Торчинова эмма – Легенда Северо-Осетинского телевидения — Эмма Торчинова — Иристон

Автор: | 06.03.2017

Во Владикавказе заслуженным работникам радио и телевидения вручили «Золотой микрофон»

Определены номинанты Первой профессиональной премии ГТРК «Алания» «Золотой микрофон». В этом году ими стали диктор Тасолтан Мамсуров, режиссер Эмма Торчинова и тележурналист Зарема Доева. Торжественная церемония награждения прошла накануне в республиканском Доме Кино.

В зале дома кино первая церемония вручения новой премии для работников радио и телевидения – Золотой микрофон. Она учреждена руководством ГТРК «Алания», чтобы отметить заслуженных и преданных своему делу. Выбрать из большого количества достойных непросто. Поэтому были установлены жесткие критерии отбора.

Премия вручается в завершение творческой карьеры людям, чей вклад в развитие телерадиовещания неоценим. Первым лауреатом стал Тасолтан Мамсуров. Его сравнивали с Левитаном. Голос северо-осетинского радио стал и первым лицом телевидения.


Музыка и телевидение в жизни Эммы Торчиновой всегда шли рядом. Долгие годы работы в музыкальной редакции, сотни интервью с известными артистами. Телевидение – это вся ее жизнь. И рассказать о ней в двух словах сложно.

Статуэтка «Золотого микрофона» довольно увесистая. И это символично. Путь к этой награде тоже был тяжелым. Зарема Доева – редактор, диктор, автор программ.


Ada Tomaeva

Vedushie-Rita Balaeva i Volodya Dudiev

Predsedatel GTRK- Alan Diambekov

Misha Nemysski(vnizu) navernoe skoro polu4it zolotoy shtativ.

Вместе со статуэткой вручается и денежная премия. Золотой микрофон — это прощание со зрителями и слушателями. И хотя он никогда не заменит настоящего, будет напоминать о временах, когда стал связующим звеном двух сторон голубого экрана. ГТРК «Алания». Photo Kazbek Basayev

agneshkinpapa.livejournal.com

Сагкаев, Валерий Алексеевич — это… Что такое Сагкаев, Валерий Алексеевич?

Вале́рий Алексе́евич Сагка́ев (осет. Сагкаты Алексейы фырт Валери; 14 января 1951, Цхинвал, Юго-Осетинская автономная область, СССР — 16 февраля 1992, Транскам, Республика Южная Осетия) — осетинский советский и российский певец, автор песен, поэт, композитор, народный артист Северной и Южной Осетии.

Биография

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Юность

Валерий Сагкаев родился 14 января 1951 года[1][2] в Цхинвале[3]. В раннем детстве лишился отца и вместе с матерью едва сводил концы с концами. В возрасте двенадцати лет они с матерью переехали из Ткибули, что в Западной Грузии, в Цхинвал. Мама устроилась работать уборщицей, в то время как Валера пошел учиться в вечернюю школу, большего он позволить себе не мог

[4].

Уже в юности у него проявились способности к музыке и пению. Он пел на школьных вечерах, среди товарищей, на цхинвальском заводе «Эмальпровод», рабочие которого часто после смены спешили в заводской клуб послушать пятнадцатилетнего певца[4]. Там, на заводе, в 1964—1965 годах Сагкаев работал в группе самодеятельности[5]. По мнению художественного руководителя государственного камерного оркестра Южной Осетии Л. Чехоева, его голос уже тогда выделяли тембр, диапазон, сила. На одной из школьных олимпиад шестнадцатилетний Сагкаев в сопровождении духового оркестра исполнял без микрофона «Бухенвальдский Набат»[3]. Молодой Сагкаев был поклонником творчества Владимира Высоцкого, часто пел его песни, подражая его манере исполнения.

Талант Сагкаева проявлялся не только в пении, по свидетельству друзей, он неплохо рисовал. Не имея возможности поступить в художественное училище, он тем не менее очень любил рисовать. Сохранились наброски, выполненные его рукой

[4]. Кроме карандаша или грифа он ничем не пользовался. Не потому, что не мог — не было средств[3].

Ранние годы

Валерий Сагкаев

В 1970 году Сагкаев поступил в Цхинвальское музыкальное училище (ЦМУ) на отделение вокала, где с головой окунулся в атмосферу творчества[5]. Преподавал молодому студенту известный осетинский композитор Феликс Алборов (чьим именем позже было названо училище), который с первого взгляда оценил одарённого от природы парня. Репертуар молодого певца уже на втором курсе включал оперные партии, среди которых ария-речитатив из «Ксеркса» Генделя, ария Ибрагима из «Фатимы», Таймураза из «Азау», русские романсы Рахманинова, Чайковского, Даргомыжского[4]. Будучи ещё студентом ЦМУ, он завоевал вторую премию на фестивале вокалистов в Тбилиси[3].

После окончания с отличием ЦМУ[5] следующим этапом жизни Валерия Сагкаева должна была стать Тбилисская консерватория, где его прослушали и отнеслись с больши́м интересом. Но по разным причинам, не получив необходимой поддержки, студентом Тбилисской консерватории он так и не стал. Главным для себя он считал иметь возможность петь. По свидетельству друга певца, барда Валерия Авагимова, они нередко вместе выступали в воинских частях, школах, подрабатывали концертами, жил он бедно, за выступления платили гроши

[4].

В 1977 году Валерия Сагкаева заметили на конкурсе политической песни в Пицунде. Он готовился выступить с песней «День Победы», но за два дня до конкурса выяснилось, что Тамара Гвердцители тоже остановила свой выбор на этой композиции. Валерий уступил ей, взяв «Бухенвальдский набат» В. Мурадели. Тогда он не занял первого места, но стал лауреатом конкурса, что тоже по тем временам было большой победой[4]. А спустя три года в 1980 году стал лауреатом всесоюзного конкурса эстрадной песни[2]

.

Становление

В середине 1960-х годов в Юго-Осетинском государственном педагогическом институте был создан вокально-инструментальный ансамбль «Айзæлд» («Звучание»), творческий коллектив которого сделал немало для развития осетинского эстрадного искусства[5]. В нём собрались лучшие молодые музыканты Цхинвала. Через короткое время Валерий стал одним из его ведущих вокалистов. В его репертуар входили осетинские, русские и зарубежные эстрадные песни. А позже стал одним из ведущих певцов вокально-инструментального ансамбля «Бонвæрнон» («Утренняя звезда») и Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и танца «Симд». В этих двух ансамблях талант Сагкаева начал получать широкое признание, вместе с ними он побывал на гастролях во многих уголках СССР[4].

Когда что-то касалось любимого дела, он мог иногда позволить себе даже вольности. Однажды, находясь в Москве, взял и позвонил народной артистке СССР, композитору Александре Пахмутовой.

— Алло! Доброе утро! Это вы, Александра Николаевна?

— Да, я слушаю…

— Понимаете… Это… Вы извините…

— Да, да, я слушаю!

— Извините, я приехал из Осетии и хочу вам спеть вашу песню.

— Как? Прямо сейчас?

— Да, если можно…

— Ну, что ж, пойте.

— Ты, моя мелодия… (Валерий поет)

— Хм, вы что думаете, я не узнала голоса Муслима Магомаева?

— Да нет же, клянусь честью, это пел я!

— Не может быть!

После такого интригующего заявления, Александра Николаевна пригласила незнакомца домой. Пахмутова и Добронравов с большим любопытством слушали пение странного кавказца. А он, так и не дав им опомниться, удалился так же неожиданно, как и позвонил[4].

А однажды, 25 января, в день рождения Высоцкого, Валерий поехал в Москву, пришел к матери своего кумира и пел ей песни Владимира. Это был крик души.

Важным поворотным моментом в карьере и творчестве Валерия Сагкаева стало его знакомство с режиссёром Северо-Осетинского телевидения Эммой Торчиновой, вылившееся в плодотворное сотрудничество и близкую дружбу. Во многом благодаря ей популярность Сагкаева стала поистине народной, он стал выступать на телевидении, участвовать в концертах, сниматься в клипах, его стали узнавать на улице. Вскоре они вместе подготовили цикл песен на стихи Коста Хетагурова. Телезрители Северной Осетии имели возможность услышать эти песни в июне 1991 года в передаче республиканского телевидения «В песне боль моя и радость»

[4].

До последних дней Сагкаев работал в Северо-Осетинской государственной филармонии, будучи её солистом[5].

Последние дни и гибель

Карандашный набросок, сделанный певцом незадолго до гибели

Незадолго до своей гибели, присев на минутку к журнальному столику — в последний раз, он быстро набросал карандашом крест, абрис гитары и написал: «Валерий Сагкаев. Спаси и сохрани!». И уехал из Владикавказа на юг. Больше он не вернулся.

Тогда я спросила его: «Что это за рисунок, он же похож на надгробную плиту?» Ответа не последовало.

— Эмма Торчинова, режиссёр

В тот день, 2 февраля 1992 года, когда Сагкаев нарисовал прощальный крест, его близкий друг, единомышленник, творческий наставник — журналист и режиссер Государственной телерадиокомпании «Алания» Эмма Торчинова провожала певца в родной Цхинвал. На деньги, вырученные от продажи шикарных по тем временам туфель, которые ей привезла из Душанбе сестра, она собрала Валерию целую сумку с продуктами и подарками для детей. Он был счастлив, что едет к жене и дочкам не с пустыми руками.

Сагкаев всегда стеснялся принимать материальную помощь даже от близких ему людей. Но он до конца дней помнил каждый добрый взгляд, каждый добрый жест и был искренне благодарен всем неравнодушным.

За день до отъезда он попросил меня написать стихотворение о снеге. Я написала. Он взял гитару и попробовал один раз спеть. Он пел, словно плакал. Эта запись даже сохранилась. Только спустя годы я поняла, какими пророческими были рожденные строки.

Мы поехали на автовокзал. Был лютый мороз. Я дала ему надеть одну из папиных шапок-ушанок, чтобы грела и оберегала. Валера зашел в автобус, положил сумку и вышел обратно на улицу. Стоим, а автобус всё не едет и не едет. Он опять зашёл внутрь, опять вышел… И так несколько раз. Дал мне какие-то перья для рисования, потом протянул ключ от комнаты, которую ему незадолго до этого выделили в Доме престарелых. Спрашиваю: «Зачем?» Слышу: «Возьми, так надо».

Если бы я тогда поняла, что это знак свыше, что его нельзя отпускать…

Валера вышел из автобуса в последний раз. Мы попрощались, он махнул рукой, зашёл, сел и уехал. Больше я его не видела.

— Эмма Торчинова, режиссёр

В феврале 1992 года у находившегося в то время в Цхинвале Валерия Сагкаева были запланированы концерт и запись передачи во Владикавказе. Из-за плохой погоды (в горах шёл снег) поездка дважды откладывалась. Тем не менее, чтобы не опоздать, 16 февраля 1992 года Валерий Сагкаев выехал из Цхинвала по единственной ведущей во Владикавказ Транскавказской автомагистрали. Однако доехал он только до перевала, где снежная лавина погребла под собой певца и его друзей

[4]. В кармане его куртки были недописанные стихи:

Этот белый снег —

Знак судьбы моей…

Этот белый снег —

Быль любви моей…

Вместе с ним в машине погиб известный спортсмен, двукратный чемпион СССР по тяжёлой атлетике Гри Кочиев[6]. Всего же в тот день под лавиной погибло более двадцати человек[5].

Личная жизнь

У Валерия Сагкаева осталась жена и две дочери.

Творчество

Валерий Сагкаев на выступлении в школе

Сагкаев часто давал бесплатные концерты: пел в Доме инвалидов и престарелых, в школах и вузах, санаториях.

Как-то Валерий случайно услышал: в республиканском Доме престарелых и инвалидов находится бывший минёр, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Габараев. Он написал для него песню и пришёл к старикам с гитарой. Пел осетинские, русские песни, ища глазами минёра. А когда узнал, что отважный солдат прикован к постели, попросил проводить к нему. Сагкаев пел для него одного с такой самоотдачей, словно перед ним был переполненный зал. А бывший минёр слушал и не мог сдержать слёз благодарности. «Понимаете, — с гордостью говорил позже Михаил Габараев, — он ведь пел для меня одного»

[4].

В репертуаре Сагкаева были песни разных языках, которые он исполнял без акцента. По воспоминаниям барда Валерия Авагимова:

У Валеры была огромная тяга к языкам. Он пел на осетинском, русском, армянском, грузинском и даже английском языках. Причем, пел без акцента.

Как-то мы с ним выступали в военной части. Зрители поняли по моей фамилии, что я армянин, и попросили спеть что-нибудь на армянском. Я сказал: «Ребята, извините, но я не умею». Тут микрофон взял Валера и начал петь. Все были в шоке
[4]
.

В репертуаре Валерия Сагкаева было более восьмидесяти песен. Однако одна из них — «Мæ Ирыстон» — обрела особую популярность. Песня, которая, по словам председателя Союза композиторов Северной Осетии Ацамаза Магкоева, является сегодня одной из лучших культовых песен об Осетии, была создана в 1983 году. Музыку на слова поэтессы Людмилы Галавановой к ней написал композитор Тимур Харебов. «Мæ Ирыстон» стала фактически гимном Осетии, главной народной песней. Все свои выступления на гастролях он начинал с исполнения этой песни. Без неё зрители не принимали концерты «Бонвæрнон», требовали от Сагкаева исполнять её вновь и вновь[4][7].

Память

Портрет Валерия Сагкаева, нарисованный после его смерти художником Эльбрусом Саккаевым

Уже спустя несколько месяцев после его гибели усилиями почитателей его таланта во Владикавказе 24 июля 1992 г. в актовом зале Доме искусств прошёл вечер памяти Валерия Сагкаева. Зал был переполнен, но так и не смог вместить огромную часть тех, кто хотел лично отдать дань памяти артисту. На вечере Председатель Верховного Совета Северной Осетии Ахсарбек Галазов объявил о том, что Валерию Сагкаеву будет присвоено звание народного артиста Северной Осетии[1].

16 февраля 2011 года, в девятнадцатую годовщину гибели Сагкаева, в зале заседаний Правительства в Цхинвале, а затем 18 февраля во Владикавказе состоялся концерт его памяти «Реквием путника». В нём приняли участие многие известные исполнители Осетии, а также ансамбль «Бонвæрнон», солистом которого был сам Валерий Сагкаев. Средства вырученные от продажи билетов были переданы семье певца[8][9].

За заслуги в области музыкальной культуры Осетии и личный вклад в национальное песенное искусство ему также присвоено звание «Народный артист Республики Южная Осетия»[2].

Именем Валерия Сагкаева названа улица в Цхинвале[10].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Пульс Осетии

04.09.2017

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой Она проработала в ГТРК «Алания» без малого 50 лет.

Окончила театральное училище имени Щукина, где впервые прикоснулась к высокому миру искусства. Ее педагогами были Захарова, Шумина-Щукина, Катин-Ярцев, Владимир Этуш.

Потом работала в осетинском театре, затем – вновь Москва – важная веха, два года учебы в первой мастерской Романа Кармена во ВГИКе.

Наконец, наполненная идеями высокого искусства, восторженная и мечтающая поделиться своими знаниями со всем миром пришла на телевидение, ставшее ее судьбой.

Познакомилась с пионерами нашего телевидения. Это – Нона Баратова, Тамара Березова, Юрий Мерденов, Юрий Боциев, Лариса Ефимцова, Земфира Тедтоева. И началась дорога поисков и открытий длиною в 48 лет.

Телевидение в то время было несколько иным. Ее первые работы в качестве режиссера – журнал «Телевизионный сатирический». Снимали его на кинопленку. Это был первый журнал с элементами критики, позже появится более жесткий «Объектив обвиняет».

Характеру Эммы Торчиновой больше подходило искусство, и ее перевели в музыкальную редакцию. Сейчас трудно представить, как эта маленькая студия вмещала симфонический оркестр, многолюдные фестивали районов, массовые новогодние программы. И все это в прямом эфире.

Так она работала всегда – выкладываясь по максимуму, отдавая всю себя любимому делу. В редакции политвещания, литературно-драматической и снова в музыкальной. До последних дней – на высоком творческом накале, с чувством нового видения, художественного осмысления действительности.

Эмма Торчинова – автор сотен документальных кино- и видеофильмов, телевизионных театральных постановок, музыкальных спектаклей и очерков.

Вне работы она была душой компании, организатором встреч, вечеров, собирая вокруг себя интересных, творческих людей. Она была прекрасным товарищем, мудрым наставником для молодых, примером чуткости и позитивного отношения к жизни.

Память о тонком, вдумчивом, неравнодушном человеке, прекрасном товарище, честном к себе и окружающим – навсегда останется в сердцах тех, кто ее знал, работал с нею, видел плоды ее высокого творчества на экране.

ГТРК «Алания»

www.pulsosetii.ru

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой Она проработала в ГТРК «Алания» без малого 50 лет.

Окончила театральное училище имени Щукина, где впервые прикоснулась к высокому миру искусства. Ее педагогами были Захарова, Шумина-Щукина, Катин-Ярцев, Владимир Этуш.

Потом работала в осетинском театре, затем – вновь Москва – важная веха, два года учебы в первой мастерской Романа Кармена во ВГИКе.

Наконец, наполненная идеями высокого искусства, восторженная и мечтающая поделиться своими знаниями со всем миром пришла на телевидение, ставшее ее судьбой.

Познакомилась с пионерами нашего телевидения. Это – Нона Баратова, Тамара Березова, Юрий Мерденов, Юрий Боциев, Лариса Ефимцова, Земфира Тедтоева. И началась дорога поисков и открытий длиною в 48 лет.

Телевидение в то время было несколько иным. Ее первые работы в качестве режиссера – журнал «Телевизионный сатирический». Снимали его на кинопленку. Это был первый журнал с элементами критики, позже появится более жесткий «Объектив обвиняет».

Характеру Эммы Торчиновой больше подходило искусство, и ее перевели в музыкальную редакцию. Сейчас трудно представить, как эта маленькая студия вмещала симфонический оркестр, многолюдные фестивали районов, массовые новогодние программы. И все это в прямом эфире.

Так она работала всегда – выкладываясь по максимуму, отдавая всю себя любимому делу. В редакции политвещания, литературно-драматической и снова в музыкальной. До последних дней – на высоком творческом накале, с чувством нового видения, художественного осмысления действительности.

Эмма Торчинова – автор сотен документальных кино- и видеофильмов, телевизионных театральных постановок, музыкальных спектаклей и очерков.

Вне работы она была душой компании, организатором встреч, вечеров, собирая вокруг себя интересных, творческих людей. Она была прекрасным товарищем, мудрым наставником для молодых, примером чуткости и позитивного отношения к жизни.

Память о тонком, вдумчивом, неравнодушном человеке, прекрасном товарище, честном к себе и окружающим – навсегда останется в сердцах тех, кто ее знал, работал с нею, видел плоды ее высокого творчества на экране.

ГТРК «Алания»

abon-news.ru

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой

Не стало одной из легенд Северо-Осетинского телевидения Эммы Торчиновой. Она проработала в ГТРК «Алания» без малого 50 лет. 

Окончила театральное училище имени Щукина, где впервые прикоснулась к высокому миру искусства. Ее педагогами были Захарова, Шумина-Щукина, Катин-Ярцев, Владимир Этуш.

Потом работала в осетинском театре, затем – вновь Москва – важная веха, два года учебы в первой мастерской Романа Кармена во ВГИКе.

Наконец, наполненная идеями высокого искусства, восторженная и мечтающая поделиться своими знаниями со всем миром пришла на телевидение, ставшее ее судьбой.

Познакомилась с пионерами нашего телевидения. Это – Нона Баратова, Тамара Березова, Юрий Мерденов, Юрий Боциев, Лариса Ефимцова, Земфира Тедтоева. И началась дорога поисков и открытий длиною в 48 лет.

Телевидение в то время было несколько иным. Ее первые работы в качестве режиссера – журнал «Телевизионный сатирический». Снимали его на кинопленку. Это был первый журнал с элементами критики, позже появится более жесткий «Объектив обвиняет».

Характеру Эммы Торчиновой больше подходило искусство, и ее перевели в музыкальную редакцию. Сейчас трудно представить, как эта маленькая студия вмещала симфонический оркестр, многолюдные фестивали районов, массовые новогодние программы. И все это в прямом эфире.

Так она работала всегда – выкладываясь по максимуму, отдавая всю себя любимому делу. В редакции политвещания, литературно-драматической и снова в музыкальной. До последних дней – на высоком творческом накале, с чувством нового видения, художественного осмысления действительности.

Эмма Торчинова – автор сотен документальных кино- и видеофильмов, телевизионных театральных постановок, музыкальных спектаклей и очерков.

Вне работы она была душой компании, организатором встреч, вечеров, собирая вокруг себя интересных, творческих людей. Она была прекрасным товарищем, мудрым наставником для молодых, примером чуткости и позитивного отношения к жизни.

Память о тонком, вдумчивом, неравнодушном человеке, прекрасном товарище, честном к себе и окружающим – навсегда останется в сердцах тех, кто ее знал, работал с нею, видел плоды ее высокого творчества на экране.

ГТРК «Алания»

region15.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *