Комарова Елена Евгеньевна
Акушер – гинеколог
Кандидат медицинских наук
Заведующая 3 акушерским отделением
Врач высшей категории
Специальность: Акушер-гинеколог
Работает в роддоме ГКБ29
Оставить отзыв
Отзывы о специалисте
Александра Мурадова
Комарова-лучший врач. Рожать -только у неё! Рожала у неё три раза (2003,2007,2011). Старшей дочке исполнилось 20 лет, но как сейчас помню ночную дорогу к Вам в 29 роддом. Помню Ваше спокойствие, Ваш голос, помню как успокаивали перед родами, как направляли в процессе и как учили сцеживаться после. Каждое Ваше слово в процессе родов помню. Спасибо Вам! Спасибо всей Ваше команде и детскому врачу и нянечкам. Всем большой поклон! Комарова-врач от Бога, рекомендую. С глубоким уважением, Ваши Мурадовы (Валерий, Александра и Анастасия, Елизавета , Екатерина) ❤️
Ирина
Елена Евгеньевна, грамотный, профессионал своего дела! Спасибо Вам Елена Евгеньевна огромное за помощь в появлении на свет моему ЧУДУ, исполниться моей зимней сказке, родиться моим сыночку и дочке.
Ирина Трощенкова
Елена Евгеньевна, благодарю вас за то, что помогли моей дочке прийти в этот мир!!! (2016). У меня это вторые роды и они были в тазовом предлежании. Вы настоящий профессионал, вселяющий уверенность в такой важный момент! Часто вспоминаю вас добрым словом, храни вас Господь!
Регина Сафина
Хочу выразить Вам огромную благодарность за Ваш профессионализм, за Вашу тонкую и деликатную работу. Вы — замечательный гинеколог, спасибо Вам за Ваш труд и индивидуальный подход. От души желаю Вам долгих лет успешной деятельности, крепчайшего здоровья, жизненного благополучия, домашнего уюта и хороших людей.
Наталья Шпет
Елена Евгеньевна это врач от Бога ! Я родила с ней двух детишек и через два месяца с третим снова к ней) хорошо , что есть такие врачи и люди как она ! Всем кто планирует рожать ,желаю и советую такого доктора.
Ирина
Уважаемая Елена Евгеньевна! Огромное Вам спасибо за Ваш труд!!! Нашим детям в этом году 22 (1999) и 20 (2001) лет. Часто с мужем( он присутствовал на родах) вспоминаем Вас с огромной теплотой и благодарностью!!! Вот и сейчас зашла на сайт, чтобы показать дочери где они с братом родились, увидев Вашу фотографию, моему восторгу не было предела!!! Очень рады , что Вы не сменили место работы и наши дети увидели врача который помог им появиться на свет . Рады , что продолжаете помогать женщинам становиться счастливыми мамочками!!! Спасибо за Ваш профессионализм, за доброту, за то чувство надёжности и душевное тепло которое вы излучаетете и дарите своим пациентам! Здоровья, счастья и благополучия Вам!!! Благодарим Вас за наших деток!!!!!!!!!!!!
Ольга
Уважаемая Елена Евгеньевна! 13 февраля исполнилось 16 лет нашему первенцу), и все эти 16 лет Я о Вас помню и благодарю. Очень мечтаю приехать к Вам с сыном, привезти обещанные когда-то фотографии первых минут моего материнства)). Очень рада, что вы продолжаете дарить другим семьям СЧАСТЬЕ быть мамами и папами! Желаем Вам счастья, здоровья, терпения, хороших пациентов! Всегда помним с глубоким уважением!
Елизавета
Огромное спасибо Елена Евгеньевна вы лучший врач которого я встречала благодарна вам за 2х сыновей. Надеюсь приду ещё и за дочкой. Низкий вам поклон.
Елена
Рожала у Елены Евгеньевны второго и третьего сына в 2015 и 2018гг. Врач от Бога! Всегда всё объяснит, подскажет! Здоровья Вам и терпения!
Наталья Борисовна.
Спасибо ВАМ ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. Рожала вместе с Вами в 2001 году.Вы приехали с дачи в ночь в роддом. Делали мне экстренно кесарево. ЕСЛИ БЫ НЕ ВЫ. все могло бы пойти не так. Вы научили меня кормить грудью. И реально переживали вместе со мной. Я помню Вас всегда. СПАСИБО.
Светлана
Спасибо Вам, Елена Евгеньевна и вашей бригаде!!!
Татьяна
Хочу выразить благодарность! Профессионал высшего класса! Врач помогла мне родить самостоятельно после кесарева сечения.
Анастасия
Хочу выразить благодарность! В прошлом году 27 апреля 2018 года помогла родиться на свет моим двойняшками. Процессом родов осталась довольна.
Анастасия Морозова
Наша семья вам очень благодарна!!! Вы вас поддержали и направили в день родов! Вы-замечательный врач!
Ирина
Спасибо Вам огромное за трёх детишек! Рожала с этим замечательным врачом, женщиной, профессионалом в 2008 (сын), 2014 (сын) , 2018 (лапочка дочка).
Динара
Я обожаю эту Женщину. Этого Человека.Этого Врача. Это самый чудесный врач на моем жизненному пути. Очень очень часто восхищаюсь вспоминая и благодарю за 2 девчонок А художественный фильм на первом канале про гинеколога мне кажется о Елене Евгеньевне.:)
Мария
Елена Евгеньевна, низкий поклон Вам и всей вашей бригаде за нашего крепыша. Мистер Пунктуальность родился ровно в 19:00, явив матери 4140г простого человеческого счастья. Спасибо Вам за ВСЁ!
Комарова Елена Евгеньевна
Благодаря Вам появился мой богатырь сыночек 4520,20.01.2018.В то утро Вы для меня оказались лучом яркого солнца.Легких Вам дней.Побольше бы таких как Вы.
Анна
Рожала своего сына с Еленой Евгеньевной в апреле 1995 года! Помните меня, Елена Евгеньевна? Я пела после родов…))) Анна Баранова)
Жанна
Елена Евгеньевна, здравствуйте!Вы нас и не вспомните скорее всего,ведь таких как мы у Вас много,но я помню Вас.
Привет Вам огромный, огромное спасибо из далекого марта месяца 2002 года,спасибо Вам за дочку))Врач от Бога!Комарова Елена Евгеньевна — 17 отзывов | Москва
Пациент
+7-929-58XXXXX
10 марта в 12:37
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (2)
Посетили в марте 2023
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-916-14XXXXX
1 февраля в 14:07
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (3)
Посетили в январе 2017
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-903-72XXXXX
23 января в 09:54
+2.0 отлично
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Отлично
Отлично
Отлично
Отлично
Однозначно
Проверено (2)
Посетили в октябре 2011
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-925-05XXXXX
24 декабря 2021
в 13:03
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (2)
Посетили в ноябре 2021
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-985-14XXXXX
11 октября 2021
в 11:04
+2.0 отлично
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Отлично
Отлично
Отлично
Отлично
Однозначно
Проверено (1)
Посетили в октябре 2011
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-905-54XXXXX
22 мая 2021
в 14:02
-1.2 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Плохо
Нормально
Плохо
Ужасно
Никогда
Проверено (1)
Посетили в мае 2021
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-966-02XXXXX
25 февраля 2021
в 22:13
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (1)
Посетили в декабре 2019
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-926-28XXXXX
23 января 2020
в 18:41
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (1)
Посетили в январе 2020
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-964-59XXXXX
6 января 2020
в 11:10
-1.4 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Плохо
Плохо
Ужасно
Плохо
Никогда
Проверено (1)
Посетили в январе 2020
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-905-58XXXXX
10 сентября 2019
в 18:27
-2.0 ужасно
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Ужасно
Никогда
Проверено (1)
Посетили в октябре 2018
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-926-27XXXXX
10 июня 2019
в 14:49
-2.0 ужасно
Проверено (1)
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-905-77XXXXX
19 января 2019
в 22:04
+2.0 отлично
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Отлично
Отлично
Отлично
Отлично
Однозначно
Проверено (1)
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Пациент
+7-915-14XXXXX
19 октября 2018
в 13:22
+2. 0 отлично
Тщательность обследования
Эффективность лечения
Отношение к пациенту
Информирование пациента
Посоветуете ли Вы врача?
Отлично
Отлично
Отлично
Отлично
Однозначно
Проверено (1)
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Гость
17 августа 2018
в 14:37
-2.0 ужасно
Роддом ГКБ №29 на Госпитальной-Госпитальная площадь, д. 2
Гость
17 января 2017
в 13:13
+2.0 отлично
Гость
9 декабря 2016
в 01:05
-2.0 ужасно
Гость
20 июля 2015
в 14:24
+2. 0 отлично
Комарова Елена. Каталог. Картины, картинная галерея, русское искусство
Каталог Комарова Елена
Москва, Россия
URL: artnow.ru/komarova_elena
Электронная почта художнику
Регистрация 2006.03.11
Рейтинг Artnow:
— Живопись: 1049
— Графика: 473
— Копии: 458
Праздники в московском регионе
. . Церковь Владимира равноапостольного.
Иван-чай. Москва. Раушская набережная.
Биография
Творчество Елены Комаровой
Художники, обращающиеся сегодня к жанровой картине, городскому пейзажу или натюрморту, могут по-разному строить свои поиски, устанавливая в своих работах традиционные границы, предписанные этим жанрам, или значительно расширяя их в сложном многоплановом изображении. Чаще всего они приходят к сложной и выразительной метафоре или емкому символу, исходя из естественной интерпретации выбранного мотива. Здесь есть место и желанию создать узнаваемый портрет того или иного города или натюрмортной постановки, и открытию средствами искусства напряженного, подчас драматического диалога цивилизации и мира живой природы. Различным может быть и авторский подход к пластической трактовке объекта изображения — от фактологически верного улавливания излюбленного мотива до его свободного поэтического преобразования, где художник иногда вступает в границы чистой абстракции.
Выбрав Город и Природу постоянными ценностями своего искусства, Елена Комарова видит эти миры сквозь хрустальный шар одухотворенного живописного пространства. Он предстает в мощных цветовых аккордах или звучит как бы с приглушенными струнами, в монохромной гамме, где порой могут оживать тени прошлого и лица тех, кто когда-то совершал неторопливые прогулки по улочкам Венеции или старинных французских городов. Возможно, нам удастся лучше понять содержание ее живописных образов, рассматривая каждое произведение не как самодостаточную единицу, а как неотъемлемую часть авторского поиска, который можно обозначить как ее сверхзадачу. Примечательно, что даже первый взгляд на цикл венецианских пейзажей Елены Комаровой сразу обращает внимание на символическое прочтение образа. Здесь художнику особенно важно увидеть и сделать видимым присутствие в пространстве города тех, кто когда-то наделил мир живописи, литературы, музыки яркими открытиями. Диптих Венеция. Гранд-канал разворачивает перед нами панораму города, словно приглашая в путешествие по его площадям и каналам – и по страницам его славной истории. Венеция обладает особой силой притяжения даже для тех, кто никогда не был на площади Сан-Марко и не любовался прославленными соборами и палаццо. И кто не ходил по каналам, давно ставшим настоящей визитной карточкой этого прекрасного города — точкой притяжения многих художников и путешественников, — а находит свою землю обетованную именно в этом итальянском городе. Вполне осязаемой реальностью в одной из картин Елены Комаровой является образ Игоря Стравинского, зовущий нас плыть по проторенным водным путям Венеции — и по реке времени, продолжающей свое неспешное и неудержимое течение даже после завершения земных путешествие человека, почтившего великий город своим присутствием. Однако в работах венецианской серии мы встретим тех, кому уготована жизнь в веках, и кому, как и героям картины «Наблюдатель», посчастливилось быть запечатленными в мраморе и камне. Тени прошлого, вглядываясь в пространство, окутанное влажным воздухом, возможно, продолжают напоминать о своих творцах и современниках — дожах и художниках, купцах и авантюристах, создавших историю о Светлейшей. История, ставшая легендой, где и сейчас сохраняется удивительный ореол непостижимой тайны, которую пытались познать Томас Манн, Иосиф Бродский со многими другими творцами, без которых венецианский миф мог бы потерять свой ностальгический флёр, острая современность этого неослабевающего чувство. Быть может, художнице особенно важно обнаружить в своей живописной Венеции это тонущее чувство пульсирующего и постоянно ускользающего времени. Не случайно скульптуры здесь не хотят оставаться скованными каменной оболочкой – они скорее с легкой улыбкой наблюдают за каждой новой группой туристов, увлеченно созерцающих красоту архитектурных шедевров.
Тема драматического диалога преходящего и вечного, конечности человека и вечности искусства является в какой-то степени путеводной звездой для Елены Комаровой. Эта тема возникает и в других ее работах, не связанных с венецианской серией. Причем оживает как в природных (Время стояло неподвижно), так и в чисто абстрактных мотивах (полиптих Врата Времени). Иногда таинство преображения наблюдений, непосредственно полученных из мира природы, буквально происходит на наших глазах — например, в одной из работ поле цветов в полнолуние воспринимается как поистине космический пейзаж.
С другой стороны, развитие одной и той же темы, натюрморта или пейзажного мотива в таких разных, даже противоположных, полярных пластических вариантах того или иного мотива может сбить с толку тех, кто стремится провести жесткую и непроницаемую грань между предметным и абстрактным искусством. И тем более найти органичное сосуществование этих подходов в творчестве одного и того же художника невозможно. На самом деле опыт века показал, что развитие символизма как определенной формы восприятия содержания жизни человека и окружающего его мира требовало отражения как через сюжет, узнаваемый образ, уходящий корнями в древность и христианскую иконографию, так и через через свободную пластическую импровизацию. В данном случае сложность и многоплановость поставленной автором задачи как бы взорвали «предмет изображения» изнутри, превратив его в расплывчатую мерцающую изобразительную среду или в довольно жесткое слипание форм, теряющих содержательные формы. У Елены Комаровой мы увидим ряд абстрактных работ, уже развившихся в полноценные серии и циклы. Здесь особенно важна еще одна грань дарования художника, который в последние годы активно работает в области арт-терапии. Регулярные мастер-классы позволяют ей открывать что-то важное даже в собственном творчестве как для подопечных, так и для нее самой.
Здесь несколько глубже следует указать причины, определившие выбор Еленой Комаровой особого подхода к исполнению абстрактных произведений. Вспоминая смелые эксперименты мастеров авангарда и абстрактного экспрессионизма 1950-х годов, она находит в этом огромном и многомерном наследии то, что казалось ей наиболее близким. Она словно пробует на вес и плотность различные живописные материалы, привлекая ее своими возможностями в раскрытии эмоциональной составляющей творческого процесса. Важно отметить, что Елена является профессиональным арт-терапевтом, получившим необходимые знания и навыки в этой области в Санкт-Петербурге у профессора А. Копытина и ряда других ведущих специалистов. Далее последовала стажировка и обучение в Вене, первое знакомство с живыми картинами Герхарта Рихтера и с теорией, предложенной Зигмундом Фрейдом, согласно которой искусство имеет терапевтические функции. Во многом именно здесь можно увидеть истоки концепции создания и восприятия абстрактного произведения в самостоятельной художественной практике Елены Комаровой. Здесь появляется возможность проникновения мастера и зрителя в своеобразное зазеркалье искусства, где бессознательное, минуя цензуру сознания, открывает свои большие творческие, терапевтические возможности. И таким образом переключается, органично вливается в художественный процесс. Именно так искусство помогает автору в процессе проведения мастер-класса или индивидуальной работы проникнуть в глубины души каждого человека, выявить ее скрытые резервы. Научные теории, даже вроде бы разумно и логично описывающие этот процесс, появляются обычно позже и едва ли способны объяснить его ход и результат сверху донизу.
Например, Елена Комарова пускает в ход курс нанесения краски на поверхность бумаги или холста, что может дать очень интересные непредсказуемые эффекты. Название работы «Неуправляемый процесс» более чем красноречиво раскрывает характер многих других работ художницы, где она отдает предпочтение абстракции, позволяющей как бы балансировать на грани условности (раскрытой в наплывах, пятнах или сгустках краски) и вполне осязаемой. реальность. Именно здесь автор не только намекает на близость случайно найденных форм к деталям осеннего пейзажа с трепетным отражением голубого неба и золотой листвы на глади воды, но и находит ключ к раскрытию сложного символического содержания Время. Это содержание опять-таки вполне адекватно может быть раскрыто в изображении одинокого кипариса во дворе южного города, где автор в целом следует реалистической концепции пейзажа. И на этом же дыхании Время вновь жизненно заявляет о себе в другом произведении, уже условном по характеру пластического решения. Так же, как кисть археолога, очищающая от песка или пыли вновь обнаруженный артефакт, в диптихе «Золото скифов» она извлекает образы из культурного слоя чистой материи в пятнах, сгустках и причудливых образованиях, где угадываются условные силуэты всадников. . Итак, образ Города Елены Комаровой открывает путь к более сложной и многомерной концепции Времени, где мерой всех вещей все же остается Человек.
Не случайно откровения лирической живописи прочно связаны с импрессионистическим видением городского пространства. Здесь мы можем различить радостное ощущение открытия мира, которое мы испытываем в яркое солнечное утро или в момент духовного подъема. А сами работы московской серии, выполненные в технике масляной живописи или пастели («Московское утро», «Из окна на Пятницкой» (Вечер), «Москва. Гостиница Украина») наделены особым ностальгическим флёром. Но это в значительной степени не ностальгия по другим, венецианским берегам, а по совсем недавним временам, уже ставшим историей. Для автора эпоха оттепели заключена скорее в особом видении и переживании пространства большого современного города, свойственного молодежи. Этот опыт, блестяще раскрытый в кинематографе рубежа 50-х и 60-х годов, теперь доступен для воплощения в более камерных формах живописи и графики. Стрижи над столицей в каком-то счастливом видении связывают Оттепель и современную Москву с ее высотными доминантами, представленными в формах послевоенной неоклассики и хайтека XXI века Широкая панорама столицы, увиденная с высоты птичьего полета, кажется оживают в названии картины, окрашенной романтикой свободного полета.
Это созерцание красоты, позволяющее душе гармонизировать, может найти самое интересное и глубокое воплощение в картине «Девушка в белом». Композиционный мотив – женская фигура, обращенная в бескрайний мир природы, – хорошо известен нам по произведениям классика немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха. Тот же сюжетно-композиционный мотив, но в ситуации диалога женщины и старинного итальянского города, можно найти в произведении Татьяны Яблонской, написанном в XIX веке. 70-е годы. Для Елены Комаровой девушка в белом – образ ускользающей красоты, романтическое переживание моментов счастливого и трепетного постижения красоты итальянского города. Это скорее не Венеция или Флоренция, которым посвящена упомянутая картина Яблонской, а образ пространства, где античность, средневековье, ренессанс и барокко сменяли друг друга, и где все оказывается скрытым за нежный след памяти или патина времени, навеки сокрывшая лица и судьбы бывших обитателей древних каменных построек.
И снова автор находит меру условности, позволяющую перевести воспоминания и эмоции на язык лаконичных композиционных отношений и фактурного шума, где слышен шелест спелого поля или осенней листвы (Золотые поля, Константиновский дворец. Осенние краски парка). ). Снова, как и в некоторых произведениях московской серии, появляются глубокомысленные элегии, построенные на мягких, нежных, часто едва уловимых согласных (Белая сирень в Марфо-Мариинской обители), вольно написанные кувшинки, словно готовые раствориться в туманном молоке- и-белый туман, или более громкие и яркие красочные аккорды (Маковая долина). Опять же и в этом случае, как и в «Полнолунии», Елена Комарова часто находит нужный драматический штрих в характере организации регулярного садового пейзажа, в восходящей лестнице Павловского парка или во внезапном открытии чарующей красоты юга после долгого скитаний среди раскаленных солнцем стен узких улочек (Глициния в море). Приемы изобразительного искусства здесь могут активно варьироваться от обращения к реалистическим пейзажным традициям или сценам и близкой фактуре шпалерной манеры живописи (отличной для борисовско-мусатовских полотен) до большей четкости в трактовке живописно-ритмического строя.
Балансирование на той границе, за которой формы самой жизни переходят в сложное смешение цветов и оттенков, в выразительную энергию фактуры красочного слоя, позволяет создать образ, полный экспрессивной эмоции переживания. Это происходит в картине Авиньон. Мистраль, где живописная материя приходит в движение в момент бурного порыва ветра. Может быть, эти эксперименты с композицией и пространством как раз и позволяют создать интригу в плане пейзажного мотива. Есть что-то загадочное и даже сюрреалистическое в выезде венецианской гондолы на территорию, принадлежащую не городскому, но уже природному ландшафту. И этот момент интриги, недосказанности, загадочности становится содержанием одного из произведений венецианской серии, где фигура девушки словно заключена в изысканный карнавальный костюм, как в драгоценный иконный оклад (здесь можно еще раз вспомнить о прославленные образы Климта). А на картине «Глаза Востока» изображение снято крупным планом. Художник прибегает к приему, характерному для модного гиперреализма 19 века.70-х и 80-х годов, вновь ставшей популярной в практике современного актуального искусства. Однако предельная достоверность и даже известная беспристрастная объективность в изображении тропа парадоксальным образом позволяют автору дистанцироваться от визуально-информационного перенасыщения и найти энергию непосредственного визуального воздействия, выводящего образ из чисто бытового измерения. Направленные на нас глаза девушки Востока и безмолвная молитвенная сцена, увиденная в открытом окне, создают настоящее пространство тишины, где вновь оживает тайна мира человеческой души.
Название серии «Смена», недавно завершенной Еленой Комаровой, связано не только с произведениями, развернутыми в серию абстрактных импровизаций. Не в последнюю очередь это дает ключ к пониманию содержания всего ее творчества. У автора, получившего традиционное художественное образование и остающегося верным пониманию природы как основного источника образов своих произведений, возникает потребность сделать границы жанровой картины, пейзажа и натюрморта более подвижными, способными вместить сложное представление о мире и человеке. Эта задача кажется еще более актуальной в ХХI веке, когда беспредметное искусство в какой-то момент становится необходимой гаванью для мастера, осознавшего невозможность воплотить сложный комплекс своих наблюдений и мыслей. Они могут быть связаны с прошлым и настоящим больших городов, с темой ностальгии, с понятием Времени и с миром природы, но объединены глубокой живописной интонацией, способной затронуть наши сокровенные переживания и эмоции.
Руслан Бахтияров
Специалист по научной координации Государственного Русского музея, Санкт-Петербург,
Кандидат наук. кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица,
Член Союза художников России.
Елена Комарова — Арт Комаров
Живопись похожая на импрессионизм. Цветовая гамма, построенная на мягких цветовых сочетаниях, фактура мазка сформировали неповторимый стиль, вобравший в себя большой творческий опыт в области декоративно-прикладного искусства. Елена буквально вникала в архитектурные образы средневековых городов, вдумчиво осмысливая их своеобразие. Картины сделаны с замечательной импровизационной свободой, легко и непринужденно.
Творчество Елены КомаровойХудожники, обращающиеся сегодня к жанровой картине, городскому пейзажу или натюрморту, могут по-разному выстраивать свои поиски, устанавливая в своих работах традиционные границы, «предписанные» этим жанрам, или существенно расширяя их в сложное многомерное представление. Чаще всего они приходят к сложной и выразительной метафоре или емкому символу, исходя из естественной интерпретации выбранного мотива. Здесь есть место и желанию создать узнаваемый «портрет» того или иного города или натюрмортной постановки, и открытию средствами искусства напряженного, подчас драматического диалога цивилизации и мира живой природы. Различным может быть и авторский подход к пластической трактовке объекта изображения – от фактологически верного улавливания излюбленного мотива до его свободного поэтического преобразования, где художник порой вступает в пределы чистой абстракции.
Выбрав Город и Природу в качестве «постоянных ценностей» своего искусства, Елена Комарова видит эти миры сквозь «хрустальный шар» одухотворенного изобразительного пространства. Он предстает в мощных цветовых аккордах или звучит как бы «приглушенными струнами», в монохромной гамме, где порой могут оживать тени прошлого и лица тех, кто когда-то совершал неторопливые прогулки по улицам Венеции или старинных французских городов. . Возможно, нам удастся лучше понять содержание ее живописных образов, рассматривая каждое произведение не как самодостаточную единицу, а как неотъемлемую часть авторского поиска, который можно обозначить как ее «сверхзадачу». Примечательно, что даже первый взгляд на цикл венецианских пейзажей Елены Комаровой сразу обращает внимание на символическое прочтение образа. Здесь художнику особенно важно увидеть и сделать видимым присутствие в пространстве города тех, кто когда-то наделил мир живописи, литературы, музыки яркими открытиями. Диптих «Венеция. Гранд-канал» разворачивает перед нами панораму города, словно приглашая совершить путешествие по его площадям и каналам – и по страницам его славной истории. Венеция обладает особой силой притяжения даже для тех, кто никогда не был на площади Сан-Марко и не любовался прославленными соборами и палаццо. И кто не ходил по каналам, давно ставшим настоящей визитной карточкой этого прекрасного города – точки притяжения многих художников и путешественников, – а находит свою «землю обетованную» именно в этом итальянском городе. Вполне осязаемой реальностью в одной из картин Елены Комаровой является образ Игоря Стравинского, зовущий нас плыть по проторенным водным путям Венеции – и по реке времени, продолжающей свое неспешное и неудержимое течение даже после завершения земных путешествие человека, почтившего великий город своим присутствием. Однако в работах венецианской серии мы встретим тех, кому уготована «жизнь в веках», и кому, как и героям картины «Наблюдатель», посчастливилось быть запечатленными в мраморе и камне. Тени прошлого, вглядываясь в пространство, окутанное влажным воздухом, возможно, продолжают напоминать о своих творцах и современниках – дожах и художниках, купцах и авантюристах, создавших историю о Светлейшей. История, ставшая легендой, где и сейчас сохраняется удивительный ореол непостижимой тайны, которую пытались познать Томас Манн, Иосиф Бродский со многими другими творцами, без которых «венецианский миф» мог бы потерять свой ностальгический флер, острую современность это непреодолимое чувство. Быть может, художнице особенно важно обнаружить в своей живописной Венеции это тонущее чувство пульсирующего и постоянно ускользающего времени. Не случайно скульптуры здесь не хотят оставаться скованными каменной оболочкой – они с легкой улыбкой наблюдают за каждой новой группой туристов, увлеченно созерцающих красоту архитектурных шедевров.
Тема драматического диалога преходящего и вечного, конечности человека и вечности искусства является в какой-то степени путеводной звездой для Елены Комаровой. Эта тема возникает и в других ее работах, не связанных с венецианской серией. Причем оно оживает как в природных («Время стояло неподвижно…»), так и в чисто абстрактных мотивах (полиптих «Врата времени»). Иногда таинство преображения наблюдений, непосредственно полученных из мира природы, буквально происходит на наших глазах — например, в одной из работ поле цветов в полнолуние воспринимается как поистине космический пейзаж.
С другой стороны, развитие одной и той же темы, натюрморта или пейзажного мотива в таких разных, даже противоположных, «полярных» пластических вариантах того или иного мотива может сбить с толку тех, кто стремится провести жесткую и непроницаемую грань между предметное и абстрактное искусство. И тем более найти органичное сосуществование этих подходов в творчестве одного и того же художника невозможно. Фактически опыт ХХ века показал, что развитие символизма как определенной формы восприятия содержания жизни человека и окружающего его мира требовало отражения как через сюжет, узнаваемый образ, уходящий корнями в древность, так и через христианскую иконографию, и через свободную пластическую импровизацию. В данном случае сложность и многоплановость поставленной автором задачи как бы взорвали «предмет изображения» изнутри, превратив его в расплывчатую мерцающую живописную среду или в довольно жесткое слипание форм, теряющих содержательные формы. У Елены Комаровой мы увидим ряд абстрактных работ, уже развившихся в полноценные серии и циклы. Здесь особенно важна еще одна грань дарования художника, который в последние годы активно работает в области арт-терапии. Регулярные мастер-классы позволяют ей открывать что-то важное даже в собственном творчестве как для подопечных, так и для нее самой.
Здесь несколько глубже следует указать причины, определившие выбор Еленой Комаровой особого подхода к исполнению абстрактных произведений. Вспоминая смелые эксперименты мастеров авангарда и абстрактного экспрессионизма 1950-х годов, она находит в этом огромном и многомерном наследии то, что казалось ей наиболее близким. Она словно пробует на вес и плотность различные живописные материалы, привлекая ее своими возможностями в раскрытии эмоциональной составляющей творческого процесса. Важно отметить, что Елена является профессиональным арт-терапевтом, получившим необходимые знания и навыки в этой области в Санкт-Петербурге у профессора А. Копытина и ряда других ведущих специалистов. Затем последовала стажировка и обучение в Вене, первое знакомство с «живыми картинами» Герхарта Рихтера и с теорией, предложенной Зигмундом Фрейдом, согласно которой искусство имеет терапевтические функции. Во многом именно здесь можно увидеть истоки концепции создания и восприятия абстрактного произведения в самостоятельной художественной практике Елены Комаровой. Здесь появляется возможность проникновения мастера и зрителя в своеобразное «зазеркалье» искусства, где бессознательное, минуя «цензуру» сознания, открывает свои большие творческие, терапевтические возможности. И таким образом переключается, органично вливается в художественный процесс. Именно так искусство помогает автору в процессе проведения мастер-класса или индивидуальной работы проникнуть в глубины души каждого человека, выявить ее скрытые резервы. Научные теории, даже вроде бы разумно и логично описывающие этот процесс, появляются обычно позже и едва ли способны объяснить его ход и результат сверху донизу.
Например, Елена Комарова пускает в «свободное плавание» курс нанесения краски на поверхность бумаги или холста, что может дать очень интересные непредсказуемые эффекты. Название работы «Неуправляемый процесс» более чем красноречиво раскрывает характер многих других работ художницы, где она отдает предпочтение абстракции, позволяющей как бы балансировать на грани условности (раскрытой в наплывах, пятнах или сгустках краски) и полностью осязаемая реальность. Именно здесь автор не только намекает на близость случайно найденных форм к деталям осеннего пейзажа с трепетным отражением голубого неба и золотой листвы на глади воды, но и находит ключ к раскрытию сложного символического содержания Время. Это содержание опять-таки вполне адекватно может быть раскрыто в изображении одинокого кипариса во дворе южного города, где автор в целом следует реалистической концепции пейзажа. И на этом же дыхании Время вновь жизненно заявляет о себе в другом произведении, уже условном по характеру пластического решения. Подобно тому, как кисть археолога очищает от песка или пыли только что обнаруженный артефакт, в диптихе «Золото скифов» она извлекает образы из «культурного слоя» чистой материи в пятнах, сгустках и причудливых образованиях, где условные силуэты всадников угадываются. Итак, образ Города Елены Комаровой открывает путь к более сложной и многомерной концепции Времени, где все же «мерой всех вещей» остается Человек.
Не случайно откровения лирической живописи прочно ассоциируются с импрессионистическим видением городского пространства. Здесь мы можем различить радостное ощущение открытия мира, которое мы испытываем в яркое солнечное утро или в момент духовного подъема. А сами работы московской серии, выполненные в технике масляной живописи или пастели («Московское утро», «Из окна на Пятницкой (Вечер)», «Москва. Гостиница «Украина»), наделены особым ностальгическим флёром. . Но это в значительной степени не ностальгия по другим, венецианским берегам, а по совсем недавним временам, уже ставшим историей. Для автора эпоха оттепели заключена скорее в особом видении и переживании пространства большого современного города, свойственного молодежи. Этот опыт, блестяще раскрытый в кинематографе рубежа 50-х и 60-х годов, теперь доступен для воплощения в более камерных формах живописи и графики. Стрижи над столицей в каком-то счастливом видении связывают оттепель и современную Москву с ее высотными доминантами, представленными в формах послевоенной неоклассики и хайтека XXI века… Широкая панорама столицы, увиденная с высоты птичьего полета, кажется ожить в названии картины, окрашенной романтикой свободного полета.
Это созерцание красоты, позволяющее душе гармонизировать, может найти самое интересное и глубокое воплощение в картине «Девушка в белом». Композиционный мотив – женская фигура, обращенная к бескрайнему миру природы, – хорошо известен нам по произведениям классика немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха. Тот же сюжетно-композиционный мотив, но в ситуации диалога женщины и старинного итальянского города, можно найти в произведении Татьяны Яблонской, написанном в XIX веке.70-е годы. Для Елены Комаровой девушка в белом – образ ускользающей красоты, романтическое переживание моментов счастливого и трепетного постижения красоты итальянского города. Это скорее не Венеция или Флоренция, которым посвящена упомянутая картина Яблонской, а образ пространства, где античность, средневековье, ренессанс и барокко сменяли друг друга, и где все оказывается скрытым за нежный след памяти или патина времени, навеки сокрывшая лица и судьбы бывших обитателей древних каменных построек.
И снова автор находит меру условности, позволяющую перевести воспоминания и эмоции на язык лаконичных композиционных отношений и «текстурного шума», где слышен шелест спелого поля или осенней листвы («Золотые поля», «Константиновский дворец. Осенние краски парка»). Снова, как и в некоторых произведениях московской серии, появляются глубокомысленные элегии, построенные на мягких, нежных, часто едва уловимых согласных («Белая сирень в Марфо-Мариинской обители»), вольно написанные кувшинки, как бы готовые раствориться в туманном тумане. молочно-белый туман или более громкие и яркие красочные аккорды («Маковая долина»). Опять же и в этом случае, как и в «Полнолунии», Елена Комарова нередко находит нужный драматический штрих в характере организации регулярного садового пейзажа, в восходящей лестнице Павловского парка или во внезапном открытии чарующей красоты юга. после долгих скитаний среди раскаленных солнцем стен узких улочек («Глициния в море»). Приемы изобразительного искусства здесь могут активно варьироваться от обращения к реалистическим пейзажным традициям или сценам и близкой фактуре шпалерной манеры живописи (отличной для борисовско-мусатовских полотен) до большей четкости в трактовке живописно-ритмического строя.
Балансирование на границе, за которой «формы самой жизни» переходят в сложную смесь красок и оттенков, в выразительную энергию фактуры красочного слоя, позволяет создать образ, полный экспрессивной эмоциональности опыт. Это происходит в картине «Авиньон. Мистраль», где живописная материя приходит в движение в момент бурного порыва ветра. Может быть, эти эксперименты с композицией и пространством как раз и позволяют создать интригу в плане пейзажного мотива. Есть что-то загадочное и даже сюрреалистическое в «выходе» венецианской гондолы на территорию, принадлежащую не городскому, но уже природному ландшафту. И этот момент интриги, недосказанности, загадочности становится содержанием одного из произведений венецианской серии, где фигура девушки словно заключена в изысканный карнавальный костюм, как в драгоценный иконный оклад (здесь можно еще раз вспомнить о прославленные образы Климта). А на картине «Глазами Востока» изображение снято крупным планом. Художник прибегает к приему, характерному для модного гиперреализма 19 века.70-х и 80-х годов, вновь ставшей популярной в практике современного актуального искусства. Однако предельная достоверность и даже известная беспристрастная объективность в изображении тропа парадоксальным образом позволяют автору дистанцироваться от визуально-информационного перенасыщения и найти энергию непосредственного визуального воздействия, выводящего образ из чисто бытового измерения. Направленные на нас глаза девушки Востока и безмолвная молитвенная сцена, увиденная в открытом окне, создают настоящее пространство тишины, где вновь оживает тайна мира человеческой души.
Название серии «Перемена», недавно завершенной Еленой Комаровой, связано не только с работами, развернутыми в серию абстрактных импровизаций. Не в последнюю очередь это дает ключ к пониманию содержания всего ее творчества. У автора, получившего традиционное художественное образование и остающегося верным пониманию природы как основного источника образов своих произведений, возникает потребность сделать границы жанровой картины, пейзажа и натюрморта более подвижными, способными вместить сложное представление о мире и человеке. Эта задача кажется еще более актуальной в ХХI веке, когда беспредметное искусство в какой-то момент становится необходимой гаванью для мастера, осознавшего невозможность воплотить сложный комплекс своих наблюдений и мыслей. Они могут быть связаны с прошлым и настоящим больших городов, с темой ностальгии, с понятием Времени и с миром природы, но объединены глубокой живописной интонацией, способной затронуть наши сокровенные переживания и эмоции.