Мода и сюрреализм в фотографиях Ги Бурдена
Французский модный фотограф Ги Бурден (Guy Bourdin) родился 2 декабря 1928 года в Париже. Он любил велоспорт. А в восемнадцать лет серьёзно занялся живописью и подумывал стать художником. В 20 лет Бурден поступил на военную службу, которая прошла в Дакаре в качестве воздушного фотографа ВВС. Затем он вернулся в Париж и устроился на работу продавцом объективов.
Ги Бурден продолжал рисовать и начал фотографировать для себя. Переломный момент в его жизни настал, когда Бурден увидел фотографию Эдварда Уэстона «Перец №30». Этот снимок изменил его восприятие окружающей среды и ход всей жизни.
Эдвард Уэстон «Перец №30»
Он находился под влиянием сюрреализма и всех сюрреалистов, самым авторитетным из которых стал Ман Рэй (Man Ray). Бурден шесть раз стучался в его дверь, но жена Рея постоянно прогоняла незваного гостя. Седьмая попытка увенчалась успехом, Ман Рэй сам открыл дверь и пригласил его в дом, они подружились. Рей даже написал текст к каталогу первой выставки Бурдена, которая прошла в 1952 году. Два года спустя в возрасте 27 лет Ги Бурден отправился в редакцию журнала Vogue, где ему предложили работу.
Первые фотографии моды Бурдена опубликовали в февральском номере Vogue Paris в 1955 году. Он продолжал работать для этого журнала до 1987 года. Последние годы жизни Ги Бурден болел раком, 29 марта 1991 года он скончался в Париже.
Вконтакте
Одноклассники
cameralabs.org
Бурден, Ги | Энциклопедия моды
Ги Бурден (фр. Guy Louis Bourdin; 2 декабря 1928, Париж – 29 марта 1991, Париж) – французский модный фотограф.
Ги Луи Бурден, урожденный Банарес, появился на свет 2 декабря 1928 года в Париже. Уже через год биологическая мать оставила своего ребенка, и мальчика усыновил Морис Дезире Бурден (Maurice Desire Bourdin), который и дал ему фамилию, впоследствии загремевшую на весь мир.
В 1948-1949 годах Бурден проходил военную службу в Дакаре в качестве кадета Французских воздушных сил. Там молодой человек получил первые уроки мастерства в области фотографии.
В 1950 году Бурден возвращается в Париж, где встречает Ман Рэя (Man Ray), известного французского и американского художника, фотографа и кинорежиссёра, и становится его протеже. Именно тогда Бурден организует свою выставку небольших зарисовок в одной из парижских галерей, а в 1953 году проходит первая прижизненная фотографическая выставка Бурдена. Интересно заметить, что свои ранние работы, в том числе, представленные на этой выставке, Бурден выставлял под псевдонимом Эдвин Халлан (Edwin Hallan).
Первые фотографии Бурдена, непосредственно связанные с индустрией моды, появились в февральском выпуске французского Vogue в 1955 году. Несмотря на всю спорность первого снимка (на фотографии была изображена девушка в шляпе на фоне мясного магазина с висящими позади нее телячьими головами),сотрудничество Бурдена с данным журналом оказалось довольно плодотворным и продлилось вплоть до 1987 года. Следует учесть, что в отличие от остальных фотографов, работающих на модные журналы, Бурден обладал абсолютной творческой свободой, и редакторы Vogue ни разу не пытались кардинально направлять его действия.
В 1961 году Бурден женится на Саланж Мари Луиз Гезе (Solange Marie Louise Gèze), которая родила ему его единственного ребенка, Сэмюэля, в 1967 году. По официальной версии женщина умерла в Нормандии в 1971 году от болезни сердца. Однако «в народе» ходило много слухов о том, что Бурден довел ее до самоубийства.
Через редактора Vogue Бурден знакомится с известным дизайнером обуви Шарлем Журданом (Charles Jourdan), который на долгое время становится его очередным покровителем. Для этого человека Бурден снял множество рекламных кампаний, начиная с 1967 и заканчивая 1981 годом, которые всегда отличались своим инновационным подходом. В видении Бурдена обувь представала как некий объект фетишизма, желания и, в то же время, зачастую выступала в качестве основного фокуса в насильственных сценах. Одной из таких работ стал снимок, на котором был запечатлен меловой силуэт женщины на асфальте и пара разбросанных красивых туфель. Это было настолько необычно – использовать в рекламном снимке трагедию и смерть в качестве привлечения внимания к товару, что оказалось хоть и невероятно, зато незабываемо.
Бурден словно пошел от противного и решил обратиться к той темной части человеческой души, которая обычно заставляет людей собираться толпой вокруг очередного несчастного случая, произошедшего прямо у всех на глазах.Так или иначе, его необычные антропоморфные композиции и замысловатые мизансцены были у всех на устах, и каждая новая работа ожидалась средствами массовой информации с большим нетерпением.
В 1975 году Ги Бурден снимает рекламную кампанию для Иссея Мияке (Issey Miyake), а на следующий год фотограф задействован в съемках каталога Sighs and Whispers для Bloomingdale’s. Также в 1976 году Бурден выступает автором рекламных кампаний для Versace, Loewe, Gianfranco Ferre.
В 1977 году Ги Бурден снимает свою первую фотосессию для Vogue Hommes, а также принимает участие в передвижной выставке исторической фэшн-фотографии в США. В числе мест, где выставка организовывалась: Международный музей фотографии в Нью-Йорке и Музей современного искусства в Сан-Франциско.
В следующем году фотограф занимается рекламной кампанией Клода Монтаны (Claude Montana), также работы Ги Бурдена были представлены на Всемирной ярмарке фотографии и кино Photokina в Кёльне.
В 1982 году фотографии художника снова появляются в Международном музее фотографии в рамках выставки «Цвет формы». Тогда же фотограф работает над рекламными кампаниями Gianfranco Ferre, Lancetti и Roland Pierre.
В 1985 году французское Министерство культуры присуждает Бурдену гран-при в области Национальной фотографии, однако художник отклоняет эту награду. Тем не менее, его имя до сих пор значится в списках лауреатов премии.
1986 год снова был отмечен участием фотографий Бурдена в Photokina.
В 1987 году истекает срок действия контракта Ги Бурдена с французским Vogue, однако, фотографа это не пугает: он занят съемками рекламных кампаний таких брендов, как Chanel и Revillon.
В 1988 году Бурден удостаивается награды Ifinity Award от Международного Центра Фотографии, которую вручила ему Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz).
Бурден стал одним из самых известных фотографов, задействованных в области моды и рекламы, второй половины ХХ века. Можно сказать, что его творчество в чем-то схоже с работами Хельмута Ньютона (Helmut Newton), однако Бурден расширил рамки привычного всем понятия рекламы. Его сюжеты всегда представляли собой нечто особенное и несли гораздо большую смысловую нагрузку. По своей насыщенности это скорее были произведения искусства, нежели просто рекламные снимки.
Разрушая устоявшиеся традиции, Бурден создал абсолютно новый класс модной фотографии. Несмотря на спорность большинства его работ, этот человек никогда не страдал от отсутствия клиентов. За время своей карьеры этот французский художник успел поработать с такими журналами, как Vogue и Harper’s Bazaar, а также снимал рекламные кампании для известных на весь мир брендов: Chanel, Issey Miyake, Emanuel Ungaro, Gianni Versace, Loewe, Pentax и Bloomingdale’s.
Ги Бурден был посмертно провозглашен, как величайший модный фотограф за всю историю существования данного направления, а его сын Сэмюэль в 2001 году выпустил книгу под названием «Exhibit A», в которую вошли самые лучшие работы Бурдена.
При жизни французский фотограф крайне критично относился ко всякого рода наградам и показам своих работ, поэтому одна из самых крупных выставок прошла уже спустя несколько лет со дня его смерти, в 2003 году, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Позже выставка совершила тур по некоторым другим городам, и была также показана в Национальной галерее Виктории в Мельбурне и в галерее Же-де-Пом в Париже.
Стиль и основные темы
Бурден стал первым фотографом, которому удалось создать в своих работах ощущение присутствия некой истории, чей сюжет был приостановлен в момент создания снимка, в результате чего на свет появлялась картина – чувственная, провокационная, шокирующая, экзотическая, сюрреалистичная, иногда даже зловещая и всегда связанная с модой одной неброской деталью. Нельзя сказать, что эти снимки отличались какой-то нежной или наоборот вызывающей красотой, той которую все привыкли видеть до этого в рекламе. Фотографии Бурдена могли даже отталкивать, настолько они были странными, таинственными, иногда полными насилия и сексуальности.
На Бурдена во многом повлиял его учитель, Ман Рэй, а также еще несколько людей, среди которых были фотограф Эдвард Уэстон (Edward Weston), художники Магритт и Бальтюс и знаменитый режиссер Луис Бунюэль (Luis Bunuel). Несмотря на то, что Бурден был намного меньше известен широкой общественности, чем его коллега по цеху Хельмут Ньютон, он намного больше повлиял на умы и творчество молодого поколения модных фотографов.
Личные качества
По воспоминаниям современников, Ги Бурден был человеком небольшого роста с плаксивым голосом и необычайно требовательным характером. О его жестокости ходили легенды. Так, например, ему приписывали доведение до самоубийства собственной жены, а также грубое обращение с двумя любовницами. По слухам одна из них перерезала себе вены, а другая умерла, упав с дерева.
Многие модели отказывались работать с фотографом, заявляя, что тот заставляет их делать ужасные вещи. Некоторых девушек отношение к ним Бурдена доводило до слез или даже обморочного состояния. Так или иначе, достаточно посмотреть на его работы, чтобы понять, у великого французского фотографа было весьма сложное отношение к женщинам.
Кто-то считает, что, возможно, ставя моделей в неловкое положение, он мстил, таким образом, на подсознательном уровне своей матери, оставившей нелюбимого младенца в одиночестве.
Одна из моделей Луиза Деспойнтес (Louise Despointes) вспоминала, как однажды на съемках у Бурдена ее сначала заставили ожидать в холодной студии, а затем обернули в полиэтилен и положили в ванну с ледяной водой, в которой плавала черная эмалированная краска.
Некоторые вспоминают, что Бурден частенько ставил своих моделей в ситуации, опасные для их жизни, причем мысль о возможной смерти девушек его только раззадоривала.
Однако были и другие мнения. Так, например, еще одна модель, которой пришлось сниматься у Ги Бурдена, Джоан Бенетт (Joan Bennett), вспоминает о нем так:
«Да, он был довольно необычным, странным, и обладал особенным чувством юмора, не таким, как у всех, но также он всегда был вежлив, почтителен, воспитан, спокоен, и вел себя так, как будто происходил из очень хорошей семьи… Он всегда спрашивал меня, не голодна ли я, не холодно ли мне или не жарко, и всегда пытался мне угодить. Он говорил, что ему не нравится снимать голодных моделей».
Так или иначе, но даже эта девушка признается, что однажды чуть не стала жертвой одной из «шуток» Бурдена: на одной из съемок фотограф помогал ей затянуть вокруг шеи платок и чуть не задушил ее.
После смерти
Ги Бурден умер 29 марта 1991 года в возрасте 62-х лет от рака. Он никогда не стремился к общественному признанию и не горел особым желанием сохранить свои работы для потомков. Он не раз отклонял выгодные предложения о проведении выставок или выпуске фотоальбомов. У него даже была идея уничтожить все свои фотографии перед смертью, и от неминуемой гибели их спасло только то, что практически все они находились на руках у других людей.
Интересный факт: в 2003 году Мадонна выпустила свой клип Hollywood, где даже неискушенный зритель мог обнаружить несколько ссылок на фотографии Бурдена. В результате Сэмюэль Бурден даже подал на певицу в суд, обвинив ее в нарушении авторских прав.
Ги Бурден перевернул понятия о красоте и моде. Несмотря на то, что многим его творения не нравились, их всегда обсуждали. Бурден всегда умел привлечь внимание к тем предметам, которые рекламировал, зачастую отводя моделям роль антуража.
Французский фотограф никогда не изменял себе, постоянно шокируя зрителя. Возможно, именно это качество привело к возникновению целого ряда последователей Бурдена, среди которых можно назвать таких признанных мастеров как Дэвид Лашапель (David LaChapelle), Мерт Алас (Mert Alas), Маркус Пиготт (Marcus Piggott), Ник Найт (Nick Knight) и некоторых других.
Официальный сайт: www.guybourdin.org
wiki.wildberries.ru
Ги Бурден — провокационный гений fashion-съемки
Фотографии на страницах глянцевых журналов, которые можно увидеть сегодня, похожи друг на друга. Они не отличаются замысловатостью кадра. Другими были работы фэшн-фотографа Ги Бурдена: неординарными, рушащими стереотипы, инновационными. Каждый снимок вызывает в душе зрителей ряд эмоций, в числе которых и непонимание происходящего. Возможно, именно в этом секрет их бессмертия. Понимать или не понимать… но оторвать взгляд от них по истине сложно.
Несмотря на то, что фотоаппарат Ги Бурден взял в руки достаточно поздно, его работы известны не только в узких кругах профессионалов, а и среди почитателей искусства фотографии.
Формирование личности Ги Бурдена и приход в искусство фотографии
Появился на свет Ги Бурден (Guy Bourdin) в столице Франции. Произошло это в 2 декабря 1928 года. На момент рождения ребенка его биологическому отцу едва исполнилось 18 лет. Очень быстро молодые родители поняли, что не готовы строить семью и развелись. Мать бросила годовалого ребенка. Это, по мнению многих психологов, в будущем сказалось на его творчестве и отношении с женщинами. Он не церемонился с моделями, которые впоследствии с ужасом вспоминали о съемках в холодных студиях и жестких условиях работы.
Ги не задержался в детском доме. Его усыновил Морис Дезире Бурден, от которого он и получил фамилию. В детстве мальчик не задумывался о карьере фотографа. Его увлекал велоспорт. В возрасте 18 лет юноша серьезно занялся живописью. Какое-то время он даже собирался посвятить свою жизнь этому ремеслу. Однако все изменила военная служба, которую он проходил в Дакаре (1948-1949 гг). Бурдена определили в воздушные войска, и тут в его жизни появилась фотография.
По возвращению домой Бурден устроился продавцом фотооборудования. Параллельно работал посудомойщиком в ресторане и копил деньги на профессиональное оборудование для фотосъемки. Также до прихода в индустрию моды Ги Бурден успел поработать курьером в посольстве США. Все время его сопровождала живопись. Параллельно он совершенствовал мастерство фотосъемки — обучался самостоятельно, на работах прославленных мастеров разных жанров.
Ключевым моментом в жизни Ги стало знакомство с Ман Рэем, чье творчество вызывало у людей противоречивое отношение. Одни восхищались его сюрреалистическими работами, другие не видели в них никакой ценности. Бурден относился к первой категории людей, и Рэй стал поддерживать молодого фотографа. Вскоре Бурден начал представлять свои работы на общих выставках, а позже известный покровитель помог организовать персональную. Талант Бурдена заметили редакторы модных изданий, и карьера стремительно пошла вверх.
Профессиональная деятельность Ги Бурдена
Работа в мире моды привлекала Бурдена, и он принял предложение от редакторов издательства Vogue. Это сотрудничество длилось порядка 40 лет. Параллельно фотограф снимал рекламные кампании для таких модных марок, как Charles Jourdan, Chanel, Versace, Bloomingdale’s и т.д. Кроме Vogue он сотрудничал с известным издательством Harper’s Bazaar.
Выработал свой неординарный стиль фотограф не сразу. Сначала его работы были приближены к установленным на то время нормам. Однако с каждой новой фотосессией Ги Бурден раздвигал рамки дозволенного. Модели всегда замечали, что работать с Ги, который относился одинаково требовательно как к себе, так и к окружающим, было неимоверно тяжело, но конечный результат всегда был потрясающим.
Фэшн-фотограф, который создавал преимущественно рекламные снимки, умел обратить внимание зрителя не на привлекательных моделей, а на продаваемый продукт. При этом каждый снимок воспринимался не как отдельный эпизод из жизни, а как целая история, в которой есть сюжет и подтекст.
Издательства, сотрудничавшие с Ги, предоставляли ему полную свободу, и он этим пользовался, воплощая в жизнь самые смелые замыслы. Кроме гламурных снимков в его коллекции можно найти грубые и, местами, жестокие фото.
Успех Бурдена обусловлен не только природным даром и особым видением мира, а и отсутствием стремления к популярности. Для него важен был только процесс съемок. Выставки и издание книг, участие в фотоконкурсах и престижные награды никогда не прельщали Ги. У Ги Бурдена есть множество последователей. Некоторые из них смогли реализовать свой творческий потенциал, и стали известными фотографами (Мерт Алас, Ник Найт и т.д). Бурден полностью изменил понятие о женской красоте и глянцевом фото. Его заслуженно признали выдающимся модным фотографом 20 столетия.
Умер неординарный и обсуждаемый фэшн-мастер в 1981 году. Как профессионалы, так и фотолюбители до сих пор неоднозначно относятся к работам мастера, которые сегодня занимают почетное место на многих фотовыставках.
fotogora.ru
Ги Бурден (Guy Bourdin) и фэшн-фотография
Французский фотограф Ги Бурден приобрел скандальную известность благодаря своим противоречивым и порой шокирующим фотографиям. Его работы некоторые критики называли откровенной порнографией, но сам Бурден считал их ничем иным, как настоящим искусством. Фотографии Ги Бурдена отличаются демонстративной, агрессивной сексуальностью и определенной жесткостью. В некоторых из них эстетика переходит некую допустимую грань. Недаром Бурдена часто причисляют к основателям нового уникального направления в фотографическом искусстве, которое получило название арт-экстремизма. Несмотря на присущую снимкам Бурдена эпатажность и жестокость, они буквально завораживают зрителя, заставляя его всматриваться во все детали фотографии.
Будущий фотограф родился в 1928 году в Париже. Родная мать оставила его еще когда ему было всего один год, и он был усыновлен Морисом Дезире Бурденом. Так Ги получил свою фамилию, ставшую впоследствии всемирно известной благодаря его творчеству.
Впервые Ги Бурден соприкоснулся с миром фотографии и начал обучаться фотографическому мастерству, будучи двадцатилетним юношей во время прохождения военной службы курсантом Военно-воздушных сил Франции в Дакаре. По возвращении в Париж в 1949 году он заводит знакомство с известным художником и фотографом Ман Рэем. Последний стал настоящим покровителем для способного и талантливого молодого человека.
Свои первые деньги в фотографии Бурден заработал благодаря нескольким черно-белым снимкам, с которыми познакомилась публика на прошедшей в Париже в 1952 году выставке. Тогда Ги Бурден взял себе творческий псевдоним — Эдвин Халлан.
На выставке его фотографии заметили и предложили сотрудничать с журналом Vogue, ориентированным исключительно на женскую аудиторию. В то время художественные снимки не приносили большого дохода, поэтому Бурден согласился заняться рекламной фотографией.
Многочисленные съемки для журнала Vogue позволили Ги Бурдену сформировать характерный для него, уникальный стиль. На его снимках стали появляться модели в неестественных позах, с яркой помадой на губах и затянутые в жесткие корсеты. Но самое главное, что Бурден фактически стер границы дозволенного в рекламной фотографии и заставил говорить о себе благодаря тому, что помещал своих моделей в атмосферу подчеркнутой сексуальности, извращенности и фетишизма.
Секс, гламур и жестокость стали типичными чертами его снимков. Он создал свой неординарный и неповторимый взгляд на мир, используя для этого самые изощренные средства. Хорошо известен снимок Ги Бурдена, где на асфальте запечатлен меловой силуэт женщины с парой роскошных, изящных туфелек. Глядя на подобные экстравагантные снимки, у зрителя пробегает по телу легкая дрожь. Надо сказать, что в журнале Vogue у Бурдена был достойный соперник — Хельмут Ньютон, который также отличался свободолюбивыми и изощренными взглядами на рекламную фотографию.
Ги Бурден прослыл среди своих моделей и коллег по цеху человеком очень требовательным, порой чрезмерно жестким. Многие женщины, работавшие с ним, откровенно называли его мазохистом. Действительно, сегодня можно увидеть, что на его фотографиях модели никогда не улыбаются, не проявляют каких-либо радостных или счастливых эмоций. Возможно, что такое женоненавистническое отношение Ги Бурдена было продиктовано его личными воспоминаниями о том, как мать отказалась от него в детстве.
Впрочем, сам Бурден считал себя настоящим профессионалом, создающим подлинное искусство, поэтому просто требовал такой же серьезной отдачи от других. На самом деле он никогда не стремился к успеху или широкой популярности, и, наоборот, вел отшельнический, аскетичный образ жизни. Он даже стремился к тому, чтобы работать анонимно. Бурден получал истинное удовольствие от своего творчества и не нуждался в общественном признании. По этой причине он даже отказался от специальной премии, которую ему присудило министерство культуры Франции.
В 1961 году французский фотограф женился на Саланж Мари Луиз Гезе, которая родила ему единственного сына. Но спустя десять лет его супруга неожиданно скончалась от болезни сердца в Нидерландах. Появились слухи о том, что жена Ги Бурдена в действительности повесилась, не выдержав тягот семейной жизни. Эта черная молва предопределило отношение общества к творчеству Бурдена, его фотографиям и моделям.
Критики утверждали, что в фотографиях Бурдена скрыта темная человеческая сущность, ее пороки и соблазны. По-прежнему людей пугала ошеломляющая жесткость и экстравагантность его снимков. Взять хотя бы его знаменитую фотографию, на которой изображен мужчина, звонящий в полуоткрытую дверь. В полуоткрытом дверном проеме зритель может разглядеть девушку, застывшую на стуле в странной, неестественной позе. Становится понятно, что она уже мертва.
Помимо плодотворного сотрудничества с журналом Vogue, Ги Бурден создавал рекламные изображения для Claude Montana, Gianni Versace, Chanel и Issey Miyake. В течение четырнадцати лет он также работал над рекламной компанией марки Charles Jourdan, имевшую колоссальный коммерческий успех. Отводя моделям лишь место антуража, Бурден мастерски приковывал внимание зрителя к различным мелким деталям снимка, к предметам, которые нужно было прорекламировать в фотографии. Простая реклама предметов обуви или женского белья его никогда не устраивала, он стремился сделать из рекламного фотоизображения настоящую мизансцену со своим собственным сюжетом и скрытым подтекстом.
Хотя многие считали фотографии Ги Бурдена слишком вызывающими, пошлыми и даже жестокими, но они всегда были обсуждаемы в обществе. Это и приносило его работам такой огромный успех в рекламном бизнесе.
Известный французский мастер скончался в 1991 году. Несмотря на то, что он как истинный художник мечтал о том, чтобы его работы умерли вместе с ним, после его смерти фотографии Ги Бурдена стали выставляться в самых известных галереях и музеях мира.
При подготовке статьи использованы материалы с официального сайта фотографа www.guybourdin.org
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
www.fotokomok.ru
Ги Бурден, фотограф Ги Бурден, fashion-фотография
Тридцатилетний опыт работы в Vogue, эксклюзивные контракты с модными домами Chanel и Emanuel Ungaro, глубокие краски, нестандартные ракурсы и смелые инсценировки — лишь малый список комплиментов в сторону провокационного гения и основателя жанра fashion-фотографии Ги Бурдена.
Первую фотоисторию для французского Vogue Бурден представил в 1955 году. Съемки проходили на действующей скотобойне. Туши животных, модели и последние кутюрные коллекции. Реакция на «Chapeaux Choc» колебалась между скандалом и сенсацией. Критики и люди из индустрии были поражены новизной и свежестью взглядов Ги, а подписчицы массово отказывались от журнала, требуя возврата денег. Тогдашняя шеф-редактор Франсин Крисен была же напротив воодушевлена работой 27-летнего талантивого фотографа и негативный резонанс только подтолкнул ее к подписанию долгосрочного контракта с подобным самородком. Она не просто стала покровительствовать Бурдену, она вручила ему настоящий карт-бланш для блестящей карьерной партии. Жесткие, въедливые контрасты, оголенные части тела и полубытовые локации смотрелись в инсценировках Бурдена, как нечто сверхвозможное. И действительно, то, что видел Ги и как он это видел — казалось мистическим и нереальным. Трудно поверить, что каждый из его снимков был сделан в век аналоговой фотографии. Во времена, когда Photoshop был чем-то призрачным, он внушал зрителю иллюзии, смеялся над его взбудораженным сознанием, заворачивая порой достаточно примитивные ракурсы в сюрреалистические обложки.
Ги Бурден и Шарль Жорден — идеальный симбиоз. Совещание редакторов «Vogue», Париж, 1977 год. На повестке дня вопрос, до сих пор неизменный — реклама. Один из первых разворотов оплачен Шарлем Жорденом под новый кампейн его обувного бренда. Снимок уже в редакции. Черный лимузин, асфальт в потеках машинного масла, на котором мелом очерчено тело жертвы автомобильной аварии, и пара нежно розовых лаковых туфель на танкетке. Занимающие минимальные сантиметры изображения, они притягивают к себе внимание, а общая картина заставляет зрителя теряться в догадках, дорисовывая свои версии произошедшего. Франсин Крисет из кресла главреда внимательно наблюдает за реакцией на лицах коллег и, прекрасно понимания степень будущего резонанса, принимает решение дать снимку «зеленый свет». В ее вердикте нет и ноты сомнений, она доверяет автору, она верит в его гения. С Бурденом они работают уже 20 лет. И в своем очередном эксклюзивном кампейне Ги опять разрушил шаблоны идеальности, подкормив будущего покупателя его же любимым пороком — любопытством.
Тандем Bourdain & Jourdan был одним из самых плодотворных и коммерчески выгодных. Двое смелых людей не побоялись размещать рекламу обуви на фоне полумертвой девушки, лежащей на траве. Они топили туфли в бассейнах, разбрасывали их на грязных парковках, ставили на каблук обрезанных напополам манекенов. А в 1978 парни представили сюрреалистический снимок, на котором модель в откровенной позе в буквальном смысле тычет в кадр черно-белый снимок полароида. Каждым своим кампейном Бурден доказывал одну простую истину: бренд «Charles Jourdan» не собирается идентифицировать своего покупателя. И дело здесь не в безразличии, а скорей в гибкости и разнообразии. Старлетка и финансовый директор универмага могут носить одну и ту же пару. Главное — это смелость, которая позволяет трансформировать образы из сознания в реальность.
Снимки Бурдена действительно смелые, а порой даже маниакальные. В них присутствует определенная доля насилия, они грубы и бескомпромиссны. «Чем больше я делаю тебе больно, тем прекраснее ты становишься». Возможно, они отражают, что-то действительно скверное, пережитое самим фотографом. Его мать отказалась от него, жена покончила с собой. Но даже такое пережитое не отняло у Ги восхищения женской красотой.
«Коллеги по цеху» назвали его перфекционистом, а редакторы из французского Vogue часто сравнивали его работу над фотоматериалом с работой кутюрье над новой коллекцией. Любой из его снимков обладал своей концепцией, он был материальным воплощением определенного настроения Ги. Даже пространство журнального разворота он старался скроить под себя. Играя с композицией, он смещал центр внимания зрителя, заставлял искать подтекст в деталях и мелочах. Артистическая эстетика Бурдена обладает одной важной особенностью — полная творческая свобода. На его снимках считывается настроение целой эпохи, поколения поздних семидесятых. Гламур, кричащие оттенки, томные настроения и бесконечные вечеринки, такие, как в студии Ги в Ле Мараис, после которых на утро у парижских проминенте гудели головы, а на снимках Бурдена вибрировали краски. Именно эта драматичность принесла фотографу коммерческий успех и контракты с модными домами Issey Miyake, Chanel и Emmanuel Ungaro.
В отличие от своего современника, Хельмута Ньютона, Бурден никогда не стремился собрать коллекцию собственных работ, создать так называемое наследие. В его отношении к уже проделанному даже присутствовала определенная халатность. В пост-праздничном настроении и недобром расположении духа, он мог с легкостью уничтожить ценные негативы. И даже когда сознание Ги прояснялось, и глупость содеянного была очевидна, он не испытывал сожалений. Бурден верил, что мизансцены важнее крупных планов, а процессы сйомок куда более значительны, чем готовые кадры. Тем не менее его работам удалось собрать целое комьюнити последователей. Ник Найт, Мондино, Мерт Алас и Маркус Пиготт цитируют Ги, углубляя цвета и расширяя плоскости.
Своими снимками Бурден также повлиял на развитие современной поп-культуры. В 2003 году в своем видео «Hollywood» Мадонна представила настоящий визуальный цитатник фотографа. Секс, гиперболические краски, неудобные позы и обескураживающие ракурсы. И без скандала не обошлось. Самюэль Бурден, сын Ги, обвинил певицу в плагиате. История долго смаковалась публикой, но чем закончилось разбирательство так и не известно. Присутствует ощущение, что акция была хорошенько спланирована и умело использована обеими сторонами. У Мардж — мегауспешный релиз альбома, собравший практически все награды музыкальной премии MTV, а наследие Бурдена впервые в полной мере презентовано в рамках полугодичной персональной выставки фотографа и ни где-нибудь, а в стенах Музея Виктории и Альберта. Скандально, сенсационно, авантюрно. Ги бы это точно понравилось.
Не забывают о Бурдене и профи рекламного бизнеса. Осенний кампейн бренда Christian Louboutin — настоящий трибьют и одновременная реинкарнация снимков фотографа начала 80-х. Модель — не центр вселенной, ее личность практически анонимна. Играют со зрителем туфли. Цитируя традиционную эстетику Бурденовского гламура, они смотрятся в кадре живо и современно, но при этом умудряются вызывать легкое чувство ностальгии за временем, когда запреты спадали, а в воздухе витала та заветная раскрепощенность. Ностальгия по эпохе Ги Бурдена.
Автор статьи: Лида Ветчинова
Комментарии
styleinsider.com.ua
Ги Бурден — экстравагантная фэшн-фотография | Блогер pioggia-secca на сайте SPLETNIK.RU 13 июня 2012
Опубликовано пользователем сайта
Круто! pioggia-seccaГи Бурден (Guy Bourdin) родился 2 декабря 1928 г. в Париже. В 48-49 служил в Дакаре, Сенегал, и там же начал профессионально заниматься фотографией. В 50-м году вернулся в Париж, где встретил Мана Рэя (Эммануэля Радницкого по рождению), знаменитого уже на тот момент фотографа и художника. Ман Рэй берёт Ги под крыло, и в том же году организовывается первая выставка его работ, пока что рисунков и живописи. Первая выставка фоторабот Бурдена состоится в 1953 г. Ги Бурден начал работать в Vogue Paris в 1955 г., и практически всю жизнь его имя было связано с этим журналом. Вдохновлялся работами Луи Бунюэля, Эдварда Вестона, Магритт и Ман Рэя. Характер у художника был сложный, возможно потому, что во младенчестве его бросила родная мать (Бурден — фамилия приёмной матери). Говорят, с моделями он обращался бесцеремонно. Жена его покончила жизнь самоубийством, такая же судьба постигла двух других его женщин. Сейчас его делами занимается сын, Самюэль. В 1985 г. Бурден отклонил присужденную ему награду министерства искусств Франции. Пожелал, чтобы после смерти все его работы были уничтожены, но к счастью, поскольку далеко не все он держал у себя, этого не случилось. Бурден оказал огромное влияние на современную фэшн-фотографию, наравне с Хельмутом Ньютоном. Такие фотографы как Лашапель, Мондино, Мерт Алас и Маркус Пиготт, Ник Найт признают, что восхищаются работами Бурдена. Гай Бурден умер от рака 29-го мая 1991 г. в Париже. Ранние съёмки для журнала: 1958 1958 Christian Dior wedding dress, 1961 1965 1965 1966 1969 г. 1969 Серия работ для Pentax, 1980: Для Charles Jourdan (его рекламными кампаниями Бурдин занимался с 1967 по 1981 гг): Бурден делал также рекламу для таких брендов, как Chanel, Issey Miyake, Emmanuel Ungaro, Gianni Versace, Loewe, Bloomingdale’s. for Ungaro for Versace Конечно, в объектив мастера попадали и знаменитости: Катрин Денёв Серж Гейнсбур и Джейн Биркин (1969-70) Изабель Аджани (1973) Анжелика Хьюстон и Уоллис Франкен Неоднозначная серия фото Belles Filles 1977 г, послужившая вдохновением для рекламной компании Tom Ford в 2011 г.: фото сверху — Ги Бурден, Belles Filles, снизу — Tom Ford 2011. Том Форд вообще, судя по всему, фанат творчества Бурдена. Вот эта фотография — ничего не напоминает? Аллюзии на работы Бурдена, иногда более явные, иногда менее часто встречаются в современной модной фотографии. Википедия пишет, что Бурден по степени влияния на молодых фотографов превосходит Хельмута Ньютона, хотя тот намного более известен. вверху — Guy Bourdin, внизу — недавняя реклама Weght Watchers «Намёки» на Бурдена можно найти и в видеоклипах. Spoon — I Turn My Camera On Мадонна не стала заморачиваться, и просто «оживила» кадры Бурдена в своём клипе Hollywood, за что и поплатилась — за незаконное использование работ фотографа она вылатила правообладателям 638 000 долларов. В таком случае, клип Рианны S&M, где она использовала образы с работ Лашапеля, это уже плагиат на плагиат. Современные фотографы открыто ссылаются на Бурдена в своих работах: Kareem Black «Legs» Alison Brady Inez & Vinoodh for Jimmy Choo 2011 _______________________________________________________________________ Ещё несколько работ Бурдена …
Оставьте свой голос:www.spletnik.ru
Выставка Unseen фотографа Ги Бурдена (Guy Bourdin) (Интернет-журнал ETODAY)
В лондонском арт-центре The Wapping Project, который расположен на территории бывшей электростанции Wapping Hydraulic Power Station, проходит фотовыставка «Unseen», на которой представлены многие ранее неизвестные работы легендарного французского фотографа Ги Бурдена (Guy Bourdin).
Один из основателей фэшн-фотографии Ги Бурден (Guy Bourdin) родился в 1926 году в Париже. Он получил образование как художник и фотограф. В 50-х годах он начал сотрудничать с Vogue, осознав, что выжить, продавая маленькие черно-белые фотографии, ставшие предметом его первой и до недавнего времени единственной личной выставки в 1952 году, невозможно.
Photo: Guy Bourdin for Charles Jourdan.
В 70-х годах он снял знаменитую рекламную кампанию обувной компании Charles Jourdan — на одной из этих фотографий изображен меловой силуэт женщины на асфальте и пара роскошных туфель. В 1988 году Ги Бурден был удостоен награды Infinity Award от Международного Центра Фотографии, которую ему вручила Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), самая успешная женщина-фотограф современности.
Фотограф Guy Bourdin для журнала Vogue.
Фотограф Guy Bourdin для рекламной кампании обувной марки Charles Jourdan.
Photographer: Guy Bourdin for Charles Jourdan.
Выставка «Unseen» фотографа Ги Бурдена (Guy Bourdin) продлится в Лондоне до 4 июля 2009 года.
www.etoday.ru