Артист нужен – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Автор: | 07.03.2020

Содержание

описание, необходимые навыки и качества

Подробности
Обновлено: 12.07.2019 08:31
Опубликовано: 08.05.2017 19:23
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Актер – это тот, кто воплощает разные образы, снимается в кино, видеоклипах и рекламе, играет в театре, выступает в цирке.

Мечтой многих юношей и девушек стала эта профессия. Актер, кажется им, купается в лучах славы и деньгах, не прилагая особых усилий, но это не так. Стать актером очень сложно и долго, это требует огромного упорства и трудолюбия. Не все выдерживают напряжения, поэтому известными становятся лишь единицы.

История профессии:

Профессия актер древняя. Еще до нашей эры шаманы надевали особые наряды и выступали перед всем племенем, совершая таинственные обряды.

В античной Греции зародилось актерство как искусство. В те времена лицедеев уважали и ценили. В средние века в Европе церковь не одобряла актёров, считая их деятельность бесовской. Подобная ситуация была и на Руси. Скоморохов, шутов, лицедеев церковнослужители могли избить и отправить за решетку. Лишь в эпоху Возрождения актеры стали снова цениться.

Особенности профессии:

Работа актером предполагает множество преимуществ: популярность и слава, путешествия, знакомство с новыми людьми, возможность примерить на себя множество ролей, побыть какое-то время другим человеком.

Но есть в этой профессии и минусы. Нередко актерам приходится жертвовать личной жизнью, ведь очень сложно создать семью, большую часть времени находясь на съемках, репетициях и разучивая роли. Если съемки проходят далеко от цивилизации, то приходится жить в полевых условиях, без удобств. Рабочий день актера ненормированный, иногда необходимо вставать на рассвете, а ложится спать глубокой ночью. Условия работы не всегда комфортны, нужно быть готовым к съемкам в холодной воде, под палящим солнцем, в неудобных костюмах и т.д. Также есть риск получения травм. Актёрская работа нестабильная. У каждого, даже самого известного актера, возникают периоды простоя.

Обязанности:

Хороший актер — это человек, который способен перевоплотиться в кого угодно и заставить зрителя верить. Перевоплощение может быть как внешним (грим, костюмы, мимика, жесты, интонации), так и внутренним. Последнее гораздо сложнее, ведь актеру нужно суметь показать зрителю сущность своего героя, передать его характер и переживания.  

Актер не только передает личность другого, но и привносит в него нечто свое. Его игра должна вызвать у зрителя эмоциональный отклик.

Важные качества:

Работа актером подходит далеко не всем. Успеха в профессии может добиться тот, кто способен много и упорно трудиться, обладает терпением и ответственностью. Также необходимо уметь работать в команде, находить общий язык с разными людьми и быть уверенным в себе. Немаловажны для актера физическая и эмоциональная выносливость, стрессоустойчивость, энергичность, наблюдательность, ораторские способности, решительность, креативность, абстрактное мышление. Конечно, у актера должны быть хорошая память и харизма.

Навыки и знания:

Актеру, чтобы вжиться в образ, требуется разбираться в психологических особенностях речи и мимики, знать жанрово-ролевую специфику. Также он обязан уметь создавать образ по краткому словесному описанию.

Разумеется, актер не должен бояться сцены, зрителей и камеры. Обязательны идеальная артикуляция и грамотная речь. Нелишними будут навыки в области музыки и хореографии.

Перспективы и карьера:

Актеры работают на телевидении, в театрах, киностудиях, рекламных и event агентствах.

Карьера большинства актеров начинается с небольших ролей в театре или массовке. Начинать работу лучше еще во время учебы. Постепенно, набираясь опыта, актер получает все более крупные роли, вплоть до главных. Актеры кино нередко становятся сценаристами, режиссерами, продюсерами.

Обучение:

Чтобы стать актером, необходимо окончить театральный ВУЗ. Для этого нужно пройти непростой конкурс. Также можно поступить в известную школу-студию.

Нередко стать актёром предлагают актерские курсы. Этот вариант не подходит тем, кто собрался чего-то добиться в профессии. Выпускников таких курсов режиссеры крайне редко берут на значимую роль, обычно они участвуют в массовке.

Известно, что у многих известных актеров нет образование. Они смогли добиться многого только благодаря таланту и большой работоспособности.

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

Урок 2. Главные качества хорошего актёра

Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы». В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Она состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.

Оглавление:

Определение качеств, которыми должен обладать актёр

Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.

В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками:

Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.

Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.

Качества любого хорошего актёра

1

Развитое внимание

Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.

В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.

Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:

  1. Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило «7 плюс-минус 2».
  2. Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке «Внимание и память» на нашем сайте.
  3. Внимание очень сильно зависит от текущего психического и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и медитации.

Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:

Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.

Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.

Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.

2

Ораторские способности

«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску»

, – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.

Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.

Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.

Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».

Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:

Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Другие упражнения ищите в профильной статье.

3

Воображение и способность мыслить творчески

Развитое воображение и творческие способности — качества нужные каждому актёру для умения «вжиться» в роль, «оправдать» персонажа предлагаемыми обстоятельствами, сыграть роль с текста. Это значительно сложнее, чем в случае с жизненной правдой, которая существует сама по себе и над которой человек никогда не задумывается. А. Н. Торцов писал: «Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Другими словами, без сильного воображения актёр никогда не сумеет добиться чувства правды.

Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия. Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в 2 этапа:

  • Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
  • Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия логике и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.

Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.

Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.

4

Эмоциональная память

Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.

Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.

Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.

Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:

  • Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты.
  • Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали.
  • Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти.
  • Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству.

С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.

5

Сценическая свобода

Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.

Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:

Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.

Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.

Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Другие упражнения описаны в отдельном материале.

Качества профессионального актера

6

Обаяние и харизма

Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.

Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.

7

Коммуникабельность

Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.

Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:

  • быть открытым и дружелюбным, формировать установку на взаимопонимание;
  • улыбаться, проявлять истинный интерес к собеседнику;
  • уметь слушать.

8

Умение справляться со страхом

Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.

9

Психическая уравновешенность

Железные нервы нужны не только для преодоления страха перед сценой. Издержки профессии актёра таковы, что он постоянно находится в поле зрения режиссёра, публики, критиков, журналистов. Поэтому ему нужно уметь держать удар, адекватно воспринимать и реагировать на критику, поощрять конструктивность в ней, которая способствует развитию талантов и качеств, задаёт направление для совершенствования.

10

Трудолюбие и работоспособность

Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.

11

Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства

Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.

12

Музыкальные и хореографические навыки

Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.

13

Вкус, эстетика, чувство гармонии

Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.

14

Стремление совершенствоваться

Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.

15

Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность

Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.

Другие качества

Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром.

Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.

Ораторское мастерство. Выше мы указывали, что сценическая речь и риторика тесно взаимосвязаны. Занятия по технике речи являются обязательным предметом во всех без исключения театральных вузах. Поэтому, для составления более полной картины и получения необходимых знаний, рекомендуем пройти тренинг по ораторскому мастерству на нашем сайте.

Логическое мышление. Логика – это один из основных элементов внутреннего самочувствия артиста. Всё то, что в жизни совершается на основе бытовой логики инстинктивно, в театре – наигранно. Но актёр должен стремиться воссоздать логическую последовательность, не только в действиях, но и в мыслях, стремлениях своего героя. «Если все области человеческой природы артиста заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным», – учил К. С. Станиславский.

Лидерство. Лидерскими качествами актёр должен обладать по ряду причин. Во-первых, быть лидером значит брать и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, всегда искать возможности достичь большего. Во-вторых, лидерство немыслимо без умения налаживать эффективную коммуникацию и строить отношения с окружающими, что очень важно в плане командной работы. В-третьих, главные роли – это довольно часто образы незаурядных личностей, лидеров, и понять их, а, следовательно, и сыграть лучше, может тот, кто имеет развитые лидерские качества.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4brain.ru

«РАССКАЗ О ПРОСТОЙ ВЕЩИ» ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ АРТИСТЫ

Вы знаете, для меня талант актера – это чувствительность. Большой талант – это большая чувствительность, благодаря которой артист быстро ориентируется в ситуации в пьесе, на сцене. Если нет у него такого таланта – он не почувствует и… ничего не получится. И вот, когда я набираю курс, я стараюсь немного спровоцировать, немного рассмешить. Я стараюсь быть другом, таким «шутником». Мне важно, чтобы они раскрылись, и я увидел, из чего они состоят. А когда они раскрылись, вернее, в тех, кто раскрылся, я ищу свою, особую способность к пониманию. Они должны быть способными к пониманию светлого и темного начал в человеке. Ведь мы все состоим из добра и зла, любви и ненависти. Для меня огромное значение имеет личность артиста. Понимает ли он, из чего он состоит, а дальше – движется ли он, возможно ли движение в сторону более положительных качеств.

Актер должен быть хорошим человеком?

Актер должен быть мудрым. А мудрость — это сочетание ума и сердца. Актеру нужно почувствовать тему. Если он не чувствует тему, как говорили в старину: какой же он актер, так – «артистик».

Я сейчас вспомнила нашего педагога по театральной критике – Евгения Соломоновича Калмановского, его давно уже нет, но что-то из того, о чем он нам говорил, я до сих пор стараюсь понять.

Да, я знал Евгения Соломоновича, мы дружили.

…Он, например, запрещал нам слово «тема», если речь шла об актере. Он говорил, что тема – понятие литературное, а для актера мы обязаны найти другие слова. И до сих пор иногда я в своих лекциях по истории театра, особенно на актерских курсах «спотыкаюсь», «натыкаюсь» на это слово и останавливаю себя… Не хочу заговорить на неблизком, непонятном им языке. Но как заменить, какими другими словами? Как Вы думаете, что он имел ввиду.

Я не знаю, конечно, что он имел ввиду… Может быть, некоторые молодые артисты, студенты сначала не понимают или боятся слова тема. Но потом они понимают… понимают, так скажем, – проблему.

Эту проблему они «пропускают через себя»?

Она уже в них есть. Тут все преломляется, тут очень важный фокус. Ведь что такое получившийся спектакль? Это такой спектакль, который отвечает на вопросы большинства людей, сидящих в зале. Артист не живет в монастыре, он не огорожен. Артисты болеют всеми теми проблемами, которые есть в зале. И играя какую-то из этих проблем, они начинают вибрировать с залом, и зал чувствует это.
Мне кажется, что человек больше всего любит слушать о себе и говорить о себе. Может быть, это мое убеждение ошибочно, но я полагаю, что именно это главное. Человек чувствует свою проблему и думает о себе. Есть иные красивые слова, иные призывы: мол, думать о других… вот смысл, вот цель… Но нет. О себе. И это правильно, и тут есть свой высокий отсчет.
Если артист берет тему или проблему (раз уж мы решили уйти от терминов, найти другое слово) — из зала, то спектакль происходит, спектакль состоялся.

Когда Вы говорите «умный артист», я понимаю — имеется ввиду человеческий объем. А образование , история литературы, история театра, другие гуманитарные предметы нужны артистам, они входят в этот объем, создают его?

Я думаю, да. Образование очень нужно. Хотя, правда, слышал иногда: зачем? для артиста не это главное… Но Вы спросили и я сразу вспомнил Александра Сокурова, с которым мы познакомились много лет назад. Я был совсем молодым режиссером и поставил в театре имени Ленинского Комсомола (ныне Балтийский Дом) спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Ему очень нравился этот спектакль, он приходил несколько раз. И как-то в разговоре он сказал, что его создали книги. Он приехал из маленького городка и кто-то ему подсказал: ты читай… Вот и я, пожалуй, думаю также – личность создают книги. Есть книги – вершины. Они вбирают в себя много других книг, тех, что лежат рядом, вокруг этих главных вершин. Правда, думая так, приходишь, кажется к тому, о чем говорит, например, Юрий Норштейн. А он говорит, что читает теперь только Библию. Потому что в Библии, и я с ним согласен, находятся все книжки, все темы и все проблемы.

Но к этому нужно прийти…

Да, конечно, к этому нужно прийти. Нужно много читать, много знать. Чем артист начитаннее, образованнее, тем больше он понимает, тем больше хочет понять. В этом и есть личность.
Хотя … вот я занимаюсь йогой. И мой учитель, который живет в Мадриде (он для меня, я думаю, из самых-самых главных людей, с которыми мне повезло встретиться в жизни), говорит так: «Личностью можно назвать человека, который понимает, что рядом живет другая личность». И это определение меня потрясло. Или… он говорит: «Нужно уважать чужое таинство». Да, в каком-то смысле идеализм, но…

А мне сейчас почему-то вспомнилось то, что к нам совсем близко: недавно в Театральном музее была презентация книжки Елены Иосифовны Горфункель «Режиссура Товстоногова».

Уверен, что это классная книжка.

Она предлагает заново почувствовать товстоноговский театр. На разных этапах – раннем, позднем – Товстоногов по-разному целился в свое время. Современные формы, современные смыслы – конечно все это страшно важно. Но вот при всем том у меня есть ощущение (трудно подобрать правильное слово), но я бы сказала классичности его театра. Он шел от большой литературы, большой культуры и это давало такую многозначность… А теперь слишком часто возникает «короткий вектор» — так, кажется сказала сама Елена Иосифовна, и есть ощущение утраченной многозначности. Кажется, что во времена Товстоногова и «за счет» него был так важен культурный слой, и Товстоногов понимал, что студент должен научиться чувствовать «сквозь культуру», должен войти в культуру. Это давало защищенность… Или не так?

Так. Конечно, это давало и дает защищенность и, главное, это дает чувство, что ты что-то продолжаешь. Ведь сейчас много спектаклей, много режиссеров, у которых нет чувства, что они что-то продолжают, а есть чувство, что сейчас-то как раз и начинается искусство. Я думаю, это роковая ошибка. И есть критики, которые мечтают о некоем новом театре, увы-! зачастую они еще больше заводят многих в заблуждение… Сложилась очень непростая ситуация в сегодняшнем театральном пространстве – возникло резкое размежевание. Оно возникло между теми, кто ищет суть, кто видел, учился на спектаклях, в которых была суть ( конечно, это и спектакли Георгия Александровича) и теми, кто самовыражается. Я не думаю, что самовыражение является признаком искусства.
Я думаю, что Георгий Александрович дал замечательное определение того, что такое режиссер. Он говорил: режиссер – это полномочный представитель зрительного зала. И вот, представьте, встает такая картинка: некая группа людей, которая потом, через полгода… когда-нибудь придет в театр, засылает вперед человека – режиссера, он будет рассказывать им, о чем они думают, что они чувствуют. Это грандиозно. И в этом нет такого крайнего современного индивидуализма.

Недавно принимала зачет на одном режиссерском курсе. И вот одна девушка – студентка, которую я не видела в течение семестра, она отсутствовала на лекциях, довольно резко высказалась и, признаться, заставила меня почувствовать что-то важное в настрое «новых людей». В конце концов мне захотелось просто спросить ее: вам неинтересно слушать про историю, про ранний МХТ, Станиславского, «линию интуиции и чувства», потому что сейчас этого нет? И она ответила: да, этого нет и мне неинтересно. Я спросила: что есть? И она сказала: есть форма, внутри которой энергетический взрыв. Согласитесь, звучит как бы вполне современно. Но… она не хочет или не может ощутить, что «форма» и «энергетический взрыв» были и раньше… Что «формы» имеют свою историю и взрываться начали не сегодня. Хотя, может быть, она по-своему права. У нее другие точки отсчета…

Вы знаете, я, пожалуй, не хочу думать об этой девочке. У меня как-то нет к ней жалости. Каждый решает что-то для себя. И отвечает, по большому счету, за себя. В любом возрасте. В искусстве ведь нет возраста. Немирович-Данченко поставил спектакль «Три сестры», когда ему было восемьдесят, и этот спектакль шел несколько десятилетий. И для многих выдающихся режиссеров становился идеалом…
А сегодня многие оказываются без истории, вне истории и думают, что это нормально, что так должно быть…

А как думают ваши ученики?

Мои думают иначе. Они понимают, что люди жили до них и будут жить после них. У них есть ощущение некоего моста между прошлым и будущим.
У нас был на днях экзамен и, мне кажется, он это подтвердил.

Это был экзамен на первом курсе?

Да.

А сколько вы выпустили курсов?

Вот сейчас у меня четвертый набор. Я ведь пропустил 10 лет, когда не преподавал. Я работал в Москве и в Петербурге, жил на два города. Это были девяностые годы, тогда многие так жили, так было модно. Можно было попробовать руководить двумя театрами. Но Москва – не мой город. И я в конце концов понял, что пора возвращаться домой.

Что такое потребность преподавания, когда она приходит?

Это очень важный и непростой вопрос. Потребность преподавать, конечно, эмоциональная потребность. Это чувство. Но это еще и такая прагматическая потребность, которая формируется на определенном этапе. Она возникает как творческая задача. Я попробую объяснить, что я имею ввиду, по аналогии с режиссером и живописцем.
Для режиссера очень важна картинка. Может быть, режиссер ищет ту живую картинку, которую описал Михаил Афанасьевич Булгаков в «Театральном романе». Но как рисовал, скажем, Левитан свои прекрасные пейзажи? Наверное, он удивительно изящно, грациозно накладывал мазок. А режиссер не так. Чтобы у режиссера получилась та воображаемая картина, он совершает странное, неловкое, неровное, часто корявое движение. Он должен как-то эдак извернуться… Ему не хватает той свободы, которая есть у живописца. Так вот, ученик для режиссера – это его Левитан. С учеником возникает … может возникнуть гармония.
История знает режиссеров, которые умели, могли не своих артистов сделать своими. Но известны и режиссеры, которые могут работать только с учениками. Какое-то время я общался с Анатолием Васильевым. Он не мог ставить спектакль со сторонними актерами. Ему нужны были ученики.
Настал момент и я понял, почему репетиции идут мучительно, чудовищно тяжело. Подсознательно меня тянуло преподавать. В преподавании есть высокая цель. Так получилось, что я руковожу театром. И моя цель – картину писать с удовольствием, значит — быть внутренне свободным. Это и чувство, и философия…
На самом деле тут прячется много проблем. В том числе такой «больной» вопрос: как поставить свой спектакль и сохранить индивидуальность артиста. Я очень много об этом думал. Часто менял способы репетиций. Но сейчас я понимаю – самое главное иметь возможность работать с близким человеком.
Ведь режиссура – профессия молодая. В России ей немногим более 100 лет, Если считать с открытия МХТ, получится 118. Это очень мало. И мне кажется, что театр еще не до конца принял режиссера. Вот музыканты с необходимостью, «законностью» дирижера согласились, они его приняли. Хотя все помнят фильм Феллини «Репетиция оркестра» — это бунт против дирижера, музыкантам кажется, что они могут обойтись без него и сыграть сами. Но Феллини нашел способ показать, как дирижер победил и как отомстил… А с режиссером ситуация иная. Режиссер не может заставить артиста – заставить играть так, как он, режиссер, чувствует, думает, как считает верным.

Тут ведь самая острая тема многих современных дискуссий. Тема (или опять проблема?) чуть ли не распада, антагонизма актерских и режиссерских тенденций, запросов?

У нас в театре такой проблемы нет. Слава Богу.

Вы строите свой театр . Ведь говорят по-настоящему строить свой театр – значит начинать с самого основания – с актерской школы. Есть свои артисты — есть свой театр.

У нас теперь две сцены. Раньше была одна и всего 300 мест в зале, а теперь еще 500. Я постоянно благодарю бога за то, что это произошло. Для меня это какое-то чудо. Но теперь я так занят, что намного меньше бываю в других местах, в других театрах. Я не знаю, как складывается жизнь там. А у нас – театр-дом. Может быть, если когда-нибудь настанет такое время, когда я почувствую, что мне нечего сказать, все изменится…

Мне кажется, у Вас увеличилось количество зрительских мест, когда возникла такая большая своя аудитория. Все ведь не случайно. У «Молодежки» свой зритель, это очень важно. Это такой запрос. Если он есть, жизнь продолжается. Так?

Да. Хотя иногда я понимаю, что самая большая проблема – это ярые поклонники. Они хотят, чтобы все было так, как было вчера.

А новаторству нужен конфликт со зрительным залом? Иначе это не новаторство?

Да-да… Вот однажды мы поставили такой спектакль, на который «наши зрители» не пришли. Правда, пришли другие, слава богу. Я довольно часто вижу, как постоянные зрители, поклонники что-то настойчиво и эмоционально говорят артистам. А артисты внимательно слушают. Не уверен, что тут все правильно и хорошо… Так что поклонники могут быть и большой отягчающей ношей.

Хотелось бы спросить про репертуар. Про репертуар, на котором учатся артисты, может быть, строится школа. Такой репертуар меняется? Стал ли он другим в последнее время? Или всегда должен быть, например, Мольер или, скажем, Островский?

Не совсем так. Возможно, я сейчас отвечу на несколько другой вопрос. Потому что то, о чем Вы спрашиваете, для меня перекликается с чем-то главным, очень важным.
Я думаю, что мы пришли в этот мир – да, для того, чтобы жить – и еще для того, чтобы расти. Я часто говорю своим артистам: не стоит репетировать с режиссером, который ставит перед вами выполнимые задачи. Репертуар – это задача, это путь, который нужно пройти.
На втором курсе мы обязательно делаем экзамен по Достоевскому. Не потому что это мой самый любимый писатель. А потому что у него есть тайна, есть вопрос, на который почти невозможно ответить. Эта… безответность вытягивает актеров наверх. И режиссера, между прочим, тоже. Репетиции по Достоевскому и мне очень много дают. Иногда у нас что-то получается, иногда – нет. Но если мы продвигаемся, если артисты проходят пусть всего несколько сантиметров из возможных «ста», то для меня это огромная радость. Потому что играть Достоевского оооо-чень трудно. Он страстен. Если артист закрыт, он не сможет сыграть. Он обязательно должен раскрыться. А ведь выход на сцену – это каждый раз огромный стресс. Нужно снять все свитера, майки. Нужно почувствовать температуру: холод, раскаленность. Достоевский не пропускает. И, когда мы начинаем, мне всякий раз кажется: это невозможно сыграть. Никак не пройти в его игольное ушко, если не сделать с собой что-то невозможное.
И вот недавно прошел экзамен на первом курсе. Этот экзамен был для меня отчасти экспериментом. Потому что прежде я всегда так хотел, чтобы экзамен был хорошим,
я так старался помогать… А сейчас попробовал отпустить их. И это был самый лучший экзамен. Да, наверное в искусстве нужно, чтобы никто не помогал, пока человек растет, а только так … следил издалека. Нужна свобода… Человек должен сам найти то, что он ищет.
Так вот, у меня есть ощущение, что наш первый курс немного не похож на прежние. Но и они в следующем году пройдут через романы Достоевского. Для меня – это школа.

У Вас в театре готовится премьера – молодой режиссер с молодыми артистами ставит пьесу Виктора Розова «В день свадьбы». Розовская оттепельная драматургия, кажется, так далека от Достоевского. Зачем же?

Вы знаете, я, пожалуй, постараюсь очень откровенно объяснить, что я думаю.
Я думаю, что лет двадцать, или чуть более тому назад, маятник страшно качнулся в сторону непроходимого материализма. Жизнь закручивала, запутывала вопросы… сложные, общественные, социальные, экономические в таком навороте с личным, разгоряченным, своим. Года три назад я почувствовал, что маятник дошел до крайней точки. И медленно двинулся в обратную сторону. Потому что мы, и все люди устали… Зрителю хочется увидеть простую историю: «рассказ о простой вещи» (так, кажется, назывался рассказ Бориса Лавренева) Я говорю, конечно, не об утилитарном.
И в пьесе Розова вечная история. Для меня это не оттепельная драматургия. Наверное, отзвуки своего времени в ней есть. Но это простая история о том, что очень непросто и важно. Завтра свадьба. Человек думал, что он любит женщину, но появляется его прежняя любовь, та, которая оттолкнула его когда-то, и он понимает, что все же любит ее. Мне кажется, это такая драматическая секунда. Мы все любили, любим.. Это сложное чувство. Оно ведет тебя туда, куда оно хочет. А тот, кто был рядом, остается один. И Розов здорово выстраивает весь процесс: сначала работает страшнейший эгоизм. Мы ведь все не хотим слышать правду в такой ситуации. Потом возникает какое-то промежуточное состояние, а потом мы смиряемся… умираем и рождаемся снова.
Я, к сожалению, эту пьесу пропустил. Я бы мог ее сам делать. Мне это близко. И я сейчас совсем не тот человек, который заканчивал Театральный институт: я умирал, умирал несколько раз. А потом возникал уже кто-то немного другой. Я восхищаюсь и преклоняюсь перед героиней в этой пьесе. Она отпускает. Она отпускает прямо на свадьбе – это такое сильное мгновение. Она сохраняет свое чувство, свои ощущения. Еще немного… если бы она не отпустила его, все бы замоталось, изломалось. Это равносильно смерти и рождению.
Вообще в этой пьесе есть то, чем занимается наш театр: история мужчины и женщины. Все человечество состоит из мужчин и женщин, их отношения – нечто главное на земле.

А та молодежь, которая занята в спектакле, чувствует так, как Вы сейчас описываете или это Ваш свет, Ваши краски?

Я был всего на нескольких репетициях. Режиссеру 32 года, артистам примерно также. У них уже есть свой опыт, они уже многое пережили. Мне вот кажется, что сейчас просто нет такой пьесы, как эта. А такая пьеса нужна. И она им, артистам и режиссеру, которым в районе 30, нужна.
Вообще я не первый раз стараюсь помочь молодому режиссеру. Потому что мне когда-то помог Геннадий Михайлович Опорков. Он помог мне на всю жизнь. И теперь я помогаю. К тому же с дипломами есть некие трудности. Чтобы получить режиссерский диплом, нужно представить спектакль. Это непросто. И помощь тут действительно нужна.

Как у вас складываются отношения с учениками, которые идут в другую сторону. Понятно ли Вам, куда они идут или это значит для вас, что они идут в полную неизвестность и вы их теряете?

Ученики, которые уходят, идут в другую сторону… Я не зациклен на этом и у меня нет готового ответа. Товстоногов когда-то говорил, что учениками никого нельзя называть. А вот ученики знают и могут сказать: это мой учитель.
Я много думал о том, почему каждый вдруг оказывается так уверен, что именно он на правильном пути. Потому что истины на земле нет. Мы потом узнаем истину. А здесь нет никаких знаков… подсказок, доказательств. Мы все в неизвестности, в бесконечности.
Я тоже уходил, думал «другое». Это такая энергия молодого режиссера. Но потом многое накопилось и… я вернулся.

От чего бы Вам хотелось защитить, уберечь своих учеников?

Не знаю… Я всегда очень переживаю тот момент, когда из всего курса приходится оставлять в театре всего, например, семь человек. Это страшный момент. Но я беру в театр только тех, кого у меня нет. А остальные? Я ведь всех люблю и они меня, наверное, любят. Потом они, может быть, прощают. Мы дружим. Они приходят в театр, иногда на спектакль, иногда просто так.
Но уберечь невозможно. Нужно, чтобы пришла ответственность за свою жизнь, но для этого приходится содрать локти, колени. Многое пережить. Уберечь невозможно. Жизнь — лучший учитель, чем мастер курса.

Актерский курс – это группа. Чувствовать группу важно или важнее быть индивидуальностью?

Конечно, нужен баланс. Вернее, артист становится индивидуальностью именно в группе. Это чувство: я в оркестре, я в ансамбле – совершенно необходимо артисту.

Мне бы хотелось задать и немного «еретический» вопрос: есть ли такие актеры, которые не нуждаются в режиссере? Ну вот как в истории: Комиссаржевская или, например, Михаил Чехов, когда он остался без Вахтангова, или Смоктуновский после ухода из БДТ… Может быть, они не находят своего режиссера, потому что он им не нужен? Они сами себе театр, то есть — в них есть весь театр?

Первое движение у меня – сказать: нет, так не бывает. Но, возможно, мне не приходилось работать с такими артистами. Наверное, иногда артист много выше всех. Товстоноговские артисты: Олег Борисов, когда играл Павла I, Смоктуновский, когда играл царя Федора…

Что такое счастливая театральная судьба?

Это очень много. И это очень сложно. Если отвечать коротко, то и сам Ваш вопрос может показаться риторичным. Но, я думаю, это внутренняя творческая свобода и интерес зрителей.

www.mtfontanka.spb.ru

С чего начать молодому артисту

Салют! В первой статье на сайте я затрону наиболее важный вопрос, который необходимо решить на первых этапах творческого пути любого артиста. Ответ на этот вопрос я дам сразу, затем разберу этот момент во всех возможных подробностях. Начинающему артисту музыкального жанра необходимо в первую очередь собрать вокруг себя команду единомышленников с профессиональным опытом и знанием своего дела. А теперь разберём, что именно необходимо учитывать в выборе команды.

Всем, знакомым с первой редакцией курса Основы музыкального бизнеса, схема и принцип работы над продвижением артиста должны быть уже известны. Исходя из этого, мы понимаем, что в первую очередь артисту нужно проработать свой имидж и отточить свои сильные стороны. Наверняка у тебя есть друг-дизайнер, он может быть студентом, любителем или просто красивой девушкой, разбирающейся в моде. Совместными усилиями вам будет нужно разработать свою индивидуальную «фишку», которая не обязательно должна сразу бросаться в глаза. Возможно, такая фишка в тебе уже есть. Но только не надо говорить, что «я и так уникален» или «мои песни — это моя индивидуальность», ну или прочий подобный бред. Все мы уникальны, мы же высшая ступень эволюции. Важно выделить характерную отличительную черту. Кстати, она не обязательно должна быть именно в образе, может быть, тебе удастся найти что-то особенное в модели своего поведения. Если у тебя есть референс какого-либо западного артиста, на которого ты ориентируешься, твоя команда должна помочь тебе его грамотно реализовать и представить в новом, переработанном виде. Как говорит Андрей Генчев: «собираем уникальность методом компиляции». Алексей InS Тихонов при этом добавил бы: «ориентироваться нужно на западный рынок, ибо рано или поздно все эти тенденции перехватывает и российский рынок, хоть и с большим запозданием». Будьте первыми. Это основные ориентиры касаемо образа и модели поведения. Шагаем дальше.

Под фразой «отточить свои сильные стороны» я подразумевал в первую очередь вокальные навыки. Если же ты представитель хип-хоп культуры (единственный музыкальный жанр, где вокальные навыки не имеют приоритетной важности), то под этой фразой имеется ввиду техника речитатива. В первом случае, при наличии финансовых возможностей, тебе нужны индивидуальные занятия по развитию вокальных навыков. Групповые занятия тебе в этом никак не помогут, ибо тут нужен специалист, который будет раскрывать непосредственно твои данные. Если финансовых возможностей нет, то ищи статьи, видео-уроки и прочий учебный материал, но такой метод работы займёт в разы больше времени. Если у тебя ограниченный октавный диапазон, то ты должен максимально комфортно чувствовать себя в нём. Ты должен владеть каждой нотой и полутонами в своём диапазоне. В идеале научиться красиво выдавать фальцет и низы, ибо на выходе с такими бэк-подложками будет играть максимально объёмный звук. Более того, заниматься с педагогом по вокалу необходимо на любом этапе и на любом уровне артиста. Я очень надеюсь, что нет необходимости повторно объяснять причины сего утверждения. Педагога нужно выбирать очень аккуратно, убедитесь, что этот человек умеет находить сильные стороны твоего вокала и сможет его грамотно раскрыть. Если же ты рэпер, тебе нужно оттачивать мастерство своей «читки». Оно представляет собой умение менять темп повествования, делать акцентирующие паузы и прочее. В наше время хип-хоп материал никого не удивит монотонным рассказом стихов на ломанный дешёвый ритм, каким бы грамотным не был текст песни. Этому, к сожалению, в нашей стране никто не научит, нужно брать пример и оттачивать своё мастерство самостоятельно. Могу выделить несколько хороших примеров для ориентира, отечественные: Каста, Рем Дигга, Мот; западные: Eminem, DMX, Busta Rhymes. Попробуй по началу писать тексты на конкретные референсы этих исполнителей, только не выпускай такой материал, делай это для саморазвития. И последнее, не менее важное, тебе нужен постановщик шоу-программ (не всегда, конечно, но было бы не плохо). Сделай свои выступления интересными, работай с публикой, походи на занятия по актерскому мастерству и сценическому поведению. Тебя должны полюбить за 5 минут твоего выступления на сцене, особенно, если зритель тебя до этого не знал. Будем считать, что с командой на предварительную и подготовительную работу мы разобрались. Теперь разберём команду по работе над материалом.

В первую очередь нам нужны сонграйтер, аранжировщик и звукорежиссёр. Надеюсь, нет необходимости разжёвывать, что это за чудо-слова такие. Конечно, если ты сам пишешь свои тексты, сонграйтер тебе не нужен. Но тебе нужно много читать художественной литературы, чтобы расширять свой словарный запас и улучшать владение словом. Необходимо научиться различным литературным приёмам и уметь применять их в своих стихах. Хороший сонграйтер умеет писать песни таким образом, чтобы в строках математически пропорционально распределялось количество слогов. Таким образом можно интересно воспроизводить голосовую мелодию и выстраивать игривый ритмический рисунок. Эти техники помогут сонграйтеру выстраивать запоминающиеся песни. При выборе автора, не обращайте внимания на то, каким звёздам он писал тексты, это не имеет никакого отношения к конечному результату. Попроси автора показать тебе свои работы, которые он делал именно неизвестным исполнителям. Это единственный показатель компетентности сонграйтера. Сразу ориентируемся на радио формат, то есть учитываем цензуру, современные трендовые фразы и все остальные моменты, о которых я рассказывал в первом курсе обучения. Следующий персонаж у нас аранжировщик. Этот чудо-человек должен, как минимум, играть на паре музыкальных инструментов (например, клавиши и гитара), а также иметь в своём портфолио продукт, который успешно проходил оценку музыкальных редакций радиостанций. В принципе, это единственные действительно важные факторы при выборе аранжировщика. Если ты пишешь инструментальные партии сам, но при этом никогда ранее не делал радио формат, всё равно обратись к такому за доработкой материала. Поверь, так надо, если хочешь добиться эффективных результатов. И в заключение нам нужен звукорежиссёр с прямыми руками и музыкальным слухом, который может выстроить вокал по нотам, убрать фальшь в пении, да и вообще умеет профессионально крутить рычажки и нажимать на кнопочки в студии (последнюю фразу я совершенно наглым образом украл у одного из участников рок-группы Rainband, кстати, очень прикольные ребята с интересным материалом). Допустим, ты нашёл хорошую команду по звуку, но в мире музыкального бизнеса материал подразумевает ещё и наличие видеопродукции. Так что двигаемся дальше.

Изучи внимательно форматы и технические требования к видеофайлам, которые требуют телеканалы. Можешь спросить у меня, я тебе их скину абсолютно бесплатно. Самый главный человек, который тебе нужен в работе над видеоклипами, это режиссёр. Он должен быть очень творческим и странным человеком, как бы абсурдно это ни звучало. При первом же знакомстве с материалом у него в голове должна возникнуть куча безумных идей, и, самое главное, он должен уметь их реализовывать. Попроси его показать свои работы, оцени качество картинки и концептуальную составляющую. В идеале у него должна быть своя команда гримёров, световиков, операторов, монтажёров и других работяг. О том, что нужно для того, чтобы клип стал успешным, я писал в одной из моих статей, также подобная глава есть в учебнике «Как раскрутить артиста (Курс I)». Ознакомься с этим материалом, если ты этого ещё не сделал. Если у команды режиссёра есть собственное оборудование, это сократит твои расходы, так что обращай на это внимание. Дружи с этими ребятами, чтобы получать скидки, так как за их услугами ты будешь обращаться не так часто, как за услугами команды по звуку. Води их в кино, кафе и прочие места, чтобы поддерживать хорошие отношения. Накорми их обязательно, все любят, когда их кормят. Теперь у тебя есть готовый продукт и налаженная работа с командами, которые тебе помогают стать успешным. Погнали к следующим персонажам.

Материал (да и самого артиста) нужно двигать, и тут на помощь приходят маркетологи. Эти замечательные ребята обычно состоят из PR-директора (который управляет неуправляемыми остальными ребятами), контент-менеджера, SMM-менеджера, SEO-специалиста и промоутера. Кроме первого, остальные могут ещё называться PR агентами, а первый может скромно называть себя PR-менеджером. Самые главные качества этих ребят это: опыт, связи, харизма, наглость и хитрожопость. Попроси пиарщиков показать тебе, с какими артистами они работали, как долго, что именно было ими сделано, и как это повлияло на гонорар и спрос на артиста. Как бы странно это ни звучало, известность их клиентов тут не показатель. Показателем в их случае является именно результат за период времени. Удовольствие это, конечно, финансово затратное, но их найм – это единственный способ добиться результатов на музыкальном рынке. К тому же хорошие пиарщики за полгода смогут добиться окупаемости твоих затрат. Так что, если средств на продвижение ты не найдёшь, ничего у тебя не будет, и о профессиональной музыкальной карьере можно даже не мечтать. Спроси их, в чём они компетентны и могут ли они гарантировать тебе результат. Они должны уметь оценить это по факту ознакомления с твоим творческим материалом. Если они могут дать гарантии, попроси их подтвердить это подписью на бумажке и печатью нотариуса. Если нет, то это не твоя команда. Минимальный результат окупаемости может гарантировать любая опытная пиар-команда. Единственное, чего не может гарантировать даже топовый продюсер – это то, что ты станешь суперзвездой. Спроси, что входит в их компетенцию. Они должны уметь работать с радиостанциями и телеканалами (ты же хочешь попасть в ротацию и приезжать к ним на эфиры), придумывать инфоповоды, осуществлять взаимодействия со СМИ, создавать контент для социальных сетей и сайтов, а также осуществлять таргетированный посев материала в сети. Пусть они поначалу засовывают тебя в разогревы к известным исполнителям твоего жанра, на городские и районные концерты и т.д. Только если пиар-группа в состоянии обеспечить все эти пункты, есть смысл начать с ними работать. Реальная эффективность этих бегунков и умников станет понятна за 2-3 месяца работы, не стоит ожидать, что за 2-3 недели ты и твой продукт будете везде. Посев налажен, летим к главной цели.

Как только ты подобрал себе команду пиарщиков (или одного грамотного PR-директора), тебе нужен концертный директор (или, скромно, букинг-менеджер). У него должен быть опыт холодных продаж. Не ищи известных концертников, от них не всегда есть толк, ибо они привыкли работать на входящих звонках, не поднимая своей задницы с кресла своего авто или (хуже того) дивана. Бери работать того, кто умеет зарабатывать на одной только процентной ставке без оклада. Пусть впаривает твои выступления и помогает пиарщикам впихивать тебя на городские праздники и разогревы. Он сразу запросит у твоих пиарщиков промо-материал, пресс-релиз и презентацию в формате pdf. Пусть разместит тебя или твою группу во всех базах артистов, event-базах и прочих ресурсах и начнет зарабатывать тебе денег. Поначалу это будут небольшие бары, корпоративы, закрытые мероприятия и, если все твои команды подобраны правильно, очень скоро ты начнёшь собирать сольные концерты.

О выборе продюсера я расскажу в следующей статье и приведу интересные примеры. Книга «Основы музыкального бизнеса» доступна по ссылке, рекомендую ознакомиться с этим учебным материалом. Подписывайся на мою группу Вконтакте и лови ещё одну хорошую новость. В связи с открытием сайта я открываю возможность всем артистам, чей материал мне понравится, получить бесплатную консультацию. Для этого необходимо отправить материал на почту [email protected]

Похожее

shagor.ru

Артист это кто. Профессия лицедейства!

Популярность лицедейской профессии в последнее время постоянно растет. Все дело в том, что с определенной долей везения можно добиться славы и успехов. И потому стоит рассказать о том, что такое профессия артист это кто и что нужно для того чтобы войти в число творческой богемы.

 Особенности профессии

Стоит сказать, что профессия артист имеет большое число как плюсов, так и минусов. И те, кто очень близко знаком с шоу-бизнесом, не рекомендует своим детям и родным стремиться туда.

Под артистами принято считать не только тех, кто занимается музыкой или снимается в кино. Эти творческие люди разделяются между собой на тех, кто будет исполнять инструментальную музыку или исполнять песни.

Это могут быть хореографы или танцовщики, сценические и драматические артисты.

Сам артист получает возможность заниматься различными видами деятельности, например, спортом, или каким-то ремеслом. При этом очень важно, для того чтобы конечный результат представлял собой что-то грандиозное и необыкновенное. Это может быть выступление или роль в кино или на театральной сцене.

Все артисты, несмотря на разные направления деятельности, будут объединены тем, что для достижения результата им приходится много раз занимать, отрабатывать каждый свой шаг и действие. И только это может стать основой для успешной карьеры.

 Основные минусы профессии

  Среди больших минусов стоит назвать:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

  • у кандидата, желающего стать артистом должен быть талант;
  • приходится постоянно совершенствовать свое мастерство и самого себя;
  • следует вкладывать максимум усилий на то, чтобы оставаться в числе востребованных, особенно на начальном этапе карьеры;
  • возможны перерывы во время карьеры, причем некоторые могут быть довольно продолжительными;
  • очень сложно возвращаться после длительного перерыва в творческой карьере.

Основные плюсы профессии

  Среди плюсов специальности следует назвать:

  • возможность заниматься творчеством;
  • заявить о себе всему миру;
  • наслаждаться признанием и популярностью;
  • хорошо зарабатывать на своем таланте;
  • свободно путешествовать во время гастролей или для съемок в фильмах, с труппой.

Все это можно получить только при помощи постоянного труда над собой. 

Требования к особенностям характера артиста

  Артист – человек, который находится всегда на виду. Именно по этой причине очень важны такие психологические характеристики, как:

  • внутреннее и внешнее обаяние;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • уметь поддерживать интерес и вниманием публики;
  • следить за своей внешностью и поведением;
  • не бояться сцены и камер.

Кроме того, обязательным должен быть великолепная память и музыкальный слух. Не стоит забывать и о таких важных характеристиках, как чувство ритма и уметь красиво и правильно двигаться.

Если артист связан с голосовыми выступлениями или игрой на инструментах, умением красиво говорить или изображать что-либо, то для этого должен быть талант.

И если хотите знать о профессии артист это кто, стоит сказать, что это специалист широкой творческой специализации.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

oksait.ru

что нужно, чтобы стать актером кино или театра

В раннем детстве малыши проявляют актерские таланты – поют, танцуют, декламируют стихи. С возрастом это проходит. Но часто в 14 лет подросток с уверенностью заявляет родителям, что хочет стать знаменитым актером театра или кино. Как помочь ребенку с выбором, какие навыки нужно развивать? Где учиться, и что должен знать начинающий артист? Ведь одного «хочу» для построения карьеры недостаточно. Придется много трудиться, постоянно развиваться и совершенствоваться.

Необходимые качества

Однозначно ответить на вопрос, как стать профессиональным актером театра или кино, сложно. Актерская деятельность – это совокупность навыков, умений, личных качеств.

Если подросток в 14 лет предпочитает проводить весь день пассивно, много спать, то не стоит даже задавать вопрос, как ему стать актером. Актерские вершины покоряются только упорным, трудолюбивым людям. Профессиональный актер смелый, решительный, умеет контролировать эмоции.

Качества, без которых невозможно стать актером:

  • Внешность. Необязательно черты лица должны быть идеальными, а фигура совершенной. В мировом кинематографе много талантливых актеров, которых сложно назвать красавцами. Но они очень обаятельны. В облике должны присутствовать притягательные, интересные черты.
  • Харизма. Понятие расплывчатое, но именно харизматичных личностей зрители хотят видеть на экранах и сцене. Такие люди притягивают к себе внимание, завораживают. Не у всех это качество заложено природой. Но его можно развить – на помощь придут курсы и мастер-классы.
  • Волевой характер. Путь к вершине будет долгим, трудным – слабые люди не выдержат психологических и физических нагрузок. Характер нужно закалять – дисциплина, уверенность в себе, целеустремленность – 3 кита, на которых строится актерская карьера.
  • Общительность. Молчаливому подростку 14 лет сложно будет пробиться в актерской среде. Коммуникабельность – это умение легко общаться с людьми, заводить новые и полезные знакомства, представлять себя на кастингах. Чтобы развить этот навык, нужно ежедневно заводить беседу с незнакомым человеком.

Профессиональные навыки

Будущему артисту нужно много читать. Без знания классических произведений невозможно стать артистом.

Какие навыки необходимы актеру:

  • выразительная мимика – актер умеет выражать все эмоции;
  • четкая речь, фундамент ораторского искусства – артист четко формулирует мысли, не имеет проблем с дикцией;
  • знание основ системы Станиславского – без знания основ невозможно двигаться дальше;
  • хорошая память – одна из основ театрального мастерства, память нужно постоянно тренировать;
  • умение воплощать разные образы – универсальные актеры ценятся выше;
  • хорошая физическая форма – актер должен быть выносливым и закаленным.

Актеру театра потребуются знания основ сценического боя. Если есть желание стать востребованным и разноплановым артистом, нужно заняться танцами и пением.

Как стать артистом востребованным и популярным? Только постоянно заявляя о себе. Для начала стоит поместить фотографии и резюме в интернете на сайтах начинающих актеров, выложить видеопрезентацию на Youtube. Артист – это бренд, который нуждается в постоянной рекламе. Нужно изучать много разной информации, в которой освещаются ответы на вопрос, как стать популярным и востребованным актером.

Начинающего актера не должны пугать трудности. Актерская среда жестока, конкуренция в ней очень высока. Чтобы добраться до вершины, иногда приходится мало спать, много работать, нерегулярно питаться.

Где учиться?

Многие подростки в 14 лет думают, что мечта стать артистом театра или кино никогда не воплотится. Они не знают, с чего начать, как стать актёром. Задача родителей – поддерживать ребенка в начинаниях, подсказывать и направлять.

В Москве и других крупных городах можно найти хорошую школу актерского мастерства. Есть театральные кружки и в небольших городах. Но в мегаполисах уровень преподавания лучше, перспектив больше. Обучение у профессиональных педагогов поможет лучше подготовиться к поступлению в театральный ВУЗ. Поступить в государственное учебное заведение можно до 25 лет.

Чтобы попасть в театральную студию, нужно пройти конкурс. В популярных школах конкуренция высока. Чтобы пройти испытание, стоит заранее подготовиться.

Претенденту требуется выучить стихотворение, отрывок из любимого произведения, научиться красиво его декламировать, передавать смысл и чувства. Для прослушивания нужно выбирать произведение, которое лучше всего отражает внутренний мир претендента. Отрывок или монолог следует выбирать короткий – у комиссии мало времени, она может прервать выступающего на самом интересном месте.

Если подросток в 14 лет умеет танцевать, петь – это станет дополнительными плюсами при поступлении. Отбор в театральную школу – хороший опыт, поскольку конкурс в престижные театральные ВУЗы составляет 200 человек на место.

В 14 лет поступить в театральную школу сложно – у подростков много комплексов, они не переносят поражений. Помочь ребенку раскрыться можно при помощи репетитора. Такая форма обучения актуальна в небольших городах, где нет возможности посещать театральную студию.

В летний период открываются лагеря для будущих актеров, иногда театры проводят выездные мастер-классы. Все это можно и нужно посещать подростку 14 лет, который мечтает о карьере актера.

Как вести себя на кастинге

Чтобы стать актером в кино, потребуется пройти множество кастингов. Важно регулярно просматривать объявления, в которых приглашают на съемки подростков 14 лет. Даже если шансы получить роль минимальны – пойти все равно стоит. Это поможет расширить зону комфорта подростка. Он сможет четче понимать, как стать актёром, сколько усилий потребуется.

Первый кастинг в 14 лет может стать настоящим шоком для начинающего актера, многие зажимаются, начинают вести себя неуверенно или неестественно. Чтобы придать подростку уверенности, стоит поделиться с ним маленькими хитростями:

  • Подготовка. До начала кастинга основные требования к актерам могут не разглашаться. На кастинг не нужно ярко одеваться, делать вызывающий и вульгарный макияж. Естественность – одна из составляющих успешного прохождения кастинга.
  • Стать актером без хорошего портфолио невозможно. Правильно подобранные фотографии расскажут больше любого резюме. На фото всегда виден уровень мастерства, умение вести себя перед камерой, способность к импровизациям. Как стать актёром, если нет опыта съемок? Найти хорошего фотографа, который сможет сделать качественные фотографии. Задача подростка в 14 лет – максимально раскрыть в портфолио свой потенциал и многогранность. Должно быть много сильных и четких образов.
  • Видеоинтервью. На кастинге ищут подходящего под образ человека, который не боится камеры, чувствует себя расковано. Поэтому всех претендентов просят рассказать несколько слов о себе перед камерой. Чтобы справиться с волнением, необходимо сделать несколько записей на камеру дома, записать ролик в каком-нибудь людном месте.

Актер театра или кино?

Чтобы успешно строить карьеру актера, необходимо верно расставить приоритеты. На начальном этапе стоит понять, в театре или в кино хочется играть.

Чем отличается актерская игра в театре и кино:

  • Персонаж. В театральных постановках актер раскрывает образ своего персонажа непрерывно, на протяжении всего спектакля. В кино сцены снимаются в произвольном порядке, поэтому актеру нужно быстро переключаться, уметь в любой момент сыграть разные эпизоды.
  • Жест. В театре ценятся широкие жесты. Камера же преувеличивает все в несколько раз – необходимо аккуратно выражать эмоции.
  • Внешность. В театре лояльнее относятся к несовершенной внешности и фигуре. В кино все недостатки становятся заметными, грим и правильно выставленный свет не могут устранить эти проблемы. Поэтому актер кино всегда должен выглядеть идеально.
  • Эмоции. Выражать эмоции в кино сложнее, нежели в театре. Кинематограф требует полного погружения в роль, нужно уметь применять микрожесты, часами отрабатывать необходимый, выразительный взгляд.
  • Правдоподобность. Актер театра всегда общается с живыми зрителями. В кино часто приходится общаться с бездушной камерой. Спектакль – это перфоманс. В кино ценится правдоподобность.

Воплотить мечту, стать актером – непростая задача. Придется много учиться, работать и общаться. Начинающий актер должен быть в курсе всех новинок театрального искусства и кинематографа – необходимо много читать, посещать театральные постановки, мастер-классы известных актеров. Это не только позволит профессионально расти, но и даст возможность обзавестись новыми и полезными знакомствами.

yourspeech.ru

Профессия актера: плюсы и минусы

Прежде, чем пойти учиться на курсы театрального искусства, вы должны полностью ознакомиться с характером данной профессии.  Большинство подростков, которые хотят стать артистами и мечтают поступить в театр, уверены, что это очень простая профессия, которая не требует определенных умственных и физических затрат, а приносит только славу и известность. А кому не хочется быть знаменитым, и при этом практически ничего не делать? Сегодня мы поговорим о профессии актера и более подробно остановимся на плюсах и минусах данного рода занятия.

Плюсы актерской профессии

#1

Во-первых, это очень интересная профессия. Окончив школу ораторского искусства и став артистом, вы сможете постоянно вращаться в кругах творческих людей, каждый из которых является уникальной и неповторимой личностью. Ваша жизнь будет постоянно окрашена только самыми яркими красками. Театральное и киноискусство – это необыкновенно сказочный и увлекательный мир. Вы будете одним из первых, кто будет узнавать обо всем новом, что происходит в кино и театре. Кроме того, вы самостоятельно сможете внести что-то стоящее в искусство нашей страны.

#2

Во-вторых, став актером, вы завоюете славу и народную любовь. Вас будут узнавать на улице. У вас появятся собственные поклонники и возможно даже фан-клуб.

#3

В-третьих, работая актером, вы сможете увидеть новые страны. Театры всегда выезжают на гастроли в разные города. Иногда артисты гастролируют по другим странам. Если вы планируете стать артистом кино, то это не менее увлекательная профессия. Большинство фильмов снимаются не только на территории нашей страны, но и в других странах.

#4

В-четвертых, только в актерской профессии возможно все. Будучи артистом, вы сможете побыть в роли абсолютно разных людей, в том числе, разбойников и бандитов. И за это вас никто не накажет. Также вы сможете попробовать себя в разных профессиях и в амплуа людей с разными характерами, ведение деловых переговоров больше не будет для вас проблемой. На сцене вы можете быть глупым и смешным человеком, и никто о вас плохо не подумает. Артисты могут играть людей противоположного пола. Например, если вы мужчина, то возможно вам придется сыграть роль женщины на сцене. Чем не увлекательный и познавательный опыт? Чтобы убедиться в этом и решить, нужна ли вам такая профессия, можно для начала записаться на курсы “Основы актерского мастерства” Театральной школы Бенефис.

#5

В-пятых, профессия актера является одной из самых социально-значимых. Со сцены театры вы сможете донести до разума и души зрителей свои взгляды на жизнь, философскую позицию. Особенное значение профессия актера играет в формировании будущего поколения, его воспитания и развития.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству

Кроме всех этих плюсов профессии актера у нее есть и свои минусы.

  1. Во-первых, актерская профессия часто связана с риском получения физических травм. Актеры  на сцене театра и в кино выполняют самые невероятные трюки. Иногда это делают каскадеры, но только в том случае, если трюк связан с риском для жизни.
  2. Во-вторых, актер – это не только профессия, но и стиль жизни человека. Артисты полностью посвящают себя искусству и творчеству. Актеров часто сравнивают с монахами. У людей данной профессии часто не бывает свободного времени, которое  они бы могли посвятить личной жизни, своей семье. Вот почему мы часто слышим из средств массовой информации о неудачных браках артистов. Некоторые вообще не выходят замуж или не женятся.
  3. В-третьих, став актером, вы должны сразу настроиться на то, что на вашем творческом пути вас будут ждать не только слава и успех, но и черные полосы, связанные с затишьем в карьере и популярности. Чтобы избежать этого, вам придется постоянно много работать над собой, над своим талантом. Вы должны постоянно чему-то обучаться, узнавать что-то новое. Например, посещать тренинг развития креативности.Рекомендуется заниматься актерством с раннего возраста, например, посещать театральную студию для детей. Только так вы сможете постоянно быть на модной волне в числе самых популярных актеров нашей страны.

Взрослый человек, который определился с профессией, все равно не должен расслабляться относительно дальнейшей своей жизни и постоянно стремиться к изучению новых областей. Открыть новые горизонты, расширить сознание поможет актерская школа для взрослых, где можно раскрыть свой творческий потенциал.

www.teatr-benefis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *