Будьте чистыми. Стилист «Модного приговора» Армен Торосян о трендах —
Известный стилист, участник программы «Модный приговор» Армен Торосян рассказал, что значит быть модным, и посоветовал бишкекским поклонникам и поклонницам фешен-индустрии выдерживать стиль и не гнаться за брендами.
Фото из личного архива Армена Торосяна. Армен Торосян делает вечернюю прическу
Армен уже 11-й раз приезжает в Бишкек. Он отмечает положительные сдвиги в столице Кыргызстана. Особенно стилисту понравилось, что представители поколения next в Бишкеке не боятся экспериментировать и смело выкрашивают волосы в павлиньи цвета.
— Изменился ли стиль наших модниц? В какую сторону?
Фото из личного архива Армена Торосяна. Армен Торосян в Бишкеке
— Да. Люди стали как-то ближе к моде. Пытаются новые веяния внедрить в салонах. Хотя еще не так давно говорили, что это невозможно. Половина города ходит с цветными волосами, это о чем-то свидетельствует.
— О чем именно?
— Люди не боятся что-то менять. Отходят от стереотипа, и это здорово. Знаете, есть такая избитая фраза «следовать моде смешно, а не следовать — глупо». Но это не значит, что все поголовно должны выряжаться в типовые бренды. Нужно поймать свой внутренний вектор, ответить себе на вопрос, кто ты, и тогда появится чувство стиля.
Фото из личного архива Армена Торосяна. Армен Торосян проводит мастер-класс на Кубке Азии-2018
— То есть у бишкекских модниц этого нет? А в чем же тогда их отличительная особенность?
— Я не могу сказать, чем отличаются модницы Бишкека от своих, скажем так, коллег из Алматы или Москвы. Понимаете, есть модники, но они были бы таковыми в году эдак 2004-м.
Я хочу сказать, что не надо слепо гоняться за брендами и набивать свой шкаф аксессуарами и топовыми вещами. Будьте опрятны, ухоженны, с элегантным маникюром, и вы всегда останетесь в тренде.
Армен Торосян
— Все-таки давайте поговорим о гардеробе. Чего в нем не должно быть у женщины бальзаковского возраста? Назовите, к примеру, пять основных цветов, которые под запретом.
— Женщине, которая перешагнула сорокалетний рубеж, следует избавиться от мини и декольте. Конечно, не стоит напяливать ярко-розовые стрейчи и кофточки с бахромой, если вам хорошо за пятьдесят. Это просто смешно выглядит. Естественно, надо учитывать и параметры фигуры, грамотно подбирать принты. Лучше, как говорится, «недо-», чем «пере-».
Не надо молодиться, если не хотите, чтобы те, кто вас увидел, скончались от хохота.
Армен Торосян
— Как не переборщить с украшениями, чтобы не блистать, как новогодняя елка?
— Вообще, я за бижутерию. Лучше надеть искусно изготовленную бижутерию, украшенную стразами от Сваровски, чем нацепить имитацию бриллиантов. Это дешево. Нужно помнить, что бриллианты созданы для того, что носить их вечером.
Фото из личного архива Армена Торосяна. Армен Торосян показывает технику прически
Камень оживает именно в это время суток и начинает играть, переливаться. Но средства на хорошие ювелирные изделия, тем более эксклюзивные, есть далеко не у всех. Поэтому я рекомендую носить бижутерию. Но не надо цеплять на себя все, что найдете в шкатулке. Вы же не на карнавале.
Когда я вижу даму, переливающуюся, как витрина ювелирной лавки, сразу всплывают ассоциации с дикими прическами.
Армен Торосян
К примеру, вы умеете отлично делать из волос бантики, волны, жгуты и косы. Налепите все это на одной голове. И что получим в итоге? Полный сумбур, демонстрирующий безвкусицу мастера.
— А сочетание сумки и туфель по-прежнему актуально? Я к тому, чему стоит уделить при формировании гардероба особое внимание, чтобы выглядеть стильно и неаляповато.
— Сочетание туфель и сумки было обязательным всегда. Но надо посмотреть на принт. То есть, если у вас леопардовые туфли, это круто, но если вы к ним еще нацепите леопардовую сумку, получится колхоз. А когда я вижу женщину в леопардовом платье, в такой же раскраске колготках плюс с таким же принтом она нежно прижимает к себе клатч, а на ногах красуется и обувь под леопард, у меня начинается истерика.
Нет, я не спорю, можно надеть леопардовое платье, если это Cavalli, но если это грубая подделка, сшитая ловкорукими китайцами или турками, лучше не надо. Не позорьтесь.
Армен Торосян
Я за простоту. Особенно если вы не понимаете, лучше не экспериментировать. Не стоит усердствовать и подбирать наряды, украшенные стразами или сложным рисунком. В итоге рискуете произвести обратный эффект на окружающих. Над вами посмеются.
— Что сейчас в тренде? И обязательно ли следовать моде, чтобы быть стильным?
— Я бы не советовал следовать моде в том виде, в каком вы привыкли. А то некоторые начинают покупать все подряд, что выброшено на прилавки. Если вам что-то не идет, не берите. Есть много вещей, которые мне нравятся, но я не покупаю их, потому что понимаю: надену — буду как клоун. Следите за модой, но не надо копировать все, что на подиуме.
Важно помнить, что сейчас идет перерождение моды. Ныне мы наблюдаем так называемую стадию подвешенного состояния, когда в моде все. Поэтому если я вам сейчас обозначу какой-либо конкретный тренд, то навру.
— Ну а как уместно одеваться в поездках по Европе, к примеру?
— Просто. Посмотрите, как ходят в Париже, Лондоне, Берлине, Праге. Вы где-нибудь видели даму, подметающую авеню полами шубы из шиншиллы или норки? Нет. Это дурной вкус. Главное правило – быть ухоженным и опрятным. Маникюр, педикюр — это святое для женщины. Чистые волосы – вообще вне обсуждений.
Представьте себе даму, нарядившуюся в брендовые шмотки, но при этом с сальными патлами и обгрызенными ногтями. По-моему, это просто жуткое зрелище. Еще и пахнет соответствующе.
Армен Торосян.
Словом, оставайтесь всегда чистыми, аккуратными, и вы будете в тренде. Когда вы умрете, не станут говорить, что вы были модной, скажут, что вы были стильной.
«Женщины в Осетии более ухоженные и красивые, чем в Париже»
В пресс-сцентре газеты прошла презентация Северо-Кавказского фестиваля «Beauty fashion festival», который в октябре пройдет на площадке ресторана «Торне».
Коммерческий директор крупнейшей российской сети профессиональной косметики, организатор самого масштабного на Северном Кавказе чемпионата в сфере индустрии красоты «Beauty fashion festival» Венера Мкртчян, которая объехала полмира, заявила на пресс-конференции в газете «Слово», что в Осетии живут самые талантливые люди. Кроме того, по словам Мкртчян, настолько ухоженных и красивых женщин как в нашей республике не встретишь даже в Париже.
«В Осетии самые талантливые люди, и говорю я это не просто так, а могу привести кучу примеров. Яркий пример – художник-модельер по прическам Гульнара Чекоева – она выиграла золотой диплом у мастера и судьи международного класса Георгия Кота, сейчас она разъезжает по всему миру вплоть до Америки и дает мастер классы. У нас в республике самые ухоженные женщине, таких не встретишь в центральной России или даже выезжая на Запад, столько красивых и ухоженных женщин не встретишь даже, простите, в Париже, который всю жизнь являлся законодателем мод», — сделала громкое заявление организатор фестиваля.
Около полутора лет назад, во время одной из рабочих встреч со своими компаньонами, Венера Мкртчян проявила инициативу и вызвалась привести в Осетию чемпионат, который уже несколько лет проходит в разных уголках нашей страны. Организаторы «Beauty fashion festival» данную инициативу поддержали. Таким образом, год назад впервые этот фестиваль прошел в Осетии, тогда в нем приняли участие 39 бьюти — мастеров со всего Северного Кавказа. В этом году границы фестиваля расширятся, принять в нем участие изъявили желание мастера не только из республик Северного Кавказа, но также из Воронежа и Невинномысска.
«Чемпионат в прошлом году прошел на высшем уровне, всем все понравилось, но организовать его было очень тяжело, поэтому хотела в этом году отдохнуть, однако люди стали сами звонить и расспрашивать. И если в прошлом году мы уговаривали участников, то в этом году нам сами пишут о своем желании поучаствовать в «Beauty fashion festival». В прошлом году мы собрали 39 человек, и для первого раза это было не плохо, в этом году мы надеемся и ждем, что это будет не менее 80 участников», — говорит Венера Мкртчян.
В ходе пресс-конференции она также поделилась своими планами создать в Осетии одну из лучших школ по подготовке специалистов в сфере индустрии красоты. По ее словам, наши местные мастера должны подняться на такой высокий уровень, чтобы к ним потоком приезжали на обучение специалисты из других регионов. Как считает бьюти – специалист для этого у нас есть все предпосылки.
«Возможно, другие республики меня закидают камнями, но я горжусь нашей Осетией, потому что по уровню развития индустрии красоты мы самые приближенные к Европейскому уровню. У нас очень сильные и очень талантливые мастера, мне хочется, чтобы они поднялись на такой высокий уровень, что из других регионов к ним будут потоком ездить на обучение, некий бьюти туризм получится».
Так или иначе, а уже в рамках предстоящего чемпионата в Северную Осетию в качестве судей приедут специалисты международного класса, среди них стилист, эксперт телевизионного шоу на первом канал «Модный приговор» Армен Торосян.
Новости России: Байсангуров, Курбанов, Тищенко, Чупраков
Мощные бойцы Хусейн Байсангуров (15-1, 13 КО) и Арман Торосян (19-7-1, 16 КО) сойдутся 28 февраля в отеле «Азимут» в Санкт-Петербург, Россия, в главном событии красиво упакованного небольшого шоу, организованного Зяки Юнисовым из Yuka Promotions под лозунгом «KO Kings 2».
25-летнему Байсангурову остался один бой до его горького поражения решением судей от стилиста Арама Амирханяна. 36-летний Торосян проиграл три матча подряд. Он наиболее известен досрочной победой над Реда Зам Зам со счетом 27: 2 в 2013 году. Басянгуров против Торосяна назначен на десять раундов.
22-летний одессит в полутяжелом весе Рамиль Гаджиев (9-1-1, 5 КО) сразится с белорусом Ильей Харламовым (9-6, 6 КО) в течение восьми лет. Также в активе несколько проспектов, в том числе узбек Джавлонбек Каримов (6-0, 4 КО), Зураб Квистиани (6-1, 2 КО) и молдаванин Эдгард Москвичев (8-1-2, 4 КО).
Титов/RCC (Российская Компания Купрум) Промоушен под руководством неукротимого российского промоутера Германа Титова подготовит почву для большого действа 7 марта в Екатеринбурге, Россия. В шоу, которое проходит в Академии бокса RCC, вновь примут участие лучшие представители уральской компании.
Хедлайнером турнира является WBC #7, WBO #9 и IBF #15 во втором полулегком весе Мухаммадхуджа Якубов (15-0, 9 КО) из Таджикистана, который вот-вот проверит его против самого сильного (по крайней мере, на бумаге) соперника в бывший чемпион WBC во втором наилегчайшем весе Томас Рохас (51-18-1, 34 КО), ранее одерживавший победы над бывшими чемпионами мира Кохеем Коно, Нобуо Наширо, Исааком Бустосом и Джонни Гонсалесом. 24-летний Якубов в третий раз рискует своим титулом WBC International в полулегком весе. Ожидается, что он будет блистать против мексиканского ветерана, который старше его на пятнадцать лет.
В интригующей внутренней борьбе между двумя полулегковесами Титов/RCC стремительно развивающийся Марк «Канело» Урванов (17-2-1, 9 КО) схлестнется с местным кыргызстанцем Акжолом Сулайманбеком Уулу (15-0, 8 КО).
WBO #13 Урванов только что остановил бывшего претендента на титул Евгения Чупракова в очередном домашнем поединке. 29-летний Акжол по версии WBA №6 более опытен, чем 23-летний Урванов, но его нельзя считать фаворитом.
Золотой призер Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро в супертяжелом весе Евгений Тищенко (6-0, 4 КО) постарается проявить себя с лучшей стороны и улучшить свой рекорд в бою с аргентинцем Маркосом Антонио Аумада (21-8, 16 КО). для чемпиона. WBO #9и 13-й номер IBF Тищенко рискует своим титулом WBO I/C в тяжелом весе в этом бою.
№4 по версии WBA и №7 по версии WBC/WBO в полусреднем весе Магомед Курбанов (18-0, 11 КО) также рискует своим титулом – разновидностью WBO International – против вечно опасного TBA.
Евгений Чупраков в супертяжелом весе, который чуть более года назад безуспешно боролся за титул с Масаюки Ито, попытается восстановиться после досадного поражения от Урванова против другого бойца с непокрытым поражением в лице Владислава Красношеина (7-1-1, 2 КО). ). Чупраков – 21-2, 11 КО.
Непобедимый Никита Кузнецов (11-0-2, 5 КО) сразится с Дмитрием Хасиевым (8-2-2, 2 КО) за шестерых, а суперлегчайший вес Асрор Вохидов (6-0, 3 КО) из Таджикистана сразится с Ержаном Залиловым (11-1-1, 5 КО) Казахстана. Несколько других проспектов, в том числе Игорь Адлейба (9-0, 3 КО), будут представлены в андеркарте.
Вера освобождена в Армении
После десятилетий подавления при коммунизме Армения, первая в мире христианская нация, возвращается к своим корням. Поколение верующих идет впереди, обретая новую веру во Христа и друг в друга.
Поднявшись на четыре пролета по крошащимся ступеням, мимо сушки белья на полутемной лестнице, 13-летний Менуа* (* Фамилия опущена для защиты личности. ) и его мать выживают в протекающей квартире на крыше, которая была построена для хранения .
Его отец умер, когда Менуа было 4 года. Но это еще не самое страшное. Сейчас молодой человек теряет зрение.
Менуа и его мать Ануш Маргарян дорожат каждым письмом и фотографией, которые присылают Менуа американские спонсоры. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт)Никто не может обвинить Менуа в том, что он возмущается жизнью в городе Гюмри на северо-западе Армении. Но он не держит обид. Вместо этого тихий подросток уверенно указывает на то, что он называет своим «святым уголком», небольшую полку, где он хранит желанные напоминания о своей вере во Христа — крест, маленькие изображения Иисуса и религиозные символы в армянской церкви.
Здесь он молится. И Менуа много молится — за свою мать, за свое зрение и за своих преданных спонсоров из США, Рика и Ребекку Торосян, которые финансировали операцию по улучшению его зрения.
Рик, армянин по происхождению, говорит, что пара спонсировала Менуа, потому что мальчик рос без отца. Менуа и торосцы часто пишут друг другу, поэтому, когда пара узнала, что Менуа нуждается в операции, они были рады помочь оплатить операцию. Социальные работники World Vision посещают Менуа, чтобы убедиться, что у него есть самое необходимое, например, одежда, еда, образование и христианская деятельность.
Тороссианцы также посылают Менуа на день рождения дополнительную сумму, которую Менуа и его мать обычно используют для покупки еды. «Думать, что подарок на день рождения — это еда, невыразимо унизительно», — говорит Ребекка.
«Думать, что подарок на день рождения — это еда, это невыразимо унизительно», — говорит Ребекка.
Я смотрю на Бога. Он мой лидер. —Менуа, 13
Хотя операция не удалась, Менуа верит не по годам. Он молится, чтобы его зрение как-то улучшилось. Если нет, то он будет продолжать упорно цепляться за другое видение: «Я неотрывно смотрю на Бога. Он мой лидер».
Воспитание веры молодых людей, таких как Менуа, является приоритетом для Армянской Апостольской церкви, которая стремится возродить христианство после того, как оно было почти уничтожено коммунистическим гнетом. У церкви есть сильный партнер World Vision, работающий в Армении с 1988.
Их яркое, долгосрочное партнерство дает церковным лидерам возможность служить нуждающимся семьям, побуждает молодых людей заботиться о нуждающихся, предоставляет клубы и летние лагеря для наиболее уязвимых детей, а также предоставляет широко используемый учебный план, который учит детей тому, как жить верой во Христа.
«Семьдесят лет коммунистического неверия отбросили церковь на 1700 лет назад к началу веры в Армении», — говорит отец Нерсес Саакян, который служит в Гаваре, группе отдаленных городов на востоке центральной Армении. «Одна Апостольская церковь не может решить все проблемы. Но церковь, работающая с World Vision, сильнее в служении обществу. Мы идем вперед вместе большими шагами».
Знаменитый армянский монастырь Хор Вирап более 14 веков стоит на фоне горы Арарат. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт)Коммунистическая Армения: Вера в изгнании
По всей Армении повсюду рок. Валуны извергаются с холмистых склонов. Дома с каменными стенами, церкви и офисные здания заполняют города и поселки страны. Для многих, включая Менуа, жизнь может быть непоколебимой, как камень, трудное существование, которое стало определять последствия семи десятилетий правления коммунистов. Если бы Менуа родился на несколько десятков лет раньше, даже его личный молитвенный уголок был бы запрещен. Когда Советский Союз поглотил уставшую от войны Армению в 1921 января новое правительство отправило тысячи священников в ссылку в Сибирь. Сотни из них были убиты.
Двери древних церквей Армении захлопнулись, за исключением святилищ, превращенных в правительственные здания, концертные залы и даже амбары. КГБ строго насаждал атеизм.
Говорить о чем-либо, связанном с верой, просто не разрешалось. —Отец Ншан Панферов
Отец Ншан Панферов, возглавляющий христианское образование в Гюмри и прилегающей к нему Ширакской епархии, вспоминает задание в своей коммунистической начальной школе. Учитель попросил учащихся составить слова из списка неполных слов. Молодой Ншан сложил «аферу» и «признание» — и быстро нашел директора, допрашивающего его о том, откуда он знает слово «признание». Директор также вызвал в офис своих родителей, пригрозив уволить их с рабочих мест, контролируемых Советским Союзом.
«Говорить о чем-либо, связанном с верой, просто не разрешалось, — говорит отец Ншан. «Если бы вы это сделали, советское правительство опозорило бы вас — или даже потеряло бы работу».
Три поколения не имели доступа к христианской общине, образованию или священным местам сбора. Правительство запретило Библии и христианское учение. Постепенно некогда пылкая вера угасла. Тем не менее, в этой решительной нации между Черным и Каспийским морями сохранились нити веры, хотя и изношенные.
Падение коммунизма в начале 19 века90-е создали столько же проблем, сколько и решили. Большую часть 20-го века армяне работали на советских заводах и были благодарны за работу. Но когда распался Советский Союз, заводы закрылись. Сотни тысяч остались без источника дохода. Тем временем разразился конфликт с соседним Азербайджаном, положивший начало «черным годам» — четырем годам, когда не хватало предметов первой необходимости — еды, воды, электричества и медицинского обслуживания.
Основное жилье остается в большом почете по всему Гюмри, поскольку город изо всех сил пытается оправиться от последствий коммунизма и разрушительных 1988 землетрясение. (© World Vision, 2015/фото Лауры Рейнхардт)По мере того, как страна погрузилась в хаос и резко возросла безработица, отчаявшиеся отцы и старшие сыновья перебрались на север, в Россию, в поисках работы. Эта миграция продолжается и сегодня. Пустые каменные дома с отсутствующими дверями и окнами усеивают сельскую местность, что свидетельствует об отчаянной нехватке возможностей трудоустройства.
В сельской местности почти каждая семья потеряла работу мужчин в России. Многие отцы регулярно возвращаются или, по крайней мере, присылают деньги своим семьям. Но о некоторых больше никогда не слышно. Без отцов дома семьи часто остаются в крайней нужде. Матери заботятся о детях с небольшими ресурсами, и вера часто отходит на второй план по сравнению с выживанием.
«В Россию уезжает больше людей, чем даже в темные годы», — говорит отец Ншан. «Это кое-что говорит о состоянии надежды здесь».
Восстановление христианской общины для армянского народа
Когда в 1991 году распался Советский Союз, World Vision уже была в Армении, помогая семьям после землетрясения 1988 года, серьезно пострадавшего от Гюмри, второго по величине города страны. В ответ на ужасающую нищету в посткоммунистической Армении работа World Vision по реагированию на чрезвычайные ситуации расширилась в середине 19-го века.90-х годов, чтобы включить спонсорство детей. World Vision и осажденная Армянская Апостольская церковь также объединили свои усилия, чтобы возродить веру во Христа, потухшую под коммунистическим гнетом.
Татевик носит традиционную одежду в церкви, что свидетельствует о возвращении Армении к ее основным христианским ценностям. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт) В середине-конце 1990-х годов из семинарии вышли волны молодых священников, стремящихся восстановить Апостольскую церковь способами, выходящим за рамки древних церквей и монастырей.
Среди этих преданных служителей есть отец Парен Петросян, энергичный 31-летний мужчина, который воплощает в жизнь свою детскую мечту стать священником. Однажды клирик, женатый, как и многие священники в Апостольской церкви, находится в офисе World Vision в Гюмри, где собрались женщины, чтобы впитать библейскую мудрость о браке и семейной жизни. На следующий день он далеко, в селе Мармашен, ходит от дома к дому, помогая нуждающимся семьям. Почти каждое домашнее хозяйство в сообществе нуждается в его поддержке и руководстве.
Отец Парен участвовал в программе World Vision «Прославляющие семьи» — интенсивном тренинге, который готовит священников к тому, чтобы жить в служении, как это делал Иисус, — среди людей. Он охватывает 11 деревень — всего более 1000 человек — и старается посещать каждый дом каждые несколько недель. Он также преподает в воскресной школе и ведет молодежные клубы.
Затем идут литургии, крещения, свадьбы, похороны и церковные мероприятия. Священник признается, что устает. Когда он это делает, он напоминает себе о своем призвании служить другим.
«Каждый момент, когда мне делегируют уйти, ухожу не я. Это Бог», — говорит он.
В этот день отец Парен прибывает в обветшалый дом семьи, мать и старший брат которой работают в России. Они отправляют домой то, что составляет около 100 долларов в месяц.
Отец Парен Петросян благословляет 22-летнюю Гегецик, которая воспитывает пятерых братьев и сестер, пока ее мать работает в России. (© World Vision, 2015/фото Лауры Рейнхардт)Старшая сестра, 22-летняя Гегецик, уверенно заменяет свою мать. Несколько лет назад, когда она была спонсируемым ребенком, World Vision предоставила Гегецик обучение, чтобы стать парикмахером, навык, который она теперь использует для заработка.
«В основном я делаю прически друзьям из сообщества», — говорит Гегецик. «Они платят за это небольшую сумму денег, но это помогает».
Трое младших детей все еще находятся под опекой. Они участвуют в летнем лагере World Vision, а также в праздновании Рождества и Пасхи. Семья полагается на корову, теленка, 30 кур и двух петухов, чтобы держать еду на столе — все это предоставлено щедрыми донорами из США.
Отец Парен Петросян делает паузу, чтобы поиграть с 9-летним Ваагом. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт)Семь человек живут в крошечном семейном домике, теснясь на трех кроватях в одной маленькой комнате. Единственная лампочка свисает с почерневшего потолка спальни, деревенский деревянный пол неуверенно опирается на грязь, а одно пыльное окно пропускает слабый свет. В доме нет воды — кроме тех случаев, когда дождь просачивается через провисшую крышу. Так семья жила более 18 лет.
Когда отец Пэрен приближается, дети делают шаг вперед, чтобы получить его благословение. Они рады его видеть, и священник слушает детей, чтобы определить, есть ли у них проблемы дома или в школе, которые он может им помочь решить.
«Когда семьи не хватает для стабильной жизни, родители часто не хотят быть частью общества», — объясняет он. «Во многих случаях дети не хотят ходить в школу, потому что у них нет нормальной одежды и им стыдно. Но родители делают все, что могут».
Здесь, по его словам, присутствие World Vision особенно важно, поскольку оно предоставляет предметы первой необходимости, такие как школьные принадлежности, игры и транспорт на мероприятия, чтобы уязвимые дети могли просто оставаться детьми.
Разговор между священником и детьми подошёл к концу, пришло время поиграть. Отец Парень поднимает рясу на колени и пинает мяч с 9-летним Ваагом. Их восторг разносится по пастбищам — еще одно напоминание о Божьем присутствии в этом изолированном сообществе.
Чудо в процессе становления
После землетрясения в Гюмри в 1998 году, унесшего по меньшей мере 25 000 жизней, тысячи бездомных семей перебрались в предоставленные государством транспортные контейнеры, которые не имели достаточной изоляции, чтобы защититься от суровых зим в Армении. В этих контейнерах до сих пор живут почти 4000 человек, потому что спустя более 25 лет после землетрясения все еще не хватает доступного жилья для всех перемещенных семей.
В то время как правительство не могло найти решение для этих семей, верная молодежь нашла его. Работая совместно с World Vision и Апостольской церковью, молодежь Гюмри собирает средства для покупки базовых кондоминиумов бесплатно для отчаявшихся семей.
Подростки посещают церковь Пресвятой Богородицы в Гаваре, чтобы зажечь свечи и помолиться. (© World Vision, 2015/фото Лауры Рейнхардт)50 молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляют группу, известную как Благотворительный союз, которая была основана в церкви Семи Ран в Гюмри. Некоторые из 35 женщин и 15 мужчин сами живут в нищете. Тем не менее, когда молодые люди увидели ужасные нужды семей, все еще живущих в транспортных контейнерах, в 2013 году они решили предпринять попытку, которую некоторые назвали сумасшедшей.
Они нашли бизнесмена-христианина, который согласился оплатить изготовление карманных календарей на заказ. Затем молодежь приступила к работе, прочесывая район Гюмри в поисках желающих заплатить 1 доллар в обмен на карманный календарь. Целью проекта, получившего название «Одна карта = один дом», было собрать 15 000 долларов на покупку кондоминиума для семьи.
Гор Торосян, в свои 26 лет возглавляющий Благотворительный союз и кампанию «Одна карта = один дом», неустанно стремится помогать бедным семьям. «Вера для нас, армян, является чем-то священным, — говорит он. «Основываясь на ценностях, которые мы получаем через веру, у нас есть желание, желание внести позитивные изменения».
World Vision работает вместе с этими молодыми мужчинами и женщинами-христианами, поощряя их видение, обучая их лидерским качествам и управлению проектами, обучая их налаживанию связей и помогая распространять информацию об их проекте по всей стране.
С недавно обретенной сообразительностью, инициативой и даже некоторым телевизионным освещением молодежь собрала более 15 000 долларов по одному доллару за раз — и даже получила дополнительное финансирование для следующего кондоминиума, который они раздали. Они проверяли каждую семью, подавшую заявку на первый дом, и выбирали последнюю семью с помощью лотереи.
Вскоре молодежь собирала средства на покупку второго дома, но уже без лотереи. Вместо этого молодежь заранее выбрала крайне бедную семью из четырех человек для получения следующего кондоминиума. Эта семья жила в 20-футовом металлическом грузовом контейнере без ванной. Члены семьи купались в ванне возле небольшой печи.
Гор Торосян возглавляет молодежную инициативу по обеспечению жильем бедных семей, в том числе семьи трехлетнего Армана. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт)В Армении, когда близкие собираются купаться, члены семьи часто говорят: «Приятной бани». Но 5-летний сын семьи возражал против этой традиции, когда принимал ванну в своем доме из грузового контейнера. «Это не настоящая баня, — настаивал Айк.
Печка была единственным источником тепла для неизолированного контейнера, и семья сжигала все, что могла найти, чтобы согреться — бумагу, картон, даже старую одежду, которую им давали люди. После рождения Айка и трехлетнего Армана жизнь в тесноте стала еще более сложной, малыши обожглись на плите. Территория вокруг контейнера также была небезопасной, заполненной мусором и мусором.
Артем, отец Айка, переехал в контейнер после землетрясения 1988 года, когда устояло несколько домов. Техмине присоединилась к нему в 1994 году, после того как пара поженилась.
Айк и Арман теперь имеют ванную комнату в своей новой квартире и могут «принимать сладкую ванну» каждую ночь. (© World Vision, 2015/фото Лауры Рейнхардт)Почти два десятилетия спустя пара не видела выхода. Артем хотел работать, но у него инвалидность. Техмине работала воспитателем в детском саду, пока школа не закрылась. Сейчас она остается дома, чтобы заботиться о своих детях и муже.
Техмине всю жизнь мечтала о доме с гостиной, кухней и ванной комнатой. Поэтому, когда в декабре прошлого года представители Благотворительного союза прибыли с ключами от новой семейной квартиры, Техине была ошеломлена этим подарком дома без ипотеки — и больше, чем она когда-либо мечтала, со спальней и балконом.
«Я всегда верила в чудеса, — говорит Техмине, — и знаю, что это от Бога. Я не могу отблагодарить Бога, молодежь и World Vision».
Айк, которого теперь спонсируют, улыбается, когда мать говорит ему принять сладкую ванну. Его брат Арман ждет спонсора. Артем с нетерпением ждет возможности сделать операцию, когда семья сможет себе это позволить. Это позволит ему вернуться к работе.
Сейчас Благотворительный союз молодежи собирает средства на покупку еще одного дома для семьи, живущей на грани выживания.
Вера высвобождается после коммунизма
Несмотря на все усилия коммунизма, в Армении вера больше не заперта за закрытыми дверями. Она течет из Апостольской церкви на улицы, дома и классы. Этот рост гарантирует, что молодые поколения примут истину, семьи увидят любовь Христа в действии, а Божье присутствие будет отражаться не только в церквях, но также в домах и школах.
Ваге — один из тысяч армянских детей, которые растут в вере, используя материалы World Vision «Христос детям». (© World Vision, 2015/фото Лауры Рейнхардт)Путь к выздоровлению был непростым. Вся хрупкая вера, пережившая семь десятилетий коммунизма, передавалась от родителей к детям — без поддержки Библии, учебных материалов или руководства священника. Когда в 1990-е годы из семинарии вышли высокообразованные священники, а двери церквей вновь открылись, все еще не хватало одного: учебных материалов для детей.
Компания World Vision снабжала церкви Библией и работала с издательством «Евангелие от Света» над созданием соответствующей возрасту серии христианских образовательных материалов «Христос детям», предназначенной для детей в возрасте от 6 до 16 лет.
«Эти книги дали нам возможность сильные воскресные школы, — говорит отец Ншан. «Сейчас дети сами просят еще. Даже летом и в праздничные дни они хотят больше узнать о том, как жить по вере».
Апостольская церковь использует Христа детям не только в 130 воскресных школах, но и в некоторых общественных классах. Каждый год около 150 учителей воскресных школ по всей Армении участвуют в тренингах воскресных школ World Vision, изучая новые способы поддержки веры среди молодого поколения. Поскольку преподавание христианской веры в государственных школах в Армении является законным, все больше и больше государственных школ используют в классах программу «Христос детям».
Теперь, когда они учатся, они также рады поделиться тем, что они узнают, со своими родителями. — Карине Хартутюнян
Тем временем дети стекаются в популярные летние лагеря World Vision, которые укрепляют веру и дают детям сильные христианские образцы для подражания — священники и молодые христианские наставники, такие как Миша Погосян.
«В течение 70 лет армянские дети не получали христианского образования, — говорит Карине Арутюнян, советник по вопросам веры и развития организации World Vision. «Теперь, когда они учатся, они также рады поделиться тем, что они изучают, со своими родителями».
Даже когда летом в школе нет занятий, мальчики и девочки регулярно собираются вместе, чтобы узнать больше о Боге через Христа к детям, который переведен на армянский и несколько других языков. (© 2015 World Vision/фото Лауры Рейнхардт)Стоя на скале веры
Один священник предсказывает, что христианское образование и деятельность процветают по всей Армении, и это начало «возрождения» Апостольской церкви.
В 1991 году примерно один армянин из 100 мог произнести молитву «Отче наш». «Но сейчас, — говорит Высокопреосвященный отец Арис Тоноян из знаменитого монастыря Хор Вирап, — церковь сотрясается от звука детей, произносящих «Отче наш». Мы движемся вперед с большими намерениями».
Древнеармянский символ христианства – распускающий листья крест, острое напоминание о цветущей жизни, которая приходит к тем, кто уверен, что Бог с ними. Верующие знают, что когда они обратятся к расцветающему кресту, у них всегда будет надежда.
Этот крест поддерживает Менуа, когда он сталкивается с потенциальной слепотой, отца Парена, когда он неустанно служит уязвимым сообществам, и Гора, когда он ведет молодежь в, казалось бы, невозможном стремлении обеспечить семьи достойным жильем.