Наталия степаненко – Наталия Степаненко

Автор: | 25.02.2021

Наталия Степаненко

Образование: МГУП, редактор периодических СМИ

Я редактор по образованию, креатор по профессии, журналист по случаю и мама по взаимному согласию.
Магистр искусств книжного дела OXFORD BROOKES.
С 2006 года Специальный корреспондент журнала «Деньги» ИД Коммерсантъ. Работала в btl, atl, pr, digital, ивент сфере. Открывала заводы, писала в газеты, снимала на пароходах.
Придумала слоган Олимпийской сборной РФ «одна страна — одна команда». Занималась популяризацией донорства костного мозга в Санкт-Петербурге. 12 лет в креативе, 1,5 года в «Подъежиках».

Проекты, которыми вы по-настоящему гордитесь

Каждый раз, запуская проект, я испытываю чувство гордости за то, что он случился, и немножко грусти от того, что он закончился. Горжусь каждым материалом для ИД «Коммерсантъ». Вот несколько примеров моих статей:

«Красота с плюсом»
«С широком открытыми счетами»
«Неделя за чужой счет» (признана самой читаемой статьёй года в электронной версии издания).

Горжусь своей социальной работой для фонда доноров.
Горжусь проектами в Подъежиках, где мы делаем не просто мероприятия, а стратегические События, которые меняют людей.

Самый сложный проект в вашей профессиональной жизни

Пожалуй, выход на российский рынок компании Allianz.
Я была креативным директором лонча, и это была непростая задача – много лиц, принимающих решения (лпр был и со стороны РОСНО, который в том году окончательно становился Allianz, и со стороны WPP, чьим клиентом был последний). В конечном итоге получилась классная кампания, жаль только, что не все идеи удалось воплотить в ролике.

Профессиональные премии и награды

Global Event Awards за проект Музартерия в номинации «Лучшее массовое мероприятие».
PRO Sport awords за проект «одна страна — одна команда» в номинаций «Лучший социальный проект в спорте».

Шорт-лист каннского дельфина за корпоративный ролик «Арава»:
Шорт-лист Bea World Festival, серебро в BEMA, Событие года 2018 в номинации «Лучшая церемония награждения» от Oriflame Мегафорума и Банкет Директоров.

Почему инвестиция в своё образование – самая эффективная?

Человек либо развивается, либо деградирует. Стоять на месте нам, увы, не дано. Инвестируя время, усилия и деньги в образование, вы даете своему сознанию команду мчать вперед. Мозг привыкает учиться, а вы «на волне». Постоянное обучение чему-либо – это, фактически, вечная молодость.

Чем вас привлекает процесс преподавания и передачи опыта?

Углубленная самоидентификация и эгоцентризм
Возможность вдохновлять, открывать новое и развивать уверенность в себе.

На какие качества абитуриентов MACS следует обратить внимание на собеседовании?

Креативное мышление, смелость, грамотность и адекватность.

Главный секрет успеха в вашей профессии

Адекватное восприятие реальности при бурной фантазии.

Какие знания и навыки лично вы передадите студентам MACS?

Умение оценивать и понимать целевую аудиторию. алгоритм создания креативной концепции мероприятия. лайфхаки для защиты своих идей и удержания внимания.

Книги, которые вас вдохновляют (топ 5)

1. Миры братьев Стругацких
2. ранний Пелевин
3. «Заводной апельсин»
4. «Настенька» Сорокина
5. «Четвертый позвонок» Мартти Ларни
6. Бодлер в переводе Цветаевой:

«Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
За каждым валом — даль, за каждой далью — вал.
Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!

Ах, в памяти очах — как бесконечно мал!

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей…»

Книги, которые помогают вам развиваться в профессии (топ 5)

Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»
Дэвид Огилви «О рекламе»
Генрих Альтшуллер «Как стать гением»
Дэниел Гоулман «Эмоциональное лидерство»
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»

macs.school

Наталия Степаненко: Разреши себе любить

О том, почему взрослым могут быть интересны кукольные спектакли, и почему спектакль «Медведь» можно считать сеансом психотерапии, рассказывает режиссер Наталия Степаненко.

В Калининграде для взрослых ставится очень мало кукольных спектаклей, можно сказать, что ваш — в новинку. Поэтому хотелось бы поговорить подробнее о том, что такое кукольный спектакль для взрослых, и чем зрителям будет интересен «Медведь».

— Кукольники уже мозоль натерли на языке, объясняя, что театр кукол изначально вообще не детский. Это пантомима, образы — интеллектуальный, очень глубокий по смыслу театр, который не хуже драматического может вызывать эмоции и поднимать глубочайшие вопросы. Его часто используют для развлечения детей, но эта традиция появилась в советское время, когда упразднили вечернюю сцену и образный ряд перевели в текст, чтобы удобнее было цензурировать. Пантомиму устранили вообще — из нее ничего нельзя вырезать. Легче было показывать зайчиков и белочек — все безопасно, все поддается цензуре.

Кукла имеет очень необычное воздействие на человека, изначально она была предметом ритуала, сакральной фигурой, в которую вкладывались огромные смыслы. Кукла — это знак, символ, она может то, чего не может человек. У меня много номеров для взрослых, которые используются в разных эстрадных программах, я видела, как большие, суровые, очень серьезные дяди, сталкиваясь с кукольной козой или конем, превращаются в пятилетних мальчишек. Уходит все наносное, люди каким-то чудным образом раскрываются.

Чем вас заинтересовал чеховский «Медведь»?

Началось все лет с четырнадцати, когда я познакомилась с этой пьесой. Ее ставили очень много — это самая популярная чеховская вещь; он даже говорил, что она принесла ему больше авторских гонораров, чем все остальные. Все постановки «Медведя», что я видела на сцене, мне не нравились, я была не согласна ни с образами, ни с трактовкой. В корне.

Чехов пишет, что это шутка, но как мы знаем, в каждой шутке лишь доля шутки. Почему пьеса столько лет популярна, почему на нее всегда идет зритель, почему, как бы ее не ставили, зритель покидает театр с особым ощущением? Для меня это загадка, я ее пыталась разгадать.

Я раскрываю узловые моменты больше, чем об этом писал Чехов, текст не добавляю — все строго по пьесе. Но некоторые моменты, которые мне особенно важны, я разворачиваю в пластическом театре. Актрисы, которые со мной репетируют, говорят: «Я не могу это играть — это же про меня». А про себя играть стыдно и страшно. И мы ищем выразительные средства, чтобы не было так неловко. И это не только про артисток, но и про меня, и про каждую женщину в зале. Каждая на каком-то жизненном этапе прошла через это. Другое дело, что угол зрения неожиданный для калининградцев, потому что они не привыкли к подобному языку.

Мне важно показать, что жизнь физическая и жизнь духовная — это не одно и то же. С окружающими нас людьми мы можем говорить так, а внутри себя — совершенно иначе. Я исследую женскую душу. Да простят меня мужчины-режиссеры, но им женскую душу не понять. А мне интересна вся эта наша глубина, наши страхи, сомнения и боль, все наши глупости, на которые мы имеем право, вся наша мудрость и слабость, чуткость, милая, очаровательная взбалмошность. Как мы защищаемся, какие жизненные пристройки используем.

Получается какой-то сеанс психотерапии.

— С юмором и музыкой (смеется).
Там есть еще одна мысль — для мужчин. О том, что копаться во всем этом не надо, надо просто любить. Пришел главный герой, не стал ни в чем разбираться, полюбил такой, какая есть, забрал. И ее это устроило.

Я вывела чеховский диалог и действие в кукольный план, а все что над ними — в пластический. Пластический театр — это театр масок, театр фактур, знаков, предметов. То есть, я соединила два жанра и те моменты, которые для меня важны, раскрываю в другой плоскости.

Чехов угадал самую важную, сакральную сторону нашей женской натуры. Он понял нас лучше других авторов. Ситуация же бредовая: живет вдова, к ней приходит кредитор — денег хочет, ругались-ругались в течение часа и влюбились друг в друга насмерть. Как такое может быть, это же бред!

— Не бред. Одинокая вдова, без мужчины грустно, хочется ярких чувств, внимания, а тут приходит такой орел.

— Но для меня важнее всего в этой пьесе предыстория. Кто такая главная героиня? Страстная, кипучая натура, всем сердцем жаждущая любви и по огромной любви вышедшая замуж. Для нее муж — самый яркий, самый лучший, душа компании, балагур. А тот жениться-то женился, но привычек холостой жизни не оставил, продолжал любить не только жену, но и всех остальных женщин. Деньги жены растратил, а потом вообще умер, на мой взгляд, по глупости. В пьесе об этом не написано, но наверняка на дуэли из-за какой-нибудь очередной фройляйн. И тем самым бросил жену, не раскрыв, как женщину.

Что героиня с ним видела? Измены, пренебрежительное отношение. Большая нереализованная любовь вылилась в то, что она сделала из своего дома монастырь и погрузила всю себя в служение. Она создала из страдания религию и молилась на ушедшего мужа, желая доказать, что ее любовь была настоящей.

Главный герой — женоненавистник. Как он кроет про себя каждое поэтическое создание, проходящее мимо — одному Богу известно. В какой-то момент это чувство у него выливается в гневный монолог. У него было много женщин, и все они истрепали сердце героя в хлам. Ни одна из них не подошла. Почему? Потому что любовь в его мире превратилась в способ решить свои социальные, финансовые проблемы, реализовать желания. А он искал не этого. Смирнов — человек с бычьим горлом, огромными кулаками и огромным, нежным сердцем. Он каждый раз вляпывался в очередную историю и наконец закрылся от всех.

И вот в этой дурацкой бытовой ситуации встречаются два израненных сердца — как они успели за час друг друга рассмотреть? Для меня главные герои такие… чувственные глыбы, сейчас подобных людей мало — позволяющих себе так наотмашь, безоглядно любить, бросаться в пучину чувств, не учитывая массы факторов.

И мой главный посыл — разреши себе любить. Любовь беззащитна, она обрушивается, как ливень. А у нас есть планы на жизнь, условия и требования, предъявляемые партнеру и его окружению, масса факторов, которые это чувство могут уничтожить.

Герои «Медведя» влюбляются с первого взгляда, но всю дорогу сопротивляются своим чувствам. Она прикрывается своим устоявшимся, выстроенным миром, он защищается всеми своими неудачами в любви. И сколько в жизни таких историй, когда люди, предназначенные друг другу, расстаются по каким-то идиотским причинам. Я за безусловную любовь, если она должна случиться с тобой — разреши ей случиться. В спектакле будет много говориться об этом.

Как вам работается в Калининградском театре кукол — коллектив устоявшийся, а вы режиссер новый, со своими взглядами и требованиями?

— Со многими коллегами мы давно знакомы, и я их очень хорошо понимаю, мне страшнее было работать в драмтеатре — я пришла из другой песочницы. Были сложности — артист, который исполняет главного героя, ушел на полгода на больничный. За три недели до премьеры. Требовалось его срочно заменить, а поскольку по фактуре и по харизме в театре кукол таких не нашлось, пришлось пригласить из драматического Алексея Грызунова — мы с ним уже сработались и опыт кукловождения у него имеется. Большое счастье, что в Калининграде есть этот человек, что он впрыгнул в наполовину сделанную работу, максимально быстро во все вникает, очень активно репетирует. Я ему очень благодарна.

Все остальные актеры работают в плановом режиме. Мне повезло, что есть такая Александра Дорошенко — великолепная, глубокая, красивая актриса, она исполняет главную роль. Очень чуткая, прекрасно двигается. Повезло с Александром Юргиным, помощником режиссера — умнейший человек, артист, преданный своей работе, с ним легко и приятно. Повезло с Ольгой Витковской, которая по первому образованию — хореограф. Она очень выразительная, потрясающе двигается, танцует все пластические номера, которые ставит хореограф Сергей Бобров — благодаря им, будет на что посмотреть. Еще Наташа Кондракова, очень профессиональная, чуткая.

Жаловаться не на что, но артистам в новинку то, что мы делаем, поэтому сначала проводили тренинги. Работоспособности им не занимать — кукольники люди цельные, преданные профессии, поэтому они очень стараются. Нельзя сказать, что это была готовая постановка, многое мы сочиняли вместе с артистами и для них.

   

Что еще, помимо интересной актерской игры, ожидает зрителей?

— Прекрасное оформление спектакля, им занимается художник-кукольник из Петербурга Светлана Струкова. Живая музыка в исполнении скрипки, балалайки, контрабаса и баяна. Музыкой и аранжировками занимается Андрей Степаненко — изначально мы хотели делать запись, но он предложил сделать все живьем. Также будет много танцев, пластики, юмора. Имеется и философский подтекст, есть над чем подумать.

Могут ли приходить на спектакль дети, если могут, то с какого возраста?

— Ни в коем случае, «шестнадцать плюс». Это очень взрослая история, в ней есть довольно чувственные моменты. Думаю, когда люди поймут, что это какой-то особый язык, какая-то уникальная атмосфера, у них появляется интерес.

Виктория Берг

См. также

Афиша Калининградского театра кукол
Кирха памяти королевы Луизы
Культура
Наталия Степаненко. Скоморошина

 

day-off39.ru

Театр нужен, чтобы удивить, убедить, усладить

О двух новых спектаклях открывающегося в Калининградском драматическом театре бэби-театра рассказывает режиссер Наталия Степаненко.

«Северное сияние»

— В основе этой постановки очень простая сказка. В один — два с половиной года дети уже хотят праздника, они всё понимают и визуально воспринимают. Сегодня в Калининграде нет спектаклей, которые могли бы им это дать.

У нас есть «Скоморошина».

— «Скоморошина» это не бэби-театр. Это зрелище не только для малышей, но и для взрослых. С его помощью я пыталась донести, что русское это здорово, смешно, забористо, «вкусно». И после спектакля мне некоторые знакомые говорили, что на «Скоморошине» они начали чувствовать себя по-настоящему русскими, ведь это все родное, исконное, многолетние наработки наших предков-актеров.

А «Северное сияние»?

— А «Северное сияние» это совершенно другой жанр, рассчитанный на малышей. Для них мы создадим некое пространство с сугробами — дети будут сидеть прямо на них, рядом со сценой. Получится театр на расстоянии вытянутой руки, в котором нет злодеев, громкой музыки, толпы народа, не нужно выглядывать из-за плеча впереди сидящего, пытаться что-то услышать и увидеть — все близко, камерно, очень уютно.

Это будет история про маленькую девочку, которая живет на Крайнем Севере. Приснился ей чудесный сияющий сад, и она со своим другом, белым медвежонком пошла его искать. По дороге им встречались морж, сова, заяц, северная лиса, северный олень. Вместе с ними девочка дошла до края земли, но сияющего сада так и не нашла. И вдруг все небо заиграло разноцветными огнями. «Так вот же сад мой чудесный!» — сказала маленькая девочка.

Сюжет очень простой — путешествие, понятен всем. Ребенок мечтал, ребенок пошел за своей мечтой. По дороге он знакомился с родным краем, его флорой и фауной. Детям понятна логика главной героини — она добрая, общительная. Все дети так видят мир, они открыты каждому встречному, если он не пугает их. Они всем интересуются, каждая травинка, каждая дождинка, свет, радуга, гриб — все для них чудо.

Как и героиня сказки, которая в простом находит чудеса.

— Да. Кроме того, в «Северном сиянии» все звери необычные, зрители по ходу действия с ними знакомятся. Это сказочный, красивый, добрый мир.

В спектакле будут интерактивные вставки: например, олень ищет под снегом ягель, и поскольку дети сидят в сугробах, в какой-то момент они ему начнут помогать; или сова охотится за мышкой, той нужно спрятаться — ее поддержат дети. Действие их все время немножко цепляет.

В конце представления девочка берет огонечек и зажигает все вокруг. И после этого каждый ребенок получит маленький ночничок в подарок — кусочек северного сияния, который можно будет унести с собой как часть сказки.

Я очень люблю камерный театр — здесь можно показать какие-то нюансы, тонкие вещи, плести уютные кружева. Дети в это погружаются, они очень отзывчивые.

В спектакле будут играть артисты или куклы?

— И те, и другие. Артисты — некие снежные жители, которые рассказывают эту историю. У них много ролей, по ходу действия они становятся звездами, метелями и т. д., танцуют, управляют куклами. Всего задействовано четверо актеров, плюс Дедушка Мороз, который раздаст подарки. Традиционного хоровода не будет, но зато детей ожидает наша любимая метель, кто был на «Скоморошине», знает что это. И еще валяние в снегу — это отличный способ «выпустить пар». Когда дети долго сидят и что-то внимательно смотрят, им требуется разрядка. Конечно, мы дадим им возможность порезвиться.

«Машенька и медведь»

— Спектакль «Машенька и медведь» выйдет в феврале. Это тоже бэби-театр, камерный, доступный — дети будут сидеть во дворе некоего деревенского дома.

«Маша и медведь» давно ассоциируется у детей с мультиком, но изначально первоисточник — русская народная сказка, она совсем о другом. В нашей истории ее рассказывают актеры, муж с женой, и создают они ее из того, что у них оказалось под руками. Оба они рукодельники, занимаются ремеслами: он плетет из лозы и бересты, делает свистульки, она занимается лоскутным шитьем, валянием и росписью. И вот готовятся они к ярмарке, все их хозяйство на виду, и попутно из того, что уже нашито, навязано, налеплено, тут же собирают сказку. Такая якобы импровизация. Актеры замечательные — Алексей Грызунов и Мария Авраменко, очень игровые, очень чуткие. Получается забавно, с песнями, танцами и юмором. А в конце каждый ребенок заберет с собой глиняную свистульку — мы сделаем с ними птичий оркестр. И медведь ими будет дирижировать.
Хочется показать немножко другую эстетику, другую игру, чтобы это было не «Лего Ниндзяго» или «Фиксики», а что-то свое, исконно русское.

Когда художница, которая делает «Машеньку и медведя» (Елена Минина из Санкт-Петербурга — прим. ред.), получила от меня задание, она ходила по разным ярмаркам, собирала материалы — там будет очень колоритный берестяной медведь, плетни из лозы, елочки из лоскутных прихваток и рукавичек. Все очень тактильное и уютное, малыши визуально познакомятся с русской культурой. Нельзя этого не знать и не чувствовать.

И музыка, конечно, будет соответствующей?

— Музыкальным оформлением спектакля занимается Андрей Степаненко. Поскольку он руководит оркестром русских народных инструментов, это его тема. Что-то будет аранжировано, что-то специально сочинено.

И в этом тоже видится некая образовательная составляющая.

— А как иначе? Представьте, пришел трехгодовалый малыш к нам на спектакль — где он мог видеть балалайку? В филармонию его не водили, он еще маленький, в садик музыкантов сейчас не приглашают. А тут — вот она. И, кто знает, может, в пять лет он захочет на ней играть? Ведь русская музыка — это здорово, интересно, весело. Тот, кто считает, что русская культура это уныло и старо, ошибается. В ней столько жизни, столько накопленной поколениями любви. Это не может устареть и быть скучным. Андрей умеет делать разную музыку, поэтому я ему доверяю, плюс он действительно очень талантливый композитор. В «Скоморошине» тоже его музыка, думаю, зрители ее оценили — она очень выразительная, игровая. Все должно быть живым, с перцем, бурлящим. Театр для того и нужен, чтобы удивить, убедить, усладить.

В. Берг

Фото — из личного архива Наталии Степаненко

См. также:

day-off39.ru

Наталия Степаненко

Поисковой запрос:

Нашлось 140 человек

Проживание

Страна: Украина
Город: Переяслав-Хмельницкий
День рождения: 16 августа

Высшее образование

Вуз: ПХ ГПУ им. Сковороды , 2000
Факультет: Педагогический факультет
Кафедра: Кафедра педагогики, методики и теории начального образования

Среднее образование

Школа: Школа №6 , 1996 Переяслав-Хмельницкий (а)

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ПХ ГПУ им. Сковороды

Страница в интернете: https://vk.com/id229998967

Проживание

Страна: Украина
Город: Кошмановка
Родом из: Драбиновка
День рождения: 5 января 1985

Высшее образование

Вуз: ПИЭМ «Светоч»
Факультет:

Среднее образование

Школа: Школа №1 Драбиновка
1991 — 2002

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ПИЭМ «Светоч»

Страница в интернете: https://vk.com/id217046470

Проживание

Страна: Украина
Город: Харьков
День рождения: 4 января 1991

Высшее образование

Вуз: ХНУ им. В. Н. Каразина (бывш. ХГУ им. Горького) , 2014 , Очное отделение , Выпускница (специалист)
Факультет: Юридический факультет
Кафедра: Кафедра конституционного, муниципального и международного права

Среднее образование

Школа: Средняя школа , 2009 Ковяги
1998 — 2009 (б)

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ХНУ им. В. Н. Каразина (бывш. ХГУ им. Горького)

Страница в интернете: https://vk.com/id185915298

Проживание

Страна: Украина
Город: Запорожье
Родом из: Запорожье
День рождения: 2 декабря

Среднее образование

Школа: Гимназия №31 Запорожье

Контакты

Instagram: tasha.76

Работа, деятельность

Текущая деятельность: Гимназия №31

Страница в интернете: https://vk.com/id135181765

Проживание

Страна: Украина
Город: Харьков
Родом из: Харьков
День рождения: 9 ноября

Высшее образование

Вуз: НТУ «ХПИ» , Очное отделение
Факультет: Механико-технологический факультет
Кафедра: Кафедра металловедения и термическая обработка металлов

Среднее образование

Школа: Гимназия №12 Харьков
1975 — 1985 (е)

Работа, деятельность

Текущая деятельность: НТУ «ХПИ»

Страница в интернете: https://vk.com/id119713587

Проживание

Страна: Россия
Город: Ростов-на-Дону
День рождения: 26 декабря

Высшее образование

Вуз: МГЭИ (СЗФ) , 1980

Работа, деятельность

Текущая деятельность: СЗИ (ф) МГЭУ (бывш. МГЭИ СЗФ)

Страница в интернете: https://vk.com/id197955352

Проживание

Страна: Украина
Город: Кропивницкий / Кировоград

Высшее образование

Вуз: ЦГПУ (КГПУ) им. Винниченко , 2001
Факультет: Факультет истории и права
Кафедра: Правоведения

Среднее образование

Школа: Школа №2 , 1998 Богдановка (а)

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ЦГПУ (КГПУ) им. Винниченко

Страница в интернете: https://vk.com/id195526738

Проживание

Страна: Украина
Город: Крыжополь

Высшее образование

Вуз: ЦГПУ (КГПУ) им. Винниченко , 2007
Факультет: Естественно-географический факультет

Среднее образование

Школа: Школа №1 , 2002 Крыжополь

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ЦГПУ (КГПУ) им. Винниченко

Страница в интернете: https://vk.com/id182804720

Проживание

Страна: Россия
Город: Можга
Родом из: Слободской
День рождения: 14 июля 1976

Среднее образование

Школа: Лельвижская средняя школа Лельвиж
1983 — 1991 (а)
Школа: Село-Чуринская средняя школа , 1993 Село-Чура
1991 — 1993 (а)

Контакты

Телефон: 4*7**

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ЦРБ

Страница в интернете: https://vk.com/id156175001

Проживание

Страна: Украина
Город: Житомир
Родом из: житомир
День рождения: 27 ноября 1974

Среднее образование

Школа: Школа №12 Житомир (а)

Контакты

Телефон: Нет

Работа, деятельность

Текущая деятельность: ЖНАУ

Страница в интернете: https://vk.com/id154542031

ruprofile.pro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *