Анна Шишова: «Усиление репрессий неминуемо»
На 33-м кинофестивале правозащитного кино (Human Rights Watch Film Festival), начавшемся в Нью-Йорке 20 мая, демонстрируется новый российский документальный фильм «Новое величие» (The New Greatness Case).
Это мировая премьера фильма режиссера Анны Шишовой о группе молодых людей в Москве, ставших жертвами изощренной провокации российских спецслужб. Против них было состряпано уголовное дело, которое проштамповали в суде. Все подсудимые были признаны виновными. Часть обвиняемых получили реальные тюремные сроки, других, в том числе и главную героиню фильма Анну Павликову, отправили под домашний арест. По мнению наблюдателей, нашумевшее дело «Нового величия» стало символом резкого ужесточения политических преследований внутри страны, «рифмующегося» с агрессией России против Украины.
Впервые за два года фестиваль HRWFF проходит в гибридном формате. Зрителей вновь приглашают в кинозалы, где будут показываться десять фильмов программы и где пройдут дискуссии с режиссерами.
Как всегда, в программу отобраны фильмы, касающиеся самых острых проблем человечества, в том числе нарушений прав человека в России и Китае, климатического кризиса, права на аборт. Фильмы демонстрируются в залах киноцентра независимого кино IFC и Линкольн-центра, давнего партнера фестиваля.
Фестиваль открылся фильмом «Бунт» (Rebellion), который прослеживает действия группы радикальных активистов экологического движения. Закроется он 26 мая фильмом из программы фестиваля Санденс «Джейнс» (The Janes), героини которого – участницы подпольной организации 70-х годов в Чикаго, помогавшие женщинам делать аборты.
Героиня «Нового величия» – Анна Павликова, которой на момент ее ареста было 17 лет. Ничего не подозревая, она обсуждала разнообразные темы с друзьями в чатах соцсетей и постепенно оказалась вовлечена в деятельность группы оппозиционно настроенных юношей и девушек.
Трое секретных агентов спецслужб, внедрившись в эту группу, получившую название «Новое величие», усиленно толкали ребят на путь прямых протестных действий с применением оружия и «коктейля Молотова». Но до каких-либо акций дело не дошло. Всю группу арестовали и бросили в тюрьму по сфабрикованным обвинениям в антиправительственном заговоре и экстремизме. Мать Анны Юлия активно включилась в протестное движение с целью освобождения дочери и ее друзей. Юлия, мать Анны Павликовой. Courtesy photoНаходившаяся под домашним арестом Анна Павликова и ее друг и соратник, активист Константин Котов, осужденный за неоднократное «нарушение правил проведения митингов», поженились в следственном изоляторе в 2019 году. Эта страница их жизни также нашла отражение в фильме.
«Храбрый и преданный своим героям фильм с невероятными сценами, – таково мнение одного из сотрудников фестиваля HRWFF Билла Ван Эсвельда. – Дело против ребят настолько гротескно, что ждешь с нетерпением каждого нового поворота сюжета».
Режиссер-документалист Анна Шишова родилась в Москве в 1986 году. В 2008 году закончила исторический факультет МГУ, в 2013-м – режиссерский факультет ВГИКа (мастерская неигрового кино Сергея Мирошниченко). Участвовала в программе творческих обменов с университетами Швеции и США. Автор-режиссер фильмов «Тихий океан», «Двигайся», «Катя», «На краю».
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал по сервису Zoom с режиссером Анной Шишовой, находящейся в Израиле.
Анна Шишова и Дмитрий Боголюбов. Courtesy photoОлег Сулькин: Наверное, имеет смысл начать с вопроса о 24 февраля. Как начавшаяся война повлияла на вас, на ваших героев и на судьбу фильма?
Анна Шишова: Я бы разделила ответ на две части. Есть фактическая сторона. Например, мы с семьей эмигрировали, сейчас находимся в Израиле.
О.С.: Это произошло недавно?
А.Ш.: В начале марта. А есть еще вещи, которые касаются не бытового плана, а психологического состояния и оценки того, что происходит. Команда фильма и его герои были внутри контекста того, что происходило в России и до войны. Конечно, мне сложно говорить за всех. Но могу сказать, что для всех нас это не стало сюрпризом. Снимая фильм, мы были свидетелями всего того ада, через который проходили наши герои. Так или иначе мы все чувствовали и понимали, что нарушения прав человека в России и тотальная несвобода выльются во что-то более серьезное и страшное.
О.С. То есть вы не были удивлены, когда началась война?
А.Ш.: Удивления не было. Конечно, был и остается шок, душа продолжает болеть, если говорить о моей семье. Что касается героев фильма, то Костя Котов, Анин муж, продолжает работать в правозащитной организации, одной из последних, которая распространяет правдивую информацию в России. Для него и семьи Ани война стала ужасом в череде ужасов, что вылилось в глобальную катастрофу.
О.С.: Как вы думаете, репрессии внутри России будут ожесточаться?А.Ш.: Да, этот процесс во время войны неминуем. Российские власти все более агрессивно реагируют на внутренние раздражители. Достаточно взглянуть на данные статистики. Число новых уголовных дел в отношении несогласных быстро растет.
Кадр из фильма «Новое величие». Courtesy photoО.С. Как вы узнали о деле «Нового величия»? Сообщалось, что вы в тот момент снимали видео для «Мемориала».
А.Ш.: Мы тогда снимали информационное видео для независимого правозащитного медиапроекта ОВД-Инфо. Они помогают политзаключенным и распространяют информацию о политических репрессиях. Там работают наши друзья. Им позвонили и сообщили о задержании группы молодых людей. И мы сразу поняли – это отличная тема для фильма.
О.С.: В одной англоязычной статье отмечается, что вы оказались «достаточно безумны» (crazy enough), чтобы взяться за этот проект. В чем именно состоял риск? Проявляли ли к вам «интерес» силовики и спецслужбы?
А.Ш.: Конечно, начинать съемки было очень страшно. Мы снимали одну из первых пресс-конференций – часть съемки вошла в фильм – на которой родители Ани рассказывали, как проходило ее задержание. У Ани есть старшая сестра Настя и у той есть маленький ребенок, полугодовалая в то время девочка Оливия. Они в момент ареста Ани находились в той же небольшой квартире в одном из спальных районов Москвы. Картина была такая: в пять утра в квартиру врывается наряд спецназа в количестве 10-12 человек, – в балаклавах, с автоматами.
Настя кричит: не надо, не шумите, здесь грудной ребенок! Аня взяла Оливию и протолкнула ее подальше под кровать. Ребенок проснулся, стал плакать. Настя легла на пол, чтобы собой отгородить дочку от пришельцев. Такой вот материнский инстинкт. Два спецназовца долго держали Настю на прицеле как какого-нибудь террориста или наркодилера. Ее заставили достать ребенка из-под кровати. Моей дочке с Димой было в тот момент столько же месяцев, сколько Оливии. Меня эта история потрясла, я ощутила, что все, происходящее в нашей стране, находится за гранью закона, за гранью морали. Я кожей ощутила угрозу и для моего ребенка. Никто в России не защищен. И я поняла, что наш долг сделать честный, объективный фильм.О.С.: Дело, о котором вы рассказываете в фильме, довольно необычное. Десять подсудимых и трое провокаторов, без которых никакого дела, скорее всего, не было бы. Похоже на эксперимент спецслужб, которые в ходе очередной «спецоперации» проверяют механизмы влияния на неокрепшие умы молодежи, из которых можно довольно легко «слепить» террористов.
А.Ш.: Воображаю такую картину. Люди в ФСБ сидят и думают: как нам работать с молодежью? С теми, кто ходит на митинги и протесты, все ясно. Эти ребята уже созрели, сформировали свои взгляды. А можно ли упредить их протест? Задушить протестные настроения на корню? И заодно понять, как они формируются? Эти люди сидят в Телеграме и ведут антиправительственные разговоры, надеясь зацепить кого-то из наивных и доверчивых ребят на этот крючок. Не зря они приняли новый закон об экстремизме, который идеально подходит под эти случаи.
Кадр из фильма «Новое величие». Courtesy photoО.С.: С началом войны резко усилилась эмиграция из России. Многие уезжают, как и вы, из опасения за свободу и безопасность, свою и своих детей, внуков. Как вы думаете, может ли эта новая волна оказывать реальное влияние на внутриполитическую ситуацию в России?
А.Ш.: Русские люди за рубежом могут свободно высказывать свое негативное отношение к войне. И пока в России работает Интернет, нужно использовать его, чтобы говорить правду о войне. Откуда эти пресловутые 80 процентов населения, которые, согласно опросам, поддерживают войну? В России много людей не поддерживают войну, но боятся об этом говорить. Я за них очень переживаю. Среди них много близких мне людей. Мы должны им помогать.
О.С.: Собираетесь приехать на премьеру в Нью-Йорк?
А.Ш.: Увы, нет. У нас у всех получены визы. У нас израильские паспорта. Но проблема в ковидных ограничениях на въезд в США. Мы привиты российской вакциной «Спутник», которую в мире не признают. А сделать новую прививку уже не успевали. Фильм должен представить Василий Полонский, наш добрый друг и замечательный журналист, который следил за этим делом с самого первого дня.
О.С.: Планируете продолжать снимать фильмы?
А.Ш.: Конечно, это же моя профессия.
О. С.: Есть конкретный проект?
А.Ш.: Есть. Но в целях безопасности героев детали сообщить не могу.
В Нью-Йорке показали документальный фильм о деле «Нового величия»
На правозащитном фестивале Human Rights Watch Film Festival в Нью-Йорке показали российский документальный фильм «Новое величие». Это мировая премьера фильма режиссера Анны Шишовой о группе молодых людей в Москве, ставших жертвами провокации российских спецслужб. Показы прошли 24 и 25 мая. Картина создана при поддержке Настоящего Времени.
Главной героине «Нового величия» Анне Павликовой на момент ареста было 17 лет. Ничего не подозревая, она обсуждала разнообразные темы с друзьями в чатах соцсетей и постепенно оказалась вовлечена в деятельность группы оппозиционно настроенных юношей и девушек. Трое секретных агентов спецслужб, внедрившись в эту группу, получившую название «Новое величие», усиленно толкали ребят на путь прямых протестных действий с применением оружия и «коктейля Молотова».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
В Москве вынесли приговор по «Новому величию». Все о деле
Всю группу арестовали по обвинениям в создании «экстремистского сообщества»: Руслан Костыленков получил семь лет колонии общего режима; Петр Карамзин – шесть с половиной лет колонии общего режима; Вячеслав Крюков – шесть лет колонии общего режима.
Остальные четыре фигуранта дела получили условные сроки: Максим Рощин – шесть с половиной лет условно; Дмитрий Полетаев – шесть лет условно; Мария Дубовик – шесть лет условно; Анна Павликова – четыре года условно.
Режиссер-документалист Анна Шишова родилась в Москве в 1986 году. В 2008 году окончила исторический факультет МГУ, в 2013-м – режиссерский факультет ВГИКа (мастерская неигрового кино Сергея Мирошниченко).
Корреспондент русской службы Голоса Америки Олег Сулькин побеседовал с Анной Шишовой о картине.
Анна Шишова– Как вы узнали о деле «Нового величия»?
– Мы тогда снимали информационное видео для независимого правозащитного медиапроекта «ОВД-Инфо». Они помогают политзаключенным и распространяют информацию о политических репрессиях. Там работают наши друзья. Им позвонили и сообщили о задержании группы молодых людей. И мы сразу поняли – это отличная тема для фильма.
Нас представили родителям Ани Павликовой, и у нас сразу случилась дружба со всей ее семьей. Мы были очарованы ими. В тот момент они были в состоянии полной растерянности. Открытые, наивные, совершенно удивительные люди. Мы решили проходить весь путь вместе. И сегодня мы с ними хорошие друзья.
– В одной англоязычной статье отмечается, что вы оказались «достаточно безумны», чтобы взяться за этот проект. В чем именно состоял риск? Проявляли ли к вам интерес силовики и спецслужбы?
– Конечно, начинать съемки было очень страшно. Мы снимали одну из первых пресс-конференций – часть съемки вошла в фильм, – на которой родители Ани рассказывали, как проходило ее задержание. У Ани есть старшая сестра Настя, и у той есть маленький ребенок, полугодовалая в то время девочка Оливия. Они в момент ареста Ани находились в той же небольшой квартире в одном из спальных районов Москвы.
Картина была такая: в пять утра в квартиру врывается наряд спецназа в количестве 10-12 человек – в балаклавах, с автоматами. Настя кричит: «Не надо, не шумите, здесь грудной ребенок!» Аня взяла Оливию и протолкнула ее подальше под кровать. Ребенок проснулся, стал плакать. Настя легла на пол, чтобы собой отгородить дочку от пришельцев. Такой вот материнский инстинкт.
Два спецназовца долго держали Настю на прицеле, как какого-нибудь террориста или наркодилера. Ее заставили достать ребенка из-под кровати. Моей дочке с Димой (Дмитрий Боголюбов, документалист – НВ) было в тот момент столько же месяцев, сколько Оливии. Меня эта история потрясла, я ощутила, что все происходящее в нашей стране находится за гранью закона, за гранью морали. Я кожей ощутила угрозу и для моего ребенка. Никто в России не защищен. И я поняла, что наш долг сделать честный, объективный фильм.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Признаки жизни: Политзеки
– Дело, о котором вы рассказываете в фильме, довольно необычное. Десять подсудимых и трое провокаторов, без которых никакого дела, скорее всего, не было бы. Похоже на эксперимент спецслужб, которые в ходе очередной «спецоперации» проверяют механизмы влияния на неокрепшие умы молодежи, из которых можно довольно легко «слепить» террористов. Что это было, на ваш взгляд?
– Воображаю такую картину. Люди в ФСБ сидят и думают: как нам работать с молодежью? С теми, кто ходит на митинги и протесты, все ясно. Эти ребята уже созрели, сформировали свои взгляды. А можно ли упредить их протест? Задушить протестные настроения на корню? И заодно понять, как они формируются? Эти люди сидят в телеграме и ведут антиправительственные разговоры, надеясь зацепить кого-то из наивных и доверчивых ребят на этот крючок. Не зря они приняли новый закон об экстремизме, который идеально подходит под эти случаи.
– С началом войны резко усилилась эмиграция из России. Многие уезжают, как и вы, из опасения за свободу и безопасность, свою и своих детей, внуков. Как вы думаете, может ли эта новая волна оказывать реальное влияние на внутриполитическую ситуацию в России?
– Русские люди за рубежом могут свободно высказывать свое негативное отношение к войне. И пока в России работает интернет, нужно использовать его, чтобы говорить правду о войне. Откуда эти пресловутые 80 процентов населения, которые, согласно опросам, поддерживают войну? В России много людей не поддерживают войну, но боятся об этом говорить. Я за них очень переживаю. Среди них много близких мне людей. Мы должны им помогать.
– Собираетесь приехать на премьеру в Нью-Йорк?
– Увы, нет. У нас у всех получены визы. У нас израильские паспорта. Но проблема в ковидных ограничениях на въезд в США. Мы привиты российской вакциной «Спутник», которую в мире не признают. А сделать новую прививку уже не успевали. Фильм должен представить Василий Полонский, наш добрый друг и замечательный журналист, который следил за этим делом с самого первого дня.
– Планируете продолжать снимать фильмы?
– Конечно, это же моя профессия.
– Есть конкретный проект?
– Есть. Но в целях безопасности героев детали сообщить не могу.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Как в России судят школьников. Премьера сериала «Адвокаты»
Режиссер-документалист рассказывает о российском подростке, которого якобы подставил путинский режим
В 17 лет Анна (Аня) Павликова была интровертным, начитанным подростком, который любил животных и экологию и беспокоился об изменении климата. Она была хорошей ученицей и планировала продолжить свои академические интересы после окончания школы.
Однажды в марте 2018 года ее жизнь внезапно изменилась. Ее арестовали в Москве и обвинили в членстве в экстремистской группе, планировавшей насильственное свержение правительства Российской Федерации.
Новый документальный фильм показывает, как группа якобы была сфабрикована ФСБ, российской службой внутренней и контрразведки. Согласно фильму, Павликова и ее друзья попали в ловушку, обвинение фиктивное. Невольные пешки, они были созданы как часть плана по запугиванию любого, кто посмеет поставить под сомнение режим президента Владимира Путина.
Павликову посадили в тюрьму вместе с девятью другими участниками так называемого движения «Новое величие». Пока громкое дело затягивалось, Павликову то держали в СИЗО, то под домашним арестом. Ее физическое и психическое здоровье быстро ухудшалось.
Все 10 участников группы признаны виновными. В августе 2020 года большинство из них были приговорены к шести или семи годам лишения свободы. Другие, в том числе Павликова, получили от четырех до шести лет условно. Двое участников признали себя виновными и заключили сделки, а один участник сбежал в Украину в октябре 2019 года, где попросил политическое убежище. (В январе 2021 года приговоры двум членам группы были немного смягчены. )
Get The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылкиРегистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
По условиям условного наказания Павликова отбывает четыре года под домашним арестом. К тому времени, когда она закончит, она потеряет свободу в общей сложности почти на семь лет.
Документальный фильм Анны Шишовой «Дело о новом величии» рассказывает о Павликовой и ее семье, изображая их испытания в духе Кафки. Она подчеркивает ранее неиспользованную силу, которую они используют, чтобы справиться.
Премьера фильма состоялась на кинофестивале Хьюман Райтс Вотч в Нью-Йорке в мае, и в настоящее время его показывают в Финляндии. Его покажут 25 и 27 июня в рамках Sheffield DocFest в Великобритании.
«Дело о новом величии» также представляет тревожные шаги, которые, как сообщается, предпринял и продолжает предпринимать Путин для подавления свободы слова и политической оппозиции.
Путин преследовал не только видных оппозиционных политиков, таких как Алексей Навальный и Борис Немцов. По словам Шишовой, в последние годы он также расправился с молодыми людьми, которые начали выходить на улицы и в Интернет, чтобы мирно протестовать и призывать к более свободной России.
Чтобы закончить свой фильм и из соображений безопасности, 36-летняя Шишова бежала из Москвы в Израиль в начале марта вместе со своим мужем, режиссером Дмитрием Боголюбовым, и их маленькой дочерью. Сосредоточившись на создании фильмов с критикой путинского режима с 2014 года, Шишова и Боголюбов считали, что живут в долг в родной Москве. Как только российские войска пересекли границу с Украиной в конце прошлой зимы, семья собрала несколько чемоданов и села в самолет.
Режиссер Анна Шишова (Дмитрий Боголюбов)
Хотя семья оставалась в России до этого года, супруги рассказали, что ситуация для независимых кинематографистов резко изменилась в 2014 году, когда они поняли, что путинская пропагандистская машина заработала на полную мощность.
«Как режиссер-документалист я понял, что работать на государственные телеканалы или брать с них деньги не вариант. Это была суровая реальность для меня, когда я только что закончила киношколу», — сказала Шишова в разговоре с The Times of Israel из своего нового дома в Реховоте, к югу от Тель-Авива 9.0003
Рекламное объявление
Шишова и Боголюбов получили иностранное финансирование и вместе работали над «Делом нового величия» и «Городом славы» Боголюбова. Сняв два фильма, «Катя» и «На краю», которые были более личными и интимными по тону, Шишова поняла, что пришло время для нее сделать более острую, политическую работу.
«Мы должны были рассказать людям правду, чего от нас никто не хотел. Мы не могли действовать или делать вид, будто ничего не происходит. Репрессии, насилие и тоталитаризм росли с каждым годом, и нам нужно было что-то делать, несмотря на то, что мы не знали, на какой риск мы идем», — сказала Шишова.
Ветеран российского кинематографа и режиссер АртДокФеста Виталий Манский похвалил Шишову не только за качество ее нового фильма, но и за смелость.
Манский говорил с The Times of Israel из Риги, Латвия, где он жил с тех пор, как покинул Россию в 2014 году, чтобы быть «чистым» от любой связи с действиями российского режима.
«Смелость Анны наводит меня на мысль, что среди российских кинематографистов произойдут какие-то перемены. Многие из них боятся освещать такие темы», — сказал Мански.
Анна (Аня) Павликова на суде в Москве, Россия. Ее признали виновной в членстве в так называемом движении «Новое величие» и планировании насильственного свержения правительства президента Владимира Путина.
«Такие темы, как политическое угнетение, разрушение демократии, усиление тоталитаризма и упадок гражданского общества, не так популярны среди российских кинематографистов, как должны бы быть. Хорошо, что случай с «Новым величием» стал исключением», — сказал он.
Шишова впервые услышала о политзаключенной Павликовой и ее положении, когда в 2018 году ее пригласили на пресс-конференцию по делу Павликовой, которую проводила правозащитная группа «ОВД-Инфо», оказывающая юридическую и иную поддержку лицам, арестованным за выступления против российского режима . (ОВД-Инфо было объявлено «иностранным агентом», а его веб-сайт заблокирован российским государством в конце 2021 г.)
«Поворотным моментом для меня стало то, как отец Ани сквозь слезы рассказывает об ужасно жестоком аресте в квартире семьи. Это изменило меня. Это сломало меня. Это доказало, что система безумна, и я должна снять об этом фильм», — сказала Шишова.
Изображение со скрытой видеокамеры, использованной агентом ФСБ «Русланом Д.» для поимки Анны (Ани) Павликовой. (IV Films/The New Greatness Case
Павликова присоединилась к группе «Новое величие», играя в онлайн-игры и общаясь в социальных сетях с единомышленниками. Павликова интересовалась политическими дискуссиями, но особенно ей было интересно говорить о изменение климата. Она не знала, что группа находится под кибер-наблюдением ФСБ.0003
«У молодежи было очень популярно создавать онлайн-группы против Путина. Ничего особо необычного Аня не делала», — пояснила Шишова.
Но по мере того, как молодежь начала говорить больше, правительство начало принимать более жесткие меры против активистов — или даже против тех, кто невольно делился мыслями в социальных сетях или репостил фотографии, которые считались неприемлемыми, в частных блогах. Режим разработал средства кибер-ловушки, которые вылились в оффлайн.
«Эта девушка постарше по имени Маша привела Аню в группу. Маша была напористой и вела себя так, будто она лучшая подруга Ани. Аня была восприимчива, потому что не была популярна и не имела настоящих друзей. Она была рада вниманию», — пояснила Шишова. Режиссер сказала, что у нее есть подозрения, что Маша была каким-то осведомителем или агентом.
Сотрудник ФСБ «Руслан Д» на кадрах скрытой видеокамеры, используемой для поимки участников так называемого движения «Новое величие». (IV Films/The New Greatness Case
По настоянию члена группы Руслана Д. группа начала встречаться лично в McDonald’s, а затем в офисе. Павликова была самой молодой среди них.
Опрошен независимый следователь на камеру Шишовой показывает, что Руслан Д., заметно старше остальных, оплатил помещение (оснащенное секретными камерами) по поддельным документам, а также Руслан Д. придумал странное название «Новое величие» и убедил другим превратить группу в антипутинскую политическую организацию из 10 человек с уставом (все предпосылки для легального обвинения членов группы в мятеже).Остальных он научил делать коктейли Молотова и заснял, как они тренируются бросать их в заброшенное здание.
Казалось, никому из участников не приходило в голову, что в Руслане Д. есть что-то странное или экстремальное, и уж точно не то, что он может быть агентом ФСБ.
В фильме показано, как в 17 лет Павликова была явно наивной. Ее родители тоже. Они знали о членстве Павликовой в группе и познакомились с некоторыми другими, когда пришли навестить Павликову домой. По словам Шишовой, ее мать Юлия и отец Дима были просто рады, что у нее есть друзья.
Анна (Аня) Павликова в свадебном платье получает разрешение выйти из-под домашнего ареста и выйти замуж за осужденного правозащитника Костю Котова. (IV Films/The New Greatness Case
По словам Шишовой, «главной жертвой Руслана Д. стал Руслан Костыленков, который был лидером группы. Костыленков был сиротой, и Руслан Д. манипулировал им эмоционально, чтобы он смотрел на него как на отца».
Костыленков в фильме дает, по словам его адвоката, ложное признание после пыток. Его глаза опухли, а лицо в синяках. Его адвокат утверждал, что он был изнасилован полицией кухонным молотком для мяса, когда находился под стражей.
Шишова использовала кадры скрытой видеокамеры внутри места встречи группы и заброшенного здания, куда были брошены бутылки с зажигательной смесью. Она сказала, что они были представлены в качестве доказательств для суда, и она смогла получить их от защитника.
«Мы сказали им, что нам нужны кадры, но мы хотели сделать это легально. Они дали его нам с условием, что мы покажем его только после того, как приговор будет вынесен, и к тому времени он станет достоянием общественности», — сказал режиссер.
Шишова сказала, что ей было больно смотреть на ухудшение состояния Павликовой и ее мамы Юлии за годы съемок. Но в то же время вдохновляло наблюдать, как Джулия превращается — по необходимости — из аполитичной домохозяйки в яростного публичного защитника своей дочери и других политических заключенных. В какой-то момент Юлия объявила длительную голодовку, несмотря на хрупкое от рассеянного склероза здоровье. (Из постскриптума к фильму мы узнаем, что у истощенной Джулии после вынесения приговора дочери тоже обнаружили рак.)
Мать Анны (Ани) Павликовой Юлия протестует, требуя освобождения дочери, находящейся в заключении как политзаключенная. (IV Films/The New Greatness Case
Шишова сказала, что знала, что за ней наблюдает правительство, когда она снимала кадры для «The New Greatness Case».
«Было постоянное чувство страха и напряжения. Параноик. За нами определенно следили несколько раз. Еще я заметила, что, когда я фотографировала Юлю, стоящую с плакатом у Кремлевской стены, меня фотографировал агент в штатском», — рассказала Шишова9.0003
«Когда мы недавно бежали из России, я боялась, что российские пограничники опознают меня по специальному списку или по лицу, но, к счастью, этого не произошло», — сказала она.
Режиссер АртДокФеста Манский не только похвалил Шишову за ее фильм, но и поддержал ее решение покинуть Россию и переехать в Израиль.
«Сегодня выезд из России — это путь для документалиста, заинтересованного в том, чтобы говорить правду, чтобы продолжить свою работу», — сказал он
Киноинтервью: «Дело нового величия» — снято на камеру, но кто виноват?
Дэвид Д’Арк y
В анналах российских репрессий Дело о новом величии было проявлением чрезмерного убийства со стороны правительства — до тех пор, пока события этого года не дали новое определение чрезмерному убийству.
Российские силы пытаются захватить и контролировать территорию на востоке Украины, но когда дело доходит до российских судов, рассматривающих критиков режима, государство всегда побеждает.
Этот жестокий факт подтверждает документальный фильм Дело о новом величии , премьера которого состоялась на кинофестивале Хьюман Райтс Вотч в Нью-Йорке. Позже в этом месяце он будет показан на кинофестивале в Шеффилде в Англии.
36-летняя Анна Шишова сейчас переехала в Израиль, и ее документальный фильм рассказывает о судебном преследовании в 2018 году небольшой группы активистов в Москве, осужденных за преступления против государства на основании видеозаписей тайной полиции.
Зрители наблюдают за становлением предполагаемого заговора, когда 10 молодых (очень молодых) противников путинского режима под руководством трех агентов осуждают правительство и Владимира Путина, а затем обучаются изготовлению и бросанию коктейлей Молотова в заброшенном здании. Сеансы, в основном проводимые в небольших помещениях, записываются камерами наблюдения. Для активистов это означало тюремные сроки.
Человек из этой группы, за которой Шишова следит больше всего, — это молодая Анна Порискова, которой тогда было 17 лет, которая признана виновной и приговорена к более чем трем годам лишения свободы после формального судебного разбирательства. Мы наблюдаем, как судья шепчет приговор, не пытаясь быть услышанным. Родители Анны рискуют подвергнуться судебному преследованию, настойчиво и публично протестуя от ее имени. В конце концов, суд выпускает ее под домашний арест строгого режима, под которым она остается и по сей день — ей запрещено пользоваться телефоном или интернетом. И легко отделалась.
Новое дело величия , история о ловушке нескольких подростков, следует по стопам Ходорковского 2011 года , в котором исследуется заключение в тюрьму и возможное освобождение нефтяного олигарха-миллиардера, бросившего вызов власти Путина, и Навального 2022 года. , в котором рассказывалось о почти смерти от отравления, а затем о заключении в тюрьму популярного лидера диссидента. Разоблачение Шишовой дает глухой удар реальности — оно показывает густой узел суровости, жестокости и нечестности, царящих в российских судах. Действительно жестоко. Один из соподсудимых Анны без эмоций признается в суде после как минимум одного избиения, вероятно, после многих, с синяками и порезами на лице. Адвокаты молодого человека утверждают, что стержень молотка был засунут в задний проход его подзащитного, а пытки — обычная полицейская тактика. Родственники заключенных рассказывают, что подсудимым показывали метлу с презервативом на одном конце, чтобы побудить их к разговору.
В вольере, где сидят подсудимые, мы видим, как Анна теряет контроль над своими дергающимися руками. Оказавшись в тюрьме, говорит она, «через шесть месяцев ты перестаешь быть нормальным из-за той жизни, которую ты там живешь». Помимо оглашения приговора судьей вполголоса, это один из редких моментов преуменьшения в мрачном фильме, который показывает нам репрессивные дела, как обычно в Москве. Протестующих наказывают строгим тюремным сроком (более жестким, как говорят активисты, с тех пор, как началась война), а журналистов, которые документируют процесс, в конечном итоге заставляют замолчать, а иногда и убивают.
Тем не менее, для фильма, построенного на кадрах наблюдения, много драмы лежит за пределами свинцовых механизмов угнетения. Наряду с бедственным положением жертв и голой эстетикой фильма (если эстетика — подходящее слово для стационарной полицейской камеры), мы получаем обновленную информацию о Кафке с отрывками из чьего-то видения Алисы в стране чудес .
В фильме есть ряд странных поворотов и сюрпризов с предрешенным исходом наказаний и преследований. Иногда Дело о новом величии может показаться написанным по сценарию или просто преследуемым. Агенты на полицейских видео представляют собой призрачные существа, хотя они достаточно реальны, чтобы компьютерщик, поддерживающий обвиняемых, поместил одного из них на событие, которое произошло десятилетием ранее. Когда Анну, дергающуюся в суде с пустым взглядом птицы, судят и сажают в тюрьму, ее мать объявляет голодовку, становясь диссиденткой, которой уже не может быть ее заключенная в тюрьму дочь. Это настолько публично, насколько может быть протест в России; она заканчивает свой пост, когда ее здоровье начинает ухудшаться. Анна действительно возвращается в тюрьму в свадебном платье, но только на время, достаточное для того, чтобы выйти замуж за друга, который находится там, среди прочего, за публичный протест с матерью Анны. Я вспомнил великий роман Михаила Булгакова Мастер и Маргарита .
Сюрреалистические расцветы не всегда объясняются. Почему ФСБ (ранее КГБ) допустила голодовку матери так долго? Русских наказывают за то, что они делают гораздо меньше. И почему Шишовой разрешили использовать в своем фильме кадры полицейского наблюдения? Официальный ответ: видеозапись общедоступна, поскольку является доказательством, доступным как обвинению, так и защите.
Видеодоказательства напоминают нам то, что мы привыкли видеть в этой стране с полицейских нательных камер — когда они включены, то есть. Американские фильмы также были построены на кадрах тайного наблюдения. Например, в книге Кейт Дэвис и Дэвида Хейлбронера «9».0107 The Newburgh Sting (2014, HBO), пакистанский бизнесмен, работающий на ФБР (с собственной сомнительной историей), вовлекает четырех чернокожих мусульман, завербованных в заговор с целью взорвать синагоги. Камеры, фиксирующие террористический план в машине агента и дома, отслеживают операцию по захвату, наполненную моментами, которые кажутся взятыми из шпионского фарса. Все это было бы невероятно, если бы не камеры, чтобы задокументировать это. Если Адам Сэндлер не купил права на ремейк, он должен это сделать.
Режиссер Анна Шишова-Боголюбова и муж Дмитрий Боголюбов. Фото: IDFAВ канадском документальном фильме 2010 года Люка Коте и Патрисио Энрикеса «Вам не нравится правда: четыре дня в Гуантанамо » также есть видео с камеры наблюдения в центре. Мы видим допросы молодого заключенного канадского происхождения, захваченного в Пакистане, проводимые канадской командой (сотрудничающей с ЦРУ). Есть надежда, что мальчик может предоставить компрометирующую информацию канадцам, которые притворяются, что дружат с ним. Кадры были рассекречены властями Канады.
В Москве судебные процессы над Павликовой и ее коллегами освещались средствами массовой информации в России и за ее пределами до того, как разразился Covid и до того, как Россия вторглась в Украину. Новое величие Дело было предназначено для всеобщего обозрения демонстрацией чрезмерного убийства правительства — до тех пор, пока события этого года не изменили определение чрезмерного убийства. Теперь, когда в России замолчали неофициальные СМИ, мы подошли к тому моменту, когда независимым кинематографистам в России придется делать свои собственные секретные видеозаписи.
Перед кинофестивалем Хьюман Райтс Вотч в Нью-Йорке я узнал, что Анна Шишова с семьей переехала в Израиль. Мы с ней разговаривали по телефону во время премьеры фильма.
The Arts Fuse : Что было раньше? Была ли это идея снять фильм или это был доступ к видеозаписям, тайно сделанным полицией?
Анна Шишова : Это была идея. Вначале, еще до того, как мы узнали об этом случае, это был личный страх перед будущим. Вот что заставило нас сделать такой фильм, как мы потеряли эту свободу. Мы знали об этом деле, и нам очень повезло получить эти уникальные кадры, и все встало на свои места.
AF : Учитывая, что законные права столь многих людей в России нарушаются, казалось необычным, что эти записи, являющиеся неопровержимыми доказательствами, будут предоставлены защите. Можете ли вы объяснить, как и почему это произошло?
Шишова : Эта видеозапись была частью улики и была доступна команде защиты. Вот почему мы получили это, потому что мы работали вместе. Для обвинения эти кадры стали доказательством вины подсудимых. Если человек говорит: «Путин мне не нравится и я хочу его посадить», для обвинения это означает, что этот человек автоматически виновен в планировании свержения власти. Это нелепый кафкианский мир, где подобные вещи могут стать признаками вины.
Для нормальных людей, когда вы видите эти кадры, вы видите, что эти ребята не виноваты, но для людей, которые находятся внутри этой системы, это доказательство их вины.
За 10 или 20 лет правовая система в России дрейфовала в тоталитарном направлении. У нас много новых законов. Один из этих законов гласит, что если вы скажете что-то плохое против власти, вас могут посадить в тюрьму. Другой закон наказывает экстремистские организации, а это означает, что вы виновны, если говорите что-то против власти внутри группы.
Кадр из Дело о новом величии.AF : Как Дело о новом величии обрело форму? Поначалу интервьюировать различных людей, а также присутствовать в зале суда и в коридорах во время судебного процесса было бы совсем недорого. Вам не понадобился бы большой бюджет, чтобы начать фильм.
Шишова : Верно.
В Москве и других крупных городах у нас есть сообщество очень смелых людей, преданных своей борьбе против путинского режима. Это не просто правозащитники, это члены нашей команды. Это не тот документальный фильм, где можно колебаться. Наш ДП, я и мой муж [Дмитрий Боголюбов] очень долго работали без денег.
AF : Как только властям стало известно о том, что вы делаете, и о возможных последствиях того, что вы делали, или о их понимании этих последствий, пытались ли они помешать съемке фильма или помешать вам завершить его?
Шишова : На самом деле нам очень повезло. Этот процесс освещался в российской прессе, было много статей в европейских и американских СМИ. Когда мы снимали, я думаю, наши службы безопасности думали, что мы были просто одними из многих журналистов, которые освещали эту историю. Это было какое-то другое время. Теперь все изменилось, и такого рода съемки теперь сразу же попадут в поле зрения спецслужб.
У нас было несколько съемочных площадок, где за нами следили. Вы никогда ничего не можете знать. Мы до сих пор не знаем, входим ли мы в специальный список опасных людей, следят за нами или нет. Это вещи, которые вы никогда не сможете предсказать, пока не получите специальный сигнал или что-то в этом роде. До сих пор у нас не было проблем, просто несколько раз мы понимали, что за нами следят, что это не простые ребята, а люди из спецслужб.
AF : Вы бы предположили, что все оппозиционные группы в России проникли?
Шишова : Очень трудно сказать, почти невозможно сказать. Поэтому в фильме мы провели параллель со сталинским периодом. То, что происходит сегодня, не то же самое, но близко. Есть много людей, которые сотрудничают со спецслужбами за определенную плату. Или кого-то ловят на чем-то нехорошем, и поэтому он начинает сотрудничать со спецслужбами. Такого рода манипуляции очень распространены.
AF : Видеозапись наблюдения лежит в основе вашего фильма. Есть ли более ранний документальный фильм, который повлиял на вас, где кадры, подобные этому, послужили основой для истории или расследования?
Шишова : Это может показаться вам странным, но меня вдохновил фильм Сияние с Джеком Николсоном. Для меня отель в фильме имеет очень символическое значение. Это действительно страшное место, ловушка. Невинные люди попадают в это страшное место и оказываются в ловушке. Эта идея была для меня центральной: я хотел показать место, куда ты входишь и все меняется для тебя, откуда нет выхода или ты проходишь через какие-то тяжелые испытания, и твоя жизнь уже никогда не будет прежней. Для меня этот офис [наблюденный камерами в моем фильме] приобретает символическое значение — жизнь этих людей полностью изменилась, и после этого они уже никогда не будут прежними.
AF : Возвращение к Дело о новом величии . Когда у вас есть что-то столь же важное для вашего фильма, как кадры полицейского наблюдения — с их визуальными ограничениями и драматическим подтекстом — как это влияет на ваш фильм? Определяет ли это как форму, так и содержание?
Шишова : Мне нравится находить что-то символическое в самых обычных образах. В этом кадре есть даже какая-то злая красота, и это мне очень интересно, с художественной точки зрения. Когда ты обнаруживаешь что-то символичное и страшное и красивое в самых обычных вещах – как этот стол и этот стул и этот самый обычный парень [агент полиции Руслан Д. ].
AF : Вы сейчас в Израиле. Когда вы решили уехать из России и почему?
Шишова : На самом деле мы решили уехать из России около шести лет назад, когда мы с мужем — тоже кинорежиссером — делали наш предыдущий проект Город славы , фильм о военной пропаганде в маленьких провинциальных городках России . Мы можем видеть результаты этой пропаганды в войне, которая продолжается. Когда мы начали снимать этот проект, мы поняли, что начинаем делать действительно опасные вещи.
Я наполовину еврей, моя мать еврейка, и мы поняли, что нам нужно какое-то место, чтобы сбежать, когда ситуация станет опасной. Так мы получили израильские паспорта и гражданство. Потом мы ждали, пока оставаться в России стало совсем невозможно. Война началась до того, как мы закончили Дело о новом величии , но мы поняли, что, как только фильм выйдет, мы окажемся в реальной опасности.