы фавны сражались в армии Аслана против армии Белой Ведьмы в Первой битве при Беруне. Позже они также присутствовали на коронации в Кэйр Паравел, когда Певенси стали новыми королями и королевами Нарнии.
Принц Каспиан
Во времена Нарнийской революции многие фавны собрались вместе со старыми нарнийцами вокруг Танцующей лужайки, когда принц Каспиан пришел поговорить со всеми ними. Они весело праздновали и приветствовали молодого принца с распростертыми объятиями, когда он пообещал помочь вернуть им Нарнию. Они также позволили ему принять участие в их танце в рамках их празднования. Позже они сражались во Второй битве при Беруне против Мираза и армии тельмаринов.
Последняя битва
В конце дней, когда Нарния провела свою последнюю битву с талорменами, некоторые фавны сражались против талорменов в битве при Стейбл-Хилл, а некоторые сражались с талорменами.
Адаптации
*В фильмах Уолдена/Диснея/Фокса фавны выглядят почти так же, как они описаны в книгах, за исключением того, что их кожа не красная, у них длинные козлиные уши и немного шерсти. руки. * В фильме «Покоритель зари» 2010 года в команде «Покорителя зари» два фавна. Одного зовут Наусус, а другого (на фото) зовут Рэнди.
Известные фавны
- Наус *Орранс *Урнус *Тумнус ( Мистер )
Галерея
Иллюстрация Полины Бейнс, изображающая танцующих фавнов. Взято из книги «Книга нарнийцев».
Тумнус плачет.
Тамнус и Сьюзен танцуют.
Группа фавнов подружилась с Каспианом, позволив ему присоединиться к их танцу.
Ссылки
Фавн
Фавн | Хроники Нарнии Вики
- » Все, что вы слышали о Старой Нарнии, правда. Это не земля людей. Это страна Аслана, страна Пробуждающихся Деревьев и Видимых Наяд, Фавнов и Сатиров, Гномов и Великанов, боги и кентавры, говорящие звери. »
- ― Корнелиус (Глава четвертая: Гном рассказывает о принце Каспиане) [src]
Фавны были существами, наполовину людьми и наполовину козами, которые существовали в мире Нарнии. Они были одними из самых доверенных слуг Аслана, верными, благородными и добрыми существами.
Содержимое
- 1 Описание
- 2 История
- 2.1 Лев, колдунья и платяной шкаф
- 2.2 Принц Каспиан
- 2.3 Последняя битва
- 3 приспособления
- 4 известных фавна
- 5 Галерея
- 6 звеньев
Описание
Общий вид фавна.
Они описываются как очень невысокие, с верхней частью тела, напоминающей человеческую, от талии и выше, но с двумя рогами на каждой стороне лба и красноватым оттенком кожи. Однако их нижняя часть тела напоминает двуногого козла с полными пушистыми ногами, хвостом и раздвоенными копытами. Фавны были похожи внешне на сатиров, хотя у фавнов были человеческие лица, а не козлиные морды сатиров. Им нравится весело танцевать с ними вокруг костров вместе с дриадами и наядами по ночам и играть на их музыкальных инструментах, обычно на дудках, когда они танцуют. Фавны также имеют долгую продолжительность жизни, но точно неизвестно, сколько они живут. Однако известная продолжительность жизни кентавров составляет около двухсот лет; так что фавны могут быть похожи.
История
Лев, колдунья и платяной шкаф
Тумнус в виде каменной статуи.
Незадолго до начала Зимней революции первым существом, которое Люси Певенси встретила в Нарнии, был фавн по имени мистер Тамнус. Они встретились во время Долгой Зимы, которую Белая Ведьма создавала почти сто лет. Он пытался похитить ее, но Люси напомнила ему, что они друзья, поэтому он вернул ее туда, где они встретились, чтобы вернуть ее домой. Однако позже он был пойман Могримом и тайной полицией, а Белая Ведьма обратила его в камень за неповиновение. Когда Эдмунд вошел в Замок Белой Ведьмы, он прошел через двор, полный существ, в том числе фавнов, которых ведьма обратила в камень.
Группа тяжелобронированных фавнов во время Первой битвы при Беруне.
Позже фавны были замечены в Лагере Аслана, где они собрались вместе с кентаврами, сатирами и другими нарнийскими существами, когда Питер, Сьюзан, Люси, Бобер и Бобер прибыли на встречу с Асланом, создателем Нарнии. После долгой зимы фавны сражались в армии Аслана против армии Белой Ведьмы в Первой битве при Беруне. Позже они также присутствовали на коронации в Кэйр Паравел, когда Певенси стали новыми королями и королевами Нарнии.
Принц Каспиан
Во времена Нарнийской революции многие фавны собрались вместе со старыми нарнийцами вокруг Танцующей лужайки, когда принц Каспиан пришел поговорить со всеми ними. Они весело праздновали и приветствовали молодого принца с распростертыми объятиями, когда он пообещал помочь вернуть им Нарнию. Они также позволили ему принять участие в их танце в рамках их празднования. Позже они сражались во Второй битве при Беруне против Мираза и армии тельмаринов.
Последняя битва
В конце дней, когда Нарния провела свою последнюю битву с талорменами, некоторые фавны сражались против талорменов в битве при Стейбл-Хилл, а некоторые сражались с талорменами.
Адаптации
*В фильмах Уолдена/Диснея/Фокса фавны выглядят почти так же, как они описаны в книгах, за исключением того, что их кожа не красная, у них длинные козлиные уши и немного шерсти.