Как Родченко изменил подход к фотографии — Нож
Будучи убежденным художником конструктивизма, авангардного направления советского искусства 1920-х, Родченко пытался выявить максимум функциональности из каждого вида искусства. Вот и фотоснимки должны были стать массовыми хронографами. Запечатлеть актуальную современную историю, показать мир «утренними глазами» — вот к чему так стремился мастер, рассматривавший свою деятельность как фотодокументалистику.
Основной локацией для фотографа стала Москва. Но не та старая, которую так любили писать художники прошлого, а новая – с новостройками, вокзалами, заводами и фабриками. Это не просто архитектурные постройки, но целая жизнь, переданная с помощью удачно поставленного кадра: «Снимать я начал с 1924. Техника захватила, и я начал эксперименты…».
Именно снимки 20-х годов считаются самыми авангардными и новаторскими.
Первая серия Родченко – «Дом на Мясницкой улице». Он воспользовался фотоаппаратом «Кодак», взяв пленку форматом 42:65 мм. Фотограф отказывается от статики, им движет динамичная композиция, которая заставляет искать неординарные
Главная цель фотографий 20-х годов – это демонстрация эстетики нового урбанистического мира, с новым человеком, который поглощен движением. Снимки с предельно лаконичной композицией должны были выявить и подчеркнуть пространства города.
Еще одним знаменитым кадром становится «Лестница на Кропоткинской набережной» 1929 года. Родченко зацепил самый простой сюжет, но он смог его ухватить так, что нас, несомненно, притягивает к этому снимку. Фотограф создает будто отдельное энергетическое поле вокруг этой женщины с ребенком. Четкий ритм ступеней же будто определяет отдельное царство диагоналей, которое нужно преодолевать с неимоверным усилием. Родченко утверждал, что не только ракурс, но свет и тени способны кардинально преобразить ситуацию в кадре.
Помимо множества фотоснимков отдельных дворов, вокзалов и фабрик Москвы, а также кадров с прохожими, Родченко часто, как репортажный фотограф, концентрировал свое внимание и на отдельных объектах. Таковым стала знаменитая Шуховская башня. Мастер фокусируется в этой серии исключительно на конструкции, на снимках он пытается выявить уникальную инженерную мысль Шухова, пытаясь подчеркнуть красоту каркаса и материала.
В связи с этой серией уместно будет упомянуть воспоминания Родченко об Эйфелевой башне, с которой многие сравнивают Шуховскую:
«Я помню в Париже, когда в первый раз увидел Эйфелеву башню издали, мне она совершенно не понравилась. Но однажды я близко проезжал на автобусе, и когда, в окно увидел уходящие вверх, вправо и влево линии железа, и эти точки дали мне впечатление массива и конструкции».
— из поездки Родченко в Париж в 1925 году
Этот массив и пытался выявить Родченко в своих фотоснимках. И здесь, конечно же, не обойтись без еще одного метода фотографа – комбинаторность
knife.media
Родченко Александр Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины
Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.
«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.
В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.
В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.
«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».
Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк
Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.
Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката
Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.
Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.
В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».
Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Приезжий с дач, из городов и сел (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu
Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu
Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu
Фотоэксперименты Александра Родченко
Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.
Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.
Александр Родченко. Пионерка. 1930. Фотография: moma.org
Александр Родченко. Лиля Брик (Портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»). 1924. Фотография: n-europe.eu
Александр Родченко. Портрет матери. 1924. Фотография: fotogenico.ru
С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.
После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.
Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.
34 оригинальных плаката 1920–30-х годов на выставке в РОСФОТО.
Окунемся в легкое безумие русского искусства.
www.culture.ru
Лаконичный СССР Родченко (много фото)
Соратник Маяковского по рекламе
5 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Родченко
Александр Родченко
Александр Родченко «Пионерка», 1930 год
Живопись
В 1916 году Родченко переезжает в Москву, знакомится со своей женой и соратницей Варварой Степановой и активно начинает участвовать в авангардистских выставках вместе с Василием Кандинским, Владимиром Татлиным, Элем Лисицким. Сперва его деятельность как художника-беспредметника ограничивается станковой живописью с циркулем и линейкой, во многом выведенной из супрематизма Казимира Малевича.
Александр Родченко
2. Александр Родченко «Красный. Желтый. Синий», 1921 год
Он экспериментирует с плоскостью и фактурой, формой и цветом, последовательно превращая свои произведения в геометрический чертеж — еще более строгий, чем у Малевича.
3. Художник, фотограф Александр Родченко, режиссер Всеволод Мейерхольд, поэт Владимир Маяковский, композитор Дмитрий Шостакович (слева направо)
4. Александр Родченко, Владимир Маяковский «Лучших сосок не было и нет», 1923 год
5. Александр Родченко «Киноглаз», 1924 год
Из-за подобного рационализаторства Николай Харджиев, писатель, историк и один из крупнейших исследователей русского авангарда, так аттестовал Родченко: «Он появился в 1916 году, когда все уже состоялось, даже супрематизм… Он пришел на все готовое и ничего не понял».
6. Александр Родченко «Добролет», 1923 год
7. Александр Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1924 год
8. Александр Родченко. Лиля Брик (портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»), 1924 год
Тем не менее в 1921-м на выставке «5×5=25» он показал триптих «Гладкий цвет» из трех монохромных полотен (желтого, красного, синего) и, таким образом, порвал с оторванной от реальности беспредметной живописью, чтобы перейти к «производственному искусству», которое должно было органично влиться в коллективную жизнь нового общества.
9. Александр Родченко «Рабочий клуб», 1925 год
Конструктивизм
«Группа конструктивистов» возникла в феврале 1921 года по инициативе художника и теоретика искусства Алексея Гана, а также Родченко и Степановой. Годом раньше Родченко начинает читать лекции во ВХУТЕМАСе (Высших государственных художественно-технических мастерских) и курировать студенческие проекты — среди них были, например, автобусная станция и универсальное выставочное оборудование.
10. Александр Родченко. У телефона. 1928 год
11. Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924 год
12. Александр Родченко. Пешеходы. 1928 год
Для него это был поворот к дизайну, эскизам интерьеров, полиграфическим работам и образцам совершенно новой мебели, которые мыслились конструктивистами как способ преодолеть индивидуализм буржуазного искусства и подчинить свое искусство интересам социалистического общества.
13. Александр Родченко «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», 1923 год
Рекламные плакаты и фотомонтаж
Одной из первых работ Родченко на злобу дня, которые были призваны «перестроить» сознание советского человека, стал плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». С 1923 года в тандеме с Владимиром Маяковским он подписывает рекламные плакаты: «Реклам-конструктор Маяковский – Родченко». Среди их совместных работ — эмблема Моссельпрома, реклама журнала «Молодая гвардия», ГУМа и Резинотреста.
14. Александр Родченко. Портрет матери. 1924 год
15. Александр Родченко. «Полевые цветы». 1937 год
16. Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год
Благодаря неожиданным ракурсам, броским образам и лозунгам и объемному тексту зародился принципиально новый язык массовой коммуникации, соединивший графику Родченко со стихотворными текстами Маяковского.
17. Александр Родченко «Композиция». 1917 год
18. Александр Родченко «Танец». 1915 год
Тогда же, в 1923 году, Родченко начал применять фотомонтаж для иллюстрирования книг. Одним из самых выразительных образов этой практики стало первое издание поэмы Маяковского «Про это», для которой Родченко составлял коллажи из фотографий и газетных заголовков, одновременно играя с версткой и шрифтом.
19. Александр Родченко «Пионерка», 1930 год
Фотография
Сегодня снимки Родченко ассоциируются с лаконичными формами, четкими линиями и ясными образами. Они разлетаются по аукционам и выставляются в музеях. Однако свои первые фотографии Родченко сделал в 1924 году, чтобы набрать материал для фотомонтажей.
20. Александр Родченко «Белый круг». 1918 год
21. Александр Родченко
С 1926 года он начинает экспериментировать с ракурсами, искажая изображение и акцентируя необычные детали, пишет статьи о проектном мышлении и документально точном взгляде на мир («Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость»). Его фоторепортажи публикуют в «Вечерней Москве», журналах «30 дней», «Огонек» и «Радиослушатель». Съемка человека в действии, ракурсные снимки, психологические портреты стали визитной карточкой Родченко-фотографа.
Татьяна Сохарева
«Газета.ру», 5 декабря 2016
Взято здесь
aloban75.livejournal.com
Александр Родченко: искаженный ракурс — неповторимая фотография
Фотограф-авангардист, фотограф-новаторАлександр Родченко позволил зрителю смотреть на знакомые вещи под непривычным углом, создавая композицию картинки по своим правилам, далеким от традиционных канонов.
Родченко называют одним из основоположников конструктивизма, родоначальником дизайна и рекламы в СССР.
Александр Родченко
Отец будущего фотографа-авангардиста работал театральным бутофором. Он делал все, чтобы его сын получил «настоящую» профессию. В своих автобиографических записках Родченко писал:
«В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…»
В 20 лет будущий новатор все же бросил изучение медицины и занялся тем, к чему лежала душа: он окончил Казанскую художественную школу, а затем поступил в московское Строгановское училище.
«Mandolinplayer», живопись.
В 10-х годах прошлого века он достаточно успешно занимался абстрактной живописью, работал художником в театре и кино.
Немного позже он обратился к конструктивизму — «течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов».
«Галоши Резинотреста», плакат.
Фотографией Родченко занялся в 20-х годах, когда работая театральным художником и дизайнером, он столкнулся с необходимостью фиксировать свои работы на пленку.
Фотография очаровала Родченко! В первую очередь молодому фотографу была интересна композиция, влияние предметов друг на друга в одной плоскости.
«И это стоит столетья», иллюстрация к поэме В. В. Маяковского «Про это».
Родченко достаточно быстро заработал себе репутацию новатора, выполняя коллажи и фотомонтаж собственных работ и вырезок из журналов.
Впоследствии он подготовил иллюстрации для книг Маяковского. В частности для поэмы «Про это», которая положила начало новому жанру в фотографии.
Обложка первого издания поэмы В. В. Маяковского «Про это», 1923 г.
Излюбленными жанрами Родченко были портрет и репортаж.
Именно с ними фотограф и начал экспериментировать, создавая свои собственные каноны. Пример — серия фотопортретов Маяковского, которые были выполнены, так как захотелось художнику, а не так как это было принято.
Владимир Маяковский
Еще одним новаторством фотографа стал портрет крупным планом, ставший классикой жанра.
«Портрет матери», 1924 год.
«Портрет матери», полный кадр.
Родченко внес свой вклад и в жанр фоторепортажа: он впервые применил многократную съемку человека в действии.
Репортажные работы фотографа публиковались в самых популярных изданиях того времени: газета «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».
Путешествие Лили Брик из Москвы в Ленинград. Репортаж. 1929 г.
«Весной 1929 года Лиля Брик на автомобиле Маяковского «Рено» решила устроить автопробег «Москва-Ленинград».
Родченко был пассажиром-фотокорреспондентом. Отьехали верст 20 от Москвы и решили вернуться».
Визитной карточкой Родченко стали его фотографии, сделанные под непривычным углом, в искажающем ракурсе, приводящем предметы на фотографиях «в действие».
«Пожарная лестница», из серии «Дом на Мясницкой».
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката, 1925 г.
«Прохожий», 1926 г.
«Демонстрация», 1926 г.
«Мать за столом» (вариант), 1927 г.
Многие эксперименты Родченко для начала 30-х годов оказались слишком смелыми, поэтому художнику пришлось подстроиться под новые задачи и придержать свою страсть к экспериментам до лучших времен.
«Пионер-трубач», 1930 г.
Знаменитая фотография «Пионер-трубач», снятая с нижней точки, сегодня нам кажется совершенно безобидной, но в 30-е годы критики назвали модель фотографа «откормленным буржуа» и предложили пересмотреть свой взгляд на творчество.
Просматривая многочисленные работы Родченко, мне были интересны в первую очередь те, что выполнены в период с 1924 по 1930 год. У меня сложилось впечатление, что это было самое удачное время для художника и его творчества, время полное свободы и отсутствия запретов, время полное экспериментов и желания изобретать что-то новое и интересное, в первую очередь для себя.
Фото: www.club.foto.ru
VELVET: Ксения Альхмам
www.velvet.by
Александр Родченко — мастер фотоискусства
Советский мастер фотоискусства Александр Родченко известен как один из основоположников конструктивизма и создания совершенного нового направления – дизайна. В течение многих лет он работал вместе со своей женой художником Варварой Степановой, занимаясь одновременно фотографией, живописью, графикой, оформлением книг, скульптурой и рекламным дизайном.
В фотографии Родченко на первое место ставил документальность и реалистичность создаваемых изображений. Ему принадлежит новаторство в области экспериментов с ракурсной композицией кадра и точками фотосъемки.
Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году, его отец работал театральным бутафором. Поначалу он учился на зубоврачебного техника, но страстное увлечение живописью, в конечном счете, пересилило, и Родченко поступил в Казанскую художественную школу. Именно там он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой, с которой впоследствии он сделал множество совместных художественных проектов.
Родченко активно интересовался живописью и работал над созданием абстрактных композиций. Некоторое время он посвятил себя так называемому производственному искусству, которое предполагало создание утилитарных предметов без какого-либо художественного наполнения.
После революции 1917 года Родченко становится одним из секретарей профсоюза художников-живописцев в Москве, организуя необходимые условия для творчества молодых художников. В этот период он пробует свои силы в оформлении кафе «Питтореск» в Москве и одновременно заведует Музейным бюро. Его жизнь в искусстве – это постоянные эксперименты, связанные с созданием совершенно новых графических, живописных и пространственных проектов.
В живописи Родченко ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в области создания пространственных форм – складывающиеся и разбирающиеся конструкции из плоских картонных элементов. В начале 20-х годов он занимался преподавательской деятельностью, уча своих студентов основам создания многофункциональных предметов для повседневной жизни и общественных зданий.
Творческие эксперименты постепенно привели Родченко к фотографии, которую он посчитал совершенно необходимым средством выражения для любого современного художника. Его портретные и репортажные снимки, а также интересные коллажи с использованием, как собственных фотографий, так и вырезок из журналов, сразу же привлекли к нему внимание.
Фотоснимки Родченко начали печатать в таких изданиях, как «Вечерняя Москва», «Советское фото», «Даешь», «Пионер» и «Огонек». С репутацией новатора в фотоискусстве Александр Родченко вскоре получил предложение от Владимира Маяковского об иллюстрации его книг. Родченко сделал несколько фотомонтажей для оформления издания поэмы Маяковского «Про это» в 1923 году, что даже послужило началом возникновения нового направления современного искусства – иллюстрации книг и дизайна.
Фотография Владимира МаяковскогоСпустя два года на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже рекламные плакаты Родченко были удостоены серебряной медали. В это же время он обращается к классической портретной съемке в фотографии – портреты Маяковского, Асеева, Третьякова, Мельникова и других представителей искусства. В журнале «Советское кино» в 1926 году были также опубликованы его первые ракурсные снимки зданий, включая серии фотографий «Дом на Мясницкой» и «Дом Моссельпрома».
Что же отличало Александра Родченко от других фотографов 20-х годов? Дело в том, что для фотографии того времени было характерно создание изображений с горизонтальной композицией и прямолинейным ракурсом. На фотоснимках господствовали, главным образом, статичные скульптурные композиции, которые не вызывали у зрителя больших эмоций.
Родченко же первым в советской фотографии призвал отказаться от подобных догм в пользу изображений, максимально реалистично описывающих жизнь. Именно поэтому он постоянно экспериментировал с ракурсом и точками съемки, чтобы поймать тот или иной объект в тех моментах, которые бы составляли его суть, движение.
В фотографии Родченко стремился раскрыть содержание предмета или целого явления. Для этого он умело «играл» с ракурсами фотосъемки, использовал контрастные светотени и работал над оригинальным композиционным построением кадра.
Александр Родченко вошел в историю отечественной и мировой фотографии как автор уникальных снимков, сделанных под самыми различными углами, в необычном и непривычном для человеческого глаза ракурсе. Он считал, что каждый фотограф должен «снять с глаз пелену, называемую — «с пупа»… и снимать «со всех точек, кроме «пупа», пока не будут признаны все точки».
В 30-е годы Александр Родченко работал фотокорреспондентом издательства Изогиз и художником-оформителем журнала «СССР на стройке», что позволило ему поучаствовать в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где он сделал серию репортажных снимков. После ряда государственных пропагандистских проектов, навеянных духом времени и революционным романтизмом, Родченко заинтересовался спортивными съемками и фотографией необычного мира цирка.
В послевоенные годы от фотографии он вернулся к живописи и художественному оформлению. Однако его оригинальное творчество вскоре вошло в конфликт с позицией официальных властей и в 1951 году Родченко исключили из Союза художников.
Александр Родченко скончался в декабре 1956 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище. В фотографии его нередко сравнивают с Эдвардом Вестоном и Тиной Модотти. Во многом созданная при его участии школа советской фотографии открыла множество новых выдающихся имен — Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Борис Игнатович и других.
В 1998 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная выставка работ Александра Родченко, вобравшая в себя все его лучшие проекты в области живописи, графики и фотографии.
www.fotokomok.ru
Истории великих фотографов. Александр Родченко. —
Из жизни первого русского дизайнера и мастера фотографии
fotobiz.pro начинает большой проект “50 важнейших фотографов современности”. Мы расскажем о фотографах, которые оказали большое влияние на становление фотографического искусства. Об авторах, которые своими работами формировали понятие “современная фотография”. О великих мастерах своего дела, знать имена и работы которых просто необходимо.
Странно, но большинство коммерческих фотографов не задумываются о корнях своей профессии, ориентируясь в работе лишь на коллег или на пару случайно знакомых имён. Но ведь этом смысле, наша профессия мало отличается от профессии, скажем, художника. Спросите мастера кисти, знает ли он кого-нибудь из известных художников — скорее всего, в ответ вы услышите небольшую лекцию о живописи, в которой собеседник расскажет о своих любимых художественных стилях, школах, скорее всего сопроводит рассказ массой дат, фамилий и ссылок на работы. Да, большинство художников имеют специальное образование (хотя бы на уровне художественной школы), где узнают обо всём этом. Но в большей степени это, разумеется, самообразование. Художникам необходимо знать глобальный контекст, потому что создавать работы в отрыве от творчества великих мастеров, без знания азов, невозможно. Так почему же фотографы мыслят иначе?
Первый профессионал в нашем списке — великий русский художник и фотограф Александр Родченко.
Даже если попытаться описать деятельность Александра Родченко исключительно в #тегах, получится несколько страниц текста. Важнейший участник русского авангарда, художник, скульптор, график, фотограф… И многое другое.
Родченко родился в Санкт-Петербурге, учился в Казанской художественной школе им. Фешина, там же познакомился с будущей женой — талантливым художником Варварой Степановой. Впоследствии занимал ряд важных должностей, среди которых, пост председателя института художественной культуры (на этом посту он сменил другого великого художника — Василия Кандинского)
“Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”
— таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Отвергая “украшательство” и идя против эстетических критериев искусства, они наделяли свои работы — от картин до архитектурных форм — множеством деталей, каждая из которых имела важную, конструктивную функцию. Отсюда и название одного из основных направлений их работы — конструктивизм. “Искусство будущего — говорил Родченко — не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч”.
Свою работу Родченко начинал во времена великих перемен: за окном было то, что впоследствии назовут ленинским советским проектом. Надежды на светлое коммунистическое будущее вдохновляли.
Родченко и фотомонтаж
Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа — он был фактически пионером этого искусства в России. Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР. Нужно понимать, что Родченко как истинный коммунист и сторонник советской власти старался направить свои способности на укрепление новых жизненных порядков, поэтому с удовольствием занимался пропагандистской деятельностью. Так, именно в технике фотомонтажа оформлены самые интересные и запоминающиеся агитационные плакаты того времени. Мастерски сочетая текстовые врезки, черно-белые фотографии и цветные изображения, Родченко занимался тем, что сейчас бы назвали дизайном плаката — кстати, его часто называют родоначальником дизайна и рекламы в России. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу “Про это”.
“Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский”
— говорил Родченко о знаменитой серии рекламы Моссельпрома, над которой они работали вместе с Маяковским.
Родченко и фотография
Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени. Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела. Ритмический рисунок, композиционно идеальное переплетение линий — всем этим он управляет мастерски. Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии — раскадровку. Родченко не боялся нарушать совсем недавно закрепившиеся фотографические каноны — делал портреты снизу-вверх или намеренно “заваливал горизонт”. Своим фотографичексим “глазом” он будто стремился охватить весь Советский Союз. Возможно, поэтому многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках.
Родченко продолжал свои эксперименты и после “смерти” авангардного проекта — но при соцреализме и Сталине это уже не поощрялось. В 1951 его даже исключают из Союза Художников и реабилитируют только в 1954 — за 2 года до смерти.
Сегодня имя Александра Родченко носит важнейшее образовательное учреждение в области визуальных искусств — “Московская школа фотографии и мультимедиа”.
Понравилось? Расскажите о нас другим фотографам
fotobiz.pro
Фотограф Александр Родченко
Родченко Александр Михайлович
(23.11) 5.12.1891, Петербург — 3.12.1956, Москва
Живописец, график, фотограф, дизайнер, педагог, член группы конструктивистов ИНХУКа (Институт художественной культуры), член группы «Октябрь», член Союза художников по секции графики
В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе, в 1916 году переехал в Москву. Выставлялся как живописец с 1916 года, один из организаторов профессионального союза художников-живописцев в 1917 году. С 1918 по 1922 работал в отделе Изо Наркомпроса (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения) как заведующий музейным бюро и как член художественной коллегии.
Одновременно разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 участвовал в важнейших выставках русского авангарда, в архитектурных конкурсах и работе комиссии Живскульптарх (комиссия по живописному, скульптурному и архитектурному синтезу). В текстах-манифестах «Все — опыты» и «Линия» зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917-18 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на черном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5х5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).
Одновременно с живописью и графикой занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920-21) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».
В 1920 стал профессором живописного факультета, в 1922 — 1930 годах — профессор металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские — Высший художественно-технический институт). Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. В 1920-1924 был членом ИНХУКа.
С 1923 работал как дизайнер универсального профиля. Занимался полиграфией, фотомонтажом и рекламной графикой (совместно с В. Маяковским), входил в состав группы ЛЕФ (Левый фронт), позднее был членом редакционной коллегии журнала «Новый ЛЕФ».
В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба».
С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).
В конце 20-х -начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927-28, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.
Один из организаторов и руководителей фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».
В 1932 вышел из «Октября» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.
Литература:
Chan-Magomedov S.O. Rodchenko. The complete work. London, 1986
А.М.Родченко и В.Ф.Степанова. (Из серии Мастера искусства книги). М., 1989
Alexandr M. Rodchenko, Varvara F. Stepanova: The Future Is Our Only Goal. Munich, 1991
А.Н.Лаврентьев. Ракурсы Родченко. М., 1992
Alexander Lavrentiev. Alexander Rodchenko. Photography. 1924-1954. KЪln, 1995
Александр Родченко. Опыты для будущего. М., 1996
Alexandr Rodchenko. (Published in conjunction with the exhibition Alexandr Rodchenko at the Museum of Modern Art). New-York, 1998
www.photographer.ru