Фотограф Нобуеси Араки (Nobuyoshi Araki) — один из самых неоднозначных, сложных и интересных фотохудожников современности. Он необычен даже для родной Японии, не говоря о западном мире. Главный стереотип, сопровождающий все его творчество, — порнографичность и скандальность, но Араки гораздо глубже, чем поверхностный эпатаж.
Это настоящий продолжатель традиций родного острова — в данном случае, традиций эротических гравюр укие-э, которыми вдохновлялся и другой известный японский фотограф Эйко Хосоэ. Работы, в которых сложно нащупать переход от томного эротизма к бандажным, порнографическим «картинкам», созвучны с эстетикой сюнга. Принять их, в особенности в годы владычества общественного пуританства, было сложно.
Из-за своего творчества фотограф постоянно получает штрафы и даже попадает в полицию. В 1988 году журнал «Сясин Дзидай» опубликовал работы фотографа, которые сочли откровенной и незаконной порнографией и изъяли весь тираж. Издание закрылось, а Нобуеси Араки долго давал показания в участке. Это его не остановило, как и скандалы, регулярно возникающие в Японии и на Западе — против него регулярно выступают активисты.
Фотограф невероятно много работает, он опубликовал более 400 книг, а количество созданных им проектов сложно подсчитать. Это один из самых плодовитых современных авторов, который даже сегодня, в восьмидесятилетнем возрасте, продолжает работать в излюбленном жанре. В этой эстетике он фотографировал даже певицу Леди Гага, не изменяя собственному творчеству даже со знаменитостями.
Не наблюдатель, а участник
Сам Нобуеси Араки говорит, что не думает о производительности и не замечает ее — фотография для него также естественна, как дыхание или стук сердца. Он утверждает, что при проявке пленки или желатиновой печати в кадре появляется нечто большее, чем просто изображение — тайна, глубокие эмоции, вплоть до ощущения тепла кожи модели. Фотограф никогда не работает с цифровыми камерами, называя их «фотоаппаратами для глупых людей», не дающим ощущения телесности и копирующими присутствие в реальности.
Сам автор в своей реальности присутствует более чем полноценно — включая интимный доступ к моделям из токийского «квартала красных фонарей». Признания об этом опыте, сделанные в интервью, шокируют публику, чуть ли не больше самих работ. Нобуеси Араки сам присутствовал в кадре, фотографировал себя как участника процесса — как он с сожалением говорит, более ему недоступного. Для автора фотография — это открытие, в первую очередь, себя, он стирает границу между фотографом и объектом съемки и провозглашает торжество субъективизма.
Личные переживания в работах Араки затрагивают не только сферу неоднозначных развлечений. Он, как фотобиограф, фиксировал свою семейную жизнь, начиная с медового месяца. Снимки с женой Йоко вошли в альбом «Сентиментальное путешествие», выпущенный в 1971 году. Через два десятилетия эта трогательная фотоистория закончилась у дверей крематория — супруга фотографа умерла от рака в 42 года.
Нобуеси Араки фотографировал жену во время болезни и на основе этих кадров сделал передвижную выставку — он ничего не скрывает о себе и своей жизни. Рефлексии о смерти Йоко нашли отражение в его современных работах из серии «Рай», где фотограф размышляет о загробном существовании и увядании, иллюстрируя безрадостные мысли снимками пышных цветов.
В них явно присутствует порнографический оттенок — о том, что он есть в каждом фото, открыто говорит сам Араки. Он утверждает, что чистая эротика слишком интеллектуальна и поэтому неинтересна. А сам он добавляет в фото «чуточку грязи». Однако он снимает не только табуированные сцены, но и небо, пейзажи, играющих детей и другие совершенно невинные сюжеты — с присущим ему даром передавать «телесность».
От снимка прохожих в Токио до первых международных выставок
Экспериментировать с фотографией Нобуеси Араки начал еще в детстве. Его отец был фотографом любителем, по основной профессии — торговцем японскими сандалиями-гэта в городке Минова. У него было семеро детей — кроме Нобуеси, еще три сына и три дочери. Будущий фотограф родился в 1940 году, пережил в совсем юном возрасте войну, а свою первую камеру получил в подарок в 12 лет. Он фотографировал во время школьных экскурсий, а позже, во время учебы в университете Тиба, начал подавать заявки на участие в фотоконкурсах, которые проводили журналы.
Окончив инженерный факультет (отделение фото и кинематографа) в степени бакалавра, Нобуеси Араки поступил в фотоагентство «Дэнцу». Там он познакомился с будущей женой — она работала секретарем. Фотограф занимался рекламной съемкой и в свободное время использовал студийное оборудование для собственных экспериментов и поисков стиля.
Изначально Араки работал как репортажник. Он фотографировал школьников младших классов, получив за одну из работ первую награду от журнала «Тайе». Первая персональная выставка Нобуеси Араки прошла в 1965 году, а через пять лет он на собственные деньги издал сборник «Отксерокопированные фотографии», куда вошли снимки лиц жителей Токио. Сборник автор отослал друзьям и критикам, а также случайно выбранным по телефонной книге адресатам.
После издания сборника фотограф резко поменял стиль, организовал программную для себя выставку «Правда о Мари Кармен», куда вошли абсолютно порнографические кадры. В 1971 году вышел фотосборник из медового месяца, Нобуеси Араки с единомышленниками организовал собственное арт-объединение и съездил на Окинаву, где еще находился американский оккупационный корпус. Годом позже он фотограф уволился из агентства и стал работать абсолютно независимо.
Режиссер, фотограф и арт-деятель сегодня
С начала 1970-х годов Нобуеси Араки работал над собственными проектами. Также он проводил мастер-классы в фотошколе, которую создал вместе с уже упомянутым Эйко Хосоэ, Масахисой Фукасэ и другими японскими фотографами. В 1976 году школа закрылась, но Араки открыл новую, уже полностью под своим руководством.
В 1978 году фотограф с семьей переехал в предместье Токио и через год при поддержке Международного центра фотографии провел первую нью-йоркскую выставку. Тогда же фотограф опубликовал первые бандаж-фотографии — их принял эротический журнал.
С 80-х годов Араки начал вплотную работать с инструментами кинематографа. Вдохновило его участие в съемке фильма известного японского кинорежиссера Сэйдзюн Судзуки. Фотограф исследовал возможности кинопроизводства для поиска новых способов передачи эмоций через снимки. Он открыл собственную компанию и начал издавать журнал — тот самый «Сясин Дзидай», из-за которого попал в полицию. Это был вызов традиционному обществу и громкое слово в японском художественном андеграунде.
В 1981 году Араки снял свой первый фильм в качестве режиссера и начал путешествовать. Он посетил Европу, Латинскую Америку, Южную Корею, а после возвращения переехал в округ Токио, где живет и сегодня. С середины 80-х годов он экспериментировал с созданным им направлением «слайд-шоу» (фотографии одновременно демонстрировались с помощью двух проекторов), сотрудничал с Биллом Брандтом, другим видным представителем выбранного японцем жанра ню.
В начале 90-х годов, после трагической потери жены, Нобуеси Араки получил две высшие награды от главных японских фотообъединений. Он возобновил сотрудничество с Сэйдзюн Судзуки, параллельно продолжая совершенствовать свою манеру. В 1998 году появился его знаменитый проект, воплотивший горечь личной потери. Это были фото предметов, найденных на балконе дома Араки и символизировавших утраченное счастье.
Тему «райского сада» продолжили поздние проекты A’s PARADISE с фото поразительно красивых цветов, которые окружали монстры — игрушечные, но выглядящие опасными. В сериях 2015-2018 годов в компании с растениями «позировали» куклы, связанные веревками, как ранние модели Нобуеси Араки. Он до сих пор не боится поднимать скандальные темы и, учитывая его энергию и темперамент, еще не раз будет провоцировать публику — чему можно только порадоваться.
Откровенные фотографии Нобуёси Араки часто расцениваются как порнография, что провоцирует конфликты с властями не только на родине фотографа, но и на Западе. Тем не менее, наибольшую известность ему принесли эротические и бандаж-фотографии, в которых некоторые критики находят продолжение классической японской традиции сюнга.
В этом интервью фотограф ответил на личные вопросы журналиста. Переводчики говорят, что никто не в силах точно перевести речь Нобуёси Араки, так как он часто шутит и отвечает каламбурами. Всё же беседа с фотографом получилась интересная, и гений эротической фотографии сам пролил свет на своё творчество.
Корреспондент: Больше всего меня интересует, как вы сумели настолько близко подобраться к своим моделям. Что это за метод?
Нобуёси Араки: Не спрашивайте! Я получил доступ через секс. Секс, как прелюдия к съёмке. А потом уже фото. Или наоборот.
К.: Вы занимаетесь сексом со всеми своими моделями?
Н.А.: Конечно, у меня был секс со всеми моими моделями. Это факт. Но сейчас я больше не могу этого делать. К сожалению.
К.: Ваш проект, документирующий квартал красных фонарей Токио в 1980-х, как показано в книге Tokyo Lucky Hole (1990), сопровождался интимным доступом к сексуальной практике проституток района и их клиентов. Вы первый человек, применивший подход с активным участием. Это сродни активному наблюдению. Что мотивировало вас к этому проекту?
Н.А.: Мне нужно было сломать барьер между собой и ими. Могу сказать, что я разрушил предыдущие традиции фотографии, которые подчеркивали объективность. В прошлом фотографы считали, что они должны устранить свой субъективизм как можно старательнее. Себя же я считаю «субъективным» фотографом. Я стараюсь подобраться как можно ближе к объекту, помесив себя в кадр. Такой подход лишает мои фотографии возможности называться произведением искусства. Снимки, сделанные другими, лучшие моих кадров [смеётся]. Иногда я даю свой фотоаппарат объекту съёмки, и моя модель меня фотографирует.
Когда в Токио появился клуб Lucky Hole, я посещал его с одним парнем. В разгар веселья я передавал свой фотоаппарат то женщине, то ему. Иногда он меня фотографировал. Таким образом, я получил различные виды кадров. Иногда фотографии ловили, что я не испытываю эрекцию.
К.: Тот, кто вас сопровождал, это был редактор Photo Age? Акира Суеи?
Н.А.: Редактор, но не этот. Со мной пришёл редактор Uwasa no Shinso. Он был активным участником, исполнял несколько ролей, и фотографировал, и роль заказчика играл. Современные редакторы для меня такого больше не сделают. Это было в 1980-х годах.
К.: Интригует тот факт, что вы переходите как в поле зрения объектива так и вне видимости, тем самым размывая границу между фотографом и субъектом съёмки. Такие фотографы как Нан Голдин и Ларри Кларк также появляются в своих работах. Как вы объясните публичное представление таких личных действий?
Н.А.: Для меня фотография (по определению) это открытие себя. И Кларк, и Голдин сосредоточили внимание на конкретных ситуациях и случаях. Я же пришёл в фотографию, потому что мне нравится изучать банальности жизни, обычные человеческие занятия. Я не преследую никаких особых тем.
К.: Несколько ваших книг, например, «Сентиментальное путешествие» (1971) и «Йоко, Моя Любовь» (1978), документируют вашу личную жизнь с покойной женой. «Сентиментальное путешествие» вызвало массу внимания к честным изображениям повседневной жизни, которые подобны снимкам из семейного альбома. Эти фотографии, особенно те, на которых вы с Йоко занимаетесь сексом, вполне красноречивы. Что подтолкнуло вас к решению опубликовать настолько личные изображения? Вы рассматривали их как эпатажные? Был ли это способ привлечь внимание к своему творчеству? Как ваша жена Йоко отнеслась к такому физическому и эмоциональному обнажению? Можно ли сказать, что она была вашей единомышленницей?
Н.А.: Я не намеревался никого шокировать. Это было «естественное побуждение». Только художники без таланта пытаются шокировать людей. Это оказалось сенсационным, потому что показ наготы (гениталий) был под запретом (в Японии). Что касается моего медового месяца, то я принялся фотографировать сразу, как только началась наша поездка, когда мы сели в поезд и занялись сексом. Это то, что все делают в медовый месяц, так что здесь нет ничего особенного.
В то время, когда вышла книга, людей больше заботил секс. Теперь он их меньше волнует.
Когда «Сентиментальное путешествие» было опубликовано, Йоко принесла книгу в офис, где она работала. Она продавала её своим коллегам и даже боссу.
Мне повезло с женщинами. Я не великий фотограф, но у меня были такие великолепные модели как Йоко и Каори.
К.: Вас считают фотографом, который точно умеет общаться с субъектом съёмки. Как вы к ним относитесь? Что вы им говорите? Вы всегда используете одни и те же методы при работе с моделями?
Н.А.: Это зависит от многого. Я разговариваю с ними, когда фотографирую, подбадриваю беседой.
К.: Вы когда-нибудь использовали цифровой фотоаппарат?
Н.А.: Нет, цифровые фотокамеры для глупых людей. Снимки, сделанные цифровым фотоаппаратом, передают лишь мгновение. Цифровая камера копирует присутствие реальности. Что видите, то и получаете. Но в процессе проявки плёнки или серебряно-желатиновой печати в кадре может что-то ещё появиться. Возникают сентиментальные чувства в таких снимках. Это своего рода «тайна», связанная с процессом использования плёночной фотокамеры. Я не чувствую температуру тела субъекта в цифровом изображении. В нём нет телесности. Цифровая фотокамера превращает фотографа в робота, лишает чувств.
К.: Некоторые из ваших работ изысканно составлены; другие выглядят как случайные кадры. Можете рассказать, как вы фотографируете? Знакомы ли вы с работами Роберта Франка?
Н.А.: Я вообще не думаю о фотографиях Роберта Франка. Он хотел показать свой интеллект и идеи через свои фото. Его работы об общественном сознании или социальной реальности. Но я не снимаю о социальном сознании. Например, у фотографий Франка, снятых из окна автобуса, высокая точка обозрения, как вид на город с высоты птичьего полёта. Вот таким он стал наблюдателем общества. А я снимаю из окна такси, с очень низкой точки. Это могут быть люди крупным планом. Что я вижу из окна такси, так это женские попки.
К.: Вопрос о продуктивности. Вы всегда планируете делать много фотографий?
Н.А.: Это образ жизни. Фотографирование похоже на сердцебиение и дыхание. Звук нажатия кнопки затвора, как стук сердца. Я вообще не думаю о производительности. Я просто снимаю саму жизнь. Это очень естественно для меня. Для фотографа момент, когда снимается кадр, – самый волнующий.
К.: Сколько книг вы опубликовали?
Н.А.: Более четырехсот. Это как диарея. Когда я снимаю фотографии, сразу их публикую, чтобы не было запора.
К.: Вы осознаёте собственную смертность? Каким будет ваш последний снимок? Кто сфотографирует вас, когда вы умрёте? Вы не задумывались о таких вещах?
Н.А.: Я сделаю собственную фотографию в гробу с помощью цифрового фотоаппарата в первый раз. Думаю, смерть не даёт мне покоя. Бог смерти приближается, но я ещё далеко от него, потому что ко мне приехала богиня из Нью-Йорка (указывает на журналистку). Злой дух убежал из-за вас.
(Полное интервью с Нобуёси Араки на quod.lib.umich.edu).
Леди Гага: Он не фотографировал мою внешность, он фотографировал мою душу.
Во время съемок была использована традиционная японская техника связывания сибари, отличающаяся повышенной сложностью и эстетичностью обвязок. Это один из любимых сюжетов Араки, присутствующий на многих его работах.
Араки: Это было по-настоящему сильно. Леди Гага очень втянулась в процесс. Она потребовала веревки и сказала: «Свяжи меня!»
Леди Гага: Меня связывал персональный мастер бандажа Араки, несколькими веревками и японскими узлами.
Араки: Когда люди узнают, что Леди Гага специально приехала в Японию, чтобы я ее сфотографировал, это для них настоящий сюрприз, так?
Леди Гага: Для меня честь быть первой американской женщиной, которую он снимал, и второй поп-звездой, в компании с Бьорк.
Позже, помимо основных фотографий для журнала, в интернете также появились и полароидные снимки, сделанные во время фотосессии.
Леди Гага: Мы провели всю ночь с Араки и его друзьями в закрытом баре, которым он владеет уже больше 20 лет и где обычно демонстрирует свои работы. Там он тоже делал полароидные снимки.
Эта фотосессия была сделана еще в 2009 году для третьего номера японской версии журнала Vogue Hommes, но до сих пор будоражит сердца многих мужчин, причем не только японских.
Смотрите также: Похоть, желание и страсть: тайная жизнь японских секс-отелей
Источник: Cultura Inquieta
Араки, Нобуёси — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Араки.Нобуёси Араки (яп. 荒木 経惟 Араки Нобуёси, 25 мая 1940 (1940-05-25)) — японский фотограф. Широкую известность получил благодаря зачастую провокационным и нарушающим табу японского общества работам на стыке эротики и порнографии. Несмотря на эпатажность, отдельными критиками называется продолжателем классической японской традиции сюнга, ставшей в эпоху Эдо жанром эротического укиё-э[5].
Биография
[6]
Детство, университетские годы, работа в «Дэнцу» (1940 — 1972)
Родился в районе Минова токийского округа Тайто в 1940 в семье Тётаро Араки (ум. в 1967) и его жены Кин (ум. в 1972), занимавшихся торговлей гэта. В семье был пятым ребенком из семи (три брата и три сестры). Свою первую камеру (модель «Baby Pearl») он получил в 12 лет от отца, бывшего квалифицированным фотографом-любителем. Первые фотоопыты пришлись на школьные экскурсии, в которых участвовал юный Араки.
В 1959 году поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. Получил степень бакалавра (тема дипломной работы: «Фотографии детей дома», 1963) и начал работать фотографом в рекламном агентстве «Дэнцу». В 1964 году получил свою первую награду, премию журнала «Тайё» за сборник фотографий школьников младших классов «Саттин» (яп. サッチン). В следующем году в Токио состоялась первая персональная выставка работ Араки, темой которой вновь оказались маленькие школьники.
В 1970 году собственноручно издал ограниченным тиражом (25 тетрадей, 70 экземпляров каждая) свой первый альбом «Отксерокопированные фотографии» (ゼロックス写真帖), который разослал друзьям, критикам и случайным людям, адреса которых он произвольно выбрал из телефонной книги. Темой фотоальбома стали лица рядовых жителей Токио. В том же году организовал «программную» выставку, озаглавленную «Манифест сюр-сентиментализма №2: Правда о Мари Кармен», где были продемонстрированы фотографии увеличенных женских половых органов.
В «Дэнцу» Араки познакомился с работавшей там секретаршей Ёко Аоки, на которой женился в 1971 году. Фотографии, сделанные во время медового месяца, вышли в форме альбома «Сентиментальное путешествие» (яп. センチメンタルな旅), выпущенного на средства самого автора тиражом 1000 экземпляров. Часть тиража была распродана супругой Араки среди сотрудников «Дэнцу». Вместе с четырьмя единомышленниками, объединёнными творческим кредо «Фотография — это копия», в том же году Араки организовал творческое объединение «Союз копировщиков. Гэрибара 5» (яп. 複写集団ゲリバラ5).
В конце года Араки посетил тогда ещё оккупированную США Окинаву, а в 1972 году уволился из «Дэнцу», полностью посвятив себя художественной фотографии.
1973 — 1990
В 1974 году совместно с другими ведущими послевоенными японскими фотографами (Сёмэй Томацу, Дайдо Морияма, Эйко Хосоэ, Масахиса Фукасэ и Нориаки Ёкосука) организовал фотошколу, где принял участие в ряде мастер-классов, а также, в 1976, выступил в качестве редактора ежеквартально выпускавшегося школой журнала в номере, посвящённом женским фотографиям. В том же году школа прекратила существование, а Араки вместе с десятью учениками организовал свою собственную (просуществовала до 1979 года). В 1978, Араки с супругой перебрался из своего родного Минова в городок Комаэ, расположенный на юге Токио.
В 1979 Араки отправился в Нью-Йорк для открытия выставки «Japan: A Self-Portrait», проводимой при поддержке Международного Центра Фотографии. В том же году в эротическом журнале «S&M Снайпер» была опубликована первая серия его бандаж-фотографий. В 1980 Араки в качестве фотографа принял участие в работе на фильмом «Цыганские напевы» (яп. ツィゴイネルワイゼン) культового японского режиссёра Сэйдзюн Судзуки.
В 1981 Араки открыл свою собственную компанию «Араки» (яп. アラーキー). В том же году Акира Суэи начал издание журнала «Сясин дзидай», получившего в мире японского фото-андерграунда большой резонанс в 80-х годах: своей известностью журнал был во многом обязан фотографиям Араки, тре серии которых появились там уже в самых первых номерах. Год также ознаменовался режиссёрским дебютом Араки в фильме «Псевдо-дневник школьницы старших классов» (яп. 女高生偽日記). В честь десятилетней годовщины супружеской жизни вместе с Ёко отправился в путешествие, посетив Париж, Мадрид и Буэнос-Айрес.
В 1982 году Араки открыл новый офис своей компании, дав ему название «Фотоклиники» (яп. 写真診察所), вместе с писателем Кэндзи Накагами посетил Южную Корею, а также переехал в токийский округ Сэтагая, где проживает и до сих пор.
В 1986 году Араки начал эксперименты в созданном им стиле слайд-шоу, получившем названием «Аракинэма» (яп. アラキネマ). Для демонстрации фотографий в «Аракинэма» одновременно использовалось два проектора, которыми управляли ассистировавшие Араки его коллеги, Сиро Тамия и Нобухико Ансай (впоследствии в 1988 они троём создали объединение «AaT Room»). В 1988 вокруг «Сясин дзидай» разгорелся крупный скандал, в связи с которым журнал был вынужден прекратить своё существование: приказом полиции были изъяты все копии апрельского номера на основании обвинения в публикации порнографии, которой были сочтены фотографии Араки. Сам Араки также был задержан и давал показания в полицейском участке.
27 января 1990 года в возрасте 42 лет умерла жена фотографа Ёко. Наряду с этой трагедией год принёс Араки всеяпонское признание: он был удостоен высших наград двух крупнейших национальных объединений фотографов. Также Араки продолжил своё сотрудничество с режиссёром Сэйдзюн Судзуки, выступив в роли фотографа на съёмках фильма «Юмэдзи».
Очерк творчества
На счету фотографа большое количество персональных выставок в Америке и во многих странах Европы. В Японии выставки Араки часто подвергаются закрытию, работы конфисковываются, а на фотографа накладываются штрафы. Но это не останавливает мастера и не уменьшает его популярности по всему миру и в Японии. За свою творческую жизнь Араки выпустил свыше 250 книг.
Араки ничего не скрывает о себе. Когда у его жены находят рак, он фотографирует её и делает передвижную выставку. Его любимые темы — цветы, небо, женщины и дети. Его фотографии цветов настолько неоднозначны, что их очень трудно назвать непорнографичными.
Избранные фотоальбомы
Ссылки
Примечания
Фотоэротика — Нобуёси Араки | BroDude.ru
Нобуёси Араки — японский фотограф, мастер «интимной» фотографии, один из самых востребованных азиатских фотографов в мире. Одни критики обвиняют эпатажные работы Араки в провокации и нарушении всех возможных табу, другие прославляют их как продолжение старинной японской традиции эротической гравюры сюнга.
Араки родился в 1940 году в Токио. Свою первую камеру — «Baby Pearl» — он получил в 12 лет в подарок от отца, который увлекался фотографией. В 1959 году будущий фотограф поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. А в 1963-м получил степень бакалавра и начал работать в рекламном агенстве «Дэнцу». Свою первую награду от журнала «Тайё» Араки получил годом позже за серию снимков школьников младших классов. В 1965 году в Токио состоялась первая персональная выставка фотографа, темой для выставки также стали фотографии детей.
В 1971 году вышел первый альбом Араки под названием «Сентиментальное путешествие».
В него вошли снимки с участием жены фотографа, сделанные во время медового месяца. С этого момента Араки окончательно определился со своими художественными предпочтениями и годом позже уволился из «Дэнцу», полностью посвятив себя «интимной» фотографии.
На счету фотографа большое количество персональных выставок в Америке и Европе, а вот в Японии Араки не единожды был обвинен в порнографии. Его выставки закрывали, фотографии конфисковали, изымали весь тираж книг. Однако скандалы, как известно, только способствуют укреплению славы.
Сегодня Араки — живой классик, а неоднозначная реакция публики, которую до сих пор вызывают его снимки, только способствует поддержанию интереса к его работам.
Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki) – один из самых знаменитых, эпатажных и плодовитых мастеров фотографии в Японии и в мире. 75-летний фотограф за всю карьеру опубликовал более 400 фотосборников, начиная с альбома «Отксерокопированные фотографии», выпущенного в 1970. Годом позже он выпустил серию «Сентиментальное путешествие», которая состояла из интимных снимков, сделанных за время медового месяца фотографа и его жены.
Откровенные фотографии Нобуёси Араки часто расцениваются как порнография, что провоцирует конфликты с властями не только на родине фотографа, но и на Западе. Тем не менее, наибольшую известность ему принесли эротические и бандаж-фотографии, в которых некоторые критики находят продолжение классической японской традиции сюнга.
В этом интервью фотограф ответил на личные вопросы журналиста. Переводчики говорят, что никто не в силах точно перевести речь Нобуёси Араки, так как он часто шутит и отвечает каламбурами. Всё же беседа с фотографом получилась интересная, и гений эротической фотографии сам пролил свет на своё творчество.
Корреспондент: Больше всего меня интересует, как вы сумели настолько близко подобраться к своим моделям. Что это за метод?
Нобуёси Араки: Не спрашивайте! Я получил доступ через секс. Секс, как прелюдия к съёмке. А потом уже фото. Или наоборот.
К.: Вы занимаетесь сексом со всеми своими моделями?
Н.А.: Конечно, у меня был секс со всеми моими моделями. Это факт. Но сейчас я больше не могу этого делать. К сожалению.
К.: Ваш проект, документирующий квартал красных фонарей Токио в 1980-х, как показано в книге Tokyo Lucky Hole (1990), сопровождался интимным доступом к сексуальной практике проституток района и их клиентов. Вы первый человек, применивший подход с активным участием. Это сродни активному наблюдению. Что мотивировало вас к этому проекту?
Н.А.: Мне нужно было сломать барьер между собой и ими. Могу сказать, что я разрушил предыдущие традиции фотографии, которые подчеркивали объективность. В прошлом фотографы считали, что они должны устранить свой субъективизм как можно старательнее. Себя же я считаю «субъективным» фотографом. Я стараюсь подобраться как можно ближе к объекту, помесив себя в кадр. Такой подход лишает мои фотографии возможности называться произведением искусства. Снимки, сделанные другими, лучшие моих кадров [смеётся]. Иногда я даю свой фотоаппарат объекту съёмки, и моя модель меня фотографирует.
Когда в Токио появился клуб Lucky Hole, я посещал его с одним парнем. В разгар веселья я передавал свой фотоаппарат то женщине, то ему. Иногда он меня фотографировал. Таким образом, я получил различные виды кадров. Иногда фотографии ловили, что я не испытываю эрекцию.
К.: Тот, кто вас сопровождал, это был редактор Photo Age? Акира Суеи?
Н.А.: Редактор, но не этот. Со мной пришёл редактор Uwasa no Shinso. Он был активным участником, исполнял несколько ролей, и фотографировал, и роль заказчика играл. Современные редакторы для меня такого больше не сделают. Это было в 1980-х годах.
К.: Интригует тот факт, что вы переходите как в поле зрения объектива так и вне видимости, тем самым размывая границу между фотографом и субъектом съёмки. Такие фотографы как Нан Голдин и Ларри Кларк также появляются в своих работах. Как вы объясните публичное представление таких личных действий?
Н.А.: Для меня фотография (по определению) это открытие себя. И Кларк, и Голдин сосредоточили внимание на конкретных ситуациях и случаях. Я же пришёл в фотографию, потому что мне нравится изучать банальности жизни, обычные человеческие занятия. Я не преследую никаких особых тем.
К.: Несколько ваших книг, например, «Сентиментальное путешествие» (1971) и «Йоко, Моя Любовь» (1978), документируют вашу личную жизнь с покойной женой. «Сентиментальное путешествие» вызвало массу внимания к честным изображениям повседневной жизни, которые подобны снимкам из семейного альбома. Эти фотографии, особенно те, на которых вы с Йоко занимаетесь сексом, вполне красноречивы. Что подтолкнуло вас к решению опубликовать настолько личные изображения? Вы рассматривали их как эпатажные? Был ли это способ привлечь внимание к своему творчеству? Как ваша жена Йоко отнеслась к такому физическому и эмоциональному обнажению? Можно ли сказать, что она была вашей единомышленницей?
Н.А.: Я не намеревался никого шокировать. Это было «естественное побуждение». Только художники без таланта пытаются шокировать людей. Это оказалось сенсационным, потому что показ наготы (гениталий) был под запретом (в Японии). Что касается моего медового месяца, то я принялся фотографировать сразу, как только началась наша поездка, когда мы сели в поезд и занялись сексом. Это то, что все делают в медовый месяц, так что здесь нет ничего особенного.
В то время, когда вышла книга, людей больше заботил секс. Теперь он их меньше волнует.
Когда «Сентиментальное путешествие» было опубликовано, Йоко принесла книгу в офис, где она работала. Она продавала её своим коллегам и даже боссу.
Мне повезло с женщинами. Я не великий фотограф, но у меня были такие великолепные модели как Йоко и Каори.
К.: Вас считают фотографом, который точно умеет общаться с субъектом съёмки. Как вы к ним относитесь? Что вы им говорите? Вы всегда используете одни и те же методы при работе с моделями?
Н.А.: Это зависит от многого. Я разговариваю с ними, когда фотографирую, подбадриваю беседой.
К.: Вы когда-нибудь использовали цифровой фотоаппарат?
Н.А.: Нет, цифровые фотокамеры для глупых людей. Снимки, сделанные цифровым фотоаппаратом, передают лишь мгновение. Цифровая камера копирует присутствие реальности. Что видите, то и получаете. Но в процессе проявки плёнки или серебряно-желатиновой печати в кадре может что-то ещё появиться. Возникают сентиментальные чувства в таких снимках. Это своего рода «тайна», связанная с процессом использования плёночной фотокамеры. Я не чувствую температуру тела субъекта в цифровом изображении. В нём нет телесности. Цифровая фотокамера превращает фотографа в робота, лишает чувств.
К.: Некоторые из ваших работ изысканно составлены; другие выглядят как случайные кадры. Можете рассказать, как вы фотографируете? Знакомы ли вы с работами Роберта Франка?
Н.А.: Я вообще не думаю о фотографиях Роберта Франка. Он хотел показать свой интеллект и идеи через свои фото. Его работы об общественном сознании или социальной реальности. Но я не снимаю о социальном сознании. Например, у фотографий Франка, снятых из окна автобуса, высокая точка обозрения, как вид на город с высоты птичьего полёта. Вот таким он стал наблюдателем общества. А я снимаю из окна такси, с очень низкой точки. Это могут быть люди крупным планом. Что я вижу из окна такси, так это женские попки.
К.: Вопрос о продуктивности. Вы всегда планируете делать много фотографий?
Н.А.: Это образ жизни. Фотографирование похоже на сердцебиение и дыхание. Звук нажатия кнопки затвора, как стук сердца. Я вообще не думаю о производительности. Я просто снимаю саму жизнь. Это очень естественно для меня. Для фотографа момент, когда снимается кадр, – самый волнующий.
К.: Сколько книг вы опубликовали?
Н.А.: Более четырехсот. Это как диарея. Когда я снимаю фотографии, сразу их публикую, чтобы не было запора.
К.: Вы осознаёте собственную смертность? Каким будет ваш последний снимок? Кто сфотографирует вас, когда вы умрёте? Вы не задумывались о таких вещах?
Н.А.: Я сделаю собственную фотографию в гробу с помощью цифрового фотоаппарата в первый раз. Думаю, смерть не даёт мне покоя. Бог смерти приближается, но я ещё далеко от него, потому что ко мне приехала богиня из Нью-Йорка (указывает на журналистку). Злой дух убежал из-за вас.
Араки, Нобуёси — это… Что такое Араки, Нобуёси?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Араки.Нобуёси Араки (яп. 荒木 経惟 Араки Нобуёси?, 25 мая 1940(19400525)) — японский фотограф. Широкую известность получил благодаря зачастую провокационным и нарушающим табу японского общества работам на стыке эротики и порнографии. Несмотря на эпатажность, отдельными критиками называется продолжателем классической японской традиции сюнга, ставшей в эпоху Эдо жанром эротического укиё-э[1].
Биография
[2]
Детство, университетские годы, работа в «Дэнцу» (1940 — 1972)
Родился в районе Минова токийского округа Тайто в 1940 в семье Тётаро Араки (ум. в 1967) и его жены Кин (ум. в 1972), занимавшихся торговлей гэта. В семье был пятым ребенком из семи (три брата и три сестры). Свою первую камеру (модель «Baby Pearl») он получил в 12 лет от отца, бывшего квалифицированным фотографом-любителем. Первые фотоопыты пришлись на школьные экскурсии, в которых участвовал юный Араки.
В 1959 году поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. Получил степень бакалавра (тема дипломной работы: «Фотографии детей дома», 1963) и начал работать фотографом в рекламном агентстве «Дэнцу». В 1964 году получил свою первую награду, премию журнала «Тайё» за сборник фотографий школьников младших классов «Саттин» (яп. サッチン). В следующем году в Токио состоялась первая персональная выставка работ Араки, темой которой вновь оказались маленькие школьники.
В 1970 году собственноручно издал ограниченным тиражом (25 тетрадей, 70 экземпляров каждая) свой первый альбом «Отксерокопированные фотографии» (ゼロックス写真帖), который разослал друзьям, критикам и случайным людям, адреса которых он произвольно выбрал из телефонной книги. Темой фотоальбома стали лица рядовых жителей Токио. В том же году организовал «программную» выставку, озаглавленную «Манифест сюр-сентиментализма №2: Правда о Мари Кармен», где были продемонстрированы фотографии увеличенных женских половых органов.
В «Дэнцу» Араки познакомился с работавшей там секретаршей Ёко Аоки, на которой женился в 1971 году. Фотографии, сделанные во время медового месяца, вышли в форме альбома «Сентиментальное путешествие» (яп. センチメンタルな旅), выпущенного на средства самого автора тиражом 1000 экземпляров. Часть тиража была распродана супругой Араки среди сотрудников «Дэнцу». Вместе с четырьмя единомышленниками, объединёнными творческим кредо «Фотография — это копия», в том же году Араки организовал творческое объединение «Союз копировщиков. Гэрибара 5» (яп. 複写集団ゲリバラ5).
В конце года Араки посетил тогда ещё оккупированную США Окинаву, а в 1972 году уволился из «Дэнцу», полностью посвятив себя художественной фотографии.
1973 — 1990
В 1974 году совместно с другими ведущими послевоенными японскими фотографами (Сёмэй Томацу, Дайдо Морияма, Эйко Хосоэ, Масахиса Фукасэ и Нориаки Ёкосука) организовал фотошколу, где принял участие в ряде мастер-классов, а также, в 1976, выступил в качестве редактора ежеквартально выпускавшегося школой журнала в номере, посвящённом женским фотографиям. В том же году школа прекратила существование, а Араки вместе с десятью учениками организовал свою собственную (просуществовала до 1979 года). В 1978, Араки с супругой перебрался из своего родного Минова в городок Комаэ, расположенный на юге Токио.
В 1979 Араки отправился в Нью-Йорк для открытия выставки «Japan: A Self-Portrait», проводимой при поддержке Международного Центра Фотографии. В том же году в эротическом журнале «S&M Снайпер» была опубликована первая серия его бандаж-фотографий. В 1980 Араки в качестве фотографа принял участие в работе на фильмом «Цыганские напевы» (яп. ツィゴイネルワイゼン) культового японского режиссёра Сэйдзюн Судзуки.
В 1981 Араки открыл свою собственную компанию «Араки» (яп. アラーキー). В том же году Акира Суэи начал издание журнала «Сясин дзидай», получившего в мире японского фото-андерграунда большой резонанс в 80-х годах: своей известностью журнал был во многом обязан фотографиям Араки, тре серии которых появились там уже в самых первых номерах. Год также ознаменовался режиссёрским дебютом Араки в фильме «Псевдо-дневник школьницы старших классов» (яп. 女高生偽日記). В честь десятилетней годовщины супружеской жизни вместе с Ёко отправился в путешествие, посетив Париж, Мадрид и Буэнос-Айрес.
В 1982 году Араки открыл новый офис своей компании, дав ему название «Фотоклиники» (яп. 写真診察所), вместе с писателем Кэндзи Накагами посетил Южную Корею, а также переехал в токийский округ Сэтагая, где проживает и до сих пор.
В 1986 году Араки начал эксперименты в созданном им стиле слайд-шоу, получившем названием «Аракинэма» (яп. アラキネマ). Для демонстрации фотографий в «Аракинэма» одновременно использовалось два проектора, которыми управляли ассистировавшие Араки его коллеги, Сиро Тамия и Нобухико Ансай (впоследствии в 1988 они троём создали объединение «AaT Room»). В 1988 вокруг «Сясин дзидай» разгорелся крупный скандал, в связи с которым журнал был вынужден прекратить своё существование: приказом полиции были изъяты все копии апрельского номера на основании обвинения в публикации порнографии, которой были сочтены фотографии Араки. Сам Араки также был задержан и давал показания в полицейском участке.
27 января 1990 года в возрасте 42 лет умерла жена фотографа Ёко. Наряду с этой трагедией год принёс Араки всеяпонское признание: он был удостоен высших наград двух крупнейших национальных объединений фотографов. Также Араки продолжил своё сотрудничество с режиссёром Сэйдзюн Судзуки, выступив в роли фотографа на съёмках фильма «Юмэдзи».
Очерк творчества
На счету фотографа большое количество персональных выставок в Америке и во многих странах Европы. В Японии выставки Араки часто подвергаются закрытию, работы конфисковываются, а на фотографа накладываются штрафы. Но это не останавливает мастера и не уменьшает его популярности по всему миру и в Японии. За свою творческую жизнь Араки выпустил свыше 250 книг.
Араки ничего не скрывает о себе. Когда у его жены находят рак, он фотографирует её и делает передвижную выставку. Его любимые темы — цветы, небо, женщины и дети. Его фотографии цветов настолько неоднозначны, что их очень трудно назвать непорнографичными.
Избранные фотоальбомы
Ссылки
Примечания
- ↑ Klose, T. Arakimentari (документальный фильм, 2004).
- ↑ Сост. по Araki / Jerome Sans. — Cologne: Taschen, 2007. — 560 p. — ISBN 978-3-8228-3823-5
Nobuyoshi araki — Wikipedia, la eniclopedia libre
Википедия todavía no tiene una página llamada «Nobuyoshi araki».
Busca Nobuyoshi araki en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия) | |
Wikiquote (citas) | |
Wikisource (библиотека) | |
Wikinoticias (noticias) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (imágenes y multimedia) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Wikidata (дата) | |
Википедии (виды) |
- У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, в том числе и в Википедии, и в переводе на новую страницу.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Nobuyoshi araki» и текст статьи из Википедии.
- Консультация по художественному оформлению «Nobuyoshi araki».
- Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Нобуйоши араки».
- Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка.
- Ten en cuenta también que:
- Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Эсбозо» -.
- Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
Нобуёси Араки
Новости
Новости
dernières news
Björk Signeun une Tribune Sur la Вопрос окружающей среды
Une date Supplémentaire for la Tournée Björk Orkestral
Заготовки для концертов Björk Orkestral
проектов Björk évoque ses futurs
Björk Orchestral — 3 концертных концерта на острове Исландия
Тем
альбом
приложение
аудио
банд оригинал
бьорк.фр
бокссет
caritatif
кассетный аудио
кд
церемоний
сотрудничество
концерт