Модель диор русская: Алла Ильчун: муза Диора с непростым характером

Автор: | 03.06.1978

Алла Ильчун: муза Диора с непростым характером

Фотографии из открытых источников

Эмигрантка, покорившая французский бомонд, почти неизвестна на своей исторической родине.

Все началось с картины

Художник Леон Цейтлин в середине 20-го века запечатлел таинственный образ Аллы Ильчун на своем полотне. Совсем недавно картина живописца была продана в обычном антикварном магазине Парижа нашему соотечественнику Берлину Иришеву, проживающему уже долгое время в Париже и возглавляющему Ассоциацию казахстанцев во Франции. Этим летом картина в течение месяца выставлялась в Музее искусств имени Кастеева.

Почему этот портрет уникален?

«Просто он оказался единственным в жизни Аллы, — констатирует Иришев. – Когда она была моделью, ее окружали десятки известных фотографов, и ни одному художнику не приходила в голову смелая идея пригласить ее в мастерскую или попросить позировать в перерывах между дефиле». По утверждению Берлина Иришева, появление этого портрета объясняется особым отношением Аллы к художнику, который имел схожую с ней судьбу.

Фотография из аккаунта Берлина Иришева в Facebook

«Надо было ответить на множество вопросов, которые появились в связи с презентацией картины, — говорит Иришев. — Многих интересовали подробности судьбы знаменитой модели до Диора и после: ее среда общения, успехи и разочарования, замужество, семья и дети…»

С его слов, Ассоциация казахстанцев во Франции уже располагает эксклюзивным досье Аллы Ильчун, в этом им также помогло сотрудничество с экспертами домов моды Кристиана Диора и Ив Сен-Лорана.

«Сейчас мы уже знаем интересные события и факты из ее личной жизни, но следует признать, что каждый новый штрих давался нам в результате продуманного поиска и упорных усилий, — добавляет владелец картины. — Сегодня перед нами раскрывается интересная, а местами драматическая история личности, которая требует новых ответов».

Начиная с 1949 года все известные печатные издания Франции, Англии, США, Бразилии, Японии и даже Австралии пестрили фотографиями и заметками о грациозной модели китайского происхождения Алле Ильчун, ставшей музой для начинающего в то время французского модельера Кристиана Диора.

«Вы бы видели, как на Аллу смотрели итальянские модели, проходя по подиуму мимо нее — презрение и зависть читались в их глазах», — такой отзыв о дефиле Аллы Ильчун во Флоренции мы нашли в архивах американских газет», — рассказывает Иришев.

Журналист издания Women’s Wear Daily в 1963 году писал: «Аллу встретили овацией. ЕЕ ТАИНСТВЕННАЯ АУРА задала тон всему показу. Она меня так ОЧАРОВАЛА, что я едва не слетел со стула».

В одних источниках о родителях Аллы писали, что её мать китаянка, а отец русский; в других, что отец китаец, а мать русская. Кто-то называл ее харбинкой, а кто-то маньчжуркой.

В официальных документах Алла Ильчун действительно была записана как китайская подданная, французское гражданство ей удалось получить только в 1967 году.

«Остается до сих пор загадкой, почему она так долго скрывала свои казахские корни», — недоумевает Иришев.

Однако к концу своей жизни Алла все-таки призналась в интервью известному российскому искусствоведу Александру Васильеву в том, что ее отец — сын казахского бая родился в Алма-Ате, а мать — уроженка Петербурга, по происхождению русская.

Позже аналогичную информацию Алла передала еще одному французскому биографу-журналисту, который затронул эту тему в своей книге о красоте и моде.

Французский журнал L’officiel, по случаю 70-летия Дома моды DIOR, также признал этот факт, напечатав краткую заметку о музе известного кутюрье: «Мать Аллы — русская, а отец — казах».

Родители Аллы

Многое из биографии Аллы Ильчун пока остается нераскрытым. Однако найдены сведения, подтверждающие, что ее отец Жуанхан (из других источников — Хуанхал) родился в 1897 году в семье зажиточного казахского бая. Получил образование инженера и в середине 20-х годов прошлого столетия был командирован на строительство железной дороги в Харбин. Там он встретил юную красавицу русского происхождения Тамару, в которую влюбился. Несмотря на 13-летнюю разницу в возрасте, Жуанхан покорил сердце 16-летней Тамары и вскоре женился на ней. У пары родилась дочь Алла.

Через несколько лет в Маньчжурии произошла японская интервенция. В 1935 году Жуанхан решил перевезти свою семью по железной дороге в Шанхай. В это время в перестрелке погибла родная сестра Тамары, однако Жуанхан успел посадить жену и дочь на норвежский корабль, отплывающий во Францию. Это произошло в 1936 году, ровно за год до того, как японцы ввели запрет на отход кораблей из Шанхая.

Дальнейшая судьба Жуанхана до сих пор неизвестна: существует предположение, что в период с 1936-1937 год он был схвачен и уничтожен большевиками из-за своей принадлежности к богатому роду; по другой версии Жуанхан пал жертвой ГУЛАГа в Караганде.

Прибыв во Францию, Тамара долгое время не могла устроиться на работу: её шанхайский диплом дантиста здесь не принимали. Однако, вспомнив, что когда-то она профессионально увлекалась пением, женщина поступила в парижскую консерваторию и успешно окончила ее. «Есть доказательство, что Тамара даже спела в опере «Пиковая дама», приуроченной к 100-летию великого композитора Чайковского, — уточняет Берлин Иришев. — Потом она давала концерты в русском сообществе и подрабатывала ресторанах».

Также имеются сведения, что Тамара вышла замуж во второй раз.

Фотография с сайта kulturologia.ru

Муза с непростым характером


Во время Второй Мировой войны Алла Ильчун вступила в отряд французских партизан и участвовала в боях наряду с княгиней Кропоткиной и дочерью известного композитора Скрябина. В архивных данных были найдена информация о том, что Алла участвовала в Сопротивлении. «Она одновременно исполняла роль связной и медсестры, — рассказывает доктор исторических наук Гульмира Мендикулова. — Есть также сведения, что она помогала выхаживать раненых солдат в поместье княгини Волконской, где был организован мини-лазарет».

После войны Алла Ильчун устроилась работать посудомойщицей в один из парижских ресторанов. В то же самое время еще малоизвестный модельер Кристиан Диор только начинал устраивать показы своих модных коллекций для «высшего сообщества». Алла, сопровождавшая подругу на показ молодого кутюрье, попала в поле его зрения. Восхищенный ее грацией и тонкой талией в 47 сантиметров, Диор пригласил девушку участвовать в дефиле, и уже вскоре она стала одной из его главных муз.

Модельер восхищался Аллой на протяжении всей жизни, прощая ей любые шалости и закрывая глаза на ее непростой характер.

«Из найденных газетных вырезок мы узнали об инциденте, который произошел во время демонстрации коллекции в Нью-Йорке, — рассказывает Иришев. — Алла тогда дала интервью местным изданиям, где резко отозвалась об американских мужчинах, что не могло не взбудоражить весь западный мир».

Разъяренный Диор на следующий день отозвал Ильчун обратно во Францию. Американская пресса писала о закате карьеры знаменитой манекенщицы из-за откровенности, которую та позволила себе по отношению к мужской половине населения.

Но уже через день Алла, как ни в чем не бывало, снова вернулась на подиум. Диор понимал, что она его источник успеха, ведь платья после ее показов отправлялись в гардеробы известных актрис — в их числе была и Марлен Дитрих, жен монархов и других светских дам.

Уникальность Аллы состояла еще и в том, что она свободно владела шестью языками (английским, французским, немецким, итальянским, испанским, русским) и могла не просто демонстрировать одежду, а еще и подробно рассказывать о ее крое, пошиве и разных модных тенденциях.

Позже благодаря ей в Европе появилась тенденция рисовать стрелки на глазах, что сделало ее прародительницей «кошачьих глаз».

С Кристианом Диором «восточная жемчужина» (как ее называли современники) проработала бок о бок на протяжении 20 лет, а после его смерти еще десятилетие провела на подиуме в нарядах от Ив Сен-Лорана.

Личная жизнь

Первым мужем Аллы Ильчун был известный ученый польского происхождения, доктор политических и экономических наук, граф Майк де Дюльмен. В браке с ним у Аллы родился сын Марк.

Уже в юношеском возрасте Марк увлекся фотографией, как и его отец, который за время совместной жизни с моделью сделал множество красивых снимков с её изображением. По неизвестным причинам большинство из них были утеряны.

Сейчас единственный наследник Аллы Ильчун и графа де Дюльмена работает в одной из парижских редакций в качестве фотографа-фрилансера. Известно, что долгие годы Марк служил в армии на Ближнем Востоке (Иран, Афганистан), где дослужился до звания кадрового офицера.

«Не так давно Марк де Дюльмен стал почетным членом Ассоциации казахстанцев в Париже, — сообщил ее президент Иришев. — Марк признался, что для него большая честь быть среди «своих» по линии деда и теперь мечтает посетить его родину — Казахстан».

Берлин Иришев и Марк де Дюльмен. Фотография из аккаунта Берлина Иришева в Facebook.

Муза Диора умерла от сердечного приступа 8 марта 1989 года в возрасте 63 лет. За день до своей смерти Алла каталась на лыжах вместе со своим вторым мужем Игорем Мухиным, а на следующее утро её не стало.

Отпевали диву в соборе Невского в Париже как Аллу Мухину. Она похоронена на кладбище Иври-сюр-Сен, на могильной плите не указано ни даты рождения, ни даты смерти.

Сейчас Берлином Иришевым на основе собранной информации написана полная биография Аллы Ильчун, которая будет издана в конце января будущего года на русском языке и презентована в городе Алматы. Чуть позже ожидается ее публикация на французском и английском языках. По мотивам книги готовится к показу документальный фильм о жизни выдающейся модели, его выход приурочен к 30-летней годовщине смерти Аллы Ильчун – началу марта 2019 года.

как посудомойка русско-казахского происхождения стала музой Кристиана Диора и Ива Сен-Лорана

«Восточная жемчужина» Дома Dior

Антон Гулевский Редактор моды

Сегодня модная индустрия живет по всем принципам diversity — и ни один показ или рекламная кампания не обходятся без моделей разной расы и возраста. 75 лет назад все было совсем иначе. Модель азиатской внешности на парижском подиуме была не то что редкостью — исключением из всех правил. Но даже это обстоятельство — не самое необычное в судьбе Аллы Ильчун. Рассказываем историю «восточной жемчужины» Дома Dior, которая первой сломала все стереотипы о моделях и ввела моду на макияж со стрелками.

Алла Ильчун на показе Christian Dior, 1954

@focusonthefrock

Алла Ильчун в вечернем платье Artamène от Christian Dior, 1954

@radiantlydead

Конец 90-х и начало 2000-х были временем полного доминирования русских девушек в модельном бизнесе. Но не все знают, что еще в середине прошлого века на парижских подиумах блистала первая звезда русско-казахского происхождения — Алла Ильчун. Она была любимой моделью и настоящей музой сначала Кристиана Диора, а затем и Ива Сен-Лорана — но изначально ничего в ее судьбе не предвещало такого успеха. Она родилась в китайском Харбине, в семье казахского железнодорожника Қуантхана Елшына и русской оперной певицы Тамары Михайловой. Когда в Маньчжурии произошла японская интервенция, семья решила бежать в Париж — но отец Аллы не смог отправиться туда вместе с женой и дочерью. Его дальнейшая судьба неизвестна — есть версия, что при очередной попытке побега он пал жертвой ГУЛАГа в Караганде. В итоге до французской столицы добрались лишь мать и дочь — и поначалу их жизнь там вовсе не была похожа на сказку.

На кастинг в Дом Кристиана Диора она пришла поддержать подругу. Пока она ждала в коридоре, ее подозвала одна из сотрудниц — и сказала, что ее желает видеть сам месье Диор

Тамара пела в местном кабаре, а Алла и вовсе вынуждена была пойти посудомойкой в один из парижских ресторанов. Впрочем, она никогда не унывала: просто была уверена, что рано или поздно все будет хорошо. Во время Второй мировой будущая муза Дома Dior успела побыть медсестрой и связисткой в рядах французского партизанского сопротивления. Удача улыбнулась ей, как это часто бывает, по чистой случайности. На кастинг в Дом начинающего кутюрье Кристиана Диора она пришла поддержать подругу. Пока она ждала в коридоре, ее подозвала одна из сотрудниц — и сказала, что ее желает видеть сам месье Диор. Аллу переодели в платье, накрасили губы красной помадой, сняли мерки и сказали ждать звонка. И звонок очень скоро раздался — ей сообщили, что она прошла отбор.

@pamology

@julen_morras_azpiazu

С тех пор с Диором они не расставались — вместе они проработали целых 11 лет, до самой его смерти. Великий кутюрье ценил модель не только за кошачью грацию и осиную талию (всего 47 сантиметров в обхвате!). Он называл ее своим «талисманом» — и считал, что Ильчун приносила ему удачу. Необычная восточная красота девушки действительно привлекала к себе немало внимания — а платья, которые она показывала на подиуме, непременно становились хитами продаж. Алла была трендсеттером еще и в бьюти-индустрии: именно она ввела в моду стрелки, которыми любила подчеркивать свой красивый разрез глаз. Сегодня бы ее назвали настоящим амбассадором Дома: она не только блестяще носила платья Dior на показах и съемках, но и свободно рассказывала о них на шести (!) языках — английском, французском, немецком, итальянском, испанском и русском.

Алла была трендсеттером еще и в бьюти-индустрии: именно она ввела в моду стрелки, которыми любила подчеркивать свой красивый разрез глаз

«Восточная жемчужина» Диора завершила свою карьеру уже после прихода в Дом Ива Сен-Лорана. Но не потому что резко оказалась невостребованной — просто не захотела сниматься и выходить на подиум, когда сама заметила первые признаки старения. Зато после этого осталась масса ее снимков, сделанных лучшими фотографами того времени — включая ее первого супруга, штатного фотографа Dior Майка де Дюльмена. И они способны рассказать историю этой удивительной женщины лучше любых слов.

Кристиан Диор В Советской России

Фотогалереи

Когда французская мода вторглась в СССР

1 Местный житель в Кремле загорается, когда модель Dior вручает ей цветы.

2 Иностранные гости рассматривают щеголеватого советского джентльмена, направляющегося в церковь в дождливый день.

3 Модель прогуливается по оживленному московскому универмагу ГУМ.
Эти снимки запечатлели 19 июня59 визит в Москву группы моделей, демонстрирующих последние
силуэтов от легендарного французского модного дома Christian Dior.

4 Основной целью поездки была серия показов мод (на фото), поскольку СССР начинал открываться миру после смерти Иосифа Сталина.

5 Сообщается, что показы были разрешены Кремлем после нескольких месяцев переговоров, чтобы использовать
«иностранный опыт для улучшения советского производства».

6 Но самые яркие снимки были сделаны, когда три модели исследовали Москву как LIFE 9.Фотограф журнала 0015 Говард Сочурек заснял это приключение.

7 А также использовать экзотические фоны для постановочных фото…

8 …Сочурек запечатлел откровенное общение с советской публикой.

9 Некоторые местные жители, казалось, настороженно относились к эффектным иностранцам. Этот советский солдат и ребенок продвинулись по прямой
через линию французов.

10 Но этот способный моряк с радостью присоединился к веселью.

11 Модель Коука Денис собирает толпу во время поездки. Позже Денис сказал, что некоторые люди «трогали нас пальцами, чтобы убедиться, что мы настоящие, чтобы убедиться, что мы не куклы».

12 Модели прогуливаются по рынку после покупки букетов цветов. Никита Хрущев,
советский премьер в то время, по-видимому, видел место для моды, даже когда он выступал против «излишеств» в архитектуре.

13 Элегантные посетители пытаются следить за дискуссией с участием государственного служащего. В 1964 г. Хрущев
заявил, что «трудящиеся хотят приобретать одежду и обувь модного фасона, красивого цвета, соответствующие сезону и моде. Это хорошо».

14 Местные женщины осматривают антураж. В то время качественное платье в Советском Союзе стоило около
двухнедельных окладов среднего рабочего.

15 Советские дизайнеры одежды проявляли живой интерес к французским домам моды, особенно к Диору.

16 Две модели выходят из монастыря. Ведущий советский модельер одежды выделил Dior как фирму
«высшего уровня» и, с оглядкой на советские идеологические нравы, заявил, что в его коллекциях нет ничего, «что было бы для нас неприемлемо».

17 Две местные женщины наблюдают, как модели прогуливаются по универмагу ГУМ
, через площадь от Кремля.

18 Коука Денис в вечернем платье Dior. В то время модный дом возглавлял 23-летний Ив Сен-Лоран, который впоследствии основал собственную компанию.

19 Одна из моделей внутри церкви. Советские власти подавляли практически все конфессии, но некоторым церквям разрешили действовать. В 2009 году Денис сказал о советском приключении, что «я был очень счастлив быть там … Открыть для себя другой мир, который я не смог бы увидеть самостоятельно».

Амос Чаппл

Амос Чаппл — новозеландский фотограф и исследователь изображений, проявляющий особый интерес к бывшему СССР

[email protected] org

Делиться

По следам высокой моды в Советском Союзе — Пушкинский Дом

В 1959 году парижский дом моды Dior пронес свои последние творения через самое сердце Советского Союза. Кэтрин Петти подробно рассказывает об этой сцене, исследуя культурную и политическую сцену вокруг этого экстраординарного шоу, которое было запечатлено на снимках американским фотографом Говардом Сочуреком.

В середине июня 1959 года на улицах центра Москвы развернулось зрелище. Три зрелища, если быть точным: трио моделей, приехавших в город на показ мод Christian Dior, дефилировали по Красной площади. Такую презентацию парижский дом проводил в Советском Союзе впервые, и новизна отражалась в восхищенных лицах советских граждан, наблюдавших за явлениями, украшавшими их тротуары.

Снаружи Успенского собора
Говард Сочурек/LIFE Picture Collection/Getty Images

Толпа теснится у универмага ГУМ
Howard Sochurek/LIFE Picture Collection/Getty Images

Мужчины-поклонники окружают трио
Говард Сочурек/LIFE Picture Collection/Getty Images

Американский фотограф Говард Сочурек задокументировал сцену для Журнал Life . Выражения благоговения и взаимодействия между моделями и гражданами были увековечены отчасти из-за политического контекста показа Dior: 1959 год был годом, когда Коммунистическая партия сняла запрет на показы мод, освобождение, которое было частью оттепели. это было на его пике при лидере партии Никите Хрущеве. Большинство из 11 000 билетов на показ были выделены советским дизайнерам и верхушке партии, демографическому составу, который ознаменовал слияние эстетики и политики в советской сфере моды.

Показ мод в самом разгаре во Дворце Советов
Говард Сочурек для журнала Life, Flickr

Коука Денис во время превью
Ховард Сочурек для журнала Life , Flickr

Тем не менее понятие роскоши в Советском Союзе имело неопределенное присутствие, особенно когда дело касалось дизайна одежды. Предсказуемые обвинения в буржуазной избыточности соперничали с упором на роль эстетики в передаче социалистической идеологии. В своем аргументе в пользу приоритета рациональных потребностей общества над «вторичными потребностями» — интерпретируемыми как желания — меньшинства, советский экономист А. Браверман теоретизировал против места моды в плановой экономике. Но власть имущие также признавали важность искусства в строительстве советского общества. Помимо орнаментальных работ таких художников, как Казимир Малевич, идея «индустриального искусства» ( прозискусство ). Это украшение повседневности идеологической эстетикой нашло естественное место в дизайне одежды. Портниха Надежда Ламанова, которая создавала модели для Императорского двора и училась в Париже, прежде чем вернуться в Россию, чтобы стать выдающимся теоретиком советской моды, сделала промышленное искусство отличительной чертой своей работы в Мастерских современного платья и Центральном институте моды. Швейная промышленность. Наследие Ламановой проявилось в работах ее учеников, окончивших Московский Дом дизайна одежды и получивших дальнейшее обучение у известных художников-нонконформистов и художников-абстракционистов тому, как привнести художественное чутье в свои модели.

По прошествии десятилетий феномен «культурности» ( культурность ), возникший в конце 1930-х годов, оказал дальнейшую поддержку моде, на этот раз в погоне за хорошим вкусом. В отличие от западной моды, которую громко отвергали как преувеличенную и показную, упор на фундаментальную рациональность советской моды оправдывал ее заботу об эстетике. Однако в 1950-х годах зарождающаяся оттепель и ее пропаганда советского сосуществования с Западом позволили советским дизайнерам посещать французские дома моды в образовательных целях. Гастроли компании Dior, которую в то время возглавлял молодой Ив Сен-Лоран, несомненно, вызывали у советских дизайнеров головокружение от восхищения, поскольку они просили повторных визитов во имя обогащения. Неудивительно, однако, что непрактичность массового производства не позволила такой роскоши достичь большинства граждан, признание, которое привело к расколу Дома дизайна одежды на два оперативных отдела: обычная швейная промышленность и «перспективный дизайн» — экспериментальное занятие дизайном. ради дизайна.

Послевоенный New Look от Dior с его юбками А-силуэта, костюмами «Bar» с приталенными жакетами и длинными тканями, образующими каждую идеальную складку платья «Chérie», олицетворял собой избавление от бережливости военного времени. В Советском Союзе это было обещание портняжной сферы, свободной от диктата утилитарной функциональности. Силуэты Диора почитались во всех слоях советского общества, от тех немногих, кто имел доступ к «перспективной» продукции Домов дизайна одежды, до тех, кто возвращался с вечера в кино, чтобы примерить выкройки увиденных ими костюмов на актрисах. .

Так роскоши удалось завоевать советское видение. Хотя высокая мода была недоступна для большинства, она стала объектом очарования, символизма и стремления. В период с 1959 по 1961 год в Советском Союзе состоялось 90 зарубежных модных выставок, но показ Диора был уникальным в том, что он доносил модели до людей. То, что показывают фотографии Сочурека, — это культурный феномен, имеющий параллельное политическое значение. Но есть в них и более простое присутствие, которое выходит за рамки идеологических различий: общая слабость к красивым вещам.

Подружиться с моряком
Ховард Сочурек/LIFE Picture Collection/Getty Images

Модели в ГУМе
Howard Sochurek/LIFE Picture Collection/Getty Images

Взгляд чуда
Говард Сочурек/LIFE Picture Collection/Getty Images

Изменение внешности после посещения цветочного киоска
Говард Сочурек для журнала Life, Flickr

Кэтрин Петти — писатель и исследователь Советского Союза и современной России. Она изучала языки, литературу, историю и политику региона в университетах Сент-Эндрюс и Торонто и в языковой школе в Санкт-Петербурге, а также работала в исследовательском институте Евразии при Упсальском университете, Швеция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *