Макаренков михаил – Gallery.ru /

Автор: | 15.12.2019

Макаренков Михаил Михайлович. Резюме

  Итак — небольшой экскурс по моей биографии? Ну что ж:
Родился я 26 сентября 1964г. в Москве. Потом — школа, МГУ (журфак), потом работа на ТВ. В 1987 году я основал рубрику «Экспресс-камера» на телеканале «Добрый вечер, Москва!» «Шакалил» я по всей Москве в течении 4-х лет. И на пике популярности (во всяком случае — старушки, продающие сигареты у метро меня узнавали)я решил, что надо вовремя уйти. Что я и сделал. И ударился в режиссуру.
За первый же клип И. Талькова «Не смотри на меня с грустью» в 1989 году я занял 1-ое место на Первом Московском фестивале видеоклипов. На следующий год — опять первое место, в Канаде. С клипом Douglus Genuard.
Ну и понеслось… Чего и кого только я не переснимал, помимо клипов, концертов, «Рождественских встреч», музыкальных, рекламных, документальных фильмов и всего такого…
Даже в кино у Ролана Быкова снялся в главной роли. Впрочем, «сыграл» — неточное слово. Играл-то я самого себя. Это несложно.
В 90-ых снимал ролики для MTV. Мотался то в Америку — на съёмки и за гонорарами, то сюда — монтировать и проматывать с друзьями заработанное. Денег было много. Я познал — что такое быть богатым и бедным. Мне дудели медные трубы.. но я не изменился. Всё было весело и хорошо и всё сгорело практически без следа.
Уезжали мои близкие друзья, уехала жена с дочерью. А я остался. Может — чтобы было, кому их навещать?..
В 1994 году мы с Алексеем Шахматовым придумали и запустили в эфир ту самую скандальную программу «Аэротика». Через три дня съёмок мне уже было «всё равно»… Потом ничего — кое-как оклемался.
И на вопрос в интервью немецкому тележурналисту «Осознаю ли я, что я первый, кто показал на российском ТВ обнажённое женское тело?» я скромно ответил: — «Я-я».
Забавно — я посмотрел тогда рейтинг этой программы (3,7%), вычел стариков, детей и женщин. Ну — стеснительных тоже. Получилась еженочная аудитория 1, 6 млн. зрителей. Я тогда, помнится, усмехнулся — две армии Наполеона… Каждую ночь. Смотрят в телевизор. На голые жопы. М-да… Ради этого мне стоило получить университетское образование.
В 1995 году я работал в «Лис’C». Опять вёл «Утреннюю почту». Через год я ушёл, т.к. «У.П» я делал и вёл в 89 — 91 годах. Только под своим названием — «СММ». И клипы вставлял только свои.
Потом я вплотную занялся написанием музыки. Многим нравится. Мне тоже — ничего. Может быть выпущу, наконец, один из альбомов. Всё никак не соберусь. Проклятье..
Ну а дальше? Что дальше? — стал Продюсером информационного вещания канала «Муз-ТВ». И впервые в жизни я получаю удовольствие от работы других. Молодых. Впитывающих в себя всё как губка.
Всё. Мне надоело писать.
P.S. 1 сентября я уволился с «МУЗ-ТВ». Не могу долго сидеть на одном месте, если нет движения вперёд…
Впрочем, зайдите на главную страницу michel-mak2000.narod.ru там есть забавный фотоальбом, ну и там всякое другое. Ага?

mak300.narod.ru

Макаренков Михаил. Блог. | Программирование и наука

© И.Л. Викентьев, Система «ТРИЗ-ШАНС», 1991 г.

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы». Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это…

А вот пример более положительный: «Если вы представите себе человека, — рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, — живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы». Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то». Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время — даже во сне — думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга… Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть… Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой — основа творческого «осенения», «озарения». Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» — ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может — и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ
Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители. Вспомним, как видит Андрей Болконский Наташу Ростову на первом балу в Петербурге: «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говореным речам, а к ее внутреннему счастью… вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем, — и еще многое, многое сказала эта улыбка».

ВТОРАЯ СТАДИЯ
Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно «интересна», — идет выборка раздражителя для данной доминанты… «… князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале». Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла своего адекватного раздражителя.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ
Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, «само-подпитываться ими».

Ухтомский А.А. Доминанта, «Наука», М.-Л., 1966 г.

ПРИМЕР
Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах — моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши». Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные, и нечего дурака валять. А не нравится — обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет».

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М.: Просвещение, 1988, стр.172.

Принцип доминанты — принцип функционирования организма, и, оказывается, никаких перегородок между инерцией мышления, обыденным и творческим мышлением нет.

«Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, — она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика — слуга ее», — писал А.А. Ухтомский.

Вспомним самооправдание: «Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились…» «А трагизм в том, — продолжает Ухтомский, — что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе. Вот — возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое ради другого».

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты — быть не их жертвой, а командиром. (Вероятно, на подобном механизме осознания подкорковых доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

(К сожалению, выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский, принадлежащий скорее к школе И.М. Сеченова, чем являвшийся последователем И.П. Павлова, очень мало известен в среде педагогв и психологов).

2.1. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДОМИНАНТЫ

Творческий поиск — всегда изменение как внешнего мира, так и личности.

Но поиску, как правило, не способствуют старые доминанты, проявляемые как стереотипы мышления и поведения. Можно ли целенаправленно формировать новые? На этот вопрос современная психофизиология точного ответа не дает. Одно несомненно: доминанта не фатальна, прежде чем учить творчеству, необходимо «расчистить место» — как минимум, скорректировать прежние доминанты (полностью их затормозить не удаётся).

Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.

2.1.1. РЕЗКОЕ ОСЛАБЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ В СВЯЗИ С ЕЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ

Наверное, знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода. У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он «преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли того важного периода моей жизни». Таким «громоотводом» стал роман «Страдания юного Вертера». Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюбленности — в романе Вертер кончает жизнь самоубийством…

Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь? (Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело…)

2.1.2. ЗАПРЕТ, ТОРМОЖЕНИЕ «В ЛОБ»

Волевое управление «в лоб», выражаемое обычно приказами «нельзя!», «не делай!», — метод традиционной педагогики. Это малоэффективно.

Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между «хочу» и «нельзя», к так называемой «сшибке нервных процессов» и неврозам.

2.1.3. ПЕРЕВЕДЕНИЕ НУЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ В АВТОМАТИЗМ

В нашей лаборатории «Юный изобретатель» есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, «полезный автоматизм», необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен «ритуал» и на более высоком уровне.

Например, преподаватель ТРИЗ не позволяет себе использовать в практике обучения чужие примеры, задачи — это вынуждает его непрерывно искать новый материал, развиваться самому…

2.1.4. ТОРМОЖЕНИЕ ПРЕЖНЕЙ ДОМИНАНТЫ НОВОЙ

Как выполнить задание «Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!»? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь — по мнению А.А. Ухтомского — создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о… красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его…

Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для педагогической практики достаточно знать, что новые доминанты могут от различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического — см. Фиг. 1.

Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое — недаром призывы Минздрава «Курение опасно для вашего здоровья» не срабатывают даже в среде медиков…

Сделаем вывод (он нам пригодится в дальнейшем в главе «Подводка к деятельности»): при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал «страсть вогнать в мышцы»: окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы. А упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо «приоткрыть дверь» в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем: волевые приказы «в лоб», будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо… (Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу под Уфой в 1989 году, психотерапевт «помогал» рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки).

На этом психофизиологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика — непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру «нерв» роли через физическое действие?

ПРИМЕР
Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу… Уговоры, то есть работа на уровне слов, что «должно быть страшно», естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья — это будет лес, — гасит свет и просит актеров не разговаривать. «А Вы, — обращается он к ученице, — добирайтесь до меня «через лес» — я сяду в противоположном углу зала». Актриса пошла, но… медленно, наощупь, как ходят по лесу. Вот здесь должен сидеть учитель… Его нет! Шарит в темноте руками… Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему — как в жизни. Но это мышечное действие помогло ей найти «нерв» сцены — для этого Станиславский… специально покинул свое место.

Зачем преподавателям ТРИЗ нужно знать способы формирования доминант, основы учения К.С. Станиславского? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься собственно творчеством, и ученику, и педагогу необходимо отстроиться, скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе — стереотипы мышления и поведения).

Недаром во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура «посвящения». В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных — система действий с явной опорой на физиологические механизмы. Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью… А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В «Жизненной стратегии творческой личности», разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М. Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, «встреча с Чудом» (см.: Сборник «Как стать еретиком», (Сост. А.Б. Селюцкий), Петрозаводск, Карелия, 1991 г.).

Выше, в связи с вопросом о торможении старой доминанты новой, мы упоминали три уровня деятельности: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ — и не упомянули МЕТОДИЧЕСКИЙ уровень…

Инструментальная, разработанная Методика, будь это таблица умножения или ТРИЗ, — отличное, если так можно выразиться, «антидоминантное средство».

Метод адсорбирует, обобщает опыт многих людей и в меньшей степени, чем другие формы деятельности зависит от индивидуальных особенностей, настроений личности… Методическая процедура может быть реализована, в том числе, в виде компьютерных программ и способна увеличивать вероятность решения некоторых классов задачи среднеодаренным Пользователем.

Более того, биохимик, Нобелевский лауреат Альберт Сент Дьёрди даже высказал гипотезу, что головной мозг человека вообще не орган мышления, а… орган выживания, как клыки или когти. Так это или нет, неизвестно, но несомненно: по мере обучения творчеству нужно все больше и больше времени уделять именно МЕТОДИЧЕСКОМУ уровню деятельности ученика…

delphiec.wordpress.com

Макаренков Михаил Алексеевич — Смоленский Военный Некрополь

МАКАРЕНКОВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Гвардии старшина

 
  
  

 

 

 

 

 

 

 


Родился в 1920 году в деревне Борисовка (ныне — Смоленский район Смоленской области). 25 октября 1939 года Макаренков был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Касплянским районным военным комиссариатом Смоленской области.

С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. В боях три раза был ранен, в том числе один раз тяжело. Воевал старшим радистом рации «РСБ» роты управления 113-й (впоследствии — 55-й гвардейской) танковой бригады. В тяжёлых условиях постоянных боевых действий Макаренков обеспечивал бесперебойную радиосвязи, во время угрожающего положения успевая эвакуировать её в полной исправности. Отлично действовал во время наступательных боёв на Львовском направлении, все силы направляя на поддержание бесперебойной связи между командованием и подчинёнными подразделениями. 18 июля 1944 года Макаренков не покинул своего поста, даже рискуя жизнью под вражеской бомбардировкой.

Впоследствии Макаренков стал командиром отделения радиосвязи. Много работал на повышением собственных знаний и квалификации подчинённых связистов. В тяжёлых условиях он не раз восстанавливал прерванную связь, проявляя инициативу и находчивость. Участвовал в форсировании реки Нейсе, штурме Берлина.

После окончания войны в звании гвардии старшины Макаренков был демобилизован. Проживал в Смоленске. Умер 2 октября 1983 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска.

Был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (02.02.1945), двумя орденами Красной Звезды (04.08.1944, 12.05.1945), двумя медалями «За отвагу» (27.07.1943, 23.11.1943), медалью «За боевые заслуги» (01.03.1943) и рядом других медалей.

Источники:

1) Наградные листы.

war-smolnecropol.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *