Легендарный советский фотограф Александр Родченко
Легендарный советский художник, график и фотограф Александр Родченко провёл 1920-е годы с фотоаппаратом Leica в руках, рождая смелые эксперименты с ракурсами, фокусируясь на необычных точках, создавая яркие образы.
Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.
Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.
С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин, коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.
Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.
Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924
Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924
Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932
Пионер-трубач, 1930
Шуховская башня, 1929
Портрет матери, 1924
Варвара Степанова, 1928
Радиослушатель, 1929
Лестница, 1930
Здание Моссельпрома, 1926
Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929
Лодки, 1926
Автобус, 1932
Обед в механизированной столовой, 1932
Девушка с Лейкой, 1934
Фотографии А. Родченко и В. Степановой из архива Московского дома фотографии (Мультимедиа Арт Музея Москвы).
Вконтакте
Одноклассники
cameralabs.org
Больше, чем фотограф
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
5 декабря 1891 года родился великий советский фотограф и художник Александр Михайлович Родченко.
Родченко — гений советской пропаганды. Он был одним из самых талантливых креативщиков первой половины 20 века. Это человек, который стоял у истоков русского авангарда, он задал новые стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Однако за всеми сторонами его таланта скрывается и еще одна грань, о которой знают не все — фотография. Именно по этой причине мы решили рассказать вам о его умении ловить нужный момент и создавать шедевры.
В этот день AdMe.ru публикует лучшие снимки культового советского фотографа, чьи кадры стали символом ушедшей эпохи.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к 20 годам, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Александр был им полностью очарован.
«За червями» (Мальчики в лодке). Карелия, 1933
Свой главный вклад фотограф внес в развитие жанра фоторепортажа — именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».
Иллюминация 7 ноября, 1925
Сухаревский бульвар, 1928
Дочь у самодельного радиоприемника, 1929
Железнодорожный мост, 1926
Москва-река, 1926
Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки — художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш, настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться — неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой») были опубликованы в журнале «Советское кино».
Мясницкие ворота, 1932
Смотр пожарных на Красной площади, 1932
Прыжок на лошади (конкур), 1935
www.adme.ru
Александр Родченко, советский фотограф: биография, творчество :: SYL.ru
Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.
Больше чем фотограф
В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах «Огонек», «Пионер», «Радиослушатель», «30 дней», в газете «Вечерняя Москва».
Александр Родченко. Фотография — искусство
Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале «Советское кино».
Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого «Пионера-трубача» некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого «откормленного» мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.
Александр Родченко, биография
В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.
Уже в юношеском возрасте (1911-1914) Александр окончил Казанскую художественную школу. Там же он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. Совместную жизнь они начали в Москве в 1916 году. В этом же году Родченко был призван в армию, служил он там до начала 1917 г. в должности заведующего хозяйством Санитарного поезда, принадлежащего Московскому земству. После Февральской революции 1917 года в Москве сразу был создан профсоюз художников-живописцев. Александр Родченко стал секретарем в Молодой Федерации. В его обязанности входила в основном организация приемлемых для работы и жизни условий для молодых художников.
Творчество
В этом же 1917 году Александр Родченко работает с Татлиным и Якуловым над оформлением московского кафе «Питтореск», которое было открыто в Пассаже Сан-Галли. В 1919-1921 гг. Родченко является заведующим Музейного бюро, он служит в отделе наркомпроса ИЗО. Работу в наркомате он совмещает с разработкой целой серии живописных, графических и пространственных абстрактно-геометрических работ.
Организатором архитектурных конкурсов был также Александр Родченко. Выставка «Магазин», которую организовал Владимир Татлин, не обошлась без его участия. Творческое кредо автора было зафиксировано в манифестах «Линия» и «Все — опыты».
На протяжении всего своего творчества Родченко относился к искусству как к поиску и изобретению новых возможностей и форм, всегда экспериментировал. Каждая работа представляла минимальный элемент, где средства выразительности были ограничены. С плоскостью работал в 1917-1918 годах, а уже в 1919-м создал свое знаменитое «Черное на черном». В 1920 г. ввел как самостоятельные живописные формы линии и точки.
Выставка в Москве «5 х 5 = 25», которая проходила в 1921 году, запомнилась всем триптихом монохромных цветов (красного, синего, желтого). Помимо живописи и фотографии занимался пространственной конструкцией. Знамениты три его цикла: «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм». В 1921 году подвел итог своему творчеству и объявил о переходе в производственное искусство.
Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества «Живскульптарх» с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.
Фотодеятельность
В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского «Про это» он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых («Портрет матери», Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии «Дом Моссельпрома», «Дом на Мясницкой». Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году «Советская фотография».
Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе («Москва в Октябре», «Журналистка», «Альбидум»). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль «Инга» в Театре Революции.
30-е годы
Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой — старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.
30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.
Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы «Первая конная», «15 лет Казахстану», «Советская авиация», «Красная Армия». С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.
Интересные факты из жизни
Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.
В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они «новый быт», совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды — сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.
Последние годы жизни
После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.
www.syl.ru
Александр Родченко – Варламов.ру
Сегодня продолжаем говорить о фотографах. Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей — сколько угодно, а вот фотографов нет. Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф.Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.
«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении.»
А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.
Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев».
Колонна физкультурников, 1935 год
Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов
Москва 1925-1930 гг.
Мороженщик на пляже 1926
Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина Мюр и Мерилиз 1926
Папиросница. Страстная площадь 1926
Извозчик 1926
Монтер на столбе. Из серии Парк Культуры. 1929
Памятник Пушкину, 1930
Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.
Портреты:
Владимир Маяковский
Варвара Степанова
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция
Кинорежиссер Эсфирь Шуб
Лиля и Осип Брики. Двойная экспозиция
Портрет матери
«Девушка с лейкой», 1933 год.
Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.
Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.
Сбор на демонстрацию 1928 г.
Утренняя зарядка
Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.
Ракурсные снимки стали его коньком. Он пробовал ракурсы, которые искажали фотографию, но делали ее живой и динамичной. До него так никто не снимал. Все что снимали после него — было подражанием.
Трамвайчик)
Электрозавод
Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».
Фотография, по мнению Родченко, должна была стать тем единственно правдивым искусством, которое максимально точно отображает жизнь, в моментах, составляющих ее движение. Он стремился «ловить» и раскрывать содержание предмета, и, возможно, даже целого социального явления. Строящийся Советский Союз был отличным полем для его деятельности.
Александр Родченко. Фабрика-кухня. Репортаж. 1931 г.
В Москве и Питере пущены в ход фабрики-кухни предназначенные полностью освободить трудящегося человека от готовки дома. 8 часов работа, 8 часов отдых, 8 часов сон. В Питере было построено несколько жилищных массивов в квартирах которых вообще нет кухни (плит), ванных комнат. Зато в этих жил массивах есть фабрики-кухни , бани с бассейнами, фабрики-прачечные, дома быта.
Он высоко ценил документальность фотографии как средство отображения жизни людей. Родченко стал первым делать серию снимков, из которых потом можно было сложить единую картину движения.
В 30-х его стал привлекать мир спорта и цирка.
«Фотография – это запись фактов, и так же, как в очерке нельзя выдумывать факты, нельзя и в фотографии снимать в неестественных позах. Каждый снятый факт – это вклад в культурные ценности страны. Факт, снятый и записанный (когда, где и что снято), может иметь как современный, так и будущий интерес.»
А.Родченко. Фото и студенчество. 1928 г
Его «нестандартное» творчество вызывало в официальных кругах определенные сомнения. Закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.
—————————————-
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
Советую также подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
varlamov.ru
в Москве открылась выставка «Москва Александра Родченко» / Новости города / Сайт Москвы
В библиотеке № 243 (улица Академика Бочвара, дом 2) открылась выставка «Москва Александра Родченко», организованная совместно с «Мультимедиа-арт-музеем».
В экспозиции 49 черно-белых фотографий Москвы 1920–1930-х годов прошлого века, которые размещены на специальной подвесной системе и скомпонованы друг с другом. Посетители увидят известные графические работы Родченко, в том числе легендарные «Пожарная лестница», «Москворецкий мост» и другие.
Александр Родченко — представитель актуального искусства минувшего столетия, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший ее классиком. Работы Родченко с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — Музеем современного искусства на Манхэттене (Нью-Йорк), Музеем Людвига (Кельн), Музеем истории города Вены (Вена), Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и другими.
Свои первые ракурсные фотографии Родченко снял в 1925 году во дворе, с балкона и крыши своего дома на Мясницкой улице. Затем, в 1927 году, работая художником-постановщиком фильма «Москва в Октябре», он тщательно подбирал выразительные уголки города для натурных съемок.
Он постоянно экспериментировал с вариантами построения композиции кадра и точками съемки. Так он фотографировал балконы, углы и ракурсы своего дома, а также мачты электропередач и конструктивные постройки своих друзей — архитекторов Александра Веснина и Константина Мельникова. Новая архитектурная форма давала возможность найти выразительный кадр.
Помимо этого, Родченко постоянно снимал городской быт, динамичную городскую жизнь. Его фотографии документальны. Они рассказывают, как люди одевались в конце 1920-х — начале 1930-х годов, как они двигались по улицам, садились в автобус или трамвай, какие вывески и объявления размещались над входом в магазины, как и где люди обедали, как чинили мостовую.
Художник показывает зрителю свою Москву, в которой для него были важны такие вещи, как фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он, как художник, дизайнер и фотограф, замечал, понимал и ценил эти факты прежде всего. Это его город, постоянно меняющийся на глазах.
Выставка будет работать до 15 сентября.
www.mos.ru
краткий путеводитель по жизни и творчеству • Arzamas
К 125-летию со дня рождения Родченко вместе с Мультимедиа-арт-музеем вспоминаем его биографию
Подготовил Никита Слинкин
Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Владимир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с основателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фотографировал и рисовал плакаты, но занимался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.
1 / 4
Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год© Музей «Московский дом фотографии»
2 / 4
Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
3 / 4
Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
4 / 4
Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Родченко и искусство
Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театрального бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира находилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спуститься на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и становится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).
В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художественной школы, увлекающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной школы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.
Родченко, Татлин и Малевич
Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Татлиным, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять участие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Малевичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Татлина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
1 / 2
Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 годMoMA
2 / 2
Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA
В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом искусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудожественные» инструменты — циркуль, линейку, валик.
Родченко и фотомонтаж
Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекающих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным способом невербальной передачи информации.
Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллюстрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.
«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко
Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.
1 / 4
Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». 1924 годТАСС
2 / 4
Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых!». 1920 годWikimedia Commons
3 / 4
Александр Родченко. Реклама Добролета. 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA
4 / 4
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскритиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объединить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Маяковский — Родченко“» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.
Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фотографические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюжетов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моментально становится одним из главных фотографов в стране.
Родченко-фотограф
Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформировавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плоскости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспериментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.
1 / 4
Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
2 / 4
Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
3 / 4
Александр Родченко. Лестница. 1930 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
4 / 4
Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожиданных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.
Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фотомонтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.
Родченко и соцреализм
В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Родченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предвестником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей авангарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.
В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строительству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диагонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогательный инструмент, а не вызов.
1 / 2
Александр Родченко. Фотомонтаж «Кризис». 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»
2 / 2
Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943 годРусский музей / deineka.ru
После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди создателей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.
Родченко в 1940–50-е
Александр Родченко. Акробатка. 1940 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от политики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фотографии еще в восьмидесятых годах XIX века Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотографию к живописи. . Он увлекается классическим театром и цирком — ведь это последние области, где политика не определяет художественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце сороковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не рисуешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».
В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей первой фотографической выставки, также организованной Степановой.
Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего».
Источники
- Родченко А. Революция в фотографии.
М., 2008.
- Родченко А. Фотография — искусство.
М., 2006.
- Родченко А., Третьяков С. Самозвери.
М., 2014.
- Родченко А. М. Опыты для будущего.
М., 1996.
- В гостях у Родченко и Степановой!
М., 2014
Искусство, Литература
11 цитат из дневника Андрея Тарковского
Об отсутствии работы, детских воспоминаниях, снах, спиритизме и смерти
arzamas.academy
Александр Родченко | Artifex.ru
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.
Легендарный советский фотограф, художник, скульптор. Основоположник конструктивизма, дизайна и рекламы в СССР. Сегодня мы расскажем вам об Александре Родченко (1891 — 1956).
Любимого художника большинство людей назовут сразу же, любимого писателя — тоже, но над ответом на вопрос о любимом фотографе, скорее всего, задумаются. Александра Родченко немногие знают по имени, но не найдется человека, который бы не видел его снимков.
В своих работах он опережал время, за что нередко подвергался критике. Так, один из его известнейших снимков «Пионер-трубач» в свое время назвали неполиткорректным. Мальчик на фото получился слишком упитанным, а это не соответствовало советской пропаганде.
Александр Родченко не придерживался правил и создавал свой собственный стиль. Самые известные его кадры, снятые наперекор всем канонам фотографии того времени, — это документальная работа «Портрет матери», ставшая классикой съемки крупным планом, и серия портретов Владимира Маяковского, которые нарушали все правила павильонной съемки.
«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей, видеть со всех точек и при всяком освещении.»
А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.
Не менее известна работа мастера « Девушка с «лейкой»». На ней запечатлена его ученица Евгения Лемберг. Фотография получила мировое признание, и в 1994 году была продана на аукционе Christie’s за 115 000 фунтов стерлингов.
Фотограф серьёзно увлекся жанром спортивной фотографии, в чем добился больших успехов. Его визитной карточкой стали съемки необычных ракурсов, и в кадрах, снятых на спортивных аренах, он смог наиболее полно использовать этот прием. Даже самые обыкновенные сюжеты становились запоминающимися и яркими.
Александр Родченко — многогранный человек, который добивался успеха во всем, за что брался. Он работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, создавал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Он также принимал участие в выставках русского авангарда, например, в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным, и архитектурных конкурсах.
В 1918 году Александр Родченко написал живописное полотно «Черное на чёрном», основываясь только на фактуре. Позднее на его картинах появились линии и точки, которые стали самостоятельными живописными формами. В искусстве он был новатором, а свое творчество рассматривал как глобальный эксперимент.
Александр Родченко стал одним из основоположников советского конструктивизма. Он проявил себя не только в живописи, но и во многих других областях искусства. Художник создавал геометрические скульптуры из различных материалов.
Также Родченко заявил о себе как дизайнер мебели и одежды, был автором декораций для кино и театра.
Заметный след в его творчестве оставило сотрудничество с поэтом Владимиром Маяковским: он иллюстрировал некоторые его книги и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», сделал вместе с ним серию рекламных плакатов.
Идеология советского искусства была преобразована после прихода к власти И. В. Сталина. Свободных духом авангардистов государство активно подавляло. В это время Александр Родченко оставил живопись и стал заниматься только фотожурналистикой. Его фотографии олицетворяли высшие достижения эпохи сталинизма, торжественные парады, народные стройки, огромные промышленные предприятия, жизнь советских колхозов.
Это были снимки побед и достижений, а обычная жизнь страны того времени оставалась за кадром, так как фотожурналистам категорически запрещалось отображать все, что бросало малейшую тень на власть и ее порядки.
В 1920-ые годы Александр Родченко внес огромный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа. Он оставил большое творческое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.
В наше время его дело продолжает Александр Николаевич Лаврентьев, внук художника. Он преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также является редактором и консультантом научных трудов о своем знаменитом предке.
Автор: Анна Кренделева
artifex.ru